Реакты на кринж-шоу и не только: почему мы любим смотреть неловкий контент вместе с блогерами
Многие смотрят шоу вроде «Беременна в 16» и «Пацанки» только с Кузьмой и Юликом.
Блогеры записывают реакции на короткие видео, ТВ-шоу и даже на чужие реакции. Для одних авторов реакты — это сложные в производстве видео с монтажом и эффектами. А вторые просто запускают стрим и смотрят со зрителями все подряд. И те и другие собирают сотни тысяч просмотров и миллионы подписчиков. Вы наверняка встречали их в рекомендациях «Ютуба» или «Твича»: Гуфовский смотрит «Беременна в 16» или Юлик с Кузьмой комментируют очередной выпуск «Ждуль».
Реактеры становятся так популярны, что многие смотрят телешоу и вирусные ролики только в их каналах и на стримах. А некоторым зрителям кажется, что современные передачи будто бы специально создают для этого.
Рассказываем, почему многим так нравится наблюдать за реакцией блогеров на неловкий контент.
Реакты как жанр — что это вообще такое
Видеореакции закрепились как интернет-жанр задолго до того, как стримы в высоком качестве стали привычной частью нашей жизни. Но так было не всегда.
На заре «Ютуба» публиковали в основном небольшие видео из личного архива и короткие меметичные ролики. Первым загруженным роликом, например, было посещение зоопарка от сооснователя сервиса. В топ самых популярных видео за 2007 год вошли ролик, в котором заключенные танцуют под Майкла Джексона, яркое высказывание фаната в защиту Бритни Спирс, играющий на пианино кот и держащие друг друга за лапы выдры.
Тогда блогеры уже знали, что милые животные и яркие моменты могут собирать сотни тысяч просмотров. Но еще не догадывались, что можно получить не меньше, если записать свою реакцию на вирусное видео.
🙈 Жанр видеореакции сформировался благодаря видео, которое никто не хотел смотреть. В 2007 году интернет увидел нечто ужасающее. В сеть попал минутный тизер к фетиш-порно под названием «две девушки и один стакан».
Если вы не знаете, что это, лучше и дальше не знать. Достаточно того, что видео было очень шокирующим. Это заинтриговало пользователей, однако многие не решались посмотреть его сами. Зато были готовы увидеть реакцию тех, кто все же осмелился.
Так появились сотни роликов с ничего не подозревающими зрителями — шокированными подростками и даже бабушками — и блогерами, знающими, на что идут. Они собрали так много просмотров, что с годами то самое видео на камеру смотрели даже самые популярные ютуберы. Например, Джо Роган или Пью Ди Пай.
Последний снял реакцию на видео в 2016 году в рамках «10 вещей, которые никогда не стоит гуглить». «Смотрел, когда мне было 14, не проблема повторить», — говорит он в начале. Вскоре Пью Ди Пай ужасается и чуть не плачет. Но страдания себя оправдывают: ролик посмотрели более 11 млн раз.
Шокирующий исходник стал настолько популярным, что сцену с реакцией спародировали в «Гриффинах», а журналисты Esquire показывали его Джорджу Клуни во время интервью. Актер отреагировал примерно так же, как и Пью Ди Пай.
📺 Самые популярные — реакции на трейлеры и клипы. Формат закрепился в западной поп-культуре в начале 2010-х. Рецепт успеха довольно простой. Нужно найти уже популярный контент, который вызывает у людей такие сильные эмоции, что им хочется их с кем-то разделить.
Так появился поджанр «первая реакция» на трейлер долгожданного фильма или игры. Зрители обычно уже видели оригинал, а затем заново проживали эмоции вместе с блогером — и сравнивали ощущения. Тогда же сформировалось негласное правило: чем эмоциональнее реакция, тем больше отдача аудитории. Поэтому блогеры при просмотре трейлеров кричали, рвали на себе одежду и бросались предметами. А кто-то, наоборот, оставался спокоен.
Сильный прирост жанру дала киновселенная «Марвел». К моменту выхода фильмов «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» у франшизы была огромная фанатская база и традиция многочисленных пасхалок в трейлерах. Поэтому самые популярные ролики с массовыми реакциями на «Ютубе» достались именно этим фильмам.
🏭 Реакции превратили в фабрику контента. Не только сам автор видеоблога может реагировать на что-то: он может позвать гостей. Они разнообразят контент и покажут новую перспективу. Так появились многочисленные видео в стиле «Взрослые впервые слушают песни популярных рэперов», «Японцы едят российские роллы», «Подростки пытаются включить кассетный плеер». Это более сложные в производстве видео, но в их основе — все еще первая реакция на новое.
Больше всего в этом жанре преуспело американское объединение Fine Brothers. С 2010 года они снимали реакции с гостями и достигли огромного успеха: миллионы просмотров, коллаборации с брендами, сотни блогеров-последователей. В какой-то момент Fine Brothers даже пытались запатентовать само понятие «реакт», чтобы авторы похожего контента платили за лицензирование формата. Но им отказали, а Fine Brothers — их канал теперь называется просто React — постепенно потеряли актуальность и сейчас набирают не так много просмотров.
📹 Сейчас реакции снимают на все — порой довольно лениво. Блогеры перешли на короткие форматы: помимо обычных видео для «Ютуба» записывают рилсы, шортсы и тиктоки. Сформировались и устойчивые форматы: реакции на шоу, музыку, чужой контент, в том числе от блогеров-экспертов.
А еще реакции перешли на прямые эфиры, причем там они превратились в подобие конвейера. Стримеру на трансляции в донатах заказывают видео, а он смотрит все подряд. Этот формат легче, чем каждый раз придумывать, во что поиграть или о чем поговорить. Но минус в том, что из-за этого каналы даже топовых стримеров рунета стали слишком похожи друг на друга.
На что блогеры снимают реакции
Жанр реакций прочно закрепился в интернете и оброс своими форматами, позволяющими увидеть первые и неподдельные эмоции. Вот несколько поджанров реактов.
🎵 Первые эмоции от чего-то популярного — или, наоборот, забытого. Блогеры практически нон-стопом снимают реакции на свежие трейлеры, клипы, игры, интервью, концерты. Таким видео верится охотнее, потому что в моменте подделать эмоции практически невозможно. Про это я уже писала выше.
Но необязательно даже оценивать новинки. Как часто вы мечтали стереть память, чтобы снова включить впервые ту самую песню? Сделать это пока невозможно. Зато на «Ютубе» наверняка есть чья-то первая реакция на ваш любимый трек.
В 2020 году блогеры Тим и Фред Уильямсы впервые слушали трек Фила Коллинза In The Air Tonight. Зрителей особенно зацепил момент, в котором братья эмоционально переглядываются, услышав резкое вступление ударных. В «Твиттере» тогда отметили, что такие видео помогают младшему поколению открыть для себя музыку прошлого. А старшему нравится видеть, как на знакомые хиты реагируют зумеры. Благодаря ролику трек, вышедший 39 лет назад, за неделю поднялся со 185 строчки до четвертой среди самых продаваемых песен.
👴 Реакция с совсем другой перспективы. В этом в начале 2010-х преуспели Fine Brothers. Любите американскую пиццу? Вот как ее едят итальянцы. Нравится Эминем? А вот что про него думает старшее поколение. В какой-то момент это была практически беспроигрышная формула вирусного ролика.
Есть и другие форматы, чтобы посмотреть на знакомые вещи с новой точки зрения. Например, реакция иностранцев на что-то привычное российское. Скажем, немец оценивает русский рэп. Или специалист в какой-то профессии реагирует на сцены из фильмов, где демонстрируют его ремесло.
📽️ Реакции-разоблачения. Соцсети с короткими роликами активно поощряют дуэты и реакции. Поэтому в «Тиктоке» есть целый сегмент блогеров, которые смотрят и комментируют противоречивые видео. По этому пути пошел блогер Хаби Лейм, который в 2021 году стал самым быстрорастущим тикток-блогером в мире.
Идея Лейма простая: разоблачать кликбейтные лайфхаки, которые только усложняют жизнь. В ответ он предлагал привычный и рабочий способ, завершая видео кадром с саркастичной позой. Лейм поджимал губы и разводил руками, будто подчеркивая, что лучший способ сделать что-либо — самый простой. Хаби ничего не говорил, а жест был понятен зрителям по всему миру.
😱 Совместно пережитый кринж. Сюда в первую очередь относится длинный формат реакций на телешоу или сериалы. В англоязычном сегменте популярны реалити американских и британских каналов TLC, Fox и Channel 4. Среди их программ много странных и безумных проектов вроде «Экстремальной экономии» или «Особняка милф».
Некоторые блогеры делают 20-минутные видео с нарезкой лучших моментов. Например, ютубер Cody Ko собрал по 2 млн просмотров каждого из семи видео, посвященных «Особняку милф». В проекте участвуют 50-летние женщины со своими 20-летними сыновьями. Первые предпочитают парней помладше, а вторых якобы привлекают зрелые женщины. За несколько недель в одном доме участники должны найти себе пару, чтобы остаться в проекте.
«Я посмотрел сотню таких шоу, и могу сказать, что этот проект шокировал меня до глубины души», — говорит Коди в конце первого видео с нарезками самых неловких отрывков. Зрители же в комментариях не понимают, почему такое шоу вообще выпустили в эфир… И просят сделать обзоры всех серий.
Кринж-ТВ — отдельная вселенная реактов в рунете
На постсоветском пространстве в последние годы стало много реалити-шоу с провокационной тематикой, напоминающих скандальный контент американского канала TLC. В эфире российских и украинских телеканалов появились так называемые «социальные» реалити, в которых показывают трудности отношений, семейные конфликты, проблемы воспитания детей. Это были как адаптированные западные шоу, так и собственные.
Яркие примеры — «Беременна в 16», «Кохана, ми вбиваємо дітей» и «Хата на тату» с украинского канала «СТБ». Первое рассказывает о жизни беременных подростков, второе — о сложностях в семье, а третье — о безответственных отцах. Несмотря на обилие жестких и даже шокирующих сцен — а может, и благодаря им, — эти программы быстро нашли своего зрителя. Самые безумные моменты стали обсуждать в соцсетях.
В 2016 году во «Вконтакте» появился паблик «Я смотрю украинские шоу и радуюсь жизни», где публиковали абсурдные и комичные моменты из телепередач. Администраторы оставляли ироничные подписи, а в комментариях пользователи обсуждали сюжеты шоу и популярных персонажей.
Во многом благодаря этому паблику на социальные реалити обратили внимание блогеры. Еще в 2019 году Юрий Хованский и Юлик снимали реакции на дейтинг-шоу «Сердца за любовь», набирая более миллиона просмотров каждый раз и порождая локальные мемы.
Увидев потенциал реакций на треш-шоу, Юлик с другим партнером, Кузьмой, начал делать ролики по «Беременна в 16». И, судя по всему, попал в нерв зрителей. Блогеры посмотрели на камеру более 50 выпусков, каждое их видео набирало по 5—7 млн просмотров. Если искать название шоу на «Ютубе», выпуски с реакциями появляются выше, чем сама программа.
Юлик и Кузьма фактически проложили дорогу для других реактеров. Вслед за ними смотреть реалити-шоу на камеру стали дружественные им блогеры Антон Власов, Приятный Эльдар, Дарья Каплан. Часто они делают коллаборации и смотрят отдельные выпуски шоу вместе. Теперь реакты на «Беременна в 16» делают вообще все, начиная от рэпера Егора Крида и заканчивая тиктокером Дипинсом. Причем «Беременна в 16» сначала выкупили российские телеканалы, а затем стали делать отечественную версию передачи.
Начиная с 2022 года на телеканале «Ю» стали выходить спин-оффы «Беременна в 45», «Жизнь после „Беременна в 16“» — а также оригинальные шоу «Ждули» и «Неравный брак». Первое рассказывает о женах заключенных, а второе об отношениях, когда у партнеров большая разница в возрасте. На все это Юлик и Кузьма тоже снимают реакции, набирая миллионы просмотров. Некоторые связывают даже выход новых шоу на «Ю» с успехом российских реактеров — именно они привлекли внимание широкой аудитории к «Беременна в 16».
При этом контент российских реактеров не ограничивается шоу с канала «Ю». Они обозревают как старые программы вроде «Званого ужина», так и более актуальные вроде «Пацанок» или передачи «Четыре свадьбы». Есть и реактеры по КВН — на этом, например, специализируется стример Гуфовский.
Нельзя сказать, что «Беременна в 16» и другие подобные шоу смотрят только в формате реактов. Но ТВ — формат все же для более взрослой аудитории. А благодаря ироничным реакциям миллениалы и зумеры получили свой способ приобщиться к этому контенту.
Почему люди смотрят реакции
Очевидно, что людей привлекают реакты — слишком уж они популярные. Но почему? Расскажу, какие психологические и социальные факторы лежат в основе феномена реакций.
🙊 Совместно пережитый опыт ярче одиночного. У тех, кто давно следит за блогерами, устанавливаются с ними парасоциальные отношения. Подписчику, который наблюдает за жизнью инфлюенсера, кажется, что тот настолько же близок, как реальный друг или родственник.
Просмотр реактов дает преимущества, похожие на общение с друзьями. Это помогает сбалансировать внутреннее состояние, снижает уровень стресса и повышает уверенность в себе. Кроме того, вокруг инфлюенсеров в чатах на стримах или каналах образуются фанатские сообщества. В них тоже можно обзавестись знакомыми.
Исследователи университета Уорика пришли к выводу, что эмоции других людей заразительны. Психологи из университетов Торонто и Теннесси провели ряд экспериментов и выяснили, что страшные ролики казались более пугающими тем, кто смотрел их в компании.
Ролики, где на контент реагируют, усиливают эмоции. Зрители считывают настроение блогеров и получают более яркий опыт, чем если бы просто в одиночестве посмотрели тиктоки или кринжовые шоу. Как будто бы разделили просмотр с друзьями.
🤯 Сам контент вовлекает драмой и эмоциями. Блогеры неспроста выбирают реалити-шоу для реактов. Они строятся на намеренно противоречивых проблемах и необычных способах их решения. В качестве тем выбирают спорные детские конкурсы красоты, например Toddlers & Tiaras на TLC, или экстремальное похудение — «Большие девочки» на «Пятнице».
Завязка строится на проблемной или соревновательной ситуации. На пути к цели участники сталкиваются с необходимостью совершить выбор. Учатся действовать в команде или самостоятельно принимать решения. Налаживают или портят отношения с другими участниками. То есть, они концентрированно проходят через все, с чем сталкивается каждый человек в реальной жизни.
Все это сближает зрителей с героями и заставляет смотреть дальше. Прежде всего, чтобы посочувствовать им, а не позлорадствовать, показывают исследования психологов из Хайфского университета. Даже если стримеры смотрят шоу иронично и высмеивают формат, в конечном счете они все равно сопереживают отдельным героям и разделяют эти эмоции со зрителями.
То же самое можно сказать и про другие виды контента, на которые записывают реакции. Первое прослушивание новых треков завязано на яркие эмоции. В «Тиктоке» больше всего видеореакций получают абсурдные видео. Например, ролик, в котором девушка удивляется, почему люди маринуют все овощи, кроме огурцов.
🥸 Реакты легитимизируют guilty pleasure. Многим действительно нравится смотреть «Беременна в 16» или смеяться над шутками участников КВН. Но в интернете неироничное потребление такого контента считается стыдным. А если знакомиться с этими шоу глазами блогера, то просмотр «Ждуль» становится постироничным антропологическим исследованием и критикой современного общества.
То есть реакции блогеров дают возможность получать удовольствие от просмотра неоднозначного контента, не испытывая при этом чувства вины или неловкости за свой выбор.
Этично и легально ли снимать реакции
С одной стороны, реакции кажутся простыми и понятными. Но с другой — порождают споры об авторских правах и моральной ответственности перед создателями оригинального контента. Расскажу, за что критикуют реакции.
🏴☠️ Нарушают авторские права. На официальных площадках по идее нельзя просто смотреть целиком чужой контент. Правообладатели постоянно кидают страйки авторам реакций и блокируют их видео. Система предупреждений и блокировок есть как на «Ютубе», так и на «Твиче» — самых популярных платформах с реакциями.
На «Ютубе» предупреждение может отправить сам правообладатель либо автоматическая система распознавания аудио и видео ContentID. «Твич» определяет только аудио. Например, у «Пятницы» есть свой ютуб-канал, поэтому стримы по их шоу могут блокироваться автоматически. На «Твиче» же шансов проскочить без страйка больше.
Авторы контента доказывают законность стримов с реакциями правом на свободное использование. Оно позволяет легально перерабатывать контент для критики или исследования. Однако, как говорится в правилах «Твича», законность такого использования должна быть доказана в суде и не убережет автора ни от страйка, ни от иска.
😡 Отнимают просмотры у авторов оригинальных видео. Многие стримеры считают, что использовать чужие ролики этично, потому что своими обзорами они привлекают внимание к творчеству других авторов. Однако это не так. Если зрители уже целиком посмотрели контент у реактера, им нет смысла смотреть его еще раз.
Бывает, что реакции популярнее оригинального видео. Но автор от этого ничего не получает, скорее наоборот, теряет в монетизации и узнаваемости.
😤 Реакции называют ленивым жанром, потому что они не требуют идеи, а также ресурсов, которые уходят на создание оригинального контента. Некоторые блогеры снимают исключительно реакции, поэтому многие считают, что они паразитируют на чужом творчестве. Записывают простые ролики, попадают в рекомендации и отбирают просмотры у оригинала.
Но завоевать любовь зрителей реактеры могут и этичным способом. Как считает The Act Man, ютуберам стоит подождать хотя бы четыре дня после публикации оригинала, чтобы алгоритмы обработали ролик. А еще упомянуть его автора, оставить на него ссылку и использовать только самые яркие моменты из видео.
Еще дальше идет ютубер Daily Dose Of Internet. Он запрашивает разрешение у авторов всех видео, которые использует. Главное в реакциях — действительно добавить что-то ценное к оригиналу: хорошие шутки, развернутую критику или экспертный комментарий.
У кого смотреть реакции
🧐 Гуфовский — анонимный стример на «Твиче». Смотрит шоу вроде «На ножах», «Сердце Клавы», «Четыре свадьбы», КВН и «Беременна в 16». Стал известен в начале 2010-х благодаря юмористическим технообзорам на «Ютубе», а потом полностью перешел на стримы. Много фирменного абсурдного юмора и забавных каламбуров. Чего-то серьезного ждать не стоит.
🙋♀️ Дарья Каплан — на «Ютубе» снимает видеоблоги и прохождения игр, а на «Твиче» готовит, общается и смотрит телешоу. Реагирует на «Пацанок» и «Больших девочек», «Супермаму» или блогерское реалити XO team reality 2. Дарья сама похудела на 40 кг, поэтому во время стримов по «Большим девочкам» делится деталями своего опыта и более сочувственно комментирует успехи героинь, чем другие реактеры.
💁♂️ Кузьма и Юлик — комедийные ютуб-блогеры, ставшие популярными в середине 2010-х. Теперь они совместно снимают реакции на шоу «Ждули», «Мама в 16», «Неравный брак». Блогеры не только шутят, но и по ходу шоу останавливаются, чтобы порассуждать об увиденном. Например, почему люди с большой разницей в возрасте могут находить друг в друге родственную душу.
🦹 Антон Власов — снимает ролики об историях маньяков и записывает реакции на программы «Опасные связи» и «Криминальная Россия». Он снимает реакты вместе с Юликом или Кузьмой, поэтому у них похожая манера обзора. Блогер не комментирует видео нон-стоп, а останавливает шоу, чтобы поделиться впечатлениями и обсудить происходящее.
🙂 Приятный Ильдар — делает ютуб-реакции на шоу «Беременна в 16», «Криминальная Россия», «Мужское/Женское» и «Безумная экономия». В отличие от Кузьмы, Юлика и Антона Власова, комментирует видео по ходу просмотра и больше шутит о происходящем в кадре, чем рассуждает и делится своими выводами.
🎤 Любовь Терлецкая — записывает реакции на музыкальные реалити ТНТ, например шоу «Фабрика звезд» и «Песни на ТНТ». В отличие от многих российских реактеров, она не показывает запись шоу целиком, а использует только отрывки. Из-за этого бывает сложно составить собственное впечатление об исполнении участников.
🎶 Рамузыка — музыкальный ютубер, который записывает видеоэссе о поп-музыке, делает обзоры новинок и следит за Евровидением. Публикует реакции на перезапуск шоу «Фабрика звезд» на ТНТ. В отличие от Терлецкой, записывает обзоры в более игровой и скандальной манере.
🤡 Cody Ko — канадский блогер, который публикует короткие смонтированные обзоры на шоу «Мой большой толстый и несносный жених», «Особняк милф» или спид-дейтинг Button. Последнее шоу тоже выходит на «Ютубе», но это не мешает Коди публиковать свои реакты. За три года они стали так популярны, что блогера даже пригласили в один из выпусков как ведущего.
💃 Luxeria — британская ютуб-блогерша, известная по стримам целых сезонов «Топ-модели по-американски». Это одно из самых любимых и обсуждаемых шоу западных миллениалов и зумеров, которое плохо состарилось и переживает новую волну переоценки. Также она записывает реакции на тиктоки и другие шоу вроде «Толстенные против худющих» и «Толстые семьи».
Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult