Зефирный тест: правда ли​ успех в жизни зависит от самоконтроля
Что не так
14K
Сгенерированное изображение — Лев Переулков / Midjourney

Зефирный тест: правда ли​ успех в жизни зависит от самоконтроля

И что не так с самим экспериментом
11
Аватар автора

Ольга Карасева

никогда не откажется от зефира

Страница автора

Многие люди уверены, что самоконтроль — залог жизненного успеха. У этой теории есть сторонники и среди ученых.

Еще в 1970-х группа исследователей провела знаменитый эксперимент, в котором детям предлагали либо получить одно угощение сразу, либо немного подождать — и награда удвоится. Впоследствии ученые отслеживали судьбу этих детей и заметили, что терпеливые выросли более собранными и набирали больше баллов в аттестационных тестах, чем те, кто не согласился подождать. А во взрослом возрасте люди, когда-то отказавшиеся от одного угощения в пользу двух, лучше адаптировались в обществе.

По мнению сторонников теории, именно самоконтроль позволил терпеливым добиться в жизни большего, чем менее дисциплинированным участникам эксперимента. Разбираемся, стоит ли доверять зефирному тесту и действительно ли сила воли и самоконтроль определяют успех в жизни.

Что такое зефирный тест

Зефирным тестом называют метод для определения уровня самоконтроля, который в конце 1960-х придумал американский психолог Уолтер Мишел. Он провел несколько похожих экспериментов, в том числе и «стэнфордский зефирный» в 1972 году. Мишел пригласил детей примерно четырех лет в лабораторию, где ученые предложили им угощение. Ребенок мог съесть сладкое сразу или согласиться подождать — и через 15 минут получить его в двойном размере.

Мишел и его коллеги позже провели несколько похожих экспериментов: сладости то показывали детям, то прятали от них в непрозрачной коробке, а иногда отвлекали участников от ожидания с помощью игрушек или вопросов. Но суть теста была неизменной: ребенок мог либо съесть угощение, либо подождать ради большей награды, продемонстрировав высокий уровень самоконтроля.

Избежать искушения и дождаться второго угощения непросто. Так что дети справляются по⁠-⁠разному — кто⁠-⁠то старается не смотреть на зефир, а кто⁠-⁠то, наоборот, пробует его, чтобы убедиться, что ожидания не напрасны

Авторы исследования еще несколько раз возвращались к испытуемым и заметили, что между двумя группами — нетерпеливыми и решившими подождать — есть различия. Так, дети, дождавшиеся двойной награды, подростками получали положительные характеристики от родителей и более высокие оценки, чем нетерпеливые.

Во взрослом возрасте судьба участников тоже сложилась по-разному: проявившие выдержку проще справлялись со стрессом, у них было меньше шансов набрать лишний вес и приобрести вредные привычки, а их жизнь ученые посчитали более благополучной, чем у тех, кто решил съесть угощение сразу. Даже мозг испытуемых из двух групп различался: у проявивших самоконтроль была лучше развита префронтальная кора.

Ученые сделали выводы, что именно умение отказываться от сиюминутного удовольствия ради чего-то более важного в будущем стало решающим фактором, который помог одной группе участников опередить другую. Так что самоконтроль и силу воли объявили факторами, определяющими жизненный успех. А тем, кому их недоставало, советовали их развивать — лучше с самого детства.

Коржик из детского шоу «Улица Сезам» и актер Том Хиддлстон объясняют маленьким зрителям, почему так важно быть терпеливыми и не есть печенье сразу — ведь потом получишь целую тарелку. И, возможно, более благополучную жизнь

За что критикуют зефирный тест

Но далеко не все современные ученые согласны с выводами, полученными авторами зефирного теста. Так, в эксперименте, результаты которого в 2018 году опубликовала группа исследователей из Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов, приняло участие 900 детей — в десять раз больше, чем в зефирном тесте Уолтера Мишела и его коллег. В остальном правила не изменились: участникам, как и в оригинальном эксперименте 1972 года, предлагали угощение и спрашивали, готовы ли они подождать.

Исследователи также собрали дополнительную информацию о детях и их семьях — достатке, уровне образования родителей, количестве книг дома, взаимодействии матери с ребенком. Оказалось, что детям, матери которых не имели высшего образования, готовность дождаться большей награды практически не давала особых преимуществ на длинной дистанции: авторы эксперимента не обнаружили, чтобы в подростковом возрасте одна группа участников заметно выделялась своими достижениями на фоне другой. Терпеливые и нетерпеливые набирали практически одинаковые баллы в тестах.

Ученые пришли к выводу, что готовность ребенка дожидаться дополнительного угощения — это не обязательно самоконтроль. Проявленное терпение может быть следствием более благополучной жизни: отказаться от сладостей во время эксперимента намного проще, если они всегда есть дома. При этом обеспеченная семья, беззаботное детство, доступ к образованию и лечению, отсутствие финансового стресса действительно могут помочь человеку добиться большего. В общем, успех определяет вовсе не умение сдерживаться, а то, какой старт в жизни человек получает благодаря своей семье.

Авторы другого исследования считают, что готовность дождаться удвоенной награды может зависеть не от самоконтроля, а от уровня доверия ребенка к миру и конкретным взрослым. Ученые специально манипулировали доверием детей: их разделили на две группы, но одной принесли обещанные карандаши, а другой — нет. Участники, которых ученые не обманули, соглашались подождать повторного угощения в четыре раза дольше, чем дети, уже понимающие, что верить взрослым стоит далеко не всегда. А поскольку ребенку из не слишком обеспеченной семьи, скорее всего, не раз приходилось слышать обещания купить что-то желанное потом, он мог усвоить, что это «потом» может так и не наступить и на любое предложение надо соглашаться прямо сейчас.

По еще одной версии, на готовность дождаться большей награды также влияют воспитание ребенка, его привычки, культура и среда, в которых он растет.

В одном эксперименте детям из США и Японии предлагали угощение и упакованный подарок, но прежде чем их получить, нужно было подождать. Дети из Японии дожидались угощения 15 минут, но были нетерпеливы в отношении подарка. И наоборот: дети из США старались скорее получить угощение и не спешили открывать подарок. Авторы исследования пришли к выводу, что все дело в местной культуре: в США принято, например, не сразу распаковывать рождественские подарки, а держать их под елкой несколько недель, но в Японии такой традиции нет. Кроме того, дети, выбирая, как им вести себя в этой ситуации, опирались вовсе не на самоконтроль, а на нормы, почерпнутые от взрослых.

Действительно ли самоконтроль так важен для успеха

Считается, что самоконтроль помогает людям достичь более благополучной жизни сразу по нескольким причинам. В первую очередь те, кто умеет себя контролировать, меньше склонны к импульсивным поступкам, которые могут как-то испортить им жизнь: они реже приобретают вредные привычки, покупают ненужные вещи, берут необдуманные кредиты, вступают в рискованные отношения. Также обладатели хорошего самоконтроля могут проще концентрироваться на занятиях, требующих умственных усилий, потому и получают в школе высокие оценки, а впоследствии могут выполнять более сложные задачи на работе. Но с самоконтролем не все так просто.

В 2018 году группа ученых из Великобритании, США и Канады совместила два метода измерения самоконтроля. Первый — специальный опросник, который психологи используют для оценки импульсивности и силы воли. Человек должен определить, насколько верны в отношении него утверждения: например, «Мне легко избегать соблазнов», «Мне трудно хранить секреты» и «Я иногда не могу перестать делать что-то, даже если знаю, что это плохо для меня». Согласно исследованиям, люди, показывающие более высокий уровень самоконтроля по результатам опросника, лучше учатся в школе, реже имеют проблемы с алкоголем и вообще счастливее.

Второй метод измерения самоконтроля — задания на способность тормозить спонтанно возникающие, но нежелательные порывы. Часто для этого применяют тест Струпа: испытуемому показывают картинку, на которой названия цветов написаны совсем другими цветами, и просят называть цвета, а не сами слова. Человеку хочется прочитать написанное слово, но приходится сдерживаться и с усилием переключать внимание.

Так выглядит задание в тесте Струпа. Испытуемому нужно называть именно цвета: зеленый, красный, синий, желтый, синий, красный и так далее

Почти две с половиной тысячи участников исследования заполнили опросник самоконтроля и выполнили практические тестовые задания для оценки способности подавлять неуместные реакции. По идее, испытуемые, показавшие хороший результат в опроснике, должны были лучше справиться и с тестами. Но этого не произошло — связь между результатами двух методов либо оказывалась незначительной, либо ее не было вообще.

Ученые считают, что возможных причин несколько. Во-первых, при отказе человека от импульсивных покупок и выполнении заданий могут быть задействованы разные когнитивные процессы. А во-вторых, умение сдерживать порывы в течение жизни может быть следствием не хорошего самоконтроля, а, например, выработанной привычки или проживания в условиях, предполагающих меньше соблазнов.

А возможно, не поддаваться искушениям некоторым людям помогает незаинтересованность в том, что другие считают притягательным: человеку будет несложно отказаться от зефира или похода на вечеринку перед экзаменом, если он не любит сладкое и шумные компании. В нескольких экспериментах люди должны были вести дневники самоконтроля — в течение дня отмечать, какие соблазны у них появлялись и как они на них отреагировали. Оказалось, что люди, считавшие себя обладателями хорошего самоконтроля, его практически не использовали: у них просто появлялось меньше желаний.

Пока ученые не пришли к однозначным выводам относительно зефирного теста и самоконтроля вообще — эксперименты и их обсуждения в научном сообществе продолжаются. Например, некоторые исследователи считают, что у высокого уровня самоконтроля есть и темная сторона: такие люди могут быть лишены любопытства и слишком замкнуты.

В последний раз исследователи связывались с участниками первоначальных зефирных тестов, когда тем было уже за сорок лет. Ученые проверили множество параметров: склонность к прокрастинации, размер долгов, занятие физическими упражнениями, курение. Выяснилось, что существенной разницы между жизнью людей, в детстве сразу съевших зефир и дождавшихся второй порции, не было. Испытуемые из обеих групп оказались примерно одинаково обеспечены, образованны и физически здоровы. И даже склонность к набору веса, которую обнаружили в предыдущих исследованиях, у нетерпеливых участников не подтвердилась.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine

Ольга КарасеваПомогает ли вам самоконтроль в жизни? Расскажите как:
  • Елена ЕмельяноваА потом наверное на базе той же выборки личностей психологи изучили Синдром отложенной жизни 😄21
  • АКакие-то странные учёные без научного мышления: 1) "Пока ученые не пришли к однозначным выводам", а кто сказал, что в реальном мире вообще могут быть какие-то однозначные выводы? Особенно, когда речь о таком мраке как человеческая психика. 2) Кто сказал, что самоконтроль не меняется с возрастом? Замученные в детстве дети подросткам часто наоборот уходят в разнос. 3) В кучу смешан и самоконтроль и временные приоритеты и тест Струпа, который вообще про разновидность когнитивного искажения у понимающих язык разноцветных слов. 4) Если уж совсем закапываться, то до отвязки доллара от золота в 1971 преимущества имели люди с низким временным предпочтением, а после выгоднее становилось тратить, занимать и тратить ещё больше, особенно, когда речь не о США, а бедных странах с бесконечными девальвациями. То есть одних и тех же людей разная экономическая ситуация может раскидывать по противоположным полюсам: одних превратит в богатых рантье, а у других с точном таким же характером, совершающих точно такие же действия, обесценит накопления всей жизни за считанные часы и он выйдет в окно, ухудшив статистику эксперимента. Конечно, при прочих равных перспективнее иметь низкие временные предпочтения и высокий уровень самоконтроля, чем быть импульсивным животным без сознания, но зефирный тест тут ничего не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть.9
  • user1595173Самоконтроль несомненно помогает в достижениях, но вот счастливы ли от этого люди это уже другой вопрос, Надо ещё такой тест провести, кто счастливее , кто получает всё и сразу или очень очень медленно и с большими усилиями.10
  • Ekaterina StepnovaЕлена, та же мысль проскочила.1
  • darumaСамо понятие "успех в жизни" вызывает вопросы :)1
  • OlgaСначала в школе, затем в ВУЗе, сейчас на работе-везде самоконтроль, конечно же помогает. Иначе не добиться успеха в жизни1
  • ASKUT KRIMSONuser1595173, а по вашему мнению, самоконтроль делает людей менее счастливыми?0
  • Антон М.Что у него с рукой? 😳0
  • Юлия ЗариповаСамоконтроль не должен становиться самоцелью. Вызывает грусть, пропалает легкость жизниполучается, что мне ничего м не нужно. Интересно, дети, прошедшие зефирный тест не вклонны к синдрому отложенной жизнт? ☺️0