Чем я рискую, если покупаю авто с транзитными номерами и с неуплаченным утилизационным сбором?

2
Аватар автора

Виктор Клюшкин

спросил в Сообществе

Страница автора

Хочу купить машину с транзитными номерами Республики Беларусь. Владелец говорит, что есть российский ПТС. Якобы он хотел поставить авто на учет в России, но с него требуют утилизационный сбор.

Стоит ли покупать автомобиль в такой ситуации и какие проблемы могут у меня возникнуть?

Аватар автора

Валерия Романова

разобралась с утилизационным сбором

Страница автора

Единственное, что вызывает опасение в вашей ситуации, — неуплаченный утилизационный сбор. В некоторых случаях он может указывать на проблемы с документами. В остальном сделка выглядит рядовой и ничем не грозит. Расскажу, на что обратить внимание.

Влияют ли транзитные номера на сделку

Когда автомобиль вывозят из страны, чтобы передать новому владельцу, ему присваивают временный государственный регистрационный номер — транзитный.

Если вы покупаете авто с транзитными номерами другого государства и собираетесь пользоваться им в России, машину нужно зарегистрировать в ГИБДД. Правила такие же, как для авто с отечественной регистрацией: после покупки у вас есть 10 дней, чтобы поставить транспортное средство на учет.

При регистрации в ГИБДД нужно предъявить паспорт транспортного средства. Сейчас он может быть электронным.

Если ПТС выдан после 31 августа 2012 года, в нем должна быть отметка об уплате утилизационного сбора, иначе в регистрации могут отказать. В некоторых случаях от уплаты сбора освобождают — тогда в ПТС указывают основания для этого.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор

Государство взимает утилизационный сбор с каждого автомобиля, который будет использоваться внутри страны. Если машина отечественная, сбор уплачивает автопроизводитель. Если ее ввезли в Россию из-за рубежа — импортер.

Но есть случаи, когда сбор можно не уплачивать:

  1. Автомобиль в качестве личного имущества ввозят беженцы, вынужденные переселенцы или участники госпрограммы по добровольному переселению соотечественников.
  2. Машина принадлежит дипломатическому представительству, консульству или международной организации либо их сотрудникам.
  3. Это ретроавтомобиль старше 30 лет, который не используется в коммерческих целях, сохранен или отреставрирован до оригинального состояния.
  4. Автомобиль не старше трех лет ввозят в Калининградскую область, чтобы передвигаться только по ней.
  5. Автомобиль ввозят временно, на срок до года. ПТС автомобиля выдан до 1 сентября 2012 года.

В вашей ситуации уплатить сбор придется в любом случае:

  1. если в ПТС стоит отметка об освобождении авто от сбора, по закону его придется уплатить новому собственнику;
  2. если продавца не освобождали от уплаты и он ввез автомобиль в Россию для продажи, после сделки государство может взыскать сбор с вас обоих — в этом случае у покупателя и импортера возникает солидарная обязанность по уплате;
  3. если вы лично купите автомобиль в Беларуси и ввезете его в РФ, уплачивать сбор будете сами.

Размер утилизационного сбора зависит от возраста и категории автомобиля. Физическим лицам, которые хотят использовать легковой автомобиль для личных нужд, придется заплатить 5200 ₽ за авто старше трех лет, за машину моложе — 3400 ₽. Оплатить можно по реквизитам на сайте налоговой службы.

После уплаты в течение трех рабочих дней нужно представить в налоговую инспекцию пакет документов, чтобы в ПТС поставили отметку об уплате сбора:

  1. Расчет суммы сбора по форме ФНС и копию документа о его уплате.
  2. Договор купли-продажи.
  3. Бумажный ПТС. Электронный представлять не нужно.
  4. Копии одобрения типа ТС, сертификатов или деклараций соответствия, свидетельств о безопасности конструкции ТС или заключения технической экспертизы. Но эти документы не нужны, если в ПТС заполнена строка 17.
Если в ПТС заполнена строка 17, документы из пункта 4 представлять не понадобится
Если в ПТС заполнена строка 17, документы из пункта 4 представлять не понадобится

Как подстраховаться

В вашем случае возможные риски связаны с происхождением российского ПТС. Вы пишете, что у машины он есть.

Выяснить, откуда у автомобиля из Беларуси российский ПТС. Вот кто в теории мог его выдать:

  1. завод-изготовитель, если автомобиль отечественный;
  2. таможня, если автомобиль ввезли не из страны ЕАЭС;
  3. ГИБДД при изменении регистрационных данных либо снятии с учета, а также на машины, выпущенные в России до 1 июля 1993 или ввезенные до 1 ноября 1997 года.

Между Россией и Беларусью нет таможенной границы, поэтому в вашем случае автомобиль либо изначально произвели в РФ, либо до этого уже ввозили в Россию из другой страны, не входящей в ЕАЭС.

Обратить внимание на дату выдачи ПТС. Если вы покупаете авто иностранного производства в России и в ПТС стоит отметка об освобождении от сбора, вы ничем не рискуете. Вероятно, автомобиль уже когда-то ввозил в страну человек, освобожденный от уплаты сбора. А ПТС в этом случае выдала российская таможенная служба. Скорее всего, нынешний владелец изначально собирался перепродать авто в России, но освобождения от уплаты сбора у него нет, поэтому он не стал регистрировать автомобиль в ГИБДД и уплачивать утилизационный сбор.

Вам стоит насторожиться, если ПТС выдали после 1 сентября 2012 года и в нем нет отметки об уплате сбора. Если автомобиль произведен в России, в этом случае в паспорте должна быть отметка, что сбор уплатил производитель. Если автомобиль произвели за рубежом, то при ввозе в Россию импортер должен был уплатить сбор: без этого ПТС бы не выдали. Если отметки нет, обязательно проверьте историю автомобиля через сервис ГИБДД и ФТС. В худшем случае ПТС окажется поддельным.

Если хотите перестраховаться, настаивайте, чтобы продавец уплатил сбор и поставил автомобиль на учет. Если он сам ввез автомобиль в Россию, укажите, что продажа автомобиля не освобождает его от уплаты утильсбора.

Что в итоге

Покупка авто с транзитными номерами Республики Беларусь не выглядит рискованной. Но уплатить утильсбор в любом случае придется.

Если автомобиль произведен в России или ввезен в страну после 1 сентября 2012 года и тогда же получил ПТС, на всякий случай проверьте авто через сервисы ГИБДД и ФТС.

Если хотите подстраховаться, договоритесь, чтобы продавец вначале уплатил утильсбор и зарегистрировал машину в ГИБДД на свое имя.

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Валерия РомановаПокупали автомобиль за границей? Расскажите, как все прошло и остались ли вы довольны этой сделкой:
  • Рамиль Ф.кстати вот тоже интересно мне. Слышал что выгодно покупать машины в Казахстане и Армении. Насколько это целесообразно и как там надо все по уму оформить?0
  • СергейРамиль, насколько я в курсе, проблемы могут быть только в одном случае - когда автомобиль ввозился в эти страны во время "переходного периода" вступления в ЕАЭС. То есть для, например, Армении по всем автомобилям ввезенным с 2014 по 2020 год надо проверять по каким правилам и тарифам они были растаможены. Для остальных - то же самое как будто в соседней области купили.0