«Тополиный пух»: летняя комедия с Антоном Лапенко о парне, который заказал свое же убийство
1 августа в российский прокат вышел «Тополиный пух» — черная комедия от Good Story Media и ТНТ с Антоном Лапенко в главной роли.
Звезда веб-сериала «Внутри Лапенко» сыграл неудачника, который сначала мечтает умереть, а потом внезапно вновь находит вкус к жизни.
Рассказываем, чем авторы намерены веселить зрителя и причем здесь «Расемон» Акиры Куросавы и группа «Иванушки International».
Что за «Тополиный пух»
Дата премьеры: 1 августа 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссеры: Артем Лемперт, Кирилл Клепалов
Сценаристы: Илья Петрухин, Олег Гольдфайн
В ролях: Антон Лапенко, Аглая Тарасова, Виталий Хаев, Антон Васильев, Антон Филиппенко, Илья Борисов
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Тополиный пух»: «Оторви и выбрось», «Вы умрете, или мы вернем вам деньги», «Я нанял убийцу»
Продолжительность: 1 час 26 минут
Где смотреть: в российском прокате
🌳 У «Тополиного пуха» нелинейный сценарий
В юности житель вымышленного города Верхнекамска Саша мечтал о работе гражданского пилота, но из-за патологической неуверенности в себе не стал бороться за место в летном училище. Теперь он охранник в обменнике, живущий в одной квартире с бывшей женой и ее новым мужем — полицейским Женей.
Герой здесь явно лишний, поэтому супруги всячески пытаются вытолкать сожителя из тесного гнезда. Тем более что они ждут пополнение.
Уставший от унижений Саша соглашается съехать, но в ответ просит Женю об услуге — помочь отойти в мир иной. Тот поначалу отказывается, но в итоге все же пользуется старыми связями и выходит на пожилого киллера, готового без лишних вопросов решить проблему.
Слоняясь по городу в ожидании скорой смерти, Саша встречает дерзкую стриптизершу Юлю и влюбляется. Слово за слово, и парочка уже ест торт на крыше бара. Теперь умирать парню совсем не хочется, но и отменять заказ слишком поздно. Механизм запущен — и бежать от убийцы горе-охраннику придется в компании Юли.
По ходу сюжета выясняется, что картина выстроена по принципу «Расемона» режиссера Акиры Куросавы. Фильм состоит из нескольких новелл, и каждый фрагмент показывает события одного и того же дня глазами разных персонажей: Саши, Юли и бывшего заключенного, взявшегося за убийство парня. В этой концепции, собственно, и кроется основная сила «Тополиного пуха».
С каждым пересказом жанр немного меняется: от мелодрамы прыгает к криминальной комедии и обратно. В ключевых повторяющихся сценах возникают новые детали: чуть иначе установленная камера превращает сцену неловкого флирта в попытку ограбления, а игра со звуком позволяет узнать, о чем на самом деле говорили персонажи, которых ранее зритель не слышал.
Благодаря регулярной смене ракурса фильм пролетает стремительно. Хотя новаторским назвать кино не получится: все элементы, из которых оно сшито, публика видела неоднократно.
Ту же структуру «Расемона» не так давно использовал Ридли Скотт в «Последней дуэли», а сюжет о неудачнике с суицидальными наклонностями обыгрывался в комедии «Вы умрете, или мы вернем вам деньги» или совсем свежем ромкоме «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца».
Что касается криминальных сюжетов с чудаковатыми персонажами в духе Гая Ричи и братьев Коэн, то их кинематографисты уже давно успешно перекладывают на российские реалии. Чего только стоят работы Кирилла Соколова, автора «Папа, сдохни» и «Оторви и выбрось».
😕 В фильме играют хорошие актеры — но тот же Лапенко способен на большее
Поклонники Антона Лапенко не так часто могут увидеть его на большом экране. «Тополиный пух» — приятное исключение, но простора для работы у актера в этот раз совсем немного. Несомненно сильный артист — «Чики» и «По-мужски» тому подтверждение — стал жертвой несовершенного сценария. Здесь Лапенко, увы, стереотипный рохля со смешными усами и грустными глазами, вечно потерянным видом и не самым богатым набором сбивчивых реплик.
В тесных рамках простенького образа оказалась и Аглая Тарасова. Звезда «Льда» и «Беспринципных» может быть одинаково органична и в роли уставшей домохозяйки, и в образе оторвы. Но в «Тополином пухе» она в основном комично семенит на гигантских красных каблуках и, выпучив глаза, выясняет отношения с хахалем-наркодиллером — его сыграл Антон Филиппенко.
Куда выразительнее центральной парочки оказался дуэт актера Виталия Хаева и совсем юного Андрея Титченко. Первый исполнил роль пенсионера-коллектора-киллера. Он эффектно вышибает двери должников под «Сан-Франциско» группы «Кар-мэн», а потом мажет поясницу согревающей мазью. Второй сыграл обаятельного внука бандита, всячески действующего ему на нервы. Сначала дед пытается «слить» мальца с опасного дела, но со временем прикипает к нему и даже начинает воспитывать. Как умеет, разумеется.
А еще по фильму щедро рассыпаны камео. До триквела «Дэдпула» далеко, но радость узнавания испытать можно. На огонек заглядывают и иронично молчащий Руслан Габидуллин, и машущий флажком Верхнекамска Гоша Куценко, и матерящийся Андрей Григорьев-Аполлонов из «Иванушек» с простреленным ухом.
🤪 Кино стильное, а вот шутки не всегда удачны
Едва ли не больше всех на площадке выложился второй режиссер и по совместительству оператор Кирилл Клепалов. Для легкой летней комедии в «Тополином пухе» непривычно много формальных ухищрений. Загибайте пальцы: перевернутые вверх ногами кадры — есть; таймлапс — чек; слоу-мо — в наличии; пролеты на дроне — имеются; «голландские углы» по поводу и без — полно.
Вдобавок кино пестрит огнями, как новогодняя елка. Любая поверхность, способная красиво отражать непонятно откуда взявшийся неоновый свет, непременно его отражает. И все это происходит под нетленки Наташи Королевой, Валерия Леонтьева, Сергея Жукова и других завсегдатаев «Русского радио».
Однако за яркой оберткой кроется классический продукт телеканала ТНТ — с привычными и не всегда уместными юмористическими эскападами в духе Comedy Club. Посмеяться создатели предлагают над «понаехавшими» мигрантами, шальной пулей в пятой точке и коррумпированными полицейскими, уставшими «охранять родину за двадцатку в месяц».
Иногда авторам удается нащупать баланс в юморе — особенно в уморительном и по-своему трогательном бромансе дедушки и внука. Но чаще попытки развеселить вызывают неловкость или даже стыд. Это, к сожалению, стандартная практика для большинства российских комедий в текущем году.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult