В чем феномен «Щелкунчика» и почему вокруг балета такой ажиотаж

Аргументы читательницы
120
В чем феномен «Щелкунчика» и почему вокруг балета такой ажиотаж

Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам

Аватар автора

Агитационный салатник

разобралась, почему все хотят в Большой

Страница автора

До Нового года осталось меньше месяца, а значит, ежегодная народная забава «попади на „Щелкунчика“ в Большой» снова в инфополе.

И в этот раз с грандиозным скандалом. Проходит слух: билетов нет, все выкупили под корпоративы. Дальше — лучше. Пресс-служба Большого театра выходит с заявлением: никаких очередей и спекулянтов, часть мест продадим на аукционе. И вроде бы посмотрели на заоблачные цены и забыли. Но почему «Щелкунчик» стал настолько элитным и недоступным? Попробуем разобрать его феномен в статье.

«Щелкунчик» — символ российской культуры

Во-первых, это балет — главный вид русского искусства. Во-вторых, балет на музыку, опять же, главного русского композитора — Петра Ильича Чайковского. В-третьих, это один из наших самых успешных «экспортных» брендов. «Щелкунчика» обожают и ставят по всему миру несмотря ни на что. А еще это безумно красивая история в пышных декорациях — воплощение новогоднего чуда. Отсюда желание попасть за любые деньги, непременно в канун Нового года — и только в Большой.

Первый такой бум случился в 2021 году. Любители собирать ачивки в духе «увидеть Париж и умереть» стояли ночами в очередях, чтобы потом выложить в соцсети пост: «Сходил на великий балет великого Чайковского». И для большинства это явно не вопрос большой мечты или стремления насладиться искусством — скорее престижа, статуса, приобщения к элите. Это же «Щелкунчик», и не где-то, а в Большом.

Моя личная история с «Щелкунчиком» не так цинична, как ажиотаж вокруг него, но все же священного трепета перед этим балетом не испытываю. Для меня это просто обязательная часть культуры, которую нужно знать, как «Лебединое озеро» или «Жизель».

Два года назад как раз подвернулись билеты на постановку театра «Кремлевский балет». Красиво, величественно, наслаждаешься действием на сцене и музыкой. На па-де-де даже пустила слезу из-за силы искусства. Что важно: все ожидания от балета, сформированные еще в детстве, совпали с реальностью. Костюмы, декорации — все как надо, и впечатления остались очень яркие.

Знакомые говорили, что неповторимой атмосферой «Щелкунчика» можно проникнуться только в Большом театре, ведь важную роль играет убранство зала. А мне вот и минималистичный зал Кремлевского дворца вечер не испортил. Пошла бы на балет еще раз? Специально — вряд ли. Посмотреть классическую постановку мне достаточно и один раз.

«Щелкунчик» в Кремлевском дворце. Источник: архив театра «Кремлевский балет»
«Щелкунчик» в Кремлевском дворце. Источник: архив театра «Кремлевский балет»

Мания «Щелкунчика» и попытки ее победить

Ажиотаж накрывает не только столицу. Например, в этом году отличилась Калужская область: местный драматический театр поставил своего «Щелкунчика». В регионе разгорелась битва, аналогичная московской, только на две недели раньше. Опять желающих оказалось слишком много, и опять пресс-служба не смогла решить вопрос. Пришлось даже губернатору вмешаться: любимая новогодняя сказка обрела статус ЧС регионального масштаба. Так что радуемся, что хотя бы Большой смог решить вопрос без участия вышестоящих инстанций. Впрочем, до аукциона еще всякое может случиться.

Нижний Новгород, наоборот, сделал удачное ситуативное предложение: без смс и регистрации билеты на «Щелкунчика» в местном театре оперы и балета можно купить прямо сейчас.

Перетянуть внимание попытались в «Геликон-опере». Реклама оперы «Черевички» идет с посылом «хватит слушать Щелкунчика, погрузитесь в рождественскую сказку вместе с любимой оперой Чайковского». Хорошая попытка, расширение кругозора публики необходимо, но даже слова директора Большого Валерия Гергиева о том, что сокровища русской музыки — это не только балет, пока никак не повлияли на ситуацию.

Все по-прежнему хотят только «Щелкунчика». Большой отвечает преданному зрителю: трансляцию балета покажут во «Вконтакте» 31 декабря в 20:00.

Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр, 1892. Источник: Rambert Archive
Сцена из балета «Щелкунчик», Мариинский театр, 1892. Источник: Rambert Archive

Как создавался бренд балета

Так как же шла мифологизация «Щелкунчика»? А как обычно это бывает в России начиная с петровских времен: через Запад. Феномен «принятия себя через признание Запада», свойственный нашему обществу, оказался на пике в 1990-х и 2000-х. Тогда западные идеалы заполонили пространство вокруг и сформировали национальный комплекс «иностранное — круто, отечественное — стыдно». Сейчас мы от него активно избавляемся, но отпечаток остался.

Артисты, художники и дизайнеры часто выбирают путь «утвердиться за рубежом», чтобы карьера и дома пошла в гору. Это обусловлено не только тем, что США и Европа — центры культуры, которые транслируют тренды на весь мир уже несколько веков. Но и тем, что в наших головах силен стереотип: если признали на Западе, значит, оно правда того стоит. Например, кириллица сменила английские надписи на одежде российских модников только после того, как коллекции Гоши Рубчинского с русскоязычными фразами стали популярны за рубежом.

Итак, чтобы понять, какой путь прошел самый узнаваемый балет Чайковского, обратимся к истории. В 1892 году «Щелкунчик» увидел свет. Балет очень полюбился царской семье, а вслед за ней и столичной публике. После революции русская иммиграция способствовала его популяризации в Европе и США. В 1934 году балет поставили в Лондоне, а в 1954 году «Щелкунчик» добрался до Нью-Йорка.

Европа и Америка покорились новогодней магии «Щелкунчика». В СССР появились классические постановки Василия Вайнонена и Юрия Григоровича, а после распада Советского Союза началось постепенное превращение спектакля в дорогой бренд.

Все, что когда-то вывезла белая иммиграция, начинает возвращаться с «новыми русскими», увидевшими, как живут и что ценят в Европе. В нулевых становится модно выезжать на родину Гофмана за рождественской атмосферой, детям массово начинают дарить на Новый год его сказку «Щелкунчик» с красивыми иллюстрациями.

Параллельно в стране идет возрождение культурных институтов и традиций. В 2011 году Дмитрий Медведев объявляет Большой театр «национальным брендом». В инфополе начинают раскручивать мысль, что настоящий интеллигент просто обязан ходить с семьей перед Новым годом на балет в Большой.

И вот вам формула мании по «Щелкунчику»: национальный бренд + мировое признание + ореол элитарности + красивая картинка = безумный ажиотаж.

Но почему до 2021 года такого массового помешательства не было? Сыграли роль следующие факторы: ковидная изоляция, общий рост интереса к отечественной культуре и особенно повышенное внимание СМИ и пользователей соцсетей. Проблема лишь в том, что теперь шедевр русской культуры из национального достояния превращается в сумку «Биркин» от театрального мира, доступную «не только лишь всем».

Так стоит ли ходить в театр на «Щелкунчика»? Конечно, это же «Щелкунчик». Но если под Новый год вам не достался билет ни на один показ ни в одном городе мира, не расстраивайтесь. Ведь у вас есть бесконечный выбор, не ограниченный сезонным мейнстримом.

РедакцияА что вы думаете о балете?
  • da_mХочется поспорить. Но пока я не могу найти доводов. То ли вы правы, то ли мои доводы 💩6
  • Наиль СеразетдиновНе попадаете в Большой - так пойдите на Щелкунчика где-нибудь в другом городе. Странно: ну балет и балет, много раз его видели - что в нём такого чтобы вызвать такой нездоровый ажиотаж?47
  • Виктория УсковаПрекрасный балет, чудесная,удивительная музыка, обожаю! Ходили летом с сыном на спектакль в Кремлевский дворец. Очень понравилось. В Большом не была, мечтаю попасть, и не обязательно на Щелкунчика)12
  • Жду веснуЯ как-то смотрела Щелкунчика от британского балета... В общем, постановка решает. Если нетривиально рассказать, убрать глазурь, добавить метафор, то годная история получится. Ну а кому-то просто нравится традиция: 31 декабря смотрит Щелкунчика и убеждает себя верить в чудеса, вечную любовь, закрытие ипотеки и силу эпоксидки.7
  • semenovainezada_m, я считаю, что играет роль, не только балет и музыка,но и атмосфера большого театра и приближение новогодней ночи .13
  • AnyaТоже не понимаю ажиотажа, аукционов и завышенной стоимости билетов на этот балет. В этом году, кстати, 31.12 балет из Большого покажут в прямом эфире по телеку, для тех кто очень хотел попасть, но не смог.5
  • da_msemenovaineza, а если взять всю страну? Большой — удел одной тысячной процента населения страны5
  • Галина ЕрёминаAnya, нуу, это уже то... Важна атмосфера, а её через телек не передашь. Я из Краснодара и мы всей семьёй ходим на "Щелкунчика" в своём городе, это волшебство, которое не передать словами А по телеку я бы не хотела смотреть балет14
  • CatmurМне 80 лет, я из СПб. Были времена, когда в Мариинку за абонементами стояли в очереди, по записи отмечались несколько дней. Просто желающих ходить в театр было много . Иногда доставались билеты только на 6 ряд 3го яруса, иногда 1ряд. Дорогие билеты были "не по корману". Так что ожиотаж вовсе не связан с оценкой и признанием балета за рубежом. Сей час билеты на балет в Мариинку для пенсионера дороговато. Несколько раз за сезон не походишь, особенно если внуков хочется сводить в театр.34
  • marymaryГлушков, Без хорошего буфета- вообще все не то!6
  • Надежда МаховаА я смотрела в записи Цискаридзе, красавчик) К сожалению, никогда на балете не была, у нас в семье, максимум, театр и цирк))) Уже взрослая, открыла для себя мир мюзикла. Очень люблю этот жанр. Хотела бы на оперетту сходить какую-то классическую.9
  • Мышенька- почему до 2021 года такого массового помешательства не было? Кажется, в 2011 отстояла примерно весь день за билетами, тогда они продавались только в кассах, ровно за 1 или 2 месяца до спектакля (точно не помню за давностью). Хотелось именно атмосферы: новый год, щелкунчик, Большой. Но, если честно, погрузиться не удалось. Кажется, на таких мероприятиях много людей, которым балет до одного места. Кто в телефоне, кто зевает, кто двигает стул. И само представление было с помарками. Не знаю, галочка поставлена, да, но это единственный поход, от которого у меня самые яркие воспоминания - очередь длиной в день. А атмосфера, скорее, сравнима с китайским театром (каким я его видела по телевизору), где пришли трудяги, потому что партия продвигает культурный досуг, сидят в куртках, перешёптываются. Не зашло. Возможно, из-за завышенных ожиданий.24
  • АйгульЖивем в Казани, каждый год ходим на "Щелкунчика". Это как каждый год смотреть одни и те же новогодние фильмы, типо традиция и появляется новогоднее настроение) Плюс красивая картинка, прекрасная музыка. У нас билеты вполне себе доступные, легко купить на сайте, но да, не в последний момент.15
  • Паштет РиетКупила билет на Щелкунчика в МАМТ Немировича-Данченко за 6 000 рублей на достаточно приличных местах. Считаю, что Щелкунчик в Большом с такими новостями превратился в цирк с конями, в ажиотаже вокруг которого приличный человек участвовать не будет32
  • Julia SavelyevaСтадный рефлекс какой-то. Немного раздражает. Смотрела " Щелкунчика' в мае. Ничуть не хуже)) .22
  • user6022174Catmur, а я оч любила костюмы МихаилаШемякина. Они были более зрелищны, чем балет!4
  • user6022258Наиль, благодаря советскому телевидению, которое из года в год транслировало его накануне нового года, для меня сейчас в новый год без Щелкунчика как будто чего-то не хватает. То есть хочу сказать, что, вероятно, для некоторых он стал неотъемлемой частью и чем-то таким традиционным, вроде Иронии судьбы или Джентльменов удачи или Иван Васильевич меняет профессию в канун нового года5
  • user5986998Наиль, так весь понт не в любви к балету,а том,что попасть именно в Большой театр и потом с томным видом всем об этом рассказывать.Настоящих ценителей не так уж и много.57
  • Happy EnglishМне тоже кажется, что это искусственный ажиотаж. Посмотрела "Щелкунчика" не в сезон в замечательном театре оперы и балета в Екатеринбурге, но не могу сказать, что это мой любимый балет. Несмотря на трагичность сюжета, обожаю "Жизель". И очень понравился "Конёк-Горбунок" в Екатеринбурге, правда, без вставок рэперов - артисты балета сумели создать необыкновенное зрелище! 😍6
  • ВеркинззCatmur, сейчас придумали аналог Пушкинской карты для пенсионеров. Сумму не знаю. Можно получить и по ней сходить. Также есть социальные программы, например группы вконтакте, по специальным ценам. Считаю, что все равно дорого, но и места бывают хорошие, за 5000 в партере на балет! Но мы там на оперу покупаем, по цене балкона в партер, от 1200 - шикарно. Только выбирать места нельзя, что достанется, там и придется расположиться.7
  • ОльгаМышенька, а я так хочу в большой. Не обязательно на Щелкунчика. Даже думала, что куплю на любую недорогую постановку и специально в Москву приеду. А вас почитала, теперь думать буду. Меня ужасно раздражает, когда шепчутся, швыряются, чавкают. Недавно на лебедином озере одна тетка не просто снимала балет, а переписывалась с кем то. Как я орала на нее в антракте. На нее и на всех кто снимал.0
  • ОльгаАйгуль, в Самаре тоже можно, но раскупили все за неделю. И цены вполне себе человеческие. И танцуют у нас хорошо. Мы 7 января идем. Хотела 31 декабря, но не успела6
  • ОльгаОксана, ерунду говорите. Я рада, что покажут.5
  • Наиль Серазетдиновuser6022258, есть ещё неплохой старый мультфильм. Что касается "Большого" - я почему-то уверен, что туда не попасть. В Москве бываешь изредка, наездами на 1-2 дня - так где уж там ... Хожу в наш театр - ТГАТОиБ им.М.Джалиля, а ещё (давно это было, в 1983-м году) три вечера провёл в Пермском театре. Большое удовольствие получил! Театр у Пермяков уютный, а балет отличный - в годы войны в Перми балет Большого был в эвакуации, в т .ч. и незабвенная Галина Уланова. (она и Арам Хачатурян жили в гостинице "Центральная" - почти напротив театра). Вот с тех лет у них и сохраняются славные традиции и мастерство.9
  • Наиль Серазетдиновuser5986998, ну может и так. Хотя... наверное и истинные ценители хотят попасть. Так можно и в Питер поехать, всего то (сколько там? ) километров 400.3
  • Марина ВикторовнаЛюдям денег девать некуда . И времени свободного хоть отбавляй. Что за престиж такой , сходить на щелкунчика за 25000? У многих зарплаты чуть больше . От жира бесятся .6
  • pegas_67Не люблю ажиотаж ни в чем.Поэтому принципиально в таких мероприятиях не участвую.Щелкунчика слушаем 31 декабря для настроения, фоном.Не только его,конечно. Очень давно,когда сын был маленьким,пошли с ним в кино на мультфильм " Щелкунчик",он только вышел на экраны.После просмотра выходим на улицу и пошел первый снежок.Очень этот момент запомнился-немного волшебства ,сказки и атмосферы праздника.5
  • avito_minozАркадий, а я б наоборот глянула лебединое )))4
  • Мария ОрловаА я люблю посмотреть Щелкунчика перед НГ. Это красиво и сказочно. Выходишь из Большого вечером, после бокала шампанского, темно уже, снежок похрустывает, и прям чувствуешь, что чудо близко. Настроение сказочное. Девочки выходят маленькие с родителями - все пританцовывают, какие-то па выделывают. Детей Щелкунчик очень вдохновляет. Все хотят быть как Мари. В общем, перед НГ Щелкунчик - это замечательно. И потом, как вообще много в жизни выдается поводов выгулять вечернее платье? А мужу - смокинг? Пожалуй только тут.4
  • user3047637Не понимаю этого ажиотажа вокруг щелкунчика в большом! У людей видно много лишнего времени, денег и рабское сознание, если готовы стоять в безумных очередях и отдавать столько денег за балет, который можно посмотреть по телевизору ( компу) много раз в спокойной обстановке и таким образом стать не менее культурным и образованным, чем при посещении театра за бешеные деньги. А бешеные деньги ( если они лишние) лучше перед новым годом лучше потратить на благотворительность, чтобы у неимеющих тоже было новогоднее чудо и праздник ( протиайте сказку Г. Х. Андерсена " Девочка со спичками" и может быть поймете, что беситься с жиру просто стыдно!) Принципиально не пойду на любое представление с такими условиями! И поверьте, найду способ приобщиться к культуре другим способом, благо - есть современные средства.5
  • Yaffa LuftНаиль, как говорится, "нам некогда читать Пушкина – мы им гордимся".18
  • ЕкатеринаНадежда, а одной сходить?4
  • ЕкатеринаНадежда, муж не остается?10
  • Наиль СеразетдиновYaffa, ну музыка из Щелкунчика знакома с детства. Как и из Лебединого озера. Чайковский вообще один из любимейших композиторов. Люблю торжественную увертюру 1812 год, из симфонического - симфония 6, часть 3 " allegro molto vivache". А "Пиковая дама" - самая моя любимая опера2
  • Денис ЧумаковМышенька, я тоже уверен, что подавляющее большинство зрителей уже через 10-15 минут после начала балета либо заснут, либо полезут в телефоны читать социальные сети. Им не нужен сам балет, им нужно понтоваться тем, что, мол, #мыходиливбольшойнащелкунчика. Спроси их даже сюжет этой сказки или предложи напеть мелодию танца феи Драже - будут молчать и тупо смотреть, как двоечники у доски на уроке геометрии. В лучшем случае смогут сказать, что музыку к балету написал Чайковский.12
  • Денис ЧумаковОльга, орать в антракте ни на кого не надо. Нужно просто принять то, что не все зрители балета являются поклонниками этого вида искусства. Им нужно показать себя перед другими, что, мол, они все такие культурные, не вылезают из театров. Лично мне глубоко безразлично, кто и как проводит свой досуг, в библиотеке, в театре или в музее, или на даче, или на кухне в компании бутылки водки.13
  • Валентина МакароваНаиль, во время войны в Перми в эвакуацию приехало ленинградское хореографическое училище, кое-кто остался в Перми работать и после войны, чем об'ясняется высокий уровень артистов. Например, Надежда Павлова училась в Перми.4
  • ОльгаМиллионы людей в России никогда не попадут ни на Щелкунчика, ни в Большой театр, ни на Красную площадь. Неужели от этого они становятся хуже, ущербнее? У каждого своя жизнь, свои возможности, свои приоритеты. Мой отец мечтал попасть в Индонезию. Не случилось. А я мечтала написать пьесу...6
  • Андрей БНаиль, а как же тогда фоточки в соцсетях выкладывать? 🤣0
  • Наиль СеразетдиновАндрей, а, ну если только покривляться захотелось кому-то - тогда да...0
  • Виталий Безверхийuser5986998, в принципе с билетами очень тяжело, любыми. В Ростове по крайней мере. Либо очень дорогие и очень заранее, либо никакие.6
  • ТрямочкаАйгуль, так-то в Казанском оперном билетов на сайте за 2 месяца не бывает. Причем чаще всего, их уже нет и у распространителей. На Нуриевский фестиваль ловишь в час открытия продаж, уже выбрать нечего) Какое уж там не в последний момент ... Вот Нижнем Новгороде,приезжая, я даже чаще всего не озадачиваюсь покупкой билетов заранее,покупаю их просто в кассе перед спектаклем.2
  • ИЧеЯ дважды ходила в Кремль на Щелкунчика, который привозил Цискаридзе со своими студентами. Сам балет просто супер, как и костюму, но эти мультимедийные декорации просто обнять и плакать( Я очень люблю балет и моя мечта попасть на Щелкунчика в Большой. В том году посетила впервые Большой, где давали Лебединой озеро. Это просто восторг! До этого жила в Новосибирске и посещала НОВАТ несколько раз в год.4
  • МаксОльга, ваши чувства понятны. Но если орёте на них - сами опускаетесь до их уровня. Им это не поможет, а себе карму подпортите. Нафиг надо.9
  • старый пионерДенис, и мне глубоко безразлично. Мне не безразлично, когда люди, которые на досуге любят поболтать или обёртками пошуршать проводить этот свой досуг зачем-то в театр приходят.0
  • GrigoriyYaffa, ой такая великолепная фраза, подписываюсь3
  • Grigoriyuser6022258, мой лично любимый- тоже неоднократно транслирующий по советскому телевиденью- Лебединое озеро. Не знаю почему все любят не его1
  • Барышняuser5986998, именно. Потому что-то мне подсказывает, что трансляцию балета во «VK» 31 декабря будет не так уж много людей смотреть. Ведь ей не похвастаться в соцсетях.5
  • Илья ГорбуновБарышня, и не только в ВК будет трансляция 31 декабря, но ещё и на Первом в 12:00 по Москве2
  • Наталья ДоруноваОльга, в Большом есть просто экскурсии, по четвергам в первой половине дня, с посещением Исторической сцены. Если очень хочется посетить театр и посмотреть, как там, — возможный вариант.3