Зачем идти на фото­выставку Тимура Новикова и Новой академии в Петербурге
1K

Зачем идти на фото­выставку Тимура Новикова и Новой академии в Петербурге

Обсудить
Аватар автора

Анна Спиртная

разбиралась в нюансах светописи

Страница автора
Аватар автора

Оля Серебрякова

фотографировала

Страница автора

Тимур Новиков — одна из ключевых фигур художественной сцены Петербурга конца 20 века. Он работал в разных техниках, стоял у истоков российского рейва, делал сценографию для Курехина и группы «Кино», открывал галереи, организовывал музыкальные коллективы и творческие объединения.

В 1982 году Новиков создал группу «Новые художники», объединившую независимое искусство и молодежную культуру. Развитие идей группы привело сначала к появлению Свободного Университета Всяческих Искусств, а потом и Новой академии изящных искусств. Академия хотела сохранить классическую эстетику в современной художественной практике. Для этого студенты объединялись в группы и изучали современное искусство в неразрывной связи с идеалами красоты и техниками прошлого.

«Академики» переосмысляли идеалы со свойственной постмодернизму иронией и коллажностью, но при этом со всей серьезностью. Для этого в 1994 году Новиков создал Отдел научных исследований Новой академии — О.Н.И. Одним из направлений исследований институции стала фотография.

Именно этому периоду жизни «новых академиков» посвящена выставка в «Росфото». На примере пяти работ расскажу, почему на нее точно стоит сходить.

Выставка «О.Н.И. Фотоэксперименты Новой академии изящных искусств Тимура Новикова» в центре «Росфото»

Кому понравится: всем, кто влюблен в Петербург и любит рассматривать старые фотографии
Адрес: Большая Морская, 35
Даты проведения: до 4 ноября
Часы работы: 11:00—21:00, без выходных
Цена билета: 200 ₽

Причина № 1

Посмотреть на красивое

Экспонаты выставки выражают дух и эстетику Санкт-Петербурга, объединяют античные идеалы с современной жизнью. Авторы использовали старинные «благородные техники» — этот прием создает в фотографии живописные текстуру и тон, так что изображения попадают в сферу скорее художественного, чем утилитарного.

По выражению одного из участников выставки Станислава Макарова, это попытка создать произведение на грани фотографии и живописи. Репортажные фотографии, портреты современников и афиши вечеринок приобретают сходство с предметами старого искусства, а персонажи классической петербургской скульптуры, напротив, оживают и начинают существовать рядом со зрителем.

Причина № 2

Увидеть магию забытых техник

Художники «Новой академии» продолжают поиски Уильяма Генри Фокса Тальбота — английского ученого и пионера фотографии. Вдохновившись классическими эстетическими идеалами в духе «Братства прерафаэлитов», они обращались к забытым техникам печати, часть из которых была утрачена и восстановлена заново, а другие, наиболее сложные, вышли из обихода в эпоху массового способа печати фотографий.

О.Н.И. занимался изучением этих техник и экспериментами с оптическими приборами на протяжении последних 30 лет. Художники обратились к старым дореволюционным справочникам, в которых описан технологический процесс, и пробовали адаптировать его под современность.

Причина № 3

Узнать о важном и малоосвещенном этапе в истории искусства Петербурга

Последний раз фотографические эксперименты неоакадемистов демонстрировались 25 лет назад в рамках проекта «Новые позитивные процессы» в Русском музее.

В «Росфото» выставлены 170 фотографий, демонстрирующих историю экспериментов Тимура Новикова, Дениса Егельского, Станислава Макарова, Андрея Медведева и Егора Острова. Выставка с новой стороны показывает принципы художественного видения, созданные Новой академией изящных искусств.

Какие работы стоит рассмотреть повнимательнее

Расскажу о пяти ярких фотоработах разных авторов в различных техниках, которые лучше всего отражают художественные поиски О.Н.И.

🫅 «Время, скрывающее истинное лицо Людвига II Баварского», Тимур Новиков. Это гумбихроматный отпечаток, выполненный на основе коллажа Новикова. Он использует свой характерный прием — в композиции фигуративное изображение расположено в центре пустого пространства. Персонаж как бы находится на границе между видимым и скрытым мирами.

В сравнении с оригинальным коллажем пространство фотоотпечатка стало интимнее за счет кадрирования. Цветовая гамма гуммиарабика погружает в загадочное прошлое. С этой техникой Новиков познакомился в Америке, где с ее помощью в начале 1990-х художники Марк Дерман и Марк Дук создавали снимки, стилизованные под старину. Суть техники в том, что бумага грунтуется специальной эмульсией, на ней печатается изображение, засвечивается на солнце, промывается водой, сушится, затем снова грунтуется — и так до четырех-пяти раз.

Один из самых технически простых способов печати из всех, к которым прибегали представители О.Н.И., оказался не таким уж простым в воплощении: эмульсию приходилось выписывать из Германии через знакомого Макарова на химическом факультете.

💀 Работа из серии Vanitas, Егор Остров. Еще один пример гумбихроматного отпечатка. Классические сюжеты аллегорического натюрморта приобретают особое звучание за счет мягкости очертаний предметов, характерной для этой техники. Печать в несколько слоев с использованием разных пигментов создает очень тонкие цветовые переходы.

Позднее Остров отошел от экспериментов с фотографией и обратился к технике растрированной живописи — это «пиксельные» изображения, состоящие из крошечных цветных точек. Новый метод также подсказали старые техники фотографии: когда цвет рождается из света, отраженного мельчайшими кристаллами вещества, нанесенного на бумагу.

🏛️ «Гимн Петербургу», Денис Егельский. Желатиносеребряный отпечаток — более поздняя техника. Этот способ разработал Ричард Мэддокс в 1871 году. Его широко использовали вплоть до 2000-х годов. Результатом такой печати становятся классические черно-белые отпечатки.

В этой наименее экспериментальной из представленных на выставке техник выполнена серия Дениса Егельского «Гимн Петербургу», хотя Егельский — пожалуй, главный исследователь О.Н.И. Запечатленные в этом цикле работ фрагменты петербургской архитектуры производят особенно сильное впечатление — они удачно кадрированы и предстают в качестве самостоятельных объектов.

⚖️ «Ангел с весами», Станислав Макаров. Петербургу, а конкретнее петербургским скульптурам посвящено и несколько фотографий Станислава Макарова, изображающих ангелов.

В этой серии работ он обращается к технике калотипии — первого способа негативно-позитивной печати. Использование для закрепления изображения различных растворов определяет итоговый цвет отпечатка — от черного и коричневого до пурпурного. В результате могут, например, появляться изображения, похожие на рисунки сепией  . Образцом такого отпечатка как раз является работа Макарова «Ангел с весами».

🦵 «Обнаженная», Андрей Медведев. В произведениях представителей О.Н.И. скульптуры становятся участниками современной жизни, а живые люди, позировавшие для фотографий, — похожими на героев искусства прошлого. Наглядный пример — работа Андрея Медведева «Обнаженная». Изображенная девушка с лютней вполне могла бы быть героиней гравюры на мифологическую тему.

Сходство с гравюрой характерно для техники клеевого отпечатка, в которой выполнена работа. При использовании этого способа получаются более жесткие, чем, например, в гуммиарабике, изображения, которые печатаются в один слой.

Если вы не знаете, куда сходить, что есть и чем заняться на выходных, поищите в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_gorod

Анна СпиртнаяПробовали сами печатать фотографии? Поделитесь опытом: