«Было тяжело, но меня мотивировала победа»: 3 истории об участии в чемпионате «Ворлдскиллс»
«Ворлдскиллс» — это соревнования в мастерстве среди кондитеров, маляров, сварщиков и других профессионалов.
Ежегодно в конкурсе участвуют и школьники, и студенты, и преподаватели. Они соревнуются на региональном и национальном уровне и могут выиграть денежные премии.
Мы спросили у читателей об их впечатлениях от конкурса и о том, что дало им соревнование. Вот их истории.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
О «Ворлдскиллс»
История чемпионата началась в 1950-е годы в Европе. Россия присоединилась к нему в 2012 году. Соревнования делятся на международные и местные. Международные проходят раз в два года, в них участвуют финалисты национальных этапов. В WorldSkills International 65 компетенций — профессиональных областей, по которым проходят соревнования: от столярного дела до кибербезопасности. К международным конкурсам относится и европейский чемпионат EuroSkills.
В России местный чемпионат проходит каждый год: региональные этапы — с января по май, а национальный финал — в сентябре. В WorldSkills Russia 98 основных компетенций, туда входят и мерчандайзинг, и проектирование в CAD, и кровельные работы по металлу. Сначала в каждой секции проводятся отборочные туры по регионам. Затем из лучших участников составляют сборные, которые представляют регион на национальном финале в индивидуальном и командном зачетах.
Кроме того, чемпионаты делятся по возрастным категориям:
- «Юниоры» — от 10 до 16 лет.
- «Молодые профессионалы» — от 16 до 22 лет.
- «Навыки мудрых» — от 50 лет и старше.
За участие в конкурсе можно получить денежные премии. Их размер зависит от направления, призового места и региона. Например, золотому медалисту международного конкурса выплачивают 1 000 000 ₽. Золотой медалист «Молодых профессионалов» в Татарстане получает 170 000 ₽, в Москве — 500 000 ₽, в Краснодаре — 50 000 ₽.
Зарегистрироваться на чемпионат можно через образовательное учреждение или на сайте. Обычно формы для заявок публикуются в разделе «Новости». На российском сайте чемпионата также есть демонстрационные задания, они опубликованы в оценочной документации.
С 1 марта 2022 года WorldSkills International приостановила членство WorldSkills Russia в организации, а также участие в чемпионатах, проектах и мероприятиях за пределами страны. По этой же причине EuroSkills 2023 года перенесли из Санкт-Петербурга в Гданьск в Польше. На момент публикации материала появился проект национального чемпионата на замену «Ворлдскиллс».
«Очень волновался, но все равно занял первое место»
Как узнал о чемпионате. Я учился в ИТ-лицее Казанского университета, и участие в «Ворлдскиллс» там было давней традицией: ребята из года в год занимали призовые места и проходили в национальный финал. Еще я несколько лет занимался в профильном ИТ-кружке — и меня как подающего надежды отправили на чемпионат юниоров в 2020 году. Я участвовал в треке «Веб-дизайн и разработка».
Задания. Региональный этап проходил в Казани среди всех школьников Татарстана без ограничений по количеству участников. Заданий было несколько, на каждое давалось два часа.
Все модули разделили на три дня. В первый мы занимались версткой сайта на HTML и CSS, во второй — создавали игры-бегалки с ачивками, прыжками и монстрами на JavaScript. В третий день нужно было поднять сервер на PHP и написать бэкенд.
Прежде я не участвовал в чемпионате, поэтому региональный этап дался мне непросто в эмоциональном плане. Тогда я не понимал формата конкурса и того, что умею в профессиональном плане. К тому же у меня не было какой-то специальной подготовки, я решал задачи, основываясь на школьных знаниях, и поэтому очень волновался. Но все равно занял первое место и получил золотую медаль.
После тура между тремя сильнейшими участниками проводили отбор на право попасть в сборную Татарстана. На «Веб-дизайне и разработке» давали задачи на знание языков и фундаментальных основ программирования. Тогда я снова выиграл — и начал подготовку к национальному финалу уже в команде нашего региона. В нее входило примерно 50 человек с разных направлений.
Подготовка к национальному этапу проходила в Татарстане. Все участники сборной получили доступ к необходимой инфраструктуре: станкам для резки металла, поварскому инвентарю, медицинскому оборудованию. Мне предоставили компьютер с мышкой, клавиатурой и камерой. Более того, перед финалом меня на шесть месяцев официально освободили от учебы — я посещал только математику и физику. Мне и другим юниорам в это время платили стипендию — 2500 ₽ в месяц.
В те же полгода я занимался один на один с тренером: у каждого участника был личный наставник, он помогал с подготовкой к заключительному этапу. Мой куратор был профессиональным разработчиком, в основном мы готовились по материалам прошлых лет. Архив конкурсных заданий доступен на форуме после регистрации. Порой наставник давал мне дополнительные задания, исходя из своего опыта по верстке и написанию игр. Ничего необычного в подготовке не было: я просто садился и решал, решал, решал.
Для сборной раз в несколько недель проводили специальные мероприятия: лекции по личностному росту, тренинги по развитию гибких навыков, квесты на тимбилдинг. Мне нравилась возможность поближе пообщаться с людьми из разных сфер и в игровой форме разобраться с собой, своими целями и мотивацией. Это интересно и полезно.
Заключительный тур. Финал должен был проходить очно в июне 2021 года, но из-за ковидных ограничений его перенесли на сентябрь и сделали дистанционным. Это не означало, что каждый мог писать работу из дома. Всех ребят из сборной на автобусе отвезли в Казанский техникум информационных технологий и связи. Там за каждым участником трека закреплялся наблюдатель, он следил за списыванием. Система очень защищенная.
По компетенции «Веб-дизайн и разработка» было около 25 участников, не все регионы отправляли ребят на этот трек. Задания на втором туре были такие же, как и на первом, но критерии оценивания серьезнее, да и времени дали меньше, точно не помню насколько.
Например, нужно было не просто сверстать сайт, но и с ходу придумать для него дизайн. Верстку проверяли на адаптивность, правильность написания стилей, размер файла. С игрой то же самое.
Очевидно, за пару часов все не выполнишь. Но чем больше успеешь, тем больше будет баллов. Если ты создал прыгающего персонажа, но не сделал так, чтобы он собирал монетки или уклонялся от врагов, будешь в проигрышном положении перед тем, кто сумел. И с сервером так же: на результат влияли объем функциональности и скорость работы. Но на национальном финале я уже был уверен в своих силах.
Тревоги и волнения совсем не было: я много готовился и отрабатывал вдоль и поперек каждое задание.
Каждый модуль снова разделили на три дня. Я просто просыпался рано утром, приезжал на площадку, решал задачи, а потом радостный и воодушевленный возвращался домой. Было классно окунуться в такую атмосферу!
Примерно через две недели на ютуб-канале «Ворлдскиллс» проводили трансляцию с награждением победителей, которую мы смотрели всей командой. Татарстан обошел всех по сумме баллов, а я занял второе место в своем треке и стал серебряным медалистом.
Обидно, потому что разрыв с первым местом был всего пять баллов. Из-за того, что чемпионат проходил дистанционно, многое зависело от скорости соединения. Мы удаленно подключались к компьютеру в Якутии, поэтому сигнал шел с задержкой: я нажимал на кнопку клавиатуры, а буквы появлялись через несколько секунд. Мне кажется, это могло повлиять на общий балл.
Что дали соревнования. Самое ценное для меня — подготовка с экспертом. Для программиста очень важно пообщаться с умным человеком, который знает больше, перенять его опыт и навыки. Это главный приз. После соревнований, кстати, мне пришло приглашение на обучение в «Школе 21» для программистов от Сбербанка. Но я не проходил по требованиям — был несовершеннолетним.
Призерство в «Ворлдскиллс» принесло мне 65 000 ₽ — для десятиклассника это довольно круто. Вообще, выплаты зависят от места: за первое дают 74 000 ₽, за третье — 50 000 ₽. В обычных «Молодых профессионалах», не юниорских, платят в два раза больше. При поступлении за диплом добавляют баллы, но это работает только в определенных вузах, нужно заранее смотреть правила приема в каждом месте. Например, такое есть в Московском политехническом университете.
- 65 000 ₽
Дает ли что-нибудь диплом победителя при трудоустройстве — точно не знаю. Я уже много где поработал и могу сказать, что на собеседованиях сначала спрашивают про технические навыки и только потом смотрят на достижения. Я выигрывал не только в «Ворлдскиллс», но и в хакатонах — айтишных соревнованиях. В общем, дипломов у меня куча, может, на что-то они и влияют.
Из-за большой нагрузки во время подготовки я не могу поучаствовать в чемпионате еще раз: для конкурса точно нужно взять перерыв на год или полтора. А сейчас у меня нет такой возможности, потому что после окончания школы я сразу пошел работать и съехал от родителей — начался новый жизненный этап. Я получил от «Ворлдскиллс» то, что мне было нужно, и иду дальше.
«Теперь я тренер и готовлю участников к национальному финалу»
Как узнала о чемпионате. В 2017 году я поступила в московский колледж на стилистику и искусство визажа. На первом курсе нам рассказали, что одна из студенток выиграла чемпионат «Ворлдскиллс» по эстетической косметологии. Я тоже захотела попробовать, но в своей специальности — по визажу.
Подала заявку на чемпионат «Молодых профессионалов» через руководство колледжа, и меня пригласили на региональный этап. Вместе со мной по Москве участвовало 12 человек.
Задания. Примерно за два месяца до чемпионата по нашей компетенции опубликовали конкурсные задания, по которым нужно было готовиться. По некоторым направлениям участники узнают задачи только на месте. Все оставшееся время я практически не выходила из колледжа — отрабатывала каждое задание от начала до конца. Моя компетенция включала шесть модулей:
- Вечерний макияж.
- Натуральный трейд-макияж.
- Фантазийный макияж с элементами фейс- и боди-арта на тему «Венецианская маска».
- Макияж и прическа для танцевального шоу «Русский балет».
- Макияж сценический «Эпоха Рококо».
- Окрашивание бровей хной и коррекция формы пинцетом.
Особый упор делала на общение с клиентами, технику безопасности и соблюдение гигиены. Эти навыки тоже оценивали, ведь работали мы с моделями-волонтерами, а не с манекенами.
Задания разбили на три дня — по два модуля в каждом. У всех участников был инфраструктурный лист, в котором было прописано, какие материалы предоставляла площадка, что можно принести с собой. За списком необходимо было строго следить, потому что за нарушение правил могли дисквалифицировать. Кроме того, в документе четко обозначались критерии оценивания работы, ограничения по времени для каждого модуля и даже требования к выбору моделей.
Для исторического образа, к примеру, разрешали взять свой парик и стилизованные украшения. А косметику давали уже на соревнованиях. Брать свою было нельзя, потому что от нее напрямую зависит качество работы: кто-то купит палетку за 300 ₽, а кто-то — за 6000 ₽. Конечно, с незнакомыми брендами сложно работать с непривычки, но делать нечего, все в равных условиях.
Из-за того, что региональный этап проходил три дня, а модули длились несколько часов, я валилась с ног. Приезжала на площадку в шесть утра — заполняла документы и готовила рабочее место, а уезжала только в восемь вечера. Было очень тяжело, но меня мотивировала победа.
Я и раньше участвовала в профессиональных чемпионатах, например от Союза косметологов и парикмахеров России, поэтому знала, что такое вкус победы. Мне очень хотелось снова его почувствовать — и я заняла первое место.
После регионального тура я и еще двое самых успешных участников соревновались за право попасть в московскую сборную. Задания были идентичны, образы те же, только добавили дополнительный модуль с презентацией и коллажем творческого проекта. Да и работы оценивали строже, жюри обращало внимание на каждую мелочь.
Было нелегко, но я выиграла и во второй раз. Мне вручили золотую медаль и диплом. И буквально сразу возобновились тренировки, только готовились уже к чемпионату России.
Подготовка к национальному этапу. Обычно национальный финал проходит через полгода после объявления результатов регионального тура. Но в мой год времени было больше, потому что конкурс переносили из-за пандемии.
У некоторых регионов были специальные мероприятия для сборной, но не в Москве. С подготовкой мне помогали колледж и личный наставник, которого предоставило руководство. Тренер научила меня всему, мы занимались каждый день. В один месяц делали сложные прически, в другой — практиковали макияж в разных техниках. И так по кругу, доводя до автоматизма. Параллельно с работой наставник следила за стандартом выполнения работы: как я стою, как общаюсь с клиентом, как стерилизую инструменты. В общем, тренировали меня как олимпийского чемпиона.
Заключительный тур. На компетенции «Визаж и стилистика» со всей России было девять человек. Финал проходил дистанционно в течение трех дней. За каждым участником следили пять камер: они были установлены перед лицом, перед рабочим местом, за спиной, по бокам — и одна панорамная снимала всю площадку.
Задания были такими же, как и на региональном этапе, но сложнее. Нам добавили модуль с рисованием: мы создавали коллаж, оформляли его вырезками и аппликациями по заданной теме, рисовали эскиз человека с элементами фейс- и боди-арта. Затем каждый должен был сделать презентацию с выполненными работами и защитить ее перед комиссией. Темы модуля определялись по лотерее за 15 минут до начала соревнования. Мне достался «Романтический образ». Остальные задания были известны заранее.
Общее время каждого модуля на заключительном этапе сократили на 30 минут. На трейд-макияж, например, дали два часа, на сценический образ и макияж для танцевального шоу — полтора, на коллаж и презентацию — четыре.
Точное время зависело от дня участия и количества модулей в нем, это все было прописано в инфраструктурном листе. Успеть все было очень сложно, потому что подготовка рабочего места и уборка — это тоже длительный и трудоемкий процесс. Но я много тренировалась перед финалом и научилась красить быстро. Сейчас опыт сильно помогает мне в работе: за 15 минут я могу полностью сделать вечерний макияж.
Примерно через месяц после последнего модуля на «Ютубе» проходила прямая трансляция с дистанционным награждением победителей. К сожалению, все повернулось не в мою сторону: я заняла не первое, а второе место.
Что дали соревнования. После участия в «Ворлдскиллс» я отучилась на эксперта в Региональном координационном центре, чтобы проводить чемпионат у юниоров. Подала заявку на сайте, дистанционно изучила материалы и спустя две недели прошла экзамен. Стать экспертом может любой желающий, не обязательно быть победителем или призером чемпионата.
Теперь я тренер и готовлю участников к национальному финалу, как когда-то готовили меня. Моя ученица заняла первое место по всей России. В 2022 году я буду работать на новом направлении «Мастерята» для школьников с первого класса по восьмой, оно стартует в конце декабря.
Параллельно занимаюсь визажем — крашу танцовщиц в клубе, делаю дневной, вечерний, креативный и свадебный макияжи. «Ворлдскиллс» очень помог отточить навыки: благодаря чемпионату я умею делать работу качественно и быстро.
«Для меня это была возможность приобрести полезные навыки по своей специальности»
Как узнала о чемпионате. Я преподаю в Пинежском индустриальном техникуме — это в Архангельской области, там учат поваров и кондитеров. В 2020 году руководство предложило мне в качестве эксперта поучаствовать в региональном этапе чемпионата «Навыки мудрых», рассчитанном на мастеров старше 50 лет. Я работала в дегустационной комиссии: оценивала качество, креативность, вкус и внешний вид блюд. А в следующем году решила попробовать силы уже как участник. Хотелось переосмыслить собственную деятельность: увидеть свои сильные стороны и понять, над чем нужно поработать.
Задания. По компетенции «Поварское дело» в 2021 году в Архангельской области подали заявку на участие шесть человек: это были и преподаватели, и работники индустрии питания. Но в результате из них пришли только трое. Возможно, остальные передумали из-за коронавируса.
Задания нам отправили заранее. Когда я их увидела, эмоции переполняли. Нужно было приготовить три порции консоме с гарниром, горячее из курицы с гарнирами и соусом, а также оволактовегетарианскую закуску с пастой собственного приготовления. Блюда и рецепты определяли сами участники, а ингредиенты закупали организаторы. От нас никаких взносов не требовали — я только подала заявку на продукты за две недели до конкурса. Мне хотелось, чтобы еда получилась красивой и красочной.
Поэтому я много тренировалась дома, готовилась к чемпионату самостоятельно. Сначала перелопатила весь интернет и перечитала кулинарные пособия в библиотеке, а потом разработала рецептуру и отработала приготовление. Спустя несколько недель попробовала сделать то же самое на работе: там есть все необходимое оборудование, было очень удобно.
Региональный этап проходил 13 и 14 февраля 2021 года на базе Архангельского торгово-экономического колледжа. Площадка была рассчитана на шесть рабочих мест. Каждый участник работал в своем «боксе» с пароконвектоматом, холодильником, индукционными и конфорочными плитами, посудой и раковиной. Остальные предметы располагались на вспомогательных столах для общего пользования.
На выполнение работы нам дали четыре часа без учета подготовки и уборки рабочего места. Время нужно четко учитывать, в определенный момент подавать закуску и горячее. Еще во время подготовки к чемпионату я поняла, с каких продуктов лучше начинать. Например, кости варятся долго, а бульон должен получиться концентрированным, поэтому сперва я взялась за курицу и только потом за все остальное.
Оценивали участников шесть экспертов. Они следили за гигиеной, техникой безопасности, приемами приготовления, организацией процесса в целом. Каждое мое действие жюри записывали в специальный лист с баллами. Еще несколько волонтеров сидели в дегустационном зале. Им на критику приносили еду под нумерацией, чтобы никто не знал имен поваров.
Все критерии оценивания опубликованы в техническом описании в открытом доступе. При подсчете баллов учитывался не только вкус блюда, но и рациональное использование поваром электроэнергии, температура тарелок, соблюдение цветовых маркировок разделочных досок: зеленые для овощей, синие для рыбы, красные для мяса, желтые для птицы.
Первое блюдо — вегетарианскую закуску — я подавала через три часа. Второе — куриный рулет с гарнирами и соусом — еще через полчаса. С консоме возникла сложность: долго не удавалось процедить бульон. Но я все-таки с ним справилась и уложилась в отведенное время.
Через пять дней после конкурса, 19 февраля, проходило награждение. Тогда я и узнала, что заняла первое место.
Подготовка к национальному этапу. Дополнительных соревнований между сильнейшими участниками за проход на финал не было, потому что нас было всего трое. Так что мне как победителю после регионального этапа сразу же предложили представлять Архангельскую область на национальном чемпионате.
К заключительному этапу я готовилась так же, как и к предыдущему: совершенствовала рецепты, отрабатывала блюда, постоянно готовила — и все это делала самостоятельно. Правда, на этот раз старалась использовать более современные методы и оборудование, которое было заявлено на площадке: су-вид для рулета, аппарат шоковой заморозки для консоме.
Заключительный тур. Национальный финал проходил с 6 по 8 октября 2021 года в онлайн-режиме, готовили мы в том же колледже, что и на региональном этапе. Задания были теми же, только теперь соревновались 18 участников со всей России. Я заняла седьмое место — победителем не стала, но получила награду за профессионализм.
Что дали соревнования. За победу на региональном этапе мне подарили сертификат на 15 000 ₽. За национальный финал я, к сожалению, не получила никаких выплат, но приобрела кое-что получше — ценный опыт.
- 15 000 ₽
Дело в том, что мы, люди старшего возраста, привыкли работать на устаревшем оборудовании, а молодежь пользуется современными приборами. Если раньше лапшу нарезали вручную, то сейчас есть специальные машины, которые и замешивают тесто, и раскатывают, и нарезают. Для меня это была возможность приобрести полезные навыки по своей специальности и повысить квалификацию.
Кроме того, участие в таком соревновании важно не только для студентов, но и для преподавателей. Человек учится всю жизнь, а образовательный огонь поддерживается новыми знаниями, которые точно можно получить на «Ворлдскиллс».