Как я перевела детей на семейное обучение

Чтобы экономить нервы и деньги

732

После начальной школы старших детей я поняла, что традиционная система образования в России для меня умерла — слишком много времени на уроках тратится на дисциплину, а не на новый материал, задачи устарели, а в качестве мотивации для ребенка используется только слово «надо».

Я начала искать другие способы обучать детей и в итоге перевела их на семейное обучение. В обычную школу они приходят только сдавать промежуточные экзамены в конце учебного года.

Расскажу, как устроено семейное обучение, сколько оно стоит и чем это оказалось выгодно для меня.

Как я решила забрать детей на семейное обучение

Мои старшие дети — двойняшки. Они учились в обычной школе до четвертого класса. Учились плохо: «нет домашнего задания», «плохо вели себя на уроке», «спорили с учителем», «спали на уроке», «опоздали», «хамили» — такие замечания регулярно появлялись в дневниках. Возможно, проблема была не в школе, а в детях. Но нужно было что-то делать: мне не хотелось, чтобы дети выпустились из школы с отвращением к учебному процессу.

Мне кажется, что наша система образования устарела — она готовит людей не к современной жизни, а к 1960 году в СССР. А еще я считаю, что сейчас для детей важны не энциклопедические знания — для этого есть интернет, а умение быстро учиться, доучиваться и переучиваться.

Я интересовалась удаленным обучением, сравнивала школы и читала форумы родителей, чьи дети не учатся в обычной школе. Но конкретных действий не предпринимала: семейное обучение казалось чем-то сложным и нереальным. Особенно угнетала общественная установка: «у тебя не получится», «в обычной школе профессионалы, они знают, что делают, а ты — нет».

Время шло, минимум раз в месяц меня вызывали в школу. Однажды очередная встреча с социальным педагогом стала последней каплей. Темой встречи стало то, что мои дети систематически не делали домашние задания. Я высказала наше общее с детьми мнение: им неинтересно на уроках. Детей не спрашивают, дают неинтересные задачи, много времени тратят не на новый материал, а на дисциплину.

Социальный педагог предложила свой вариант мотивации для детей. Он был простым: «Петя, я тоже не хочу идти на работу, но мне приходится. И ты не хочешь делать домашку, а надо». Я не согласна с таким подходом: если не нравится идти на работу — не надо работать на такой работе, все равно ничего путного не выйдет. Мои дети такого же мнения. После той встречи мы приняли окончательное решение уходить из школы, чтобы никого не мучить.

Для семейного обучения у нас были и другие причины. Например, мы любим путешествовать и хотели бы всей семьей зимовать в разных местах дольше, чем две недели школьных каникул. А еще дети занимаются скалолазанием и ездят на спортивные сборы и соревнования — они проходят весной и осенью и длятся две недели. Мы часто не попадали в рамки каникул, поэтому на каждые сборы приходилось брать у тренера справку для школы, а затем догонять программу. Это было сложно и неудобно.

В конце четвертого класса в мае 2019 года дети написали ВПР — всероссийскую проверочную работу. После нее на семейном совете мы приняли решение начать глобальный эксперимент с дистанционным семейным обучением.

Сборы в Леонидио (Греция) весной 2018. Майских выходных нам тоже не хватило
Сборы в Леонидио (Греция) весной 2018. Майских выходных нам тоже не хватило
Сборы в Марокко проходили осенью 2018. Мы пропустили в школе неделю — не уложились в каникулы
Сборы в Марокко проходили осенью 2018. Мы пропустили в школе неделю — не уложились в каникулы

Виды дистанционного обучения для школьников

Есть два вида дистанционного обучения — домашнее и семейное. До 2013 года был еще и третий — экстернат, но его упразднили.

Расскажу, в чем их различие.

Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплен к школе, но к нему на дом приходят обычные школьные учителя. Школа обязана предоставить учителей, индивидуальный план занятий, а также обеспечить всем необходимым — учебниками и методическими материалами. На домашнее обучение переводят детей с инвалидностью, а также тех, кто нуждается в длительном лечении — например, онкобольных или детей с тяжелой формой диабета.

При семейном обучении ребенок не прикреплен к школе, а его личное дело находится у родителей. Ответственность за учебный процесс тоже полностью лежит на них. За два месяца до промежуточной годовой аттестации родителю или опекуну нужно прийти в любую школу и написать заявление. В нем надо указать, что ребенок будет аттестоваться за учебный год именно в этой школе, — тогда его внесут в списки на аттестацию.

Родители могут консультироваться с преподавателем по поводу экзамена — он ответит на все вопросы. Примеры промежуточных экзаменов и официальной образовательной программы есть в сети и на сайте Минобразования каждого региона.

При желании на семейном обучении можно участвовать в олимпиадах и конкурсах. Но об этом школу тоже нужно предупреждать заранее.

Медицинских показаний к домашнему обучению у моих детей нет, поэтому мы выбрали семейное обучение.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Какие нужны документы

Чтобы забрать детей из школы, достаточно прийти в местное управление образования и написать заявление. Я этого не знала, потому сначала пришла прямо к директору школы. Это было ошибкой.

Директор школы не имеет никакого отношения к этому процессу. Зато он прочитал мне лекцию: дети от компьютеров болеют, потеряют год, и вообще из моей затеи ничего не выйдет. Я ответила, что мы уже потеряли четыре, и отправилась к начальнику управления образования по нашему округу. Там нужно от руки написать заявление о том, что вы забираете ребенка из школы. Оно останется в управлении.

В управлении все прошло гораздо проще, чем в школе — меня никто не пугал и не отговаривал. Начальник управления образования оказался одним из самых адекватных людей среди тех, кого я встречала во всем этом процессе. Его задача — донести до родителей мысль, что теперь только они отвечают за образование ребенка.

Я написала заявление. Его приняли и сказали мне, когда приходить в школу, чтобы зарегистрироваться на аттестацию по итогам учебного года — делать это надо не позже апреля. Еще предупредили, что теперь все медицинские осмотры, диспансеризация и прививки детей тоже полностью ложатся на семью. Нас это не испугало — в нашей школе не было медкабинета, и мы и так проходили все это самостоятельно.

После визита в управление образования я вернулась в школу. Нужно было закрыть все библиотечные долги детей, забрать их личные дела у секретаря, а также написать еще одно заявление — с причиной, по которой мы уходим из школы. С июня 2019 года все личные дела моих старших детей у меня на руках. Теперь мне надо приносить их в школу только на аттестацию.

Нам предстояло до 1 сентября определиться, в какой форме у нас будет проходить семейное обучение.

Что такое личное дело школьника

Личное дело — это папка с документами, куда вносят основные данные об ученике. Помимо личных сведений там отмечают, что ребенок освоил базовую общеобразовательную программу за один класс в определенной школе и может начинать учиться в следующем. Еще там есть сведения об оценках за все годы. На основе личного дела в девятом и одиннадцатом классе ученикам выдают аттестат о среднем образовании.

Так выглядит личное дело. Если выбрать домашнее обучение — дело остается в школе
В сведениях написано, что из школы ребенок выбыл. Теперь вся ответственность на мне
Это страница из личного дела с оценками за все годы. По успеваемости видно, что дочь гораздо больше интересовалась музыкой и ИЗО, чем русским и математикой

Как мы нашли онлайн-школу

По образованию я педагог, но обеспечить детям полноценный образовательный процесс дома мне не под силу хотя бы потому, что я работаю. А еще в пятом классе помимо основных предметов начинаются биология, география и история. Чтобы интересно и квалифицированно рассказывать о них, педагог должен знать больше, чем написано в учебнике.

Маленькие экспериментальные школы я не рассматривала — в них мало преподавателей и форматов. Чем больше школа, тем выше вероятность, что хотя бы один из предлагаемых ей форматов нам подойдет.

Программу из репетиторов мне тоже собирать не хотелось — для этого требуется слишком много сил, денег и моего личного контроля.

Поэтому я стала искать полноценную онлайн-школу.

У меня были следующие критерии:

  1. Школа должна работать уже несколько лет. Я хотела быть уверенной, что она не перестанет существовать через полгода.
  2. Детей в школе должны научить учиться и получать от этого удовольствие. То есть прививать навыки саморазвития, а не просто натаскивать на тесты и заставлять заучивать информацию.
  3. Состав преподавателей должен быть разнообразным. Хорошо, если среди них будут студенты и молодые преподаватели — победители олимпиад или конкурсов. На них еще не наложила отпечаток наша система образования, поэтому они не рассказывают про свой предмет штампованными фразами и могут действительно увлечь учеников.
  4. Школа должна быть крупная и известная на рынке. Если у школы много учеников, значит, у нее будет все хорошо с деньгами. Тогда она сможет набирать лучших преподавателей и платить им достойные деньги. А преподаватели будут стремиться попасть в эту школу.

Я безответственный родитель, поэтому долго школу не выбирала. Я не помню, сколько часов математики должно быть по плану в пятом классе, не знаю названий программ и методик и не смогу определить точный уровень когнитивного развития, который должен быть у ребенка в его возрасте. У меня только одно требование к учебной программе — ребенку должно быть интересно.

Под мои критерии подошла онлайн-школа «Фоксфорд». Про обучение в ней я и буду рассказывать дальше в статье.

Как происходит зачисление в онлайн-школу

Чтобы моих детей зачислили в онлайн-школу, необходимо было сдать вступительные экзамены. Для этого надо зарегистрироваться на платформе, пройти по присланной ссылке, сдать тесты по русскому, математике и английскому и дождаться результатов.

Поскольку мы сдали итоговые проверочные работы за четвертый класс, тесты детям показались несложными и проблем с поступлением не возникло. Тесты показали уровень, с которым ребенок придет в школу, а оценки по английскому — с какого уровня нужно начинать обучение в онлайн-школе.

После тестирования я получила программу, в которой можно было найти раскадровку по часам, учебный план и примеры отчетов. Например, для пятого класса общеобразовательный блок, который обязан пройти любой ученик в онлайн-школе, состоит из 440 часов. Еще 120 часов отдают специализированным предметам, к которым у ребенка есть склонность. Это меньше, чем количество часов в обычной школе в этом классе — 805 часов. Но зато здесь нет таких предметов, как труд, физкультура и ИЗО.

После тестирования детей мне прислали программу обучения
После тестирования детей мне прислали программу обучения
Количество учебных часов по модулям
Количество учебных часов по модулям

Программы обучения в онлайн-школе

После тестирования следовало выбрать программу, по которой дети будут обучаться, и заключить договор.

Ученикам предлагают на выбор две программы: базовую и индивидуальную. Базовая — то, что преподают в обычной школе: русский, литература, история и прочее. В индивидуальной к основным добавляют выбранные ребенком предметы, которые изучают углубленно — как будто ребенок пошел учиться не в простую школу, а, например, с математическим или гуманитарным уклоном.

Когда ребенок и родитель определились с формой обучения, нужно заключить договор со школой. Для этого следует подписать и выслать договор в электронном виде и оплатить обучение. Можно оплатить сразу весь год или внести минимальный платеж — за два месяца обучения, первый и последний.

Я заключала договор в 2019 году, и тогда стоимость была ниже, а программы — другие. Здесь приведу цены и программы, актуальные на февраль 2023 года.

В базовой программе три формы обучения:

  1. «Стандарт» — 3950 ₽ в месяц. Дети получают доступ к записям уроков и домашним заданиям в личном кабинете. Об успехах ребенка можно узнать в его личном кабинете. Оценок здесь нет, а есть только очки за выполненные работы.
  2. «Премиум» в формате вебинаров — 7250 ₽ в месяц. Ребенок может смотреть запись лекции в личном кабинете или присутствовать на онлайн-уроке. Он участвует в обсуждении в общем чате и делает домашнее задание. Вопросы учителю ребята задают в чате, а на уроке одновременно находится до 120 учеников. Как проходит образовательный процесс, родитель может узнать в личном кабинете.
  3. «Премиум» в мини-классе — 41 150 ₽ в месяц. Занятия проходят в формате мини-класса по видеосвязи: ребята видят и слышат учителя, а он — учеников. Вопросы и обсуждения происходят в форме живого устного общения. Одновременно на уроке присутствуют не более 15 человек.

В индивидуальной программе все дети проходят профтестирование. По результатам становится понятно направление, в котором хочет двигаться ребенок, и что ему интересно. Дальше ребенок может заниматься на дополнительных занятиях — они идут плюсом к базовой программе. В нашей школе это называется ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут.

Когда мои дети поступали в пятый класс, эти предметы были скомплектованы по трем направлениям на выбор: математическое, естественно-научное и гуманитарно-лингвистическое. В 2023 году гуманитарно-лингвистического направления нет. Максимальное количество дополнительных предметов по индивидуальному маршруту — пять.

Раньше в индивидуальном формате школа предоставляла всем ученикам тьютора. После тестирования ребенку назначали созвон с тьютором по «Скайпу». Присутствовать на нем родителю или нет — решал ребенок. Моя дочь созванивалась самостоятельно, а сын попросил поприсутствовать.

По результатам тестирования ребенка тьютор проводит дополнительный опрос, где задает вопросы вроде: «Давайте проверим, не слукавили ли вы, пока проходили тест». В конце беседы ребенок определяется с направлением обучения и, если предметов меньше пяти, может взять дополнительные.

В 2023 году консультация тьютора не обязательна, оплачивается дополнительно и стоит 2100 ₽.

Если в первом полугодии ребенок понимает, что погорячился с выбором программы — можно сменить направление. Но это можно делать только раз в год.

В индивидуальном формате обучения тоже есть варианты по ценам:

  1. «Стандарт» — 2200 ₽ в месяц. Уроки доступны в записи, задания проверяются автоматически.
  2. «Премиум» — 4400 ₽ в месяц. Занятия проходят в виде вебинаров, учителя отвечают в чате и проверяют творческие работы. Задания проверяются автоматически.

Дополнительно можно нанять наставника, который помогает ученику индивидуально, или классного руководителя — он работает с группой ребят. Услуги наставника стоят 3300 ₽ в месяц, а классного руководителя — 1800 ₽.

Наш опыт. Я посоветовалась с детьми, и мы решили взять максимально полную программу — индивидуальную с куратором. Такое решение мы приняли, потому что сначала было непонятно, зайдет ли вообще формат такого обучения и не будут ли дети чувствовать себя брошенными. А еще я опасалась, что дети начнут откладывать все на потом и вообще не будут делать домашнее задание. С куратором так не получится.

Индивидуальные маршруты заинтересовали детей возможностью отличаться друг от друга. По итогам профтестирования сын выбрал естественно-научную программу с физикой, математикой, биологией и языком программирования Python. Дочь — гуманитарно-лингвистическую программу с упором на английский, русский и занятиями по словесности.

Обошлось нам это дешевле: вместо 9900 ₽ в месяц на ребенка мы заплатили 8910 ₽, потому что заключили договор в июне и сразу на двоих детей. В месяц обучение обходилось нам в 17 820 ₽.

Сейчас похожие программы стоили бы дороже, по 14 950 ₽ за каждого ребенка: пакеты «Премиум» по основному и дополнительному блоку плюс услуги наставника. То есть за двоих детей придется заплатить 29 900 ₽.

Это расписание дочери. Она выбрала гуманитарный маршрут. Ручкой вписали дополнительные занятия и репетитора по английскому, чтобы сразу видеть всю нагрузку
Это расписание дочери. Она выбрала гуманитарный маршрут. Ручкой вписали дополнительные занятия и репетитора по английскому, чтобы сразу видеть всю нагрузку
Сын решил, что ему интереснее естественно-научное направление. А Python — простой и полезный язык программирования
Сын решил, что ему интереснее естественно-научное направление. А Python — простой и полезный язык программирования

Место для учебы

Чтобы ребенок мог полноценно учиться дома, нужно организовать для этого место. С этим у нас проблем не возникло. Мы живем в таунхаусе, и у детей свой отдельный этаж с двумя комнатами и ванной.

У каждого свой рабочий стол и стационарный компьютер. Для школы мы докупили веб-камеры — по 500 ₽ каждая — и наушники с микрофоном: за 4999 ₽ сыну и за 4183 ₽ дочери. Эта техника нужна, чтобы созваниваться с наставником, тьютором и репетиторами. Можно обойтись и без веб-камер, но тогда получится обезличенное обучение. Школа не рекомендует такое и настоятельно просит купить все оборудование. Сын самостоятельно накопил из карманных денег на наушники, видеокарту помощнее и новый монитор, а дочь — на веб-камеру.

35 182 ₽
мы потратили на технику

Компьютеры детям собирал муж — покупал по отдельности все комплектующие на «Авито». В 2019 году компьютер для сына нам обошелся примерно в 20 тысяч рублей, для дочери — в 5 тысяч. Такая разница получилась потому, что сын играет в онлайн-игры и хороший компьютер был для него принципиален. Дочь игры не интересуют — ей было достаточно простого.

Принтер и сканер у нас уже были. Но пока что для учебы в онлайн-школе они ни разу не потребовались, поэтому, по моему опыту, можно обойтись и без них.

Рабочее место старшего сына
Рабочее место старшего сына
Рабочее место дочери
Рабочее место дочери

Как проходит учебный процесс

Уроки в онлайн-школе начинаются в 10 утра по московскому времени. Мы живем в Калининграде, у нас в это время 9 утра. Это даже удобно — мы успеваем на все занятия в утреннее время. В нашем классе есть ребята с Дальнего Востока — им приходится либо учиться вечером, либо смотреть занятия в записи.

Если вдруг дети не смогли поприсутствовать на трансляции урока, можно посмотреть запись. В записях есть уроки как из базовой программы, так и дополнительные. Но это отразится в отчете по успеваемости — там указано, смотрел ученик трансляцию или запись.

Формат урока такой: учитель объясняет тему в отдельном окне справа на экране, а слева — большой блок с презентацией по уроку. Можно переключаться с полноэкранного режима трансляции на экран с презентацией. Ниже окна с трансляцией — интерактивный чат. Там дети здороваются, отвечают на вопросы, иногда хулиганят. За спамом и хулиганством в чате следит модератор. Урок длится стандартные 45 минут.

Еще у детей есть закрытые от родителей группы во «Вконтакте» и в «Телеграме». Я не знаю, что там происходит, — родителей туда не пускают. Но там тоже есть кураторы, которые тщательно охраняют детские тайны и следят за порядком.

Оценок в традиционном понимании нет, а есть очки опыта. Например, за каждое полностью выполненное задание начисляют 25 или 125 очков опыта — зависит от объемов домашней работы. Потом эти очки суммируются, и можно посмотреть свое место в общем рейтинге пятиклашек.

В чате установлены правила поведения. Детям крайне важно общаться в чате, а не быть забаненными, поэтому они стараются их соблюдать. Главное соревнование — ответить в чате так, чтобы ответ похвалил учитель. Для них это возможность выделиться среди других. По нашему опыту, с дисциплиной на уроках обычно все хорошо. Еще в чате быстро прокачивается навык быстрой печати. Учеников в классе очень много, надо успеть напечатать свой ответ. Иногда на уроке присутствует 70 человек
В чате установлены правила поведения. Детям крайне важно общаться в чате, а не быть забаненными, поэтому они стараются их соблюдать. Главное соревнование — ответить в чате так, чтобы ответ похвалил учитель. Для них это возможность выделиться среди других. По нашему опыту, с дисциплиной на уроках обычно все хорошо. Еще в чате быстро прокачивается навык быстрой печати. Учеников в классе очень много, надо успеть напечатать свой ответ. Иногда на уроке присутствует 70 человек
Когда трансляция урока закончится, в личных кабинетах появится запись, презентация, если она была, и домашнее задание. Иногда задают читать параграфы учебника или дополнительную литературу
Когда трансляция урока закончится, в личных кабинетах появится запись, презентация, если она была, и домашнее задание. Иногда задают читать параграфы учебника или дополнительную литературу
В домашних заданиях помимо тестов есть еще творческие работы. За каждое целиком выполненное задание начисляются очки опыта. Оценок в обычном понимании тут нет
В домашних заданиях помимо тестов есть еще творческие работы. За каждое целиком выполненное задание начисляются очки опыта. Оценок в обычном понимании тут нет
В личном кабинете сразу видно, сколько заданий сделал ученик и сколько занятий посетил. Я не контролирую, когда и как мои дети делают домашку. Если кто-то что-то пропустил — куратор сообщит в конце недели
В личном кабинете сразу видно, сколько заданий сделал ученик и сколько занятий посетил. Я не контролирую, когда и как мои дети делают домашку. Если кто-то что-то пропустил — куратор сообщит в конце недели

Наша личная инициатива — делать конспекты. Дети или просматривают урок еще раз, или записывают в тетради по памяти важные моменты. Это помогает структурировать большие объемы информации и лучше ее усваивать. Специально пересматривать урок мы их не заставляем. Но если в голове после урока пусто и записать нечего, то, конечно, просим по возможности пересмотреть. Дети говорят, что это удобно, — перед контрольными проще освежать информацию в памяти по конспектам.

Уроков в онлайн-школе меньше, чем в обычной. В нашей школе не тратится время на физкультуру, ИЗО, музыку и труд — в день бывает не больше четырех занятий по основной программе. Если в день больше двух уроков, предусмотрены перемены по полчаса. Если уроков мало, перемена длится 10 минут. Дополнительные занятия проходят во второй половине дня.

Во время уроков дети грызут булки, вертятся на стульях или калякают на бумажках — им так проще сосредоточится на теме урока. Никто не шпыняет их за то, что они не сидят ровно и мешают другим детям.

В конце каждой недели мне на почту приходил отчет от куратора. Вот тут куратор пишет, какие уроки дети посмотрели в трансляции, сколько домашних работ выполнили, сколько баллов за какие задачи получили
В конце каждой недели мне на почту приходил отчет от куратора. Вот тут куратор пишет, какие уроки дети посмотрели в трансляции, сколько домашних работ выполнили, сколько баллов за какие задачи получили
Один из недельных отчетов куратора. Красным выделены уроки, по которым дочь еще не сделала домашние задания. Пока я писала эту статью, наш куратор улучшила отчеты. Теперь в них еще видно, когда было сделано задание и сколько в нем было правильных ответов. По результатам последнего отчета нашли «дырку» в математике и оперативно ее исправляем — разбираем тему и делаем проверочные
Один из недельных отчетов куратора. Красным выделены уроки, по которым дочь еще не сделала домашние задания. Пока я писала эту статью, наш куратор улучшила отчеты. Теперь в них еще видно, когда было сделано задание и сколько в нем было правильных ответов. По результатам последнего отчета нашли «дырку» в математике и оперативно ее исправляем — разбираем тему и делаем проверочные
По срочным вопросам куратор писал мне в «Телеграме». Например, мы обнаружили, что английский у детей на нулевом уровне
По срочным вопросам куратор писал мне в «Телеграме». Например, мы обнаружили, что английский у детей на нулевом уровне
Потому нам открыли программу уровня попроще и посоветовали нанять репетитора, чтобы успеть догнать ребят в классе. Сейчас дети дополнительно занимаются с репетиторами по «Скайпу»
Потому нам открыли программу уровня попроще и посоветовали нанять репетитора, чтобы успеть догнать ребят в классе. Сейчас дети дополнительно занимаются с репетиторами по «Скайпу»

В итоге на школьные занятия у детей уходит намного меньше времени, чем в обычной школе. При этом мне кажется, что знаний они получают больше — например, только сейчас сын впервые рассказал мне, что было на занятии по русскому. До этого он ненавидел русский все годы учебы. Еще он заявил, что хотел бы стать гляциологом после того, как посмотрел урок географии.

Мне тоже интересно смотреть лекции, когда меня допускают в комнаты. Недавно из детских лекций узнала историю двенадцатеричной системы счисления и то, что ее использовали эльфы в книгах Толкиена. Программа собрана из самого разного материала, и учителя не связаны жесткими рамками Минобразования, поэтому могут в лекциях спокойно упоминать такие необычные факты.

Сын просветился на уроке биологии. Делится знаниями со мной
Сын просветился на уроке биологии. Делится знаниями со мной

Как не остаться без аттестата

По закону ребенок может сдавать экзамены в любой школе установленного государством образца. Неважно, где он прописан или учился раньше, — главное, подать заявления до того, как сформируют списки на промежуточную или итоговую аттестацию.

Нам предложили несколько форматов годовой аттестации:

  1. Очный — можно прикрепиться к любой школе и прийти туда на аттестацию в мае. Это бесплатно.
  2. Через интернет в сервисах онлайн-аттестации. Родители могут выбрать тот, что больше устраивает по цене и по схеме работы.
  3. Аттестация через интернет в Центре поддержки семейного образования. Это тоже платно — 11 900 ₽ в год на человека.

Мы решили проходить аттестацию в своей же школе.

Обычная школа сама решает, как будет проходить аттестация по итогам года. Чтобы попасть на аттестацию, нужно не позднее апреля уведомить администрацию школы. Тогда ребенка внесут в официальные списки на аттестацию. Для родителей схема простая: надо прийти в школу, написать заявление, получить консультацию и рекомендации по промежуточной аттестации у классного руководителя вашего бывшего класса, а потом явиться на экзамен. После экзамена в личное дело ученика проставляется отметка.

Если ученик не пройдет аттестацию, вас заставят вернуть ребенка в школу и зачислят в тот класс, в котором он начинал учиться — то есть оставят на второй год. Например, если ребенок обучался дома весь пятый класс и провалил экзамены, в обычной школе ему придется опять пойти в пятый класс.

11 900 ₽
стоит аттестация через интернет

Еще родители имеют право знать, в какой форме будет проходить аттестация, а также подавать апелляции, если не согласны с результатом.

Если вдруг в середине года родители поймут, что семейное обучение не подошло ребенку и все вышло из-под контроля, у них есть право вернуться в обычную школу даже в середине года. Программу с детьми нагонять никто специально не будет, но дети опять станут обычными школьниками и будут числиться за школой.

Во сколько нам обходилась обычная школа

Каждый год на сборы к школе у нас уходило довольно много денег. Основные статьи расходов были такие:

  1. Школьная одежда. У нас не было определенной формы, но были требования к рубашкам, юбкам и брюкам.
  2. Школьная обувь — туфли в школу, уличная обувь, спортивная обувь для улицы, спортивная обувь для зала.
  3. Канцелярские принадлежности.

В 2018 году я потратила больше 100 тысяч рублей, чтобы собрать троих детей в школу. В 2019 году я закупила канцелярию на всех троих и собирала в обычную школу только одного ребенка. Потратила 60 тысяч. Мы прилично сэкономили на рубашках, брюках, сменной обуви и сарафанах.

Еще у нас были дополнительные статьи школьных расходов. Например, выпускной в четвертом классе за двоих детей обошелся мне в 10 тысяч рублей, фотографии — в 5 тысяч. Еще мы сдавали деньги на общешкольные нужды, родительскому комитету, платили за экскурсии, представления и шоу. На них дети идти не хотели, но шли, поскольку все же идут.

Отдельная статья — школьная мода и штучки, которыми дети хвастаются друг перед другом. Например, во втором и третьем классе сыновья потратили на бейблейды в общей сложности 50 тысяч рублей. Теперь у нас приличная коллекция, правда, никому уже не нужная. А дочь увлекалась слаймами — это такие игрушки из вязкого желеобразного материала, в народе их еще называют «лизуны». Она их не покупала, а делала сама, как и остальные ребята в школе. Мы закупали литрами клей, тетраборат натрия и остальные ингредиенты. К этому еще надо прибавить расходы на испорченную одежду и мебель.

А еще дети портят тетради, грызут карандаши, теряют ручки и сменку, рвут колготки и пачкают рубашки в столовой. У меня в семье трое детей и ни одного чистюли. Нам пришлось купить сушильную машину за 30 тысяч рублей, потому что я не успевала гладить. К этому еще надо прибавить расходы на еду вне дома в школьное время, например покупку шавермы у школы. Походы со школьными друзьями в магазины за чипсами, газировкой и прочим выливаются по итогам месяца в приличные суммы — до 6 тысяч рублей.

Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в 2018/19 учебном году на чипсы и газировку. Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи
Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в 2018/19 учебном году на чипсы и газировку. Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи
Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку. Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи
Мои дети пользуются Tinkoff Junior, поэтому мне нетрудно посмотреть, сколько они потратили в прошлом учебном году на чипсы и газировку. Кстати, наличные — это, вероятно, тоже расходы на еду и всякие модные в школе мелочи

Плюсы и минусы семейного обучения

Плюсов семейного обучения для меня больше, чем минусов. Например, нестандартная программа подошла моим детям больше обычной. У них появился интерес и желание учиться, а для меня это самое важное.

Раньше дети приносили ворох домашки, которую они не успели разобрать в школе. Если отнять время на дисциплину, проверку домашнего задания и опрос отличников — на новую тему в классе оставалось в среднем 10 минут, и дети не усваивали материал. Когда ребенок потратил время в школе, но не усвоил дополнительный материал — это дополнительные расходы нашего общего времени и денег на репетиторов, поскольку такие пробелы все равно приходилось закрывать.

Еще в нашей школе были плавающие смены. В первом классе все учились в первую смену, а со второго до четвертого класса — во вторую. Из-за этого рушился весь график тренировок.

Учеба во вторую смену начиналась около 12 часов дня. Домой дети приходили в 17:30 и сразу бежали на тренировку по скалолазанию. С тренировки возвращались в 21:00. На уроки оставалось только утро. К утру они мало что помнили из пройденного, а у меня не было времени тщательно проверять домашние задания.

С новой программой и новой формой обучения детям стало проще распределить нагрузку. Кроме учебы они свободно ходят и на кружки и секции. Старший сын ходит на скалолазание и на кэндо с младшим братом. Дочь ходит на скалолазание, фехтование и в художественную школу. Говорит, что хочет прорваться еще на пятиборье.

Как ни странно, у меня стало больше контроля как у родителя. Я каждую неделю вижу отчеты и слежу за успеваемостью — с домашкой тоже не получается схитрить и увильнуть от проверки. В обычной школе собрания проводили только раз в четверть. С дистанционным обучением и куратором можно поймать и решить проблему оперативнее, чем в школе.

Минус только один — по началу я боялась итоговой аттестации и того, что не справлюсь с процессом контроля. У детей такого страха не было.

При семейном обучении можно красить волосы как хочешь
При семейном обучении можно красить волосы как хочешь
Самовыражение детей остается только на их усмотрение. Дреды дочь сделала летом и носила до середины сентября. Больше не смогла — они чесались
Самовыражение детей остается только на их усмотрение. Дреды дочь сделала летом и носила до середины сентября. Больше не смогла — они чесались

Потратила в 2019 году на дистанционное обучение для двоих детей за год — 306 762 ₽

Онлайн-школа за весь год160 380 ₽
Репетитор по английскому за весь год106 200 ₽
Два компьютера25 000 ₽
Наушники с микрофоном, 2 пары9182 ₽
Канцтовары5000 ₽
Две веб-камеры1000 ₽
Желание детей учитьсябесценно

Потратила в 2019 году на дистанционное обучение для двоих детей за год — 306 762 ₽

Онлайн-школа за весь год160 380 ₽
Репетитор по английскому за весь год106 200 ₽
Два компьютера25 000 ₽
Наушники с микрофоном, 2 пары9182 ₽
Канцтовары5000 ₽
Две веб-камеры1000 ₽
Желание детей учитьсябесценно

Запомнить

  1. Никогда не поздно вернуться в обычную школу, если что-то пойдет не так.
  2. Семейное обучение может быть разным. Для нашей семьи пока что самый удобный вариант — дистанционная онлайн-школа.
  3. Нужно оборудовать рабочее место с компьютером, веб-камерой и наушниками.
  4. Раз в год нужно проходить итоговую аттестацию. Если ребенок ее не пройдет — придется вернуться в обычную школу.
  5. На семейном обучении дети не останутся без общения и социализации. Новые друзья находятся даже по «Скайпу».
Как думаете, каким детям подойдет семейное обучение?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Автор статьи

20.11.19, 08:36

Выбор редакции

Тем, кто пропустил абзацы про тренировки и спорт. Дети развиты физически — они в состоянии постоять за себя и за друзей/братьев/сестер. Отвечаю также все комментаторам про неженок и магнолий. Дети социализированы, они в состоянии дать сдачу обидчикам, помочь тому, кому необходима помощь и понимают, что такое личные границы и пространство — и уважают это.

Как окрашивание волос связано с сексуальной ориентацией — мы искренне недоумеваем. И я, и дети. И как выбор прически связан с недостатком воспитания — тоже.

У моих детей все ок и с толерантностью, и ролями в семье, и с половым воспитанием и с пониманием того, что уважают не за возраст, а за дела. И что определение «мудак» не половая принадлежность, а жизненная позиция. И да, они искренне не понимают, почему сексуальные предпочтения человека должны касаться кого-то кроме него самого.

Про заказуху. Возможно, существует и заговор масонов, и мировое правительство, и пришельцы в ООН, но статья писалась как информационная. Я всего лишь писала про свой опыт. Если бы мы учились в другой онлайн-школе — написала бы про нее.

41
0

Расскажите потом, как прошла аттестация.

175

Владимир, и я о том же подумал. В-принципе интересно, но самое большое опасение - будет ли школа "валить" детей на экзамене. Насколько мне известно, школы не любят тех, кто на семейном обучении, они хотят чтобы все ходили к ним по обычной схеме.

60

Николай, родители вправе прикрепить ребенка к любой другой школе для аттестации. И даже будет лучше, чтобы это была не та школа, откуда ушли. Чтобы не было предвзятого мнения, негативного отношения к ребенку.

16

Николай, школам вроде все равно. Просто то что ещё как то можно натянуть в 5,в девятом уже нереально. Если только вы не готовы платить репетиторам от 100 в месяц

5

Франц, я не настоящий школьник, но выскажусь: если у человека есть всепоглощающее желание учиться - ему не нужна школа, чтобы научиться чему-то. У нас когда-то английский начался с пятого класса, а не как сейчас, чуть ли не с садика. И вплоть по получения диплома был на таком уровне, что было просто скучно сидеть ИТ смотреть, как преподаватели тянут из болота остальных неучей-бегемотов. В итоге я в своей жизни консультировал англоязычных юрлиц по РКО по телефону благодаря только самоподготовке.

Если у ребенка будет всепоглощающее желание НЕ учиться - ему никакие репетиторы не помогут.

25

Николай, у нас очень лояльно относятся в школе к семейникам. Вообще проблем не было. Да и сейчас всё больше и больше таких школ.

2

Владимир, присоединяюсь. Ждём вторую статью.

35

Владимир, и я жду продолжение статьи по итогу аттестации

5

Владимир, действительно!

5
0

Так случилось, что по работе приходится очень много общаться со школами (продаем учебное оборудование для школьников).
После такого количества общения с учителями, директорами и прочими работниками (включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей) полностью разочаровалась в образовательной системе. Хотелось бы, конечно, верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка учитель, который сам писать грамотно научиться не смог, вопрос формулировать корректно, иметь хоть какую-то ЭТИКУ общения ХОТЯ БЫ.

Каждый день на работе сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то из учителей напишет, например, вместо "комплект по физикЕ", "по физикИ". Раз в день кто-нибудь позвонит и станет панибратствовать, обращаясь ко мне что-то типа "Оль, ну сделай нам КП", как будто я их ученица-пятиклашка. О том, в каком виде мне направляются вордовские документы и присылаются письма по эл. почте я вообще молчу. Могли бы хотя бы научиться оформлять договора, но нет - то пробелы вместо структурированной таблицы, то шрифты разные, то грамматические ошибки. Сообщения в почте из разряда "в какую цену у вас дозиметр", ни здрасте вам, ни до свидания, ни подписи, ни знаков препинания.

Соответственно вопрос, чему могут научить детей люди, которые по жизни сами не научились хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие и не хочу задевать действительно толковых людей, но мне хватило шести месяцев, чтобы понять, что доверять учебу ребенка(пусть у меня еще его и нет) таким людям я бы очень не хотела.

Евгения, вам респект за то, что не позволяете портить психику детям. Особенно за фразу про работу. :) Помню, меня именно так и мотивировали идти в школу, мол не хочешь - а НАДО.

155

Olga, да просто мурашки от этого «надо». Внушать ребёнку, что жизнь - боль, и все должны страдать...

73

Анастасия, а потом тебе 25 лет и ты ищешь психолога, потому что не можешь понять, как жить эту жизнь, работая на нелюбимой работе, потому что "НАДО".

81

Анастасия, многие взрослые считают, что они этим морально готовят ребенка. И среди комментаторов проскальзывает позиция, что мол, вы тут в онлайн-школе выращиваете нежный цветок с незакалённой психикой, то ли дело реальная школа, там тебя, ребя, по-пацански научат правильно жить. Жизнь - боль, закаляйся с детского садика строгого режима. Потому что мама не хочет ходить на работу, а надо. Так и ты не хочешь пить кисель - а надо. И не фиг дома с бабушкой сидеть, ведь твоя социализация страшно пострадает.
В садик не ходил - не мужик.

71

Анастасия, только что сказал своим деткам, время позднее, надо ложиться спать. И теперь понимаю, боль и страдания им не пережить. Сейчас оденемся и пойдем в кафе где кормят мороженным, как думаете, после этого психика моих детей хоть частично восстановится? Или уже все?

4

Максим, я могу объяснить почему надо идти спать. А почему надо тратить время на школу от которой никаких знаний нет..

15

Olga, поставляем посуду в детские садики. Там еще ко всему описанному вами, добавляется злость на весь мир.

21

Виталий, это у нас тоже, а ещё "нам все всё должны", не продаете парты - скажите нам где тогда нам их купить, не поставляете ниже 5 тысяч - а нам надо, нам будете поставлять. Можно долго рассуждать на эту тему, после работы с коммерческими структурами или высокими госами я была в шоке от того, что творится здесь.

14

Olga, оформлять договорЫ

15

Роман, точно.

1

Жду еще комментариев с указанием ошибки на "договоры". А то четырех не хватило)

11

Olga, школа не причём, так сейчас во многих сферах жизни.

Мой опыт в МСК показывает, что хороших учителей и школ хватает. НО это МСК.

7

Николай, да, из Мск школы-заказчики одни из самых адекватных (хотя тоже встречается дичь), но как какой-то регион, особенно, если деревня/поселок, то там директор, он же учитель, он же контрактник, он же завхоз. Можно понять, конечно, что больше некому это все делать и его профессия учитель, но плакать/хамить в трубку, переходить на "ты", угрожать, ругаться матом, писать неправильно и пр. тоже считаю неприемлемым.

Сама из Мск и училась в Московской школе. У нас были и хорошие учителя, которым я благодарна за интерес к предмету, но таких по пальцам руки сосчитать. Начальная школа для меня вообще была адом. Началось все с того, что меня не хотели брать в математический класс изначально, потому что я не особо понравилась учительнице, которая показывала это на протяжении 4х лет. Закончилось все тем, что математика стала моим любимым предметом и я стала призером олимпиады по ней. Но это только благодаря учительнице в старшей школе.

10

Olga, как раз до прочтения статьи посмотрел видео на канале SVTV — хорошее обсуждение того, почему система государственного образования не направлена на настоящее обучение (потому что Заказчик и Получатель услуги не совпадают), а сплошь порождает насилие в отношении детей!
Начните смотреть, не оторвётесь, как и я))))

4

Olga, Могли бы хотя бы научиться оформлять договорЫ.

4

Olga, а когда слышишь от семилетки эту фразу *Мам, я, конечно, не хочу, но ведь в школу идти НАДО*, то совсем грустно(

3

Olga, а потом еще с этим НАДО полжизни ходить разбираться с психотерапевтом.. )) бррр... Психика мне кажется точно сохраняется при семейном обучении..

3

Olga, согласна с Вами полностью.

2

Olga, правильно - договоры, а не договора :)

2

O., ДОГОВОРЫ, а не ДоговорА

0

Olga Ваш спич замечательный полетел в тар-тарары после слова "договора". в своем глазу бревна не видно

0
0

От создателей: "Не служил, значит не мужик", "не сидел - значит жизни не нюхал", читайте новый хит: "Какое еще семейное обучение, а как же общение, а как же Машку за косичку, а как же портфель носить, а курить за школой, а первые драки? Как ваш ребенок жить-то потом будет?! Изверги!"

136
0

Мой старший уже разделался со школьным обучением, и это был ад. Четыре школы и домашнее обучение. Это к тем, кто считает, что надо менять школу, если что-то идёт не так.

Младшему 14, с ним в какой-то степени проще, но в то же время сложнее. Во всяком случае, я не могу искренне ответить на его вопросы относительно смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он сам изучает с помощью интернета всё, что считает важным, причём более глубоко и комплексно, чем в школе.

По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко (Фриц Морген). Вот ссылка на его школьный FAQ: https://olegmakarenko.ru/329435.html

Олег пишет, что школа даёт ребёнку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, в которой нет надсмотрщиков.

Дело совсем не в том, чтобы ограждать детей от самостоятельного решения проблем, как пишут некоторые комментаторы, а в том, чтобы не убить в них веру в людей и удовольствие от получения знаний. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.

Общение сейчас большей частью виртуальное. Это просто реальность, которую нужно принять. Младший постоянно общается в интернете с самыми разными ребятами, не только из России, но и из других стран, делают совместные проекты. Да, он сидит за компьютером. Но я уверен, что в итоге толку будет больше, чем если бы он «социализировался» на улице.

Евгения, вы молодец, что решились! Я очень надеюсь, что аттестация пройдёт успешно. Удачи вам и детям!

134
0

Вспоминая свое обучение в школе, неадекватов сверстников, которых видишь только в школе, а после пути расходятся, кто в пту, кто в универ, кто в армию. В университете нас уже хоть что-то общее объединяло кроме хождения в один класс как в школе.
Если ребенок ходит в секцию, то ему не нужны уроки физкультуры. Труд, пустая трата времени. Музыка изо, если надо родители найдут способ научить, если не надо лишне потраченное время в школе для ребенка.
Лучше проводить с ребенком свободное время гуляя, играя, развлекаясь, чем сидя за уроками)

85
0

Интересно, какими вырастут дети, чья психика не исковеркана школой...
Евгения, Вы молодец!

72
0

Мой ребёнок тоже после первого триместра 5го класса ушёл в Форксфорд. Мы оплатили маткапиталом. Ребёнок доволен. Учился он очень хорошо, но не любил ходить в школу. Он остался прикреплённый к своей школе. И аттестацию будет проходить в ней. Я тоже волнуюсь за аттестацию, но....думаю, что всё будет отлично!

68

Николай, ну я вот, например, могу сказать, что я б с радостью променял бы то вынужденное общение, которое у меня было в школе с людьми, с которыми у меня было ооочень мало общего, на общение по интересам в кружках

65
0

У меня сын тоже на СО со 2-го класса. И, в отличие от автора, у нас еще проще и ДЕШЕВЛЕ. Практически даром!
Если коротко и без предистории, то:
Онлайн-школа (Interneturok.ru) 800р в мес;
Учебники БЕСПЛАТНО, т к прикреплены к муниципальной школе (Москва) Технологии обучения;
Раб тетради (как и в школе) покупаем сами;
Аттестация, хоть и очная, но раз в год;
Ребенок учится сам в удобное для него время, нет привязки к онлайн-урокам, нет проверок, дом заданий, конспектов;
Письм задания выполняет, но, скорее, для моего спокойствия, не могу совсем не контролировать.
Вторая половина дня три раза в неделю занята робототехникой, боксом, рисованием с профессиональным художником - общ сумма 4 тыр в мес.
Отдельно занимается онлайн логикой - 1900 в год
Аттестацию за второй класс сдал на 4-ки, 5-ки, причем во время трагедии в семье...

60
0

Не понимаю комментариев про проблемы с социализацией - дети при домашнем обучении не гуляют, не общаются со сверстниками на улице после уроков?) Как раз-таки в свободное время, как мне кажется, строятся все навыки, приближенные к нормальной повседневной жизни, в школе же, зачастую, ты стараешься вписаться в какую-то модель, нередко нездоровую.

Ну а большая часть противников подхода в статье просто живут по схеме «мы страдали - и ты страдай», которая применяется вообще во всем. И главный плюс домашнего обучения в том, что хоть немного убавится присутствие таких людей в жизни.

58
0

Пишет преподаватель математики. Школа в существующей форме вымирает. Пионерам, пробивающим
новые пути - мой горячий привет и пожелания успехов! Мудрой, смелой маме - низкий поклон, душевных
сил и семейного счастья. Ваши дети -опора и надежда нашей непобедимой Земли.

53
0

Как человек работающий 6 лет из дома мне нравится все, что не требует сборов по утрам и поездок куда-либо. С другой стороны в школе, колледже и ВУЗе весь кайф как раз в общении со сверстниками.

52
0

Всем любителям "социализации" - если бы в школе, детсаду и прочих подобных учреждениях была бы "социализация" - тогда по логике вещей самые социализированные дети были бы в детдомах!

51
0

Фантастика, конечно. Будущее уже наступило. Спасибо большое за статью, подумаем про дистанционное обучение для своего ребенка.

49

Елизавета, боюсь, что дело тут не столько в отсутствии социальной адаптации среди сверстников, сколько в структуре самой личности. Я ходила в обычную школу, пришлось сменить 5 или 6 штук в связи со спецификой работы родителя и частыми переездами, и даже вуз пришлось менять по той же причине. В школе училась в девяностых-нулевых, и поверьте на слово - прошла „огонь, воду и медные трубы“. Исходя из вашей логики, я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как зэк. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло. Не поймите неправильно, школы были обычные, не какие-нибудь „коррекционные“. И я не аутист-социопат. Обычная среднестатистическая девочка-школьница(тогда). И друзья, приятели, знакомые есть. И семья хорошая (полноценная к тому же, если это имеет значение). Но особенности моей личности (я интроверт), характера, воспитания, личного опыта и тд в сочетании со школьным общением не взрастили во мне аса коммуникации.
А теперь мое личное мнение (на истину в последней инстанции не претендую): ходить в школу только ради так называемой социализации, формирования „правильных“ навыков общения для жизни - не лучший аргумент.

44

Франц, только гениальными они стали вопреки ей. Скажем, Эйнштейн в школе был далеко не блестящий ученик. Ну и, например, Циолковский был самоучкой, Эдисона мать забрала из школы и обучала дома из-за того, что учителя считали его ограниченным. Современная российская система образования исковеркана так, что большой вопрос вызывает будущее нынешних учеников. Плюсов в ней уже нет, сплошные минусы

44
0

В школе много всего ненужного, чем можно заниматься и без нее: поделки к праздникам, рисование, труд, физкультура. А еще бесконечные поборы: сдай на то, сдай на это, купи учебники и развивающие тетради. А еще бывает плохой коллектив сверстников или педагогов.
Думаю, что при правильном подходе можно получить больше знаний дистанционно при меньших затратах времени и нервов.

42

Франц, не нужно ваши старый шаблоны детства навязывать в сегодняшнем уже совсем другом мире. Отстаёте - догоняйте, или отставайте молча.

37

Анна, всё верно. Есть, конечно, счастливые исключения. У кого-то дети хорошо вписались и/или со школой и учителями повезло. Или минусующие ваш комментарий сами учились в благоприятных условиях. Такое тоже встречается.

Но качество обучения не должно быть результатом лотереи: попались ли хорошие одноклассники, которые не мешают учиться и не провоцируют, понравился ли ты/твой ребёнок учителю, знает ли учитель свой предмет и может ли научить ему.

К сожалению, школа сейчас устроена именно так. В большинстве случаев. Поэтому систему обучения нужно менять, адаптировать к реалиям времени, а не ретроградствовать, пытаясь вернуть «лучшие в мире советские учебники».

Проблема в том, что это требует времени и ресурсов, а дети растут, не дожидаясь окончания реформ. Поэтому Евгения и многие другие родители выбирают семейное обучение.

У младшего в школе поговаривают, что через 4 года обучение будет полностью проходить на платформе Российской Электронной Школы https://resh.edu.ru. Как раз сейчас ученики регистрируются там и прикрепляются к учителям. Предполагается, что частично обучение будет проходить там, в том числе и домашние задания в виде тестов.

Посмотрим, может, это «та самая» дорога в будущее.

35

Франц, саморазвитие, самореализация ребенка - это не праздность. А путь к совершенству. К сожалению, наши школы на корню душат самоуважение, самопознание и прочие ценности Личности. Школа учит быть "как все". По сути, цель школы - готовить винтиков для государственного механизма. Получил задание - выполнил - получи оценку. И впоследствии, когда человек становится взрослым: получил задание - выполнил - получил зарплату.

35
0

Евгения, поздравляю! Смелое и правильное решение! В Вашем случае оптимальное. И следование принятым нормам в определенной относительности - получение общего образования, и развитие интересов детей (скалолазание, кендо, фехтование, художественная школа) и семейный туризм. Понимаю, что это очень индивидуально и зависит от многих факторов. Но главное, что такая возможность есть. Успехов Вам и Вашим детям!

34

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество