«Василий»: стоит ли смотреть криминальную комедию, где Александр Петров сыграл две роли
23 января 2025 года в прокат вышел фильм «Василий».
По сюжету учителю ОБЖ Васе приходится лететь из российского поселка в Мексику, чтобы спасти брата от тюрьмы и местных картелей. Режиссером выступил Дмитрий Литвиненко — постановщик сериала «Дайте шоу» и новелл в двух частях «Елок».
Рассказываем, чем фильм привлекает и почему быстро заставляет заскучать.
Что за «Василий»
Дата премьеры: 23 января 2025 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Дмитрий Литвиненко
Сценаристы: Дмитрий Литвиненко, Андрей Золотарев, Юлия Савенкова
Актеры: Александр Петров, Ян Цапник, Дмитрий Лысенков, Валентина Мазунина, Павел Ворожцов, Раиса Рязанова, Елена Коробейникова
Жанр: комедия
Фильмы, похожие на «Василия»: «Братья из Гримсби», «Близнецы»
Продолжительность: 1 час 55 минут
Где смотреть: в российском прокате
😶🌫️ У фильма интересная задумка, но через полчаса она утомляет
Близнецы Вася и Коля с младенчества жили в сельском детском доме. В 1998 году туда приехала семья американцев — у них была квота на усыновление одного ребенка. Братья договаривались, чтобы либо вообще не поедут в Штаты друг без друга, либо усыновленный брат попросит новую семью забрать и его близнеца. Американцы выбрали для усыновления Васю, но Коля его подставил: запер брата в каморке спортзала и уехал в США вместо него.
Теперь Вася работает в старом детдоме учителем ОБЖ. Пока однажды к нему не приезжают московские журналисты, чтобы снять сюжет про Колю. Тот связался с местными картелями, кинул влиятельного наркобарона и попался полиции. Теперь родственнику грозит либо тюрьма, либо мучительная смерть. Вася отказывается говорить о предавшем его Коле, но позже решает: надо спасать брата.
Поначалу за сюжетом «Василия» трудно уследить. Картина встречает зрителя красочными титрами, вымышленными цитатами Джейсона Стэйтема и погоней на Ford Crown Victoria где-то в Тихуане. Но уже через пару минут переключается на посвященный ядерной войне урок ОБЖ под Ковылкино, чтобы показать драму одинокого преподавателя.
Такая сумбурность идет фильму на пользу. За первые полчаса авторы успевают и повеселиться, и пострадать, и посмеяться над телевизионными репортажами. И даже отправить Васю в Мексику — где тот снова становится жертвой брата.
Вот только сохранить этот хулиганский задор у картины не выходит. Криминальная история и тема спасения брата быстро уходят на второй план — их место занимает «Санта-Барбара». Большую часть сюжета герои разбираются, кто кого любит, кто от кого родил детей и кто кого предаст.
🥳 Сюжет частично спасают герои и актеры
Буксующую историю во многом тянут на себе актеры — особенно Александр Петров, когда-то утомивший зрителей бесконечными ролями во всех крупных российских проектах. Не сказать, что в «Василии» он показывает нечто принципиально новое — скорее убедительно играет своих старых героев. Вероятно, поэтому обоим братьям в фильме хочется сопереживать: в них есть что-то знакомое.
Коля — собирательный образ Весельчака У и Гриши Измайлова из «Полицейского с Рублевки». Он может издевательски улыбаться в неподходящие моменты и в юбилейный сотый раз подставить добродушного Васю. Но в то же время способен на самопожертвование.
Вася же во многом напоминает Егора из последних серий «Звоните ДиКаприо!»: в первую очередь своей подавленностью. Но по ходу картины герой и зрители узнают его с новой стороны: герой оказывается способен простить обидчиков и даже улыбнуться. Да и его преданность близким людям вскоре выходит на новый уровень.
Герои второго плана в фильме получились менее запоминающимися, но и их спасают яркие актерские работы. Например, журналист-оператор в исполнении Яна Цапника в одних сценах кажется последним негодяем, а в других — образцом морали и целомудренности.
😞 «Василию» не хватает креативности
В редкие моменты «Василий» способен вызвать эмоции — пусть и достигает этого с помощью не самых изощренных методов: например, вставленных во все драматические фрагменты каверов на «Ласковый май» и Александра Серова.
Но в итоге хулиганский фильм скорее разочаровывает. Мексиканский сеттинг в конце концов сводится к поверхностным стереотипам о суровых преступниках и вспыльчивых женщинах. Российская семейная драма — к выжиманию слез с помощью слова «мама». Да и смеяться над цитатами Лжеджейсона Стэйтема становится трудно, когда они появляются на экране в третий раз.
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult