Договор о целевом обучении привлекает будущих студентов отдельным конкурсом на поступление и мерами поддержки.
Взамен выпускники обязаны отработать минимум три года на тех или иных предприятиях. Но на деле поддержка оказывается не такой уж серьезной — например, часть будущих работодателей готова выплачивать стипендию только отличникам. Да и условие с обязательной отработкой нравится далеко не всем целевикам.
Читатели Т—Ж рассказали, как искали заказчиков целевого обучения, заключали с ними договоры и как оценивают полученный опыт.
Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Когда решил не рисковать и поступил в университет на приоритетном этапе
Вуз: МГТУ им. Баумана
Заказчик: инжиниринговая компания «Элерон» в составе «Росатома»
Выбор специальности и заказчика. Я по натуре интроверт, которому интересно все связанное с компьютерами и в целом с техническими науками. Поэтому сдавал ЕГЭ по математике, информатике и физике, в сумме набрал 284 балла. Но понимал, что даже с таким результатом есть вероятность не поступить по общему конкурсу, плюс хотел быть уверен в трудоустройстве, поэтому решил заключить целевой договор.
Я хотел учиться в МГТУ им. Баумана и рассматривал трех заказчиков целевого обучения, которые предлагали поступление в этот вуз. Остановился на компании «Элерон». Она входит в «Росатом» и оказывает инжиниринговые услуги: проводит исследования, занимается проектированием и строительством разных объектов, в том числе атомных. Выбрал эту фирму, потому что она показалась интереснее двух других и предоставила возможность обучения на интересующих меня кафедрах:
- систем автоматического управления;
- систем ориентации и теоретической информатики;
- компьютерных технологий на факультете информатики и систем управления, где я в итоге и учусь.
Внутри вуза факультет и кафедра называются ИУ-9.
Отец моего друга, работающий в «Элероне», вывел меня на специалиста по подбору персонала. Первый раз мы связались в марте, примерно за четыре месяца до поступления. Тогда мне сказали, что решение относительно договоров будут принимать по результатам ЕГЭ. Среди кандидатов на целевое заказчик проводил конкурс по баллам.
Не знаю, сколько всего было участников, но мои 284 балла дали мне возможность оказаться в числе ребят, с которыми заключили договор. Из предложенных специальностей я выбрал прикладную математику и информатику. По окончании вуза стану Java-разработчиком.
Поступление. Я подал согласие на зачисление и оригинал аттестата на приоритетном этапе, так как боялся не пройти на бюджет по общему конкурсу: в МГТУ высокий проходной балл. В год моего поступления на выбранной мной специальности он составил 282 балла — на два ниже, чем я получил за ЕГЭ. А в 2021 году вырос до 290 баллов.
Словом, я не рискнул подаваться на общий конкурс и рад, что моих баллов хватило для поступления, ведь по целевой квоте места тоже ограничены. Сейчас учусь на втором курсе — учеба сложная, но мне нравится. Чувствуется уровень одногруппников: у всех были высокие баллы за ЕГЭ.
Меры поддержки. В договоре целевого обучения предусмотрена только одна мера поддержки — стипендия в размере 2000 ₽ в месяц, если закрыть две сессии подряд на «отлично». В качестве подтверждения я отправляю заказчику копию зачетки и получаю единоразовую выплату за предыдущие два семестра. За первый курс я получил 20 000 ₽ одним платежом: летом стипендию не платят. По итогам очередной летней сессии узнаю, буду ли получать стипендию снова.
Отработка. После учебы я должен буду отработать в «Элероне» по трудовому договору минимум три года. Если пойду в магистратуру, смогу отсрочить отработку на время учебы согласно п. 23 положения «О целевом обучении».
Но к отработке отношусь хорошо: воспринимаю ее как опыт для молодого специалиста. На сайте «Элерона» указано, что зарплата мидл-разработчика на Java в компании начинается от 150 000 ₽. Но уверен, что сначала у меня она будет меньше.
Еще мне намекнули, что по результатам производственной практики в «Элероне» меня могут взять на работу уже на третьем курсе. Отдел, в котором я буду ее проходить, разрабатывает протоколы для взаимосвязи устройств внутри предприятия. Сама практика не оплачивается. И даже если меня возьмут на работу еще во время учебы, срок итоговой отработки не уменьшится: после выпуска я по-прежнему должен буду работать в «Элероне» три года.
Совет. Целевое обучение — способ поступить туда, куда не получается пройти по общему конкурсу. Но все же стоит осознавать, что если заключаешь договор, то так просто из вуза уже не отчислишься. Даже если поймешь, что выбранная специальность — не твое. В таком случае студент выплачивает штраф государству, который пропорционален времени учебы и ее годовой стоимости. Например, год учебы на моем направлении стоит 270 119 ₽, и если я решу отчислиться после третьего курса, то должен буду заплатить более 800 000 ₽.
Когда ошибся с направлением и оказался не готов к отработке
Вуз: МИФИ
Заказчик: НИИ «Луч»
Выбор специальности и заказчика. До 9 класса я учился в физико-математическом лицее в Уральске, в Казахстане. Потом моя семья переехала в Краснодарский край, я пошел в обычную школу. Новых знаний, особенно по профильным предметам, там я получил немного. Поэтому в 10—11 классе пришлось усиленно заниматься в онлайн-школах по подготовке к ЕГЭ. На эти уроки моя семья потратила около 80 000 ₽.
Больше всего я хотел поступить в МИФИ. Важным аспектом в выборе вуза была активная общественная жизнь в университете. В МИФИ с этим проблем нет. Еще я обращал внимание на общежития. И отталкивался от того, какие специальности предлагает вуз. Я подавал документы на ИТ и направление «ядерные реакторы и материалы», куда в итоге и поступил. Если бы решил в последний момент отказаться от целевого, не прошел бы туда по баллам.
Самый известный заказчик на мою специальность — «Росатом». Информацию об этом я нашел на сайте МИФИ, оттуда перешел на раздел с целевым обучением от «Росатома». В документах отыскал список компаний, которые заключают договоры, среди них был НИИ «Луч» в Подольске: он занимается ядерными разработками как подразделение «Росатома». На сайте самого «Луча» я о целевом ничего не нашел, пришлось написать через форму обратной связи. Дело было в марте, а ЕГЭ начинают проводить в конце мая.
Через несколько дней со мной связались по оставленной почте и внесли меня в список претендентов. Дальше я уже сам напомнил о себе в конце июня. Моих 273 баллов хватило, чтобы попасть в списки кандидатов.
В начале июля заявку утвердили. Оказалось, что у меня было больше всего баллов из всех желающих заключить договор. В корпорацию входит много компаний, но в конкурсе на поступление кандидаты от них соревнуются в одном списке, то есть для «Луча» нет отдельной квоты.
Поступление. Уже в конце июля со мной подписали бумаги и я подал документы в вуз. 6 августа меня зачислили. Жалею, что не рискнул поступать по общему конкурсу: мой балл оказался на 12 выше проходного по специальности «ядерные реакторы и материалы», которая в итоге мне не подошла. Если бы я поступил без договора, мог бы отчислиться или перевестись в любой момент.
Университет не оправдал моих надежд — не оправдали их люди и качество образования. Лекции на дистанте в ужасающем формате: какие-то каракули в презентациях. Кто-то ведет лекции по 20—30 минут. Зато в МИФИ есть военный учебный центр, и после его окончания можно не служить в армии. Правда, я пока туда не попал: на программах специалитета подготовка в этом центре начинается только с третьего или четвертого курса.
Меры поддержки. В договоре указана только одна — оплата стажировок на территории предприятия, не меньше 10 000 ₽ за весь период прохождения. В моем случае стажировки приравниваются к практикам.
Пока я учусь на первом курсе, и стажировок еще не было. Думаю, они начнутся не раньше третьего курса. Заказчик мне о них пока ничего не рассказал.
Отработка. Я не готов и не хочу отрабатывать в «Луче» три года. Разочаровался в вузе и направлении, вообще нет желания работать по этой специальности. Сейчас понимаю, что нужно было поступать на информационную безопасность: теперь меня больше привлекает гуманитарное направление. В идеале хотел бы учиться на специальности «безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере», тут же, в МИФИ, — это направление как раз находится на стыке ИТ и гуманитарного знания.
Тем не менее в МИФИ меня держат общественная жизнь и непрофильные предметы, которые очень хорошо преподают, но не мне. Вижу, как учатся экономисты и правоведы в МИФИ, и очень завидую им, буквально влюблен в их предметы. Возможностей здесь все-таки много.
Пока останусь на месте, так как не потяну выплаты по расторжению договора. Год обучения в вузе на платной основе по моей программе стоит 330 000 ₽. Я учусь на специалитете со сроком обучения пять с половиной лет. Итого, если я не захочу отрабатывать, буду должен государству около 1 815 000 ₽.
Совет. Очень важно перед заключением договора полностью просмотреть программу обучения, прямо досконально. На сайтах всех вузов доступны учебные планы. Я, к сожалению, не ознакомился с ними заранее. Еще можно пообщаться со студентами-целевиками. И главное — идти за сердцем, а не за разумом. Очень престижное и перспективное, но нелюбимое направление радости и счастья не принесет.
Важно не торопиться и начать готовиться к ЕГЭ как можно раньше, пока есть возможность сменить список сдаваемых предметов. Была бы моя воля, сейчас выбрал бы обществознание, а не физику.
Когда определилась со специальностью еще в выпускных классах
Вуз: ОмГУ
Заказчик: Омский научно-исследовательский институт приборостроения
Выбор специальности и заказчика. Я с детства увлекаюсь точными науками. С начальной школы ходила на радиотехнический кружок, с которым сотрудничал омский НИИ, будущий заказчик моей учебы. Кроме того, НИИ работает со школьниками — например, я проходила там программу «Трудовое лето». Это своеобразное летнее трудоустройство: в течение месяца я познакомилась с профессией инженера, выполняя задания одного из подразделений НИИ, немного работала на производстве и училась обращаться с документацией. Еще участники встречаются с молодыми специалистами предприятия. Собственно, на такой летней практике нам и рассказали подробно про целевое обучение — поэтому у меня не было особых проблем с поиском заказчика.
Минусом целевого обучения для меня был только тот факт, что я теряю мобильность после выпуска: не смогу поменять работодателя в течение трех лет. Зато мне было легко выбрать специальность. От радиофизики, на которой я теперь учусь, до радиотехники, знакомой мне по кружку, рукой подать.
На собеседовании для отбора кандидатов на целевое особых трудностей у меня не возникло, поскольку за время обучения в кружке я получила много наград и в НИИ про меня уже знали. Спрашивали как раз о достижениях и увлечениях, секциях. Смотрели на итоговые оценки за 10 класс и первое полугодие 11 класса. Еще на собеседовании уточнили, точно ли я хочу поступать на радиофизику, не перепутала ли направление с радиотехникой. Когда я еще школьницей спрашивала про направления в университете, мне сказали, что радиофизика — одно из самых сложных. Поэтому на собеседовании переспросили.
У меня были знакомые, которые думали о целевом в качестве запасного варианта. И хотя у них были высокие баллы за ЕГЭ, из-за отсутствия необходимых достижений им отказали. После собеседования, которое проходило в июле, со мной подписали договор.
Поступление. Тот факт, что я заранее сотрудничала с НИИ, позволил мне расслабиться при подготовке к ЕГЭ. Я была уверена, что со мной и так заключат договор. В итоге получила 185 баллов за три экзамена: русский язык, математику и физику. Радиофизика — не самое популярное направление, поэтому моих баллов хватало с запасом, чтобы поступить даже по общему конкурсу.
На направлении мы изучаем фундаментальную радиофизику, технику и программирование. Выпускники становятся специалистами в области систем связи, радиолокации, радионавигации, глобальных навигационных спутниковых систем мобильной связи и IP-телефонии, информационных сетей, телевизионного вещания. Мне интересно учиться.
Меры поддержки. По условиям договора, если я сдаю две сессии подряд без троек, раз в год мне полагается выплата. Причем с каждым курсом она увеличивается. На первом курсе я получила 8000 ₽, на втором — уже 13 000 ₽. Эта выплата для меня — еще один стимул хорошо учиться.
Отработка. Последующее трехлетнее трудоустройство я воспринимаю в первую очередь как опыт. Вообще, это одна из причин, по которой я и выбрала целевое. Гарантированное рабочее место — приятный бонус для тех, кто изначально планировал работать по специальности. Даже если тебе в итоге не понравится, три года — короткий срок. А с опытом найти новую работу куда проще, чем сразу после вуза.
Когда учишься на кафедре от своего работодателя, к тебе отношение какое-то другое. Все ждут, что мы те самые люди, которые доучатся до конца.
Совет. Поиском заказчика лучше заниматься заранее, класса с девятого. У некоторых компаний есть перечень достижений, которые они учитывают при заключении договора, поэтому звоните и уточняйте все интересующие вас вопросы. И не забывайте про возможность посетить будущее место работы на экскурсиях или днях открытых дверей и заранее оценить, насколько оно подходит.
Когда заключила договор со школой, в которой сама училась
Вуз: НГПУ им. К. Минина
Заказчик: Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области
Выбор специальности и заказчика. Я родилась в маленьком городе Нижегородской области. С семи лет активно посещала различные кружки по фортепиано, вокалу, хореографии. В 9 классе поняла, что хочу стать педагогом. На мой выбор повлияли хорошие учителя в общеобразовательной и музыкальной школах. Решила взять профиль «русский язык и литература». С русским у меня в школе всегда все было хорошо, быстро его схватывала на уроках, а еще я люблю читать и анализировать произведения.
Договор заключила со школой, в которой сама училась. Администрация района проводила конкурс: собирала заявки со всех желающих школьников, а дальше ждала их результатов ЕГЭ. Я сдавала русский язык, литературу и обществознание. Набрала 281 балл. Не знаю, сколько ребят в итоге отобрали, но я тоже прошла.
Родители поддержали мой выбор. Понимаю, что работа педагога трудна эмоционально и несильно оплачивается государством, но дети мотивируют своим неподдельным интересом. В моменты подъема я осознаю, что могу дать им что-то полезное, чтобы они были образованными, ментально здоровыми и строили, как говорится, светлое будущее.
Поступление. Проблем у меня не возникло, я могла бы поступить и по общему конкурсу. Но решила остаться на целевом по двум причинам. Во-первых, я любила школу, где училась, и была не против туда вернуться. Во-вторых, с договором о целевом обучении было проще получить место в общежитии. Студентов-целевиков вуз относит к льготной категории наряду с сиротами и инвалидами. А поскольку я из области, для меня это было важно. За общежитие плачу 2500 ₽ в семестр. Оно расположено в 20 минутах езды на автобусе от университета.
Меры поддержки. Мой договор подразумевает стипендию, предусмотренную постановлением «Об именных стипендиях правительства Нижегородской области». Размер выплаты — 5000 ₽ в месяц. Я получаю ее в категории «стипендия студентам из семей работников системы образования Нижегородской области». Моя мама — воспитатель в детском саду. Если бы не ее работа, скорее всего, не получала бы стипендию, как и мои одногруппники.
Отработка. По договору после окончания вуза я должна отработать в школе минимум три года. Отношусь к этому положительно, воспринимаю отработку как необходимый опыт. Я не против вернуться в родной город и помогать школе, где сама провела очень много времени.
Сейчас подрабатываю репетитором, у меня есть ученик из начальной школы. За занятие беру ниже рыночной стоимости, так как я еще студентка.
Совет. Думаю, целевое обучение подойдет тем, кто точно знает, что может — или хочет — отработать после обучения указанное в договоре количество лет. Еще целевое будет очень кстати, если вдруг не хватит баллов ЕГЭ для поступления на бюджет. Но тут тоже нужно взвесить все за и против.