Я победила в нескольких олимпиадах по географии и заработала на этом около 1 000 000 ₽

22

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Выбор состязания

Я участвовала в олимпиадах еще с начальной школы (Кенгуру, Русский медвежонок, British Bulldog) — дома до сих пор лежат закладки, диски и календарики.

После перехода в среднюю школу учителя-предметики меня стали активно привлекать к участию в школьном этапе ВсОШ, и я с удовольствием писала олимпиады. Обучение в общеобразовательной школе было для меня немного скучным. Задания на олимпиадах по любому предмету были необычными, интересными, заставляли подумать и проявить творческий подход, а не просто сделать по аналогии с тем, как написано в учебнике.

К 7-8 классу я определила круг наиболее интересных мне олимпиад: география, история, обществознание, английский язык, экология, биология. И география стоит в этом списке на первом месте не случайно: это заслуга моего школьного учителя, который очень активно привлекал успевающих учеников участвовать в олимпиадах по географии и даже давал небольшие денежные поощрения за призерство на муниципальном и региональном этапе.

В 9 классе появилась возможность участвовать в региональном этапе ВсОШ, и это был для меня необычный опыт, так как запрещалось пользоваться атласами. Для меня это было не совсем катастрофой, но большим препятствием: я привыкла решать задачи по географии, виртуозно пролистывая атласы (а я брала их сразу 2-3), анализируя и сравнивая карты и дополнительную информацию к ним. Тем не менее, мне удалось стать призёром, и так начался мой путь в олимпиадной географии.

Подготовка

Перед 9 классом летом родители предложили мне заниматься в Школе юного географа (ЮНГ) в МГУ. Это бесплатно, и к тому времени у меня уже были успехи в олимпиадах по географии (муниципальный этап ВсОШ, Московская олимпиада школьников). Я поступила в ЮНГи, и это было погружение в удивительный мир физической географии. Особенно меня впечатлили лекции по геоморфологии, почвоведению и картографии. Обучение немного похоже на университетский формат: идет курс лекций по разделу географии (обычно это около 8-10 лекций), а после — "зачет".

В школе ЮНГ я познакомилась с олимпиадником, который параллельно занимался в другом образовательном учреждении — Центре педагогического мастерства (ЦПМ). Он настойчиво агитировал меня присоединиться, но я считала, что ЮНГов пока достаточно.

Впервые я пришла в ЦПМ в середине 10 класса на сборы по подготовке к региональному этапу ВсОШ, затем успешно написала его и попала в сборную Москвы по географии. После сдачи экзамена FCE по английскому языку в конце 10 класса я сосредоточилась на географии, и в 11 классе посещала занятия в ЦПМ два раза в неделю.

Абсолютно всем желающим погрузиться в географию я настоятельно рекомендую брать руки в ноги и без лишних раздумий бежать в ЦПМ, потому что это лучшее место не только (и не столько) для подготовки к олимпиаде, но и доя поиска друзей, единомышленников и наставников по жизни. В географическом олимпиадном кружке ЦПМ преподают талантливые и всецело преданные своему делу наставники, для которых все занимающиеся — одна большая семья. Для меня лично ЦПМ даже большая альма-матер, чем университет, и я каждый год прихожу в стены родного для меня кружка.

Да, учиться будет непросто, особенно первое время — у меня был шок от уровня знаний окружающих на первых сборах. Но если не бросать, вы быстро вольетесь в коллектив и просто за счет общения с умными товарищами будете накапливать багаж знаний. Постарайтесь найти себе друга или группу товарищей, общайтесь на переменах и онлайн, обсуждайте вместп лекции, задания с занятий и текущих олимпиад.

После победы на ВсОШ я попала в список кандидатов в сборную Росии по географии. В 2017-2018 гг. для кандидатов в сборную проводились двухнедельные (для членов сборной России на iGeo +1 неделя) летние сборы в Тверской области и недельные осенние сборы. Эти лекционные и практические занятия с руководителями сборной были полезны не только для международной олимпиады, но и для регионального и заключительного этапа ВсОШ. Также в 10 классе я готовилась на платных курсах при МГУ, которые позволили мне обрести навыки для победы на олимпиаде "Ломоносов". Кроме того, в 11 классе со мной связался старший товарищ, который является победителем международной олимпиады по географии, и передал мне британский учебник по географии для средней школы: я решала этот учебник на уроках английского в школе, а после олимпиадной карьеры вернула учебник владельцу. Легенды гласят, что с тех пор данный учебник побывал еще у нескольких членов сборной России по географии.

Несмотря на то, что я не называю злесь конкретных имен и фамилий, я очень благодарна всем моим наставникам и учителям, которые приложили руку (и душу) к моим успехам.

Участие

Сборная на "большой" iGeo составляла 4 человека, на Baltic iGeo можно привезти до 8 участников от страны. Чтобы попасть на международную олимпиаду по географии, нужно (было) стать победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии. Внимание: победителем, не призером! Таких в 2017-2018 году было всего 16 человек. А чтобы дойти до заключительного этапа, нужно отобраться еще через три: школьный, муниципальный и региональный.

Хорошая новость — призеры и победители этапа прошлого года могут не писать предварительные этапы в следующем году. Это касается и заключительного этапа: если ты уже призер, можно сразу ехать на заключительный этап и не писать региональный. Хотя я так не рекомендую делать!

Кроме того, чтобы войти в сборную России, нужно знать английский язык на хорошем уровне, ведь задания iGeo и Baltic iGeo не переводятся, в отличие от международных олимпиад по другим предметам. Да, и ответы надо тоже писать на английском языке. Для отбора проводилось тестирование по английскому языку для примерно 20 избранных кандидатов после основных туров ВсОШ.

Про структуру и этапы ВсОШ было написано уже много всего, и я не стану повторяться. На международной олимпиаде по географии структура похожа, но тест из 30 вопросов не бумажный, а мультимедиа (фото, графики, видео, аудио), а практический тур разбит на две части: полевую и камеральную, где происходит отрисовка карт и анализ собранного в поле материала.

Так как я всегда писала олимпиады в первую очередь для собственного удовольствия, особой нервозности ни на одном этапе олимпиад я не испытывала. Скорее, у меня было сосредоточенное состояние и настрой на интенсивную работу головой (а на практуре — и руками-ногами). Это вызвало даже некоторое недоумение психолога сборной Москвы при разговоре на сборах перед заключительным этапом. Она спрашивает "Оля, как у тебя дела? Какие трудности? Какие цели ставишь? Нервничаешь?" и т.п., а я в ответ что-то вроде "да, да, все супер, отлично, трудностей нет, все в удовольствие, целей особо нет, стану призером — хорошо". А стала 9ой в общем зачете.

Самым запоминающимся моментом моей олимпиадной карьеры был эпизод во время моего первого всероса в 10 классе. Почти все туры (теоретический и практический) завершились, остался только тестовый тур. Я шла в корпус-общежитие, когда ко мне в коридоре подошел один из руководителей сборной России и неформально (мы были знакомы с ним еще до всероса) спросил "Оля, а как у тебя с английским?". Я без задней мысли ответила "Отлично, B2 есть", и он в своем стиле загадочно улыбнулся. Тогда я поняла, что мои результаты оказались неожиданно хороши. Девочку, которая год назад не могла решить задания регионального этапа без атласа, готовы рассмотреть в качестве кандидата в сборную России. Когда мне позвонили в мае и сказали собираться в Литву, это конечно, был шок контент.

Особый предмет гордости — победа команды России на постерной сессии iGeo 2018, где мы рассказывали об использовании природных ресурсов Урала в промышленности и рекреакции и их роли в освоении данной территории. Я главным участвовала в дизайне постера и его красочном оформлени, а также вместе с сокомандниками презентовала постер жюри и интересующимся участникам из других стран.

Призы

В результате я серебряный призер международной олимпиады по географии iGeo 2018 и серебряный призер региональной международной олимпиады Baltic iGeo 2018. А также двукратный победитель Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) по географии в 2017 и 2018 году, двукратный победитель олимпиады "Ломоносов" по географии, призер олимпиады СПбГУ по географии, двукратный призер регионального этапа ВсОШ по истории.

Любопытный факт: призёрство международной олимпиады не дает право на поступление без вступительных экзаменов (БВИ)! Свой БВИ я заработала еще до своей первой поездки на заключительный этап ВсОШ — я стала победителем олимпиады "Ломоносов" в 10 классе. Вообще у меня не было цели получить БВИ, для меня одимпиады всегда остаются своеобразным увлечением и головоломкой.

Дисклеймер: все дальнешие призы актуальны на 2017-2018 год, сейчас ситуация поменялась. Первый крупный материальный доход от олимпиады я получила от региона после призёрства на региональном этапе ВсОШ в 9 классе. Затем были выплаты от мэра Москвы после двух побед на заключительном этапе ВсОШ и федеральная выплата серебряному призеру международной олимпиады. В общей сложности чисто деньгами я заработала почти 1 млн рублей на участии в олимпиадах.

Также участники команды международной олимпиады в получают мелкий мерч, рюкзак, одежду (кроссовки, ветровку, толстовку, футболки, поло, полевые брюки, бандану) и костюм: для парней костюмы шили индивидуально. Для кандидатов в сборную Москвы и сборную России проводятся бесплатные сборы, в общей сложности у меня выходило до 4 раз в год. Проживание и транспортировка до места проведения олимпиады (как всероссийской, так и международной), а также экскурсии тоже за счет государства. Чего стоит один только перелёт из Москвы в Квебек!

И самое главное, это не материальные призы, а человеческие связи: друзья, коллеги, преподаватели. С некоторыми знакомыми с международной олимпиады я до сих пор поддерживаю редкую связь онлайн, а с товарищами из команды Москвы я регулярно общаюсь, хотя жизнь разбросала нас по совсем разным путям.

Советы

Мой путь значительно отличается от других олимпиадников, которые "ботают" 24/7 годами, чтобы добиться заветной цели: бесконечно читают книги, учат и повторяют фактмат, делают списки, слушают все доступные лекции. Мне кажется, это не продуктивно: нужно давать голове отдыхать.

Да, для олимпиад знание фактического материала важно, но в географии гораздо важнее понимать взаимосвязи: как элементы выстраиваются в систему, как компоненты природы взаимодействуют друг с другом, каковы условия и факторы развития природных, социальных, экономических процессов. Понимание (не знание!) закономерностей и позволяет во многом компенсировать недостаток фактических знаний.

Не стремитесь объять необъятное: если ваш уровень знания номенклатуры позволяет не быть шокированным при получении бланка заданий, то поработайте над развитием пространственного и аналитического мышления. Не ленитесь участвовать в перечневых олимпиадах: они могут дать БВИ, но что важнее — они по-разному проверяют ваши знания и умения в географии, а также позволяют привыкнуть к напряжению на ВсОШ.

Просмотрите и по желанию прорешайте варианты заданий прошлых лет, но сильно не увлекайтесь: на олимпиаду сложно "натаскаться", это не ЕГЭ.

Если Вы отобрались на заключительный этап ВсОШ по географии, обратите внимание на практический тур. Вспомните, как пользоваться компасом и делать расчёты, развивайте глазомер и умение очень быстро решать задачи.

Перед олимпиадой (или отдельным туром) олимпиады обязательно выспитесь, не ботайте на ночь. Соберите заранее все принадлежности, воду, шоколадку, подберите комфортную одежду. На туре никто не смотрит на ваш внешний вид, а любимый свитер поможет чувствовать себя спокойно.

Старайтесь решать (или хотя бы просматривать) задачи по порядку и следить за временем. Если Вы начали решать задачу, но не получается нацти ответ сразу — не нужно паниковать, следует отложить эту задачу и вернуться к ней позднее. Помните, что в одном задании может быть подсказка для другого задания!

Самое главное помнить, что олимпиада — это не битва, в ней нет победителей и проигравших. Ставьте реалистичные цели и не огорчайтесь, если что-то не получается — проработайте свои слабые места и дальше покоряйте другие олимпиады и ЕГЭ.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество