Как оформить справку о месте регистрации в Сербии
Эмиграция
26K
Фотография — Aleksandar Pavlovic / Unsplash

Как оформить справку о месте регистрации в Сербии

16
Аватар автора

Мила Морозова

переехала в Сербию

Страница автора

Бюрократия, визараны и общение с полицией каждые 30 дней — это то, что вас ждет, если переезжаете в Сербию не по ВНЖ.

Мы с мужем год жили в турецком городе Аланья. У нас был ВНЖ по долгосрочной аренде, мы планировали остаться в Турции, но нам отказали в продлении видов на жительство. В это время в эмигрантских чатах обсуждали, что в Сербию можно приехать без визы и спокойно жить, каждый месяц оформляя белый картон — справку о месте регистрации.

Мы изучили эту тему подробнее и вот что выяснили. Россияне могут находиться в Сербии без визы до 30 дней, но в первые сутки пребывания нужно оформить белый картон: он понадобится при выезде из страны. Спустя месяц надо сделать визаран — выехать из Сербии и заехать обратно, чтобы пошел отсчет нового безвизового срока.

Каждый раз при въезде в страну нужно оформлять новый белый картон. При этом ограничения по количеству дней пребывания в году в Сербии нет. В чатах полно историй, как люди живут в стране больше года, раз в месяц выезжают, без проблем въезжают обратно и делают новый белый картон.

Мы намучились с турецкой бюрократией, поэтому вариант с Сербией показался простым и привлекательным. Еще было интересно пожить на Балканах: мы ничего не знали о регионе и хотели познакомиться с его культурой. В июле 2023 года мы въехали в Сербию как туристы, за время жизни здесь четыре раза получили белый картон и начали оформлять сербские ВНЖ. В статье расскажу, как получить белый картон, где он понадобится и о наших планах на жизнь в Сербии.

Это мы с мужем у Голубацкой крепости — известной в Сербии достопримечательности
Это мы с мужем у Голубацкой крепости — известной в Сербии достопримечательности
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Как мы переехали в Сербию

Выбрали город. Мы начали планировать переезд в Сербию в апреле 2023 года и закладывали на подготовку три месяца. В первую очередь предстояло понять, в каком городе мы хотим жить.

Я подписалась на русскоязычные каналы Mapa Mag и Serbia In My Mind и удивилась, как много концертов и фестивалей проходит в стране. В Аланье мы вели спокойную провинциальную жизнь и иногда нам было скучно. Поэтому решили, что теперь неплохо было бы выбрать город побольше. В чатах писали, что самая насыщенная культурная жизнь — в Белграде и Нови-Саде. Мы договорились, что выберем город на месте, но сначала полетим в Белград — столицу Сербии.

Купили авиабилеты. У авиакомпании Pegasus есть прямые рейсы из Антальи в Белград, также у них лояльное отношение к провозу животных на борту. Это было очень кстати, ведь мы переезжали с нашей кошкой Пусей.

Два билета с багажом и провоз питомца стоили 10 000 TRY⁣ (32 100 ₽).




Сняли временную квартиру. В новых городах и странах мы предпочитаем ненадолго снимать временное жилье, чтобы осмотреться и спокойно выбрать район для долгосрочной аренды квартиры. Так же мы поступили и при планировании переезда в Белград: забронировали на «Букинге» квартиру в Мириеве 2 — это спальный район в получасе езды от центра. За 12 дней мы заплатили 39 400 RSD⁣ (32 998 ₽).

Подготовили кошку. Для перевозки животного нужен ветеринарный паспорт с отметками обо всех необходимых прививках, а также анализ на титры антител к бешенству. Турция считается неблагополучной страной по бешенству, поэтому Сербия и многие другие государства требуют тест на титры при ввозе животных.

Сдать анализ можно только в аккредитованной лаборатории либо в клинике, с которой она сотрудничает. Анализ на антитела к бешенству можно проводить не раньше чем через 30 дней после прививки и не позже чем за два месяца до истечения срока действия вакцины. 27 апреля у нашей кошки взяли кровь на анализ, а 25 мая результат был готов. После этого нужно получить сертификат на вывоз животного. Подробно о клиниках, справках, сроках и стоимости я рассказала в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Мы прилетели в Белград 27 июля. На контроле нам не задали ни одного вопроса: пограничник без слов поставил штамп о въезде и вернул паспорта. В аэропорту нас на машине встретил хозяин временной квартиры — трансфер стоил 30 €⁣ (2943 ₽). По дороге мы успели оценить расстояния в Белграде — от аэропорта до Мириева 2 ехали полтора часа с учетом пробок.

Зачем нужен белый картон

Белый картон — сербский аналог прописки, который подтверждает регистрацию иностранца по месту пребывания. По закону он обязан получить справку в течение 24 часов после въезда в страну — это нужно сделать, только если собираетесь остаться в Сербии больше чем на сутки. Срок отсчитывается от начала дня, следующего за днем въезда. Например, если человек приехал в Сербию 20 сентября в 16:00, он может оформить белый картон до 23:59 21 сентября. 22 сентября — уже поздно, нужно делать визаран, а потом идти в полицию и оформлять белый картон в установленный срок.

Белый картон, по-сербски beli karton, — на самом деле не картон, а лист формата А4. В нем указывают:

  1. Имя и фамилию иностранца.
  2. Дату рождения.
  3. Пол.
  4. Место и страну рождения.
  5. Страну гражданства.
  6. Номер загранпаспорта.
  7. Дату пересечения границы и место въезда в страну.
  8. Адрес пребывания в Сербии.
  9. Имя, фамилию и номер удостоверения личности владельца квартиры.
  10. Дату регистрации.

Бланки белого картона берут в полиции или на сайте МВД Сербии. Еще русскоязычные эмигранты сделали бесплатный сервис формирования белого картона — нужно заполнить форму и распечатать.

Обычно белый картон оформляют на случай, если его спросят на границе при выезде из страны. Но он потребуется и в других ситуациях:

  • при открытии счета в банке;
  • для оформления ВНЖ;
  • для оформления медицинского полиса;
  • при обращении в больницы;
  • для получения справки о несудимости;
  • для замены российских водительских прав на сербские.

Еще теоретически белый картон может попросить предъявить полицейский. Поэтому паспорт и этот документ нужно носить с собой. Но я не слышала о реальных случаях проверки.

Что будет, если не оформить белый картон

За отсутствие или несвоевременное оформление белого картона полагается штраф — от 5000 RSD⁣ (4187 ₽) до 150 000 RSD⁣ (125 628 ₽). Такой же штраф получит арендодатель, если откажется оформить белый картон арендаторам.

Наложить штраф могут на пограничном пункте при выезде из страны или в отделении полиции. При этом пограничники и полицейские не взимают штраф лично. В чате о Сербии описан случай, когда люди опоздали в полицейский участок на 12 часов, им сделали белый картон, но сказали, что по почте придет квитанция на уплату штрафа. На момент написания поста автор пыталась выяснить сумму штрафа. Чем закончилась история — неизвестно.

При пересечении границы все сложнее. В чатах пишут, что, если не будет белого картона, пассажира снимут с рейса и запретят выезд из страны до уплаты штрафа. Потом придется уплатить штраф еще и за оверстей. Вдобавок на границе могут поставить запрет на въезд в страну.

Примеров ситуаций в чатах я не нашла, но позже пообщалась с сотрудником турагентства, который возит эмигрантов на визараны. Он рассказал, что у семьи из четверых человек не было белого картона. Пограничник развернул их на границе с Боснией и дал адрес суда, куда они должны прийти за назначением штрафа.

На заседании выписали штраф — по 5000 RSD⁣ (4187 ₽) каждому. Потом сотрудник суда отвел их в сторону и шепнул, что, пока не истекли 30 дней безвизового пребывания, они могут еще раз попробовать сделать визаран. Они так и поступили. В этот раз их спокойно пропустили через границу. Штраф в итоге они не уплатили. Напоминаний пока не приходило, и семья продолжает визаранить.

В целом о случаях взыскания штрафа мало информации. Вероятно, их редко выписывают, потому что процесс сложный: нужно снимать человека с рейса, отправлять в суд и так далее. Пограничникам проще вынести устное предупреждение и отпустить без штрафа. Рассказов о таких ситуациях в чатах больше.

Наш первый белый картон оформил владелец временной квартиры. Но зарегистрировал нас не у себя, а у знакомых в отеле. Гостиницы, хостелы и гестхаусы могут регистрировать иностранцев онлайн на сервисе «Е-туриста» и ставить на документе свою подпись и печать. Нам на электронную почту прислали готовый белый картон, но без печати. После переезда у нас не было сил доводить оформление до конца, поэтому мы не стали требовать печать. Вскоре мы нашли постоянную квартиру и после визарана оформили новый белый картон — в этот раз все вышло чуть сложнее.

Так выглядит мой первый белый картон
Так выглядит мой первый белый картон

Как мы нашли квартиру

Изучили районы. Нам понравился район Мириево 2: вокруг новые дома, малоэтажная застройка и много деревьев. Но сразу снимать здесь квартиру надолго мы не стали и первую неделю изучали другие районы Белграда — много гуляли и подмечали, где хотелось бы жить, а где нет.

В первый же день мы отсекли центр города: там шумно и много туристов. У эмигрантов из России популярны районы Новый Белград и Земун, но нам они не подошли из-за обилия старого жилья и панелек. Еще мы все-таки съездили в Нови-Сад — второй по величине город Сербии. Он приятный, но в спальных районах тоже много панелек. Мы не увидели разницы и решили остановиться на Белграде. Тем более что в столице проходит больше мероприятий и фестивалей.

Нашли варианты. Мы искали квартиры на местных сайтах объявлений: City Expert, Nekretnine, Halo Oglasi (сайт недоступен из РФ) и 4zida. Еще смотрели чаты об аренде квартир в Белграде, но быстро поняли, что там дублируют объявления с этих же сайтов, и отписались. Мы рассматривали варианты от риелторов и собственников, но от последних предложений было больше.

На поиски ушло три дня, всего мы посмотрели шесть вариантов. Мы нашли квартиру на сайте City Expert. Там публикуют объявления только собственники, они же платят сайту комиссию — 50% от суммы договора, — но при этом сами показывают жилье и оформляют бумаги.

Наше жилье. Мы сняли квартиру с гостиной и одной спальней в районе Мириево 1, в новом пятиэтажном доме. Сначала хозяйка просила 500 €⁣ (49 060 ₽) в месяц. Мы предложили заплатить за три месяца вперед, если она уступит квартиру за 400 €⁣ (39 248 ₽). В итоге заключили договор на полгода и сошлись на том, что первые два месяца будем платить по 400 €⁣ (39 248 ₽), а потом — по 450 €⁣ (44 154 ₽). Так мы торгуемся уже второй раз. В Турции тоже предложили предоплату за три месяца и сбили цену с 450 €⁣ (44 154 ₽) до 400 €⁣ (39 248 ₽).

Мы оформили договор на двух языках — сербском и русском, — шаблон я нашла в интернете. Его подготовили для русскоязычных эмигрантов и включили в текст пункт, что арендодатель обязан делать арендаторам белый картон. Этот пункт важен, так как не все владельцы жилья готовы каждый месяц ходить с арендатором в полицию за документом. Многие отказываются еще на этапе звонка по объявлению, поэтому вопрос о белом картоне обсуждайте заранее.

В центре Белграда приятно, но шумно. Поэтому мы решили поселиться в спальном районе
Район Новый Белград. Нас эти многоэтажки отпугнули
Из⁠-⁠за малоэтажной застройки и обилия зелени в нашем районе Мириево 1 кажется, что живешь за городом. Здесь очень уютно и близко к природе — например, даже богомолы захаживают к нам на балкон
Набережная Нови⁠-⁠Сада с видом на панельки
Но в центре Нови⁠-⁠Сада мило и приятно

Как оформить белый картон

Мы въехали в новую квартиру 12 августа. По правилам при смене места жительства нужно оформлять новый белый картон, но мы не стали. Переезд и поиск квартиры очень утомили, и сил идти в полицию просто не было. Тем более что в старом белом картоне не прописана дата выезда. При визаране на границе мы планировали сказать, что жили в первой квартире весь месяц.

Документы. Белый картон оформляет собственник квартиры. Для этого нужны:

  1. Удостоверение личности собственника.
  2. Договор купли-продажи или свидетельство о праве собственности.
  3. Два заполненных бланка белого картона на каждого заявителя.
  4. Паспорта иностранцев.
  5. Предыдущий белый картон, если есть.

Несмотря на то что мы заключили договор аренды на полгода, белый картон все равно нужно получать каждые 30 дней или каждый раз, когда въезжаете в страну. Мы не хотели утруждать хозяйку квартиры этим вопросом, поэтому предложили ей оформить доверенность у нотариуса: документ позволяет арендаторам делать белый картон от имени собственника. Она сразу согласилась и сказала, что оформляла доверенность предыдущим жильцам: они тоже были из России.

В сентябре хозяйка сходила к районному нотариусу и оформила пуномоћје — так на сербском языке называется доверенность. Наше присутствие не понадобилось — достаточно было фотографий главных разворотов наших паспортов. В документе хозяйка прописала, что мой муж может от ее имени оформлять белый картон на себя и на меня. Сколько стоит услуга, я не знаю, так как она оплатила все сама и с нас денег не взяла.

Оформление в полиции. Белый картон нужно получить в отделении полиции, к которому относится ваш район, — адрес лучше спросить у владельца квартиры. Например, наш район Мириево 1 относится к участку Mirijevo.

К октябрю мы уже трижды выезжали из Сербии для визарана. После второго раза муж сходил в полицейский участок. Там он предъявил доверенность и остальные документы по списку. Сотрудник полиции все проверил, подписал бланки белого картона и поставил печати — один экземпляр остается в полиции, другой возвращают. Очередей не было, вопросов мужу не задавали, так что все заняло пять минут.

Общение с полицейскими проходит без проблем, в нашем участке они очень доброжелательные. Правда, есть языковой барьер, но мы пользуемся «Гугл-переводчиком» — например, при входе в участок муж с помощью приложения объяснил, зачем пришел.

Оформление онлайн. Белый картон можно получить на сайте «Е-управа» — это сербский аналог госуслуг. Для этого собственник заполняет онлайн-форму и высылает готовый документ на почту иностранцу. Проблема в том, что не все зарегистрированы на сайте. Многие сербы даже не подозревают о существовании сервиса. Хозяйка нашей квартиры там не зарегистрирована, поэтому мы оформляем документ в полиции.

Белый картон, оформленный на сайте, действителен даже без печатей и равен обычному. Его можно распечатать и предъявить на границе. Правда, в банке его могут не принять и потребовать бумагу с синей печатью. В отличие от пограничников, сотрудники банка не имеют возможности проверить подлинность этой бумаги по базе. Поэтому для открытия счета рекомендую настаивать, чтобы собственник поставил печать на белый картон в полиции и расписался в документе.

Это документ от нотариуса о подлинности подписи владелицы квартиры
Хозяйка квартиры сделала для нас копию свидетельства о собственности
Так выглядит наш белый картон с печатью и подписью

Как проходит визаран в Сербии

Первый визаран. Мы хотели использовать визаран как возможность путешествовать в соседние страны — Черногорию и Боснию и Герцеговину. Но ближе к концу наших первых 30 дней в Сербии поняли, что переезд отнял много сил и мы пока не готовы самостоятельно организовать еще одну поездку. Поэтому мы воспользовались услугами частного перевозчика в Сербии — нашли его контакт в «Телеграме». Компаний — организаторов визаранов в Сербии несколько, все ориентированы на русскоязычных эмигрантов, которые еще не оформили ВНЖ.

Лучше организовывать визаран не на 30-й день пребывания в стране, а чуть пораньше — например, на 28-й. Пару дней стоит оставить в запасе для непредвиденных случаев. К примеру, может сорваться трансфер: не набрали группу, сломалась машина и по множеству других причин. Первый раз мы визаранили на 30-й день, но потом решили не рисковать и делали это на 28-й.

В чате перевозчика мы записались на визаран и заплатили по 2500 RSD⁣ (2190 ₽) с человека. 25 августа в 11:00 мы подъехали к точке сбора в районе Новый Белград и отправились на границу с Боснией. Недалеко от нее водитель остановил машину, мы дошли пешком до границы и протянули пограничникам паспорта. Они поставили печати о выезде. Белый картон не спрашивали, и сами мы его не показывали. В чатах рекомендуют не предъявлять документ без надобности — показывайте его, только если спросят.

После этого мы десять минут погуляли недалеко от пограничного пункта и вернулись. Снова протянули пограничникам паспорта, и они без вопросов поставили печати о въезде в Сербию. Водитель нашего автобуса прокомментировал, что такая ситуация для пограничников привычна и они делают все на автомате.

В автобусе было еще шесть человек. Одна девушка, как и мы, приехала впервые и чувствовала себя неуверенно. Два парня пересекали границу в третий раз и обсуждали оформление ВНЖ, а один молодой человек визаранил уже полтора года и не планировал легализоваться в Сербии.

Наш первый визаран в августе и фото на память
Наш первый визаран в августе и фото на память

Во второй раз мы все-таки решили совместить визаран с путешествием и заказали визаран-тур за 5000 RSD⁣ (4187 ₽) с человека — в него входила поездка в национальный парк «Тара» на границе Сербии и Боснии. Сбор был у автовокзала Белграда, в 08:00 мы и еще четыре пассажира отправились на микроавтобусе на границу, пересекли ее, получили штампы о выезде из Сербии, сразу въехали обратно и направились в парк. Вход бесплатный, гида не было, но водитель немного рассказал о месте. Поездка заняла весь день, в 22:00 водитель доставил нас прямо к дому. Но на обратном пути на границе произошел инцидент.

На въезде в Сербию пограничник сказал, что не пустит обратно без штампов о въезде в Боснию и выезде. Мы пошли на боснийскую границу, до нее пять минут пешком. Подошли к офицеру, но он сказал, что штампы ставить не будет. Мы были ошарашены, поскольку находились в пограничной зоне между двумя странами и ни одна не пускала на свою территорию. Оказалось, пограничник пошутил. Он посмеялся, взял паспорта и поставил штампы. Мы, конечно, поулыбались из вежливости, но было очень неприятно.

Мы с мужем в национальном парке «Тара»
По дороге заехали посмотреть на домик на реке Дрине — по одной из легенд, он когда⁠-⁠то был пограничным пунктом между Сербией и Боснией
В конце этого моста — пограничный пункт Боснии и Герцеговины. Мы ходили туда, чтобы проставить штампы о въезде в страну и выезде
В октябре мы визаранили в Черногорию и любовались потрясающей природой страны. Небо над побережьем затянуло тучами, но нам такая погода понравилась

Как оформить ВНЖ в Сербии

Несмотря на то что в Сербии нет ограничения по количеству дней пребывания в год, пограничник имеет право не пустить в страну, если посчитает, что цель въезда не туризм. А на 11-й или 12-й визаран у таких подозрений есть основания.

После второго визарана мы с мужем решили оформить ВНЖ. Популярные основания для выдачи ВНЖ — рабочий контракт или открытие бизнеса в стране через ИП или ООО. Но я выбрала ВНЖ по таланту: требования к таким заявителям несложные — талантом считается наличие диплома о высшем образовании и документ о его признании в стране. Мой муж в этом случае может получить ВНЖ по воссоединению семьи.

ВНЖ по таланту не дает автоматического разрешения на работу в Сербии. Подразумевается, что в период его действия иностранец найдет работу в стране или откроет бизнес. Такой вид ВНЖ выдают один раз, и продлевать его нужно на основе рабочего контракта или документов об открытии бизнеса в Сербии. Если не найти работу или не открыть бизнес, ВНЖ не продлят.

С февраля 2024 года вступит в силу закон, по которому почти любой тип ВНЖ будет подразумевать автоматическое разрешение на работу в стране. В том числе если это ВНЖ по воссоединению с семьей. Исключения: ВНЖ для обучения в школе и на языковых курсах и ВНЖ для лечения и ухода.

В Сербии нельзя одновременно подавать документы на ВНЖ по таланту и по воссоединению семьи. Сначала я должна подать документы на ВНЖ, а после меня — муж, но это можно сделать хоть на следующий день. Вот что понадобится для ВНЖ по таланту:

  1. Действующий загранпаспорт.
  2. Две цветные фотографии 35 × 45 мм.
  3. Заполненная анкета.
  4. Подтверждение наличия денег на время пребывания в Сербии. Точной суммы нет, но в чатах советуют положить на счет 1500 €⁣ (147 180 ₽). Выписку со счета за несколько месяцев не требуют.
  5. Копия договора аренды квартиры на срок от шести месяцев. У нотариуса можно не заверять.
  6. Копия электронной ID-карты собственника квартиры.
  7. Копия документа о праве собственности, вступлении в наследство или выписка из кадастра недвижимости.
  8. Нотариальное разрешение от собственника на регистрацию в его недвижимости после получения ВНЖ.
  9. Белый картон.
  10. Полис медицинского страхования. Мы купили страховку в Wiener Osiguranje. Базовый полис на год с покрытием 1000 €⁣ (98 120 ₽) стоил 100 €⁣ (9812 ₽).
  11. Квитанция об уплате госпошлины и прочие сборы. Пошлина за ВНЖ — 20 790 RSD⁣ (17 412 ₽), регистрационный сбор — 380 RSD⁣ (318 ₽), вклейка в паспорт — 510 RSD⁣ (427 ₽). Все это нужно оплатить в любом банке перед подачей документов в иммиграционный офис.
  12. Нострификация диплома — признание его страной. В Сербии нет списка вузов для ВНЖ по таланту. Подойдет любой, но он должен считаться официальным учебным заведением высшего образования в России и иметь аккредитацию.

Приятное отличие Сербии от других стран — гражданам России для оформления ВНЖ не нужна справка о несудимости. А если ВНЖ запрашивают по воссоединению семьи, не надо проставлять апостиль на свидетельство о браке или о рождении ребенка. Их переводят на сербский язык у судебного переводчика и прикладывают к пакету документов. Также мужу не понадобится спонсорское письмо от меня.

Пока что я успела только перевести диплом у судебного переводчика и отправить его на нострификацию. Контакты переводчика я нашла на сайте Верховного суда Сербии в Белграде. Сканы диплома отправила специалисту по почте, он все перевел за три рабочих дня. Страница перевода стоит 1000 RSD⁣ (837 ₽), в целом он обошелся в 5000 RSD⁣ (4187 ₽). За нострификацию заплатила 7500 RSD⁣ (6281 ₽). Сбор остальных документов еще предстоит.

Так выглядит перевод диплома на сербский язык
Так выглядит перевод диплома на сербский язык

На подачу документов в Управление по делам иностранцев нужно записаться по электронному адресу upravazastrance@mup.gov.rs. Сейчас на оформление ВНЖ большая очередь: я написала в управление 2 октября, но меня записали только на 9 ноября. Официальный срок рассмотрения — 30 дней, но пока не знаю, сколько выйдет по факту. На это время дают документ, который позволяет находиться в стране.

Из-за нескорой подачи пришлось запланировать еще два визарана. Мы уже провели в Черногории выходные, а в середине ноября полетим в Боснию и Герцеговину. Билеты в обе страны мы купили на распродаже сербской авиакомпании Air Serbia в Путешествиях. Полет в Черногорию на двоих туда-обратно стоил 17 702 ₽, а в Боснию — 17 902 ₽.

Жилье мы бронировали на «Букинге». Мы не подгадывали цену специально, но вышло, что один день в отелях Черногории и Боснии стоил 30 €⁣ (2943 ₽). В Черногории мы забронировали гостиницу на одну ночь в Будве и частные апартаменты на ночь в Тивате. В Боснии и Герцеговине тоже забронировали апартаменты, но на две ночи — в сумме на 60 €⁣ (5887 ₽).



В каких странах есть белый картон

Болгария. Туристов регистрируют владельцы отелей и апартаментов. Они обязаны сделать это в течение пяти дней после прибытия иностранца, иначе взыщут штраф 500⁠—⁠5000 BGN⁣ (25 113⁠—⁠251 133 ₽). Самому иностранцу делать ничего не нужно.

Босния и Герцеговина. Владелец отеля или апартаментов обязан сообщить в полицию о заселении туриста в течение 12 часов. Если иностранец останавливается не в отеле, а у знакомых, он должен сам прийти в полицию в течение 48 часов. Но только если планирует остаться в Боснии больше чем на трое суток.

За нарушение закона владельца отеля или апартаментов оштрафуют на 200⁠—⁠800 BAM⁣ (10 030⁠—⁠40 120 ₽), а иностранца — на 100⁠—⁠500 BAM⁣ (5015⁠—⁠25 075 ₽).

Черногория. На регистрацию и уплату туристического налога в размере 1 €⁣ (98 ₽) в сутки дают 24 часа. Как и в Сербии, иностранца регистрирует владелец жилья или администратор отеля. За отсутствие регистрации туриста могут оштрафовать на сумму 60⁠—⁠600 €⁣ (5887⁠—⁠58 872 ₽). Для владельца жилья тоже предусмотрен штраф за отказ регистрировать иностранца — 500⁠—⁠3000 €⁣ (49 060⁠—⁠294 360 ₽).

Мы были в Черногории с 20 по 22 октября. С пятницы на субботу мы ночевали в Будве, а с субботы на воскресенье — в Тивате. В Будве мы остановились в отеле, поэтому сотрудники сами зарегистрировали нас в электронной системе. Перед отъездом администратор распечатала справку о регистрации, чтобы при необходимости мы могли предъявить ее в аэропорту.

В Тивате было сложнее. Мы заселились не в отель, а в частные апартаменты, к тому же поздно — после 16:00. Это была суббота, и туристический офис, где хозяин апартаментов может зарегистрировать постояльцев, работал только до 14:00. А в воскресенье, когда мы уезжали, не работал вовсе. Из-за этого в Тивате мы остались без регистрации и очень нервничали, но в итоге все обошлось. В аэропорту у нас не спросили регистрацию, как и у других туристов.

В Черногории я осознала все неудобство такой системы. Мы приехали в страну на пару дней отдохнуть на море, но были вынуждены беспокоиться о регистрации под угрозой штрафа. Это омрачало наш отдых. Я считаю, что страны, которые заботятся о своей туристической привлекательности, не должны так усложнять жизнь путешественникам. Надеюсь, в будущем эти правила пересмотрят.

В итоге

Мы планируем еще какое-то время пожить в Сербии и получить ВНЖ. А что будем делать дальше — пока не решили. Сербия — неплохая страна, но мы поняли, что хотим жить на море. Год в Аланье, где оно было в шаговой доступности, показал, насколько нам нравится средиземноморский климат, природа, кухня, обилие фруктов и овощей. В Сербии природа менее разнообразна, фрукты и овощи стоят в два раза дороже, чем в Турции, а их разнообразие сильно меньше.

Другие страны Балкан мы тоже рассматриваем. Черногория, увы, не приглянулась. Нам показалось, что там все плохо с инфраструктурой. В Тивате и Будве практически нет общественного транспорта, а из аэропорта приезжающие могут добраться до города только на такси. Цены в магазинах на 10—15% выше, чем в Сербии, а сами продукты завозят из соседних стран. Разнообразие фруктов и овощей почему-то небольшое, хотя страна расположена на побережье, в теплом климате.

В идеале мы хотели бы вернуться в Аланью, но пока не понимаем, как легализоваться в стране без покупки дорогой недвижимости. Если не получится вернуться в Турцию, мы планируем оформить шенгенскую визу и поездить по прибрежным городам Испании и Италии. В том числе для этого мы оформляем в Сербии вид на жительство: если захотим подать документы на визу или ВНЖ в консульстве другой страны, это можно будет сделать в Сербии, ехать в Россию не придется.

Так выглядит справка о регистрации в Черногории
Так выглядит справка о регистрации в Черногории
Нам понравилась Черногория, но, если будем планировать большой отпуск на море, поедем в страну, где не надо заморачиваться с регистрацией
Нам понравилась Черногория, но, если будем планировать большой отпуск на море, поедем в страну, где не надо заморачиваться с регистрацией

Все важное про эмиграцию и релокацию — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе: @t_emigration

Мила МорозоваЖивете в Сербии? Поделитесь впечатлениями о стране:
  • Забаненый за правду"Мы планируем еще какое-то время пожить в Сербии и получить ВНЖ. А что будем делать дальше — пока не решили. Сербия — неплохая страна, но мы поняли, что хотим жить на море" Зачем вам тогда сербский ВНЖ?!0
  • EvgeniiБендер, наверное потому, что без ВНЖ страны нельзя в ней подаваться на визы. А в РФ никто ясное дело не собирается ехать.6
  • EvgeniiПрям попадание в точку. Тоже после года в Турции пытаюсь привыкнуть к Сербии, но никак. Надеюсь у вас все получится - и ВНЖ получить и уехать к морю.4
  • Мила МорозоваБендер, чтобы легально жить в стране и не визаранить. А когда надумаем двигаться дальше, смогли бы подать на визу или ВНЖ другой страны, не покидая Сербию.4
  • Мила МорозоваEvgenii, спасибо большое! :)1
  • Елена БяковаЕсли не секрет, по какой профессии подавались на ВНЖ талантов? Требуется ли наличие опыта в этой профессии? Въехали в Сербию уже осенью? Или успели застать лето? В Черногории невыносимо жарко большую часть дня летом Хотелось бы понять, в Сербии также?0
  • Мила МорозоваЕлена, по образованию я финансист, работаю копирайтером. В биографии увязала одно с другим - написала, что использую образование для написания статей. Заявку на ВНЖ пока рассматривают. Так что выводы делать рано. В Сербию мы приехали в конце июля. Было очень жарко, но не так, как в Турции, откуда мы приехали. В Белграде после заката можно спокойно гулять и не обливаться пОтом. В Аланье в разгар лета это сложновато, но похоже ли это на климат в Черногории, не берусь судить - мы там были осенью.2
  • Елена БяковаМила, спасибо за ответы!1
  • Антон НикитинГога, в России есть другие проблемы. И проблемам визарана до них далеко.9
  • Любовь ШулаеваМила, добрый день! Очень заинтересовала ваша статья. Хотелось бы разместить ее на нашем сервисе для релокантов и путешественников. Можно?0
  • Мила МорозоваЛюбовь, статьи Т—Ж нельзя переопубликовывать в других изданиях, но вы можете дать ссылку на этот материал.0
  • Grafik_AnДобрый день, Мила. Подскажите, нострифицировали ли вы диплом? Сколько времени заняла нострификация диплома (если вы подавались 9.11.23 - когда получили ответ). Получили ли вы ВНЖ по таланту? Дайте обратную связь со сроками, пожалуйста. Спасибо0
  • Мила МорозоваGrafik_An, добрый день! На нострификацию ушло три недели. Документы на ВНЖ по таланту приняли и через месяц позвали на собеседование. По его итогам обещали перезвонить, но звонка, разумеется, я так и не дождалась. К моменту моей подачи МУП уже вовсю начал закручивать гайки относительно этого типа ВНЖ из-за большого потока желающих. В чатах не раз обсуждали ситуации с собеседованиями. Итог часто один: если проявить настойчивость, регулярно ходить в МУП и беседовать с инспекторами, на 3й или 4й раз ВНЖ дадут. Но сил и времени на это у меня уже не хватило: нужно было вернуться в Россию по личным причинам. Если планируете подаваться, я бы посоветовала заложить побольше времени и обязательно брать с собой переводчика на подачу и на собеседования.2
  • Денис ВершининНе думали подать на визу цифрового кочевника в Португалию или Испанию. Вам нужно задуматься не о ВНЖ, а паспорте если в РФ не собираетесь жить.. в будущем особенно у Вашего мужа могут быть проблемы с продлением загранпаспорта, он явно военнообязанный.0