У кого чаще всего воруют деньги с карт

Портрет типичной жертвы мошенников

12

В 2019 году только 15% денег, похищенных со счетов россиян, удалось вернуть владельцам.

Аватар автора

Сергей Антонов

не берет трубку

Страница автора

Это каждый седьмой украденный рубль. Мы уже писали о том, какими способами жулики обманывают россиян. В этой статье расскажем, как выглядит типичная жертва мошенников, если ориентироваться на статистику таких преступлений.

Сколько денег украли

В 2019 году Центробанк насчитал 577 тысяч банковских операций, которые произошли без согласия клиентов. Общая сумма таких переводов и платежей — 5,7 млрд рублей. Для сравнения: в 2018 году без ведома россиян злоумышленники совершили 417 тысяч транзакций на 1,4 млрд рублей.

По этим данным кажется, что количество преступлений выросло всего на треть, а количество украденных денег — в четыре раза. Но дело в том, что во второй половине 2018 года изменились формы отчетности. Раньше Центробанк учитывал только кражи с карт и со счетов, которые к ним привязаны. Теперь учитывают и случаи, когда мошенники получали доступ, например, к онлайн-банку и воровали деньги с депозитов. А на вкладе денег обычно больше, чем на карте.

Параллельно с этим Центробанк ужесточил ответственность банков за непредставление информации о несанкционированном доступе к счетам клиентов.

Расскажем, как уберечь свои деньги
От воров, хакеров и других нехороших ребят. Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить важные статьи

В итоге в 2018 году средний размер одного такого несанкционированного перевода составлял 3320 ₽, а в 2019 — уже 10 тысяч. При этом, по данным исследования Тинькофф-банка, средняя сумма ущерба у клиентов российских банков чуть меньше: 9300 ₽. А если речь идет только о телефонном мошенничестве, когда преступники напрямую звонят жертве и выманивают код из смс, — 34 тысячи.

Заполучив чужую карту, ее данные или доступ к счету, преступники чаще всего тратят деньги в интернет-магазинах, а не обналичивают. Банк России подсчитал, что две трети всех банковских операций, которые производят без ведома клиентов, — это оплата товаров и услуг в интернете. Но и возвращать деньги в этом случае удается чаще: клиенты получают назад каждый пятый рубль. Для сравнения: когда преступники получают доступ к онлайн-банку или личному кабинету в интернете, украденное возвращают в три раза реже.

Как воруют

Самый распространенный способ — социальная инженерия. Это когда мошенники уговаривают жертву либо выдать данные карты или пароль из смс, либо просто перевести деньги. Такие случаи составляют 70% от всех преступлений.

На втором месте — так называемый френдли-фрод: когда деньги с карты или банковского приложения на смартфоне тратит друг или родственник человека. Это 12% всех преступлений.

На третьем — операции без присутствия карты. Речь идет о взломах личных кабинетов сервисов, где надо привязывать карту: такси, доставки еды и тому подобных. Потом мошенники делают несколько крупных заказов, например заказывают водителя с Майбахом на день. На такие случаи приходится 11% мошенничеств.

Самый непопулярный способ — скимминг. Речь о случаях, когда мошенники воруют данные карты с помощью специальных считывающих устройств, которые устанавливают на банкоматы и магазинные терминалы. На скимминг приходится 1% всех мошенничеств. Скимминг постепенно становится редкостью: большинство карт имеют чипы бесконтактной оплаты, а считывающие устройства мошенников позволяют подделывать только магнитную полосу карты. Поэтому если мошенники делают копию карты и платят потом ей в другом месте, то платят не бесконтактно, а магнитной полосой. В этих случаях деньги почти всегда возвращают клиенту.

Среднестатистическая жертва

По данным исследования Тинькофф, мужчины чаще попадаются на удочку мошенников, чем женщины: 57 и 43% случаев соответственно. Однако женщин пытаются обмануть на большие суммы: 12,7 тысячи рублей против 11,6 тысячи у мужчин.

39% жертв мошенников — в возрасте 28—37 лет. Но это не значит, что людей в этом возрасте проще обмануть: просто среди клиентов банков их в принципе больше.

Аналитики Тинькофф-банка выявили закономерность: чем моложе человек, тем больше шансов, что преступникам удастся уговорить его добровольно перевести деньги на чужой счет. Клиенты в возрасте 18—22 лет в четыре раза чаще становятся жертвами такого типа мошенничеств, чем шестидесятилетние.

В то же время пожилые люди подвержены другому виду преступлений: пенсионеры в шесть раз чаще сообщают посторонним данные своей карты или пароль из смс. Молодежь эти данные старается никому не сообщать.

Еще одна закономерность: люди с двумя высшими образованиями становятся жертвами мошенников на 30% чаще тех, у кого за плечами только школа или один вуз. А если у клиента банка есть ученая степень, то вероятность того, что он поверит жулику, в полтора раза выше, чем у вчерашнего одиннадцатиклассника.

Люди, которые состоят в официальном браке, реже лишаются денег, чем живущие в гражданском браке. У семейных пар, как правило, общий бюджет, и они советуются по финансовым вопросам с партнерами. Одинокие люди чаще поддаются на уговоры мошенников перевести деньги на чужой счет, но при этом стараются не делиться данными карты или кодами из смс.

Перезвоните в банк

Аватар автора

Олег Замиралов

защищает деньги клиентов банка

Многие схемы мошенничества основаны на том, что человеку звонят под видом службы безопасности банка. Приемы манипуляций отработаны настолько, что у преступников получается практически зомбировать человека.

Таких случаев много. Например, мошенник звонит и представляется сотрудником службы безопасности. Якобы в банке произошла утечка данных и некие «сотрудники-мошенники» сейчас пытаются украсть деньги со счета. Поэтому надо срочно снять всю сумму. Извиняется за неудобства и даже обещает повышенный кэшбэк.

Чтобы жертва не успела опомниться и быстрее добралась до банкомата, ей даже вызывают такси. Все это время мошенники находятся на связи с клиентом. Он снимает деньги в банкомате, и после этого его просят положить их на некий страховочный счет: потом они якобы к нему вернутся. Но на самом деле клиент кладет деньги на счет подставного лица.

В этот момент настоящая служба безопасности фиксирует подозрительные действия — сразу после первого пополнения. Клиенту перезванивают из банка и интересуются, что происходит, уточняют, сам он вносит деньги или его кто-то попросил об этом. Предупреждают, что их потом будет уже не вернуть. Человек думает, что на этот раз ему звонят мошенники, и вводит в заблуждение настоящих сотрудников: «Вношу деньги на счет знакомого, возвращаю долг».

Его пытаются убедить, что он вносит деньги на счет мошенника и может их потерять. Человек не верит и кладет трубку. Как только деньги уходят на чужой счет, их сразу оттуда снимают — и человек остается без денег.

Мы принимаем меры при таких операциях, но не можем запретить клиенту снимать свои деньги.

В таких случаях важно помнить: не раскрывайте данные карты и коды из смс, не выполняйте никаких действий под чью-то диктовку. Даже если вас убеждают, что звонят из службы безопасности. Лучший выход — положить трубку и перезвонить в банк самому. Телефон горячей линии указан на карте.

Сергей АнтоновВас пытались обмануть мошенники? Расскажите:
  • Алексей ПетровМне так звонила некая женщина из якобы службы безопасности Сбербанка, причём со стационарного телефона, и тревожным деловым голосом сообщила, что с моей карты пытаются снять деньги в каком-то Зажопинске, и совершал ли я данную транзакцию? Ах, не совершали? Боже мой, это попытка мошенничества, сообщите нам цифры из смс, которое вам придёт, мы спасём ваши деньги! Причём знала мой номер и как меня зовут (может, в соцсетях где то нашли). Я был больной, но не тупой, и заторможенно отвечал, что мол, айай, конечно, ужас, согласен с вами, опасно, безобразие, но цифры не скажу. Она устала говорить, сказала, что дальнейшую ответственность за мои деньги с себя снимает, я с этим согласился и повесил трубку :)))9
  • Nikita S"Люди, которые состоят в официальном браке, реже лишаются денег, чем живущие в гражданском браке." Это одни и те же люди. Раньше всякие смс с предложением обмена и ссылками не пойми куда когда что-то продавал на сайте объявлений.5
  • Marina IlinaУ меня лет 5 назад сперли с карты 1000 руб. без всяких звонков и социальной инженерии. Спалились они на том, что я всегда снимала с карты все после поступления денег, а тут снята тыща. Писала заявление, просила с камеры посмотреть - банк у меня напротив, я снимала только там. Это явно сотрудники банка, писать в полицию и судиться за тыщу не стала - на это и расчет. Стала снимать только в кассе, хоть какая-то подпись, ну и потом все в другой банк перевела.5
  • Павел БасистовПару раз звонили, типа из службы безопасности банка. Один раз сильно нагрубил звонящему и пожелал тяжких болезней и ему и всей его родни. Перезванивал потом два раза, просил "взять свои слова назад". Посоветовал ему пойти и умереть. Больше не звонил :-), надеюсь, что у него все плохо.13
  • Даниил УдимовКогда писал с вопросами в группе банка в вк -- через несколько минут в личку стучались мошенники под видом сотрудников банка. Просили номер карты. Видимо, хотели выманить в итоге все данные.1
  • Калина КраснаяПару раз обсуждала в двух разных группах в ВК расписание курсов (по керамике и по сторителлингу вроде бы), чтобы записаться. И когда по комментам было понятно, что я согласна и скоро им напишу, тут же писали в личку мошенники со словами "что предоплату можно внести и удаленно". Я благодарила их, но ничего не переводила. Потом они начинали писать, что если я и дальше буду думать, то мест на курсе не останется и всячески форсировали события. В итоге я все скринила и отправляла в эти группы вместе с id аккаунта. А вот звонков от сотрудников банка ни разу не было, как и вообще по телефону не пытались особо развести. Не считая продажника одного банка на первую букву алфавита, который на полном серьёзе доказывал мне, что потребительский кредит это выгодно. Но это не мошенничество, а продажи))3
  • Наталья БольшаковаПытались с сайт продаж : авито и юла, когда выставляли на продажу вещи . Мошенники мониторят сразу . Звонили и предлагали сделку : типа товар понравился и покупают ,не глядя , особенно- свадебное платье( сразу прокололись ) . Решили им подыграть на их предложения. Они присылают курьера и забирают товар ( платье ))), но часть денег переведут сразу на карту, чтоб забомбить товар . Остальное передаст курьер при получении товара. Детский лепет , но дальше ещё смешнее: дома были две карты с почти истёкшим сроком годности( на утилизацию скоро) , но около 100 руб на одной и 50 руб на другой . Продиктовали номер одной из них без трехзначного номера ( секретного и надеялись, что ничего у них не получится , но через время перезванивают и извиняясь просят другую карту . А прежняя не понравилась тем, что там всего 50(!) руб и деньги у них , якобы , корпоративные и они пересылают за товар на карты только с лимитом от 1000 руб . То же самое проделали со второй картой , но то же самое без навара остались . Пригрозили им позвонить куда следует и заявить на мошеннические действия . Бросили трубку и номер сразу стал не доступен .Просто по номеру карты входят в базу клиента и внаглую могут снять со счета. У нас ничего не сняли , но в базу данных вошли без проблем : без кода , без сообщений с банка. Карты Сбербанка были .2
  • AntonМне звонили якобы служба безопасности банка, хотели удостоверится а не было ли несанкционированных мной списаний, но когда я сказал, что на карте у меня 30 рублей, то бросили трубку.1
  • МилаУ меня лет 5 назад, мошенники выманили код с смс паролем, и я по неосторожности сказала, не успев прочитать смс, что не сообщайте код... Продавала платье на Авито, позвонила девушка и сказала, что хочет купить, но она в др. городе и просит ей зарезервировать на 2 дня это платье, и что как приедет обязательно заберёт его, но сейчас готова внести часть суммы, но к сожалению она в др. городе и находится в офисе и может только через расч.счет перевести, только ей надо сообщить код который придет на мой телефон, и так она долго пудрила мне мозги, а ещё дети вечером носились и шумели и не давали сосредоточится на разговоре и я на автомате ей продиктовала, а потом стали приходить смс , а она меня убалтывала , и не давала возможности прочитать смс, что приходили на телефон, и тут до меня дошло, что что-то не так и я резко сбросила ее и увидела, что она вошла в сбербанк-онлайн и уже деньги все списала... там было 23 тыс. Я быстро стала звонить в Сбербанк на горячую линию, но пока меня переводили от одного оператора до другова и так минут 10-15 ушло время и я не смогла вернуть перевод... Но тем не менее , Я этих мошенников вывела на чистую воду, боролась около 3х лет. 1. Писала заявление в полицию; 2. Писала жалобу в Прокуратуру о бездействии полиции , тк. мое дело просто потеряли и не возбудили уголовное дело!; 2. Писала в Сбербанк, об отмене транзакции и ещё кучу жалоб... 3. Писала Грефу жалобу, что Сбербанк долго проводил расследование и не заблокировали перевод; 4. И в конце-концов подала в суд на Сбербанк !!! 5. После 6 процессов, выяснила куда ушли деньги и кому... Оказалась якобы пенсионерке в Ростовской область, сын с невесткой ей пополняли счёт и потом переводили от нее деньги. Все деньги после решения суда мне в течении недели вернули и с процентами за пользование денежными средствами в течении 3-х лет! Никогда не сдавайтесь, «вода камень точит»!!! Я из принципа решила до конца пойти, и распутать это мошенническое-преступление, тк правоохранительные органы у нас не хотят этим заниматься !!! Последний визит в полицию Я наверное никогда не забуду.... Когда Я пошла к начальнице отдела, чтобы выяснить куда пропало мое заявление, и она мне просто посоветовала забыть этот случай, «как-будто Вы купили платье за 23 тыс. и нечаянно порвали на вечеринке...» у нас убийства каждый день, наркомания и Вы тут со своим заявлением, о 23 тыс....выносите нам мозг.2
  • ЯМне сотрудники банка сообщили, что только что совершен перевод с моей карты на сумму 30тр, я ответила, что перевод действительно совершала в пользу своего брата.. они расстерялись и бросили трубку...0
  • Ольга МартыноваМоя мама открыла вклад в одном известном банке. Через несколько дней ей позвонили с мобильного номера и сказали, что система безопасности банка сломалась и нужно защитить деньги. Для их защиты нужно было сказать точную сумму на счете и код из смс. Причем, если срочно его не сказать, то система обязательного страхования вкладов перестанет действовать. На этом мама положила трубку.0