Чаевые позволяют стать желанным гостем в ресторанах, любимчиком таксистов и лучшим другом всех портье. Но правила этикета соблюсти непросто.
Пройдите тест о культуре чаевых в разных странах и узнайте, сможете ли вы отблагодарить деньгами и никого не задеть:
Valeriy, я действительно не работал за чаевые и мне кажется работа за 10к - это не проблема клиентов, а проблема работающих и их нанимателей.
Требуйте нормальную зарплату у своих работодателей, устраивайте забастовки, не работайте за чаевые - это лично ваши проблемы, а не чужие.
No-Fate, обычно такие комментарии оставляют те, кто приехал чуть раньше
Чтобы оставлять чаевые нужно быть самому обеспеченным. А когда итак с трудом заработанная сумма на отпуск рассчитана четко чтоб охватила на все основные достопримечательности и еду, то какие уж тут чаевые.
Даниил, это хорошо. раньше с трудом заработынные деньги пытались отбить забирая полотенца и туалетную бумагу из отеля. Теперь только чаевые не оставляют
Игорь, туристическая масса неоднородна.
Чаевые, по моему мнению, это плата за обслуживание сверх нормативного. Если официантка не старалась, то за что ей платить?
Андрей, канкан не танцевала и на коленках не сидела ?
В кафе бываю не часто, но прям приятный сервис был раза два - тогда хотелось на чай оставить. А когда в Иль патио сначала пол часа ждешь официанта, потом час ждешь заказ и потом еще два часа счет. Ну за что? Вы мне просто еду принесли. Я когда в первый раз пришла, спросила, что заказать. Мне сказали, что у них все вкусно. Ну вот за это им платить? Они меню вообще знают?
Ира, а люди, которые оставляют чаевые что вам сделали, чтобы с ними не общаться?)
PS. Оставляю чаевые, в том числе на мойке и шиномонтаже, курьеру яндекс.еды или озон и т.д. Мне не жалко. В итоге, совпадение или карма, но мне всегда везде рады, никогда не сталкивался с хамством. В заведениях, где часто бываю - встречают, как дома. Всегда стараются помочь и часто делают больше, чем должны. И даже на кассе в пятёрочке улыбаются.
Стараюсь оставлять чаевые, если обслуживание понравилось. Обычно ополо 5-10%, в зависимости от суммы чека.
А теперь, с Вашего позволения, я напишу наконец-то про то, как устроена оплата труда ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО официанта:
Город Москва, 85-100 рублей в час. Смена в среднем 12-15 часов. 15-20 смен в месяц. Зарплата в среднем, 20000 после всех вычетов, а именно: бой посуды 1000 + штрафы на усмотрение начальства (чаще субъективные). Вычеты чаще бывают и гораздо больше. В 13-м из 50-и лучших ресторанов Мира, я получал вообще не больше 3000 за 20-25 смен. Всё из-за не понятных штрафов и прочих вычетов на ремонт инвентаря или чего-то ещё, о чём знают только менеджеры (которых штрафует управляющая на 5000 за раз, а зп у них 80-100. Вот они и копят свою зп из наших штрафов).
А теперь про чаевые:
В заведениях выше среднего уровня, не стану их называть, в основном это холдинги и сети ресторанов премиум класса. Гости в большинстве своём с доходом от 400-500 т.р. в месяц, селебрити, бизнесмены, депутаты. Проще будет описать среднюю сумму чека: 50% посидят на 4-5 тысяч, 30% на 10000 и 20% на 50-100 т. р. Каждый день бывают столы и по 100-150 т.р.
Всё это я к чему? - большинство тех, кто читают ТинькоффЖурнал - будут крайне возмущены тем, что ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОФИЦИАНТ может зарабатывать в месяц 170-200 т.р. И это только чаевые, которые цитата "обеспечивает ресторан", а вся зп уходит на непонятные штрафы, чтобы менеджеры не сдохли с голоду. Но это не везде, конечно. За может быть и 20 максимум + мотивация за продажи аквариума либо рыбы, но не более 50 если ты суперпродажник.
Почему я большими буквами пишу ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ?
Потому что за эти деньги, этот ценный кадр должен: сначала отработать не менее 5-6 лет в заведениях попроще, чтобы алгоритм обслуживания был доведён до такого автоматизма, как Вы умеете ходить или жевать. + Необходимо ежедневно знать постоянно изменяющееся меню, сезонные предложения, Стоп-Лист (чего сегодня нет в наличии из меню). Идеальное, от зубов отскакивающее, знание меню до каждого ингредиента, т.к. сейчас много гостей с непереносимостью глютена, лактоза и т.п. (да, мы называем Вас гостями, не клиентами, клиенты у девочек в сауне)
Вычесть из чаевых: 10% Бармену, 1000-2000 на мойку, натирщиков и ранеров (специально обученные люди, которые собирают заказ на кухне и доносят его до зала). Бывают заведения и с вычетом 10% на менеджеров.
Как получаются 170 в месяц? 20 смен по 8500 чистыми. Это без учёта зп (в среднем 3000), но с учётом возможности, которая выпадала нам на бригаду раз в квартал выиграть премию за продажу аквариума (в среднем 100000 на 4х, кто больше всех из 8и бригад напродают крабов, гребешков, устриц и т.п.)
Незнание меню карается переводом в стажёры на неделю, с доходом 10% от дохода твоей бригады.
Так что требования за такие достаточно немалые деньги - достаточно высокие.
И самое главное:
Вот все пишут, что официанту за это деньги платят. Нет. Цифры я Вам обозначил выше. А деньги ему платите Вы, но только после того, как он выполнил свою работу хорошо. Иначе, как во Франции, никто бы не предоставлял высокого сервиса. Если я булу заранее получать 10% с Вашего чека, согласитесь - я уже не буду так стараться обслужить Вас на высшем уровне, предугадать Ваши желания, не перекормить Вас и просто создавать хорошее настроение в этот день или ещё сложнее вечер. Одно моё неверное слово, не та интонация или неправильно рекомендованное блюдо испортят Вам настроение и желание ходить в любые заведения общепита. А хорошо готовить сам мало кто сейчас умеет. Да, Вы конечно не придёте к нам больше, но зато придут другие. Те, кто ценят труд другого человека.
Поэтому все европейцы удивляются сервису в России, т.к. у них там всё включено и ребята особо не стараются, а у на не так, у нас наоборот, гости становятся всё капризнее, а с ы всё профессиональнее.
А человека, его воспитанность и зрелость, хорошо показывает то как он обращается с официантами, подчинёнными.
Благодарю за внимание.
И ещё, забыл добавить - обязательное знание английского. В заведениях попроще - хотя бы на уровне принятия заказа, в премиум классе - свободный, благо по утрам перед сменой даёт уроки нанятый рестораном прЕпод.
И к слову о достойной оплате труда работодателем:
Ну Вы ведь все тут в большинстве своём финансово грамотные люди и отлично понимаете что есть такое себестоимость. И если нам будет платить работодатель, хотя бы 5% от чека - то прибавляйте эти 5% к конечной стоимости каждого заказанного Вами блюда и вычитайте уровень сервиса, который везде станет средним. Зачем стараться если Вы в любом случае заплатите. Вы когда-нибудь замечали разницу между тем как Вас обслуживают на банкете (чай = 10% если оплата налом и 13-15 если безнал) и как Вас обслуживают аля-карт, когда чай это всегда сдача в папке для счетов?
Марат, так может просто нормально платить официантам, чтобы от чаевых не зависеть? В Азии работает.
Марат, а мне в штатах больше нравятся официанты, чем у нас.
Более раскрепощенные, и посоветуют что-то и перекинутся с тобой парой слов, итд.
И это в обычных местах, а не тех куда ходят селебрити :)
Anton, да, у них это в крови, всегда smile) а если Вы об этом, то одинаково хорошо стараюсь обслужить любого гостя, кем бы он не казался с первого взгляда и какой бы заказ не сделал. Это уже как-то автоматически получается))
Принципиально не оставляю чаевых. Кто вообще придумал этот бред. Если без чаевых будет типа плохое обслуживание - забыли про конкуренцию? Уйти можно к любому конкуренту быть то такси или ресторан, и вас хорошо обслужат. Бороться за клиента должен не клиент а бизнес
Артем, официанту пофигу уйдёшь ты или нет.
K, разве? не придет клиент вновь, останется заведение без денюшки и соответственно без оплаты труда персоналу.
Андрей, это если какое-то совсем заведение "на районе", куда ходят одни и те же местные люди. Подозреваю, что они как раз оставлять будут. В обычном же ресторане текучка. В Дикси продавцов вообще не интересует - придёшь ты или нет в следующий раз, поэтому пакет тебе будут предлагать без улыбки и уважения. И кассирша и официант не думают о прибыли и собраниях акционеров. Их дело получать бабло сейчас и здесь. Владелец платит им по 10к в месяц, а остальное чаевые.
Если тебе обслужили нормально, а ты зажал чаевые, то значит украл их у официанта. Зачем такой гость нужен ?
Андрей, нет, на мой взгляд, быть глупым не правильно
Ира, хамка вы
Anna, Илон Маск ЮжноАфриканец:))
Ира, зачем же тогда вас облизывать? Навалили на тарелку и под нос сунули. Не устраивает - в Макдак идите
Plan, откуда вам знать про эмоции персонала при получении чаевых, если вы выше пишете, что за чаевые не работали ? Любите фантазировать ?
Anna, если бы было принято, то оставлял бы, да.
Всегда по возможности оставляю чаевые, 5-20% от стоимости заказа. Достаточно того, чтобы обслуживание было приятное и комфортное
Ира, чаевые - благодарность за приятный сервис. Вопрос не в том, кто кому обязан, а в уважении к чужому труду. Сама всегда стараюсь оставить на чай, сразу и у официанта настроение улучшается, и появляется стимул работать
K, вам что 5 р на чай зажали?)
Anton, вы и в пятерочке чаевые оставляете? оооо....
Anna, всё правильно, - включайте режим "я не понимаю". Вы, конечно, не понимаете, чем работа официанта отличается от работы кассира.
Ира, это уже крайняя степень нищебродства
worker999 all time, никуя они не несут))) что оставляй, что не оставляй - все едино
Олег, вам напрасно так кажется. В работе официанта как раз учтено, что чаевые будут платить.
В мясном ресторане "Скотина" в Краснодаре
Таксисту на чай? Он же меня не за стоимость бензина везет. Там все в цену включено, в том числе его зп.
Наталья, вам премию платят за выполненный план ? Если нет, то вы работаете на плохой работе, кторая не зависит от результата, если да, то зачем, казалось бы, вам платить, если вам и так платят зарплату.
Наталья, лол. Да, за 99 или сколько-то там рублей всё включено. Именно поэтому они по 18 часов в сутки работают.
K, за 99 р. сейчас даже в Яндексе в райцентре никто и с места не сдвинется.
Если мелочевка какая-нибудь остаётся то оставляю, а чтобы по процентам от стоимости, нет.
Сам работал в сфере обслуживания. Экскурсии и шоу программа. И никогда не понимал, почему экскурсоводу на чай не принято, а официанту извольте. Хотя и тот и тот просто делают свою работу. Много раз благодарят словесно, пишут отзывы,но чаевые дали всего лишь раз. А отзывы к сожалению в нашей организации на зп не влияют