«Алекс Лютый. Дело сирот»: детективы ищут нацистов в СССР 1970-х
Поп-культура
9K
Кадры — НТВ

«Алекс Лютый. Дело сирот»: детективы ищут нацистов в СССР 1970-х

Кому понравится российский сериал о возмездии
4
Аватар автора

Денис Еремеев

даже не знает, что такое «лютый»

Страница автора

17 июня 2024 года на канале НТВ и стриминге «Амедиатека» вышел третий сезон сериала-антологии «Алекс Лютый» — новая глава детектива про поиск беглых военных преступников.

Изначально сериал был посвящен советскому коллаборационисту Александру Юхновскому по прозвищу Лютый, служившему в 1941—1944 годах в нацистской Германии — и его поимке в Москве через 30 лет. Но сезоны «Дело Шульца» и «Дело сирот» рассказывают совершенно другие истории о других героях. К тому же они уже слабо основаны на реальных фактах.

Мы посмотрели новый сезон. Объясняем, почему этот сериал в целом так популярен и стоит ли интересоваться новым сезоном.

Что за «Алекс Лютый. Дело сирот»

Дата премьеры: 17 июня 2024 года
Страна производства: Россия
Режиссер: Владимир Нахабцев-мл.
Сценаристы: Анастасия Истомина, Дмитрий Терехов
В ролях: Антон Хабаров, Екатерина Олькина, Никита Касьяненко, Сергей Мардарь, Ольга Яковлева, Владислав Комаров, Даниил Кокин, Екатерина Старателева, Владимир Ярош, Сергей Галич, Анна Соколович
Жанры: детектив, триллер, история
Сериалы, похожие на «Алекс Лютый. Дело сирот»: «Настоящий детектив», «Охотник за разумом», «Фишер», «Шифр», «Ликвидация»
Продолжительность: 10 эпизодов по 50 минут
Где смотреть: НТВ, «Амедиатека»

Кто и что такое «Алекс Лютый» — и почему сериал популярен

Сериал основан на интригующем историческом факте. Оригинальный сериал вышел в 2020 году и основан на реальной истории о поимке бывшего советского коллаборациониста Александра Юхновского. Во времена Великой Отечественной еще очень юный Алекс был не только полезным переводчиком для гитлеровских оккупационных войск, но и хладнокровным карателем в стане врага. Из-за его жестокости и непоколебимости к приказам убивать советских пленных за ним закрепилось прозвище Лютый.

Почуяв скорый проигрыш немецких войск в 1944, Алекс сменил имя, вступил в Красную армию и чуть ли не дошел с ней до взятия Берлина. После войны же он прошел путь от поэта до главного редактора московской газеты, пока не был пойман КГБ и расстрелян в 1977 году за военные преступления.

На самом деле по истории Юхновского-Лютого было бы интересно увидеть кино в духе Финчера или «Молчания ягнят». Это действительно любопытная фигура, через историю которой любопытно изучить коллаборационизм в военное время. Но в России такое кино еще долго не получится снять
На самом деле по истории Юхновского-Лютого было бы интересно увидеть кино в духе Финчера или «Молчания ягнят». Это действительно любопытная фигура, через историю которой любопытно изучить коллаборационизм в военное время. Но в России такое кино еще долго не получится снять

Это очередная попытка сделать свой «Настоящий детектив». Сам сериал почти не пытается смотреть на эту историю глазами преступника, а фокусируется лишь на расследованиях сотрудников милиции и КГБ. Более того, это антология, где каждый сезон — отдельное дело с разными героями.

Первый рассказывал про 1975 год и поимку Лютого в Москве сотрудниками МВД. Второй полностью поменял героев, место действия и антагониста. Теперь уже в Ленинграде происходит цепочка убийств с нацистским следом — на месте преступлений оставлены инструменты бывшего немецкого хирурга Германа Шульца. А расследует дело КГБ и подполковник Елисеев. Лютый здесь уже как Ганнибал Лектер — сидит в тюрьме и делится знаниями о других коллаборационистах.

«Алекс Лютый» эксплуатирует тему нацистов. Сериальная сетка НТВ завалена не только историями про полицию и советские спецслужбы, но и про шпионов и Вторую мировую. Создатели Лютого, очевидно, попытались совместить вообще все популярные теги, чтобы охватить максимально большую аудиторию.

Но также важно, что сериал все-таки идет по не самой истоптанной дороге — он рассказывает не о Второй мировой, а о «спящих» нацистах. Каждая история тут посвящена военным преступлениям любого характера, возмездие за которые приходится ждать очень долго.

Фанаты российских сериалов помнят Антона Хабарова по роли одного из преподавателей и директора в «Закрытой школе» на СТС. Будьте уверены, он не постарел и не изменился ни на йоту
Фанаты российских сериалов помнят Антона Хабарова по роли одного из преподавателей и директора в «Закрытой школе» на СТС. Будьте уверены, он не постарел и не изменился ни на йоту

О чем «Алекс Лютый. Дело сирот»

1941 год. В село Колтуши под Ленинградской областью входит армия советских коллаборационистов. Местом для привала они выбирают здание музея. Там уже укрываются местные жители вместе с группой сирот, которые эвакуировались из детского дома. К 1976 году не остается никакой информации о том, что именно произошло тогда в селе и выжил ли там хоть кто-то.

Пенсионер из Пскова совершает самоубийство, причем тем же методом, что многие нацистские преступники — раскусывая капсулу цианида в зубе. Благодаря этому спецслужбы понимают, что мужчина на самом деле — бывший начальник карательного отряда СС Манкевич. Именно он 35 лет назад участвовал во взятии музея с сиротами. Дело доверяют экспертам по ловле военных преступников: подполковнику КГБ Андрею Елисееву и майору Вере Гришиной.

Сериал наполнен не только постными лицами и ужасающими преступлениями. Нашлось место и любовным треугольникам. Правда, написаны они скорее как фанфики — чтобы потешить несуществующих фанатов
Сериал наполнен не только постными лицами и ужасающими преступлениями. Нашлось место и любовным треугольникам. Правда, написаны они скорее как фанфики — чтобы потешить несуществующих фанатов

Возвращением двух главных героев из предыдущего сезона создатели вроде бы нарушают принцип сериала-антологии. На самом деле это обусловлено лишь любовью зрителей к знакомому актеру, играющего Елисеева, — Антону Хабарову. В остальном, не считая Екатерины Олькиной в роли Гришиной, все персонажи новые.

Даже Лютого уже расстреляли в прошлом сезоне — что, кстати, не соответствует реальной хронологии. В «Деле сирот» злодей используется, страшно сказать, как торговая марка. Еще герои пользуются загадочными архивными допросами Лютого в расследовании нового дела. Правда, на самом деле они почти бесполезны.

По большей части все расследование КГБ сводится к поиску информации о судьбе невинных детдомовцев и судьбе подельников карательного отряда уже мертвого Манкевича. Из архивов возникает некая папка примерно на 10 таких карателей — каждый из них, предположительно, до сих пор живет и здравствует в Советском Союзе под другим именем. Ровно половину сезона Елисеев и Гришина носятся по тупиковым зацепкам от одного имени до другого, не находя ничего дельного. И только к середине возникает фактурный антагонист, приносящий в шоу хотя бы толику интриги.

Что не так с сериалом — и стоит ли его смотреть

Нафталиновый продакшен НТВ. Даже если у вас нет предвзятого мнения к российским эфирным сериалам, сложно не заметить, как дешево выглядит и звучит сериал. Если проекты на отечественных стримингах пытаются догнать по качеству западные, то телевизионный контент, причем не самой бедной студии «Амедиа», похож на сотню других шоу того же канала НТВ.

Если вы думаете, что в российском кино часто встречается проблема со звуком и невнятным бормотанием, то в «Алексе Лютом» есть вещи и похуже. Иногда здесь просто не вырезают актерские запинки во время быстрого проговаривания их текста. Весь саундтрек — по сути две композиции, одна из которых ну очень похожа на музыку Джеффа Билла из «Карточного домика». А финальный твист один в один повторяет культовую сцену с хромым Кевином Спейси из «Подозрительных лиц».

Демонизация советских таксистов — общий тренд российских сериалов про преступников. Иной раз кажется, что у них какая⁠-⁠то единая киновселенная
Демонизация советских таксистов — общий тренд российских сериалов про преступников. Иной раз кажется, что у них какая⁠-⁠то единая киновселенная

Сомнительная историческая достоверность. Еще с первого сезона создатели знали, что к истории, основанной на реальных фактах, будут относиться с осторожностью. Так, реальное имя Лютого — Александр Юхновский — было заменено на Лехновского — во избежание возможных претензий.

На самом деле уходить от реальных фактов в пользу более напряженного и интригующего нарратива — это вполне нормально. Но что ненормально, так это искажать или умалчивать исторические события и контекст ради упрощения произведения.

В первом сезоне Лютого в молодости играл будущая звезда сериала «Король и Шут» Владислав Коноплев, который ни тогда, ни сейчас не выглядит на 16. Хотя именно столько было Алексу, когда он стал нацистским палачом. Сериал не говорит даже то, что подросток Лютый встал на сторону врага не совсем добровольно, а был устроен в тайную полицию отцом-нацистом. Это ни в коем случае не оправдывает беспринципную жестокость Лютого и его преступления против человечности, но исторический контекст делает сюжет более комплексным и интересным.

Также не очень понятно, зачем менять дату расстрела Лютого всего на один год. А дело Шульца и дело сирот к реальности отношения вообще не имеют. Максимум к той, что по секретным документам. Это позволяет создателям городить сюжеты о том, что в Советском Союзе — по всей видимости — было удивительно легко менять личности кому угодно.

В сериале есть довольно странный и интересный эпизод в подпольном карточном клубе. Не сюжетно, конечно, а с точки зрения постановки. В нем художники зачем⁠-⁠то смешали в декорациях и костюмах эпохи Советского Союза и Российской империи
В сериале есть довольно странный и интересный эпизод в подпольном карточном клубе. Не сюжетно, конечно, а с точки зрения постановки. В нем художники зачем⁠-⁠то смешали в декорациях и костюмах эпохи Советского Союза и Российской империи

У сериала есть и достоинства. Если абстрагироваться от всех проблем, в сериале можно найти вполне интересные смыслы. «Дело сирот» поначалу кажется простой историей о том, что нацистом может оказаться ваш дружелюбный сосед — но все-таки под конец копает глубже.

На протяжении всего сезона бывшие участники карательного отряда Манкевича погибают не по собственной воле и живут в постоянном страхе, что их выдадут подельники. В ту злополучную ночь 1941 года в музее с сиротами далеко не все были карателями. Многие шли на сделку с совестью, предавали родину и детей из страха смерти. Спустя много лет, уже в мирное время, бывших нацистов и мирных жителей, отдавших детей на растерзание, терзает коллективная ответственность за военные преступления.

Причем у каждого из них преступления совершенно разные, но ощущают вину персонажи одинаково параноидально. Так, в сезоне появляется патологоанатом, который не был нацистом, но принял решение отдать детей ради своей жизни. Он испытывает странную смесь стыда, страха раскрытия и одновременно чувство, что он не мог поступить иначе. Это ощущение, что на войне, в зоне боевых действий, искажаются законы и правила морали, передано авторами болезненно и не однобоко.

Как и принято во многих детективах, сериал то и дело будет вести зрителя по ложному следу. А иногда авторы генерируют новых персонажей почти что из воздуха
С появлением загадочного персонажа Красноперова сериал становится хоть немного интересным — а в сюжет вносится какая⁠-⁠то интрига. Это один из подозреваемых подельников нацистских карателей, который использует свои связи с высшими чинами для запутывания следствия. Правда, тема опасного кумовства тут тоже не раскрыта
Потенциал есть и у нового персонажа в стане КГБ, Павла Волчанского. Это золотой мальчик, которого папа⁠-⁠капитан пропихнул в помощники Елисееву. Он пытается всем доказать, что он тут не самозванец

Другая, уже не такая тонкая тема сезона — жажда мести. Причем здесь она раскрывается сразу на двух фронтах. В «Деле сирот» главный герой Елисеев близок к разводу со своей женой. Причина до боли банальна и типична для подобного сюжета — чрезмерная преданность своей работе, затмевающей личную жизнь. И как бы долго Елисеев ни строил из себя благородного персонажа, он пытается нарыть на нынешнего ухажера бывшей компромат.

Главная же линия сезона завязана на предположении сотрудников КГБ, что убийства бывших карателей совершаются одном из выживших сирот. При этом авторы не романтизируют акт мести и не симпатизируют преступнику, каким бы благородным ни было его возмездие. Это сериал о том, что насилие порождает насилие.

И все же фиксация сериала на недобитом нацизме оставляет все интересные размышления за скобками. Даже очеловечивание сотрудников следствия в душных кабинетах происходит так редко, что поверить в него не удается. Все шоу как будто находится в заложниках у жанров: детективного и военного.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Денис ЕремеевКакой российский детектив вам нравится? Расскажите почему:
Вот что еще мы писали по этой теме