Что делать, если ребенок случайно заказал на маркетплейсе товаров на 44 000 ₽?
Отдать в детдом не вариант, нужны более гуманные методы.
Как все было. Недавно провела с 12-летней дочерью воспитательную беседу по поводу «нечаянных заказов» на маркетплейсах. Поводом послужила новость о мальчике, который наделал заказов на 250 тысяч рублей. Дочь закатила глаза: «Я не такая тупая, я все понимаю». А позавчера — хоп! — и вся ее корзина на Wildberries оформлена как заказ. Дочь утверждает, что это не она, а одноклассница, которая взяла ее телефон.
В сухом остатке: аккаунт дочери привязан к ее телефонному номеру, оформленному на мужа. Карта принадлежит ребенку, оформитель — мой брат: иногда он присылает дочери по 300 ₽ на карманные расходы. Деньги не списались, потому что на карте их не было, — операция отмечена как неудачная.
У всех заказов статус «не оплачено», они находятся в разной степени готовности. Служба поддержки утверждает, что остановить процесс доставки нельзя. Но я могу отказаться от товаров или просто не прийти за ними — правда, тогда сервис вычтет стоимость обратной перевозки.
Теперь вопросы:
- Может ли Wildberries потребовать деньги за платный возврат с моего мужа как владельца привязанного к аккаунту номера, c брата как владельца карты или с меня как законного представителя?
- Если заказы не оплачены, возникли ли между маркетплейсом и ребенком или родителями гражданско-правовые отношения?
- Вправе ли Wildberries отказываться отменять доставку товаров? Если нет, то что делать? И стоит ли вообще переживать, если заказы не оплачены? Могу ли я указать, что аккаунт оформил несовершеннолетний, или это трудно доказать?
Для маркетплейса заказ выглядит, как будто его сделал взрослый человек. Wildberries идентифицирует покупателей по симкарте, которая в вашем случае оформлена на мужа, — технически ответственность за заказ ложится на него.
Расскажу, как маркетплейс регистрирует клиентов и заказы, законны ли его правила возврата и что можно сделать в этой ситуации.
О чем вы узнаете
Как Wildberries регистрирует клиентов
В марте 2024 года зарегистрироваться на Wildberries можно с помощью кода, который приходит на указанный номер телефона. Паспортные данные площадка не требует.
В вашем случае телефонный номер оформлен на мужа, поэтому регистрация с его номера юридически выглядит как его же действия — даже если в профиле указано женское имя. Маркетплейс обоснованно предполагает, что на ребенка до 14 лет оформить симкарту нельзя, а на подростка от 14 до 18 лет — можно только с письменного согласия и под финансовую ответственность родителя или другого законного представителя.
Кто несет ответственность за заказ
Договор между владельцем симкарты и продавцами маркетплейса начинает действовать с момента оформления заказа — независимо от оплаты. Поэтому обязательства перед площадкой несете вы с мужем или только он, если ваш брак официально не зарегистрирован .
Доказать, что взрослые не имеют отношения к договору купли-продажи товаров на маркетплейсе, не получится: взрослые отвечают за то, что передали ребенку симкарту.
Обстоятельств, по которым сделку можно признать недействительной, в вашей ситуации нет: это не мелкая покупка, а доказать, что заказ оформил ребенок младше 14 лет, невозможно .
В каком возрасте к ответственности можно привлечь ребенка
Ребенка до 14 лет считают малолетним. Он вправе :
- тратить карманные деньги;
- получать подарки, которые не надо регистрировать. Сюда относят все, кроме долей, акций, недвижимости и транспорта;
- совершать мелкие бытовые сделки — например, покупать себе одежду или дарить кому-то недорогие подарки.
Все прочие сделки за малолетних совершают их родители, опекуны или усыновители. Они же несут за них ответственность. Если по недосмотру взрослых ребенок до 14 лет совершил дорогую покупку или причинил кому-то вред, расплачиваться придется им.
Получается, 300 ₽, которые дядя отправляет племяннице, — это карманные деньги, которые девочка может тратить как захочет. А вот заказанные на 44 000 ₽ товары и компенсация их возврата — расходы семейного бюджета.
Ребенок старше 14 лет получает больше прав и обязанностей. Например, он может :
- тратить стипендию, заработок и другие доходы;
- вносить вклады в банк и снимать деньги со своих счетов;
- считаться автором результатов интеллектуальной деятельности.
Значит, дочь бы могла нести ответственность за заказ, то есть оплатить возврат из своего кармана, будь она старше. Правда, если подростку не хватает денег, траты все равно ложатся на родителей. Поэтому, если у вашей дочери нет накоплений или дохода, возраст не изменил бы ситуацию.
Как отменить заказ на Wildberries
По правилам дистанционной продажи договор считают заключенным, как только маркетплейс получил уведомление о сделанном заказе — даже если тот не был оплачен. Чтобы подтвердить возникновение взаимных обязательств, продавец отправляет покупателю номер заказа или другой идентификатор.
Покупатель вправе отказаться от заказанного товара до получения или в течение семи дней. Тогда продавец возвращает деньги за товар, удерживая расходы за его доставку на склад . Это законно. Если на привязанной карте нет денег, траты за доставку спишут, когда деньги там появятся или к аккаунту привяжут другую карту, с деньгами.
Станет ли Wildberries взыскивать деньги за доставку через суд
Я такой судебной практики не нашла. Но иски до 50 000 ₽ могли рассмотреть мировые судьи, чьи решения не всегда попадают в общий доступ.
Скорее всего, такие тяжбы невыгодны маркетплейсу. Чтобы через суд вернуть деньги за обратную доставку, продавцу придется:
- Найти адрес ответчика. Это проблематично: даже если он указал настоящие имя и фамилию, адрес проживания известен не всегда — если только клиент не заказывал курьерскую доставку на дом.
- Уплатить минимальную госпошлину за подачу иска в суд — 400 ₽.
- Отправить ответчику копию иска с перечнем документов.
- Если маркетплейс выиграет — запросить исполнительный лист, направить его судебным приставам и дождаться, чтобы они нашли открытые счета должника.
Вы пишете, что банковская карта, привязанная к аккаунту площадки, оформлена на вашего брата. Ему нечего бояться: маркетплейс может потребовать деньги только от владельца аккаунта. Но если в будущем племянница или ее одноклассница, например, случайно оформит кредит в личном кабинете банка, тот потребует деньги с процентами от самого дяди .
Можно ли бесплатно отказаться от заказа на Wildberries
По закону — да, если продавец еще не отправил его, так как правила маркетплейса должны соответствовать российскому законодательству. Расскажу, как в жизни.
В 2023 году Роспотребнадзор в общественных интересах обратился в суд с иском к Wildberries. Мужчина из Сергиева Посада оформил заказ на маркетплейсе, но сразу понял, что товар ему не нужен. Отменить бесплатно не вышло: Wildberries утверждал, что технически нельзя остановить формирование заказа.
Роспотребнадзор констатировал, что правила интернет-магазина не позволяют покупателю отказаться от товара до его передачи. По правилам площадки для отказа нужно направить заявление на юридический адрес Wildberries в деревне Коледино. Но маркетплейс не сможет быстро среагировать на отказ, потому что даже электронные заказные письма не доходят до получателя мгновенно.
Представители Wildberries ответили, что закон не регулирует досконально способ отмены интернет-заказа и все правила торговой площадки соответствуют законодательству.
Городской и областной суды поддержали Роспотребнадзор и обязали Wildberries предоставить потребителям право отказаться от товара в любое время до его передачи. Судебные акты вступили в силу 2 октября 2023 года.
На март 2024 года пункт 7.1 правил Wildberries разрешает покупателю отказаться от заказа. Для этого нужно отправить заявление на юридический адрес в деревне Коледино или на электронную почту sales@wildberries.ru. Правда, правила не утверждают, что такой отказ будет бесплатным. В приложении маркетплейса отмена заказа все еще платная.
Что в итоге
Заказчиком товара считают владельца симкарты, которую использовали при регистрации на маркетплейсе. В вашем случае это ваш муж. Если брак зарегистрирован официально, обязательства перед площадкой несете вы оба.
Доказать, что ребенок случайно оформил заказ, не получится. Если покупки уже поступили в пункт выдачи, отказаться от них можно только оплатив обратную доставку — от 100 ₽ за каждый товар. Это законно. Если на банковской карте нет денег, маркетплейс вправе обратиться в суд, а вы — подать возражение к иску.
Если владелец симкарты сразу после оформления заказа напишет на электронную почту площадки заявление об отказе от договора купли-продажи, трат на обратную транспортировку быть не должно. Иначе можно пожаловаться в Роспотребнадзор и обратиться в суд — чтобы маркетплейс не взыскивал расходы, которые понес уже после получения вашего письма.