3 soft skills, необходимых для развития карьеры

38

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Алёна Горбун

Страница автора

Пожалуй, каждый кто работал в крупных компаниях знает коллегу, который шустро шел по карьерной лестнице, демонстрируя сверх ожидания. В чем секрет таких людей? Конечно же в развитых soft skills. На определенных позициях можно протянуть только на hard skills, но если вы претендуете на руководящие должности, то этого уже недостаточно.

Эмоциональный интеллект — пожалуй, один из топовых скиллов для современного человека. И если у поколения 20-летних он уже имеется, то 30—40-летние про него много слышали, но мало кто им обладает. И во избежание потери лидерской позиции руководителя на этом фоне важно развивать свои управленческие, эмоциональные и коммуникативные навыки.

В этой статье я хочу показать вам не только важность ЭИ (здесь и далее эмоциональный интеллект) и других мягких навыков в контексте развития карьеры, но и поделиться простыми способами их развития.

Где точно не обойтись без развитого ЭИ:

  • вы руководитель и хотите лучше понимать, что происходит в вашей команде, эффективнее выстраивать коммуникацию, управлять сложной командой и понимать, как мотивировать ваших подчиненных;
  • вы хотите стать лидером в команде, усилить ваше влияние на принятие ключевых решений бизнеса;
  • вы хотите развить вашу чувствительность и эмпатию, чтобы лучше понимать, что происходит вокруг, и на основе этого выстраивать вашу линию поведения в коллективе;
  • вы заботитесь не только о личном комфорте на работе, но и о комфорте других;
  • вы хотите чувствовать себя уверенно и комфортно в любом коллективе, даже токсичном.

На работе человек проводит почти половину своего бодрствования, и работа становится важной частью жизни, что неизбежно влечет за собой формирование отношений между сотрудниками, которые, как и любые другие отношения, необходимо выстраивать через коммуникацию. И в любой коммуникации возникают эмоции.

Навык № 1. Эмоциональный интеллект. Эмоции — это внутренний навигатор человека. Если вы им умеете пользоваться, то есть замечаете, распознаете и умеете обходиться со своими эмоциями, то вы движетесь по правильному маршруту. И этот маршрут соответствует вашим потребностям, ценностям и целям. А если нет, то вас ждет постоянное неудовлетворение своей жизнью и усталость.

Так как же развить ЭИ и научиться пользоваться своим навигатором в любой коммуникации — изучайте эмоции и учитесь их распознавать у себя:

  1. Познакомьтесь с подробным описанием основных эмоций и их оттенками. В отношении эмоций мне наиболее близок подход гештальтистов. Здесь есть множество видео роликов, книг и статей.
  2. Эмоции мгновенно отражаются в теле. Научитесь замечать ваш дискомфорт и исправлять его на комфорт. Попробуйте прямо сейчас просканировать ваше тело и найти, где вам комфортно, а где нет.
  3. Тренируйте навык распознавания эмоций. Ставьте 3—5 напоминаний каждый день с вопросом «что я сейчас чувствую», «какие напряжение есть в моем теле», «Что мне сейчас необходимо?»
  4. Учитесь раскладывать сложные эмоции на простые. Например, зависть — это сложная эмоция, в которой есть злость (что вы хотите изменить?) и интерес (что есть у другого, что вам ценно и вы хотите больше знать, как это получить?) и стыд (какой я, если это хочу и чувствую?).

Навык № 2. Кинетический интеллект. Только 7% информации мы передаем вербально, и словами свои эмоции могут назвать немногие. Остальные 93% — наши переживания, которые выражаются в мимике, жестах и пластики тела.

Умение управлять своими невербальными проявлениями и понимание языка тела другого — и есть кинетический интеллект.

Предлагаю эксперимент. Представьте ситуацию — ваш руководитель говорит вам совершенно спокойным тоном «ты постоянно делаешь ошибки». Как думаете, что может указывать на чувство злости вашего руководителя в этот момент? Интонация? — нет; слово «постоянно» — отчасти да; учащенное дыхание, острые жесты, напряженные брови? — однозначно.

Качественное управление своими движениями и есть кинетический интеллект, и его так же можно развить, как эмоциональный интеллект.

Как развить: изучите основы языка тела, снимите себя на видео; оцените на сколько вы располагаете к коммуникации.

Навык № 3. Эффективная коммуникация. Если вы уже покачали свой ЭИ и кинетический интеллект, то это уже существенно повысит качество вашей коммуникации. Что еще:

  1. Важно научиться присутствовать в диалоге (активное слушание) — слушать собеседника, не анализировать его, не успокаивать, не давать советы, а отслеживать собственные чувства и задавать вопросы, а иногда просто быть рядом и слушать. Учитесь присоединяться к чувствам другого, как бы примеряя на себя ситуацию, в которой оказался собеседник — это и есть та самая эмпатия, с помощью которой можно сближаться с людьми.
  2. Готовьтесь к сложным встречам и разговорам: сделайте сонастройку с собой, например, при помощи дыхательных техник. Напишите темы, которые вы хотите обсудить и как вы планируете это делать. Отметьте для себя, что бы вы точно не хотели использовать при встрече, например, повышать голос.
  3. Развивайте насмотренность и расширяйте круг общения. Анализируйте диалоги в фильмах, знакомьтесь с новыми людьми и тренируйте навыки активного слушания постоянно.
  • МелвикВ конце ожидала фразу "Узнать больше об эмоциональном интеллекте можно на моём бесплатном вебинаре по ссылке ...". Кстати, первый абзац можно поменять на противоположность и это тоже будет верно: "Пожалуй, каждый кто работал в крупных компаниях знает коллегу, который шустро шел по карьерной лестнице. В чем секрет таких людей? Конечно же в развитых hard skills. На определенных позициях можно протянуть только на soft skills, но если вы претендуете на руководящие должности, то этого уже недостаточно.4
  • Системный инженер"Эмоциональный интеллект — пожалуй, один из топовых скиллов для современного человека. И если у поколения 20-летних он уже имеется" Эээ, по-вашему, 20-летние модные тенденции на лету схватывают? Ой, не факт.8
  • Grigory PВот вечно про эмоциональный интеллект пишут только о распознавании своих / чужих эмоций. Что с этим дальше делать - не понятно. И здесь то же самое, как под копирку. Хоть бы ссылки дали на техники или что-то подобное4
  • Долларбуз"Только 7% информации мы передаем вербально, и словами свои эмоции могут назвать немногие. Остальные 93% — наши переживания, которые выражаются в мимике, жестах и пластики тела." Вот бы методику подсчета этих замечательных цифр.11
  • БаньбаусЕсли я 5 раз в день буду задумываться о том, что я чувствую, то может случиться "роскомнадзор"8
  • Алёна ГорбунМелвик, согласна с вами! Люди с хорошими навыками коммуникации, действительно, могут быстро продвинуться, но если за этим ничего не стоит, то падение оттуда будет болезненным. Нарастить на хард скилы софт - гораздо более устойчивая история.0
  • Алёна ГорбунGrigory, часто сталкиваюсь с тем, что люди от психологии ждут каких- то сложных техник. Но на самом деле все очень просто. И в этом тексте я описала целых 4 простые техники. Стоит вам погрузиться в эмоции, что они из себя представляют и какую информацию дают , вам сразу станет ясно. Например, вот здесь можно подробно изучить эмоции: https://vitaliyeliseev.com/library/allarticles/vzglyad-geshtalt-terapevta-na-bazovyye-emotsii/0
  • Алёна ГорбунСистемный, бывает по-разному. Просто у поколения z гораздо больше информации в доступе в период активного развития психики, чем у миллениалов.2
  • Системный инженерАлёна, настолько больше, что психика легко перегружается этой информацией и усваивает всё больше развлекательного контента.8
  • Grigory PАлёна, я изучал эмоции и даже писал дневник эмоций, анализируя своё состояние несколько раз в день. Но профита так и не увидел. Вот например я чувствую грусть, тоску и разочарование. Я осознаю, что испытываю эти эмоции. Дальше то что? Как управлять своим эмоциональным состоянием? Как снижать негатив?3
  • Алёна ГорбунGrigory, чувства - это маркер потребности. Вот возьмем грусть и тоску (это оттенки печали) - чувства, которые возникают , когда ценные процессы или отношения завершаются. Это состояние потери ресурсов внешних или внутренних или и тех и тех. И теперь важно вернуться в контекст вашей жизни: что в ней происходит? С чем важным и ценным вы прощаетесь? Что вам сейчас необходимо: уединиться и опереться, на воспоминания, например; или кто-то, кто вас поддержит . И тогда вы делаете следущий шаг. Если вы механически из рациональной части ведете дневник эмоций, то , действительно, профит очень низкий. Управлять своим эмоциональным состоянием можно только через навык осознавания переживания в контексте вашей жизни и проживания эмоций . Негатив снижается этим же путем. Если, конечно, речь не идет о депрессии.1
  • Nastya NastaziiЛюблю анализировать людей. Гендиректоров и просто своих коллег. Главный скил без которого ничего не получится, хоть ты будь магистром эмпатии и новомодного эмоционального интеллекта, без простой доброй общительности и открытости у тебя мало что получится. Даже отрицательные персонажи ( внешне неприятен ,неопрятен или любой другой очевидный минус) уйдут дальше чем вы, если вы ангел но закрыты и мало общаетесь. Исключения наверное если ты штучный и эксклюзивныц it-шник Просто вспомните ваши собеседования. Мне как интроверту, первое что приходится делать - включать экстравертность иначе никак. А всё остальное это следующие ступени пирамидки0
  • Алёна ГорбунNastya, как раскачать свою «общительность», можно через хорошее понимание того «а что сейчас со мной?»0
  • НадеждаСистемный, не все конечно. Но как то увидела у 16 летнего сына на столе книгу популярной психологии. Оказалось что взял почитать у одноклассника. В итоге к 18 годам он уже несколько книг по социальной инженерии прочитал. И они это обсуждают с друзьями. Так что он в 18 лет про эмоции знает столько же что и я 40 летняя. Так что да, они более продвинутые в этом, чем мы были.3
  • Системный инженерНадежда, ваш читает, а многие другие - не читают вообще ничего, не то, что психологию.8
  • Grigory PАлёна, отлично, и где в вашем тексте описана "не механическая" работа с эмоциями? По моему там всё чётко: изучил виды эмоций, определил ощущения в теле, распознал эмоции, разложил на простые. Именно это я и делал. Как тогда вести дневник не механически? И вот про описанное вами в комментарии там ни слова: маркер потребности, ценные процессы, что сейчас необходимо итд. Вы действительно думаете, что это очевидно?1
  • Ольга ПGrigory, статья про другое все же. Это не мануал, а крючок для "подумать"1
  • Grigory PОльга, статья описывает нужные навыки - как вы видите, называется "Три необходимых скилла". В статье последовательно приводится описание каждого из них: навык 1, навык 2 и навык 3. Далее в описании ЭИ речь идёт только о распознавании эмоций, а про дальнейшее управление ими - ни слова. То есть приведено не полное описание навыка. Опущена, очевидно, наиболее важная часть. Хотя бы в виде одной строчки - ссылки на какую-то другую статью, книгу или ещё какой-то текст, описывающий эффективные техники. И складывается впечатление, что ЭИ только про осознание эмоций - смысла в этом не особо много. Это как в бизнесе - вы можете четко знать, что ваша компания терпит убытки , но без принятия дальнейших управленческих решений эта информация бессмысленна.1
  • Nastya NastaziiАлёна, нет, это так не работает.. Раскачать то к чему не склонен, не желаешь, и тд и тп - это значит нанести урон своей психике, но можно подстраиваться в определенные единичные моменты, тщательно их выбирая и сами методы подстройки. Интроверты меня поймут. А если мы говорим про успех в широком смысле - это умение объединять, направлять, договариваться и прочее прочее - в общем все то что можно назвать одним словом " общительность". Это столп, основа на которой все строится.1
  • ЛюбовьРаботаю руководителем среднего звена в большой компании ( примерно 1000 человек). Мне почти 40. У нас много «детей» - ребят, которые приходят либо на последних курсах института, либо после. Многие проходят практику и остаются. Что могу сказать: после вашей фразы « Эмоциональный интеллект — пожалуй, один из топовых скиллов для современного человека. И если у поколения 20-летних он уже имеется, то 30—40-летние про него много слышали, но мало кто им обладает» я пошла перечитать заголовок. Я не знаю откуда у вас такие данные, но по моим наблюдением, поколение 20-их очень неоднородно. Да, есть умнички и талантливые ребята. Но большинство из них на совещании даже не может выразить свою мысль (почему они так сделали, как решали задачу). Более того: они не умеют строить простейшую коммуникацию (у меня много субчиков, так что выборка обширная). Просто попросить помощи, совета. Общаться не умеют от слова совсем. Коллеги из Италии и Англии (а там свои такие же) рыдают. Недавно успокаивали всем офисом инженера, который зафакапил важное задание и от этого расстроился.8
  • Алёна ГорбунЛюбовь, благодарю, что поделились опытом. В статье я поспешила, и у меня эта фраза звучит довольно категорично. На самом деле, у поколения 20летрих есть тенденция больше знать про эмоции, они гораздо легче реагируют на «тебе нужно к психологу», и чаще готовы к психологу пойти «разбираться в себе». Безусловно, ориентировки в том что, как и куда у лидов куда больше.и коммуникация дело такое - ей и правда приходится обучаться чуть ли не всю жизнь.2
  • Максим КолосовДолларбуз, что вы с ней будете делать?1
  • WintersunАктивное слушание и язык тела на удаленке:))) особенно полезно:))) Мне все время включать микрофон и мычать "угу, понятно"?:)0
  • Максим КольцовМаксим, ну например понять что это херня полная3
  • Ольга ПGrigory, управлять эмоциями довольно вредно, если верить моему психотерапевту. Можно управлять своей реакцией, но это не предмет для статьи, это предмет для долгой и кропотливой работы над собой - тут нет последовательности действий. Как раз очень много смысла в осознавании эмоций, потому что названное имеет место быть замеченным и увиденным, а неназванное притворяется несуществующим. Можно игнорировать свою грусть, например, запивая пятый торт вторым литром виски и говорить что все в порядке - это пример заглушенной эмоции. А вы как будто лёгкой дороги ищите - так вот, ее тут нет. Но это мое мнение, я открыта к дискуссии1
  • Алёна ГорбунWintersun, Эта статья написана для тех, кто хочет повысить свой уровень комфорта на работе, готов осваивать новые скиллы для лучшего управления командой и др. случаев. И да, активное слушание и знания о языке тела возможно применять и на удаленке. Если только 100% вашего взаимодействия с коллегами не заключено в переписках.0
  • Алёна ГорбунДолларбуз, огромное количество исследований по этой теме провел Пол Экман. А мой опыт лишь это подтверждает. Просто чей-то фильтр позволяет себе удивиться в этом месте и что-то больше про это узнать, а чей-то нет. Что в общем-то абсолютно нормально.0
  • Максим КольцовДолларбуз, вот нашел статейку где кто-то рассказывает откуда растут корни этого мема https://dzen.ru/a/XrUs5JX6-jQJMpCx "А теперь давайте задумаемся вот над чем. Представьте, что вам в университете преподаватель читает лекцию о творчестве Жана-Жака Руссо. Абсолютно условный пример, можете легко заменить его на оживленную дискуссию о достоинствах той или иной марки автомобиля. Или обсуждение фасона платья у очередной телезвезды. Так вот, уберите из всех вышеназванных примеров слова. Или замените их на что-нибудь нечленораздельное. Сколько информации вы почерпнете из мимики, жестов и интонаций? Ну наверное, не совсем ноль, но что-то близкое к нулевому уровню." "Теперь вы понимаете, в чем подвох всех этих цифр? Они показывают, на что опирается человек при считывании ЭМОЦИЙ собеседника. А информация тут вообще ни при чем! Информация как раз через слова в подавляющем большинстве при естественном общении и передается."5
  • Максим Кольцовесли человек необщительный то ни один из этих трёх пунктов ему не поможет это скорей для тех кто и так умеет болтать и хотел улучшить свои навыки манипуляций0
  • Алёна ГорбунМаксим, я не могу с вами согласиться. Очень много работаю с тимлидами в IT, которые очень часто интроверты и не склонны к активной позиции в коммуникации. Но когда у них в управлении оказывается команда, им приходится брать на себя инициативу в коммуникации. Те, кто над этим работает, прекрасно развивают коммуникативные навыки и хорошо управляют своей командой.0
  • ДолларбузАлёна, в каком конкретно исследовании говорится про 7 процентов?1
  • ДолларбузАлёна, можно приводить бесконечное количество примеров, когда именно невербальные сигналы повлияли на решение, и бесконечное количество примеров, когда именно вербальные сигналы повлияли на решение. Но только это ничего не доказывает, в особенности такие громкие слова про околонулевую важность слов в понимании информации. В данном примере, если бы вам было удобно и врач смотрел на вас, то вы бы продолжали у него лечиться. И если принять тот факт, что на ваше решение слова врача повлияли только на 7%, то, получается, что если бы он говорил полоскать рот бензином три раза в день, то это бы минимально повлияло на решение продолжать у него лечиться.2
  • Максим КольцовАлёна, а тот кто над этим работал но никаких коммуникативных навыков не развил значит плохо работал, да?1
  • Максим КольцовАлёна, то что он был неаккуратен и читал план с компьютера это не невербалика а конкретные указатели на специалиста плохого качества1
  • Алёна ГорбунМаксим, это и есть невербальные проявления.0
  • Алёна ГорбунМаксим, в моей практике пока такого не случалось. Тот кто вкладывался в развитие навыков, их развил. В любом случае это процесс творческий. Не получилось одним способом, ищем новый.0