Cottagecore или Dark Academia: что такое интернет-эстетика и как выбрать свою
Объясняем интернет
15K
Автор обложки — Лев Переулков / Midjourney

Cottagecore или Dark Academia: что такое интернет-эстетика и как выбрать свою

Разбираемся, что пришло на смену субкультурам
22
Аватар автора

Даша Лейзаренко

эстетствует

Страница автора

В последние годы про субкультуры вроде панков и готов не слышно. Их место заняла новая форма самовыражения — интернет-эстетика.

В отличие от привычных субкультур, которые возникают как форма протеста, интернет-эстетики фокусируются на визуальном и эмоциональном восприятии мира. Cottagecore погружает в атмосферу деревенской жизни, Dark Academia заставляет почувствовать себя в старинном университете, а Kidcore — ностальгировать по детству.

Разбираемся, откуда появились интернет-эстетики, какие бывают и как выбрать свою.

А что, субкультуры правда умерли?

В чем разница между субкультурой и эстетикой

Вообще, слово «эстетика» происходит от древнегреческого aisthetikos — «чувственное восприятие». В античном мире философы использовали этот термин, чтобы обсуждать красоту и искусство. Они задавались вопросами о том, что делает объект красивым, как люди воспринимают красоту и какое она имеет значение.

Позднее в академической истории искусства «эстетика» стала обозначать систему принципов, которые лежат в основе художественного течения. К примеру, эстетика ренессанса отличается от эстетики барокко.

В середине 2010-х слово «эстетика» пришло в интернет-сленг и стало синонимом «красоты» и «стиля». Если раньше эстетика требовала академических или философских познаний, то эстетикой в интернете называют набор образов, который вызывает определенные чувства. Миллениалы и зумеры используют этот термин, чтобы выразить одобрение или восхищение. Эстетику может нести все что угодно: фотография, песня, одежда, дизайн интерьера, вещь.

Феномен существует по большей части в интернете. Поэтому приверженность определенной эстетике показывают через блоги, аккаунты в соцсетях или доски в Pinterest. При этом люди могут придерживаться эстетики и в реальной жизни — в одежде, декоре дома, хобби.

Вот чем интернет-эстетика принципиально отличается от субкультуры.

📓 Отсутствие идеологии. Субкультуры рождаются в ответ на социальные нормы, которые кажутся участникам угнетающими или несправедливыми. Интернет-эстетики больше связаны с индивидуальным восприятием и самовыражением. Они позволяют людям видеть мир через призму красоты и романтизировать повседневную жизнь.

⏳ Срок жизни. Субкультуры существуют и развиваются десятилетиями, а интернет-эстетики очень быстро появляются и устаревают. Они актуальны, пока их обсуждают в соцсетях. Некоторые эстетики живут несколько лет, а другие не выживают и месяца.

🛍 Взаимодействие с мейнстримной культурой. Если субкультура становится достаточно популярной, ее могут использовать корпорации. Например, рекламировать одежду в панк-стилистике. Настоящими панками это воспринимается негативно — как утрата исходной идентичности и позерство.

С эстетикой все наоборот. Как только она появляется, ее сразу же коммерциализируют. Об эстетике пишут массмедиа — возможно, без освещения в СМИ никто бы и не обратил внимания на нишевое сообщество. После этого бренды начинают делать товары в духе этой эстетики.

Коллекция фейрикор-одежды на китайском сайте Shein. Источник: us.shein.com
Коллекция фейрикор-одежды на китайском сайте Shein. Источник: us.shein.com

Какие интернет-эстетики бывают

Разных интернет-эстетик уже несколько сотен — список почти всех можно найти на сайте Aesthetics Wiki. Расскажем про несколько основных.

Vaporwave

Вейпровейв — микрожанр электронной музыки, в котором сэмплируют поп 1980-х. Вокруг него появилась эстетика с определенным визуальным стилем — старое аниме, классические скульптуры, логотипы, компьютеры 80-х, городские пейзажи, лиминальные пространства, неоправданное использование японских иероглифов.

Что романтизирует: 1980-е
Цветовая гамма: пастельные розовые и голубые цвета, неоновые розовые и голубые цвета, белый
Одежда: бренды Nike, Esprit, Fila, Adidas
Контент: американская реклама 80-х
Хобби: сэмплирование старой музыки

Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com
Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com
Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com
Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com
Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com
Эстетика вэйпорвейва. Источник: ru.pinterest.com

Soft Grunge

Одна из самых популярных интернет-эстетик, которая распространилась в Tumblr в 2014 году. Берет истоки в героиновом шике, популярном в 90-е. В этой эстетике смешивается брутальный стиль гранжа с более мягким, женственным и романтичным. Представьте Лану Дель Рей, рваные колготки, темный макияж, зернистые фотографии — это софт-гранж.

Что романтизирует: депрессию
Цветовая гамма: блеклые пастельные тона, черный, бордовый, темно-синий или любые темные цвета
Одежда: кожаные куртки, футболки с музыкальными группами, большие фланелевые рубашки, клетчатые юбки, черные ботинки
Контент: сериал Skins, фильмы «Прерванная жизнь» и «Девственницы-самоубийцы»
Хобби: определенных нет

Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для soft grunge. Источник: ru.pinterest.com

Dark Academia

Эстетика берет начало в классической литературе и европейской культуре 19 века. В основе — визуальный образ таинственной школы-интерната в готическом здании, где изучают необычные предметы, ходят в форме, читают книги в обложках с тиснением и пишут перьевыми ручками. В эстетике также распространены темы тайных обществ, культов и убийств.

Что романтизирует: учебу в университете
Цветовая гамма: мрачные тона, черный, бежевый, темно-коричневый, темно-зеленый, темно-красный цвета
Одежда: классические костюмы и школьная униформа
Контент: фильмы «Убей своих любимых» и «Общество мертвых поэтов», книга «Тайная история» Донны Тартт
Хобби: чтение, рисование, учеба

Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Dark Academia. Источник: ru.pinterest.com

Cottagecore

Эстетика вдохновлена жизнью в лесном домике, далеко от технологий, интернета и быстрого темпа городов. В основе лежат идеи простого быта, гармонии с природой, заботы о людях и животных, фермерства. Атмосфера комфортная и уютная.

Что романтизирует: сельскую жизнь
Цветовая гамма: натуральные тона, дневное освещение, пастельные цвета, светло-зеленые и коричневые оттенки
Одежда: длинные и свободные платья, пышные рукава, большие карманы, блузки
Контент: фильмы «Белоснежка и семь гномов», «Алиса в Стране чудес», «Спящая красавица», «Звуки музыки», «Мой сосед Тоторо»
Хобби: садоводство, рукоделие, готовка

Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Cottagecore. Источник: ru.pinterest.com

Old Money

Эстетика отсылает к классическому и утонченному стилю сверхбогатых людей. Вообще, так называют тех, кто получил богатство по наследству, а не заработал сам. Визуальные образы такие: особняки, лошади, живые цветы, теннисные корты, большие бассейны, старинные автомобили, картины предков, частные школы, загородные клубы.

Что романтизирует: жизнь богатых наследников
Цветовая гамма: нейтральные тона — белые, бежевые, черные
Одежда: простая, но элегантная, высокого качества и не выходящая из моды. Классические костюмы, платья, поло, мокасины
Контент: сериал «Сплетница», фильм «Титаник», книга «Великий Гэтсби» Скотта Фицджеральда
Хобби: искусство, гольф, пить коктейли у бассейна

Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Old Money. Источник: ru.pinterest.com

Goblincore

Сторонники этой эстетики восхищаются природой, которая обычно не считается красивой. К примеру, лягушками, улитками, мхом, грязью, грибами. Главный символ — гоблин, злобное существо из европейского фольклора. В гоблинкоре он воспринимается как символ «уродства» и непредсказуемости природы.

Что романтизирует: «уродливую» сторону природы
Цветовая гамма: темно-зеленый, светло-коричневый, темно-коричневый, темно-лаймовый и черный
Одежда: свитера из секонд-хенда, поношенные джинсы, комбинезоны, цветные носки
Контент: книги «Хоббит» Джона Р. Р. Толкиена и «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, детские книги из серии «Лягушка и жаба»
Хобби: собирательство

Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Goblincore. Источник: ru.pinterest.com

Fairycore

Противоположность гоблинкора. Эстетика связана с «красивой», «женственной» и мифической стороной природы. Среди визуальных образов — феи, эльфы, бабочки, магия, цветы, кролики, весна. У эстетики есть «поджанры»: elfcore для эльфов, mermaidcore для русалок и dark fairycore для темных фей.

Что романтизирует: магическую сторону природы
Цветовая гамма: пастельные тона, зеленый, желтый, розовый, голубой, зеленый, белый, кремовый цвета
Одежда: банты, ленты, кружево, платья, туфли на босу ногу, корсеты, крылья фей
Контент: фильм «Спящая красавица», сериалы «Клуб Винкс» и «Однажды в сказке»
Хобби: собирательство, создание венков из цветов, рукоделие, рисование

Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Fairycore. Источник: ru.pinterest.com

Kidcore

Яркие цвета, ностальгия по 90-м и мультики. Эстетика основана на желании пережить детство, которого у вас не было. Среди визуальных образов — радуга, игровые площадки, мягкие игрушки, «Ферби».

Что романтизирует: детство
Цветовая гамма: яркие радужные цвета, насыщенный красный, желтый и синий
Одежда: старые кеды, джинсовые комбинезоны, футболки с принтами, полосатые носки, джинсы с блестками, подтяжки, высокие кеды, пижамы
Контент: мультфильмы на каналах Disney, Nickelodeon, Cartoon Network
Хобби: коллекционирование детских игрушек

Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Kidcore. Источник: ru.pinterest.com

Clean Girl

Тренд на минималистичный подход к красоте и моде. Предполагает естественный и непринужденный, но ухоженный вид. Основные ценности — здоровый образ жизни, чистота, организованность и простота. Clean girls пьют много воды, едят овощи, занимаются фитнесом и покупают уходовую косметику.

Что романтизирует: повседневную жизнь
Цветовая гамма: нейтральные тона, бежевые и белые цвета
Одежда: белые блузки, голубые джинсы, минималистичные платья
Контент: ромкомы
Хобби: организация быта, уход за собой

Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com
Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com
Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com
Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com
Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com
Мудборд для Clean Girl эстетики. Источник:ru.pinterest.com

Barbiecore

Самая «девчачья» эстетика, основанная на одноименной игрушке Mattel и сериалах начала нулевых вроде «Ханны Монтаны». Основные ценности — уверенность в себе, женская дружба и girl power. Все должно быть розовым!

Что романтизирует: куклу «Барби»
Цветовая гамма: оттенки розового
Одежда: короткие кроп-топы, мини-юбки, джинсы с низкой посадкой, вельветовые спортивные костюмы
Контент: фильм «Барби», сериал «Сабрина — маленькая ведьма», мультфильмы про Барби
Хобби: определенных нет

Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com
Мудборд для Barbiecore. Источник: ru.pinterest.com

Как выбрать свою эстетику

Посмотрите на свою жизнь и сопоставьте с одной из существующих интернет-эстетик. Например, если вы занимаетесь садоводством, живете на даче и любите песиков, то ваша эстетика — коттеджкор! А если предпочитаете постоянно учиться и читать про убийства в школах-интернатах — то вам подходит «темная академия». Так эстетика не вступит в конфликт с уже имеющимся интересами.

Присмотритесь к разным эстетикам, если вы сразу не понимаете, к какой себя причислить. Посмотрите фильмы, изучите мудборды на Pinterest, поэкспериментируйте с одеждой, присоединитесь к онлайн-сообществам. Когда подберете понравившуюся эстетику, постепенно начинайте ей соответствовать.

Цените эстетику, не воплощая ее в жизни. Проще всего начать вести блог или создавать доски Pinterest в определенной эстетике: это не потребует от вас финансовых вложений. А если эстетика разонравится, вы сможете быстро от нее отказаться. Вы не станете хуже других приверженцев эстетики, если будете следовать ей только онлайн.

Следование эстетике — это не гонка. Разные микроэстетики появляются каждый месяц. Не стоит сразу же обновлять весь гардероб или покупать новые кружки в стиле mermaidcore. Вы потратите деньги впустую. Выбирайте стиль, который останется с вами надолго.

Не все в жизни можно романтизировать. Из-за идеальных картинок в соцсетях многие полагают, что все остальные живут в мире, который в точности соответствует их эстетике. На самом деле многие практичные вещи просто не попадают в кадр. Это нормально, если вы посвятите эстетике одну часть своей жизни — например, блог, дневник или одежду.

Эстетики можно комбинировать. Вам не обязательно помещать себя в рамки одного стиля. Сегодня вы можете одеться в гоблинкор, а завтра в кидкор. Или вообще смешать их и создать новую эстетику — вашу личную!

Подумайте, нужна ли вам вообще эстетика. Если вам нравится романтизировать свою жизнь с помощью эстетик, это супер! Главное — наслаждаться процессом и открывать для себя вещи, которые делают вас счастливыми. Но если на вас давит набор правил и принципов определенной эстетики, то вы не обязаны им соответствовать.

Что в итоге

  1. Субкультуры умерли во многом из-за развития интернета. Люди больше не собираются на сходки в магазинах для неформалов и не причисляют себя к эмо.
  2. Место традиционных субкультур заняли интернет-эстетики, потому что многие продолжают искать способы самовыражения и принадлежности к группе.
  3. В отличие от субкультур, у интернет-эстетик отсутствует глубокая идеология, они мало живут и быстро коммерциализируются. Сосредоточены на визуальных образах и романтизации жизни.
  4. Существуют сотни разных эстетик, и новые появляются каждый месяц. Часто СМИ и бренды преувеличивают важность каких-то из них, делая их более вирусными.
  5. Никто не обязан выбирать свою эстетику. Но если вас радует возможность ассоциировать себя с небольшим сообществом в интернете и делать мудборды, то не ограничивайте себя!

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Даша ЛейзаренкоКакая у вас эстетика? Расскажите:
  • Lentenна ближайшие пару месяцев russian doomer music пока снежок не ляжет30
  • Благоустройство со сносомnishebrodladycore8
  • Артем Михайловpodorogamsoblakami, а мне нравится, я узнал что-то, чего раньше не знал и что скорее-всего сам специально искать не стал бы. По-моему это прекрасно, что ТЖ дает возможность почитать статьи на разные темы. А если не нравится заголовок, всегда можно просто не читать. Сам так делаю и всем советую.11
  • Publius Flaviuspodorogamsoblakami, проходи, не задерживайся!2
  • Ka MisoblaАртем, дело не в заголовке. Я прочитал статью полностью. Она написана 14-летней для 14-летних. "Никто не обязан выбирать свою эстетику" - уффф, отлегло. Спасибо, капитанка Даша.3
  • Полиция Т—Жpodorogamsoblakami, не нужно грубить, напоминаем о наших правилах: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/3
  • Publius Flaviuspodorogamsoblakami, и Вам приятного дня2
  • ЕкатеринаLenten, ага и произойдет смена на depressive black6
  • ------- ---------8
  • maximponomaryovЧёт типа такого: 19th century russian aesthetic0
  • friendИнтересная статья, но всё же понимаю тут как и с типом личности или темпераментом, невозможно быть чем-то одним. Но думаю моя точно мрачная и эмоциональный контакт по цветовой гамме был только с "Dark Academia", хотя в остальном не сходится. Возможно стоит покопаться в полном каталоге)0
  • friendpodorogamsoblakami, в дом престарелых интернет провели?)3
  • АндрейЕгор, у эстетики и позерства ничего общего.0
  • Андрейне согласен с Дарьей по поводу отмирания субкультур. все это есть. просто по какой-то причине Дарья их не видит. может, стоит больше гулять, а не в интернете сидеть? и просьба, когда пишите какие-то сокращения, в скобках расшифровку давайте. тут же не только любители малинового фрапе бывают)). что до темы, никогда к какой-то одной субкультуре не принадлежал. мне это было очень скучно. в юности я мог за неделю послушать Металлику, КИНО, песни 2-3 альбомов которых знал и знаю наизусть, Cure, Nirvana, Pearl Jam, Sonic Youth, The Therapy, U2, KLF, Culture beat, ICE-T LP, Him, в субботу полдня провести на стадионе, вечером пойти в рок-клуб, а воскресенье подпевать Диме Маликову или Жене Белоусову за просмотром концерта с родителями по тв, а потом вечером делать себе сборник из трэков, игравших на 106,8 ФМ. внешне тоже оставался собой. Что не мешало мне в определенном возрасте носить майки RATM, Metallica, Faith no more. параллельно зачитывался книгами на разные интересные темы.1
  • Иван ЕрмошинАндрей, ПОзер это представитель суб культуры, который "прибился" к ней чисто из за "понтовости" визуальной стороны, одежды, тусовки и тд. ПОзеры это мещане потребители, которым ни идея, ни суть не важна, им нужно именно потребление образа и социализация через образ. У любой суб культуры была своя эстетика, но это составная ее часть, осязаемая и бытовая. Даже выше, есть национальный колорит, в котором есть и визуальные образы, эстетика. Романтизировать что либо умели за долго до этих наших интернетов и за долго до двадцатого века, но в 21 веке, отчего то разучились форму (Эстетику) наполнять содержанием (смыслом, сутью, идеей). Тут явно указано что суть эстетики в коммерциализации, так как современные бренды и компании продают не вещь, а образ жизни, ее визуальную часть, восприятие с которым потребитель должен себя ассоциировать потребляя тот или иной продукт. Так что современные эстеты это и есть позеры от мира интернет культуры, фанатских сообществ и тд.5
  • Иван Ермошинpodorogamsoblakami, П - профессионализм, и глубокий уровень работы с темой)1
  • АндрейИван, мне категорически не нравится использование слова "эстетика" в контексте этой статьи и Вашего комментария. думаю, лучше заменить на фразу, но не использовать это слово. без него совершенно точно можно объяснить современные субкультуры и их особенности, в том числе во внешнем виде. потому что настоящий эстет, разбирающийся в искусстве, в области различных культур, ценящий красоту и получающий от нее истинное и физическое удовольствие и удовлетворение, при этом имеет соответствующий внешний вид и речь явно очень сильно отличается от парня/девицы с крашенными во все цвета радуги волосами, пирсингом в щеке, брови, губе, нелепыми татуировками, одетый в мешковатую одежду, узкие джинсы и кеды. вот никак у меня с последним образом не вяжется эстетика, потому что эстетика - это о другом. что до позерства. не вижу ничего плохого в том, что человек ищет себя и в определенном возрасте, порой случайно, оказывается вхож в то или иное сообщество. какое-то время или вообще никакое следует устоявшимся правилам поведения, общения, внешнего вида. надоедает, идет дальше. как пример. можно быть многолетним поклонником творчества группы The Cure, но при этом не красить себе губы, глаза не делать в стиле smokie, не устраивать на голове начес с башню. даже ходя на концерты. и так во всем. искренне не понимаю, какую эстетику Вы заметили в фанатских сообществах (от футбольных до каких-либо групп), тем более в представителях интернет-культуры.0
  • Иван ЕрмошинАндрей, "потому что эстетика - это о другом." А это уже на вкус и цвет. Что для тебя глупо, для другого человека, имеющего немного другие эстетические ориентиры, даже, другой культурный бэкграунд и татуировки и пирсинг не кажутся глупыми. Эстеты они не все как Пушкин. Не надо элитизировать и ограничивать отношение к этому делу. "не вижу ничего плохого в том, что человек ищет себя и в определенном возрасте" А в этом то плохого ничего нет. НО, одно дело когда форма с содержанием в гармонии, т.е человек и социализируется в обществе через потребление музыки и внешнего мира при этом вникая в смысл этой движухи, принимая не только базовые правила, но и вникая в суть идеи, ценностей и особенностей. И совершенно другое дело, когда человек лишь мимикрирует, не вникая, и упрощая для других это движение, по сути уничтожая содержание тем что зацикливается на форме. Форма без содержания бесполезна и даже вредна, а позерство это процесс деконструирования содержания. Хорошим примером является то, чем суб культура эмо была на заре своего становления, и во что она выродилась доехав до России и где то тут умерев в 2007-10х годах. Это две большие разницы. Ну или современные панки и мамкины "Анархисты", которые ни Кропоткина, ни Бакунина ни мировых классиков анархизма не читали и в серьез считающие что анархия это вседозволенность, асоциальность, и крайний идеалистический индивидуализм. Человеку может нравится кьюр, и ему не обязательно следовать форме и дресс коду движения к которому кьюр причастны, но было бы весьма неплохо, если бы человек, которому они нравятся, понимал и смысл текстов, и то как почему, с кем и зачем они все это делают как и их собратья по поджанру рок музыке и по субкультурному движу.3
  • Владислав Майерweirdcore, dreamcore, glichcore, pixelcore) мои любимки <30
Вот что еще мы писали по этой теме