Не понимаю феномен «Щелкунчика»: почему все на нем помешались?

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Жаба Аркадьевна

Страница автора

До нового года осталось чуть меньше месяца, а значит ежегодная народная забава «попади на "Щелкунчика" в Большой» снова врывается в инфополе. И в этот раз с грандиозным скандалом. Проходит слух: билетов нет, все выкупили под корпоративы. Дальше лучше. Пресс-служба Большого выходит с заявлением: никаких очередей и спекулянтов, все места продадим на аукционе. И вроде бы посмотрели на заоблачные цены и забыли, но почему «Щелкунчик» стал настолько элитным и недоступным? Попробуем раскусить его феномен в статье.

«Щелкунчик» — концентрированный символ российской культуры

Во-первых, это балет — главный русский вид искусства. Во-вторых, балет на музыку, опять же, главного русского композитора — П.И. Чайковского. В-третьих, один из наших самых успешных «экспортных» брендов. «Щелкунчика» обожают и ставят по всему миру несмотря ни на что. А еще это безумно красивая история в пышных декорациях — воплощение новогоднего чуда.

Отсюда желание попасть за любые деньги непременно в канун Нового года и только в Большой. Первый такой бум случился в 2021 году. Любители собирать ачивки в духе «увидеть Париж и умереть», стояли ночами в очередях, чтобы потом вывесить в соцсетях пост «сходил на великий балет великого Чайковского». И для большинства это явно не вопрос большой мечты или стремления насладиться искусством, а вопрос престижа, статуса, приобщения к элите: это ж Щелкунчик, и не где-то, а в Большом.

Мания «Щелкунчика» и попытки ее победить

Общий ажиотаж накрывает не только столицу. Например, в этом году отличилась Калужская область: местный драматический театр поставил своего «Щелкунчика», и в регионе разгорелась аналогичная московской битва, только на 2 недели раньше. Опять желающих оказалось слишком много, и опять пресс-служба не смогла решить вопрос, пришлось даже губернатору вмешаться — любимая новогодняя сказка обрела статус ЧС регионального масштаба. Так что радуемся, что, хотя бы Большой смог решить вопрос без участия вышестоящих инстанций. Хотя до аукциона еще всякое может случиться…

Нижний Новгород наоборот сделал удачную ситуативку: без смс и регистрации билеты на «Щелкунчика» в местном театре оперы и балета можно купить прямо сейчас.

Перетянуть внимание попытались в «Геликон-опере»: реклама оперы «Черевички» идет с посылом «хватит слушать Щелкунчика, погрузитесь в рождественскую сказку вместе с любимой оперой Чайковского». Хорошая попытка, расширение кругозора публики необходимо, но даже слова Валерия Гергиева о том, что сокровище русской музыки, это не только балет, пока никак не повлияли на ситуацию.

Все по-прежнему хотят только «Щелкунчика», и Большой решил ответить преданному зрителю: трансляцию балета решили показать в VK 31 декабря в 20:00.

Не просто Щелкунчик: как создавался бренд

Так как же шла мифологизация «Щелкунчика»? А как обычно это бывает в России, начиная с петровских времен, — через Запад. Феномен «принятия себя через признание Запада», свойственный нашему обществу, оказался на пике в 90-00х гг. Тогда западные идеалы заполонили пространство вокруг и сформировали национальный комплекс «иностранное — круто, отечественное — стыдно». Сейчас мы от него активно избавляемся, но отпечаток в менталитете остался. Артисты, художники и дизайнеры часто выбирают путь «утвердиться зарубежом», чтобы карьера пошла в гору и дома. Это обусловлено не только тем, что США и Европа — центры культуры, транслирующие тренды на весь мир на протяжении нескольких веков, но и тем, что в наших головах силен стереотип: если признали на Западе, значит правда оно того стоит. Например, кириллические шрифты сменили английские надписи в одежде российских модников только после того, как коллекции Гоши Рубчинского с русскоязычными фразами стали популярны за рубежом.

Итак, чтобы понять, какой путь прошел самый узнаваемый балет Чайковского, обратимся к истории. В 1892 году «Щелкунчик» увидел свет. Балет очень полюбился царской семье, а в след за ней и столичной публике. После революции русская иммиграция способствовала популяризации его в Европе и США. В 1934 году балет поставили в Лондоне, с 1954 году «Щелкунчик» добрался до Нью-Йорка.

Кстати, одна из самых известных современных постановок принадлежит Бостонскому балету, и вы ее точно знаете по завирусившимся рилсам с танцующим плюшевым медведем.

И вот Европа и Америка покорились новогодней магии «Щелкунчика», в СССР появились ныне классические постановки Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, а после распада Советского Союза началось постепенное превращение спектакля в дорогой бренд.

Все, что когда-то вывезла белая иммиграция, начинает возвращаться с «новыми русскими», увидевшими, как живут и что ценят в «Европах». В 2000-х становится модно выезжать на родину Гофмана за рождественской атмосферой, детям массово начинают дарить на Новый год его сказку «Щелкунчик» с красивыми иллюстрациями. Параллельно в стране идет возрождение культурных институтов и традиций: в 2011 году Дмитрий Медведев объявляет Большой театр «национальным брендом», а в инфополе начинает раскручиваться мысль, что настоящий интеллигент просто обязан ходить с семьей перед Новым годом на балет в Большой. И вот вам формула щелкунчикомании: национальный бренд + мировое признание + ареол элитарности + красивая картинка = безумный ажиотаж.

Но почему до 2021 года такого массового помешательства не было? Сыграли роль и ковидная изоляция, и общий рост интереса к отечественной культуре, и особенно повышенное внимание СМИ и пользователей соцсетей. Проблема лишь в том, что теперь шедевр русской культуры из национального достояния превращается в сумку «Биркин» от театрального мира, доступную «не только лишь всем».

Так стоит ли ходить в театр на «Щелкунчика»? Конечно, это же «Щелкунчика») Но если под Новый год вам не досталось билетов ни на один показ, ни в одном городе мира, не расстраивайтесь. Ведь теперь у вас есть бесконечный выбор, неограниченный сезонным мейнстримом.

Вот что еще мы писали по этой теме