У меня двое детей: сыну — семь лет, дочке — одиннадцать. Я познакомила их с красками, как только они научились сидеть в детском стульчике, то есть примерно в шесть месяцев.

Когда дети подросли, мы начали пробовать разные форматы обучения и в конце концов нашли оптимальный вариант: в течение года сын и дочь ходят в государственную изостудию и на мастер-классы, дополнительно занимаются онлайн. А летом посещают арт-лагерь.

Расскажу, чем полезно рисование, сколько стоят материалы, в чем плюсы и минусы разных форматов обучения, а также как решить самую сложную задачу — найти по-настоящему хорошего педагога.

Почему мы выбрали рисование

Сталкиваясь с людьми разных профессий, я всегда интересуюсь, что именно привело их в ту или иную сферу. Со временем заметила, что люди с художественным прошлым более эмпатичны и креативны, видят прекрасное в мелочах, чаще других занимаются любимым делом.

Мне хотелось, чтобы и мои дети были такими: не только имели богатое воображение, но и замечали красоту вокруг, росли чуткими и внимательными. А еще умели получать удовольствие от простых вещей, таких как, например, наблюдение за цветущими деревьями или выкладывание ягодами сердечка в манной каше. Думаю, это весомый вклад в психическое здоровье, умение понимать и контролировать свое эмоциональное состояние в будущем.

Уверена, что художественное образование полезно и в быту. Например, элементарное понимание цветовых сочетаний поможет выбрать подходящий по цвету диван или органично сервировать стол.

С дочкой мы занимались творчеством каждый день: рисовали, лепили, конструировали, придумывали истории с разными героями. Я изучала методические пособия и часто черпала оттуда идеи. Мне это было интересно, а дочь всегда радостно откликалась на любые предложения.

Годовалая дочь рисует пальчиковыми красками. Они сделаны из нетоксичных материалов — можно не бояться отравления, даже если ребенок начнет тянуть пальцы в рот
Годовалая дочь рисует пальчиковыми красками. Они сделаны из нетоксичных материалов — можно не бояться отравления, даже если ребенок начнет тянуть пальцы в рот
С ранних лет чувствовалась тяга дочки к искусству: если она видела карандаши и бумагу, то сразу начинала рисовать
С ранних лет чувствовалась тяга дочки к искусству: если она видела карандаши и бумагу, то сразу начинала рисовать
Годовалая дочь рисует пальчиковыми красками. Они сделаны из нетоксичных материалов — можно не бояться отравления, даже если ребенок начнет тянуть пальцы в рот
Годовалая дочь рисует пальчиковыми красками. Они сделаны из нетоксичных материалов — можно не бояться отравления, даже если ребенок начнет тянуть пальцы в рот
С ранних лет чувствовалась тяга дочки к искусству: если она видела карандаши и бумагу, то сразу начинала рисовать
С ранних лет чувствовалась тяга дочки к искусству: если она видела карандаши и бумагу, то сразу начинала рисовать
Этот рисунок она создала в три года — изобразила друга семьи
Этот рисунок она создала в три года — изобразила друга семьи

Когда дочери было три с половиной года, родился сын. Я начала уделять занятиям меньше времени и очень расстраивалась из-за этого. Но одновременно наблюдала, как дочь самостоятельно познает мир: играет в сюжетно-ролевые игры, рассматривает детские книги, рисует. А еще делает бумажных кукол — выдуманных персонажей и героев книг. Это увлечение живо до сих пор.

Впоследствии и сын приобщился к рисованию, глядя на сестру. Краски, карандаши и альбомы всегда находились в свободном доступе, а рядом лежали книги с красивыми иллюстрациями — все это поддержало естественное желание ребенка самому создавать визуальные образы.

Иногда это требовало родительского терпения и самообладания. Например, однажды сын изрисовал стену на свежевыкрашенном балконе. А еще любил раскрашивать мебель. С дочкой таких ситуаций не возникало.

Пока я готовила обед, сын самостоятельно играл в комнате. Вот результат. Объяснение было простое: апатозавру очень хотелось прогуляться по радуге, поэтому сын и нарисовал ее на полке
Пока я готовила обед, сын самостоятельно играл в комнате. Вот результат. Объяснение было простое: апатозавру очень хотелось прогуляться по радуге, поэтому сын и нарисовал ее на полке
Птица из обрезков картонной коробки. Дети часто мастерят аксессуары и героев для сюжетно-ролевых игр. У них достаточно обычных игрушек, но они с удовольствием играют с тем, что сделали сами
Птица из обрезков картонной коробки. Дети часто мастерят аксессуары и героев для сюжетно-ролевых игр. У них достаточно обычных игрушек, но они с удовольствием играют с тем, что сделали сами

Чем полезно рисование

Я всегда знала, что занятия с красками и кистями могут не только развлекать детей, но и помогать в учебе и жизни. Вот чем полезно рисование.

Снимает напряжение, улучшает настроение. У детей видна прямая зависимость между настроением и сюжетами, которые рождаются на бумаге. Даже по выбранной цветовой гамме можно понять, все ли у ребенка хорошо или его что-то тревожит. Недаром психологи часто используют рисунки как один из методов психологической диагностики.

Рисунок девятилетней дочери. Зарисовка в скетчбуке во время стационарного лечения в больнице
Рисунок девятилетней дочери. Зарисовка в скетчбуке во время стационарного лечения в больнице
Автопортрет девятилетней дочери, нарисованный на школьной перемене. Мне кажется, по нему очень хорошо считывается ее эмоциональное состояние
Автопортрет девятилетней дочери, нарисованный на школьной перемене. Мне кажется, по нему очень хорошо считывается ее эмоциональное состояние
Рисунок девятилетней дочери. Зарисовка в скетчбуке во время стационарного лечения в больнице
Рисунок девятилетней дочери. Зарисовка в скетчбуке во время стационарного лечения в больнице
Автопортрет девятилетней дочери, нарисованный на школьной перемене. Мне кажется, по нему очень хорошо считывается ее эмоциональное состояние
Автопортрет девятилетней дочери, нарисованный на школьной перемене. Мне кажется, по нему очень хорошо считывается ее эмоциональное состояние
Наша семья глазами пятилетнего сына. По солнцу, улыбкам и ярким цветам видно, что он рисовал в хорошем настроении
Наша семья глазами пятилетнего сына. По солнцу, улыбкам и ярким цветам видно, что он рисовал в хорошем настроении

Развивает мелкую моторику Это, в свою очередь, положительно влияет на координацию, память, внимание, речь. Соответственно, ребенок лучше запоминает новую информацию и становится более усидчивым.

Совершенствует пространственный интеллект. Рисуя, ребенок учится передавать размеры предметов, их пропорциональность, начинает различать цвета и изображать тени. В будущем это особо полезно в таких сферах, как, например, конструирование и моделирование.

Приобщает к миру прекрасного, формирует эстетический вкус. Я заметила, что мои дети часто видят необычное в обычном. На прогулке они обращают внимание на то, чего порой не вижу я. Например, что осенний лист похож на птичку с клювиком, а бензиновое пятно на дороге — точь-в-точь портрет Пушкина.

У нас дома есть полка с художественными альбомами и красиво проиллюстрированными детскими книгами. Уже сейчас у детей есть любимые художники и иллюстраторы: дочь обожает Фриду Кало, Сашу Крю, Антона Ломаева, Кристиана Бирмингема, сын — Эрика Карла, Михаила Бычкова, Ханну Бэйли.

В соцсетях дочь подписана на сообщества иллюстраторов и конкретных художников, смотрит картинки, сохраняет идеи и референсы. У нее хорошо развит эстетический вкус. Это уже помогает в жизни: я отшивала по эскизам дочери два платья для сценических выступлений.

У сына же потрясающее чувство цвета — даже обычный бутерброд он умудряется сделать красочным произведением искусства. А еще он очень внимателен к анатомическим особенностям животных — в его рисунках часто присутствуют подробные детали.

Еще я уверена: есть высокая вероятность, что художественное видение мира пригодится детям в будущем. Фронтенд-разработчики, архитекторы, визажисты, дизайнеры, фотографы и даже блогеры — вот только небольшой перечень профессий, где нужно уметь работать с визуалом.

Почему у нас не получилось найти педагога с первого раза

Так как дочь на несколько лет старше сына, именно с ней мы искали подходящих преподавателей по изобразительному искусству. С сыном было проще: я приводила его к уже проверенным учителям.

За восемь лет с дочкой занимались одиннадцать педагогов — это не считая онлайн-уроков. С двумя преподавателями мы распрощались после пробного занятия, с одним — после нескольких. Расскажу, с какими ситуациями мы сталкивались.

Учительница была раздражительной и спешила. Впервые я привела дочь на занятия, когда ей было три года и восемь месяцев. Это был ближайший к дому развивающий центр.

Во время первого занятия я сидела в коридоре и слышала, как учительница общается с детьми. В ее голосе чувствовалось раздражение из-за того, что дочь делала все медленно и не умела смешивать цвета, чтобы получить нужные оттенки. Преподавательница старалась ускорить процесс и смешивала краски сама. На старших ребят она несколько раз повышала голос.

Работа, которую вынесла дочь, была шикарной: веточки сирени в вазе, выполненные разными оттенками гуаши, с прорисованными тенями и пайетками между лепестками. Но я понимала, что нетерпеливый педагог — не тот человек, с которым дочери будет комфортно. К тому же после занятия дочь сказала, что ей было тяжело рисовать в непривычном для нее темпе.

Педагог вторглась в творчество ребенка и полностью его контролировала. По отзывам и комфортному для нас расписанию я выбрала другую студию. Занятие было индивидуальным и проводилось за закрытой дверью.

Преподавательница вела себя мило и приветливо. Темой занятия были морские обитатели. Мне понравилось, что сначала учительница обсудила с дочкой существ, которые живут в море, особенности строения их тел, других обитателей морского дна. После они рассматривали книги с референсами.

В итоге все было прекрасно, кроме одного: по мнению педагога, дочь нарисовала слишком большую стаю рыб, тем самым нарушив композиционную гармонию рисунка. Преподавательница решила исправить все сама, взяла ластик и просто стерла лишнее. Я сразу поняла, что дочь не захочет заниматься здесь: такое активное вторжение в ее творчество она не приемлет.

Тот самый рисунок со слишком большой стаей рыб
Тот самый рисунок со слишком большой стаей рыб

Учитель чересчур акцентировал внимание на недостатках работ. Однажды у дочки был неудачный опыт обучения в государственном кружке. Я не сразу поняла, что не так: педагог не повышала голос, казалась милой и приветливой, говорила, что все хорошо. Но у дочери начались откаты: исчезло желание ходить на занятия, появился страх чистого листа. Даже дома она стала комкать и выбрасывать свои рисунки.

Как-то я пришла за дочкой пораньше и услышала, как педагог комментирует работы детей, фиксируя внимание на недостатках. Обратная связь звучала так: «В целом неплохо, но…» Дальше шли 3—5 пунктов, как надо исправить. Возможно, для кого-то такая критика конструктивна, но у ребенка она снижает самооценку и убивает творческую самостоятельность. Поэтому я забрала дочь из этой студии.

Какие критерии я выделила для поиска учителя

Этот опыт дал мне понять, что учитель может влюбить ребенка в краски и кисти, а может напрочь отбить желание заниматься. Я стала обращать внимание на стиль преподавания и личные качества учителя. Вот чем, на мой взгляд, отличается хороший педагог.

Умеет и любит преподавать. Есть педагоги, которые умеют здорово рисовать, но совершенно не умеют обучать. Обычно они общаются с детьми в авторитарной манере, повышают голос, много и порой не по делу критикуют работы. Дочке такой стиль обучения не подошел.

Не выполняет работу за ученика. Иногда, чтобы рисунок получился лучше, педагог чересчур помогает ученику. Например, так было на одном из платных мастер-классов, который посетили дочь и сын: педагог подходил к детям, давал свои комментарии и попутно наносил кисточкой основополагающие мазки.

Рисунок в итоге получился великолепный. Но я понимала, что вижу в первую очередь работу взрослого, а не ребенка. А значит, не могу оценить прогресс детей в рисовании.

Педагог может помочь ребенку устранить излишки краски, показать, как работать с новым материалом, наносить мазки или мелкие детали. Главное — не переусердствовать
Педагог может помочь ребенку устранить излишки краски, показать, как работать с новым материалом, наносить мазки или мелкие детали. Главное — не переусердствовать

Позволяет ребенку творчески выражаться. Технической стороне рисования научиться не так сложно, особенно в осознанном возрасте, когда точно знаешь, чего хочешь. А вот дать волю воображению, придумать сюжет и создать в голове зрительный образ могут не все.

Я всегда смотрела на то, как педагог реагирует, если ребенок хочет рисовать на свободную тему. Обычно такие примеры показательны: опытный педагог в рамках конкретной темы поставит перед учеником индивидуальную задачу. А еще даст понять: в изобразительном искусстве не существует слова «неправильно». Хочешь — дерзай, пробуй. Тут можно все.

Сообщение педагога государственной изостудии. На мой взгляд, такой подход дает волю для детской фантазии
Сообщение педагога государственной изостудии. На мой взгляд, такой подход дает волю для детской фантазии

Учитывает индивидуальные особенности учеников. Мой сын рисует быстро, размашисто, практически всегда на свою тему. Дочь — медленно, кропотливо, с прорисовыванием узоров и мелких деталей. Мне было важно, чтобы преподаватель понимал: все дети разные и к каждому нужен свой подход.

После занятия я всегда общалась с учителем, спрашивала, справился ли ребенок с поставленной задачей, возникали ли в процессе работы сложности. Даже по манере разговора со взрослым можно понять, как педагог относится к детям: свысока или с уважением, с позиции «как рисовать правильно» или «в творчестве нет правил», жестко или гибко.

Стоит насторожиться, если ребенок окажется для педагога каким-то «слишком» или «чрезмерно»: медлительным или торопливым, болтливым или молчаливым, свободолюбивым или боязливым. У всех детей разные темпераменты, и это нормально.

Умеет создать доброжелательную атмосферу. Иногда педагоги устраивают для детей чаепития и игры на переменках, вовлекают в дискуссии, стараются поддерживать атмосферу творческого свободомыслия. С такими педагогами у ребят быстрее устанавливаются доверительные отношения, они чувствуют себя на занятиях расслабленнее и готовы к смелым экспериментам в творчестве.

В изостудии, которую сейчас посещают мои дети, царит именно такая атмосфера. Особенно в старшей группе, где занимаются подростки. Если ребенок выглядит уставшим или пришел с улицы замерзший, педагог угощает всех чаем. А еще всегда подмечает новые прически, интересные принты в одежде, грустное или радостное настроение, интересуется причиной перемен. Видно, что преподавателю интересно общаться с детьми.

С педагогом, который понравился и дочке, и мне, мы познакомились в студии, которая находился довольно далеко от нас. Когда закрылась дверь, началось пробное занятие и я услышала разговор, то с первых секунд поняла: это тот самый человек, который станет проводником дочери в мир изобразительного искусства.

— Привет, Настя. Меня зовут Аня, и я расскажу тебе историю. В одном сказочном королевстве жила-была колдунья, которая украла почти все краски. У жителей осталось всего три цвета: красный, желтый и синий, — так преподаватель, увлекая ребенка сказочной историей, показывала, как из трех основных цветов можно получить остальные.

Эту студию дочь посещала два года. Сейчас мои дети ходят к этому же педагогу на выборочные мастер-классы и в летний арт-лагерь — об этом я расскажу дальше.

Рисунок, который нарисовала дочка в третьей студии. Ей было три года девять месяцев. Все оттенки она смешивала самостоятельно
Рисунок, который нарисовала дочка в третьей студии. Ей было три года девять месяцев. Все оттенки она смешивала самостоятельно

Когда мы нашли своего педагога, задумались, в каком формате эффективнее заниматься. Расскажу, какие типы занятий мы попробовали, на чем в итоге остановились и почему.

Занятия в малой группе

Это очень похоже на индивидуальные уроки, потому что одновременно занимаются всего два-три человека. Педагог долго обсуждает с детьми особенности работы с краской, правила построения композиции, значимость деталей. Такой подход дает заметный результат, но требует от ребенка большей концентрации.

Обычно дети в изостудиях работают гуашью: она плотная, яркая, хорошо смешивается и ложится на бумагу ровным слоем. На занятиях в малой группе, которые посещала дочь, преподаватель предлагала подружиться с акварелью. Технически она считается более сложной — текучей и подвижной. Чтобы получить яркий оттенок, нужно нанести несколько слоев, а если перестараться, то можно затереть бумагу до дыр. Эта краска требует усидчивости и большой концентрации, но и работы получаются невесомыми и живыми.

Первая работа дочери на занятиях в малой группе
Первая работа дочери на занятиях в малой группе
Уроки проходили у педагога дома. На мой взгляд, уютная обстановка не мешала работе, а, наоборот, расслабляла
Уроки проходили у педагога дома. На мой взгляд, уютная обстановка не мешала работе, а, наоборот, расслабляла

У такого формата занятий много плюсов. Мне нравилось, что дети занимаются в домашней обстановке: это расслабляет и дает возможность сосредоточиться на задаче, поскольку ничто не отвлекает. Педагог успевает уделить время каждому ребенку — дать много теории и тут же отработать ее на практике.

Однако заниматься в малой группе дороговато. Я платила 700 Р за полтора часа, не считая покупки профессиональных материалов.

Мастер-классы

Иногда это бесплатные занятия на городских праздниках, но в основном — платные уроки. Стоимость зависит от материалов и времени работы — я обычно выбираю до 1000 Р. Недорогие мастер-классы тоже находим. Я предпочитаю покупать занятия не по классическим, а по необычным техникам.

Итоговый продукт мастер-классов часто имеет практическую направленность. Например, интерьерную картину можно повесить на стену, открытку — подарить другу, а в сумке-шоппере, которую самостоятельно украсил росписью, — носить сменку. Мы посещаем такие занятия в каникулы или выходные дни: это хорошая возможность попробовать новую технику.

Условно я делю мастер-классы на три типа:

  1. Приуроченные к праздникам. Это может быть пасхальная роспись яиц или новогодние открытки.
  2. Тематические. Дочка увлекалась балетом и однажды рисовала акрилом балерину.
  3. По интересной технике. Например, по печатной графике, эбру и другим.
Бесплатный мастер-класс по живописи акрилом на городском празднике
Бесплатный мастер-класс по живописи акрилом на городском празднике
Работа, выполненная на мастер-классе по шерстяной живописи
Работа, выполненная на мастер-классе по шерстяной живописи

Мастер-классы привлекательны тем, что педагоги часто проводят их на стыке изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Дети видят, как полученные навыки рисования можно применить на практике в смежной сфере. Удобно, что материалы входят в стоимость занятия. К тому же это хорошая возможность присмотреть преподавателя для постоянного обучения.

К минусам я бы отнесла то, что не всегда можно попасть на интересный мастер-класс в удобное время. А еще стоимость некоторых занятий не позволяет посещать их так часто, как хотелось бы.

Арт-лагерь

Уже четвертый год подряд я записываю детей в летний лагерь арт-клуба эстетического воспитания «Изумрудный город». Это место, где ребята творят, играют и пробуют новое.

Дети приходят на четыре часа в день. За это время вместе с педагогом они обсуждают тематику недели, делают несколько творческих работ, играют в настольные игры, общаются, веселятся и немного кулинарят — готовят лимонад или поджаривают маршмеллоу, перекусывают фруктами и печеньем. Мои дети с удовольствием посещают арт-лагерь и каждый год грустят, что время там пролетает слишком быстро.

Дети в арт-лагере примеряют на себя роль дизайнера — работают над поясной сумкой в виде котика из фоамирана, которые еще называют пластичной замшей
Дети в арт-лагере примеряют на себя роль дизайнера — работают над поясной сумкой в виде котика из фоамирана, которые еще называют пластичной замшей

Каждый год темы, техники и мастер-классы меняются. Например, в 2020 году педагоги сделали упор на географию: дети «путешествовали» по земному шару, каждую неделю «посещая» новую страну. Так, в Перу они знакомились с культурой индейцев: мастерили себе роуч — головной убор индейцев, придумывали индейские имена, изготавливали ловцов снов, расписывали чашки, рисовали акрилом одомашненных индейцами лам, проходили тематические квесты.

Один день стоил 950 Р. В прошлом году лагерь работал два-три дня в неделю. При покупке недели организаторы давали скидку 300 Р, при посещении двух и более детей из одной семьи была дополнительная скидка 10%.

Мне нравится, что арт-лагерь не требует участия родителей. Увлеченный педагог с головой окунает ребят в творческий процесс. Минусов я не нашла. Можно было бы сказать о приличной общей сумме за двоих детей, но из-за того, что летом сокращаются расходы на платные кружки, семейный бюджет не страдает.

Живопись масляными красками на холсте из прошлогоднего арт-лагеря. Слева — работа сына, справа — дочери. Одна и та же тема, одни и те же референсы, но совершенно разные работы
Живопись масляными красками на холсте из прошлогоднего арт-лагеря. Слева — работа сына, справа — дочери. Одна и та же тема, одни и те же референсы, но совершенно разные работы
Витражная роспись восьмилетней дочери — она сделала эту работу во время недели архитектуры в арт-лагере. Мне очень нравится, что дети пробуют себя в разных направлениях
Витражная роспись восьмилетней дочери — она сделала эту работу во время недели архитектуры в арт-лагере. Мне очень нравится, что дети пробуют себя в разных направлениях

Бесплатные онлайн-уроки

Это хорошее решение для тех, кто хочет попробовать свои силы в изобразительном искусстве, понять, близко ли ему это. А еще это выход для родителей, которые хотят заниматься с детьми самостоятельно, но не знают, с чего начать.

На «Ютубе» можно найти много уроков от школ и профессиональных художников по любому направлению и технике. Иногда мы вводили запрос по теме, которая интересовала на тот момент, например: «как нарисовать зайца карандашом», «как нарисовать глаза», «космическая живопись». Или подписывались на конкретный канал и занимались по тем урокам, которые там выложены. Расскажу, какие бесплатные материалы понравились моим детям.

Рисование черепашки акварелью. Однажды я искала в интернете акварельные краски. Поисковик тут же показал рекламу бесплатных уроков по акварели — так я вышла на школу «Зеленое море». Мы решили пройти один из уроков: у меня как раз было свободное время, чтобы организовать процесс, а у детей — подходящее настроение.

Дети рисовали черепашку полтора часа и очень устали. Зато результат порадовал. На сайте школы есть и другие бесплатные уроки — они внизу страницы.

Такая черепашка получилась у пятилетнего сына
Такая черепашка получилась у пятилетнего сына
А это рисунок восьмилетней дочери по тому же уроку
А это рисунок восьмилетней дочери по тому же уроку

Уроки акварельного скетчинга. Скетчинг — быстрая зарисовка чего-либо. Школа «Всем арт» дает много бесплатных материалов по этому направлению: кроме обучающих видео, которые есть в открытом доступе на «Ютубе», уроки приходят в благодарность за подписку, а еще периодически проводятся бесплатные мини-курсы.

Во время карантина я прошла один из уроков вместе с дочерью. Мне показалось, что занятия все-таки ориентированы на более взрослую аудиторию. Например, на таких людей, как я, — не имеющих за плечами художественного опыта, но желающих скоротать вечер за творческим занятием.

Такая амадина получилась у дочери к концу урока по акварельному скетчингу
Такая амадина получилась у дочери к концу урока по акварельному скетчингу

Скетчинг маркерами «Заяц». Cтраничку Lil.School тоже показал алгоритм рекомендаций в соцсетях. Сначала меня привлекла эстетика и уникальность визуала: яркие буквы заголовков, картинки в оригинальном стиле, дополненная реальность на фото и видео. Сразу был виден профессионализм и забота о том, чтобы контент нравился и взрослым, и детям.

Я зарегистрировалась на сайте и получила доступ к бесплатному уроку. Его проходила дочь и осталась очень довольна: занятие было простым, интересным и не слишком затянутым. Во время урока фоном играла музыка, преподаватель рассказывала забавные факты о зайцах, делилась художественными советами. Атмосфера была великолепной: по экрану прыгали мультяшные зайцы, темп работы был неспешным, а педагог Саша Крю постоянно поддерживала детей и вдохновляла быть смелее.

Скетчинг маркерами. Вот что получилось у дочери
Скетчинг маркерами. Вот что получилось у дочери

Уроки от школы рисования Enterclass. Курсы и уроки Enterclass, на мой взгляд, подойдут тем, кто уже имеет хорошую базу и уверенные навыки рисования. Школа предлагает не только уроки и курсы от известных художников, но и игры на развитие творческой смелости.

Мы пробовали акварельные упражнения и подсказки для начинающих, участвовали в игре на развитие творческой смелости, создавали персонажа для открытки. Это интересный опыт, но все-таки до большинства уроков дети пока не доросли.

Бесплатный контент позволяет познакомиться с форматом обучения, понять, нравится ли манера преподавания педагога и стоит ли покупать платные материалы. К тому же это отличная возможность сэкономить.

Однако в большинстве случаев такие занятия универсальны и ориентированы на широкую целевую аудиторию. Еще не понравилось, что во время уроков педагоги часто рассказывают про платные продукты: детям такая информация неинтересна, а паузы отвлекают от творчества.

Платные онлайн-курсы и уроки

Этот формат подойдет тем, кто не хочет тратить время на дорогу либо живет в маленьком населенном пункте, где педагогов по изобразительному искусству просто нет.

Я остановила выбор на школе рисования и креативного мышления для детей Lil.School. За два года потратила на занятия 19 394 Р: в среднем стоимость одного урока составляла от 300 до 500 Р. К некоторым доступ дается на месяц, к некоторым — на год или навсегда

Обучаться здесь можно в разных форматах.

Каталог уроков. Хорош тем, что на выбор предоставляется 12 направлений: архитектура, история моды, иллюстрация, коллаж, печатная графика, зенарт, пластилин, креатив, акварель, история искусств, гуашь и рисование в программе Procreate.

Ребенок, поработав в разных техниках, начинает понимать, что именно ему интересно. Например, дочь увлеклась уроками по истории моды, а сын — изготовлением объемных фигурок из пластилина, которыми потом можно играть. Обоим очень нравятся уроки креатива и почему-то не нравится зенарт — техника, когда рисунок детально прорабатывается с помощью линий, точек, кружочков и других графических элементов.

За 1500 Р в месяц предоставляется доступ абсолютно ко всем урокам каталога. Получается, чем больше уроков пройдет ребенок, тем дешевле обойдется одно занятие. На мой взгляд, это самый выгодный по стоимости формат обучения.

По окончании подписки доступ к урокам закрывается. Отдельно можно приобрести любое занятие — доступ к нему останется навсегда. Сейчас один урок стоит 490 Р. Мне несколько раз удавалось купить интересующие нас уроки со скидкой — по 280 Р.

Видеокурсы. Это уроки, объединенные одной тематикой или дисциплиной. Я покупала четыре разных курса, но сейчас у меня открыт доступ только к двум:

  1. «Рисуем портрет». Включает девять уроков и стоит 3850 Р.
  2. «Книга из бумаги с 3D-картинками». Состоит из десяти уроков, цена — 2500 Р.

Рекомендую покупать курсы, когда точно знаете, чем интересно заниматься ребенку. Так, моя дочь любит писать портреты и, увидев курс, попросила его купить. Видеокурс по созданию книги из бумаги с 3D-картинками — это то, чем я хочу заняться вместе с детьми в летние каникулы. Мы очень любим такие издания, дома много книг с 3D-иллюстрациями на разные темы.

Так выглядит личный кабинет на сайте школы. Уроки купленных мной курсов отсутствуют в общем каталоге
Так выглядит личный кабинет на сайте школы. Уроки купленных мной курсов отсутствуют в общем каталоге

Обучающие программы по развитию креативности. Школа постоянно придумывает новые форматы обучения. В этом учебном году появились программы, которые поэтапно раскрывают творческую личность ребенка: сначала он занимается с мамой, потом — самостоятельно, затем — углубленно.

Программы разделены по уровню сложности и возрасту для трех групп детей. В каждой программе 24 урока по разным дисциплинам. Купить занятия можно только комплексно: программы первого и второго уровня стоят 4500 Р каждая, а продвинутого — 6490 Р. Стоимость урока, соответственно, выходит от 188 до 270 Р. Доступ предоставляется навсегда.

Шестилетний сын креативно и с фантазией подошел к изображению буквицы. Тут целый сюжет: пещера, золото которой охраняют два дракона. На горе — растения, а вдалеке виднеется мельница. На работу его вдохновил урок из каталога, но сделана она в своем стиле
Шестилетний сын креативно и с фантазией подошел к изображению буквицы. Тут целый сюжет: пещера, золото которой охраняют два дракона. На горе — растения, а вдалеке виднеется мельница. На работу его вдохновил урок из каталога, но сделана она в своем стиле

Онлайн-лагерь. Это была моя первая покупка в школе Lil.School — два года назад я заплатила 1309 Р за месяц занятий в онлайн-лагере. Формат действует только летом: три раза в неделю открывался доступ к новым урокам по трем разным дисциплинам. Сейчас на сайте школы пока нет анонса летнего онлайн-лагеря: либо этот формат занятий убрали, либо информация появится ближе к лету.

Принцип онлайн-уроков стандартный: на видео педагог поэтапно показывает, как сделать работу, а ребенок повторяет. Еще в Lil.School демонстрируют референсы, рассказывают интересные факты и проговаривают варианты выполнения работы.

Одно время я переживала, что, копируя действия педагога, ребенок может потерять индивидуальность. Но впоследствии заметила, что даже если он старается повторять точь-в-точь, то все равно по-своему использует новые знания и создает неповторимые картины. Описание результатов экспериментов, которое я нашла, подтвердило мои наблюдения: вдумчивое копирование незнакомых произведений искусства изменяет когнитивные представления и помогает создавать новые творения.

Подсолнух по уроку пластилиновой живописи в онлайн-лагере. Фон сделан в технике рваной аппликации, цветок украшен бисером и пайетками, в пластилин вкатаны мелкие блестки. Детали делают работу интереснее и фактурнее
Подсолнух по уроку пластилиновой живописи в онлайн-лагере. Фон сделан в технике рваной аппликации, цветок украшен бисером и пайетками, в пластилин вкатаны мелкие блестки. Детали делают работу интереснее и фактурнее
Портрет Фриды Кало по уроку курса «Как стать художником». Это&nbspлюбимая художница дочери — дома уже собралась небольшая коллекция портретов Фриды в разных техниках
Портрет Фриды Кало по уроку курса «Как стать художником». Это любимая художница дочери — дома уже собралась небольшая коллекция портретов Фриды в разных техниках
Подсолнух по уроку пластилиновой живописи в онлайн-лагере. Фон сделан в технике рваной аппликации, цветок украшен бисером и пайетками, в пластилин вкатаны мелкие блестки. Детали делают работу интереснее и фактурнее
Подсолнух по уроку пластилиновой живописи в онлайн-лагере. Фон сделан в технике рваной аппликации, цветок украшен бисером и пайетками, в пластилин вкатаны мелкие блестки. Детали делают работу интереснее и фактурнее
Портрет Фриды Кало по уроку курса «Как стать художником». Это любимая художница дочери — дома уже собралась небольшая коллекция портретов Фриды в разных техниках
Портрет Фриды Кало по уроку курса «Как стать художником». Это любимая художница дочери — дома уже собралась небольшая коллекция портретов Фриды в разных техниках
Слева — копия иллюстрации Владислава Ерко к сказке «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, выполненная восьмилетней дочкой. Справа — оригинал
Слева — копия иллюстрации Владислава Ерко к сказке «Снежная королева» Г. Х. Андерсена, выполненная восьмилетней дочкой. Справа — оригинал

Платные занятия хороши тем, что можно попробовать свои силы в разных техниках. Удобно заниматься в комфортное время и проходить столько уроков, сколько хочешь. В нашем случае это еще и выгодно: покупаешь один урок, а обучаются сразу сын и дочь.

К минусам я бы отнесла отсутствие близкого контакта педагога и ученика: иногда ребенка нужно подбодрить или дать совет. Кроме того, невозможно построить индивидуальную траекторию развития ученика, как в офлайн-студии, где преподаватель видит сильные и слабые стороны каждого и ставит более сложные, но посильные задачи. А еще, если ребенок не готов заниматься самостоятельно, родителю приходится контролировать процесс.

Государственный кружок

Сейчас мои дети посещают государственную изостудию. Она находится недалеко от дома: для меня это важно. Сын занимается раз в неделю, дочь — два. Они посещают разные группы, но учатся у одного преподавателя — чуткого и внимательного, рядом с которым хочется развиваться.

При выборе государственного кружка я ориентировалась на отзывы знакомых и соцсети. Там можно увидеть, как проходят занятия, каких успехов добиваются ученики, и даже понять, сходитесь ли вы с педагогом во взглядах на учебный процесс.

Сейчас ребята в основном занимаются в помещении студии, но в доковидные времена часто проводились тематические вечеринки, совместные походы в музеи и на выставки, киновечера. В прошлом году была организована пленэрная практика — рисование с натуры на открытом воздухе. Мне нравится, что педагог выходит за рамки классических занятий и старается донести до детей, что изобразительное искусство — это не скучно.

Педагог изостудии несколько раз в год организует выставки работ своих учеников, помогает принять участие во всероссийских биеннале, международных выставках и творческих акциях. Рисунки ребят отмечают на муниципальных, всероссийских и международных конкурсах. Некоторые дипломы, полученные в изостудии, мы использовали при подаче заявления в детский лагерь «Артек» — в 2020 году дочери удалось пройти отбор.

Государственная изостудия неплохо экономит семейный бюджет: занятия бесплатные либо оплачиваются сертификатом. Удобно, что есть расписание для первой и второй смены. В нашем случае это еще и увлеченный педагог, который активно ведет соцсети студии и подталкивает ребят к участию в конкурсах.

К минусам я бы отнесла помещение, в котором проводятся занятия: оно универсально, нет дополнительного освещения или мольбертов. В среднем в группе занимаются 15 человек — порой кажется, что детям неудобно работать, потому что за столом мало пространства. Еще программы постепенно сокращают — в этом году группа второго года обучения посещает уроки только раз в неделю. Поэтому дочь и сын занимаются дополнительно онлайн.

Как и сколько я плачу за государственный кружок

В этом учебном году я частично оплачиваю обучение детей электронным сертификатом персонального финансирования. О том, что это такое и как распорядиться сертификатом, Тинькофф Журнал уже писал.

Скажу только, что у сертификата есть номинал — сумма, которую можно потратить на дополнительное образование в будущем учебном году. Государство пополняет его каждое учебное полугодие. В январе 2022 года на каждого моего ребенка зачислили по 7830 Р — сумма зависит от бюджета конкретного города.

В каждом регионе свой список направлений, занятия по которым можно оплачивать сертификатами. Я оплачиваю ими углубленную группу, которую посещает дочь, и изостудию, где занимается сын. Группа третьего года обучения дочери бесплатна — за нее не нужно платить ни сертификатом, ни деньгами.

Сумму, которую списывают с сертификата, можно увидеть в договоре. Так, стоимость услуг за занятия дочери составляет 2374,68 Р за полугодие, изостудия сына — 1834,98 Р.

Так выглядит сертификат в кабинете пользователя. Можно отследить, какая сумма зачислена, сколько потрачено и каков остаток на счете
Так выглядит сертификат в кабинете пользователя. Можно отследить, какая сумма зачислена, сколько потрачено и каков остаток на счете

Что нужно для рисования

У каждого преподавателя свои списки необходимых материалов — обычно они разные в государственном кружке и платной школе. Но в целом это небольшие различия и затраты.

Я составила универсальный список расходных материалов, которые подойдут для начинающего ученика и платной, и бесплатной изостудии, а также для ребят, которые рисуют дома.

Акварельная бумага подходит не только для акварели, но и для гуаши, пастели, маркеров, карандашей.

При выборе стоит обращать внимание на плотность: она должна быть не меньше 200 г/м2, иначе бумага будет раскисать под красками. Чем плотнее, тем качественнее.

Краски гуашевые. Гуашь густая, яркая, быстро сохнет, хорошо смешивается в различные оттенки и легко поддается исправлениям. Обычно это первый материал, с которым начинают работать в изостудиях. С акварелью работать сложнее: она более текучая, оттенки нежные.

Набор кистей. Кисти бывают из искусственного или натурального ворса. Натуральные — более мягкие, хорошо накапливают воду и краску. Например, беличьи кисти — самые пластичные, пони — пожестче. Я рекомендую взять несколько кистей разного размера, чтобы ребенок мог использовать в работе мазки разной ширины.

Простой карандаш. Карандаши нужны для создания эскизов и набросков, а еще ими можно писать самостоятельные картины.

Они различаются по степени мягкости стержня. В России карандаши маркируют буквами: М — мягкий, Т — твердый, ТМ — твердо-мягкий. Часто можно встретить европейскую маркировку карандашей, где H, hard, — твердый, B, blackness, — мягкий, НВ — твердо-мягкий.

Твердые карандаши дают светлую линию. Дети стараются с помощью нажима сделать ее выразительнее, но быстро устает рука. Поэтому лучше выбирать мягкие или твердо-мягкие стержни.

Ластики нужны не только для того, чтобы стирать ненужные линии или элементы, но и для коррекции и осветления рисунка — в этом случае используются специальные ластики-клячки. Так как ластики обычно маленького размера, дети их часто теряют, поэтому я предпочитаю покупать сразу много.

Черные маркеры и гелевые ручки обычно используют для графических работ — когда особое внимание уделяется красоте линий, точек, штрихов, а цвет играет вспомогательную роль.

Палитра удобна для смешивания красок и получения нужных оттенков.

В течение года обычно приходится докупать акварельную бумагу, особенно если ребенок много рисует, белую гуашь — она активно используется для создания светлых тонов, — при необходимости менять натуральные кисти. Карандаши и кисти из искусственного ворса можно использовать годами.

Еще у нас много дополнительных материалов: разнотипные маркеры, акварельные карандаши, фломастеры по ткани, линеры, масляная и сухая пастель, дизайнерская бумага, тушь, поталь. Это необязательные материалы для творчества, но работа с ними расширяет технический кругозор и делает рисунки интереснее.

Для занятий в малой группе я покупала профессиональные материалы. Покупка красок «Белые ночи» из 36 цветов и хорошей акварельной бумаги суммарно обошлась в 3202 Р. Сейчас цены значительно выше: самые дешевые краски я нашла за 3561 Р, бумагу — за 338 Р. О потраченных деньгах не пожалела: цвет профессиональных красок чистый и глубокий, а чтобы получить насыщенный оттенок, достаточно небольшого касания. Не менее важна и качественная бумага.

Базовый набор материалов для рисования стоит 1838 Р

Краски гуашевые «Луч», 24 цвета 768 Р
Акварельная бумага А3, 20 листов 362 Р
Ластики, 9 шт. 147 Р
Черные гелевые ручки, 2 шт. 122 Р
Набор чернографитных карандашей 120 Р
Набор кистей «Белка»: № 1, 3, 6 118 Р
Палитра 90 Р
Черные маркеры: широкий и тонкий 83, 28 Р
Краски гуашевые «Луч», 24 цвета
Акварельная бумага А3, 20 листов
Ластики, 9 шт.
Черные гелевые ручки, 2 шт.
Набор чернографитных карандашей
Набор кистей «Белка»: № 1, 3, 6
Палитра
Черные маркеры: широкий и тонкий

Как я экономлю на материалах для рисования

Ищу выгодные предложения. Покупаю канцтовары в течение года в разных местах. Часто ищу необходимое на маркетплейсах: откладываю в корзину и жду акций или распродаж. Если что-то нужно срочно, покупаю по полной цене.

В магазинах для художников беру только то, чего не могу найти в обычных канцелярских отделах, например специальную водоотталкивающую жидкость для акварели. Всегда захожу в «Фикспрайс», где бывают интересные товары для рисования: фломастеры металлических цветов, необычная бумага, блокноты для техники граттаж.

Иногда отдаю предпочтение выгодным наборам и бюджетным материалам. Вместо набора гуаши из 24 цветов можно купить девять цветов либо выбрать краски из более дешевого ценового сегмента, например «Я — художник» от «Невской палитры». Я не заметила ощутимой разницы между гуашевыми красками разных производителей.

Если гуашь не вписывается в бюджет, подойдет акварель — она дешевле. Из школьных вариантов мне нравится Erich Krause, «Луч», «Гамма».

Комбинирую дорогие и дешевые материалы. Мои дети используют для занятий и дешевые, и дорогие материалы — их можно комбинировать. Еще мне нравится, что в изобразительном искусстве много взаимозаменяемых вещей: нет белого маркера — подойдут белила или белый акрил, дизайнерскую бумагу при необходимости можно создать самому, а вместо палитры использовать обычную тарелку.

Перед праздниками формирую виш-лист из художественных принадлежностей. Способ помогает сохранить семейный бюджет и порадовать рисующего ребенка. Кроме того, родным и близким это тоже облегчает задачу: не нужно ломать голову над тем, что подарить.

Как рисование повлияло на моих детей

Я замечаю, что любовь к кистям и краскам очень помогает детям в школе. Например, творческие работы по окружающему миру, рисунки на школьные конкурсы, проекты — все это они делают самостоятельно.

В этом году дочь начала раз в неделю заниматься сторителлингом: она пишет тексты и рисует иллюстрации к написанному. Итог — полностью авторская книга. Мне кажется, это здорово, когда ты сам можешь проиллюстрировать свой текст. Глядя на сестру, сын тоже захотел написать и проиллюстрировать свою книгу.

В августе дочь хочет поступать в государственную художественную школу. В нашем городе она одна, детей принимают по результатам экзамена. Конкуренция достаточно большая. Занятия бесплатные. Посмотрим, что из этого получится.

Не знаю, решит ли дочь связать жизнь с искусством навсегда. Только за последний год она хотела стать художником театра и кино, актрисой мюзиклов, режиссером, писательницей, космобиологом, биохимиком, программистом, дизайнером одежды, журналистом, создателем школы мечты и детского аквапарка. Но в том, что ей точно пригодятся полученные навыки, я не сомневаюсь.

Сын сейчас занят созданием гигантской карты с динозаврами. Он планирует совместить 12 листов А3 с динозаврами в разных локациях и украсить стену в своей комнате.

Еще он занимается робототехникой. В июне в его клубе пройдет курс по написанию первых игр и анимации. В теоретической части будут основы геометрии — тут ему пригодится пространственное мышление. В следующем году планируется обучение по созданию и переводу двухмерных объектов в трехмерные — художественный опыт и тут будет не лишним.

Я рада, что смогла привить детям любовь к рисованию. Но мне грустно оттого, что в общеобразовательных школах изобразительное искусство считается второстепенным, практически не нужным предметом. В начальной школе его часто ведут те же учителя, которые преподают основные уроки, не имеющие профильного художественного образования. Уверена, что если бы уроки в школе вели влюбленные в искусство художники, то фантазеров, замечающих прекрасное в мелочах, было бы больше.

Запомнить

  1. Заинтересовать ребенка рисованием не так сложно. Главное — держать краски, карандаши и бумагу в зоне доступа и всегда поддерживать желание творить.
  2. Самое сложное в сфере изобразительного искусства — найти педагога, который будет не просто объяснять и показывать, как наносить мазки, но и позволит ученику творчески выражаться.
  3. Регулярные занятия развивают мелкую моторику, совершенствуют пространственный интеллект, улучшают настроение, формируют эстетический вкус.
  4. Чтобы начать рисовать, не нужны большие затраты. Стандартный набор художника, состоящий из бумаги, красок, кистей, карандашей, маркеров и ластиков, обойдется в 1500—2000 Р.
  5. На материалах для творчества можно сэкономить. Например, ловить скидки, в некоторых случаях отдавать предпочтение бюджетным материалам, а еще подсказывать родным и близким идеи нужных и полезных подарков рисующим детям.
  6. Есть разные форматы обучения рисованию: государственный кружок, уроки в малой группе, онлайн-занятия, платные курсы, мастер-классы, посещение арт-лагеря. У каждого свои плюсы и минусы. Если желание рисовать велико, то ребенок может совмещать разные форматы. Например, посещать государственный кружок и дополнительно заниматься онлайн.