Бесит!
2K

Бесят бестолковые презентации докладов

37

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я довольно давно и часто бываю на разного рода устных докладах. Защиты курсовых и дипломов, молодёжные, студенческие, рабочие конференции, научные симпозиумы, предзащиты и защиты кандидатских и докторских диссертаций — тысячи их. Доклад всегда подразумевает презентацию. Набор слайдов. Некий иллюстративный материал — ну, как мне всегда казалось очевидным.

Тем не менее я могу по пальцам руки неаккуратного фрезеровщика пересчитать толковые презентации, в которых был бы смысл.

Прежде всего, я убеждена, что блоков текста в презентации быть не должно. Он там не нужен. Потому что либо докладчик его зачитывает, видимо, будучи полностью уверен в том, что аудитория грамоте не обучена. Но у нас вроде не конкурс «посмотри, как я умею читать». Либо докладчик в это время говорит что-то другое, а аудитория должна выбирать, какую информацию воспринимать. Делимся на аудиалов и визуалов, а потом меряемся, кто лучше понял доклад.

Или докладчик помолчит, пока мы всё дочитаем. А зачем нам тогда докладчик?

И это ещё большая удача, ежели текст возможно прочесть без бинокля. Часто попадаются слайды с абсолютно циклопических размеров простынёй текста. Заголовок: «Выводы». И пояснение докладчика: «Выводы можно видеть на слайде». Ну ты сам отойди на пару шагов от экрана и посмотри, чего там можно видеть. Поместил бы просто белый лист — смысл бы особо не изменился.

Жёлтые графики на белом фоне тоже замечательно смотрятся. Вот этот жёлтый пунктир у меня численное решение, а вот эта жёлтая сплошная линия — аналитическое. Ну, что сказать, отличный результат, обе линии совпали: обеих не видать. Даже в бинокль.

Ещё одно оригинальное дизайнерское решение: сделать микрозаголовок кеглем этак 14-м. Несколько предложений 12-м. Может, вставить картинку с теми жёлтыми графиками. И 80% слайда оставить пустым. Какая религия не позволяет просто. Сделать. Буквы. Больше?

А таблицы — таблицы обычно представляют собой какое-то диковатое полосатое нечто, где на светлом фоне ещё можно разглядеть какие-то данные, а на тёмном — совершенно точно нет. И докладчик радостно рассказывает: «А вот тут показана таблица с результатами испытаний». Какие результаты… Какая блоха, какой орёл…

По-моему, презентация должна быть наглядной. По-моему, выводы на слайде должны быть сформулированы максимально кратко, как некие опорные точки, которые раскрываются устно.

По-моему, докладчик при подготовке презентации должен в первую очередь думать о том, как будет всю эту информацию воспринимать аудитория, что он хочет рассказать, что показать и как сделать так, чтобы люди его услышали и поняли, а не пинали кресло соседа спереди.


  • Alexandra P.Как хорошо, что в те времена, когда я училась, не было никаких презентаций и слайдов))) я вообще не любитель устных докладов, мне бы лучше текст прочитать. Но если уж надо говорить, предпочитаю, чтобы говорили коротко и по существу, без всяких там картинок. Как-то была на одной конференции, там задолбали меня эти дурацкие презентации (тем более что у меня плохое зрение и в большинстве случаев я реально просто не вижу, что там изображено) и докладчики, которые двух слов связать не могут. И был один-единственный докладчик, который вышел и просто чётко и толково всё рассказал. Это лишний раз убедило меня в том, что хорошему докладу никакие презентации не нужны. Но я гуманитарий и, соответственно, говорю про доклады по гуманитарным дисциплинам. Возможно, если нужны цифры и диаграммы, то без картинок не обойтись.1
  • Регина ДыбовицкаяЯ с вами соглашусь. Работаю в науке, и божечки кошечки, сколько же ученых, аспирантов, профессоров, не важно, не умеют докладывать о результатах! Либо простыня текста, либо абсолютно неинформатичный график, либо странные цвета, сливающиеся в неразбериху, нелепые нагромождения, плохое разрешение, невозможно прочитать заголовки или обозначения на осях... Многие люди бьют в набат, что прошли времена, когда можно было через пень колоду доложить о работе тем, кто давно и так в теме, и все на этом. Сейчас пора уже учиться оформлять презентации нормально и даже, не побоюсь этого слова, эстетично, с заранее предусмотренным уровнем аудитории, нельзя одно и то же показывать коллегам, студентам и слушателям на форуме "ученые против мифов", например. Это три разных презентации.8
  • Ганнибал ЭЛектерЛюбая презентация на любой конференции для меня проходит проверку очками. Если в очках мне приходится щуриться, значит, презентацию я не смотрю. На щуренье и попытки прочитать/разглядеть что-то на слайде уйдет больше усилий и внимания, чем на заслушивание текста, которые будут напрасными, потому что если бы это можно было разглядеть, я б уже разглядела без глазной акробатики. Тоже не считаю, что на слайде допустим большой объем текста. Презентация нужна для наглядности той информации, которая может быть не так легко доступна на слух. Иллюстрации, например, графики какие-нибудь. Если же докладчик говорит "крокодил", а в это время вместо картинки крокодила на слайде слово "крокодил", то кто-то из них двоих тут явно лишний.11
  • 🐾Презентации ахаха, а как вам в 2023 году видеть в научных статьях списки литературы, пронумерованные ВРУЧНУЮ. До ста пунктов бывает3
  • Evil_designerТыщу раз да! Бесит, что люди не понимают, что презентация как иллюстративный материал к докладу это одно, а презентация, которую потом разошлют на почты, чтобы те, кто не пришел, могли ознакомиться, это блин другое. Но это дает фору тем, кто все-таки понимает. Их речь живая и интересная, с логическими паузами, а не бесконечное мыканье и эканье читающего с экрана3
  • Vlada BatigiГаннибал, мне уже иногда действительно охота притащить какой-нибудь огромный бинокль и картинно сидеть с ним, разглядывать всё это творчество)4
  • Vlada BatigiРегина, я тоже хочу бить в такой набат) Да даже ежели докладываешь среди своих людей, которые в теме — чем они хуже любых других. Почему им нужно продираться сквозь корявое представление... Для меня тут самое печальное то, что народ, во всяком случае вокруг меня, кажется, привык. Привык к низкосортным докладам и воспринимает их всерьёз, как будто так и надо. Задаёшь резонный вопрос — а на тебя ещё шикнут, вот, мол, опять она со своей ерундой, со своими мелкими буквами — наверное, по сути доклада спросить нечего. А мне действительно нечего) Потому что тот, кто шикнул, начальник докладчика, и знает, о чём тот речь ведёт, а стороннему человеку не было понятно ни-че-го. К умению докладывать в плане ораторского мастерства обычно тоже вопросики, хорошо ежели не по бумажке читают) Стоит, бубнит себе под нос, какие-то размытые картинки листает. Красота.1
  • Vlada Batigi🐾, у меня есть безусловный фаворит среди докладчиков) На предзащите кандидатской одному товарищу велели добавить слайд с содержанием диссертации, заодно это было бы содержанием презентации. На защите выяснилось, что он сделал то, о чём просили. Выглядело это так: Содержание Глава 1 Глава 2 Глава 3 Ну и так далее)) И озвучивал он этот слайд соответствующе: «Моя диссертация состоит из первой главы, второй главы, третьей...»)6
  • Vlada BatigiEvil_designer, вот да, есть ощущение, что люди путают устный доклад с ситуацией, когда, например, им, студентам, лектор по доброте душевной высылал материал своих лекций в виде презентации — которую они будут читать с экрана, разбирать и так далее. Презентация просто как формат представления данных и презентация как сопровождение доклада. Нуачо, и то и другое в ppt, какая разница)2
  • Vlada BatigiAlexandra, а как же плакаты?) У меня старшие товарищи, когда защищались, рисовали огромные плакаты с чертежами, графиками и картинками. Без презентации и проектора, ручками)0
  • Пюре Котлетов4
  • 🐾Vlada, очень содержательно)3
  • Alexandra P.Vlada, я же говорю, я гуманитарий, там не нужны чертежи и графики) в школе и институте было достаточно текста и устного доклада. Сейчас стало не комильфо без слайдов, но слава богу, меня это больше не касается) А так я только стенгазеты застала, которые рисовали вручную, ненавидела это дело)1
  • Регина ДыбовицкаяVlada, ой, про то, как говорят - отдельная боль, речью владеют единицы. Нет, я не призываю брать всем уроки вокала и ставить голос, хотя было бы неплохо, конечно, но элементарно пару раз прогнать заранее речь то можно? Поработать над тем, чтобы убрать "ээээ" и "мммм", оценить сложные термины и произносить их чуть медленнее и четче, попросить оценить, какая высота голоса, не слишком ли тихо или наоборот, не ору ли я на весь зал, что шапки сносит. Ну неужели самим нравится выступать только для галочки, лишь бы вопросов не задавали, убаюканные монотонным бубнежом и невнятной презентацией?(( Конференции и всякие встречи - это же для обмена опытом, по крайней мере, в той сфере, где я работаю, это для замечаний, для вопросов, для обсуждения, в том числе и от лектора.1
  • Регина ДыбовицкаяVlada, ржу))3
  • Vlada BatigiРегина, с репетициями речи есть и другая крайность. У меня однокурсницы все свои речи заучивали. Вот прям зазубривали. И это всегда слышно. Может, они и не мычали, но тараторили как из пулемёта. И без выражения, чтобы не дай боже не сбиться) Я обычно пока еду на выступление, в блокноте чирикаю несколько предложений для каждого слайда. Где-то формулировка удачная нарисуется, где-то ещё что. И в голове какая-то схема проявляется — когда я показываю эту картинку, я рассказываю об этом, а вот этот график поясняю примерно так. А на трибуне уже импровизация, чтобы это был именно рассказ о том, что я делала и как, а не набор предложений)1
  • Регина ДыбовицкаяVlada, ну вот в моем представлении, репетиция нужна для того, чтобы в материале не плавать, а спокойно говорить, не учить текст, а просто прогнать мысли главные, чтобы быть уверенным, что звучишь нормально и не теряешь основную мысль за какими-то отвлечениями1
  • Crazzzy howletМного ли докладчиков действительно хотят рассказывать информацию, с которой вышли?))) И много ли докладчиков действительно свободны в редактуре своего доклада?))) Мне что статью для конференции с публикацией сборника вычитывал начальник, настаивал на своих фразах (хотя я участвовала в этом проекте с момента зарождения проекта), что доклад с презентацией точно так же (я блин чувствовала, что какие-то скороговорки учу, настолько мне не давался именно его стиль и его построение фраз), что корпоративный стиль для фона презентации отвратительный. И начальник еще и приехал послушать, а то ли я скажу0
  • Анастасия АнохинаОразтач, и тогда они скажут "Нафига мы будем на это ходить, мы и так все знаем". (Я учитель информатики и проектов в школе, который пытается этому научить детей)6
  • ИтутонговоритСамое место для советов и рекомендаций, где научиться делать хорошие презы1
  • Vlada BatigiИтутонговорит, да запросто. — брать светлый фон, для всех слайдов одинаковый (ну, для титульника могут быть вольности); — не делать анимированный переход между слайдами; — не играть со шрифтами, использовать только один на весь документ; — использовать один из наиболее стандартных шрифтов без засечек; — не злоупотреблять жирнотой и курсивом; — не переносить слова; — не сокращать слова; — все заголовки единого размера, не меньше 40 pt, с одинаковым равнением и отступами; — ежели заголовок занимает больше двух строк, его нужно переформулировать и сократить; — все подписи, надписи, пункты списка не меньше 28 pt, ссылки — 18; — однотипных картинок не больше 4-х на слайде, разнородные — на разные слайды; — пояснения, что изображено на картинке, зачем всё это, что это доказывает — только устно, но обязательно для каждой; — все цели, задачи, этапы, выводы — в виде списка из максимально коротких фраз с основным содержанием каждого пункта, все развёрнутые пояснения, разъяснения только устно; — ежели доклад о практических результатах работы, не нужно никого грузить теоретическими выкладками, вызовет только раздражение; — ежели на слайде присутствует формула, должна быть (лучше устно, ежели их много) расшифровка каждого параметра, в неё входящего; — аббревиатуры озвучивать полностью. Вуаля, ваше выступление лучше 95% остальных, где ничего из этого не выполняется. Где этому учат — я не знаю, по-моему, это исключительно здравый смысл и какая-то вежливость по отношению к слушателю. Наверное, где-то учат сочетать цвета, какому-то продвинутому дизайну, но это уже нюансы, которые без прочного фундамента ничто, фантик.5
  • РазноцветнаяВы конечно правы, что мало кто умеет делать презентации. Но скажу в защиту этих бедных людей: когда нас учили их делать, мы ещё не понимали для чего это нужно. Потом стало понятно для чего нужно, но непонятно как. Каждый хочет сделать красивую, понятную и лаконичную презентацию, но навыков нет. И нет как правило возможности эти навыки отточить нет тоже, поскольку с докладом выступают раз в году. Кстати, видела вакансии в крупных компаниях, набирают специальных людей для работы над оформлением презентаций. Видимо, не все так просто и не каждый может.1
  • Vlada BatigiЕкатерина, ну... Меня никто особо не учил, как делать. Но во-первых, я видела миллион примеров, как делать не надо, а во-вторых, большая часть проблем решается тем, что ты сам отходишь от экрана, видишь, что ничего не можешь прочесть, и убираешь нахрен шакальные картинки и мелкий текст. Хоть убейте, я не понимаю, где здесь бином Ньютона. Чему тут прям учить-то?) Красота и стильное оформление — это вторично, не основополагающе.2
  • Vlada BatigiНе, это где у вас такие регламенты?) У нас и в школе, и в институте, и дальше 10 минут всегда было на стандартный доклад. Приблизительно на десять слайдов как раз. Где формулы? В книжке почитайте, ежели хотите. У меня на защите диплома спросили, где слайд с уравнениями. Я сказала, что уравнения не исследовала, не программировала сама, зачем они здесь? Вы уравнения Навье — Стокса не видели никогда? А ежели вы не можете объяснить то, чем занимаетесь, так, чтобы понял пятилетний ребёнок, вы сами не понимаете, чем занимаетесь (с) :))0
  • Не ОлегVlada, доклады на конференциях не рассказывают, чем занимается человек. Они, обычно, о какой-то проблеме и о её решении. А если решение понимает даже пятилетний ребёнок, то в чём суть с этим выступать (если вы не Александр Соколов)? А вот про уравнения. Я уверен, что это очень интересная ваша история. Хотелось бы её прочитать, осознать: но пока она написана жёлтым по белому.0
  • ПолинаСогласна-согласна. Но есть вопрос: а что каждый из нас (из тех, кого это бесит) сделал для того, чтобы стало лучше? Всех не переучить, но вот за студентов и многих аспирантов стоит побороться. Как минимум – задавая вопросы, можно и нужно указывать на дефекты иллюстративного материала.0
  • Полина🐾, "вручную" эээто как?🫣0
  • ПолинаРегина, вот мы ржём, а человек, может, что-то секретное защищал!😆0
  • ПолинаAlexandra, Вы напрасно говорите за всех гуманитариев. Графики, диаграммы, фотоиллюстрации нам бывают очень даже нужны!0
  • Alexandra P.Полина, я говорю за себя) отучилась в школе и в вузе без всяких презентаций)0
  • 🐾Полина, когда не нумерованным списком в ворде пользуются, а самостоятельно ставят 1., 2. и так далее до 150 источников, попутно сбиваются, ставят некоторые цифры два раза или какие-то номера пропускают1
  • Vlada BatigiMagicTurtle, эээ... Ну как бы то, что вы устали, сооружая убогую презентацию, не делает её менее убогой) Аргумент «ну я же старался» я в профессиональной среде вообще не способна понять, на следующем этапе можно ещё маме пожаловаться, что злой начальник обижает. — У вас тут написано, что 2*2=5, неправильно, переделайте. — А что не так? А что переделать? Почему неправильно? Ну я же старался! Сплошное насилие кругом, это точно)2
  • Vlada Batigi🐾, а как вам оглавление с точками между заголовком и номером страницы вручную?1
  • ПолинаVlada, наступили на больное😅 Я такое в 11-м классе сделала, когда возможность попользоваться компом у знакомых была событием, а о собственном и речи не шло.1