Из Мытищ в Медведково: плюсы и минусы общественного транспорта Москвы и Подмосковья
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Я живу в Мытищах и несколько раз в неделю езжу в Москву — в офис или на прогулки. Пользуюсь междугородними автобусами, которыми заведуют частные перевозчики. 1 поездка от ст. Медведково до дома или наоборот стоит от 55 до 80 рублей в зависимости от перевозчика. В моем случае чаще — 80, так как более дешевые автобусы ездят реже и не особо подходят мне по расписанию.
В неделю я езжу в Москву 3, максимум 4 раза. Это 160 р. в день, т.е 480-640 р. в неделю. Длительность поездки до метро зависит от времени суток и сезона. Летом в час-пик от моей остановки это 20-25 минут, днем — 15. Зимой поездка занимает 30-40 минут, а в дни сильного снегопада может занять час.
У нас в городе есть электрички, но до станции мне ехать примерно столько же, сколько до метро, поэтому для поездок в Москву я ими не пользуюсь.
По городу езжу крайне редко, предпочитаю передвигаться пешком — здесь все необходимое находится недалеко. Но если придется ехать по Мытищам — проезд обойдется мне в 60 рублей.
Плюсы
В нашем транспорте много минусов (и о них я еще расскажу), но все же пересаживаться на свою машину я не хочу. Мы с мужем рассматривали этот вопрос, но поняли, что машина для нас не актуальна и связывать себя лишним имуществом совершенно не хочется. Общественный транспорт намного дешевле личного, особенно если передвигаешься преимущественно по городу и если нет детей.
Кроме того, чаще всего точка А в нашем маршруте — наш двор, где по вечерам нереально найти парковочное место (а утром — выехать, потому что тебя могут заблокировать), а точка Б — центр Москвы, где за парковку еще надо заплатить.
Общественный транспорт же не только лишает тебя лишней головной боли, но и оказывается быстрее в реалиях Москвы и области. Например, когда мне выпадал шанс в час-пик доехать до метро на машине, дорога занимала больше времени, чем на автобусе. Ну а если надо на дачу, то я могу гарантировано доехать за 2,5 часа на электричке. На машине это занимает около 5 часов.
Минусы
А теперь — про минусы.
1. Междугородние автобусы — очень хитрый бизнес. Часто это единственный способ для людей добраться от метро до дома, так что цены компании-перевозчики могут устанавливать любые, какие придут им в голову. Еще год назад проезд стоил 70 рублей, теперь — все 80. Проезд по городу за последние пару лет подорожал с 44 до 60 рублей. Если бы это были новые комфортные автобусы с объявлением остановок или другими удобными функциями, я бы и вопросом не задалась. Но автобусы такие себе, а водители…
2.…Водители! В наших автобусах есть официальный метод оплаты: банковской картой или Тройкой через терминал. Водитель сам вводит данные в терминал и протягивает его вам для оплаты. Но любой достаточно уверенный в себе водитель обязательно попросит вас перевести оплату ему на карту, и это будет стоить на 20 рублей меньше. Наличными — тоже дешевле. И он еще и поспорит с тобой, если откажешься, и выставит виноватой.
Куда идут эти деньги? Я не сильна в законах, но вроде бы цена не может быть разной в зависимости от метода оплаты. Причем проворачивают это и на междугородних маршрутах, и на внутренних. Я пробовала жаловаться в ФАС, но реакции не получила. Тем более, к заявлению надо было приложить какие-то доказательства — видео или аудиозапись, а у меня их не было.
3. Стиль вождения. По пустой дороге они едут нормально. Но в пробке лезут в любые щели и подрезают всех, кого можно. Выезжают на чужую полосу и преграждают проезд машинам, притираются так близко, что водителям не остается ничего, кроме как пропустить этого огромного наглеца. А что им сделают? ДПС не остановит автобус, полный народа.
4. Многие мытищинцы пожаловались бы на очереди на автобусы от Медведково в вечерний час-пик. Тут мне сложно что-то сказать: для меня эта проблема не очень актуальна по 2 причинам. Во-первых, многие люди намеренно стоят и ждут следующего автобуса, когда все сидячие места в предыдущем уже заняты. Занимать стоячие места мало кто хочет. Мне кажется, стоять 20 минут в автобусе оптимальнее, чем в той же позе стоять те же 20 минут в Медведково и еще +20 минут ехать сидя. Я спокойно заскакиваю в уезжающие автобусы и еду стоя — они еще и прям к выходу из метро за вами подъезжают. Во-вторых, неподалеку от моего дома есть остановка менее популярного маршрута, и по пути от метро я часто пользуюсь именно им.
Раньше на моей остановке еще была большая проблема с тем, чтобы уехать из города с утра. Но наш район конкретно перенаселен, и претензия тут скорее к застройке, чем к транспорту. Я живу на выезде из города, и часто бывало, что приходилось пропустить несколько автобусов, прежде чем приедет тот, в который смогут втиснуться 2-3 человека — и не факт, что среди счастливчиков будете именно вы. Сейчас с этим получше — на последние остановки утром стали присылать пустые автобусы, и это меня очень радует. К тому же, пустой автобус крайне редко нарушает расписание, и я спокойно могу расчитывать на его приезд в нужное время. Да и в целом частота движения транспорта за последние полгода увеличилась. Это сильно упростило мне утренние передвижения.
Ситуации
Одна из ситуаций связана с методами оплаты и «скидкой» за наличные/переводы. Как-то раз я села на первый ряд прямо перед водителем и смогла наблюдать, как люди платят за проезд. По пути до метро было 3 остановки, где садились люди, все трое спросили, сколько стоит, и всем троим водитель назвал разные цены. Одного по карте провез за 80, бабуле за наличные сделал скидку до 50, третьей даме предложил 60 за перевод.
А еще был случай, когда маршрутка сломалась прямо на середине пути в вечерний час-пик. Рядом остановок не было, шоссе, всех высадили. Как уезжать? Мимо едут переполненные автобусы, в которые уже не влезешь. Пришлось такси вызывать и ждать минут 20, пока водитель сделает огромный крюк по шоссе через пробку до разворота и обратно до меня.
Еще один случай с поломкой был года 4 назад: маршрутка сломалась, когда я ехала на экзамен в универ. Как назло совпали все анти-дорожные карты: январь, сугробы, снегопад, темнота и пробка. В такси повышенный тариф. Отдала 700 рублей за поездку. Но, справедливости ради, ситуация нечастая — за 5 лет я столкнулась с поломкой автобуса только 2 раза.
Несмотря на все минусы, я все же надеюсь, что на наш транспорт обратят больше внимания вышестоящие органы. На мой взгляд, контроль за ценообразованием и более продуманный расчет нужного количества транспортных средств с учетом числа жителей смогут улучшить ситуацию и сделать город комфортнее для всех. Наверное, и ту, и другую проблему смог бы решить терминал для оплаты без контакта с водителем. Честная оплата 100% билетов не в карман водителю позволила бы снизить цену, а легальный билет на каждого пассажира, учтенный в системе, — подсчитать реальную загрузку транспорта.