«Сложно не растерять энергию в движухе»: как я открыл Уральский игровой клуб за 1 млн рублей
Читатель Т—Ж и эксперт рубрики АМА уже много лет увлекается настольными играми.
Весной 2024 года он вместе с женой Наташей открыл Уральский игровой клуб в Екатеринбурге. В этом материале он рассказал, как появилась идея бизнеса, какие ошибки возникли при запуске и как работает клуб сегодня.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Идея
Я серьезно увлекся современными настольными играми в 2009 году. Тогда мой друг Егор показал мне и моей жене Наташе — мы все играли в одной рок-группе — игру «Манчкин». Вскоре после той партии мы скупили все версии этой настолки, которые были локализованы в России.
Так начался наш долгий путь. Мы прошли через работу в специализированных магазинах и издательствах, блогерство и участие в тематических фестивалях. А 30 марта 2024 года открыли Уральский игровой клуб.
Мы с Наташей давно мечтали открыть собственное заведение, посвященное настольным играм. Я хотел, чтобы это был клуб-магазин. В нем я бы мог не только демонстрировать игры, но и тут же продавать их. Клуб и магазин настолок в тандеме — очевидно, более интересная модель бизнеса.
Увы, многие факторы убили эту мечту. Во-первых, активный рост цен за последние два года, причем не только в индустрии настольных игр. Во-вторых, свирепствующие маркетплейсы, которые приучили всех — и настольщиков в том числе — к низким ценам. В-третьих, наш с женой небольшой стартовый капитал, которого не хватило бы на закупку такого количества игр, которое необходимо магазину.
В Екатеринбурге немало магазинов настольных игр, в том числе местных. И если под франшизой, например, Hobby Games еще есть смысл открывать магазин, то под своим брендом — точно нет. Влиться в тусовку, стать в ней заметным и значимым участником сейчас очень трудно — потребителей не так много. Честно говоря, клуб настольных игр — тоже бизнес нелегкий, и он больше про идею, чем про существенный заработок и безбедную старость. Но в клубе мы хотя бы можем предложить свою коллекцию настольных игр из 400 наименований и дополнений к ним. А еще проводить разные мероприятия — от тематических игротек до турниров.
Мне хочется дать Екатеринбургу больше прикольных настольных мероприятий. Без своего клуба, где я могу управлять расписанием и площадями, этого не сделать.
Экономика клуба
На открытие клуба настольных игр нужно заложить несколько миллионов рублей — в зависимости от города и того, что вы хотите предложить гостям. В Екатеринбурге на клуб площадью 100 м² я бы закладывал от 2 000 000 ₽. В Москве эта сумма может быть выше из-за стоимости аренды и работ.
Конечно, можно начать с малого — подвальчика внутри двора на две-три небольшие комнаты, как-то уложиться в 500 000 ₽. Но для мероприятий вроде игротек и презентаций игр, которые я задумал, такой вариант не подходил.
Мы потратили на открытие клуба настольных игр чуть больше миллиона рублей. Деньги взяли из трех источников: нам помогли родители, мы собрали около 600 000 ₽ с помощью краудфандинга и еще взяли кредит.
Экономика клуба складывается из множества элементов.
Первая категория трат — аренда. Тут нам повезло: наш друг Андрей предложил крутой и недорогой по меркам местного рынка вариант. Это помещение с игровой площадью около 140 м² и общей площадью 160 м² — просторно и удобно. Обычно подобные места обходятся раза в полтора-два дороже, чем мы договорились. Здание нашего клуба расположено на первой линии одной из главных улиц города, тут панорамные окна, сквозь которые видно, что происходит внутри, — эдакая самореклама.
Второй важный элемент — обслуживание помещения. Сюда входит ЖКХ — вода, электричество, отопление; поддержание чистоты — моющие средства и оборудование либо услуги клининга. Вентиляция и кондиционирование — сотни тысяч рублей за установку, плюс расходы на обслуживание в будущем. А еще панели для стен, чтобы защитить их от истирания столами и стульями, или периодическая локальная покраска, которую мы пока не делали.
Третий пункт в экономике клуба — мебель и оборудование. Шкафы, полки, стенды для игр, столы разных форматов, стулья для игроков и служебная мебель вроде ресепшена, гардероба, вешалок — это 200 000 ₽, не меньше. Сюда можно добавить кулер для воды — от 10 000 до 20 000 ₽, б/у проектор за 60 000 ₽, ноутбук для администратора примерно за 35 000 ₽. Телевизор для игр с приложениями купили за 3000 ₽ по акции в «Мегамаркете», обычно он стоит от 20 000 ₽.
Четвертая статья расходов — зарплаты администраторов, гейм-мастеров, бухгалтера, а также оплата эквайринга — платежной системы. Сюда же я отношу дорогой коммерческий интернет примерно за 10 000 ₽, охрану, пожарную сигнализацию и, разумеется, налоги.
Пятое — пополнение коллекции настолок. И тут нам снова повезло: многие издательства поддерживают клуб и присылают игры — наследие нашего блога OMGames. Но когда мы покупаем новые игры, в среднем коробка обходится в 3000—5000 ₽. Коллекцию игр тоже нужно обслуживать: приобретать протекторы — защитные кармашки — для карт и другие аксессуары, на которые уходят десятки тысяч рублей.
Шестое — уйма расходников вроде стаканчиков для воды и другой посуды. Кстати, еще понадобится 1—2 кулера с кипячением и охлаждением воды. Если вы хотите предложить гостям печеньки, хороший кофе, газировку, энергетики и прочее, готовьте десятки или даже сотни тысяч рублей на старте — в зависимости от объема ваших желаний.
Приведу пример. В московском клубе-магазине «Единорог» я видел настоящий бар с напитками, едой и даже барной стойкой — в него вложена куча денег. Екатеринбургский же «Единорог», как и местный франшизный Hobby Games, немного скромнее: они хранят прохладительные напитки в небольших холодильниках. Говорят, владельцы клубов вроде нашего могут получить их бесплатно от производителя напитков. Но тут возникает вопрос, сможете ли вы постоянно закупать тот объем продукции, который требует производитель.
Еще пример. Вендинговые компании отказали нашему клубу в своих услугах, а было бы так здорово с ними сотрудничать. Отдельно такой аппарат стоит 200 000—300 000 ₽, в нем можно хранить и напитки, и снеки, и даже заморозку вроде чебупелей. Плюс администратору не нужно возиться с продажей. Но, к сожалению, прямо сейчас у нас нет бюджета на покупку и обслуживание такого аппарата.
Тут же стоит порассуждать о закупочных ценах на печенье, газировку и снеки. Когда мы увидели предложения местных оптовых компаний, поняли, почему в клубах еда и напитки стоят значительно дороже, чем в сетевых магазинах. Но не поняли, как быстро мы сможем вернуть вложенные в закупку, скажем, 50 000 ₽. Эти деньги будут очень долго находиться в обороте: высокую наценку на продукты делать нельзя, иначе все будет стоить как в аэропорту, и гости вряд ли будут что-то покупать.
По-хорошему нам стоило еще обновить половую плитку, но это такие большие деньги и сроки, что мы даже считать не стали. Просто переложили ее там, где она была в совсем убитом состоянии. Мы в целом мало потратили на ремонтные работы — многие друзья помогали красить стены, делать плинтуса, перевозить мебель и шкафы. Некоторые даже тратили свои отпуска на ремонт.
А вообще, стоит сказать, что Уральский игровой клуб существует сегодня благодаря моей жене Наташе, ее смелости, целеустремленности, высокой работоспособности и упорству. Она взвалила на свои плечи всю юридическую часть, поиск помещения и организацию ремонтных работ.
Логотип
Это ящерица с короной, которая держит в лапках двадцатигранный кубик. Это не простая ящерица, а Хозяйка Медной горы из сказов великого уральского писателя Павла Петровича Бажова. Она символ многих местных компаний, организаций, городов и даже сел.
В 2021 году мы стали проводить Уральские игровые кемпы — выездные мероприятия с настольными играми. Я вдохновился гербом Полевского , позаимствовал у него ящерицу золотого цвета и дорисовал кубик. Когда наши кемпы стали проходить регулярно, понадобился оригинальный логотип. Тогда мы обратились к нашему знакомому Максиму Московцеву.
Максим нарисовал ящерицу с нуля, покрасил ее в естественный зеленый цвет и увеличил кубик, а корону так и оставил золотой.
Сейчас мы делаем разный мерч с нашим маскотом — например стикеры. Для них мы попросили уже другую художницу, Луизу, нарисовать ящерицу в разных позах.
Ошибки при запуске
На момент публикации статьи наш клуб работает три месяца. С открытия мы допустили несколько ошибок. Расскажу о каждой поподробнее.
Поторопились с ремонтом. Из-за маленького бюджета нам было важно, чтобы помещение как можно меньше простаивало и поскорее начало приносить доход. Из-за этого сейчас в клубе есть мелкие и крупные недоработки.
Не проверили наличие вентиляции и шумоизоляции в помещении. Мы зря не проконсультировались с дизайнером интерьера и не прикрепили панели, защищающие стены от истирания стульями и столами, — потеряли в эстетичности клуба. Сейчас на устранение этих ошибок нужно выделить еще несколько сотен тысяч рублей.
Недоделали декор. Мне хотелось поставить прозрачные стеклянные витрины, в которых я бы размещал экспозиции настолок. Наташа хотела повсюду развесить полочки, на которых уютно хранились бы небольшие игры и книжки. На подоконники мы хотели положить матрасы и подушки — гости клуба могли бы устроиться на них поудобнее и читать правила. Множество подобных мелочей сделают наш клуб еще уютнее, когда мы их все же доделаем.
Не подготовились к работе с сезонными продуктами и напитками. Выше я писал о финансовых сложностях работы с ними, и все же нужно было заранее заложить на это бюджет. Мы знали, что откроемся перед летом, а значит, стоило позаботиться о наличии холодильника и прохладительных напитков. Поздно спохватились. Нужно исправиться перед осенне-зимним периодом, чтобы иметь возможность предлагать гостям согревающие напитки.
Поздно рекламировали мероприятия. Чтобы о важном ивенте узнало как можно больше людей, его нужно планировать и рекламировать недели за две. А посетителям клуба рассказывать о нем еще раньше — в идеале за месяц.
Еще не хватает опыта работы с детьми, а это очень ценная аудитория. Родителям недостаточно просто сказать: «У нас есть детские игры, приходите в любой день». Им нужно дать готовую детскую программу, которой у нас пока нет.
Сложно не растерять энергию в этой постоянной движухе. Одновременно нужно исправлять недочеты, придумывать что-то новое, завлекающее посетителей, постоянно оставаться идейным и инициативным.
Доходы клуба
Мы играем только в настольные игры. А вот Warhammer и коллекционные карточные игры вроде Magic: The Gathering и «Берсерка» вежливо не пускаем. Именно от них мы сбежали из Hobby Games и «Единорога».
Клубных мастеров настольных ролевых игр, НРИ, у нас тоже нет. Но гости могут прийти компанией со своим мастером.
Посещение Уральского игрового клуба стоит 2 ₽ за минуту. Максимальный чек по будням — 400 ₽, по выходным — 500 ₽. В итоге наш месячный доход — около 250 000 ₽. Разумеется, нужно больше, чтобы жить за счет клуба.
Мы предлагаем скидку 20% школьникам, студентам и постоянным посетителям. По столичным меркам у нас низкие цены, но в Екатеринбурге мы самый дорогой настольный клуб с ценами на уровне антикафе. Иногда нашему клубу предпочитают бесплатные игротеки, например, от «Мосигры». А иной раз к нам заходят и спрашивают, бесплатный ли у нас клуб, в надежде услышать положительный ответ. Но когда узнают цену, разворачиваются и уходят.
У нас не так много регулярных мероприятий. Каждую среду проходит тестирование собственных разработок, а в пятницу мы играем в Blood on the Clocktower — лучшую современную игру на социальную дедукцию. Планируем ввести вечера покраски миниатюр.
Планы на будущее
Новых посетителей можно привлечь, например, рекламой в социальных сетях. Чтобы удержать их, нужно просто играть с ними, быть вежливым и внимательным к их желаниям. Гостям важен хороший сервис.
Мы завлекаем людей игротеками, презентациями новинок, турнирами, внутриклубными состязаниями и другими мероприятиями. Недавно у нас прошла встреча с авторами блога Boardgames with us и лекция о нейросетях. В июле планируем провести игротеку с гоночными играми и совместным просмотром Гран-при «Формулы-1».
Также мы планируем сдавать помещение в почасовую субаренду. Это вынужденный шаг. Важно не извратить идею настольного клуба и не превратить его в непонятное нечто.