Почему мы стали рисовать вебтун и сколько потратили на него времени и денег

8

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Я — журналист, копирайтер, блогер и, с недавних пор, сценарист комиксов Настя. В карантин 2020-го я узнала новое для себя слово — «вебтун». И с тех пор оно меня не отпускает.

Сначала я их неистово читала. Потом завела про них блог. Потом стала мечтать запустить собственный вебтун. И сегодня мой соавтор, художник из Екатеринбурга Костя Дубков, маякнул мне, что первый сезон нашей с ним истории завершен. По этому поводу захотела поделиться нашим опытом, успехами, разочарованиями и надеждами.

Матчасть: «парадокс вебтуна»

Что такое вебтун? Невероятно, но факт: про комиксы Marvel и DC слышали все, про мангу — почти все. А про вебтуны, которые превзошли по популярности и комиксы США, и японские истории в картинках, в России известно крайне мало.

Вебтун — это цифровой комикс, созданный для чтения со смартфона. Слово состоит из английских web и toon, то есть «цифровой мультик». Зародилось явление лет 20 назад в Южной Корее, когда появились первые платформы для чтения оцифрованных бумажных комиксов.

Вскоре корейцы развили технические возможности своих программ-читалок. Эволюционировали и сами комиксы. Теперь к историям в картинках можно добавлять музыку, гиф-анимацию. А благодаря тому, что вебтуны активно реагируют на социальную повестку, их называют «новыми медиа».

Два корейских гиганта, Naver Webtoon и Kakao Entertaiment, уже давно переросли формат своей страны, Азии, и активно, если не сказать агрессивно, завоевывают мировые рынки. Заключены договоры и с Marvel, и с DC, открыты европейские и американские офисы, вебтуны переводятся на 10 языков. Читалка Piccoma от Kakao стала третьим по доходности неигровым приложением в мире, уступив лишь YouTube и TikTok.

В мае 2022 года Naver Webtoon похвасталась, что ежемесячно цифровые комиксы издательства читают 180 миллионов человек. Для сравнения, население России — чуть более 155 миллионов. Эксперты предрекают, что мировой рынок вебтунов будет расти в среднем на 30% в год и к 2028 году достигнет примерно 26,2 миллиарда $.

Вебтуны про себя заказывает Корейская служба национальной безопасности, k-pop группа BTS, производитель PUBGH. И даже «Макдоналдс» не брезгует создавать коллаборации с издателями цифровых комиксов. При таких вводных, не правда ли, удивительно, что даже среди нердов и гиков России слово-явление все еще не особо известно? Такой вот парадокс вебтуна.

Это было необходимое теоретическое введение. Теперь перейду к собственному опыту и практике, а также объясню, почему журналист из Тулы и художник из Екатеринбурга потратили три месяца на свой первый цифровой комикс.

Зачем нам понадобилось рисовать собственный вебтун?

Тут все просто: создание вебтуна — это шанс при умеренных вложениях неплохо заработать и получить мировую славу. Причем усилий требуется меньше, чем для печати бумажных комиксов, а доходы могут быть гораздо выше.

Как минимум две платформы, Webtoon и Tapas, предлагают всем желающим начать рисовать комиксы и заливать их в разделы-песочницы. Если комикс набирает определенное количество дочиток / просмотров / подписок, автор может подключить партнерскую программу и получать доход от рекламы, встраиваемой в комикс.

Вариант для особо везучих и талантливых — быть замеченным в песочнице и получить договор от издания на публикацию «ориджинал», то есть авторского комикса. Тогда художнику в помощь дается команда из продюсера, редактора, ассистентов — и тотальное продвижение комикса по всему миру. А не об этом ли мечтает каждый журналист или комиксист? Делать то, что ты любишь — и получать за это деньги?

Вариант с вебтуном стал казаться еще более перспективным, когда в свете известных событий подорожали типографские услуги. Переход комиксов в цифру стал еще более неотвратим.

Нас вдохновлял опыт российских первопроходцев: около десятка авторов успешно публикуются на корейских платформах. И, судя по объемам дочиток, они вышли на монетизацию. Так что в марте 2022 года я сочинила первые истории, а Костя нарисовал первые главы комикса о поросенке. Это воспоминания о детстве, прошедшем в советской глубинке, с гонками на велосипеде, летом в пионерском лагере, игре в бадминтон и приключениях в пещере за огородами.

Сколько мы бы заработали, если бы делали комикс на заказ?

В нашей команде — три человека: сценарист, художник, переводчик. Мы все работаем бесплатно и вкладываемся в продвижение в соцсетях.

С момента старта работы Константин записывал свои трудозатраты и конвертировал рабочие часы в деньги, исходя из стоимости труда иллюстратора и комиксиста. В этом он огромный молодец, так как у нас появились потенциальные заказчики и стали спрашивать: «А сколько это стоит?». Вебтунами как способом продвижения заинтересовался один из российских музеев.

Каждый кадр комикса стоит от 300 до 3000 рублей в зависимости от уровня детализации и сложности. Мы выпустили 9 глав, включая пролог. В каждой из них — от 6 до 20 кадров, соответственно, стоимость колеблется от 9000 до 25 000 рублей. Если бы мы работали не за энтузиазм и перспективы, а на заказ, то заработали бы около 152 000 рублей за сезон. Эта сумма включает работу сценариста и художника, и ставка минимальна — после обсуждения затрат в соцсетях и профильных форумах, мы поняли, что взяли самый низкий ценник.

Для сравнения привожу отзыв художника Руслана Саркисеева, который рисовал фоны для нескольких проектов: «Средняя цена на одну главу — 40 000 рублей. Глава на 5—6 страниц, на странице плюс-минус 10 цветных кадров. Цена без учёта баблов («пузырей» с для реплик) и текста. Первая глава, как водится, раза в 2—3 дороже из-за того, что нужно скреативить персонажей».

На самом деле, себестоимость нашего комикса еще выше — тут не учтено время на продвижение, перевод, редактуру, заливку комиксов и еще кучу мелких телодвижений, которые приходится делать в процессе.

Кроме Webtoon и Tapas мы выкладываем комиксы «ВКонтакте» и на Boosty в надежде заработать на донатах. Аудитория пока прирастает медленно. Но уже есть первые реакции, они исключительно положительные. Мы задумывали комикс интерактивным, и после главы «Зубная паста» он таковым и стал: на нас посыпались истории из детства, которые вспомнили наши подписчики. Их хватит, чтобы написать несколько новых глав.

С чем нам приходится бороться?

Высокая конкуренция. На днях Naver козырнул, что 6 миллионов авторов платформы уже нарисовали более 1 миллиарда эпизодов вебтунов. Как вы понимаете, пробиться и быть замеченным — задача сложная. Но не невозможная!

Сложности с продвижением. На вебтуне можно заработать и в России, набрав базу поклонников, которые готовы поддержать рублем. Мы начали публикации на Boosty, русском аналоге «Патреона». Продолжили продвижение «ВКонтакте». Благодаря рекламе мы увеличили количество читателей примерно на 30 человек.

Пиратство. Напрямую эта проблема «как бы» нас не касается. Мы выкладываем комиксы бесплатно, и нас пока не начали копировать. Но воровство и перепродажа контента ставит всех авторов в крайне невыгодные условия. В российских соцсетях выложены терабайты украденных корейских, американских, японский и индонезийских комиксов, самопально переведенных на русский язык и продаваемых за небольшие суммы, примерно по 150—300 рублей в месяц с одного человека. Но в то время как у нас на Boosty 7 подписчиков, а в «ВКонтакте» менее 200, то у пиратов — от 2000 до 8217 донов, и их число неуклонно растет.

Планы

Тем не менее, мы прошли первую, самую трудную часть пути! 8 глав плюс пролог. Впереди — планы на еще один проект, который ну просто не может не выстрелить, идеи второго сезона, перспектива работы на заказ, рост интереса к вебтунам и звонки от заинтересованных компаний — это то, что нас поддерживает.


Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество