«Топ Ган: Мэверик» — главный блокбастер года. Теперь его можно посмотреть дома
![«Топ Ган: Мэверик» — главный блокбастер года. Теперь его можно посмотреть дома](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-in.jpg)
23 августа в зарубежных онлайн-кинотеатрах вышел фильм «Топ Ган: Мэверик» — продолжение культового боевика с Томом Крузом.
Он уже стал самым кассовым фильмом 2022 года и 12-м за всю историю — выше восьмых «Звездных войн», «Эры Альтрона» и последнего «Гарри Поттера». Рассказываем, почему такие колоссальные сборы не случайность и действительно ли «Топ Ган: Мэверик» заслуживает звания главного блокбастера года.
😥 Минималистичный, но трогательный сюжет
Пит Мэверик Митчелл приезжает в военную школу «Топ Ган» учить молодых пилотов. Когда-то он сам выпустился оттуда. Мэверику уже под пятьдесят, а он всего лишь капитан — в то время как его однокурсники уже дослужились до адмиралов. Все потому, что герой — сорвиголова, который полагается не на армейские предписания, а на смекалку и интуицию. Он сам не хочет идти на повышение: ведь тогда придется вылезти из кабины.
В школе его прибытию не особенно рады: слава Мэверика давно его опережает. Но выгнать героя не могут: за него вступаются сверху. Там считают, что именно Мэверик нужен молодым пилотам. Он может научить их мыслить нестандартно и полагаться на ум, а не только на механизмы и датчики.
Мэверик должен подготовить пилотов к очень опасному заданию — ликвидации секретной научной лаборатории в неназванном экстремистском государстве. Задание почти невыполнимо, кто-то наверняка не вернется с него живым. Ситуацию осложняет то, что один из учеников Мэверика — сын его покойного друга, Ника Гуся Брэдшоу. Он до сих пор винит Мэверика в смерти отца и не может простить герою, что тот несколько раз мешал ему поступить в летное училище.
![Если кого и звать на невыполнимую миссию, так это Тома Круза. Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-1.jpg)
Сюжет в новом «Топ Гане» очень простой, почти рудиментарный. Большую часть времени герои готовятся к финальной миссии и параллельно улаживают личные конфликты. Мэверик учится принимать свои слабости. Задира никак не может справиться со страхом перед риском — все из-за нависшей фигуры погибшего отца.
Минималистичность сценария в случае «Топ Гана» — вовсе не слабость. Это фильм, где нет ничего лишнего. Все конфликты разрешаются почти без слов, через действия. Так это и должно происходить в настоящем экшен-кино: вспомните хотя бы последнего «Безумного Макса».
![Брэдли Задиру Брэдшоу играет Майлз Теллер — звезда «Одержимости». Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-2.jpg)
При этом нельзя сказать, что сюжета здесь нет совсем. При всей прямолинейности «Топ Гана» фильм умудряется рассказать эффектную историю о братстве, отцовстве и жертвенности. За штурвалом самолета герои учатся принимать свои травмы. Если первая часть была ура-патриотическим боевиком о силе отдельной личности, вторая — нежная драма о том, что нет ничего важнее человеческой жизни.
Как и в «Дюнкерке» Нолана, главный подвиг здесь не победа над врагом, а возвращение живым. Поэтому у врага даже нет имени. До конца фильма мы так и не узнаем, с кем сражались главные герои. Оно и неважно. Кино не про это.
🛩 Потрясающий экшен
Почти весь экшен снят вживую. Главное достоинство нового «Топ Гана» — батальные сцены на самолетах. Как и в последних частях «Миссия невыполнима», трюки в фильме сняты с минимальным использованием графики: и дикие виражи на истребителях, и опасные полеты между скал. Актеры хоть и не сами управляют самолетами, но действительно находятся в кабинах — позади пилотов-каскадеров.
«Топ Ган: Мэверик» доказывает одну простую вещь: как бы ни была хороша компьютерная графика в наше время, она все равно не сравнится с реальными съемками. Можно сколь угодно реалистично анимировать полеты и сделать самые детализированные модели в мире. Но едва ли получится скопировать все фактурные мелочи: отражения от шлемов и фюзеляжа, блики на поверхности воды от проносящихся мимо истребителей или то, как эффектно закручивается песок от взлетевшего рядом самолета.
![Этот кадр съемочная группа смогла снять только один раз. Потому что декорации слева снесло потоком воздуха от самолета. Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-3.jpg)
Это все может показаться неважным, но именно из таких деталей состоит шарм «Мэверика». Даже если вы не замечаете их, они фиксируются бессознательно. И в том числе благодаря им экшен-сцены в новом «Топ Гане» настолько живые. Здесь телом чувствуешь каждый удар, каждый выстрел и каждый резкий поворот.
Прозвучит как ужасное клише, но в случае «Топ Гана» это абсолютная правда: фильм заставляет вжаться в кресло. Как будто вы сами испытываете перегрузки в кабине истребителя.
![Если вы устали от того, что все современные боевики выглядят стерильными и искусственными, «Топ Ган: Мэверик» найдет чем вас удивить. Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-4-1.png)
У «Топ Гана» эффектная структура. Боевые сцены в фильме работают не только из-за особенностей съемок. «Топ Ган: Мэверик» еще и потрясающе подводит к экшену драматургически. На протяжении всей картины герои готовятся к финальному заданию: кропотливо проходят все этапы на учениях, объясняют друг другу и зрителю тонкости миссии, рассказывают, почему именно она так опасна.
Когда доходит до дела, мы отлично понимаем риски и действия персонажей. Уже не нужно отвлекаться на объяснения. Последние 20 минут «Мэверика» — непрекращающийся поток прекрасно поставленного экшена.
![На протяжении всего фильма зрителя подводят к одной-единственной огромной экшен-сцене. Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-5.jpg)
«Топ Ган» снял отличный режиссер. Спродюсировали фильм Том Круз и Кристофер Маккуори, авторы последних фильмов серии «Миссия невыполнима». А вот режиссуру доверили Джозефу Косински, который поставил «Обливион», «Дело храбрых» и «Трон: Наследие». И это, пожалуй, лучший выбор из возможных.
С одной стороны, Косински отлично понимает, как работать с масштабным экшеном и визуальными эффектами — практическими и компьютерными. Это он доказал в «Обливионе» и «Троне». С другой — «Дело храбрых» продемонстрировало, что он мастер рассказывать трогательные жанровые истории о профессиональном братстве.
Во втором «Топ Гане» он объединяет лучшие свои умения. Это и громкий эпический боевик, и мелодрама об отношениях коллег в опасной профессии.
🎬 Фильм о величии Тома Круза
Обозреватель сайта IndieWire Дэвид Эрлих высказал интересную мысль — что картину можно было назвать просто «Том Круз: Фильм». И это так: второй «Топ Ган» легко читается как метаистория об отношениях Круза и современной киноиндустрии.
Как и его герой, Том Круз — сорвиголова, артефакт ушедшей эпохи. Никто больше не работает так, как он. Ни один другой экшен-актер в Голливуде не рискует жизнью ради того, чтобы зрителю было интереснее смотреть фильм. Технологии давно заменили таких отчаянных профессионалов. В одной из первых сцен Мэверику говорят, что он скоро никому не будет нужен, что его время вот-вот пройдет. «Да, — отвечает герой. — Но не сегодня».
![Дженнифер Коннелли играет в фильме романтический интерес главного героя. Ради нее он даже подумывает бросить летать — но все равно садится в кабину. Источник: Paramount](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/tom-cruise-the-movie-7.jpg)
Это и ответ самого Круза на реальность кино 2020-х. Он действительно выходец из прошлого, и его методы правда могут умереть вместе с ним. Но ему все равно. Последняя звезда Голливуда, Том Круз продолжает гнуть свою линию и снимать громкое кино для больших экранов так, как может только он.
Как и Мэверик, Круз знает, что он лучший. Но вместе с этим — и раньше за актером такого не замечалось — в новом «Топ Гане» он наконец признает свою старость. Том Круз больше не пытается казаться вечно молодым, с печалью осознает, что его время и правда уходит. И все, что он может сделать, — отправиться в последний полет и, возможно, вдохновить молодых летчиков пойти по его стопам. Ну или молодых кинематографистов. Тут уж как получится.
В этом смысле любопытно видеть, как «Топ Ган: Мэверик» бьет один кассовый рекорд за другим. Сиквел фильма 36-летней давности, который никто особенно и не ждал, обгоняет несколько частей «Мстителей» в списке самых успешных фильмов в США — и продолжает зарабатывать деньги спустя три месяца после премьеры. Выходит, что Круз был прав и в фильме, и в жизни. «Мэверик» и правда нужен миру. А интуиция и обычная человеческая смелость все еще могут победить бездушные алгоритмы.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.