«Допрос в полиции вместо театра»: непростой рабочий день банковского аудитора

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Все самые незабываемые и забавные истории происходили со мной в командировках, когда я работала руководителем внутреннего аудита в банке. На досуге даже думаю написать об этом небольшую книгу.

Суть работы

Служба внутреннего аудита в банках обязательное подразделение. В зависимости от масштабов деятельности банка это может быть как обширный отдел с большим количеством сотрудников с разными направлениями аудита, так и один сотрудник (как в моем случае). Основная задача этой службы — найти ошибки в работе до обнаружения их регулятором — Банком России. Руководитель службы отчитывается перед советом директоров. Все подразделения банка обязаны раскрывать полную информацию о своей деятельности этому сотруднику, не мешать ему в работе и исполнять его указания во время проверок.

Конечно внутренних аудиторов все терпеть не могут. Это тоже надо понимать и принимать. Человеческая сущность отторгает контроль в принципе, а в работе, когда речь заходит о карьере и зарплате, отторжение внутреннего контроля достигает максимума. Сотрудники еще мирятся с проверками со стороны ЦБ, молча или вслух их проклиная, но с внутренним аудитором церемонятся меньше.

Внутренний аудитор может по своему усмотрению привлекать к проверкам сотрудников других отделов, не связанных с проверяемым подразделением во избежание конфликта интересов. Я обычно привлекала двоих коллег.

Рабочий день

Мы поехали проверять наш филиал в Санкт-Петербурге. Головной офис банка был в Москве, семь филиалов находились в разных регионах России.

При любой проверке филиала обязательным пунктом является ревизия кассы. Для меня это всегда было самой неприятной частью. Деньги реально дурно пахнут, вне зависимости от способа их получения. Причем хуже всего воняют евро. Если прибавить к этому закрытое помещение хранилища без окон, нервозность со стороны материально ответственных лиц, то процесс этот становится максимально неприятным.

Для банков существует огромное количество требований по организации кассовой работы, в том числе по посещению всегда только в составе не менее, чем двумя ответственными лицами с разными ключами, невозможностью хранения каких-либо посторонних предметов внутри и еще много-много пунктов.

То, что ревизия станет забавным процессом стало понятно прямо на входе в хранилище, где мы увидели торчащий из замка ключ, чего быть априори не может. Оба разных ключа должны быть у разных уполномоченных на это сотрудников. Открывать огромный двойной замок они должны по очереди.

Оказалось, что ушко второго ключа отломилось, поэтому вынимать ключ надо было при помощи плоскогубцев, что делать было лень, поэтому один ключ всегда торчал из замка. В шокированном состоянии мы переступили порог хранилища. На полу сразу наткнулись на посторонний предмет — спортивную сумку, которую здесь не могло быть. Главный бухгалтер, не моргнув глазом, пояснила, что неудобно носить деньги руках, поэтому носят в сумке.

Постепенно я начала понимать, что для сотрудников филиала требования ЦБ — это нелогичные и необязательные бумажки, что они искренне находятся в своем убеждении, что и для меня тоже.

Хотя бы ревизия прошла успешно. Все деньги были на месте копейка в копейку. Уже облегченно вздохнув, мы перешли в кассовую зону. Здесь скучал одинокий кассир. По ту сторону окошка мелькало напряженное лицо директора филиала.

Началась стандартная процедура осмотра кассовой техники, опрос о мерах защиты, ничего нового или нестандартного. Но кассира это привело в состояние, близкое к панике. Думаю, что основная заслуга в нагнетании ужаса от приезда проверки из Москвы принадлежит директорам филиалов. В период между проверками они ощущают себя как местные князья в период феодальной раздробленности. Здесь их власть и закон, поэтому приездом проверки они пугают своих вассалов, чтоб те не говорили лишнего. В основном и говорить-то там не о чем, все операции и так находятся под контролем головного офиса. Если и можно как-то «накосячить», то последствия этого не такие уж и серьезные. Но это, безусловно, неприменимо к преступному сговору, которого в моей практике, благо, не встречалось. Все ошибки делали «не корысти ради», а исключительно по глупости и в надежде «на авось».

Кассир от наших вопросов стал приходить в ужас. Начал двигать оборудование, что-то поднимать и переставлять, предметы начали падать, все суетились. В общем, мы решили завершить эту экзекуцию.

Мы пошли на рабочие места. Теперь мне надо было документально фиксировать все произошедшее.

Через несколько минут я услышала какой-то шум у входа в банк. Оказывается к нам приехал наряд полиции. Люди в бронежилетах и масках с автоматами наперевес произвели на меня должное впечатление. Дальше ситуация становилась все более захватывающей.

Как оказалось в суматохе кассир нажал на тревожную кнопку, сработал сигнал полиции.

После этого все мы подверглись тщательному допросу, с заведующей кассой и кассиром сотрудники полиции разговаривали отдельно, тестируя не находится ли она под нашим давлением, запугиванием, в порядке ли ее поведение. Потом писали объяснения за ложный вызов, полицейские глумились и откровенно хохотали над нами. Сотрудники филиала искренне не понимали, как так вышло, а я дополнительно получила по шее от руководства за этот факт.

Вместо вечернего похода в театр, который мы запланировали нашей группой проверки, мы провели его в полиции. Тоже конечно перфоманс с нами в главных ролях.

Вот так незабываемо прошел мой обычный день внутреннего аудитора.

P.S. Банк уже без лицензии:) Не за этот факт конечно)))

  • РябинаС удовольствием прочитала бы вашу книгу ☺0