Как мне удалось привить сыну любовь к классической музыке
В младенчестве сын засыпал под произведения Моцарта. В два года полюбил электронную танцевальную музыку и попсу. А в три начал отдавать предпочтение Бетховену и Прокофьеву.
Я люблю классическую музыку и еще во время беременности решила, что попробую заинтересовать ею сына. Планировала включать свои любимые мелодии и надеялась, что он тоже будет ими наслаждаться. Все оказалось сложнее.
В статье расскажу, как я развиваю у ребенка музыкальный вкус, зачем это делаю и как в итоге относится к музыке сын.
Как музыка влияет на детей
Включать музыку ребенку можно с первых дней и даже раньше — с третьего триместра беременности: исследования показывают, что малыши способны запомнить музыку в утробе и узнать ее после рождения.
Музыка не только развлекает ребенка, но и может быть для него полезна. Вот несколько причин, по которым мне показалось важным с младенчества включать мелодии сыну.
Музыка регулирует эмоциональное состояние ребенка. Уже в возрасте нескольких дней младенцы различают эмоционально позитивные и негативные мелодии. Я убедилась в этом на своем опыте: после прослушивания некоторых мелодий мой сын становился раздражительным, а другие, напротив, улучшали его настроение.
При прослушивании музыки частота сердечных сокращений становится более регулярной, дыхание — ровным. Уровень кислорода в крови повышается. Такой вывод в своем исследовании сделала профессор из Исландии Хельга Рут Гудмундсдоттир.
Я заметила, что, если включить музыку, когда сын плачет, он успокаивается быстрее.
Музыка роль нейростимулятора. По результатам многих исследований музыка помогает детям интеллектуально развиваться.
Не могу сказать, что музыкальные композиции, которые мы слушали вместе, заметно повлияли на моего сына: на плановых осмотрах педиатр говорил, что он развивается согласно своему возрасту.
Музыка может ускорить развитие речи. При рождении дети способны слышать биение в ритмических звуковых последовательностях. В семь месяцев они различают разные ритмы, и в течение первого года жизни навык формируется окончательно. Язык, как и музыка, имеет четкие ритмические паттерны. Благодаря синхронизации слогов дети различают звуки, которые лежат в основе речи.
Мой сын долго произносил только отдельные слова, и я начала переживать. Но в полтора года он начал составлять предложения. К двум годам уже бегло говорил. Не знаю, повлияла ли на это музыка, но, думаю, что определенный вклад внесла.
Какой должна быть музыка для детей
Младенцы любят не только колыбельные, но и более сложные композиции. Например, им нравится ритмичная музыка, и танцевать под нее они начинают в младенчестве: сначала машут руками и ногами, потом добавляют ритмичные кивания головой, а затем подпрыгивают. Выбирая репертуар, ученые советуют руководствоваться собственными вкусами и предпочтениями детей.
В первые месяцы желательно, чтобы громкость и интенсивность звука резко не менялись, темп был медленным, а отрывки повторялись. Для маленьких детей оптимальны 45 децибел, что эквивалентно разговорной речи.
Чтобы определиться с первыми мелодиями, которые будет слушать мой ребенок, я обратила внимание на исследования. Вот каких композиторов я в итоге выбрала и почему.
Вивальди. Музыка эпохи барокко, к которой относятся произведения композитора, успокаивает детей, в том числе находящихся в утробе. Идеальной считается та, что исполняется на струнных инструментах.
Моцарт. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента. После прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепиано K. 448 в течение 10 минут испытуемые демонстрировали лучшие навыки пространственного мышления, чем те, кто изначально работал в тишине. Это назвали эффектом Моцарта.
Позднее влияние сонаты изучали другие ученые, но не все подтвердили результат. Эффект варьировался и во многом зависел от поставленных задач. Тем не менее потенциально прослушивание музыки Моцарта могло принести пользу сыну — и я решила попробовать.
Бетховен. Студенты колледжа, слушавшие Концерт № 5 для фортепиано с оркестром ми-бемоль, показывали лучшие результаты при выполнении заданий на запоминание и справлялись с ними быстрее, чем те, кто слушал рэп. Вероятно, подобным образом музыка Бетховена действует и на детей.
Как я познакомила сына с классической музыкой
Будучи беременной, я вводила в поисковой строке «Ютуба» что-то вроде «спокойная классическая музыка» и слушала треки из предложенных вариантов.
Иногда заходила на канал Just Instrumental Music. Большая коллекция инструментальной музыки разделена там на плейлисты. Есть как композиции великих музыкантов, так и подборки, например, расслабляющей фортепианной или скрипичной музыки. Я замечала, что у меня эта музыка снимала тревожность.
Когда сын родился, я продолжила слушать музыку вместе с ним. Скачивала на телефон спокойные композиции Моцарта и включала сыну перед сном — он переставал капризничать и засыпал. Но по мере его взросления способ перестал работать.
А примерно в два года сын начал возмущаться при звуках Моцарта и Бетховена и просил включить Little Big и Blackpink: этих исполнителей он слышал, когда домой приходили гости. Я поняла, что ограждать его от другой музыки не стоит, но мне не нравилось, что после прослушивания песен популярных исполнителей нашего времени сын становился капризнее.
Тогда я задумалась о том, как вернуть сыну интерес к классике. Сначала обратила внимание на музыкальные игрушки, но они были слишком дорогими и при этом проигрывали слишком мало мелодий. Я поняла, что нам придется регулярно тратить на них большие суммы или одинаковые мелодии быстро надоедят ребенку и мне.
В итоге я нашла несколько бесплатных либо недорогих способов научить сына слушать классическую музыку с удовольствием. Расскажу о них подробнее.
Смотреть мультфильмы
Я заметила, что в современных клипах сыну понравился видеоряд. Поэтому решила увлечь его классикой через мультфильмы, в которых звучит инструментальная музыка.
Поначалу вводила в поисковой строке «Ютуба» что-то вроде «мультфильмы на классическую музыку» или «музыкальная классика в мультфильмах». Со временем нашла каналы с хорошими подборками на «Ютубе» и во «Вконтакте». Вот они.
MetronomeFilmsComp. На этом канале несколько плейлистов. Мне по душе «Колыбельные мира» — сборник анимационных фильмов, которые основаны на колыбельных разных народов. А сыну больше понравился развивающий мультфильм «Видеть музыку», который рассказывает о музыкальных инструментах.
Канал Анастасии Цветковой. Это любительский канал, где собрана интересная коллекция музыкальных мультфильмов. Например, мультопера «Кармен» Жоржа Бизе, «Фантазия о мертвом человеке» на музыку Бетховена, мультопера «Гадкий утенок» с музыкой Сергея Прокофьева.
Некоторые мультфильмы легко найти и на других каналах, но, к примеру, «Ярость по поводу потерянного гроша» по рондо Бетховена я видела только здесь.
«Классическая музыка в мультфильмах». Это сообщество во «Вконтакте», которое уже не ведется. Но в видеозаписях все еще можно увидеть подборку 588 отечественных и зарубежных мультфильмов с классической музыкой.
Мы посмотрели далеко не все, но пока сын особенно в восторге от «Поросячьей польки» — короткометражного мультфильма, где история «Трех поросят» положена на несколько «Венгерских танцев» Брамса.
«Путешествие в музыкальную Мультляндию». Развлекательный онлайн-проект, где также транслируются мультфильмы. В том числе есть подборки с музыкой одного композитора, например Моцарта, Дебюсси, Баха. Видео пока немного, но в последнее время коллекция пополняется. Помимо мультфильмов тут выкладывают стихотворения о музыке — их я тоже читаю сыну.
Как сын относится к музыкальным мультфильмам
Не все мультфильмы, в которых звучит классика, нравятся сыну. Например, его заинтересовал мультсериал «Том и Джерри», где можно услышать музыку Бизе, Чайковского, Листа, Штрауса и других композиторов. Мультфильм про пятую симфонию Бетховена любим особо и часто пересматриваем. А вот «Снегурочку» по опере Римского-Корсакова в обработке Льва Шварца сын попросил переключить.
Обычно я выбираю видео, которые длятся не дольше 3—5 минут, чтобы не утомлять ребенка.
Читать книги про музыку
К книгам я обратилась интуитивно. Надеялась, что сын заинтересуется картинками с изображениями музыкальных инструментов и захочет услышать, как они звучат. Не скажу, что этот способ приносит ощутимые результаты, но пока я не стала от него отказываться: некоторые книги сыну понравились.
«Детям о музыке. Для самых маленьких» С. Волкова. Иногда книга встречается под названием «Все о музыке. Для самых маленьких». Она была выпущена в 1998 году и не переиздавалась, поэтому ее тяжело найти. Не знаю, сколько она стоит сейчас, но на «Озоне» раньше продавалась за 479 ₽. Мне книга нравится, но за такую цену я бы не стала брать ее: слишком тонкая. Хорошо, что нам ее подарили.
В книге, иллюстрированной художником-мультипликатором Алексеем Котеночкиным, в стихах и картинках рассказывается о музыкальных инструментах, жанрах, нотной грамоте. Сын с удовольствием слушает, как я читаю ему всю книгу за раз.
«Там, где музыка живет» А. Кленова. Книга рассказывает историю развития музыки и музыкальных инструментов, говорит об их значении в жизни людей. В книгу включены игры, загадки, рекомендации для родителей. Например, в каких произведениях можно послушать тот или иной инструмент.
Многое о музыке я сама узнала только из этой книги. Например, о том, что арфа — единственный музыкальный инструмент, ставший государственным символом. Речь идет о гербе Ирландии — на нем изображена золотая арфа с серебряными струнами. А вот сын пока любит рассматривать только картинки из этой книги: мне кажется, она рассчитана скорее на учеников начальной школы, чем на дошкольников.
Еще в рекомендациях мне часто попадались следующие книги, тоже рассчитанные на детей от пяти лет. Их я планирую читать, когда сын подрастет.
«Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками» Э. Финкельштейна. В книге собраны небольшие эссе, написанные с юмором и с интересными иллюстрациями — от шаржей и карикатур до старинных гравюр и фотографий. В занимательной форме объясняются многие музыкальные термины, например мундштук или аккорд.
«Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса» М. Пекарского. Книга об ударных инструментах, написанная музыкантом от имени мифического дядюшки Маркуса. Она рассказывает о рождении ударных в каменном веке, их разновидностях — тамтамах, бонго, литаврах, барабане — и о том, когда ударные появились в классических музыкальных произведениях.
Серия сказок о композиторах Марины Дробковой: «Григ и гном», «Бах и звезды», «Моцарт и вьюрок», «Паганини и скрипка». В основе всех сказок лежат истории о реальном детстве музыкантов.
Заниматься под музыку
Просто сидеть и слушать классическую музыку сыну скучно. Поэтому я включаю классику фоном, когда мы занимаемся чем-то интересным. Расскажу, что мы делаем особенно часто.
Рисуем композиции. К этому меня подтолкнул проект школы Гнесиных «Музыка в картинках». Сын любит рисовать, и я иногда предлагаю ему изобразить композицию, которую мы слушаем в данный момент.
Обычно сын выражает эмоции через цвета и получается нечто абстрактное. Но когда слушаем «Вальс цветов» Чайковского, я прошу его разрисовать заранее распечатанные шаблоны цветов. Интересно, что одну и ту же композицию сын порой воспринимает по-разному.
Танцуем. Под быстрые мелодии мы бегаем, под медленные — плавно ходим по комнате. Можем подпрыгивать, приседать, ложиться. Получается нечто похожее на танец, с помощью которого сын учится различать темп. Для этого рекомендую произведения с резкой сменой темпа вроде «Венгерского танца № 5» Брамса, а также композицию «Времена года. Июль» Чайковского.
Ловим мух. Иногда я включаю композицию, и мы начинаем ловить воображаемых мух, хлопая в такт музыке. Игра увлекает сына ненадолго, но я замечаю, что со временем он допускает все меньше ошибок.
Показываем услышанное. Под «Полет шмеля» Римского-Корсакова мы «летаем» по квартире, под «Времена года. Весна» Вивальди сын якобы собирает цветы, а под «Шествие гномов» Эдварда Грига марширует. Так мы обыгрываем образы, которые возникают при прослушивании. Сначала сын повторял все за мной, но недавно начал придумывать свои движения.
Угадываем животное. Для этой игры подходит только сюита для инструментального ансамбля «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. Я достаю мягкие игрушки, включаю композицию и спрашиваю у сына, какое животное ему напоминают разные фрагменты. Правда, у меня нет кенгуру и антилопы — их заменяют заяц и лошадь соответственно. Думаю, можно найти аналоги и для других животных.
По такому же принципу можно слушать «Времена года» Чайковского, угадывая сезон или даже месяц.
Ищем спрятанный предмет. Я тихо включаю музыку на телефоне и прячу его. Задача сына — найти источник звука. Это еще и развивает слух.
Имитируем звуки. У нас дома есть детский синтезатор, а на даче стоит фортепиано. Обычно сын просто нажимает на клавиши, имитируя игру. Но, например, после прослушивания «Шествия кузнечиков» Прокофьева я стала просить по звуку найти кузнечика-папу, который говорит низким голосом, и кузнечика-малыша — с высоким голосом. Так мы изучаем тона.
Как классическая музыка повлияла на сына
Мои усилия не прошли даром: мне вновь удалось заинтересовать ребенка классикой. Он больше не возмущается при звуках музыки Бетховена и других композиторов и равнодушно реагирует, когда гости включают Little Big.
Я заметила, что музыка влияет на настроение сына: если он начинает капризничать, размеренные композиции помогают ему успокоиться. Еще у сына появились собственные музыкальные предпочтения. Например, «Детский альбом» Чайковского он слушает с удовольствием, ему нравятся «Времена года» Вивальди, но «Зима» и «Осень» вызывают у сына больше беспокойства. А вот композиции Баха и Бетховена он готов слушать только выборочно.
Мы не планируем вырастить из сына музыканта. Но мы с мужем любим искусство, и мне хочется, чтобы сын тоже познакомился со всеми его видами: музыкой, живописью, скульптурой, театром. Музыка кажется мне наиболее доступным досугом: не нужно никуда идти или что-то покупать — достаточно открыть «Ютуб», выбрать композицию под настроение и наслаждаться мелодией.
Сейчас я не ограничиваю сына прослушиванием только именитых композиторов, стараюсь включать ему музыку разных жанров — правда, в основном выбираю спокойные мелодии. Но, надеюсь, в дальнейшем его интерес к классике не угаснет.
Советы родителям
- Ориентируйтесь прежде всего на свои ощущения и ощущения ребенка. Если ему не нравится слушать Моцарта, не настаивайте. Возможно, удастся вернуться к этому композитору позже.
- Не пытайтесь заменить классической музыкой остальные жанры, иначе в дальнейшем она может вызвать отторжение. Направляйте ребенка, но не ставьте жесткие рамки.
- Если ребенку скучно просто слушать мелодию, можно попробовать заинтересовать его классикой через мультфильмы, в которых звучит инструментальная музыка.
- Книги о музыке и музыкальных инструментах тоже могут привлечь ребенка. Ярко иллюстрированные издания хорошо подойдут для семейного чтения.
- Под классическую музыку можно заниматься с пользой: рисовать композиции, показывать услышанное, имитировать звуки, танцевать. Либо просто включать фоном.