«В дальнобой чаще всего идут от безысходности»: сколько зарабатывает водитель-экспедитор

В Перми
59

Наши читатели продолжают делиться историями о своих профессиях и о том, какой доход они приносят.

Аватар автора

Ксения Донская

связалась с героем

Страница автора

Водитель-экспедитор из Перми рассказал, насколько работать дальнобойщиком выгоднее, чем учителем, почему ДТП для него бывают не только опасны, но еще финансово обременительны и где худшие дороги в России.

Выбор профессии

Аватар автора

Толя

с детства мечтал о собственном грузовике

У меня высшее педагогическое образование по профилю «История». Я с детства любил читать. Многие книги, которые мне нравились, основаны на реальных событиях, например романы Сабатини и Скотта. Поэтому я заинтересовался историческими источниками. Еще одной причиной стали компьютерные игры: серия Total War, «Цивилизация» и «Казаки». Сомнительный способ изучать историю, но если уж увлекаться играми, то лучше такими.

Сдав ЕГЭ, я пошел в вуз, в котором проще всего было пройти на бюджет, — в педагогический университет. Через год понял, что учеба оставляет чувство бесполезного времяпрепровождения, и перевелся на заочку. От военной службы меня освободили из-за полученного на тренировке перелома голени: чтобы соединить кости, поставили титановую пластину, а с чужеродным предметом в армию не берут. При этом никаких ограничений по физической активности и спорту нет. И я устроился на завод грузчиком.

Параллельно мне удалось получить удостоверение машиниста бульдозера — на категорию B и C я сдал еще в школе: думал, пригодится в армии. Через год увлекательной работы с лопатой и кувалдой я перешел на более интересную должность слесаря по ремонту тяжелой техники.

Ванильной мечтой детства для меня был собственный грузовик, лучше не один, а целая транспортная компания. И в 2014 году я купил тягач марки Камаз. Потратил на него свои накопления — 150 тысяч рублей, еще 350 тысяч взял в кредит.

500 000 ₽
стоил старый тягач

После этого я получил категорию E, которая дает право управлять транспортным средством с прицепом: это может быть легковая машина, грузовик или автобус. Обучение проводится в обычных автошколах, в России оно мало отличается от обучения вождению легкового автомобиля. Хотя, например, в Финляндии водители автопоезда учатся гораздо дольше. У нас же расчет на то, что тебя всему обучит работодатель, но на деле мало кто этим занимается.

Чтобы сдать экзамен в ГИБДД, раньше нужно было просто отучиться в автошколе и принести коньяк инспектору. Теперь экзамен серьезнее: билеты, езда на площадке и в городе. Проблема в том, что все это время ты ездишь на маленьком ГАЗе с тракторным прицепом. Естественно, никакого отношения к реальной работе на фуре это не имеет.

На тягаче я мог зарабатывать в сезон около 50 тысяч в месяц за вычетом топлива.

Расценки тогда были такие: 1000 ₽/час при работе по городу либо почти 60 ₽/км при поездках между городами. Например, от Перми до Соликамска 200 км, то есть стоимость такого рейса — 12 000 ₽. Это очень хорошие суммы.

Но тягач был старше меня, я постоянно занимался его ремонтом, на запчасти и кредит ежемесячно тратилось около 20 тысяч. А зимой можно было неделями стоять без заказов. Так что я проработал на нем всего сезон и продал за 150 тысяч рублей. Очень устал от этой машины, хотелось просто поскорее от нее избавиться.

Немного погрустив, я решил сменить сферу деятельности, вспомнил про свою профессию и устроился в школу. Дети были рады увидеть молодого преподавателя, а не классическую училку. Учитель, который с ними на одной волне, смотрит Ютуб и играет в игры, был для них разрывом шаблона. Но через полгода я бросил эту работу из-за низкой зарплаты: мне платили около 12 тысяч рублей. Нагрузка была всего 19 часов в неделю, но это все равно крайне мало за целую ставку.

Честно говоря, из школы в дальнобой я попал случайно. Главным критерием стал уровень зарплаты и «возможности для роста и развития». Из-за отсутствия опыта меня никуда не брали. Пришлось говорить на собеседовании, что опыт был, но я работал неофициально. Работодателя устроил тот факт, что я умею управлять «большими машинками», тем более что в этой сфере очень большой дефицит кадров.

Место работы

Я работаю в одной из крупнейших транспортных компаний России: у нее больше тысячи автопоездов. Компания занимается перевозкой самых разных грузов. К примеру, в Москву фура может везти медную проволоку или строительные смеси, а из Москвы — шины «Мишлен». Часто мы выполняем заказы крупных компаний — «Метро», «Озона», Икеи. Хорошо развиты международные перевозки в Китай и страны Европы.

Зарплата полностью белая, есть оплачиваемые отпуска и больничные.

Суть профессии

Я перевожу грузы по стране на автопоезде, или еврофуре. В автопарке нашей компании в основном Вольво Эф-эйч, это один из лучших грузовиков, конкуренцию ему могут составить разве что машины другого шведского производителя — «Скании». Средняя стоимость нового тягача — порядка 7 миллионов рублей, а прицепа — от 2 до 4 миллионов.

9 000 000 ₽
и больше может стоить новый тягач с прицепом

В кабине своего тягача я могу встать в полный рост — 186 см. Там есть две кровати, холодильник и много ящиков для вещей. А в кабинах американских траков, например, может оказаться даже целая комната.

На дальнобое обычно используют полуприцепы двух видов: шторный — это тентованный прицеп, который открывается сзади, сбоку и сверху, и рефрижератор — прицеп с поддержкой температурного режима для перевозки продуктов питания. Длина таких полуприцепов — 13 или 16 метров.

Автопоезд гораздо больше и тяжелее, чем легковое авто, но и скорость движения ниже. Нам нужно контролировать все изменения дорожной ситуации. Почти в каждой машине есть рация, которая может помочь в некоторых случаях. К примеру, по ней могут предупредить о том, что впереди стоит аварийка или ходит лось.

Истории о взаимовыручке на трассе случаются все реже. Тут никакой романтики: выдернуть зимой кого-то забуксовавшего, поделиться домкратом, помочь с заменой колеса. Многие справедливо опасаются останавливаться, так как в таких случаях ты рискуешь деньгами и жизнью. Поэтому водители останавливаются только на охраняемых стоянках и все равно спят «с открытым глазом».

Существует и некая «романтика больших дорог»: приятно ехать по живописным местам, природа у нас довольно красивая. Я больше всего люблю работать осенью и весной: дороги еще не завалены снегом, нежарко. В каждой машине есть климат-контроль, но жару я не люблю, к тому же солнце сильно старит кожу.

По моему мнению, в дальнобой чаще всего идут от безысходности.

В основном на такую работу устраиваются потому, что в провинции это одна из немногих возможностей заработать. Иногда водители по два месяца живут в кабине, вдали от дома и семьи. Кто-то привыкает, но, как по мне, это сложно назвать полноценной жизнью.

У водителей в возрасте, коих подавляющее большинство, нередки проблемы с сердцем. Также бывают проблемы со спиной и органами таза: работа преимущественно сидячая. И в целом сложно поддерживать свое здоровье. Хотя я лично знаю дальнобойщиков, которые возят с собой гири и гантели и следят за питанием, но это все же исключение из правил.

Рабочий день

Я работаю в новом направлении грузоперевозок, оно называется «Грузопровод». В отличие от обычного рейса, когда водитель сам грузит машину, оформляет документы и едет до точки выгрузки, мы занимаемся только перевозкой груженого полуприцепа по маршруту. Схема выглядит так: маневровый тягач занимается погрузкой, разгрузкой и оформлением, а водители курсируют между городами, передавая прицепы друг другу. Это позволяет увеличить скорость доставки практически в два раза. При этом мы, водители, всегда недалеко от дома, это очень удобно.

Я вожу грузы из Перми в Екатеринбург или Ижевск и в тот же день возвращаюсь. Расстояние примерно одинаковое: 350 км до Ижевска, 375 — до Екатеринбурга. Маршруты сформированы таким образом, чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей. У нас эти нормы появились не так давно, но последние несколько лет в России в каждом автопоезде обязательно устанавливается тахограф, который фиксирует время в пути и время отдыха.

Дорога в одну сторону занимает 4,5 часа, в пункте назначения необходимо сделать перерыв 45 минут. Можно поесть, поспать, почитать или сделать зарядку. Затем тебя меняет напарник и груз продолжает движение, а ты возвращаешься домой. За месяц наш автопоезд проходит около 40 000 км — по 10 000 км на водителя.

10 000 км
в среднем проезжает один водитель за месяц

В нашей компании удобный график, который в первую очередь зависит от пожеланий экипажа. Самые распространенные варианты — это 2/2 или 4/4. Я работаю 2/2. Дневные и ночные смены чередуются, у всех получается равное количество тех и других. У меня они начинаются в полдень или в полночь и длятся около 12 часов.

Самое сложное в ночных сменах — это ограниченная видимость и физиологическая потребность во сне, но и с тем и с другим в принципе можно справиться. На новых авто очень хорошее освещение. Со сном же борются по-разному, лучший способ — это отдых перед сменой. Лайфхаков для ночной работы не очень много — и большинство не работают: громкая музыка и открытое окно не решают проблемы. Если по дороге очень захотелось спать, то лучший вариант — это, как ни странно, поспать или сделать зарядку. У нас практически всегда достаточно времени в запасе, и по дороге можно сделать небольшой перерыв.

Радио перестает ловить почти сразу после выезда из города, поэтому я пользуюсь телефоном, подключенным к аудиосистеме по блютусу. Слушаю музыку на «Яндекс-музыке» и лекции в приложении «Арзамас», а также стримы на Ютубе. Некоторые водители любят аудиокниги, но я не из их числа.

Зимой во время снегопадов наши дорожные службы не успевают чистить дороги, в горах Урала скапливаются пробки, в которых можно простоять несколько часов. Правда, это бывает крайне редко. В такой ситуации фуре навстречу отправляется другая машина, чтобы график не смещался и груз был доставлен вовремя. К тому же мы стараемся работать с запасом времени на случай подобных моментов.

Лучшие дороги, по моему водительскому опыту, в Татарстане, а на нашем маршруте — на участке Пермь — Екатеринбург. А самые убитые — в Удмуртии и на некоторых участках в Пермском крае.

Случай

В некоторых фирмах есть страхование жизни и ответственности. У нас такого нет, так что если в дороге случается авария, то сумму ущерба, которая может достигать сотен тысяч рублей, приходится выплачивать водителю.

За год работы я уже успел попасть в ДТП, благо оно было не слишком серьезным и обошлось без пострадавших. После этого мне навстречу отправили маневровый тягач, я передал ему прицеп и вернулся на поврежденной машине на базу, а груз продолжил движение.

Наша компания не страхует машины по каско, видимо в целях экономии. Такая политика — один из главных минусов нашей работы. Ремонт машины лег на меня, договорились на ежемесячные выплаты из зарплаты.

Доход

В месяц я получаю 45—50 тысяч рублей, это не самый плохой заработок для нашего региона.

Если верить очень оптимистичной официальной статистике за 2018 год, средняя зарплата в Пермском крае — в районе 33 тысяч рублей, но на деле многие высококвалифицированные специалисты получают гораздо меньше. У нас же водителям платят 50—70 тысяч рублей. В других компаниях примерно та же ситуация.

50 000 ₽
и больше получают водители в Пермском крае

В нашей компании для водителей есть система категорий, размер зарплаты сильно зависит от нее. Категорий четыре: высшая, первая, вторая и третья. Третья — это в основном стажеры, там зарплата самая низкая. Большинство водителей работают по второй категории, я в том числе. Со стажем и хорошими показателями дают первую. Высшая категория — это международники.

При грамотной экономичной езде зарплата растет на 15%. Есть нормы расхода бензина, например при грузе в 20 тонн это 32 литра на 100 км. Но часто можно обойтись 29 или 28 литрами — если плавно разгоняться и правильно выбирать передачи и скорости. Тут многое зависит от дороги: при езде по горам, скажем, сэкономить не получится.

Денег, конечно, много не бывает, но сейчас мне скорее хватает — подработки я не беру. Свободное время провожу в свое удовольствие: гуляю по парку, катаюсь на велосипеде, читаю, играю в игры и устраиваю сериальные марафоны.

Расходы

Больше всего я трачу на еду: около 10 тысяч рублей в месяц. Хлеб, молоко и овощи покупаю каждый день в магазинах рядом с домом. При помощи приложения «Едадил» слежу за скидками в супермаркетах и беру некоторые продукты сразу в больших количествах про запас — например чай и кофе. Но в принципе я не экономлю на качестве еды, просто не покупаю лишние продукты, такие как сладости или колбаса. Не люблю ходить в дешевые супермаркеты типа «Магнита» и «Пятерочки»: те, что находятся поблизости, скорее напоминают склад, причем не самый аккуратный. А небольшая выгода в цене не компенсирует не очень высокое качество товаров и довольно скудный ассортимент.

6000 рублей в месяц уходит на кредит: я немного побаловал себя, купил компьютер с актуальным железом. Брал 70 тысяч на два года. Кредит планирую закрыть уже сейчас, не вижу смысла растягивать платежи еще на год.

На одежду, книги и игры я трачу примерно 3000 рублей в месяц. Книги беру на «Лабиринте», игры — в «Стиме».

Столько же уходит на транспорт: своей машины у меня нет, езжу на трамваях и такси.

На медицину тратим немного, только на лекарства для папы: он в прошлом году перенес инфаркт и теперь проходит курс реабилитации. Это примерно 2 тысячи в месяц.

Еще 447 рублей я плачу за подписки: 99 ₽ — за «Яндекс-музыку», 149 ₽ — за «Арзамас», 199 ₽ — за «Ютуб-премиум».

Хотя бы 20% зарплаты стараюсь откладывать.

Экономия

Одежду я предпочитаю заказывать на распродажах в зарубежных интернет-магазинах: Asos, Yoox, Farfetch. Так мне удается здорово сэкономить, например, на покупке обуви: New balance 1500 на Yoox повезло взять за 4000 ₽ вместо 15 000, поскольку там остался последний размер — и как раз мой. А ботинки Timberland я купил за 5000 ₽ вместо 12 000. Конечно, чтобы так экономить, нужно мониторить скидки и распродажи, но сейчас это довольно просто: уведомления приходят на почту и в Телеграм. Из масс-маркета предпочитаю H&M и Pull & bear, но тоже преимущественно распродажи.

Раньше я снимал однокомнатную квартиру в спальном районе, платил 12 000 ₽ в месяц плюс еще 3000 ₽ за коммунальные услуги. Но мне не очень там нравилось, в первую очередь из-за отсутствия стадионов и турников: рядом была только пара фитнес-клубов сомнительного качества. За такую цену можно снять квартиру практически в центре города, где гораздо больше развлечений и возможностей для занятий спортом.

Недавно мы с девушкой переехали жить к моим родителям. Решение вернуться было сложным, но оно временное — чтобы была возможность быстрее накопить на свое жилье. Если верить «Авито», однушка в новом доме на разумном удалении от центра стоит около 1 800 000 ₽, студия — около полутора миллионов, а комната — примерно миллион.

Скорее всего, постараюсь взять полноценную квартиру. Но что-то мне подсказывает, что, накопив какую-то часть, я не выдержу и поеду в Англию на домашний концерт «Мьюз».

С родителями я рассчитываюсь по-разному, чаще всего мы просто обсуждаем, что купить, и прикидываем, по сколько скинуться. Раз в месяц стараюсь переводить тысяч пять на оплату коммуналки.

Финансовая цель

Хотя сейчас моя цель — собственное жилье, я не уверен, что хочу брать квартиру в Перми, поэтому оформлять ипотеку не спешу.

Мне нравится мой город, здесь есть возможности и для карьерного роста, и для собственного дела. Но иногда появляется желание просто сменить обстановку, и переезд кажется неплохой идеей. Многие жители Урала постоянно думают о том, чтобы перебраться на юг: все-таки климат у нас не самый благоприятный.

Будущее

Я работаю водителем-экспедитором уже год, и в целом это дело меня, можно сказать, устраивает. Но если появится возможность сменить занятие на что-то более интересное, то точно не буду сомневаться.

Я стараюсь получать новые знания, прохожу курсы на «Курсере», смотрю видеоуроки на Ютубе. Раньше немного интересовался ИТ, но написание калькулятора сложно назвать программированием, поэтому особых иллюзий насчет карьеры в этой сфере не питаю. Гораздо больше меня интересуют родные мне гуманитарные дисциплины: история, политология, социология. По ним материалов очень много: это и литература, и лекции, и различные стримы.

Мне бы хотелось найти более творческую работу, но назвать что-то конкретное сложно, потому что о себе я с уверенностью могу сказать только одно: «Будучи человеком увлеченным, но непоследовательным, он знал много бесполезных, но интересных вещей».

Возможно, получится так, что вернусь в школу.

Может быть, удастся как-то продвигаться на своей работе. Впрочем, учитывая развитие технологий, вполне вероятно, что профессия водителя, как и многие другие, в течение ближайших десятилетий либо претерпит значительные изменения, либо исчезнет вообще.

РедакцияТоже работаете водителем? Расскажите, как там у вас:
  • Олег ФадеевYoox, Coursera, Арзамас, книжки из Лабиринта, ютуб премиум - однако продвинутый дальнобой.39
  • Pavel SotnikovАвтор, тоже раньше покупал книги в Лабиринте, думая что так дешевле, но потом обратил внимание, что если заказать в Читай Городе через интернет, + скидочный купон на 10% (его можно получать на одноразовые email сколь угодно раз), + кэшбек от копикот, + кэшбек от Тинькофф, получается неплохая скидка, особенно с учётом того, что книги там в принципе порой дешевле чем в Лабиринте. Но ждать придётся раза в два дольше по времени, да.11
  • НеОнОднозначно лайк и респект. Наконец то герой статьи не программист-сын-маминой-подруги60
  • СтасОчень крутой материал, разбивает шаблоны о типичных дальнобойщиках Спасибо!13
  • Олег ИвахновОлег, почему ну ну?3
  • Олег ИвахновАвтовозники от 70 зарабатывают в крупных компаниях. 45-50 это какая то низкая ЗП для водителя. Хотя от пробега зависит1
  • Артем КувшиновPavel, моё почтение за схему)8
  • Максим ЛеопольдовВнимание ТОПовый вопрос - когда приезжаете из рейса, играете в Euro/American Truck Simulator 2?26
  • Павел БасистовОлег, и с высшим образованием. Как обычно в общем.12
  • Oleg ZamiralovНет ни одной (!!!) фотки! Вы на закрытом стратегическом объекте работаете?! Если свой грузовик и кабину не разрешает фотографировать работодатель, то почему товарища по стоянке не попросить за книжку/энергетик/пиво по фоткать?2
  • Oleg ZamiralovДопишу :) Интересно посмотреть как оно у вас, неважно насколько вам оно кажется обыденным. Вообще за текст спасибо, интересно было прочитать! И такие бывают дальнобойщики! PS Редактора ТЖ, обращайте внимание все же на наличие фото в статьях.0
  • Олег ФадеевDen, ну все люди разные так-то.7
  • Владимир БубновРисковый вы однако. Одно дтп может поставить крест на всём.2
  • Денис РоманенкоПришёл с рейса, подустал, кончился поход, Шоферюги-шофера - непростой народ. Да я и сам из шоферюг, нарулил - дай Бог, Колесом своим втирал пыль в тоску дорог. Едешь, песенки поёшь, слушаешь мотор, А он поёт со мною вместе, он на песни скор. Вспомнил Светку, как сквозняк юбку ей поднял, А я пятую врубил и будто не видал. За окном река бежит, за рекою - луг, Светку ждёт с каких уж пор её милый друг. Тормозну у родничка в спуске под горой, А ты отведай, Светочка, водички ключевой. Светка едет, воду пьёт, в стороны глядит, Про шофёрское житьё с фортом говорит: "Хорошо, всё завёл, куда хочешь - едь, А училке - только стол и в тетрадь глядеть!" Я не стал ей говорить, переубеждать, Коли к другу не спешишь - надо погадать. А вот так-то порули - опадут цветы, Шоферить что воровать - заедят менты. И по трасса тут и там едут шофера, На ночь встанут, по сто грамм, да и в путь с утра. И мотает на кардан жизнь за годом год, Жизнь дорогу заметёт, дождиком зальёт. Настроение поднял старенький плакат, Его кто-то написал много лет назад. Не забыть бы подновить, краски принести, Два словечка теплые: "Доброго пути!"2
  • Сергей БородинУ меня, как у человека, косвенно касающегося транспортной логистики, технический вопрос. Как происходит возвращение домой? Вы передаёте прицеп и возвращаетесь на пустом тягаче? Или Вас забирает служебное авто?0
  • Толя ШиловOleg, конечно, никакого секрета салон авто не представляет. Но фото не передаст полностью понимание размера. Тем более речи про них и не шло. Можете, если вам интересно, посмотреть в ютубе обзор на новую вольво фш, там примерно все тоже самое будет1
  • Толя ШиловСергей, видимо я плохо объяснил. Машина курсирует по строго фиксированному маршруту через базу, которая в Перми, собственно там и происходит смена водителей. А перецеп осуществляется в Ижевске и в Екб. Т.е. водитель делает рейс, например, до Екб и обратно, увозя туда прицеп с Москвы и забирая в Кате прицеп от туда, или с Сибири.1
  • Толя ШиловМаксим, нет)) Но спасибо ETS2 за виртуальную практику. Правда, тут стоит отметить, что эта игра имеет примерно такое же отношение к реальной работе водителем, как Battlefield или CoD к военной службе.19
  • Сергей БородинТоля, интересная схема, но диспетчеризация должна быть отлажена безупречно, чтобы два водителя, выезжая, по сути, навстречу друг другу, никого не ждали. А как с документами на груз? Там же и пломбы и путевые листы, всё оформляется в двух экземплярах?0
  • AlexА на каком основании удержали плату за ремонт машины? Это чем-то аргументировали или просто сказали "возмещай"? Я просто не знаю, позволяет ли в принципе ТК РФ удерживать с водителя плату за ремонт транспортного средства, принадлежащего юридическому лицу.5
  • Olga TimoninaPavel, как по мне у Лабиринта сейчас самый высокий ценник! Оно и понятно - столько в рекламу вваливать) например меня поздравили все мои банки с др- скидкой где? Правильно! В Лабиринте! При том, что те же книги на Озоне на 20% дешевле.3
  • Николай ЛазицкийА груз-то хоть застрахован? Или если что, то тоже с зарплаты отдавать? Позабавило про «профессия водителя исчезнет». Сразу после того, как нефть на земле закончится. А пока и внукам крутить баранку достанется, особенно в РФ. Грустно что-то. В 26 надо валить из города, если там нет работы по душе и специальности с достойной зарплатой. Или прокачиваться в дальнобое тогда уж чтобы лет через 10 перейти с водилы на некие руководящие должности.2
  • Николай ЛазицкийOlga, это называется работа редактора ;) к тому же есть четкий формат для рубрики с профессиями: суть работы, типичный рабочий день/смена, сколько получаешь и на что тратишь+случай на работе. И очень удобно читать!0
  • Толя ШиловСергей, да, все так и есть, этот формат перевозок крайне требователен для организации, но проблемы с ожиданием нет, ведь график смены водителей и перецепов составлен заранее и с запасом по времени. Тем более, что диспетчера постоянно чекают местоположение машин и график движения, что бы в случае отставания изменить место перецепа, что бы нагнать график. Документы оформляются единым пакетом с накладными, которые заполняют водители по ходу движения груза. Пломба ставится на загрузке и вскрывается на выгрузке.0
  • Kovalenko ElenaНиколай, согласна. Редактор молодец.2
  • Мария Орловадальнобой на своём транспорте теперь уже не совсем дальнобой хочу бросить эту работу но ни как хотя государство жмёт стаж 25 лет0
  • Nikki RomanovaИстория автора вызвала у меня флешбэк. Я с детства мечтала стать учителем русской или зарубежной литературы. Моя бабушка была учителем русского языка и постаралась в этом направлении. После школы не захотела идти в местный пед, поступала в облцентре на филфак (немецкий язык + зарубежка). Успешно закончила учебу, вернулась в родной город и начала шерстить вакансии. Временно устроилась продавцом дисков с фильмами и играми. Примерно через 2-3 месяца появилась вакансия учителя на 0,5 ставки. Я знала, что учителя зарабатывают скромно. Но когда мне озвучили з/п в 75 баксов за месяц + бумажная работа + участие в разных мероприятиях + куча других обязанностей. Расстроилась, продолжила работу продавцом и искала другие вакансии. Прошло еще 3 месяца, попала на собеседование в IT-компанию, сделала тестовое и сразу же прошла. 3/п без учета премий была в 4 раза выше. Для человека после вуза и без опыта - нормально. Плюс ежемесячно были премии, официальное оформление и т.д. Осталась в IT до сих пор, только ушла из первой компании через год. Не жалею, что отучилась на филолога. Жалко, что в учителя или преподы не пошла. На практике я хорошо справлялась + дети меня почему-то любят и легко идут на контакт.1
  • Серж ЗаяцOlga, так человек скидки чекает, вполне себе :)0
  • Павел БасистовSergey, а что должно быть? Дядьки из сериала на НТВ вымерли давно уже.6
  • Sergey KalenikovПавел, где ж они вымерли? Вы в регионах давно были?3
  • Наталья ПрокоповаМолодец, автор! Обидно, что за нужную профессию учителя платят столько, что на покушать едва хватит(0
  • Anatoly IvanovOlga, у озона доставка дороже если брать 1—2 книги0
  • Кирилл КостиковPavel, а ты хорош)))2
  • Яков СемынинУх ни че себе!!! Привет тебе, коллега во всех отношениях! Я, как ты, дальнобойщик с образованием учителя. И в школе работал и в доме культуры и даже корреспондентом на местом ТВ. Я с тобой только не согласен, что в дальнбой идут от безысходности. Да, у нас зп выше, чем в среднем, но работа далеко не сахар, если выполнять её только ради денег, то долго не вынесешь. С этим многие коллеги наши согласны. За себя могу сказать, что всё, чем я занимался до этого приносило только моральное удовлетворение, а материальное - нет. И тут я вспомнил, что помимо творчества люблю автомобили. Да и вырос в такой компании, где не так было стыдно не уметь читать, как не знать, что такое трамблёр. Поэтому с мат. частью проблем не было. В общем искренне люблю свою работу и ни о чём не жалею.9
  • Виктор КарповА ТК, наверное, lorry?3
  • Михаил ГренковAndy, 200 еще не так много. Каменный Лог - Медининкай километров 10 грузовиков было в июле.0
  • Екатерина Блинова26 лет - еще не все потеряно. ближе к концу статьи начала думать, если ему за 35 - то все плохо. 26 - отличный возраст.0
  • Толя ШиловLeona, удивительно, что данный текст еще кто то комментирует. Ну если уж на то пошло, то текст готовился в одно время, вышел в середине лета, а сейчас уже ноябрь. Жизнь и обстоятельства менялись. И траты так же изменились, в основном добавились. Не беспокойтесь, ни чью шею я не отягощаю. Живу отдельно. Нб и прочие бренды, как я пояснил в тексте, беру только по скидкам.8
  • Ильдар ГафаровPavel, Самый дешевый способ покупать книги - это искать их на авито0
  • R BСогласен, тоже за концерт Мьюз, нежели квартиру! :) Шучу конечно, концерт - эмоциональная покупка. Нужно брать квартиру, наличие своего угла избавлять от многих проблем.0
  • Никита ГрушовНе стремно после кого-то цеплять прицеп? Непонятное техническое состояние, можно же размотаться из за чужого халатного отношения.0
  • Дмитрий ТертычныйОт Перми до Кати за 4,5 часа на фуре доехать нереально. Проверено лично, неоднократно, стаж с 2003 года по категории "Е", если что. По Татарии тоже не разогнаться, yблюдkи с камерами на каждом шагу. Ещё и помешанные на тахографах трансы и зелёные клоуны - там, где стационарные посты.0
  • Антон БатоновNikki, не печалься! в конце концов учительский зуд можно удовлетворить репетиторством. Даже без опыта. Поиграть с ценой -предложить пониже рынка, а там глядишь сарафанное радио разнесет благую весть1
  • Михаил КокшаровПавел, В Канадах и Америках и кандидатов наук таких немало, говорят. :)0
  • Борис РакинМечтал с детства 27 лет езжу и не вернусь , сейчас пока дома , удивительно люди в городской суете забывают что они люди.А дорога это другой мир ,дальнобойщик это не профессия жизнь похожая на правду1
  • Борис РакинЕсть время подумать кто ты!1
  • цорiкТипичный братишка, случайно оказавшийся в перевозках. После строк, что вульва лучшая машина, можно не читать0
  • Анатолий БлиновOleg, согласен, не хватает фото0
  • Digger_DegzNikki, на какую должность прошли собеседование в ИТ-компании?0
  • Nikki RomanovaDigger_Degz, все предсказуемо для человека с моим образованием - писала статьи на фин.тематику. По сути, это был копирайтинг с уклоном в статистику, аналитику и нелюбимый многими писателями официоз. Но в трудовой записано красиво - экономический аналитик :D0