«Совершенно потрясающая атмосфера»: как мы с мамой съездили в Выборг в июле 2024 года

Обсудить

Выборг — старинный средневековый город в Ленинградской области. В разные годы он был под властью Швеции, Российской империи, Финляндии. Поездка в Выборг позволяет окунуться в средневековую европейскую атмосферу, не выезжая из региона.

Я была в Выборге в детстве — в 2000 году мы с мамой отдыхали в пансионате недалеко от Рощино и оттуда ездили в Выборг на экскурсию. Мне очень запомнилось, как мы поднимались на башню святого Олафа, а потом гуляли по парку Монрепо. От поездки осталось ощущение праздника.

Уже будучи взрослой, в 2012 году я попала на чемпионат по ралли, который ежегодно проводится в Выборге. Старт и финиш был на Рыночной площади, но большую часть времени мы болтались по лесным дорогам вокруг Выборга.

Я давно вынашивала план приехать в Выборг основательно, но почему-то очень тяжело заставить себя выбраться в Ленобласть в выходной (кажется, что это будет очень утомительно, а вокруг будут толпы людей). Поэтому я решила, что в Выборг надо съездить с ночевкой во время отпуска в будние дни. Поездка с ночевкой дает ощущение путешествия, а не просто прогулки, и я понадеялась, что в будние дни в городе будет поменьше народа, чем в выходные. И вот мы с мамой отправились в путь!

Дорога

В Выборг ходят электрички от Финляндского вокзала. Те, что останавливаются на всех остановках, идут почти 3 часа. Мы же и туда, и обратно ехали на «ласточке». Она идет всего 1 час 12 минут. Билет туда-обратно обошелся в 777 ₽. Мне все очень понравилось: быстро, комфортно, удобно.

Но предупреждаю, что лучше приезжать на вокзал заранее, чтобы успеть занять место: и туда, и обратно электричка была набита битком, несмотря на будние дни.

Я забронировала отель. Несмотря на то, что я выбирала долго и тщательно, с отелем нам не повезло. Я выбрала отель «Летучая мышь». Он находится в пешей доступности от вокзала и центра города, в старинном здании с красивой винтовой лестницей. Номер находился в мансарде и был достаточно уютным. Завтрак был вполне разнообразный и сытный.

Но все эти достоинства были перечеркнуты одним большим недостатком: я бронировала номер комфорт, в описании было указано наличие кондиционера. С учетом того, что поездка была летом, это было важно. По факту кондиционер был отключен, и на ресепшене говорили, что сейчас в их отеле кондиционеры не предусмотрены (что особенно нелепо, учитывая, что кондиционер висел на стене).

Номер находился в мансардном этаже, и открывалось только мансардное окно. Соответственно, его нельзя было открывать во время дождя (а дождь был) и когда уходишь из номера (опять-таки в наше отсутствие дождь был, и у соседей, которые оставили окно открытым, залило всю кровать). Поэтому в номере было очень душно.

В просьбе переселить нас в номер с нормальным окном нам отказали, потому что все номера были заняты. Я считаю, что с учетом всего вышеперечисленного цена 5200 ₽ за номер сильно завышена.

По городу мы гуляли пешком, но в Монрепо и обратно вызывали такси, поездка в одну сторону обошлась в 245 ₽.

Достопримечательности

У меня была цель погулять по Выборгу без спешки, в спокойном режиме. Но было и три пункта обязательной программы: Монрепо, прогулка на кораблике и библиотека Алвара Аалто.

В Монрепо мы поехали сразу с вокзала: решили не рисковать и поехать туда, пока нет дождя. Вход в парк стоил 300 ₽. Буквально через пять минут после входа в парк мы увидели пристань и кораблик, который как будто бы дожидался нас. Мы решили, что это судьба, и начали нашу культурную программу с водной прогулки. Билет на кораблик стоил 1100 ₽. Прогулка длилась час и сопровождалась аудиоэкскурсией. Мы проплыли вдоль Монрепо и разных островков, потом вышли в Сайменский канал и поплыли в сторону города. Посмотрели на Выборг с воды, он довольно разнообразен: сначала видели краны судостроительного завода, а потом набережные и Выборгский замок. Из центра города снова поплыли в Монрепо, немного другим путем. Очень рекомендую всем прокатиться по Выборгу на кораблике: и экскурсия отличная, и виды невероятно живописные.

После водной прогулки мы отправились гулять по Монрепо. Монрепо — это скальный пейзажный парк на берегу бухты Защитной Выборгского залива, на острове Твердыш. В шведские времена, в 16 веке на острове располагались хозяйственные угодья Выборгского замка. Когда Петр Первый захватил Выборг, он отдал остров коменданту крепости Петру Ступишину. Он устроил там дачу и начал работы по созданию парка, который назвал Шарлоттенталь. После смерти Ступишина имением владел принц Фридрих Карл Вюртембергский, именно он дал усадьбе название Монрепо. В конце 18 века имение приобрел президент Санкт-Петербургской Академии наук Людвиг Генрих Николаи. При нем был перестроен усадебный дом в стиле классицизм и построен Библиотечный флигель, при его сыновьях обустраивалась территория парка. Семье Николаи усадьба принадлежала вплоть до начала советско-финской войны.

В советские годы в парке были дом отдыха, детский сад, парк аттракционов. К концу 1980-х годов парк начал приходить в упадок, в 1990-е и 2000-е ситуация не улучшалась, но зато в 2017–2022 годах в парке прошла масштабная реставрация. Действительно парк значительно преобразился и похорошел по сравнению с тем, каким я запомнила его в 2000 году. Все отреставрировано, ухожено, положены деревянные настилы по разным туристическим маршрутам. Гулять по парку — сплошное удовольствие. После прогулки по парку мы на такси вернулись в город и заселились в гостиницу.

Далее после обеда у нас была по плану экскурсия в библиотеку Алвара Аалто. Библиотека построена в 1933–1935 годах по проекту финского архитектора Алвара Аалто в стиле модернизм и является уникальным зданием с точки зрения архитектуры, дизайна и технических решений. В библиотеку свободный доступ, но я рекомендую прийти сюда именно на экскурсию (я записывалась заранее по телефону). Экскурсия стоит 350 ₽, и рассказ экскурсовода — работника библиотеки очень увлекательный и познавательный.

Начинается экскурсия с потрясающего лекционного зала с деревянным рельефным потолком и уникальными креслами и трехногими табуретками. Далее мы прошлись по всем основным залам библиотеки, включая детский, также нам показали административные помещения и книгохранилище. В библиотеке уникальная система освещения: практически не используется электричество, поступает естественный свет через световые плафоны в потолке и огромные окна. В здании нет как таковых этажей в привычном смысле этого слова, это скорее разные уровни, из-за чего возникает ощущение света и простора. В здании использована уникальная система отопления и вентиляции.

В советские годы в здании также была библиотека, но, к сожалению, здание немного перестраивали без учета оригинальных чертежей, поэтому к 1990-м годам библиотека пришла в упадок, книги поразила плесень. В 1994–2013 годах произошла масштабная реставрация здания, проведенная совместно Россией и Финляндией. Теперь мы можем видеть библиотеку в том виде, в каком ее задумал архитектор. На меня библиотека произвела сильное впечатление, и я всем рекомендую включить ее в своей маршрут по Выборгу.

После выполнения обязательной программы мы с мамой приступили к неспешной прогулке по городу. Мама неоднократно бывала в Выборге, поэтому знала, на что надо обратить внимание. Центр города компактный и атмосферный. Мне очень понравились Крепостная улица, Дом на скале и Часовая башня. Было полное ощущение, что ты где-то в старинном городе за границей, а не в часе езды от Петербурга. На Часовую башню можно подняться с экскурсией — жаль, что я не позаботилась об этом заранее и не включила это в обязательную программу. В итоге забраться на башню не вышло. Также мне понравилось гулять по набережной — жаль только, что она еще не отреставрирована. Но виды все равно красивые.

К концу дня мы поняли, что в принципе посмотрели все, что хотели, за один день. На утро у нас осталось только посещение Выборгского замка. Замок является средневековым укреплением и до 17 века служил резиденцией шведских наместников. Территория здания не очень большая, вход стоит 100 ₽. Центром замка является башня святого Олафа, с которой открывается вид на город. Сейчас башня на реставрации (в целом реставрация замка продлится до 2029 года), поэтому, увы, подняться на нее не удалось. Я успокоила себя тем, что поднималась на смотровую площадку в детстве. Также на территории замка располагаются несколько музеев, но мы в них не ходили.

После посещения замка и утренней прогулки по городу мы сходили в отель за вещами и отправились на вокзал, чтобы вернуться в Петербург. Считаю, что чуть больше чем за сутки мы погрузились в совершенно потрясающую атмосферу Выборга, полюбовались красотами, посетили основные достопримечательности и в целом прекрасно провели время.

Перед поездкой подруга посоветовала мне пару ресторанов в Выборге, но, к сожалению, попасть в них не удалось. Видимо, из-за будних дней они закрывались до 19.00.

Обедали мы в баре Champion. «Цезарь», свекольник и чай обошлись в 910 ₽. Ужинали же в ресторане Lagom. Этот ресторан мне очень понравился — там была очень приятная летняя терраса с навесом из желтого полупрозрачного пластика, который создавал ощущение солнечного освещения, хотя как раз именно в этот момент шел сильнейший ливень.

Слово Lagom по-шведски означает «в самый раз», «достаточно», «не много и не мало». От ужина осталось именно такое ощущение: всего было именно столько, сколько нужно. Мы взяли один овощной салат на двоих, котлеты из оленины, колбаски с картофелем фри и лимонад. С человека получилось 1300 ₽.

Еще мы пили сидр и закусывали фирменным выборгским сувениром — выборгским кренделем — в очень живописной Усадьбе Бюргера, а на следующий день выпили кофе в какой-то кофейне в центре.

Что понравилось

Я очень довольна, что удалось попасть на экскурсию в библиотеку Алвара Аалто. Также очень понравилась прогулка на кораблике. Я в принципе люблю смотреть на города с воды, а тут еще и виды просто выдающиеся.

Что не понравилось

Очень расстроила ситуация с кондиционером в отеле. Это сильно подпортило общее впечатление от поездки.

В общей сложности я потратила на поездку 8822 ₽:

• 2600 ₽ — моя доля за отель;
  • 777 ₽ — билеты на электричку;
  • 2900 ₽ — кафе;
  • 1850 ₽ — экскурсии;
  • 450 ₽ — сидр и крендели;
  • 245 ₽ — такси.

Может, это и не очень низкая цена для путешествия длиной в полтора дня. Но это дешевле, чем любая моя другая поездка, а впечатлений ничуть не меньше, чем от полноценного путешествия в другие регионы.