За последние три месяца я привез из Республики Беларусь три автомобиля, перепродал их и заработал на этом 550 000 Р.
Каждую из этих машин было несложно ввезти в Россию и поставить на учет на абсолютно законных основаниях. В этом и заключается прелесть покупки автомобиля в странах — членах ЕАЭС.
В этой статье я расскажу, как найти и купить автомобиль в Беларуси, а потом поставить его на учет в России, на примере Фольксвагена Поло Седана.
Как подобрать автомобиль
Самый выгодный вариант — ехать в Беларусь за машиной и оформлять все документы на себя. Также есть брокеры и компании, которые за отдельную плату все сделают за вас.
В Москве я взял плацкартный билет на поезд Москва — Минск за 3836 Р. Отправление в 22:10, в 07:25 прибытие в Минск. Брал билет в один конец: все-таки обратно нужно было ехать на машине.
Еще до отъезда я нашел временное жилье. Аренда однушки в центральной части Минска стоит 20—25 $ (1600—2100 Р). Я забронировал квартиру на три дня, чтобы никуда не переезжать, если придется задержаться, и потратил 6000 Р. Заселение обычно с 14:00, поэтому я начал звонить по объявлениям уже утром. Нет смысла делать это в Москве, потому что по телефону все всегда отлично, да и вряд ли после разговора с человеком из другой страны кто-то откажет реальному покупателю авто из Беларуси.
Владельцы машин максимально маскируют ремонты кузова, и углядеть их может только эксперт. Важно обратить внимание на номер двигателя: в ГАИ в Минске на него ни разу не смотрели, но в РФ из-за этого могут возникнуть проблемы. В России смотрят на номер двигателя и его параметры. Если все будет как в ПТС, машину поставят на учет. А если нет — появятся проблемы. Пробег тоже скручивают, поэтому важно соотносить состояние обивки салона и лакокрасочного покрытия с показаниями одометра, а в некоторых случаях нужно читать электронные блоки и искать в них признаки того, что пробег корректировали.
Больше всего машин продают в Минске и Минской области. Если все делать оперативно, то за два-три дня вполне можно успеть найти хороший автомобиль и оформить документы.
Учитывайте важный нюанс: авто с экологическим классом ниже Евро-4 невозможно законным путем поставить на учет в РФ. Четких разграничений нет, но большинство автопроизводителей начали соблюдать требования класса с 2008—2010 года. Поэтому лучше не смотреть более старые машины.
Также на российской таможне и в ГИБДД будут проверять наличие у авто сертификата безопасности конструкции транспортного средства — СБКТС. Обычно его составляет либо автопроизводитель, либо импортер, который ввозит авто на территорию ЕАЭС. Нет какой-то базы, в которой можно проверить наличие СБКТС, поэтому остается либо искать авто с ним, либо заложить в стоимость получение этого сертификата — от 20 000 Р.
Где искать машину. Самые популярные сайты — av.by, «Автобизнес», «Автобарахолка». Самый большой и удобный — av.by, практически аналог «Авто-ру». Есть сайт и мобильное приложение, но проверить машину по VIN не получится. Но есть сторонние сервисы — вот что можно сделать:
- Проверить машину на угон по базе МВД Беларуси.
- Проверить даты таможенного оформления для автомобилей, которые ввезли из-за границы. Информацию оперативно обновляет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
- Проверить на залог в реестре движимого имущества, обремененного залогом Республики Беларусь. Услуга платная — 16,8 Br (506 Р) за три запроса.
В конце большинства объявлений есть информационная табличка с результатами проверки по VIN. Из нее я узнал, что интересный мне Поло Седан был в залоге у банка, хозяин в этот же день погасил долг, взял в банке справку и через сутки залог сняли. Значит, все в порядке. Если бы автомобиль был в залоге, его не получилось бы снять с учета.
Я нашел Фольксваген Поло Седан в первый день поисков. Хозяин был единственный, обслуживал авто у официалов, ни разу не бил и не ремонтировал кузов, а также хранил все чеки и заказ-наряды на обслуживание. С юридической стороны все тоже было в порядке. Цена в объявлении стояла 13 200 $ (959 904 Р). Получилось скинуть только 150 $ (10 908 Р) — в итоге заплатил за машину 13 050 $ (948 996 Р).
На осмотр нужно ехать с толщиномером: продают много крашеных машин, но красят обычно хорошо. Я посмотрел пару таких перед Поло: хозяева до конца упирались, что авто не бито, не крашено, но толщиномер говорил обратное. Также не советую брать авто из США младше пяти лет: среди них много «топляка» — машин, которые серьезно затапливало водой.
Всего в тот день я посмотрел три машины, ездил до них на такси. За все время в Минске я потратил на такси 1200 Р.
На билеты в Минск, жилье и такси я потратил 11 036 Р
Аренда однушки в центре Минска | 6000 Р |
Билеты Москва — Минск, плацкарт | 3836 Р |
Транспортные расходы за все время в Минске | 1200 Р |
Как оформить автомобиль в Беларуси
Мы с владельцем машины приехали в ГАИ по адресу Тимирязева, 114 в 08:30. Если бы добрались к 08:00, все было бы быстрее: очереди занимают еще до открытия.
Хозяин встал в очередь на сверку автомобиля. Именно он должен проходить эту процедуру: приехать без продавца с ДКП и старым свидетельством транспортного средства, СТС, не получится. Я встал в очередь к окнам, где сдают документы на регистрацию. Потом мы отошли, чтобы оформить договор купли-продажи, ДКП, потому что он понадобится уже на сверке. Образец также есть на av.by, и он мало чем отличается от ДКП в России, только цены в белорусских рублях.
Мы пошли к ребятам, которые оформляют ДКП за 2 $ (150 Р). По итогам процедуры выдали акт сверки, а с ним и ДКП. Хозяин отправился в соседнее здание и поднялся на третий этаж: там я стоял в очереди, чтобы подать документы на регистрацию.
На этаже есть окна для Минска и Минской области. Куда обращаться, зависит от того, где прописан владелец автомобиля. В тот день электронная очередь работала только для Минской области, а для Минска была живая: предположу, что это связано с наплывом людей. Очередь может состоять из 80—100 человек, но она продвигается достаточно быстро: передо мной было 80 человек, я стоял примерно 40 минут.
На том же этаже есть касса, в которой можно уплатить пошлину за регистрационные действия в ГАИ — 27 Br (800 Р). Все три раза, что я приезжал за машиной, платили собственники. Очередь в кассу небольшая и движется очень быстро. Потом собственник заполнил заявление на снятие авто с учета.
В итоге в окно приема документов мы отдали:
- ДКП в двух экземплярах.
- Квитанцию об уплате госпошлины.
- Заявление о снятии автомобиля с учета.
- Чистые государственные регистрационные знаки — это важно для машин, которые будут регистрировать в другой стране.
- Акт сверки.
- Паспорт собственника авто.
- Паспорт покупателя авто.
Через пару минут мне выдали два экземпляра ДКП с печатью ГАИ, наши паспорта и назначили время, в которое мне выдадут транзитные номера: предстояло подождать полтора часа, их должны были выдать в соседнем окошке. И в России, и в Беларуси они действительны три месяца с момента снятия с учета.
Я отстоял очередь, подошел к нужному окошку с паспортом и получил два транзитных номера и разрезанное свидетельство. Режут так, чтобы все данные можно было прочитать, но любой сотрудник ГАИ понимал, что документ недействителен.
После этого я пошел делать справку-счет, договор комиссии, еще один ДКП и отметку в разрезанном СТС — ее ставят на внутренний разворот документа. Справка-счет необходима таможне России, чтобы подтвердить факт и стоимость покупки авто. По закону Республики Беларусь этот документ может выдать только юридическое лицо. Чтобы это случилось, оно должно продать вам авто.
Получается, что юрлицо берет у вашего продавца автомобиль на реализацию и второй договор купли-продажи заключают между вами и этим юрлицом. На основании этого договора составляют справку-счет о том, что вы приобрели авто у юрлица. В целом это бесполезная бюрократическая процедура, но без нее не получится оформить машину в РФ.
Я сделал это через человека, который работает прямо в ГАИ и периодически ходит вдоль очередей, раздавая свои визитки. Документы оформили за 20 $ (1500 Р) и 15 минут. Вообще, мне показалось, что в Беларуси у частника можно что-то купить только за доллары.
Потом я повесил номера на авто, пожал руку продавцу и спокойно поехал на родину. При въезде в Россию у меня проверили только паспорт.
|
|
|
|
За оформление автомобиля в Беларуси я заплатил 1650 Р
Справка-счет | 1500 Р |
Оформление ДКП | 150 Р |
Оформление авто в России
Для получения номеров необходимо оформить электронный ПТС и получить таможенный приходный ордер, ТПО. Этот документ подтверждает факт ввоза авто на территорию РФ, в нем ставят отметку об уплате утилизационного сбора. Без этого документа ГИБДД не оформит автомобиль.
Я оформил электронный ПТС дистанционно, это можно начать делать еще в Беларуси. Достаточно сфотографировать авто и все документы по инструкции центра экспертизы, оплатить услугу и дождаться оформления. Эту услугу государство доверило коммерческим компаниям. В законе прописано, что стоимость получения ЭПТС не может превышать 600 Р, но таких цен нет ни в одной компании. Еще важно учесть, что на оформление ЭПТС гигантская очередь: в Москве на это уходит от двух недель до двух месяцев.
Я оформил ЭПТС в Уральском центре экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте, так как они предложили самую низкую цену и короткие сроки — 3000 Р и один день. Параллельно я оформлял ТПО на таможне: уплатил утилизационный сбор и приехал на таможенный пост, чтобы привязать оплату к VIN машины и получить бумажный ордер.
Размер утилизационного сбора зависит от даты производства автомобиля. За авто старше трех лет нужно заплатить 5200 Р, за машину моложе трех лет — 3400 Р. Самый простой способ — оплатить в банкомате по реквизитам с официального сайта таможни.
Если авто ввезли на территорию Республики Беларусь и растаможили после 1 апреля 2021 года, придется устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС и оформлять все необходимые документы. Это еще примерно 25 000—30 000 Р. Мой автомобиль ввезли и растаможили в 2019 году, поэтому мне не пришлось ставить оборудование.
После уплаты утилизационного сбора я поехал на таможню в Зеленоград. Нашел инспектора, который занимается оформлением утилизационных сборов, отдал все документы, заполнил заявление. Я приехал под закрытие, людей не было, поэтому быстро получил ТПО. Говорят, что на некоторых постах могут затянуть с проверкой. К счастью, в Москве я с таким не сталкивался.
На сайте электронных ПТС моя заявка сменилась на запись об ЭПТС со статусом «Действующий». На этом же сайте я сделал выписку из электронного ПТС. Через несколько дней поехал в ГИБДД получать номера. Процедура стандартная: оформил ОСАГО онлайн и на всякий случай распечатал его, чтобы не возникло споров в ГИБДД.
Через портал госуслуг я записался в ближайший МРЭО. Там же, на сайте, уплатил госпошлину — 1750 Р со скидкой.
Я приехал на осмотр и отдал инспектору:
- ДКП.
- Таможенный приходный ордер.
- Распечатанную квитанцию об уплате госпошлины.
- Транзитные номера.
- Выписку из ЭПТС.
- Акт сверки.
Если все делать по инструкции, то с момента отъезда в Беларусь до постановки автомобиля на учет пройдет неделя, при этом можно прилично сэкономить. Итого на машину я потратил 970 836 Р, а через полтора месяца продал ее за 1 210 000 Р.
На оформление машины в России я потратил 8150 Р
Утилизационный сбор | 3400 Р |
Оформление ЭПТС | 3000 Р |
Пошлина за выдачу регистрационных знаков | 1400 Р |
Пошлина за выдачу свидетельства ТС | 350 Р |
Фольксваген Поло Седан обошелся мне в 970 836 Р
Стоимость машины | 950 000 Р |
Транспортные расходы | 11 036 Р |
Оформление в России | 8150 Р |
Оформление в РБ | 1650 Р |
Запомнить
- Спланируйте маршрут и забронируйте жилье.
- Детально осмотрите автомобиль, чтобы не взять битый, который хорошо отремонтировали.
- Тщательно проверьте машину перед покупкой, чтобы не попасть под ограничения. Убедитесь, что автомобиль как минимум соответствует классу Евро-4. Внимательно посмотрите на номер двигателя: в Беларуси на него никто не обращает внимания, а в России могут возникнуть проблемы.
- Заранее займите очереди в окна регистрации и кассу.
- Тщательно проверьте документы, которые понадобятся в РФ при регистрации.
- Не затягивайте с постановкой авто на учет в РФ.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.
А раньше в Беларуси были статьи "Как купить б/у автомобиль в России")))
Чота я ничо не понял! Заголовок: "за три месяца я ввез из Беларуси три машины и продал их". О чем текст: я привез Поло и через два месяца продал ее.
И еще: на фига козе баян? У соседей хороших машин на рынке нет - 90% это привозной автохлам. Те, что остались, продаются по совсем не гуманным ценам. Кому нужен Поло из Беларуси в старом кузове за 1.2?:) Его докризисная цена тут была 700-900. Сча он никому не нужен. От слова совсем
Taras, Ну если машины хоть и б/у из Германии, Франции (Европа) и прочее -автохлам, то Ваш Вариант Лада Веста без АБС. подушек безопасности и т.д. В РБ куча свежепригнанных авто.
Taras, Вы не понимаете что цены до кризиса были выше чем сейчас?)
Taras, Сам то ездил покупать в живую или так диванный эксперт
Taras, вы видимо знаток автомобильного рынка и ещё автоэксперт ко всему прочему. Машины везде одинаковые, их надо смотреть и выбирать, хоть в России, хоть в Белоруссии, хоть в Европе, хлам продаётся везде
Taras, Разные предложения есть, после того как курс рубля укрепился, в России цены стали очень не гуманными. Стало выгодно покупать в РБ, все течет, все меняется. После падения рубля в 2014, из РФ в РБ возили.
Евгений, после того как курс рубля укрепился🤦♂️🤣🤣🤣, выгоднее стало покупать в РБ
Ох уж мне эти автоэксперты с толщиномерами... Покупали машину в салоне - новенькую, только с завода, через четыре года пригнали в отличном состоянии в салон того же производителя сдавать в трейд-ин. Так нам местный эксперт начал доказывать, что она у нас битая, мол, толщина краски на крыше большая, так что цена машине три копейки. А менеджер потом признал, что эту крышу на заводе просто красят в два слоя, такая технология.
Александра, а ещё знаю историю от знакомого кузовщика, когда при транспортировке в дилерский центр фуру с новыми авто перевернули. Потом машины быстро привезли к ним, перекрасили и продавали как ни в чем не бывало. Такие вот дилеры
Vasilii, да-да, рассказать много можно. Но судя по количеству этих рассказов, чуть не каждый второй автовоз переворачивается, причём машины после этого как новенькие, только слой краски толще)
Александра, это да) сам не видел, но:
1. аварий на трассах с фурами в оврагах довольно много, особенно в межсезонье. Конечно, не каждый второй автовоз переворачивается, но всё же.
2. допускаю, что люди любят приукрасить и поболтать ради поболтать.
я, в целом, про то, что слепо верить дилерам не стоит) и брать с собой стороннего эксперта-кузовщика даже при покупке нового авто
Vasilii, про фуры-перевертыши не в курсе.Но пару раз по службе был у автодилера Ниссан в нашем регионе.В отдельном ангаре стабильно пять-шесть новых авто "на ремонте": у кого- то центральная панель разобрана, у кого дверь снята.А салон авто в заводском целлофане.
SZ, так и есть
SZ, знакомый покупал машину, а на ней на все крыло огромная царапина была, когда привёз автовоз. По итогу крыло заменили на новое с завода и сделали скидку за ожидание.
Vasilii, я такую купил с крашеной дверью новую
А почему из размера заработка на перепродаже автор не вычел налог, который в России должен заплатить? Часто думаю о покупке авто в другом регионе РФ с целью перепродажи. Но с учётом небольшой разницы в цене по рынку и необходимости уплаты налога не стоит овчинка выделки, как по мне
Ольга, потому что налог до 250 000 не платится
ВК, не платится, если авто по дкп не дороже 250т, если дороже, то платится. Даже пусть вы купили за 849, а продаете за 852, то налог платить надо.
ВК, эта сумма - доход с одного товара, неважно, сколько таких продаж в год? спасибо, я этого не знала
Ольга, а какой налог на поло за полтора месяца? 150 руб.?
Ольга, налог платится с разницы покупки и продажи
Ни хрена ни дешевле :
https://avto.abw.by/belarus/legkovye/prodazha/god_2010-2014/dvigatel_dizel/korobka_avtomat/kuzov_allroad-5-doors/privod_polnii/sostoyanie_s-probegom/probeg_200%20000?under_the_order=0&sort=by_price-rewind
https://ab.onliner.by/?location%5Bcountry%5D=248&year%5Bfrom%5D=2010&year%5Bto%5D=2014&body_type%5B0%5D=suv&engine_type%5B0%5D=diesel&transmission%5B0%5D=mechanical&transmission%5B1%5D=automatic&drivetrain%5B0%5D=all&odometer%5Bto%5D=200000&order=price%3Aasc&price%5Bcurrency%5D=USD
https://cars.av.by/filter?brands[0][brand]=330&brands[0][model]=2209&engine_type[0]=5&drive_type[0]=4
а это у нас:
https://www.avito.ru/rossiya/avtomobili/s_probegom-ASgBAgICAUSGFMjmAQ?f=ASgBAQECBETyCrCKAYYUyOYB4LYNnJgo4rYN4qgoBUDwChSsigHmtg0Uvrco7LYNFOC3KO62DRTqtyjwtg0k7rco7LcoAUW8FRh7ImZyb20iOjE1NzkwLCJ0byI6bnVsbH0&s=1
И в чем смысл?
Сергей, зачастую как раз дешевле почти в 2 раза стоимость самой машины
Отличная статья, но по итогу остался один вопрос, как оплачивать, только в долларах? Это нынче проблемно …
В начале января поймал в продаже в РБ Lada Vesta Cross SW Black Edition 2021 года выпуска с пробегом 13тыс. В понедельник купил, а в субботу поставил на учёт в ГАИ СПб. Только я не делал никаких счёт справок, не оформлял отдельно ТПО. Достаточно ДКП и уплату утиль сбора. Этих документов достаточно для постановки на учёт. Потратил только времени при оформлении ЭПТС (2500р), пытались развести на оформление технических характеристик (это +2000р).
Artur, здравствуйте пожалуйста подскажите без тпо как и счёт справки как оформить ладу , тоже хочу прикупить ?
Artur, Добрый день. Собираюсь на этой неделе поехать в Минск за машиной. Возможно ли с вами связаться и задать несколько вопросов. Максим. Спасибо
Макс, Спрашивайте, я из РБ, живу в РФ, в автомобильной теме разбираюсь.
Евгений, Здравствуйте. Планирую на этой неделе ехать в Минск за машиной, до этого ни разу не покупал машину в Белоруссии. Возникли вопросы:
1. Есть машина без Эры Глонасс но она была произведена на заводе в Минске и есть сертификат ОТТС. Надо мне устанавливать Глонасс или нет. Поставят мне машину на учет в РФ.
2. Договора купли продажи будет достаточно для постановки в РФ или надо делать счет справку?
3. Надо ехать на таможню и делать ТПО или достаточно оплатить утиль сбор?
4. Где и как возможно оплатить утиль сбор?
5. На границе когда буду ехать на транзитах, не возникнут ко мне каких либо вопросов?
Спасибо
В начале статьи указана цена авто 740, а потом 950, расходы 20, где еще 190 не пойму ? Это налог ?
я не понимаю по поводу этого глонас, это для всех авто касается, что если в рб машина стояла на учете до апреля 21 года, то тут для нее не нужна кнопка глонас? или еще как то от возраста самого авто зависит. нигде нет информации про это
А почему он не учёл стоимость Осаго в затраты?
И зачем столько геморроя. Когда в России полно машин...
Добрый день. У нас сейчас наоборот другая проблема. Как продать Tayota Camry. 2009 года выпуска, седан в Беларусси (г. Гомель). Собственником был папа. После смерти наследниками стали 3 человека. Живем в России.
А я вот тоже не понял прикола. В Белоруссии купил машину за 753 622 р. Потом пишет что Итого на машину я потратил 970 836 р., хотя по тексту расходы одни копейки. Куда еще потрачено 217 тысяч ???
Виталий, РФ и РБ в таможенном союзе с 2010 года. Беспошлинное перемещение товаров. Если проще - при покупке авто в РБ не нужно таможить в РФ и наоборот.
Ma, купить в обменике https://cash.rbc.ru
Д24, 1. Без растаможки на учет в РБ не поставят. 2. Можно попросить у продавца документы по растаможке если переживаете. В РБ с законами строго.
Евгений, ага, продают, за 80р 😁
Александр, вы в какой-то другой стране видать живете или не следите за обновлениями закона. Номер двигателя сверяется в обязательном порядке
Иван, и еще не совсем понятно по датам. Сколько машина должна пожить в РБ после ввоза?
Sergey, по вашим вопросам:
1) Да, электронный ПТС лучше начинать делать сразу, как вы оформили на себя машину в РБ. См. в самой статье со слов "Я оформил электронный ПТС дистанционно...". ТПО нужен для того, чтобы в уже заведённом ЭПТС появилась отметка, что утильсбор оплачен. Дальше соответствующая информация попадет и в российский СТС.
2) ЭПТС не привязан к месту прописки. Я и автор статьи делали в екатеринбургской фирме.
3) У меня заморочек с ГЛОНАСС не было, так как машина ввезена в РБ раньше требуемого срока, и мне это не требовалось. Можно почитать в интернете, как народ решает вопросы с ГЛОНАСС в настоящее время.
Алекс, Большое спасибо за обширный ответ
Эдуард, счёт-справка нужна. Всё как в инструкции (статье). Насчет ГЛОНАСС не подскажу, в моем случае он не требовался. Если машина уже снята с учета, новые белорусские транзиты не нужны - пользуетесь теми, которые стоят на машине. Более того, в РФ у меня их так и не забрали, хотя я гаишникам не раз предлагал их сдать при постановке на учет.
Андрей, потому что только юрлицо в РБ может выписать справку-счет, которая для российского ГИБДД является подтверждением сделки по покупке автомобиля в другой стране. Договор купли-продажи тоже важен, но его недостаточно. Лучше не "изобретать велосипед". Тем более, услуга по выездному оформлению справки-счета и других бумаг простая и стоит копейки по сравнению с машиной (что-то в районе 1000-2000 росс. рублей).
По комплекту документов ориентируйтесь на статью и мои комментарии к ней, и всё получится. Удачи!
Андрей, ну тогда вообще без проблем, вам даже с ЭПТС не надо заморачиваться.
ОСАГО я покупал, да. Делал и белорусский (на период до пересечения границы, а реально - на месяц), и потом российский на въезде (очень дорогой для временного). Странно, что в статье этот аспект не затронули.
Валентин, поясните пожалуйста купили за 780 т.р., а вконце статьи пишите уже про стоимость 950т.р.
Как это?
Нее понял, по итоговым подсчётам машина обошлась 970 к рублей . А на момент покупки она стоила 787к . Вопрос куда были потрачены 183к рублей ???! Автор что то утаивает ....
Удалось скинуть 150$ и машина обошлась в 762 753руб. А в итоге стоимость 950 000 и плюс расходы на переоформление и дорогу. Откуда нарисовались почти 190 000 руб.?
если авто не соответствует экологическому классу и ему больше 20 лет, как быть?