Что делать, если ребенок случайно заказал на маркет­плейсе товаров на 44 000 ₽?

252

Отдать в детдом не вариант, нужны более гуманные методы.

Как все было. Недавно провела с 12-летней дочерью воспитательную беседу по поводу «нечаянных заказов» на маркетплейсах. Поводом послужила новость о мальчике, который наделал заказов на 250 тысяч рублей. Дочь закатила глаза: «Я не такая тупая, я все понимаю». А позавчера — хоп! — и вся ее корзина на Wildberries оформлена как заказ. Дочь утверждает, что это не она, а одноклассница, которая взяла ее телефон.

В сухом остатке: аккаунт дочери привязан к ее телефонному номеру, оформленному на мужа. Карта принадлежит ребенку, оформитель — мой брат: иногда он присылает дочери по 300 ₽ на карманные расходы. Деньги не списались, потому что на карте их не было, — операция отмечена как неудачная.

У всех заказов статус «не оплачено», они находятся в разной степени готовности. Служба поддержки утверждает, что остановить процесс доставки нельзя. Но я могу отказаться от товаров или просто не прийти за ними — правда, тогда сервис вычтет стоимость обратной перевозки.

Теперь вопросы:

  1. Может ли Wildberries потребовать деньги за платный возврат с моего мужа как владельца привязанного к аккаунту номера, c брата как владельца карты или с меня как законного представителя?
  2. Если заказы не оплачены, возникли ли между маркетплейсом и ребенком или родителями гражданско-правовые отношения?
  3. Вправе ли Wildberries отказываться отменять доставку товаров? Если нет, то что делать? И стоит ли вообще переживать, если заказы не оплачены? Могу ли я указать, что аккаунт оформил несовершеннолетний, или это трудно доказать?
Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Для маркетплейса заказ выглядит, как будто его сделал взрослый человек. Wildberries идентифицирует покупателей по симкарте, которая в вашем случае оформлена на мужа, — технически ответственность за заказ ложится на него.

Расскажу, как маркетплейс регистрирует клиентов и заказы, законны ли его правила возврата и что можно сделать в этой ситуации.

Как Wildberries регистрирует клиентов

В марте 2024 года зарегистрироваться на Wildberries можно с помощью кода, который приходит на указанный номер телефона. Паспортные данные площадка не требует.

В вашем случае телефонный номер оформлен на мужа, поэтому регистрация с его номера юридически выглядит как его же действия — даже если в профиле указано женское имя. Маркетплейс обоснованно предполагает, что на ребенка до 14 лет оформить симкарту нельзя, а на подростка от 14 до 18 лет — можно только с письменного согласия и под финансовую ответственность родителя или другого законного представителя.

Кто несет ответственность за заказ

Договор между владельцем симкарты и продавцами маркетплейса начинает действовать с момента оформления заказа — независимо от оплаты. Поэтому обязательства перед площадкой несете вы с мужем или только он, если ваш брак официально не зарегистрирован  .

Доказать, что взрослые не имеют отношения к договору купли-продажи товаров на маркетплейсе, не получится: взрослые отвечают за то, что передали ребенку симкарту.

Обстоятельств, по которым сделку можно признать недействительной, в вашей ситуации нет: это не мелкая покупка, а доказать, что заказ оформил ребенок младше 14 лет, невозможно  .

По правилам Wildberries зарегистрированный по номеру телефона покупатель отвечает за передачу доступа в личный кабинет. Если номер ребенка оформлен на мужа, он должен выкупить товары или заплатить за их возврат. Источник: wildberries.ru
По правилам Wildberries зарегистрированный по номеру телефона покупатель отвечает за передачу доступа в личный кабинет. Если номер ребенка оформлен на мужа, он должен выкупить товары или заплатить за их возврат. Источник: wildberries.ru

В каком возрасте к ответственности можно привлечь ребенка

Ребенка до 14 лет считают малолетним. Он вправе  :

  • тратить карманные деньги;
  • получать подарки, которые не надо регистрировать. Сюда относят все, кроме долей, акций, недвижимости и транспорта;
  • совершать мелкие бытовые сделки — например, покупать себе одежду или дарить кому-то недорогие подарки.

Все прочие сделки за малолетних совершают их родители, опекуны или усыновители. Они же несут за них ответственность. Если по недосмотру взрослых ребенок до 14 лет совершил дорогую покупку или причинил кому-то вред, расплачиваться придется им.

Получается, 300 ₽, которые дядя отправляет племяннице, — это карманные деньги, которые девочка может тратить как захочет. А вот заказанные на 44 000 ₽ товары и компенсация их возврата — расходы семейного бюджета.

Ребенок старше 14 лет получает больше прав и обязанностей. Например, он может  :

  • тратить стипендию, заработок и другие доходы;
  • вносить вклады в банк и снимать деньги со своих счетов;
  • считаться автором результатов интеллектуальной деятельности.

Значит, дочь бы могла нести ответственность за заказ, то есть оплатить возврат из своего кармана, будь она старше. Правда, если подростку не хватает денег, траты все равно ложатся на родителей. Поэтому, если у вашей дочери нет накоплений или дохода, возраст не изменил бы ситуацию.

Как отменить заказ на Wildberries

По правилам дистанционной продажи договор считают заключенным, как только маркетплейс получил уведомление о сделанном заказе — даже если тот не был оплачен. Чтобы подтвердить возникновение взаимных обязательств, продавец отправляет покупателю номер заказа или другой идентификатор.

Покупатель вправе отказаться от заказанного товара до получения или в течение семи дней. Тогда продавец возвращает деньги за товар, удерживая расходы за его доставку на склад  . Это законно. Если на привязанной карте нет денег, траты за доставку спишут, когда деньги там появятся или к аккаунту привяжут другую карту, с деньгами.

Как только покупатель создает заказ на Wildberries, отменить его он может лишь за деньги — от 100 ₽ за каждый товар. Столько же стоит отправка обратно, если вовремя не забрать заказ. Источник: wildberries.ru
Как только покупатель создает заказ на Wildberries, отменить его он может лишь за деньги — от 100 ₽ за каждый товар. Столько же стоит отправка обратно, если вовремя не забрать заказ. Источник: wildberries.ru

Станет ли Wildberries взыскивать деньги за доставку через суд

Я такой судебной практики не нашла. Но иски до 50 000 ₽ могли рассмотреть мировые судьи, чьи решения не всегда попадают в общий доступ.

Скорее всего, такие тяжбы невыгодны маркетплейсу. Чтобы через суд вернуть деньги за обратную доставку, продавцу придется:

  1. Найти адрес ответчика. Это проблематично: даже если он указал настоящие имя и фамилию, адрес проживания известен не всегда — если только клиент не заказывал курьерскую доставку на дом.
  2. Уплатить минимальную госпошлину за подачу иска в суд — 400 ₽.
  3. Отправить ответчику копию иска с перечнем документов.
  4. Если маркетплейс выиграет — запросить исполнительный лист, направить его судебным приставам и дождаться, чтобы они нашли открытые счета должника.

Вы пишете, что банковская карта, привязанная к аккаунту площадки, оформлена на вашего брата. Ему нечего бояться: маркетплейс может потребовать деньги только от владельца аккаунта. Но если в будущем племянница или ее одноклассница, например, случайно оформит кредит в личном кабинете банка, тот потребует деньги с процентами от самого дяди  .

Можно ли бесплатно отказаться от заказа на Wildberries

По закону — да, если продавец еще не отправил его, так как правила маркетплейса должны соответствовать российскому законодательству. Расскажу, как в жизни.

В 2023 году Роспотребнадзор в общественных интересах обратился в суд с иском к Wildberries. Мужчина из Сергиева Посада оформил заказ на маркетплейсе, но сразу понял, что товар ему не нужен. Отменить бесплатно не вышло: Wildberries утверждал, что технически нельзя остановить формирование заказа.

Роспотребнадзор констатировал, что правила интернет-магазина не позволяют покупателю отказаться от товара до его передачи. По правилам площадки для отказа нужно направить заявление на юридический адрес Wildberries в деревне Коледино. Но маркетплейс не сможет быстро среагировать на отказ, потому что даже электронные заказные письма не доходят до получателя мгновенно.

Представители Wildberries ответили, что закон не регулирует досконально способ отмены интернет-заказа и все правила торговой площадки соответствуют законодательству.

Городской и областной суды поддержали Роспотребнадзор  и обязали Wildberries предоставить потребителям право отказаться от товара в любое время до его передачи. Судебные акты вступили в силу 2 октября 2023 года.

На март 2024 года пункт 7.1 правил Wildberries разрешает покупателю отказаться от заказа. Для этого нужно отправить заявление на юридический адрес в деревне Коледино или на электронную почту sales@wildberries.ru. Правда, правила не утверждают, что такой отказ будет бесплатным. В приложении маркетплейса отмена заказа все еще платная.

Что в итоге

Заказчиком товара считают владельца симкарты, которую использовали при регистрации на маркетплейсе. В вашем случае это ваш муж. Если брак зарегистрирован официально, обязательства перед площадкой несете вы оба.

Доказать, что ребенок случайно оформил заказ, не получится. Если покупки уже поступили в пункт выдачи, отказаться от них можно только оплатив обратную доставку — от 100 ₽ за каждый товар. Это законно. Если на банковской карте нет денег, маркетплейс вправе обратиться в суд, а вы — подать возражение к иску.

Если владелец симкарты сразу после оформления заказа напишет на электронную почту площадки заявление об отказе от договора купли-продажи, трат на обратную транспортировку быть не должно. Иначе можно пожаловаться в Роспотребнадзор и обратиться в суд — чтобы маркетплейс не взыскивал расходы, которые понес уже после получения вашего письма.

Алиса МаркинаДелали случайные заказы на большие суммы? Расскажите, как так вышло:
  • Надежда ОсиповаИнтересно послушать ответы. Считаю вб обнаглевшей площадкой)265
  • РыжаяОтвечу оптом на все вопросы - нет. Вайлдберриз обязан предоставить потребителю право в любой момент отказаться от товара до его доставки, а после доставки в течение семи дней. Есть решение суда по иску Роспотребнадзора, которым вб обязали изменить правила продажи и предоставить такую возможность, но оно пока не вступило в силу, чем вб и пользуется. А в Вашей ситуации самый простой вариант - завести новый аккаунт.113
  • Надежда ОсиповаРыжая, а что будет со старым? То есть взыскания они никакие сделать не смогут?2
  • РыжаяНадежда, по их правилам, могут принудительно списывать со все карт, которые привязаны/были привязаны к аккаунту. Карту можно перевыпустить, тогда не спишут. Учитывая стоимость обратной доставки, в теории могут обратиться в суд за взысканием. Но т.к дочка несовершеннолетняя, вряд ли станут. Я конечно могу предположить самый плохой вариант развития событий - вб подает в суд, запрашивает инфо о владельце карты и ответчиком привлекает папу. Но т.к аккаунт оформлен на дочку, Вы обращались в поддержку с требованием отменить заказы, перспектив у них примерно ноль. Переписку с поддержкой не теряйте, на всякий случай.20
  • ПарампампамРыжая, о Роспотреб наконец зашевелился, спустя кучу жалоб. У меня тоже такое было, хочу подать в суд, чтобы вернули деньги за платный возврат, но никак нет времени заняться всем этим, т.к. забочусь о младенце.38
  • ПарампампамКарту лучше заблокировать и завести новую, т к. и после отвязки могут снять деньги. На аккаунте тогда будет минус в кошельке за платные возвраты, если делать новые заказы, тогда спишут деньги, решается путем заведения нового аккаунта на другой номер.61
  • AnnaПохоже рассказ о мальчике она восприняла как руководство к действию... Ох уж эти подростки, закатывание глаз и возмущение ни разу не значат, что они так не поступят.75
  • juarhalaRoman, да зачем получать если они не нужны. Отказаться от всех на пвз и оплатить по честному стоимость возврата - виноваты значит виноваты, под дулом пистолета же никто не заставлял заказывать. Желательно из карманных денег ребенка, чтобы в следующий раз поняла, как дорого деньги достаются и не спускала их на ерунду (то что она отнекивается, явно дает понять, что ей пофигу и в следующий раз она без проблем сделает так же). Я бы вообще отобрала карточку после такого и давала только наличку - зачем родителям такой геморрой на свою голову. Но тут и позиция родителей явно просто фейспалм - виноваты плохие ВБ, заказывать на полтинник дитачку заставили, а дитачка святая🙈38
  • Kettujuarhala, в магазине можно оставить тележку с товарами внутри магазина и уйти. и все будут свободны и довольны ВБ же такой опции не предоставляет, хотя условная тележка с реально существующими товарами ещё даже не находится в руках покупателя43
  • ПарампампамAnna, да там по сути никаких препятствий для случайных заказов. У меня вообще как было, когда захожу в корзину, она часто висла, при любом количестве товара в ней, и вот как-то раз прокручиваю я корзину и тыкаю удалить, и как раз зависло, отвисло, корзина прокрутилась в самый конец и тык тоже отвис, и попал на заказать, не знаю как это технически все происходит, а по умолчанию в корзине все товары выбраны, вот всё и заказалось. Раньше можно было в течение первых 10 минут отменить заказ, я не знаю, почему они убрали эту прекрасную функцию. Я минуты через 3, когда поняла что кнопочки этой больше нет, написала в поддержку обращение об отмене, мне только на вторые сутки ответили, когда уже началось поступление товаров в пвз, что мы не можем, у̶ ̶н̶а̶с̶ ̶л̶а̶п̶к̶и̶ нет такой технической возможности, вы имеете право(да ладно!) отказаться в пвз (ага, и заплатить за возврат по 100 р. за каждую мелочь). Возврат обошелся около 5 тыс., и кучу потраченных нервов, и это еще был выкуп на около 15 тыс того, что я изначально планировала купить. Но вообще это противоречит ЗОЗПП ст. 26.1 п.4, жалобу в Роспотребнадзор отправила, ответили вода водой, переставляя слова с одного места на другое переписали мне п.4 ст. 26.1, всё. По сути все сводится к тому, что нужно подавать иск, а мне пока некогда этим заняться.70
  • AnnaПарампампам, ого, интересная бизнес-модель. Спасибо, что рассказали, я у них не заказывала и теперь не стану.38
  • МарияРыжая, как доказать, что аккаунт на несовершеннолетнего? Телефон отца, карта дочки, но детская карта обязательно привязана к взрослой. Ответственность на родителях. Заплатить пересылку назад (причëм пока это требуют не всё продавцы) и закрыть вопрос.2
  • user2186583Что характерно для наших сограждан всех возрастов, виноват кто угодно, - магазин, подружка, только не они сами.44
  • Uno_kliene_problemuser2186583, прошу заметить, что я никого не обвиняла в своём посте. Хотя я понимаю, что вы, очевидно, ищите повода поспорить, аргументирую, почему я не считаю себя обязанной оплачивать платный возврат (спойлер: даже не потому, что это дело рук дочери, а не моих). Во-первых, я считаю, что вводя комиссию за платные отказы, маркетплейс обязан "усложнить" процедуру заказа. Мб дополнительной проверкой или хотя бы выводом предупреждающей плашки. Это с точки зрения уважения ко мне как к покупателю. Во-вторых, с точки зрения закона, я считаю нарушением своих прав потребителя, отказ отменить заказ в первые часы после его создания и до того, как были понесены хоть какие то издержки. Их "технические возможности" - это их проблемы, а не мои. Так как мне необходимо узнать, как мои аргументы соотносятся с правовым полем и существующими прецедентами, я написала этот пост. П.С. Мой длинный ответ не для вас, а для тех, у кого возникнут подобные вопросы. Спасибо за внимание.92
  • Uno_kliene_problemПарампампам, спасибо за совет!3
  • Dinzel54Да ВБ вообще днище. Сколько сравнивал с озон, на ВБ всегда дороже. А ещё на пунктах выдачи постоянно толпы.55
  • КристинаПочему вы не донесете до ребенка, что она тратит не свои деньги? Я бы оставила все заказанное, и пусть она носит это 5 лет, раз иначе не понимает.28
  • АкацияTatiana, вполне может быть. У меня больная на всю голову коллега так кнопочку на моем телефоне нажала. Взрослые люди бывают тупые, а тут дети. Ну и случилось и случилось. Бывает. Не бывает так, что подросток вообще нигде не косячит. Просто поговорите. Будет опыт. А бить не надо. И орать не надо.41
  • Dinzel54Марина, дамы, вообще не понимаю о каких проблемах с Озон вы говорите. Всё как часы и нет ощущения что площадка в любой момент может развести на деньги. Сколько было вопросов спорных, всегда на моей стороне площадка была. Разве что да, предоплата.74
  • Артем АртемовРыжая, а можно ссылочку на решение1
  • РыжаяАртем, ловите https://podolsky--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=594251315&delo_id=1540005&new=0&text_number=111
  • Артем АртемовРыжая, не дает к сожалению, только на сайт суда.1
  • РыжаяАртем, поищите по номеру дела тогда. 2-3456/20238
  • РыжаяАртем, апелляция уже рассмотрена кстати, решение вступило в силу 10 октября. Вб уже нарушает значит. Нужно в прокуратуру жаловаться. https://oblsud--mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=35551826&case_uid=fc3e9b61-9026-4ac7-b0ec-4c1601d6dd7e&delo_id=5&new=5 Дело 33-34157/202315
  • РыжаяАлександра, если есть расходы на доставку. Какие расходы через десять минут после заказа?42
  • АннаПоэтому пользуюсь Озоном, а не Вайдберриз, пусть иногда дороже, но зато заказ можно отменить бесплатно и в любой момент40
  • Анна АшихминаSlyboots, вот только правила у вб меняются каждую неделю. Когда я там регистрировалась в 2000х, возврат был бесплатный (это и подкупило, кстати), но чтобы вернуть, надо было заполнить бумажку-заявление на возврат, как в обычном магазине. Я с этим была согласна. С нынешними правилами возврата я не согласна, поэтому почти ничего и не заказываю уже45
  • ЛимончеллаМарина, неправда. На озоне уже давно есть "оплата после примерки". И лёгкий бесплатный возврат на выкупленные товары. И ассортимент там "не более мужской". Вы когда последний раз были на озоне, лет 10 назад?))41
  • ХойяDinzel54, озон и вб - небо и земля в плане сервиса; покупая в озоне, всегда уверена, что если что-то пойдёт не так, останусь при своих. Вайлдберриз - лотерея. Всё равно иногда им пользуюсь, потому что в плане одежды и особенно детских вещей вб вне конкуренции. И вопрос даже не в цене, но и в самих вещах, которых тупо нигде больше нет. Но тоже поражает, когда его начинают отстаивать как удобный и надёжный маркетплейс. Да я каждый раз, как в ПВЗ прихожу, обязательно встречаю рассерженного клиента, который пытается вернуть свои деньги, а сотрудник только разводит руками.45
  • ЛимончеллаПарампампам, а зачем держать в корзине все что надо и не надо? Есть же кнопка избранное, или как там она на вб называется.27
  • ХойяТатьяна, зачем вы их оправдываете? Нет у них никаких издержек. И уж точно нет никакой проблемы сделать временной лаг хотя бы минут в 10-15, за который информация о заказе не передаётся на склад, а покупатель имеет возможность отменить ошибочный заказ. Но они совершенно сознательно лишили покупателя такой возможности вместе с введением платного возврата. Потому что из-за нескольких сотен, да и пары тысяч, никто судиться не пойдёт, а навар для компании огромный. Что значит - "делать осознанно"? Если даже не говорить о детях (кстати, даже годовалый ребёнок очень легко может сделать заказ с маминого телефона "в два клика", а поучать эту маму горазд любой, кому не доводится с таким ребёнком проводить много времени), то ошибиться легко может и любой взрослый. Или из-за неправильного выбора, или случайного нажатия, или, как описала девушка выше, подвисшего телефона. Почему вы считаете нормальным лишать людей права на ошибку?29
  • Падме АмидалаА почему вы ограждаете свою дочь от ответственности за последствия? Если у нее есть своя карта и карманные деньги, то она вполне может с них оплатить платные отказы. После этого, возможно, сделает соответствующие выводы. И в детдом сдавать не придется.33
  • AnnaЛимончелла, а почему бы и нет. В других магазинах спокойно лежит в корзине без риска отправки с невозможностью отмены.37
  • KonstantinКогда не смог отменить заказ случайно созданный на другой адрес, понял что с ВБ пора завязывать. Сейчас в 95% случаев пользуюсь озон, иногда Яндекс.36
  • ФальстартНадежда, и это ещё лояльная формулировка55
  • ПарампампамЛимончелла, положила, потом передумала, как раз хотела удалить, и вот. Еще у меня как-то пропала половина избранного, поэтому в корзине много чего лежало.11
  • Дарья РысеваМарина, на озоне тоже есть постоплата (касательно одежды и обуви). Возврат не через какое-то заявление, а через заявку из личного кабинета, которую рассматривают очень быстро. Если отказаться в ПВЗ — то и заявка не нужна. Про "мужской" ассортимент вообще бред, если честно.35
  • Uno_kliene_problemСпасибо за ответ! Узнала то, чего раньше не знала. Перечитала свой текст, поняла, что не указала важную деталь: не прошло и получаса, как я связалась с поддержкой. «А извините, заказы уже в работе!» — «Блиц, Блиц — скорость без границ». Может я писала это в комментариях, но что-то уже даже страшно в них заглядывать) Так как тест я писала ещё в октябре, расскажу чем дело кончилось. С маркетплейсом: на моё электронное письмо никак не отреагировали, заказы пришли и ушли, в личном кабинете минус. С дочерью: то ли подействовали мои ахи, причитания, а местами и крики, то ли сама испугалась того, что натворила — к вайлбериз не приближается, на озон заходит только с моего аккаунта при мне, детская карта Тинькофф всё ещё действует. Я: какие могла принять меры — приняла, выводы сделала, на вайлдбериз больше ни ногой. Продавцам, которые больше всего пострадали в этой истории посылаю лучи сочувствия. Прошу прощения, что не предвидела такого развития событий и имела неосторожность познакомить ребёнка с этой площадкой. И ещё. В октябре было много комментариев о том что с дочерью надо было просто поговорить и объяснить или наорать и побить и тогда бы такого не случилось. Я не уверенна, что хотя бы половина авторов этих комментов живут/жили под одной крышей с подростком и могут/могли, используя гуманные методы (а мы же за гуманность, да?) что-то подростку объяснить или везде и во всём его проконтролировать. А те, кто всё-таки справился с этой задачей, мягко и безболезненно для обеих сторон пережили этот период, большие молодцы. Жду ваших книг по воспитанию или хотя бы статей на ТЖ. Всем добра, в комментариях я уже в прошлый раз всё сказала, продолжать отвечать и мусолить эту тему не хочется.29
  • ЛокиНадежда, ну так не пользуйтесь ей, пользуйтесь любой другой альтернативой. Набор товаров везде одинаковый. "Голосуйте рублём" как говорится.45
  • ЛокиПарампампам, от случайных заказов там есть функция "подтверждать заказ кодом/паролем".4
  • ЛокиAnna, потому что алгоритмы маркетплейсов расценивают отправку в корзину как спрос, а потом поднимают цену на эти товары.2
  • ДмитрийAnton, увидите яму на дороге — ни в коем случае не пишите обращение, даже если вопрос можно решить в пару кликов. Столкнетесь с хамством в госучреждении — терпите, зачем давать обратную связь и делать жизнь вокруг лучше? Изо всех сил тренируйте зажмуривание — это залог стабильности.58
  • LauraAnton, встречный непрошеный совет: не нравится бухтение - не заходите в интернет.39
  • ИгорьМарина, плату за доставку устанавливает и получает только вб, по своим собственным критериям, продавцы здесь не при чём3
  • ИгорьЛоки, нету таких алгоритмов) во первых цены устанавливают продавцы, маркет может только играть со своей скидкой, во вторых площадке наоборот выгодней быстрей продать, получить кэш и освободить место на складе. Не забывайте ещё про конкуренцию между маркетами1
  • Марина БулжатоваНадежда, вопрос об ответственности родителей,а не про магазин. Надо объяснять детям хоть что то,а не просто сунуть им телефон,в котором они сидят сутками10
  • ВиолаЛоки, слово "альтернатива" само означает что-то другое)) Набор неодинаковй, цены сильно разные1
  • user1791373Виола, тогда не жалуйтесь2
  • ЛокиИгорь, изучите вопрос как следует, потом комментируйте.2
  • ИгорьЛоки, вы продаёте на маркетах? Может быть работаете в вб? Это вам надо изучить вопрос, а не сочинять небылицы1