Как правило, ни родители, ни дети не выбирают режим учебы. Приходится подстраиваться под обстоятельства.
Тем не менее все спорят, что лучше — неторопливое утро или разгруженный вечер. Мы попросили читателей Т—Ж рассказать, как они относятся ко второй смене в школах и почему. Собрали их аргументы — выбирайте, чье мнение вам ближе, и делитесь своими рассуждениями в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👍 За: можно выспаться до начала уроков
Со второго класса все четные годы обучения училась во вторую смену, и это было восхитительно. И да, я ходила в школу сама, 20 минут от дома. Нормально, не страшно было.
А вот первая смена — совершенный ад. В первую смену я часто спала по три часа, не могла есть до прихода домой вообще, с утра почти каждый раз организм выдавал рандомную жесть — дикие боли в животе или понос, например. Красота, а? С болями приходилось ползти учиться, с поносом оставляли дома или кормили таблетками и отправляли к третьему уроку.
В одиннадцатом классе меня посадили на транквилизаторы, чтобы я утром могла вставать в школу без этих издевательств. Первые два урока всегда были как в тумане. Поражаюсь, как при этом я оставалась отличницей. Ненавижу первую смену лютой ненавистью.
Помню, как семья говорила, мол, перестраивайся — во взрослой жизни никто тебе не даст спать до обеда, надо будет на работу ходить. Ха-ха. Работаю на фрилансе.
Мне в школьные годы вторая смена больше нравилась. Учились так со второго по шестой класс, начиналась в 14:00. Хватало времени и выспаться, и нагуляться. В седьмом классе уже пришлось привыкать к раннему подъему.
У нас в Приморье с октября уже очень холодно, с конца месяца порой бывает ЧП — снег по колено. А зима, которая длится четыре месяца, — это ведь жуть.
Ребенку, который учится в первую смену, нужно быть в школе в 07:40, чтобы все успеть: снять шапку, пуховик, шарф и выдохнуть. Значит, в 07:20 он должен выйти из дома — в кромешной темноте и в дикий мороз под −20 °C, порой через снег по колено, выпавший ночью, доползти полусонным до школы. И так до конца марта… В 13:30 выходить из дома ку-у-уда приятнее :)
И простая арифметика: если детенышу бодрячком нужно выйти из дома в 07:20, встать он должен в 06:40—06:50. Соответственно, лечь спать — в 21:00. Если работающая мама приходит с работы в 19—20 часов, на общение со школьником всего час остается? Неудобно. Второсменника проще попозже положить спать.
👎 Против: работающим родителям сложнее отвести детей в школу
Я училась во вторую смену во втором классе. Так как мы жили далеко от школы, то в восемь лет сама туда ходить я не могла. Весь год мама с утра брала меня к себе на работу, а оттуда везла в школу в свой обеденный перерыв.
Уже 25 лет прошло, а я до сих пор помню, что это было ужасно. Вставать приходилось рано утром, целый день занят, уроки делала либо поздно вечером, либо у мамы на работе. Но редко так получалось, потому что она работала в детском саду, а там шумно, не сосредоточиться.
Самое неприятное в учебе во вторую смену — что ребенка нельзя отвести в школу, если работаешь.
Получается, восьми- и девятилетним детям предлагают самим ходить в школу? Или одному из родителей бросить работу и водить ребенка к 12—13 часам?
Я училась в школе со второй сменой в шестом и восьмом классе, то есть мне было 11—13 лет, я уже сама ходила.
День разбит. Когда делать уроки — непонятно: с утра ты в расслабоне, днем идешь в школу, а вечером… уже устал. Да и погулять надо. Вторая смена — надругательство над детьми. И над родителями тоже: кому вести ребенка в школу к 12 часам, если ты идешь к 09:30 на работу?
👍 За: домашнюю работу можно отложить до утра и сделать на свежую голову
Мне нравилась вторая смена. Можно было спокойно выспаться утром или погулять.
Я обычно приезжал в школу пораньше, делал уроки в библиотеке, затем шел на занятия, потом — домой спать. Мне нравилось.
Утром вообще норм: родители на работах, приходишь в гости к кому-нибудь, точишь что-нибудь вкусное, играете в комп или приставку и попутно делаете домашку, ну а потом вместе идете в школу. А после школы переодеваешься, ешь быстренько да идешь гулять :)
👎 Против: большинство кружков и секций работают во второй половине дня
Я всегда за первую смену. Встал с утра, отучился максимум до двух. Далее — обед дома, кружки, улица или сон, уроки. У кого как по расписанию. Целый день свободен.
Во второй смене — она была у меня во втором и шестом классе — я вставала так же рано, но на кружки ходить не могла, так как они преимущественно были в вечернее время.
А уж про то, что голова не варит после 18:00 и твоя единственная прогулка — это дойти от школы до дома, я вообще молчу.
У меня второй смены в школе не было, но выглядит не очень удобно. Все кружки начинались в 15—17 часов. Получается, ребенок совсем без хобби и дополнительных занятий останется?
Отдохнуть и позаниматься своими делами толком не получится: утром не расслабиться из-за того, что в школу идти скоро, а вечером мало времени остается. Если речь о началке, родители не смогут проконтролировать уход ребенка в школу. Плюсов такого режима не вижу совсем.
Вот первый раз будет вторая смена, восьмой класс. Похоже, накрывается английский, и непонятно, как бассейн. В целом идея плохая: это тяжело — последний урок заканчивается в 18:55, а тренировки по карате с 19:30 четыре раза в неделю.
У меня дочь второй год подряд во вторую смену учится. Очень неудобно совмещать с дополнительными занятиями. А вечером ребенок просто вымотан. Учиться во вторую смену по субботам — особая форма садизма. Школа переполнена, терпим.
👍 За: первую половину дня тоже можно проводить с пользой
Я жаворонок и очень любила вторую смену. Можно встать рано и делать свои дела: кружки, уроки, просто почитать. Дома чаще всего никого нет — красота.
Днем — на учебу, после нее — гулять. Все успевалось отлично.
У меня так совпало, что любимый кружок можно было посещать и утром, и вечером, но утром ходили классные ребята, а вечером такая шобла занималась, что когда я вернулась на первую смену в седьмом или восьмом классе, то просто перестала ходить, и это была печаль печальная.
Помню школьные и студенческие времена, когда учились во вторую смену, — классное было время. Проснулась часов в девять, все взрослые на работе.
Из плюсов отмечу: учить уроки утром лучше, чем вечером, высыпалась, в утренних группах секций меньше детей, да и родителям больше свободного времени вечером, когда дети в школе.
Из минусов — не погулять вечером долго.
👎 Против: при учебе во вторую смену труднее организовать режим
Учился во вторую смену со второго до восьмого класса. Это было отвратительно. Возвращался домой поздно, приходилось быстро есть и делать уроки до посинения, поскольку в то время родители еще контролировали учебу. По крайней мере, пытались :)
Да, утром была возможность относительно выспаться или что-то доделать, но такой формат вообще не радовал.
При этом еще и субботы были учебными, поэтому фактически один полувыходной был вычеркнут. Про какие-то прогулки и личные дела, интересы можно было практически забыть. Как я радовался, когда в старших классах перешли на первую смену, — даже учитывая, что я абсолютная сова :)
Вторая смена — зло. Учился сам несколько лет. День совершенно неэффективно проходит: после учебы уже ни времени, ни сил. Часть уроков делаешь вечером, часть — утром. И в школу. Получается, что вообще время тебе не принадлежит. Так что да здравствует первая смена!
Я училась во вторую смену со второго по седьмой класс. Помню вечные сомнения: делать уроки вечером или отложить на утро? Хорошо хоть школа была самая средняя — делаешь чуть-чуть, и ты уже лучше половины класса.
В универе тоже первые два курса учились то с 11:30, то с 13:20, но там хотелось высыпаться. Хотя учеба в первую смену все-таки предпочтительнее.
Для жаворонка вторая смена — ужас. Мне повезло: я всю школу проскочила в первую. Не знаю, что делала бы, если бы попала во вторую. Скорее всего, умоляла бы родителей отвести меня в другую школу, лишь бы учиться с утра.
Все люблю делать с утра. Вторая смена — весь день разбит, псу под хвост, ни туда ни сюда.
Мои дети во вторую смену в школу не ходили и не будут, к счастью, а я в свое время училась — каждый четный класс, начиная с шестого. На самом деле ужасная практика, несмотря на то, что я сова.
Зимой вечером приходишь домой — уже поздно для уроков, и сил что-либо делать нет. А утром все равно не встать достаточно рано, плюс была еще художественная школа. Когда учишься в первую смену, режим удается организовать и удерживать значительно легче.
Ну и для родителей это дополнительные проблемы: одно дело, когда вторая смена в старших классах, но в началке… Ребенок один дома весь день, а вечером, когда мог бы быть с родителями, он в школе. С уроками все получается и того хуже.
У второй смены единственный плюс — высыпаешься. Все остальное — минусы. Пару-тройку раз отучилась во вторую. Я сова. Утром башка не варит делать уроки, поэтому делала их ночью, а утром спала чуть ли не до обеда.
Но даже при таком раскладе я всегда голосовала за то, чтобы школа была в первую смену. Отмучился — и домой. Уроки делала всегда вечером, день тратила на свои нужные дела. А вечером уже знала: предки спокойны, что я дома, мне тоже уже никуда не надо, да и башка вечером лучше соображала. Во второй смене днем — школа, вечером — уроки, утром — сплю, короче, вся жизнь мимо.
👍 За: некоторые дети любят оставаться дома сами
Училась во вторую смену во втором, третьем, пятом и шестом классах. И в этом были свои плюсы: больше времени было на то, чтобы побыть дома одной, пока родители на работе.
Любила вторую смену. И выспишься, и передачки любимые посмотришь, потому что после первой смены днем вот вообще ничего детского по ТВ не шло.
👎 Против: времени на развлечения не хватает
Я во вторую смену учился с седьмого по девятый класс. Это было ужасно: приходишь после школы, делаешь уроки и падаешь спать, пока все друзья гуляют и гоняют мяч во дворе. Плюс я природный жаворонок, и крутить шестеренки в голове мне проще в первой половине дня.
👍 За: при второй смене дети становятся более самостоятельными
Сын в конце 90-х учился во втором и третьем классе во вторую смену. Говорил, что нравится. Он занимался плаванием. В этом возрасте была только одна тренировка в день, начиналась часов в 11. Поэтому высыпался, ехал в бассейн, потом обедал и шел в школу. Уроки делал после школы, с утра или во время поездок и в перерывах. Никто его не водил за руку, кроме двух недель в первом классе. Сам везде ездил. Хотя мобильных телефонов тогда не было, а опасностей для детей хватает в любые времена.
И бытовым инвалидом тоже не был. С трех с половиной лет его соседка из сада забирала, и он часа полтора был один дома. Ну, условно один — с собакой, кошкой и крысом. Я оставляла ему перекусы, кефир в холодильнике. Лет с пяти он умел зажигать газовую плиту и разогревать еду, в шесть варил макароны, так как «суп этот я не люблю, сто раз говорил».
В целом не сильно понимаю нынешнее кудахтанье над детьми вплоть до их пенсионного возраста. Хотя нет — наверное, понимаю: куда больше усилий нужно приложить, чтобы научить ребенка самому отвечать за свою учебу, безопасно греть еду и переходить дорогу — проще водить за руку.
Четвертый, пятый, шестой классы училась во вторую смену. Свобода. Просыпалась часов в восемь — родители уже на работе, грела или готовила завтрак, заплетала себе косички, делали с подружкой уроки. Когда теплое утро было, в парке гуляли. К двум часам — в школу. Вечером с родителями общалась.
Вторая смена офигенно приучила меня быть самостоятельной: что-то готовить, плести косы, распределять время и обходиться без взрослых, уметь строить график дел на день.
Еще помню, зимой физик телескоп вытаскивал на крыльцо, и я запоем рассматривала кратеры на луне и всякие туманности. Я как раз после второй смены домой чапала.
Да, понимаю, что если ребенок нагружен кружками по полной, то вторая смена совершенно не подходит. Но в моем детстве все было легко и просто, кружки какие-то были в школе. А на те, что не в школе, родители меня возить не могли из-за работы. При этом в выходной мне всегда уделяли достаточно времени: музеи, театры, катки и прочее.
👎 Против: без сопровождения родителей ребенок может попасть в опасную ситуацию
Мы специально прописывались в школу подальше, где нет второй смены. Единственный плюс в ней вижу — в развитии самостоятельности: ребенку надо самому встать, позавтракать, приготовиться и уйти в школу. Я со второго класса так жила, причем до школы ездила. Вечером по темноте обратно. И однажды чуть педофил не увел в темном переулке. Хорошо, прохожий шел мимо и обратил внимание на странное поведение. Так что самостоятельность имеет обратную сторону.