Рома с друзьями собирался на Новый год в Доминикану.

В ноябре он оплатил тур, но менеджер агентства забыл вовремя перевести деньги туроператору. Об этом Роман узнал уже в Домодедово, когда его не пустили на рейс. Друзья улетели в отпуск, а он остался в аэропорту.

Через месяц Роман вернул деньги, но праздники были испорчены. Как избежать подобных ситуаций и на что обращать внимание в работе с турфирмами — расскажем в статье.

Чем занимается туроператор

Есть два вида турфирм: операторы и агенты.

Туроператор — как бы производитель путешествия. Он приходит в страну и смотрит, какие там есть отели, экскурсии, транспорт, развлечения и всё прочее, что может быть интересно туристам. Он договаривается со всеми этими поставщиками, проверяет их лицензии и сертификаты, заносит им предоплату, договаривается о каких-то квотах и скидках — в итоге получается туристический продукт, он же тур.

По популярным туристическим направлениям туроператоры собирают готовые наборы для отдыха: заранее договариваются с гостиницами и авиакомпаниями. Обычно в готовый тур входит перелет, медицинская страховка и наземное обслуживание: номер в отеле, питание, трансфер, экскурсии с гидом и развлечения. Туристу не надо тратить время и самому планировать поездку — он покупает готовый тур, берет загранпаспорт и отправляется в путешествие.

Такие наборы для путешествий называют пакетными турами. Операторы продают их самостоятельно или через посредников — туристические агентства.

Чем занимается турагентство

Если оператор — это производитель, то агентство — магазин готовых путешествий. Агентство покупает у оператора готовые туры и продает их туристам.

Задача агентства — помочь туристу выбрать и купить подходящий тур. Обычно это происходит так:

  1. Турист приходит в агентство и говорит: «Хочу в отпуск! Куда отправите?»
  2. Агентство показывает ему готовые туры и объясняет, что в них входит: где турист будет жить, сколько дней, когда вылетает и возвращается и что еще включено в стоимость поездки.
  3. Турист выбирает понравившийся тур, и агентство бронирует тур у оператора: «Зарезервируйте этот тур для моего туриста. Вот паспортные данные».
  4. Оператор подтверждает бронь: «Тур забронировал. Жду оплаты».
  5. Турист оплачивает путешествие в агентстве, агентство выкупает тур у оператора: «Вот деньги за тур. Вы резервировали его для моего парня».
  6. Туроператор получает деньги и отправляет в агентство путевку для туриста: «Ребята, всё окей! Деньги получил. Завтра скину билеты, номер брони в отеле, страховой полис и программу путешествия».
  7. Агентство передает путевку туристу — турист собирает чемодан и улетает в отпуск.

Если бы агентство и оператор были людьми, то выглядело бы это так:

Перед тем как забронировать и оплатить тур, турист и агентство подписывают договор об оказании туристических услуг. Как он выглядит и на что в договоре обращать внимание — разберем в следующей статье.

Как агентства вводят туристов в заблуждение

Аватар автора

Наталья Голубева

четыре года работала в турагентстве

Допустим, в агентство приходит клиент и просит менеджера подобрать тур. Менеджер нигде не был, но, чтобы продать тур, говорит, что прекрасно представляет номер, пляж, бассейн и развлечения в округе. Получается, что менеджер вводит туриста в заблуждение.

Это самое противное: когда едешь в отель с одними ожиданиями, а получаешь номер с неработающим кондиционером или плесенью на стенах. Поэтому мы звонили и узнавали, всё ли туриста устроило; изучали описания отелей и экскурсий у туроператора; читали отзывы про отели у других.

Адекватный менеджер всегда в курсе про стройку рядом с отелем или давний ремонт в номерах и не будет откровенно врать. Главное — не впарить тур на один раз, а получить довольного туриста, который вернется и закажет тур снова.

Как купить тур дешевле

Лучше бронировать тур по сезону: заранее выбрать место и обратиться в агентство. За четыре-шесть месяцев до отпуска билеты и проживание стоят дешевле и будет много свободных номеров. Если брать тур за месяц или пару недель до поездки, придется выбирать из того, что осталось. Например, на цветение сакуры в Японии хорошие отели бронируют за шесть-семь месяцев до тура.

Отдыхайте в начале или конце сезона, чтобы сэкономить на проживании. Отели дают операторам скидки, чтобы заполнить номера до и после основного наплыва туристов, поэтому отдых в начале или конце сезона обычно стоит дешевле. Узнать подходящее время для поездки в разные страны можно на интерактивной карте.

Следите за акциями «Раннее бронирование». На старте продаж операторы хотят быстрее собрать деньги, чтобы расплатиться за выкупленные номера и чартерные рейсы. Поэтому привлекают туристов акциями и скидками.

Оператор «Тез-тур» до 30 августа продает туры в ОАЭ по раннему бронированию со скидкой до 40%. Скриншот с сайта туроператора

Обычно купить туры по раннему бронированию на летние курорты можно с января до апреля. На зимние — с июля до октября.

Проверьте отказные или горящие туры, если готовы сорваться в отпуск через несколько дней. Когда турист не может отправиться в путешествие, он пытается вернуть часть денег и перепродает тур со скидкой. Также операторы снижают цены на чартерные билеты за два-три дня до вылета, чтобы полностью заполнить борт.

Как обманывают мошенники

К сожалению, среди турагентств есть мошенники, а среди туроператоров — просто некомпетентные люди. Вот чего опасаться при общении с агентством.

Работают без договора с оператором. По закону «Об основах туристической деятельности», с каждым оператором у агентства должен быть заключен договор. Без договора или доверенности туроператора агентство работает незаконно: продает фиктивные туры и не собирается их выкупать у оператора. Скорее всего, через несколько месяцев мошенники закроют офис и скроются с деньгами туристов.

Чтобы не подарить деньги мошенникам, перед покупкой тура попросите менеджера агентства показать договор с туроператором и проверьте эту информацию самостоятельно на сайте объединения «Турпомощь». Это можно сделать двумя способами:

Список партнеров-агентств туроператора «Анекс-тур» на сайте ассоциации «Турпомощь»
Список туроператоров, с которыми работает агентство «Дилижанс-тур». Скриншот с сайта ассоциации «Турпомощь»

Аннулируют бронь. Чтобы подтвердить бронирование и выкупить тур у оператора, турист сначала оплачивает путешествие в агентстве, потом агентство переводит деньги оператору. После этого оператор присылает туристский ваучер и маршрутные квитанции. Без этих документов турист не сможет отправиться в отпуск: его не пустят в самолет и не заселят в номер в отеле.

Так выглядит маршрутная квитанция:

А так — ваучер туриста:

Обычно оператор присылает ваучер и квитанции в течение пары суток после полной оплаты тура. Если агентство несколько раз забывает перевести деньги и кормит туриста «завтраками», возможно, мошенники не планируют подтверждать бронь и хотят оставить туриста без денег и отпуска.

Чтобы не остаться без билетов и других документов для поездки, позвоните оператору на следующий день после оплаты и уточните, перевело ли агентство деньги. Нет — спросите в агентстве платежные документы, подтверждающие оплату тура оператору. Иногда статус платежа можно проверить на сайте туроператора.

Как еще обманывают туристов

Заманивают акциями и скидками. Агентство зарабатывает на перепродаже туров: покупает у оператора по одной цене и продает чуть дороже. Обычно агентство получает 5—10% от стоимости тура.

Мошенники предлагают туры по бросовым ценам, накапливают нужную сумму и уходят в закат. Чтобы не попасться на уловки мошенников, заранее уточните средние цены на путевки у разных операторов.

Берут деньги без договора. Договор туристических услуг — это основа для частичной или полной оплаты поездки. Когда агентство берет деньги без договора, оно работает по-черному. Поэтому если менеджер торопит с оплатой и предлагает оформить договор после, лучше не рисковать и сразу идти в другое агентство.

Не дают платежные документы. Когда турист платит агентству, сотрудник обязан передать ему платежный документ: кассовый чек, приходный кассовый ордер с печатью и подписью, записку с паспортными данными, целью и суммой платежа — любой документ, подтверждающий факт передачи денег. Без платежных документов вернуть деньги не получится даже через суд. Если оплатили тур, но не взяли документы — подарили деньги мошенникам.

Запомнить

  1. Туроператор формирует турпродукт, турагент продает готовые туры операторов.
  2. Туроператор отвечает за качество тура и достоверность информации, турагент обязан объяснить туристу, что он получит за свои деньги.
  3. Пакетные туры выгоднее самостоятельной поездки по популярным туристическим направлениям.
  4. Бронировать тур лучше за несколько месяцев, а проживание дешевле в начале или в конце сезона — так вы сможете сэкономить.
  5. Перед оплатой проверьте программу тура и договор, после — возьмите платежные документы.
  6. Если оператор не прислал туристский ваучер и маршрутные квитанции, убедитесь, что агентство перевело деньги оператору.
Обложка — Валерий thewatt
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ю белюкова

бред с самого начала. Если вы работали в турагенстве, то знать должны, что забыть оплатить тур невозможно. Тбе напомнят раз 200, когда крайний срок оплаты подойдёт. Явно заказная статья

4
0
Ольга Панина

Работаю более 15 лет в туризме, свое агентство многое повидала и туры дешевые, когда агентство взяло деньги, а тура нет... и быть не могло за такие деньги! Были лицензии, на ведение деятельности и не было обмана и проблем, все упростили, но в результате.. страдают люди ... тоже самое с машинами.. упростили, а сейчас могут убить из за машины... глупость чиновников приводит к страшным последствиям в жизни обычных людей! А что же не затронули, тему банкротства операторов, и как тут вернуть свои деньги?

2
Иринио

Ольга, скажите. Я- турист. Пришла к турагенту. Турагент у туроператора забронировал тур для нас. Подтвердили. Но я передумала ехать всилу ограничений введенных в стране. Денег я не платила. Турагент просит предоплату ссылаясь, что с него требует оплату турагенство. Что делать.?

0
0
Пермкурорт Пермкурорт

Народ и так все боится, а тут всегда найдутся "специалисты с огромным стажем" с желанием предупредить и запугать! Договора и документы надо спрашивать в любом бизнесе-это нормально,а мошенники есть в любом бизнесе-Америк Вы не открыли!

2
0
Andreas Papakhatis

Частично согласен, что мошенничество возможно как и в любой другой сфере деятельности: в аптеке - фальшивые лекарства, в магазине - испорченные продукты, а в банке - завышенные проценты по кредитам и скрытые комиссии...
Мне непонятно, какая цель этой статьи, что она индексируется со всеми запросами про туризм? Посеять тревогу и убрать конкурентов или просветить народные массы?
И в первом и во втором случае необходима доработка статьи: сказали "А" - говорите "Б" (народное творчество), так как для статьи профессионала слабовато...

1
0
Мария Борисова

А мне вот это понравилось: "Обычно оператор присылает ваучер и квитанции в течение пары суток после полной оплаты тура." Вот откуда вы это взяли?

1
0
Ольга Бордовская

Согласна, что полный бред. Агентство не занимается перепродажей туров. Агентство ничего не покупает у туроператора . Агентство лишь бронирует выбранные туры туристом. Агентство продает туры туристам по цене туроператора. А зарабатывает агентство несколько иначе.

1
Irina Ipatova

Ольга, можно подробнее? как раз изучаю тему На чем зарабатывает турагенство и сколько

0
0
Полина Чистова

Уважаемый автор статьи. Зачем писать о том, в чем вы ничего не понимаете. Зачем наводить тень на плетень и писать полную ересь. Все, о чем вы написали, не может быть с самого начала статьи. Как турист поехал в аэропорт без документов от агенства и там узнал, что тур не оплачен. Он что, совсем дурак? Кто вам сказал, что агенство добавляет процент к цене оператора. Агенство наоборот делает скидку для туриста от своей комиссии. И вообще, миллионы туристов обмануты операторами, а за деньгами приходят в агенства. И агенства отдают свои, потому что тоже люди и по разным другим причинам. Полный бред. Не верьте, читатели, ни одному слову. А журналу надо бы понимать, что они вообще печатают, зачем так обманывать народ.

1
Лариса Ш

Полина, В вашем комментарии так же не все "есть правда". Реально существующее агентство по выписке ЕГРЮЛ, работающее с 2012г., приобретала туры у него и в 2018 и в 2019, а в 2021 заперло двери в офисе, сайт и телефоны отключило. Разыскиваю через органы МВД. Туроператор на неоднократные запросы о перечисленных моих деньгах турагентством посылает в агентство. Круговая порука туроператоров и турагентов поправить свое материальное положение за счет туристов. Совет журнала "убедитесь", что агент перечислил деньги оператору на практике не работает.

0
0
Роман Инкогнито

На Травелата, Онлайнтурс и Левел тревел можно покупать?

0
Viktor Kolesnikov

Роман, прочитайте про агрегаторы и посмотрите из за чего обанкротился агрегатор 1001 тур

0
0
Viktor Kolesnikov

В статье написано, что «Агентство зарабатывает на перепродаже туров: покупает у оператора по одной цене и продает чуть дороже» - но это не совсем так!
Агентство работает с туроператором по агентскому договору который подразумевает получение комиссии за продажу тура - то есть стоимость тура у оператора и порядочного агентства Одинакова для туристов.
Не вводите людей в заблуждение!

0
0
STELLA CROU

И кому нужна эта толпа передастов,которые из себя корчат охрененных тружеников.Ну может 80-летним бабулькам,которых слово "интернет" повергает в панику.

0
Полиция Т—Ж

STELLA, аккуратнее с высказываниями. Прочтите наши правила, особенно пункт №6: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/.

0
0
М

Как исключить из пакетного тура экскурсии и питание?

0
0
Юлия Заметалова

Бл#ть , что за ахинея. Кто эту чушь писал ??

0
Полиция Т—Ж

Юлия, прочтите шестой пункт в правилах: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/

0

Сообщество