В чем феномен «Щелкунчика» и почему вокруг балета такой ажиотаж
Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам
До Нового года осталось меньше месяца, а значит, ежегодная народная забава «попади на „Щелкунчика“ в Большой» снова в инфополе.
И в этот раз с грандиозным скандалом. Проходит слух: билетов нет, все выкупили под корпоративы. Дальше — лучше. Пресс-служба Большого театра выходит с заявлением: никаких очередей и спекулянтов, часть мест продадим на аукционе. И вроде бы посмотрели на заоблачные цены и забыли. Но почему «Щелкунчик» стал настолько элитным и недоступным? Попробуем разобрать его феномен в статье.
«Щелкунчик» — символ российской культуры
Во-первых, это балет — главный вид русского искусства. Во-вторых, балет на музыку, опять же, главного русского композитора — Петра Ильича Чайковского. В-третьих, это один из наших самых успешных «экспортных» брендов. «Щелкунчика» обожают и ставят по всему миру несмотря ни на что. А еще это безумно красивая история в пышных декорациях — воплощение новогоднего чуда. Отсюда желание попасть за любые деньги, непременно в канун Нового года — и только в Большой.
Первый такой бум случился в 2021 году. Любители собирать ачивки в духе «увидеть Париж и умереть» стояли ночами в очередях, чтобы потом выложить в соцсети пост: «Сходил на великий балет великого Чайковского». И для большинства это явно не вопрос большой мечты или стремления насладиться искусством — скорее престижа, статуса, приобщения к элите. Это же «Щелкунчик», и не где-то, а в Большом.
Моя личная история с «Щелкунчиком» не так цинична, как ажиотаж вокруг него, но все же священного трепета перед этим балетом не испытываю. Для меня это просто обязательная часть культуры, которую нужно знать, как «Лебединое озеро» или «Жизель».
Два года назад как раз подвернулись билеты на постановку театра «Кремлевский балет». Красиво, величественно, наслаждаешься действием на сцене и музыкой. На па-де-де даже пустила слезу из-за силы искусства. Что важно: все ожидания от балета, сформированные еще в детстве, совпали с реальностью. Костюмы, декорации — все как надо, и впечатления остались очень яркие.
Знакомые говорили, что неповторимой атмосферой «Щелкунчика» можно проникнуться только в Большом театре, ведь важную роль играет убранство зала. А мне вот и минималистичный зал Кремлевского дворца вечер не испортил. Пошла бы на балет еще раз? Специально — вряд ли. Посмотреть классическую постановку мне достаточно и один раз.
Мания «Щелкунчика» и попытки ее победить
Ажиотаж накрывает не только столицу. Например, в этом году отличилась Калужская область: местный драматический театр поставил своего «Щелкунчика». В регионе разгорелась битва, аналогичная московской, только на две недели раньше. Опять желающих оказалось слишком много, и опять пресс-служба не смогла решить вопрос. Пришлось даже губернатору вмешаться: любимая новогодняя сказка обрела статус ЧС регионального масштаба. Так что радуемся, что хотя бы Большой смог решить вопрос без участия вышестоящих инстанций. Впрочем, до аукциона еще всякое может случиться.
Нижний Новгород, наоборот, сделал удачное ситуативное предложение: без смс и регистрации билеты на «Щелкунчика» в местном театре оперы и балета можно купить прямо сейчас.
Перетянуть внимание попытались в «Геликон-опере». Реклама оперы «Черевички» идет с посылом «хватит слушать Щелкунчика, погрузитесь в рождественскую сказку вместе с любимой оперой Чайковского». Хорошая попытка, расширение кругозора публики необходимо, но даже слова директора Большого Валерия Гергиева о том, что сокровища русской музыки — это не только балет, пока никак не повлияли на ситуацию.
Все по-прежнему хотят только «Щелкунчика». Большой отвечает преданному зрителю: трансляцию балета покажут во «Вконтакте» 31 декабря в 20:00.
Как создавался бренд балета
Так как же шла мифологизация «Щелкунчика»? А как обычно это бывает в России начиная с петровских времен: через Запад. Феномен «принятия себя через признание Запада», свойственный нашему обществу, оказался на пике в 1990-х и 2000-х. Тогда западные идеалы заполонили пространство вокруг и сформировали национальный комплекс «иностранное — круто, отечественное — стыдно». Сейчас мы от него активно избавляемся, но отпечаток остался.
Артисты, художники и дизайнеры часто выбирают путь «утвердиться за рубежом», чтобы карьера и дома пошла в гору. Это обусловлено не только тем, что США и Европа — центры культуры, которые транслируют тренды на весь мир уже несколько веков. Но и тем, что в наших головах силен стереотип: если признали на Западе, значит, оно правда того стоит. Например, кириллица сменила английские надписи на одежде российских модников только после того, как коллекции Гоши Рубчинского с русскоязычными фразами стали популярны за рубежом.
Итак, чтобы понять, какой путь прошел самый узнаваемый балет Чайковского, обратимся к истории. В 1892 году «Щелкунчик» увидел свет. Балет очень полюбился царской семье, а вслед за ней и столичной публике. После революции русская иммиграция способствовала его популяризации в Европе и США. В 1934 году балет поставили в Лондоне, а в 1954 году «Щелкунчик» добрался до Нью-Йорка.
Европа и Америка покорились новогодней магии «Щелкунчика». В СССР появились классические постановки Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, а после распада Советского Союза началось постепенное превращение спектакля в дорогой бренд.
Все, что когда-то вывезла белая иммиграция, начинает возвращаться с «новыми русскими», увидевшими, как живут и что ценят в Европе. В нулевых становится модно выезжать на родину Гофмана за рождественской атмосферой, детям массово начинают дарить на Новый год его сказку «Щелкунчик» с красивыми иллюстрациями.
Параллельно в стране идет возрождение культурных институтов и традиций. В 2011 году Дмитрий Медведев объявляет Большой театр «национальным брендом». В инфополе начинают раскручивать мысль, что настоящий интеллигент просто обязан ходить с семьей перед Новым годом на балет в Большой.
И вот вам формула мании по «Щелкунчику»: национальный бренд + мировое признание + ореол элитарности + красивая картинка = безумный ажиотаж.
Но почему до 2021 года такого массового помешательства не было? Сыграли роль следующие факторы: ковидная изоляция, общий рост интереса к отечественной культуре и особенно повышенное внимание СМИ и пользователей соцсетей. Проблема лишь в том, что теперь шедевр русской культуры из национального достояния превращается в сумку «Биркин» от театрального мира, доступную «не только лишь всем».
Так стоит ли ходить в театр на «Щелкунчика»? Конечно, это же «Щелкунчик». Но если под Новый год вам не достался билет ни на один показ ни в одном городе мира, не расстраивайтесь. Ведь у вас есть бесконечный выбор, не ограниченный сезонным мейнстримом.