Мы открыли магазин косметики в 2017 году за 15 000 ₽

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Анастасия Полянская

Страница автора

Идея и суть бизнеса

Меня зовут Анастасия Полянская, я предприниматель и совладелец компании Oh Beautybar. Это федеральный интернет-магазин корейской косметики и сеть розничных магазинов в Воронеже. Мы продаём корейскую косметику (на данный момент уже не только корейскую).

Идея открыть свой бизнес пришла после долгой работы в найме. Я работала smm-щиком, ассистентом по маркетингу, маркетологом, директором по маркетингу, PR-директором, digital-маркетологом. В общем, прошла огонь и воду в привлечении клиентов и в продвижении бизнеса.

Потом села и подумала: “зачем продвигать чужие бизнесы и зарабатывать деньги другим людям, если я могу это сделать для себя?”. Позвонила своей лучшей подруге и спросила, не хочет ли она попробовать начать своё дело и нет ли у нее идей, что мы можем продавать.

Моя лучшая подружка, а теперь и совладелец нашего бизнеса, мой партнёр по бизнесу, тогда очень любила читать глянцевые журналы и очень сильно интересовалась всеми бьюти-трендами. Она рассказала мне о возрастающем тренде на корейскую косметику, но я в этом ничего не понимала и мне, в принципе, как маркетологу было абсолютно всё равно, что продавать. Я была уверена, что мои знания и навыки в рекламе помогут нам продвинуть любой товар.

Открытие

Мы открыли онлайн-магазин в январе 2017 года. Заказали коробку косметики с корейского сайта, отфоткали её, выложили в Инстаграм и начали подписываться на людей в надежде привлечь хоть каких-то клиентов.

И разделили всю косметику по двум городам. Я забрала немного в Москву, мой партнёр оставила себе в Воронеже. Отправляли косметику Почтой России в другие города. А то, что могли, доставляли сами, даже не привлекая каких-то сторонних курьеров. Мы не ожидали, что наш бизнес начнёт развиваться так быстро.

На самом деле, мы попали в струю — корейская косметика реально была на волне. И мы мыслили немного иначе, чем все другие интернет-магазины. Тогда как они вкладывались все в контекстную рекламу, мы начали раскручивать социальные сети. Активно снимали сторис, делали необычный контент, снимали распаковки, новые поставки, тестировали всё на себе и подкрепляли нашу связь с аудиторией формированием личного бренда. Бизнес шёл в гору, мы начали активно развиваться.

Траты на запуск

При запуске магазина мы использовали свои деньги. Вложили сначала по 15 000 рублей. Потом докинули ещё по 60 000 и не забирали никаких денег в первый год. Всё, что мы зарабатывали в это время, полностью вкладывали в маркетинг, делали больше рекламы, договаривались с блогерами (а с большинством из них удавалось сотрудничать и по бартеру) и начинали закупать всё больше и больше косметики.

В первый год у нас как у собственников бизнеса никакой зарплаты не было, но и это дало нам большой толчок к тому, чтобы не привлекать заёмные средства, а начинать наращивать обороты.

Ошибки на этапе открытия

На этапе открытия мы не предусмотрели один очень важный момент — тогда мы боялись брать кредиты и привлекать заёмные средства, инвестиции. Мы были молодыми, и нам было страшно не выполнить обязательства и остаться в долгу, поэтому мы развивались только на свои средства. Конечно, сейчас, имея за плечами семилетний опыт бизнеса, понимаю, что это было ошибкой.

Если бы мы в тот момент, когда корейская косметика взлетала, когда конкуренции не было так много, когда про маркетплейсы еще никто не слышал, а мы просто летели на волне хайпа, привлекли бы пять-десять миллионов на развитие бизнеса, сейчас мы были бы кратно на другом уровне.

Команда

Как я говорю, самое сложное в нашем бизнесе — это люди. Найти сейчас хорошего сотрудника — это задачка со звёздочкой. И мы с этой задачей справляемся не всегда удачно, но при этом у нас есть сотрудники, которые помогают нам вырваться из операционки и чувствовать себя собственниками бизнеса.

Например, наш исполнительный директор Екатерина. Это девочка, которая пришла к нам 5 лет назад на позицию оператора колл-центра, обрабатывала заказы, общалась с клиентами, а потом мы сделали её руководителем интернет-магазина. И сейчас она исполнительный директор нашей компании. Она отвечает за всё, что происходит, контролирует процессы работы всех отделов и выстраивает стратегическое развитие компании.

Благодаря ей, кстати, мы с партнёром впервые за 7 лет позволили себе долгосрочный отпуск и на полтора месяца отправились на Бали. Первый раз вкусили, что такое удалёнка и как здорово руководить бизнесом из любой точки мира.

Доходы и расходы

Чистая прибыль нашего бизнеса в месяц и в год составляет около 10% от оборота. Все наши продукты имеют примерно одинаковую маржинальность, которая очень сильно зависит от условий поставщиков, дистрибьюторов на территории России. Они контролируют закупочные цены и МРЦ (минимальные розничные цены), по которым мы имеем право продавать их товары в нашей стране.

Безусловно, всю это математику приходится строго соблюдать, потому что они это контролируют, и в случае нарушения и демпинга отгрузки будут приостановлены. Поэтому параметры нашей маржинальности заданы внешними условиями рынка.

Наш заработок в целом не сильно зависит от сезона, но мы имеем пиковые продажи. В конце ноября — на чёрную пятницу. И конечно, в декабре, когда все покупают подарки к Новому году. Также очень хороший месяц — март, соответственно благодаря 8 марта. Все наши периоды акций, какие-то яркие интеграции с блогерами, которые выстреливают и тоже могут сделать определенный месяц или даже сезон очень прибыльным.

Продвижение

Весь наш маркетинг и продвижение наших товаров я называю wow-маркетингом c самого начала работы. В бизнесе мы никогда не мыслили по шаблонам и не делали, как все. Наши акции, контент, сайт, мобильное приложение — всё содержит элементы вау-маркетинга. Для меня wow-маркетинг — это когда то, что ты делаешь, выделяется из конкурентной среды информационного поля, а человек заостряет на этом своё внимание, запоминает твой бренд или бизнес, хочет купить, хочет поделиться этим с друзьями, и запускается сарафанное радио.

В привлечении клиентов мы делаем упор на социальные сети и, соответственно, весь маркетинговый бюджет распределяем больше в сторону продвижения в социальных сетях. Мы сотрудничаем с блогерами. Многие из них становятся нашими амбассадорами, с которыми завязывается многолетняя дружба и постоянная реклама.

Мы снимаем очень много контента, в который тоже приходится вкладываться. Например, печатаем гигантские пакеты в человеческий рост и ходим с ними в центре города. Или реализуем гигантское Колесо Фортуны, которое крутится на сайте и раздаёт подарки за покупку. Так мы привлекаем очень разную целевую аудиторию, но для каждой целевой аудитории мы чётко знаем боли и триггеры, все желания, на них мы и воздействуем с помощью нашего маркетинга.

В эпоху информационной перегрузки выделяться из информационного шума очень сложно. Но наш wow-маркетинг основан на том, чтобы захватить внимание человека и вызвать у него эмоции.

Сложности в сфере

Сейчас огромный сложностью и огромным подводным камнем становится возрастающая конкуренция с маркетплейсами. Часто на маркетплейсах косметические товары, которые мы продаём, представлены даже дешевле, чем наши оптовые закупочные цены. Это связано с тем, что недобросовестные поставщики, дистрибьюторы привозят эти товары без документов, а иногда и продают не оригинальный, а поддельный товар. Люди на маркетплейсах, просто не разбираясь, начинают покупать только по причине того, что там дешевле. Таким образом, конкуренты раскачивают эти карточки в топ и создают недобросовестную и неправильную конкуренцию на нашем рынке.

Мы не можем поддерживать настолько низкие цены и никогда не позволим себе торговать не оригинальным товаром, поэтому единственный добросовестный способ нашей конкуренции — это делать больше маркетинга и привлекать больше людей в наш магазин на нашу энергетику и концепцию, чтобы они хотели покупать именно у нас.

Интересная история о бизнесе

Несколько лет назад у нас произошла одновременно весёлая и досадная история. Тогда наш бизнес ещё был в пару раз поменьше, а мы практически считали каждую копеечку, каждую масочку, каждый кремушек. Очень парились над закупками, ассортиментной матрицей. И переживали, если закупили что-то, а оно не продаётся. Тогда все заказы у наших поставщиков мы собирали сами, у нас ещё не было категорийного менеджера.

И в тот самый день заказ формировала я. Поставщики тоже были не сильно современными, и заказы формировались через гигантскую эксель таблицу. В ней надо было высматривать каждый товар и напротив него проставлять количество, которое мы хотим заказать. Я не обратила внимание, что тканевые маски стали в прайс-листе указываться не по одной штуке, а упаковками по 10. И вместо 1000 масок я случайно заказала 10 000 масок и совершенно этого не заметила. Мы оплатили счет от поставщика, он как-то случайно проскочил мимо нас в бухгалтерии, и никто не заметил этой проблемы. И поняли это только через пару недель, когда транспортная компания в наш офис начала вносить одинаковые коробки в каком-то безумном количестве (мы сидели тогда в небольшом тридцатиметровом кабинете). И вот уже половина кабинета заставлена этими коробками. А мы вообще не понимаем, что это такое и что это мы заказали. Начали вскрывать коробки, смотреть акты и увидели эту досадную ошибку, что к нам пришло 10 000 масок. Было очень обидно, но, к счастью, маски были достаточно ходовые. Правда, при том темпе продаж этого запаса нам хватило бы на год вперёд.

Но мы не растерялись, ведь Полянская — это WOW маркетинг. И тогда я придумала запустить акцию — тканевая маска в подарок за каждые 1000 рублей в чеке. За 3 дня акции количество заказов превысило в 2 раза наш результат в Черную пятницу. А также в связи с этой ошибкой и тем, что мы делились ею с подписчиками, у нас повысились охваты и активность.

Результаты и планы

В ближайшей перспективе мы планируем перезапуск нашего собственного бренда косметики. У нас уже был достаточно успешный опыт продаж своих средств, которые сделаны в России, но сейчас мы полностью обновляем брендинг, и будем перезапускать эти средства снова в продажу. А также планируем продолжать развивать наш интернет-магазин и нашу розничную сеть, привозя больше интересных брендов со всего мира, занимаясь импортозамещением, продвигая российские бренды на рынок.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество