Как мы собрали 715 300 ₽ через краудфандинг и построили на них пляжный туалет
В 2021 году мы с командой построили общественный туалет на пляже новосибирского Академгородка. Деньги на него собирали всем миром — через краудфандинг.
Я художник из Новосибирска. В 20 километрах от центра нашего города находится район Академгородок. Это научный город в городе: с советских времен сюда стекается интеллигенция и активная молодежь. В Академгородке и сейчас находится больше 30 научно-исследовательских институтов, Президиум Сибирского отделения Российской академии наук — СО РАН, Новосибирский государственный университет, физико-математическая школа.
Я жила в Академгородке последние три года и больше всего люблю его пляж. Мне кажется, он уникальный: на берегу большого Новосибирского водохранилища — его еще называют Обским морем, с широкой полосой песка, окруженный тайгой. Это место красивое, но неухоженное: кругом ржавые мусорные бочки, старые кафе с натяжными баннерами и груды мусора.
В 2020 году мы с командой дали пляжу вторую жизнь: очистили от мусора, поставили качели, скейт-рампу и создали базу, где проводили мастер-классы, концерты, вечеринки. Но нам было этого мало, и мы решили пойти дальше — запустить краудфандинговую кампанию, чтобы собрать деньги на новый туалет, душ и комнату матери и ребенка. В итоге собрали 715 300 ₽, столкнулись с кучей проблем, вложили свои деньги и закончили стройку только через год — в 2021 году.
В статье расскажу, как мы создали крауд-кампанию, как продвигали проект, в чем просчитались, как решали проблемы и как наконец-то построили туалет.
С чего все началось
Летом 2019 года я почти каждый день ходила на пляж Академгородка, чтобы полюбоваться на закат, а по пути собирала попавшийся мусор. В основном это были пластиковые и стеклянные бутылки. Сначала я ходила одна, а потом позвала друзей — в первый раз унесли с собой 10 мешков мусора.
В апреле 2020 года подруга посоветовала мне выложить в соцсетях пост об уборках и пригласить всех желающих присоединиться. С этого все и началось.
На первую уборку пришло около 20 человек, с которыми я раньше не была знакома. За три-четыре часа нам удалось убрать небольшую, но очень замусоренную территорию в пролеске. Это самая загрязненная часть пляжа: все выбрасывают мусор в кусты в надежде, что его никто не увидит. В итоге мы собрали примерно 80 пакетов по 120 литров.
- 80 пакетов
С тех пор мы стали собираться каждое воскресенье. Создали общий чат в «Телеграме» — там оказалось 89 участников. Постепенно из малознакомых людей мы превратились в сплоченную команду. Среди участников оказались специалисты разных отраслей: дизайнеры, архитекторы, финансисты, биологи, проджект-менеджеры, фотографы, шеф-повара и организаторы мероприятий. В будущем это помогло развивать наше общее дело, каждый делал свой вклад в обустройство пляжа.
Вывозить мусор помогала новосибирская общественная организация по охране окружающей среды «Пчела». Она же установила мусорные контейнеры на пляже — тоже бесплатно.
После уборок мы большой компанией сидели у костра и размышляли о том, что еще своими силами можем сделать. И за лето 2020 года успели многое. Расскажу о главных достижениях.
Что мы обустроили в первую очередь
База. Мы решили обустроить базу, где могли бы собираться с командой. Для нее выбрали ветхую постройку — она давно стояла на пляже. Раньше это был бар, потом там продавали пирожки. Мы поговорили с администрацией пляжа — они согласились сдать постройку за 50 000 ₽ за лето с условием, что мы сами будем вывозить мусор с пляжа. Аренду оплачивали сами: каждый из чата скидывал сколько мог, в среднем по 500—1000 ₽. Договор с администрацией не составляли — все было на словах.
Чтобы обустроить помещение, мы все тащили из дома: краски, кисти, дрели, гвозди. Кто-то красил пол, кто-то — решетки. За неделю мы сделали из сарая уютное помещение. Весь пол застелили коврами, развесили гирлянды. Одна пекарня отдала нам свои старые бочки, которые стали барными стульями. Друг подарил столы, диваны, посуду: у него было свое кафе и он как раз менял интерьер.
Соцсети и логотип. Раньше пляж назывался «Центральный пляж Академгородка», и у него был устаревший логотип. Мы решили все сократить и упростить. Само место назвали «Академ-пляж». Я придумала ему новый логотип, лаконичный и узнаваемый.
Еще мы создали для пляжа отдельный аккаунт в соцсетях. Там делились новостями, знакомили с командой, приглашали подписчиков на уборки и мероприятия. Изначально мы выкладывали посты хаотично, у нас не было контент-плана — к нему мы пришли позже.
Постеры. Мы сделали макеты и распечатали 28 постеров о бережном отношении к природе. Развесили их на столбах вдоль берега. Дизайн постеров создавала я сама, а фотографии для них сделала наша подруга-фотограф.
Столбы на пляже уже были. Рамки для постеров дала администрация пляжа, но они были старыми. Мы отвезли рамки в мастерскую: там их избавили от ржавчины и покрасили в белый цвет. Все это помогла оплатить местный депутат. Она выделила 10 000 ₽: на ремонт рамок и печать постеров ушло 8750 ₽, оставшиеся деньги мы потратили на краску для мусорок.
Дисколестница. На пляж ведет старая лестница. Мы решили украсить ее СD. Ненужные диски нашлись дома у всех — собрали больше тысячи штук. На клей дружно скинулись, потратили на него примерно 4000 ₽. Мы испробовали разные виды — от жидких гвоздей до суперклея. В итоге остановились на клее «Момент-кристалл», он оказался самым надежным и прочным.
Качели. Несколько ребят из команды захотели сделать качели, как на Бали. Для них собрали топляк — затонувшую при сплаве древесину. Ее каждый год приносит к нам с Алтая в невероятном количестве. Крепежи, цепи, веревки, карабины и сверла купили в «Леруа Мерлене». Все это стоило 6000 ₽ — скидывались всей командой. Строили и устанавливали качели тоже общими усилиями.
Столы и пол. Вместе с базой нам достались обветшалые столы. Мы их отшлифовали, покрасили и расставили вокруг базы. Пол тоже покрасили. Наш друг купил качественную краску в «Леруа Мерлене» в надежде, что она прослужит годы. Две большие банки обошлись в 10 000 ₽ — друг сам их оплатил.
- 10 000 ₽
На облагораживание пляжа в 2020 году мы потратили 80 000 ₽
На что | Сколько | Где взяли деньги |
---|---|---|
Аренда базы | 50 000 ₽ | Скинулись командой |
Краска для столов и пола | 10 000 ₽ | Подарок друга |
Постеры | 8750 ₽ | Дали партнеры |
Качели | 6000 ₽ | Скинулись командой |
Дисколестница | 4000 ₽ | Скинулись командой |
Краска для мусорок | 1250 ₽ | Дали партнеры |
На облагораживание пляжа в 2020 году мы потратили 80 000 ₽
Аренда базы | |
Сколько | 50 000 ₽ |
Где взяли деньги | Скинулись командой |
Краска для столов и пола | |
Сколько | 10 000 ₽ |
Где взяли деньги | Подарок друга |
Постеры | |
Сколько | 8750 ₽ |
Где взяли деньги | Дали партнеры |
Качели | |
Сколько | 6000 ₽ |
Где взяли деньги | Скинулись командой |
Дисколестница | |
Сколько | 4000 ₽ |
Где взяли деньги | Скинулись командой |
Краска для мусорок | |
Сколько | 1250 ₽ |
Где взяли деньги | Дали партнеры |
Потом мы решили затронуть самую большую проблему — общественный туалет. Вообще-то, на пляже он был, но больше напоминал пыточную в преисподней. Мы примерно прикинули, что на недорогой туалет нужно минимум 200 000 ₽. Но даже таких денег у нас не было. Мы обдумывали разные варианты и остановились на краудфандинге.
Как мы выбирали краудфандинговую площадку
Краудфандинг — это народное финансирование проекта. Люди добровольно собирают деньги для какого-то дела, например съемок клипа, выпуска книги или ремонта алтаря кирхи. Деньги, которые скидывают люди, называют донатами, а этих людей — донатчиками.
Краудфандинговых площадок существует много. Мы выбирали среди трех: англоязычного «Кикстартера» и его российских аналогов — «Планеты-ру» и «Бумстартера».
«Кикстартер» работает по принципу «все или ничего»: если проект не собрал нужную сумму, деньги возвращаются спонсорам. Если проект набрал всю сумму, площадка берет комиссию 5%.
«Планета-ру» сосредоточена на творческих, социальных и благотворительных проектах. Комиссия площадки — 10% при успешном сборе денег и 15% при сборе от 50 до 99%. Если проект соберет меньше половины, деньги возвращают донатчикам.
«Бумстартер» не берет процент от собранных денег, но нужно заплатить фиксированную сумму за размещение проекта на платформе — от 5000 до 59 000 ₽ в зависимости от тарифа. Еще 3,5% от общей суммы — комиссия платежных систем.
Мы выбрали площадку «Планета-ру» по нескольким причинам:
- Ребята из команды уже работали с этим сервисом — собирали деньги на вегетарианское кафе. Правда, им это не удалось. Но сама площадка понравилась.
- Платформа обещала продвижение проекта через свои соцсети, если выйдем в топ. Так и случилось, «Планета-ру» сделала несколько постов и сторис о нас.
- Не пришлось бы заморачиваться с выводом денег через иностранные сайты, как на «Кикстартере».
Как мы создали крауд-кампанию
Создать кампанию на краудфандинговой платформе оказалось несложно. Достаточно заполнить данные о себе и проекте: название, описание, финансовую цель, срок окончания. Еще нужно подготовить фото и видео, придумать вознаграждения. Мы на это потратили пару недель.
Над крауд-кампанией мы с командой работали вместе: придумывали концепцию, снимали и озвучивали видео, договаривались об изготовлении мерча. Я отвечала за вознаграждения, общалась с художниками, продумывала дизайн мерча.
После того как мы отправили заявку, с нами по электронной почте связалась куратор нашего проекта. Она подсказала, как можно его улучшить. Затем мы подписали соглашение и выслали скан — проект запустили. После запуска уже нельзя поменять название проекта и сумму сбора, а описание и вознаграждения можно редактировать только через куратора и службу поддержки. Мы ничего не меняли. В итоге наш проект длился чуть больше месяца: стартовал 11 июня 2020 года, а завершился 15 июля.
Расскажу, чему стоит уделить особое внимание при создании проекта на краудфандинговой платформе.
Цель. Изначально мы выставили небольшую сумму сборов — 200 000 ₽, хотя надеялись собрать больше. Подробные сметы на тот момент не составляли, но примерно посчитали, что на эту сумму можно установить обычный туалет из термодерева на одну кабинку. В правилах площадки «Планета-ру» указано, что, если не собрать половину заявленного, все деньги вернут донатчикам. Поэтому мы решили не рисковать и не устанавливать слишком большую сумму.
20—25% от собранного уходят на комиссию и налоги. Цель проекта зависела от того, сколько мы получим в результате кампании. Чем больше денег, тем больше целей мы смогли бы выполнить. Например, при сборе 400 000 ₽ мы получили бы 313 200 ₽ чистыми, на эти деньги планировали построить туалет на шесть кабинок, душевые, комнату матери и ребенка, велопарковку и умывальники для ног.
Видеоролик нагляднее всего поможет раскрыть суть проекта. Желательно сделать его легким и в то же время доходчивым, чтобы люди прониклись симпатией, поняли ваши серьезные намерения и могли доверить вам свои деньги.
У нас в команде не было профессионального видеомонтажера и режиссера. Мы сами придумали концепцию ролика, отсняли и смонтировали его. Особенных умений, профессионального света и камер для этого не потребовалось — нам хватило фотоаппарата с функцией видеосъемки, микрофонов-петличек и программы Adobe Premiere. Вообще, можно все снять и на телефон, главное — красиво преподнести и донести идею.
В ролике мы сняли самые больные участки пляжа и показали, что для него уже сделали. Это важный момент: люди должны понять, что вы сами уже как-то вложились в проект. Еще мы рассказали, что хотим построить на собранные деньги, и показали вознаграждения, которые люди получат за свои донаты.
Вознаграждения. Мы придумали благодарности, которые выдавали за разные суммы пожертвований:
- Респект от всей команды — 300 ₽.
- Открытка — 500 ₽.
- Стикерпак — 1000 ₽.
- Шопер и стикерпак — 2000 ₽.
- Небольшая татуировка — 2500 ₽.
- Футболка и стикерпак — 3000 ₽.
- Урок по сапбордингу — 3000 ₽.
- Футболка, шопер и стикерпак — 4000 ₽.
- Ужин на двоих на пляже с видом на закат — 5000 ₽.
- Фотосет на пляже — 5000 ₽.
- Фотосет на пляже и ужин на закате — 9000 ₽.
- Граффити размером 2 м² — 15 000 ₽.
- Мероприятие в нашем пространстве: украшение площадки, блюда от шеф-повара, диджей-сет — 30 000 ₽.
В крауд-кампанию нужно закладывать расходы на сами вознаграждения. У нас была небольшая сумма — 15 000 ₽, на нее мы допечатали часть мерча. Все остальное делали сами и силами друзей. Например, стикерпаки, открытки и мерч нам сделала местная компания в обмен на рекламу и благодарность в наших соцсетях. Уроки на сапах на тех же условиях провели знакомые. Фотосессии и ужины мы организовывали сами: в команде были и фотографы, и шеф-повар. Если бы не их помощь, эта сумма была бы гораздо больше.
Как продвигали проект
Проблемы пляжа волновали всех его посетителей. Поэтому мы не сомневались, что наша затея вызовет резонанс. После запуска крауд-кампании ролик просмотрели больше 100 тысяч человек. Для этого мы не использовали таргетированную рекламу и другие платные способы продвижения. Просто очень много говорили о нем, просили знакомых поддержать — если не рублем, то репостом.
В итоге 200 000 ₽ собрали за первые три дня. Кампания длилась чуть больше месяца, и нам пожертвовали 715 300 ₽. Проект поддержали 697 раз, донаты приходили не только из России, но и из Европы, Америки.
- 697 человек
Аккаунт в соцсетях. Главной площадкой для продвижения нашего проекта стал «Инстаграм». Мы с командой разработали фирменный стиль и контент-план, продумали красивый визуал, снимали, монтировали, искали реквизит для съемок и фотосессий. Делились всеми этапами проекта — от уборок до строительства.
Чтобы создавать полезный контент, объединились с экспертами в разных областях. Денег мы за это не платили, да и нам тоже — просто всем хотелось сделать интересно. Ребята писали для нас посты, мы отмечали их авторство. Так появилось несколько рубрик: «Бич ньюс», «Эко бич», «Секс на пляже», «Кто мы». В итоге подписчики рассказывали о проекте своим подписчикам, нас репостили все — от друзей до местных депутатов.
Мероприятия на пляже. Чтобы привлечь больше людей, мы проводили мероприятия для всех желающих. По утрам в будние дни на площадке проходила йога. Преподаватели йоги вели уроки за донейшен — люди платили им кто сколько может, а они часть этих денег перечисляли нам.
По будням вечером были танцы, тоже за донейшен. Пару раз наши друзья устраивали открытый мастер-класс по сапбордингу. В выходные мы проводили лекции, звали знакомых музыкантов. На нашей площадке проводил репетицию симфонический оркестр НГУ, квинтет НГУ, снимали клипы местные группы.
Несколько раз мы устраивали вечеринки на пляже: приглашали диджеев, организовывали фудкорт — там работали выездные бары и повара. 60% выручки ребята оставляли себе, а 40% отдавали нам. Еще мы проводили маркеты и секонды.
Люди заранее приносили хорошую, но надоевшую одежду. Мы ее приводили в порядок, кастомизировали: украшали рисунками, нашивками. Потом каждый мог купить эту одежду или получить бесплатно за мешок мусора, собранного на пляже. Параллельно мы продолжали проводить уборки, но не так часто, как раньше, — раз в две-три недели, потому что вся команда была занята продвижением крауд-кампании.
На всех мероприятиях люди могли пожертвовать добровольную сумму. Мы не считали, сколько собрали на них за сезон. Но все эти деньги вкладывали в развитие базы: поменяли проводку, покупали мусорные мешки и перчатки для уборок, на следующий год сделали новую палубу.
СМИ. Постепенно о нас узнали СМИ, нам стали писать и предлагать встретиться, дать интервью, снять репортаж, провести эфир на радио. О нас писали местные издания и говорили телеканалы «Мастера Сибири», «Вести», «Тайга-инфо», «НГС», «Ом-1», «НСК-ньюс». Благодаря СМИ наша аудитория стала еще больше.
Спонсоры. В то же время мы искали спонсоров, которые могли бы помочь проекту деньгами. Для этого подготовили презентацию: показали, что уже сделали сами для пляжа, что планируем построить и сколько денег нам для этого нужно. Отправили презентацию даже в S7 и «2ГИС», но их не заинтересовал проект. Зато откликнулись местные компании. С их помощью мы установили лавки на дисколестнице и построили скейт-рампу.
Деньги на лавки дали неравнодушные местные предприниматели — 40 000 ₽. Всего получилось шесть лавочек. В знак благодарности мы организовали им корпоратив на нашей площадке.
Рампу построили ребята из Федерации по скейтбордингу. Оплатить материалы помогла команда другой компании. Строительство рампы обошлось в 30 000 ₽.
В чем мы просчитались
Построить туалет на пляже было трудно и нервно. Строительство затянулось на два года: мы собрали деньги через краудфандинг и начали стройку в 2020 году, а достраивали уже в следующем.
Вот какие проблемы у нас возникли.
Долго выводили деньги. В соглашении об использовании сервиса «Планета-ру» было сказано, что деньги перечисляются в течение семи рабочих дней. У нас этот процесс занял месяц. Изначально мы думали, что площадка автоматически высылает деньги после окончания проекта. Оказалось, что по завершении кампании нужно писать своему куратору, чтобы получить их. Деньги дошли до нас только в конце августа.
Долго согласовывали проект. Мы устанавливали туалет в водоохранной зоне — там свои санитарно-эпидемиологические требования к объектам. Все работы нужно было согласовать с Сибирским отделением РАН: территория пляжа принадлежит ему. Мы ходили на встречи, показывали проект и обсуждали строительство. Всего было пять таких встреч — сначала в кабинетах, потом уже на пляже. В итоге проект одобрили, но никаких документов на руки не выдавали — все разрешения были на словах. Знаю, что это странно, но это так.
Работы мы начали в сентябре, но к холодам не успели закончить. Зимой ничего делать не могли, потому что пляж находился под снегом. В итоге часть работ пришлось отложить до следующего года.
Нам не хватало денег. Изначально мы собрали на краудфандинге 715 300 ₽. Из них примерно 74 000 ₽ ушло в качестве комиссии краудфандинговой площадке и 45 000 ₽ — на налоги.
- 119 000 ₽
Оставалось около 596 000 ₽. На эти деньги мы собирались сделать много всего: туалет на шесть кабинок, душ, велопарковки, кабинки для переодевания, комнату матери и ребенка, общественное пространство, умывальники для ног, кинотеатр под открытым небом. В реальности мы смогли построить только туалет из четырех кабинок, комнату матери и ребенка, душ и умывальник для ног. И то оказалось, что собранных денег недостаточно: строительство туалета обходилось в 977 690 ₽ за вычетом комиссии и налогов.
На это было несколько причин:
- Мы неправильно составили смету — не учли доставку материалов и разные мелочи, например гайки, шурупы, сверла. А в результате потратили только на это примерно треть всей суммы.
- Сначала мы решили построить туалет из термодерева, но потом выбрали более надежный и дорогой вариант — из морского контейнера.
- В 2020 году мы купили не все стройматериалы, а за год они подорожали в полтора-два раза.
Тогда мы поняли, что при запуске крауд-кампании нужно закладывать непредвиденные расходы и просить больше на 20—40%. Если деньги останутся, их всегда можно потратить на что-то полезное или организовать вечеринку-презентацию для тех, кто жертвовал деньги.
- 977 690 ₽
Летом 2021 года нам пришлось срочно искать деньги. Мы снова скинулись командой — собрали 39 000 ₽, чтобы стройка не останавливалась и рабочие не ушли на другие объекты. Частные спонсоры пожертвовали 215 000 ₽. Еще 140 000 ₽ мы взяли в долг у разных кредиторов.
Строительство шло, но нужно было отдавать долги. В какой-то момент моя жизнь превратилась в ежедневный поиск денег, проект перестал приносить радость и легкость, с которой все начиналось. Тогда я честно и откровенно рассказала обо всем в соцсетях и снова попросила у людей помощи. Многие откликнулись и скидывали деньги — от 100 до 10 000 ₽. В результате мы общими усилиями собрали эти 140 000 ₽, раздали долги и все-таки построили туалет.
Как шло строительство
Мы строили туалет в несколько этапов, их выполняли разные бригады. Первая подготавливала проект, устанавливала контейнер и все комплектующие: перегородки, смывные механизмы, напольное покрытие и унитазы. Вторая дорабатывала и собирала все на месте: устанавливала окна, двери, проводила свет, подключала унитазы, воду. Третья вводила в эксплуатацию.
Планы на бумаге не всегда совпадали с реальностью, поэтому кое-что мы переделывали уже в процессе: меняли вход в туалет и смывную систему, пересобирали внутреннюю конструкцию. На стройку потратили почти год: начали в сентябре 2020, а закончили в июле 2021 года.
Проектирование. Проект создавала первая бригада за 30 000 ₽. Вместо обычных унитазов мы выбрали чаши «Генуя» — напольные унитазы из нержавейки. Нам нужно было четыре чаши, каждая стоила около 16 000 ₽. Обычные унитазы из нержавейки, как в поездах, мы не могли себе позволить: они стоили по 50 000 ₽ каждый. Керамические унитазы не рассматривали, потому что для общественного туалета это непрактично: они могут быстро сломаться. К тому же чаши «Генуя» из нержавейки легко мыть, они не будут пахнуть, их сложно сломать.
Сборка контейнера. Когда проект туалета приняли, мы вместе с администрацией пляжа и представителем Сибирского отделения РАН выбрали место и начали его подготовку. До этого здесь стояли два деревянных прогнивших туалета. Их нужно было разобрать и вывезти — за это заплатили 8500 ₽.
Мы делали не просто дырку в полу, поэтому поставили септики — сооружение для сбора и очистки бытовых сточных вод. Их доставка и установка обошлись в 48 000 ₽.
Параллельно искали подходящий 20-футовый морской контейнер. Если до пандемии найти неплохой и недорогой контейнер было легко, то сейчас выбор стал меньше, а цены повысились. Раньше такой можно было купить за 60 000 ₽. Нам удалось найти в Новосибирске контейнер среднего качества на «Авито» за 90 000 ₽ — неплохой, но требующий доработок. Нужно было заменить пол, отшлифовать и покрасить сам контейнер. Устанавливали на блоки, чтобы он не соприкасался с песком и не гнил.
Не буду расписывать каждую статью расходов — все они есть в итоговой смете.
Сборка и подключение коммуникаций. Весной 2021 года мы продолжили собирать туалет.
Рабочие второй бригады провели электричество, подключили воду и канализацию, сделали вентиляцию. Установили унитазы, раковину, окна, двери, перегородки. Сделали крыльцо, козырек и подиум перед входом.
Что в итоге
В конце августа 2021 года на пляже Академгородка открылся туалет. Поначалу он работал с перебоями в расписании, но потом мы нашли человека, который полностью обслуживал туалет. Вход стоил 30 ₽. Вырученные деньги шли на зарплату и расходные материалы вроде мыла, туалетной бумаги, моющих средств.
Туалет проработал несколько недель: в сентябре пляжный сезон закончился. Мы изначально решили, что передадим туалет администрации пляжа, — нам это кажется правильным и логичным. Хотели передать сразу же, но администрация готова принять его на баланс только с наступлением пляжного сезона в 2022 году. Еще администрация поняла, что собирать мусор экономически выгодно. Теперь она сортирует, вывозит и продает его.
Команда за эти два года вымоталась и эмоционально выгорела. У всех начались свои проекты, кто-то получил новую работу, кто-то родил ребенка, а кто-то переехал. Поэтому мы решили закрыть проект «Академ-пляж». Скейт-рампу перевезли к ребятам из Федерации скейтбординга, которые ее строили, а все остальное оставили на пляже.
Как провести успешную крауд-кампанию
- Для успешной крауд-кампании проект должен быть интересным и полезным не только для вас, но и для людей.
- Соберите команду и перед запуском краудфандинга сделайте для проекта что-то самостоятельно. Будьте готовы работать много и бесплатно.
- Подробно пропишите смету, прибавьте к итоговой сумме минимум 20%.
- Подготовьте понятное и визуально приятное видео. Для этого не нужна дорогая техника — можно снимать даже на телефон.
- Придумайте благодарности для донатчиков — какие бы сами хотели получить.
- Рассказывайте как можно больше о своем проекте, просите знакомых поддержать вас.
- Продолжайте развивать проект во время крауд-кампании: устраивайте встречи, обсуждения. Это поможет не только собрать деньги, но и познакомиться с будущими партнерами.
- Если что-то пошло не так, не бойтесь просить о помощи.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Т—Ж. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.