Как моя дочь получает два высших образования на бюджете
Дочь Риммы Настя решила стать судебным экспертом.
После 11-го класса она поступила в Белгородский государственный университет на программу «Криминалистические экспертизы». Через год Настя снова подала документы в этот же вуз — теперь уже на специальность «судебная и прокурорская деятельность». Оба образования она получает бесплатно: одно очно, а другое заочно.
В статье Римма расскажет, как ее дочь дважды поступила на бюджет, и поделится, насколько сложно совмещать учебу по двум направлениям сразу.
Выбор профессии
В 2020 году Настя окончила с отличием обычную среднюю школу в Белгороде.
Учебу дочери я перестала контролировать с восьмого класса: знала, что та очень организована, поэтому в любом случае выполнит все домашние задания. В дальнейшем она начала их делать на неделю вперед.
Время на хобби у Насти тоже оставалось: она занималась танцами в стиле хип-хоп, плавала и даже получила третий юношеский разряд по шахматам.
У моей дочери рациональный склад ума: ей нравится анализировать проблемы, сравнивать факты и систематизировать информацию. В жизни Насти все должно быть четко распланировано.
Когда настало время выбирать специальность, дочь остановилась на профессии судебного эксперта. Свое решение она обосновала так: интересная сфера, много исследовательской работы и не нужно постоянно общаться с новыми людьми.
Направление подготовки «Судебная экспертиза» обычно реализуют на базе юрфака. Студенты проводят в вузе пять лет и становятся специалистами. Вот какие возможны профили обучения:
- «Криминалистические экспертизы»;
- «Инженерно-технические экспертизы»;
- «Экспертизы веществ, материалов и изделий»;
- «Экономические экспертизы»;
- «Речеведческие экспертизы».
Мы с Настей выбрали первую специализацию. Профиль «Криминалистические экспертизы» предполагает изучение всех основных типов экспертиз, поэтому показался нам самым широким и перспективным. Получив такое образование, можно работать в экспертно-криминалистическом центре. Его сотрудники собирают и исследуют улики, разбираются в причинах происшествий и помогают найти преступников.
Подготовка к ЕГЭ
Чтобы поступить на направление «Судебная экспертиза», Настя сдавала ЕГЭ по истории, обществознанию и русскому. Еще дочь планировала написать экзамен по базовой математике, но в 2020 году его не стали проводить из-за пандемии коронавируса.
Летом перед 11-м классом Настя занималась на онлайн-курсах. Годовой доступ к обучающим материалам по трем основным предметам обошелся нам в 9000 ₽. Обратной связи подписка не предполагала, поэтому дочь проверяла упражнения самостоятельно.
Подготовку к экзаменам Настя продолжила в школе. Нам повезло с учителем: преподаватель истории и обществознания была экспертом ЕГЭ, то есть участвовала в оценке заданий, которые выполняли абитуриенты. С этим педагогом мы договорились о бесплатных занятиях после уроков.
Из-за ситуации с коронавирусом сроки экзаменов несколько раз переносили. Находясь в состоянии ожидания, дочь прошла экспресс-курс для подготовки к ЕГЭ по русскому и истории. Уроки, которые проводили онлайн, стоили 990 ₽. Такая низкая цена была обусловлена тем, что доступ к обучающим материалам открывался всего на пару дней.
Как моя дочь написала ЕГЭ
Предмет | Балл |
---|---|
История | 94 |
Обществознание | 88 |
Русский язык | 87 |
Как моя дочь написала ЕГЭ
Предмет | Балл |
История | 94 |
Обществознание | 88 |
Русский язык | 87 |
Участие во Всеросе по обществознанию
На направление «Судебная экспертиза» можно поступить без экзаменов. Для этого Насте нужно было выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников — ее также называют Всеросом — по обществознанию.
Региональный этап соревнования проходил в пригороде Белгорода. Когда до конца состязания оставалось всего 20 минут, выяснилось, что организаторы раздали не те бланки. Поэтому конкурсантов попросили срочно перенести свои работы на другие листы. Вероятно, в силу возраста и неопытности участники олимпиады предпочли быстро все переписать, а не отстаивать свои права.
В региональном отборе Настя победила, но тогда мы не придали этому значения. Чтобы пройти в заключительный этап олимпиады по обществознанию, в 2020 году было нужно набрать 179 баллов. Настин результат оказался меньше. Уверена, что причиной стала именно заминка с бланками.
Через две недели дочь узнала, что все же попала в финал олимпиады, но по квоте. Она действует, когда никто из участников регионального отбора не набирает нужного количества проходных баллов. Тогда организаторы просто отправляют в следующий этап участника с максимальным результатом.
Получив радостную новость, мы начали собирать вещи и купили билеты в Москву — там должен был проходить заключительный этап олимпиады. Но в то время активно распространялся коронавирус, поэтому Минпросвещения все отменило, и нам пришлось остаться дома.
В результате победители региональных этапов отбора стали призерами Всероса и получили право на поступление в университет без экзаменов. Однако на Настю это правило не распространялось, потому что она не набрала проходных баллов и прошла в финал по квоте.
Тем не менее участие в олимпиаде нам все-таки пригодилось. Диплом о победе в региональном этапе помог дочери получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, но об этом я расскажу чуть позже.
Выбор вуза
Мы анализировали вузы, расположенные в нашей Белгородской области, и думали об учебе в Москве или Санкт-Петербурге.
На направление «Судебная экспертиза» набирали во многих университетах, но специализация «криминалистические экспертизы», которую выбрала дочь, встречалась далеко не везде. Расскажу, в какие вузы мы решили подавать документы.
Санкт-Петербургский университет МВД РФ. Сначала мы смотрели университеты, подведомственные МВД или Минюсту. Нашли только это учебное заведение, в котором был прием по нашей специальности. Но я сразу подумала, что дочь не пройдет врачебную комиссию, которая обязательна для всех абитуриентов таких вузов.
Белгородский государственный университет — БелГУ. Дальше мы рассматривали гражданские вузы, а начать решили с тех, которые находились в нашем регионе. Криминалистику у нас преподавали только в БелГУ. Но там было только три бюджетных места, причем одно из них выделяли для целевиков, а другое для поступающих по особой квоте. Для тех, кто шел по общему конкурсу, место оставалось всего одно.
Мы могли бы рассмотреть целевое обучение, но решили отказаться от этой идеи. Тогда пришлось бы заключать договор с одним конкретным предприятием, а потом работать там несколько лет. Дочь хотела искать стажировки сама, а затем пройти аттестацию в качестве независимого эксперта.
Понимая, насколько рискованно претендовать на одно бюджетное место, мы начали искать вузы за пределами нашего города. Решили попробовать поступать в Москву: в столице было много университетов, где обучали судебной экспертизе, плюс оттуда удобно ездить в Белгород.
Российский государственный университет правосудия — РГУП. Здесь вели прием по нужному нам профилю, но у него был общий конкурс с направлением «Экономические экспертизы». Вуз не давал гарантий, что студенты смогут обучаться именно криминалистике.
Еще одним недостатком университета стала ситуация с бюджетными местами. Их оказалось всего два: одно целевое, а другое по особой квоте. Теоретически на них можно было пройти, но только в случае, если эти места оставались невостребованными. Мы решили попробовать.
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана. В этом университете мы рассматривали программу юридического факультета «Инженерно-технические экспертизы» — сейчас она называется «Экспертиза цифровой информации». В целом Насте было интересно это направление, но не так, как криминалистика.
Еще мы выяснили, что иногородним студентам юрфака МГТУ имени Баумана не предоставляют общежитие. Это стало серьезным минусом — даже несмотря на то, что для поступающих по общему конкурсу вуз выделил 13 бюджетных мест.
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина — МГЮА. Тут обучали двум видам экспертиз — речеведческой и экономической, — а в рамках общего конкурса было целых 19 мест. Но Настю не сильно привлекали эти направления, поэтому документы в МГЮА мы отправляли только для подстраховки.
Поступление
Анализ вариантов. Чтобы оценить наши шансы на поступление в разные вузы, мы обратились к статистике приема прошлого года. Там мы искали данные о проходных баллах и количестве мест.
Затем Настя нашла на сайтах университетов приказы о зачислении и выписала оттуда баллы поступивших. Получившуюся таблицу мы дополнили информацией о платном обучении.
Проанализировав информацию о разных университетах, мы поняли, что реальнее всего пройти на бюджет в МГЮА. За год до нашего поступления там было 47 бюджетных мест — в разы больше, чем в других вузах. А зачислили туда в итоге ребят, которые получили от 248 до 272 баллов за три экзамена.
Настя набрала 269 баллов, поэтому гипотетически могла пройти не только туда, но и в БелГУ, который мы рассматривали изначально. В 2019 году туда приняли на бюджет двух абитуриентов с результатами 266 и 279 баллов. На всякий случай мы рассматривали и платное обучение: в БелГУ бы пришлось платить 79 600 ₽ в год. Образование в московских вузах обошлось бы нам в три раза дороже.
Взвесив все за и против, мы сосредоточились именно на поступлении в БелГУ. Остальные варианты стали для нас запасными.
Конкурс. Подавая документы в БелГУ, мы получили десять дополнительных баллов:
- За аттестат с отличием — 3.
- За победу в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию — 3.
- За призерство в олимпиаде вуза — 3.
- За золотой значок ГТО — 2.
Благодаря этому сумма баллов дочери выросла с 269 до 279, и она смогла занять более высокую позицию в рейтинге абитуриентов.
Поступающих по особой квоте и тех, кто заключил договор о целевом обучении, вуз зачислял в первую очередь. Напомню, что на наше направление выделили два таких места, а для тех, кто шел по общему конкурсу, — одно.
Однако по квоте — особой или целевой — никто в итоге не поступил, поэтому все места оставались свободными. Вуз перевел их в общий конкурс, и наши шансы пройти на бюджет заметно выросли.
Позже стало понятно, что все абитуриенты БелГУ, которые находились в рейтинге выше Насти, не планируют становиться судебными экспертами. Часть наших конкурентов подала согласие о зачислении на специальность «юриспруденция», а кто-то и вовсе выбрал другой вуз.
В итоге дочь спокойно поступила на выбранный ей профиль «Криминальные экспертизы» на бюджет. В рейтинге абитуриентов Настя оказалась первой, поэтому смогла бы в любом случае получить бесплатное место — даже если бы оно оставалось всего одно.
Отмечу, что в итоге Настя прошла и во все остальные университеты, куда мы подали документы, но предпочла получать образование дома. Как я рассказывала выше, эти варианты не были для нас приоритетными, и со временем наше решение не изменилось.
Второе образование
Выбор специальности. Получать второе образование дочь решила после того, как пообщалась с практикующими судебными экспертами, которых мы нашли благодаря друзьям. Те рассказали, что сейчас востребованы универсальные работники: эксперты и юристы в одном флаконе.
К этому моменту Настя уже училась в университете. Старшекурсники и преподаватели подтвердили: желательно иметь еще одно образование.
Чтобы ускорить процесс обучения, некоторые ребята получали две вышки одновременно: первую очно, а вторую заочно. Мы тоже решили так поступить. Тем более что по закону это не запрещено.
Поступать мы снова решили в БелГУ, но нужно было сперва выбрать специальность.
Бакалавриат мы даже не рассматривали. Причина простая — по направлению «Юриспруденция» Настя никак не могла получить его заочно. Согласно законам, это возможно только на базе высшего или среднего профессионального образования.
Нам оставалось только подавать документы на специалитет — у него не было таких ограничений. Возможно, причина в том, что образование такого уровня предполагает более длительную подготовку: не четыре года, а пять лет. В случае с заочной формой нужно учиться еще дольше — до шести лет.
На юридическом факультете, где училась дочь, шел набор на два направления специалитета:
- «Правовое обеспечение национальной безопасности» с профилем «Государственно-правовая».
- «Судебная и прокурорская деятельность» с профилем «Судебная деятельность».
Мы сравнили учебные планы по этим направлениям и пришли к выводу, что второй вариант подойдет нам больше. Он предполагал изучение криминалистики и криминологии, юридической техники и дисциплин, связанных с судебным делопроизводством и решением правовых споров.
Все эти предметы помогли бы Насте углубить ее познания в судебной экспертизе, а второй диплом о высшем образовании стал бы хорошей строчкой в резюме.
Поступление. На выбранном Настей направлении были бюджетные места. Мы решили попробовать на них поступить. С точки зрения закона мы ничего не нарушили.
В России гарантировано получение первого высшего образования бесплатно и на конкурсной основе. Но диплома вуза у Насти еще не было, а значит, и вышки тоже. Соответственно, она могла принимать участие в конкурсе на бюджетные места.
Для подачи документов был нужен аттестат — он и так уже лежал в вузе. Если бы мы поступали в другой университет, то пришлось бы делать копию этого документа. Экзамены мы тоже не сдавали, потому что результаты ЕГЭ действуют в течение пяти лет — в год, когда сдавался экзамен, и следующие четыре года.
В начале июня 2021 года БелГУ опубликовал информацию о бюджетных местах. На заочной форме обучения выбранной нами специальности «Судебная и прокурорская деятельность» их было десять — одно по особой квоте и девять по целевой.
На поступающих по общему конкурсу бюджетных мест не выделили, но в этот раз случилось то же самое, что и год назад. Ни одно из целевых мест не заняли, поэтому поступить на них можно было и по общему конкурсу. Благодаря высоким баллам за ЕГЭ дочь снова оказалась на первом месте в рейтинге абитуриентов и легко прошла на бюджет.
Как дочь совмещает очное обучение с заочным
Перезачет предметов. Оба направления, которые выбрала Настя, относятся к одной укрупненной группе специальностей, а значит, у них схожие учебные планы, особенно на первых курсах. Поэтому после поступления на заочку дочь сразу же подала документы на перезачет дисциплин.
В БелГУ есть МФЦ для студентов: туда обращаются по любым вопросам, связанным с документами. Настю интересовал зачет результатов пройденного обучения. Для этого дочь написала заявление на имя ректора, а затем в вузе сверили учебные планы разных направлений. В результате нам перезачли весь первый курс плюс часть дисциплин за второй.
Обучение на двух специальностях. В октябре дочь перевели на второй курс заочного отделения, поэтому сессию ей пришлось сдавать уже в ноябре.
Такого мы не ожидали. Настя думала, что ей все зачтут и оставят на первом курсе, поэтому экзаменов не будет. Совмещать учебу по двум специальностям она планировала только со следующего года.
Времени до сессии оставалось совсем мало, поэтому готовиться к ней было тяжело. Настя сдавала сразу пять предметов: римское, уголовное и административное право, а также иностранный язык и физкультуру. Кроме того, дочь писала курсовую по дисциплине «Теория государства и права» и продолжала учиться на очном отделении.
Из-за пандемии коронавируса все занятия проводили онлайн. Тогда нас это выручило: Настя могла присутствовать на парах для очников и параллельно сдавать сессию на заочке.
Дальше учиться на двух направлениях стало легче. У дочери появилась возможность заранее распределять нагрузку и писать курсовую в комфортные сроки, а не за месяц до сдачи. Самый сложный период наступает, когда нужно готовиться к сессии. Сдавать все экзамены вовремя Насте помогают самоорганизация и любовь к планированию.
Благодаря такому подходу у дочери остается время для хобби и разных полезных активностей. Например, она работает общественным помощником следователя в Следственном комитете по Белгородской области — естественно, на безвозмездной основе. Еще Настя участвует в вузовских мероприятиях и пишет статьи для конкурсов. А два-три раза в неделю обязательно занимается спортом.
Дочь не жалеет о том, что решила получать два высших образования одновременно. Более того, на старших курсах она думает увеличить нагрузку и начать подрабатывать в сфере веб-дизайна. Основы этой профессии Настя изучает на онлайн-курсе от Skillbox, который длится два года.
Продолжительность первого образования дочери — 5 лет, а второго, которое она начала получать через год, — 5 лет и 11 месяцев. Напомню, что дочь сразу перевели на второй курс, поэтому учиться мы будем на год меньше.
Как только Насте выдадут диплом судебного эксперта, она больше не сможет получать второе высшее образование за счет государства и начнет учиться платно. Сейчас стоимость заочной формы обучения по направлению «Судебная и прокурорская деятельность» в БелГУ — 47 300 ₽ за год. Получается, за четыре года обучения на бюджете мы сэкономим как минимум 189 200 ₽.
Что нужно знать тем, кто хочет получать два высших образования сразу
- Получить два образования сразу реально, если одно из них заочное. Для этого нужны хорошие навыки самоорганизации.
- Закон не ограничивает количество высших образований, которые можно получать бесплатно, если диплома еще нет. Но после того как этот документ выдадут, учиться придется только платно.
- По результатам ЕГЭ можно поступать в течение пяти лет. Поэтому, если в вузах совпадают вступительные испытания, их не обязательно сдавать заново.
- Стоит сравнить учебные планы выбранных специальностей. Если программы похожи, можно подать заявление на перезачет пройденных курсов и потратить меньше времени на учебу.
- Два образования удобнее получать в одном вузе. Тогда будет проще подавать документы для поступления: не придется забирать аттестат и делать его копию.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie.