За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение

За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение

Аргументы читателей Т⁠—⁠Ж
51

По данным «Российской газеты», более 12 тысяч детей в России учатся в формате семейного обучения. Они не прикреплены к школам: ответственность за их учебный процесс полностью лежит на родителях.

Аватар автора

Анна Докучаева

изучила мнения читателей

Страница автора

Мнения читателей Т⁠—⁠Ж разделились. Одни готовы отправиться в прошлое, чтобы перевестись на семейное обучение и не тратить время на ненавистные предметы, другие убеждены, что школа — это не только знания, но и общение со сверстниками. Т⁠—⁠Ж собрал главные аргументы сторон в одном материале.

👍 За: система школьного образования не отвечает запросам времени

Аватар автора

Andrey Zharkevitch

считает, что система образования нуждается в реформе

Мой старший ребенок уже разделался со школьным обучением, это был ад. Младшему 14 лет, и я не могу искренне ответить на его вопросы по поводу смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он изучает с помощью интернета все, что считает важным, причем более глубоко и комплексно, чем в школе.

Есть, конечно, и исключения: у кого-то дети хорошо вписались в школьную систему и/или им повезло со школой и учителями. Но качество обучения не должно быть результатом лотереи и зависеть от того, попались ли вам хорошие одноклассники, которые не мешают учиться, понравились ли вы и ваш ребенок учителю, знает ли преподаватель свой предмет и может ли научить ему. Систему обучения нужно менять и адаптировать к реалиям времени, а не ретроградствовать, пытаясь вернуть «лучшие в мире советские учебники». Проблема в том, что это требует времени и ресурсов, а дети растут, не дожидаясь окончания реформ.

По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко. Он пишет, что школа дает ребенку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, где нет надсмотрщиков. Важно же не оградить детей от самостоятельного решения проблем, а сохранить в них веру в людей и дать им возможность получать удовольствие от процесса обучения. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.

Общение у детей сейчас в основном виртуальное — это просто реальность, которую нужно принять. Младший постоянно общается в интернете и делает совместные проекты с ребятами не только из России, но и из других стран. Да, он сидит за компьютером, но я уверен, что в итоге от этого толку будет больше, чем если бы он «социализировался» на улице.

👎 Против: реальные уроки эффективнее виртуальных занятий

Аватар автора

Сергей Шестаков

верит в силу личных занятий

Я преподаю в вузе, но иногда провожу в школах углубленные занятия для олимпиадников. Мне непонятна схема обучения «не требуйте повторить в третий и четвертый раз, вам будет доступна запись». Ну запись, и что? Ее вообще можно получить бесплатно: на «Ютубе» тысячи роликов с разнообразным изложением любого материала. Так же можно и учебник почитать.

Это все не то. Во время занятия я могу увидеть, что студент чего-то не понимает, остаться с ним после пары на перерыв и объяснить ему иначе. Могу вызвать его к доске и заставить самостоятельно решать задачи. А могу подключить к обсуждению одногруппников, которые помогут с возникающими вопросами, чтобы был не монолог, а диалог. Но ничего из этого нельзя сделать дистанционно, а если бы было можно, то моих коллег не «выписывали» бы в школы и детские образовательные лагеря для проведения занятий. Ведь есть «Скайп» или просто «запись занятия».

👍 За: квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего

Аватар автора

Olga Egorova

разочаровалась в образовательной системе

Компания, в которой я работаю, продает учебное оборудование, поэтому мне приходится быть на связи со школами. После такого количества общения с учителями, директорами и прочими сотрудниками, включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей, я полностью разочаровалась в образовательной системе. Хочется верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка преподаватель, который сам не умеет грамотно писать и корректно формулировать вопросы, а также не обладает хоть какими-то навыками этичного общения.

Каждый день на работе я сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то из учителей пишет, например, вместо «комплект по физике» — «комплект по физики». Раз в день кто-нибудь звонит и начинает панибратствовать, обращаясь ко мне «Оль, ну сделай нам КП», как будто я их ученица-пятиклашка. Сообщения в почте — из разряда «в какую цену у вас дозиметр»: ни здрасьте, ни до свидания, ни подписи, ни знаков препинания. О том, в каком виде мне отправляют вордовские документы и письма по электронной почте, я вообще молчу. Могли хотя бы научиться оформлять договоры, но нет: то пробелы вместо структурированной таблицы, то шрифты разные, то грамматические ошибки.

Чему могут научить детей люди, которые сами не умеют хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие, и не хочу задевать действительно толковых людей. Но за шесть месяцев я поняла, что не хотела бы доверять таким людям учить ребенка (пусть у меня его еще и нет).

👎 Против: не каждый родитель сможет самостоятельно обучить ребенка

Аватар автора

Natalia Isakova

считает, что не каждый справится с семейным обучением

Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Но нужно понимать, что такое обучение обойдется дороже, чем обычная государственная школа, а контроль за ребенком займет тонну личного времени.

Если вы горите самостоятельными занятиями с ребенком — тогда вперед. Но если у вас работы по самое горло, вы уходите в офис в 8 утра и возвращаетесь в 7 вечера (или позже), то задумайтесь, чем все это время будут заниматься дети и какой результат даст такое обучение.

Любая учеба — это труд. Не обольщайтесь, но даже самые дисциплинированные дети рано или поздно начинают халтурить и искать лазейки, чтобы не делать задание, а смотреть мультики или играть в игры на компьютере. Если вы реально думаете, что ребенок будет каждый день, как робот, самостоятельно выполнять задания на нужном сайте, то вы очень наивны.

Даже взрослых тяжело заставить учиться самостоятельно: все мы любим прокрастинацию. Но их хотя бы мотивирует осознание того, для чего они учатся. Для детей же далекое «успешное будущее» — просто абстракция, которую они не понимают. Поэтому со взрослыми дистанционное онлайн-образование работает, а с детьми возникают проблемы.

👍 За: ребенок может уделять больше времени предметам, которые ему интересны

Аватар автора

Niki Fedorov

убежден, что у ребенка должен быть выбор

Самый большой плюс семейного обучения — осознанный выбор предметов и меньше ненавистного «надо». Школьная программа — это вообще отдельная история. Безусловно, должны быть обязательные предметы вроде русского языка, математики, физики, географии. Но музыка, ИЗО и физкультура — по выбору.

Зачем мне было тратить время на физкультуру, бегать стометровки за какие-то секунды, прыгать через козла и метать мячи? Я и так занимался в спортивной секции, и мне это нравилось. То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор.

Не могу не упомянуть школьную программу по литературе. Меня сейчас, конечно, проклянут вундеркинды, которые с «Войной и миром» разделались, как только научились читать, но глупо требовать от пятнадцатилетнего школьника прочесть и понять бессмертный труд Федора Михайловича «Преступление и наказание». Да еще и сопровождая проверку знаний тестами из серии «В какой руке был топор, когда Раскольников убивал старуху?». Я прочел это произведение осознанно и с удовольствием только на последних курсах института. И это относится ко многим книгам из школьной программы. Возможно, когда ее составляли, дети были умнее и раньше взрослели, но надо исходить из сегодняшних реалий.

👎 Против: школа не только дает знания, но и учит жизни

Аватар автора

Виталий Зверев

не хочет лишать детей дискотеки

Если у вас есть 300 тысяч рублей в год на обучение, отдельная комната для ребенка и вы готовы к тому, что большую часть времени он будет проводить вне социума, пялясь в экран и выполняя задания, — то, конечно, такая форма обучения подойдет.

Понимаю, что уровень образования в наших школах плачевен и печален, но мы и сами в них ходили. Весь кайф был, если помните, не в самом обучении, а в общении в классе. Школа позволяет учиться, развиваться, влюбляться. Она учит жизни и ставит в конфликтные ситуации, которые надо уметь разрешать. Какими вырастут дети, если родители ограничивают их круг общения, пытаясь защитить от возможных проблем?

Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут.

👍 За: в школе ребенок может попасть в токсичную среду

Аватар автора

Анжела Савицкая

прошла огонь, воду и медные трубы

Я ходила в обычную школу. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине.

В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы. По идее я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как заключенный. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло.

Не поймите неправильно: школы были обычные, не коррекционные. И я была не социопатом, а среднестатистической школьницей из хорошей полноценной семьи. Но особенности моей личности, характера, воспитания и опыта в сочетании со школьным общением не взрастили во мне аса коммуникации. Так что ходить в школу только ради так называемой социализации и формирования «правильных» навыков общения для жизни — не лучший аргумент.

👎 Против: в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией

Аватар автора

Елизавета Кедровская

убеждена, что детям нужно реальное общение

Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. Только к началу второго семестра я научилась нормально общаться с одногруппниками. Со взрослыми было легко: учителя приходили на дом и у меня получалось производить на них правильное впечатление. Но как и что говорить сверстникам, я не понимала. Хотя у меня уже был интернет, и я общалась на форумах и в чатах.

Мне кажется, такое обучение — хорошая вещь, если есть все условия для реального, а не виртуального общения со сверстниками. Как и возможность узнать, что общество полно не совсем адекватных личностей, чтобы научиться правильно вести себя с ними.


Анна ДокучаеваСтолкнулись с переходом школы на дистанционное обучение во время пандемии? Делитесь впечатлениями:
  • LazarevvitzДа, пусть всех учат терпеть, сперва всякое дерьмо в школе, потом в вузе, потом на работе) И ещё глобально терпеть все, что делает государство. Это, видимо, у многих называется школой жизни) Я не против школы как таковой, вот у меня, несмотря на глухую провинцию, была отличная школа, с очень сильными учителями, но это реально как повезёт. По-хорошему, главное, чему нужно учить детей - это то что всегда должен быть выбор. Выбор интересных предметов, выбор интересной профессии, выбор места для жизни. А готовить к жизни тюремного типа - тогда потом не надо жаловаться, как все плохо вокруг и как никто ничего не делает.52
  • Kettu"коллектив тюремного типа", батюшки светы. это что ж за школы такие моя дочь (7 кл) со второй недели дистанционного обучения мечтает о том времени, когда уже можно будет нормально ходить в школу. скучает по одноклассникам (они все эти годы учатся одним составом), по учителям-предметникам, отдельно мечтает наконец-то пообщаться вживую с классным руководителем, она у нас замечательная. я хотела и всерьёз думала со след года перевести её в Фоксфорд, мы попробовали в апреле (бесплатно даже, была какая-то акция у них на волне этого всего) и она (дочь) четко сказала - нет, мне так не нравится. в школе классно, я там всех люблю и меня любят, там кружки и секции (всё бесплатно, замечу в скобках как родитель) я хочу скорее обратно в гимназию, не хочу учиться в интернете. так что нам коронавирус в этом смысле помог определиться, прости господи ))14
  • Alex Freemanя считаю что домашнее обучение как у европейской аристократии (с гувернерами и пр.) это лучший выбор. но для этого нужны деньги и очень много денег. большой вопрос насколько верхушка среднего класса может потянуть такое или хотя бы компенсировать это онлайн-обучением. наверное поэтому я собираюсь заводить детей только если разбогатею11
  • LazarevvitzМуха, думаю, в таких случаях стоит руководствоваться принципом не нужно ломать то, что не сломано, если со школой повезло - просто порадуйтесь за себя) А дополнительные нужные знания всегда можно получить факультативно.26
  • Александр ПрокудинНиколай, почему это с работы нельзя уйти? И вуз при желании тоже можно поменять + вуз выбирает сам ребенок изначально. А школу он выбирает?16
  • Николай ЛазицкийАлександр, так и школу можно выбирать ребенку вместе с родителем. Как тут писали можно пойти не в ближайшую по прописке, а в частную, например. Я не топлю за семейное обучение, но довод "школа - тюрьма, из нее нельзя уйти" - на мой взгляд притянут за уши. Тогда и семейное обучение по такой логике - тюрьма. Нельзя же не учиться и не сдавать экзамены.0
  • Александр ПрокудинХалит, во, сейчас опять начнется история про то, что жертвы буллинга сами виноваты. Даже если ребенок "беззубый", как вы говорите (что бы это ни значило), это разве оправдывает травлю такого ребенка?25
  • Kirill BykovВсё-таки, переводить лучше не на домашнее самостоятельное обучение, а на дистанционное обучение, как это происходит сейчас во время самоизоляции. Есть прикрепление к школе, есть обязательная программа и дополнительное обучение. Конечно, заниматься контактными видами спорта (да и любыми другими), а также всякими танцами, лучше в оффлайне с группой, так как должна присутствовать соревновательная (конкурентная) часть. Надеюсь, опыт самоизоляции, откроет новое направление дистанционного обучения. Скорее всего, это должны быть специализированные аккредитованные школы, либо отдельный штат преподавателей в обычных школах.3
  • Kirill BykovАлександр, кто мешает поменять школу? Изначально поступить в любую школу по выбору тяжело, так как есть приоритет по набору учащихся. А перевестись совсем не сложно, особенно, после начальной школы.3
  • Алексей ЛазаревДа, еще добавлю. Меня всегда удивляло в обучении понятие "ненужный предмет" и "ненужные знания которые не пригодяться в жизни"? Что за бред? Давайте тогда скажем что бег по утрам - бессмысленен с практической точки зрения - вам же не нужно быстро оказаться там, куда вы бежите. Вы все равно возвращаетесь домой. Когда вы поднимате штангу или гантелю - это бессмысленно, вам же не нужно чтобы она расположилась выше - вы её все равно потом опустите. Так же и "бессмысленные" знания. Если они не пригодятся с практической точки зрения, они все равно нужны чтобы развить и тренировать ваш мозг, память, логическое и системное мышление и т.д. и т.п. А эти навыки всегда пригодятся в реальной жизни.2
  • LazarevvitzАлексей, столько букв впустую от одной неправильной установки - что ребёнок на дистанционном обучении равно ребёнок, выращенный в теплице без контактов со внешним миром. Все то, что вы так усердно перечисляете, можно получить без посещения школы, представляете? Просто через общение на улице, в секциях и тд. А терпеть это наиболее вероятная стратегия, доступная в хреновых условиях в школе - попробуйте доказать что-либо будучи ребёнком взрослому учителю. Попробуйте выстроить отношения с группой хулигански настроенных лиц. И это не разовый случай на улице, это ежедневная система на протяжении не одного года. И да, классическое смешивание понятий от вас - если для вас отсталая система образования равно правилам дорожного движения (а ваши примеры с выбором как бы намекают), то вы явно посыла не улавливаете. Зато есть возможность уколоть либерастов) Хотя любая идеология априори не работает, так как имеет кучу допущений в виде сферических коней в вакууме. Нужно уметь думать более гибко и брать лучшее от всех идей. Но школьное, как вы говорите, воспитание не всегда справляется с этой задачей.29
  • LazarevvitzАлексей, я понял, у вас чёрный пояс по приведению офигительных параллелей и аналогий. Давайте может поделитесь знаниями по всей школьной программе. Для начала можете вспомнить хотя бы вообще все предметы, которые учили. Продемонстрируйте нам системное мышление и тд. и т.п)4
  • Мария КочкаринаМы уже 2 класса на семейном обучении закончили. В школе не подходит программа и демотивирующее отношение учителей.12
  • "А как же Машку за косичку дернуть" Ммм, мальчики должны в школе с младых лет учиться применять насилие к девочкам. Девочек надо учить в ответ дергать за яйца, да посильнее25
  • Алексей ГорбуновМария, вопрос только насколько сложно и как справляетесь и вы и ребенок. Своего думаю перевести. Ну не тянет без помощи самостоятельно. Не все талантлевы в учёбе. И как организационно получилось и получается?4
  • Kirill KatkovСамое главное не семейность или школьность, а возможность выбирать программу и варианты формы обучения, отказаться от идиотизма и бюрократии госсистемы. От усредненности и бесчеловечности. Это сегодня вполне можно сделать, и разными способами.5
  • LazarevvitzАлексей, классическое смешивание понятие - классический ход сам по себе, а не классический для вас) Хорошая логика у вас - видел то, видел это. То, что вы видите, вероятно, формирует мировые истины? Воспользуюсь вашим же приемом - а вот у меня большая часть друзей была именно с улицы, с моего двора и с соседних. Из нас вообще почти никто не учился не то что в одном классе, а даже в одной школе. И чо? Какие ещё доводы будут? Я рос вообще в городе, о котором тревожные передачи на НТВ показывали, дальше что? Ни я, ни вы в этой истории и наш личный опыт большой роли не играет, взгляните вокруг, посмотрите, как живет подавляющее большинство людей, на зарплаты посмотрите, и сделайте вывод насчёт популярности стратегии «терпеть» и в целом того, кого нацелена взращивать система. А бешеные собаки, острословы и люди, решающие свои проблемы чужими руками такие отнюдь не благодаря школе.7
  • LazarevvitzАлексей, память тренируется и более легкими путями, не обязательно тратить на это 10 лет жизни. В остальном - обобщили и упростили до такой степени, что кажется, единственная цель вашего коммента - рассказать, какой вы крутой. Я за вас рад, вы молодец, может вы и без школы бы всего добились)8
  • Tomas FaerХалит, а я был по другую сторону баррикады - как-то побил одного "очкарика", и много других токсичных инцидентов. До сих пор стыдно, однако сейчас я бы ни за что не отказался бы от коллектива, настроенного на продуктивное общение и работу, ради того, чтобы оказаться ещё раз тем самым булли. И мне кажется только продуктивное общение допустимо в современном мире, и учить такому надо с самого детства, минуя этот дикарский период в "становлении личности".3
  • Алексей ГорбуновDarya, кто мешает вам своего ребенка выпинывать на улицу принудительно. Я так делаю, а там к нему вижу подтягиваются потихоньку другие ребятишки7
  • Darya, совершенно серьезно8
  • Tatiana KimВзрослые люди вообще слышали про ненасильственное общение? Как будто цель написавшего - "закопать аргументами" другого человека, придерживающегося противоположного мнения. Все люди разные, не важно дети или взрослые. Нужно подбирать систему и программу обучения исходя из индивидуальных потребностей и особенностей. И всё. Никто же не спорит что всем нужно есть только 3 раза в день или 5... Почему высказав своё мнение человек должен защищаться? Я думаю, прежде чем что-то обсуждать русскоязычному обществу прежде всего нужно научиться уважению... иначе это просто "базар", мнение-негатив-ответный негатив4
  • Павел ДунаевИ там, и там есть свои плюсы и минусы. Думаю и в школу ходить нужно, и самообразованием заниматься...1
  • Ольга СавчукAlex, европейских аристократов вообще-то посылали в закрытые школы.5
  • Руслан СафуановКороче все аргументы «против» основаны только на социализации, зачем препода из универа сюда приплели не пойму, школа и универ - две разные концепции образования. Нет социализации - клуб по интересам - отличное решение. Я не фанат домашнего обучения, но если нынешняя система образования не соответствует реалиям, то еще пару лет, и выбора не будет.7
  • Кривенко (фербер)Моя дочь (15 лет) уже второй год находится на семейном обучении и я думаю , что мы и дальше продолжим обучение по данной системе. В этом году мы закончили 9 класс. Я считаю, что данный вид обучения подходит только усидчивым, любознательным и Самодисциплинированным детям. Проблему я вижу только в аттестации (мы выбрали 2 раза в год) со стороны школы, к которой мы прикрепились для ее сдачи. Школы не финансируют по данному виду обучения, а учителям надо дать дать примерные вопросы , что будут при аттестации (темы рефератов) . Провести консультацию перед экзаменом, принять экзамен и так далее.2
  • Анастасия ПарфеноваДистанционное обучение открыло нам глаза. Ребенок 3 года просто посещал школу, а не учился. Как я поняла, учитель выполнял задания за детей, когда им было что-то не понятно, а не учил, как сделать это самостоятельно. В дневнике ни одной тройки, а в голове пустота. Наняли репетитора на всё лето. Думаем о том, чтобы забрать ребенка из школы.6
  • Екатерина ТимерхановаАлексей, не знаю можно ли научиться в школе всему тому, что вы перечислили: умению понимать кто перед тобой, создавать о себе впечатление, умению общаться и.т.д. Если вы смогли, то это очень круто. Я для этих целей планирую отдать сына в театральную мастерскую. У него задержка речи и из-за этого слабая социализация, а на творческих занятиях он раскрыаается и общение со сверстниками складывается все лучше. Мой муж специалист по коммуникации, у него масса клиентов не только в России, но и за рубежом. Достигая определенных высот этим людям требуется апгрейд - они умеют жить в обществе, а вот выделиться из него, отстоять свою точку зрения им сложнее, не смотря на то, что у многих руководящие должности. Я больше не рассматриваю школу как институт социализации, хотя ещё несколько лет назад так думала.4
  • Юлия ВладиDarya, меня в школе дико раздражало это дерганье, а изменить ситуацию я не могла. Мальчишки смеялись, а я злилась, и через время опять то дернут, то крикнут что нибудь. Что блин хорошего? Сейчас бы я это тоже назвала насилием.8
  • Бабака КавайкаDarya, Вася, который дергает Машу за косичку в пятом классе, не её молодой человек. Так что ваш пример улетает в урну для мусора. Или вы коллегам по работе позволяете шлепать себя и щипать?7
  • Бабака КавайкаKettu, Вам просто повезло со школой, учителями. Ну и дочь у вас общительная. А у нас в классе вместо 30 учеников 42, солнечная сторона (температура +27 в классе), зимой батареи шпарят как в сауне. Ну и вишенка на торте - учитель пенсионер советской закалки...3
  • Бабака КавайкаDarya, Если человек - существо социальное, то почему каждому из нас хочется иметь если не отдельную квартиру, то хотя бы отдельную комнату?3
  • ЕленаЕсли бы у меня в своё время была возможность не посещать это заведение, с удовольствием отказалась бы...хоть и училась на отлично3
  • Ольга МещерягинаЗабрали в этом году ребенка на семейное. 4 класс. Подключились к онлайн-школе. Я на удаленке, плюс - помогает бабушка. Но все равно, согласна, когда ребенок учится дома, на это уходит уйма времени и сил. Да, это еще и дополнительные деньги (добавилось к уже существующей внеурочке, тоже не бесплатной). Но: 1. ребенок стал спокойнее, нет постоянных страхов из-за очередного диктанта/контрольной в школе (математические диктанты проводились 4 дня в неделю, в прошлом году полкласса ходило на грани нервного срыва). 2. Он лучше внимает в материал - его никто не отвлекает. И если что-то не совсем понял, он действительно пересматривает запись урока. Пока этого достаточно. При том, что выбрали программу, которая сложнее той, что была в школе. 3. Для социализации есть вагон внеурочек, на которых и общение, и конкуренция и все-все-все. Аттестация, конечно, покажет, насколько все получается. Но пока я считаю, что мы не зря тратим деньги и силы.4
  • Ольга МещерягинаЕлена, вооот. Сама отличница и завидую сыну, что у него сейчас есть возможность учиться из дома, дистанционно. По-моему, как раз бывшие отличники плюсуют за уход на семейное, на дистанционку. Ибо помнят, что такое, когда тебе реально мешают учиться. Ну а кто рассуждает про необходимость социализироваться, читай, драться, бороться за выживание - они тут высказались.3
  • Алина НиколаеваРебята, извините, но фраза «Они не прикреплены к школам» — некорректна. По закону на семейном обучении ребенок обязан быть прикреплен к физической школе и сдавать в ней ежегодную аттестацию.0
  • Анжела СавицкаяХалит, поясню про мой характер, если вы не поняли. Я была застенчивой, скромной, стеснительной девочкой, которая не могла ответить обидчику. Не умела постоять за себя. Ну вот не могла, такая у меня особенность психики, видимо. Один раз в начальной школе хулиган старше меня прицепился в коридоре, начал хватать за кофту, руки, я его оттолкнула, а он плюнул мне в лицо. Что я испытала тогда - не передать словами. Я убежала и потом расплакалась, но никому ничего не сказала. Не знаю почему, для меня взрослой сейчас это необъяснимо. Воспринимайте это как хотите, но да, одна и та же школа может быть весёлой и интересной для одного ребенка и токсичной и травмирующей для другого.1
  • Евгения МАлина, по закону аттестацию нужно СОшникам проходить в 9, 10 (если не ошибаюсь), 11 Кл. ОГЭ, ЕГЭ - лично приезжать сдавать. Остальные классы по желанию родителей. Прикрепление к образовательной организации (если родители решили сдавать аттестацию в любом классе, до 8 вкл точно) у СОшников происходит перед аттестацией. Нет обязанности весь год быть прикрепленным к физической школе. А вот у заочников - да. Там ребенок в контингенте школы числится постоянно и сдает и аттестации , и контрольные, и тесты и все, что нужно. Идёт по программе школы.0
  • Екатерина НажметдиноваГод назад хотели перевести дочь первоклассницу на семейное образование. Она сова, поздно засыпает, даже если в 21 ляжет, уснёт всё равно ближе к полуночи. С утра истерика, что она не может проснуться, ей тяжело, ненавидит школу. Ходили к психологу, она сказала переждать этот период. Вообще школа у нас хорошая, учителя все общаются с родителями, приглашают на консультации, пишут, если видят, что успеваемость снижается, и что с этим делать. Сейчас я вижу, что ребёнку хоть и трудно, но интересно, там друзья, общение, жизнь кипит. Семейное образование действительно дорогое удовольствие и требует от родителей полной включенности.0