Все, что вы хотели знать о марке Haval
Многие машины иностранных марок в России локализованы слабо, значительная часть их цены — ввозные пошлины и утилизационный сбор.
Автомобилей китайского происхождения много: одни продают официально, другие ввозят частным путем, третьи собирают в России.
Завод Haval начал работу в 2019 году, и пока это единственное автопроизводство, построенное китайской компанией в России. Это завод полного цикла с цехами штамповки, сварки, окраски кузовных панелей, литья пластика и сборки сидений. С марта там выпускают еще и бензиновые моторы.
Расскажу об истории марки Haval, о том, когда она появилась на нашем рынке и какие машины можно купить новыми у дилеров в 2024 году.
Вы узнаете
О бренде Haval
Haval — дочернее предприятие китайского автоконцерна Great Wall Motor, чья история начинается с 1976 года. Тогда компания занималась обслуживанием сельскохозяйственной техники. В 1993 году начала выпускать легковые автомобили.
Название Haval образовано по созвучию с фразой I have all — «у меня есть всё». Согласно философии бренда, под «всем» подразумевают большую семью, хороших друзей, любимую работу и, конечно, отличный автомобиль.
В китайском языке используют иероглифы 哈弗 — читается как Hafu. В официальных документах название на кириллице — «Хавейл». В обиходе наших автолюбителей укрепилось имя «Хавал» с ударением на второй слог: «как пишется, так и читается».
Когда Haval добрались в Россию
2002 год. В Китае компания Great Wall Motor начала производство внедорожников.
2005 год. Great Wall запустила сборку автомобилей на заводе «Автотор» в Калининграде. Рынок тогда сильно отличался от сегодняшнего. Он быстро рос, была высокая конкуренция. В 2004 году продали 1,1 млн автомобилей, а всего через три года, в 2007, — 2,76 млн . В этот период на нашем рынке доли импортных и собранных в России автомобилей были почти равны. Китайские производители Chery, BYD и Great Wall занимали нишу дешевых иномарок.
Chery сделала ставку на компактные машины — Amulet и QQ. А Great Wall — на простые внедорожники. В год продавали 5—6 тысяч машин. Самыми популярными были пикапы Deer и пятидверные внедорожники Safe, они повторяли Toyota Hilux шестого поколения и Toyota 4Runner на той же базе. Еще был пикап Sailor, его прообраз — Nissan Navara D22.
Низкая цена стала главным достоинством внедорожников Great Wall. Казалось очень выгодным купить новую «китайскую Тойоту» по цене видавшего виды Hilux. Машины японской марки уже были хорошо известны у нас и славились надежностью и неубиваемостью, что косвенно стало рекламой для китайских моделей, которые «точно такие же».
Через некоторое время выяснилось, что это не так: кузовы сильно страдали от коррозии, пассивная безопасность была неважной, запчасти стоили как европейские или японские, а еще их было сложно найти. Для многих это стало уроком: не стоит судить о машине по модели, с которой ее скопировали. Материалы, из которых сделаны лицензионные агрегаты, тоже очень важны. Нельзя поменять качественную деталь на дешевый аналог и надеяться, что она будет работать так же хорошо.
2011 год. На заводе «Дервейс» запустили сборку Great Wall Hover с лицензионными моторами Mitsubishi. Производство полного цикла — со сваркой и окраской кузовов.
2013 год. Концерн Great Wall Motor выделил отдельный бренд Haval для кроссоверов. Под ним решили выпускать более дорогие модели с намеком на премиум. Возникла идея разделить модельный ряд на две линейки:
- Синие логотипы — технологии и спорт, для молодежи.
- Красные логотипы — роскошь, комфорт и многофункциональность, для семейных людей.
Сами машины могли быть очень похожи. Например, H6 мог быть как с синим, так и с красным логотипом.
2014 год. Great Wall Motor запланировала постройку завода в Тульской области — подписала соглашение о строительстве автосборочного предприятия. После изменения курса валют продажи Great Wall в России остановились, хотя импортировали только модель M2, а остальные выпускали в России: H3, H5, H6 и Wingle.
2015 год. В Москве открыли первый дилерский центр Haval. В официальную продажу поступил рамный внедорожник H9. В Тульской области начали возводить цеха будущего завода.
2017 год. Завод «Ставрополь Авто» запустил сборку Hover H5 — лицензионной копии Great Wall Hover.
2019 год. Haval завершила строительство собственного завода, первые собранные машины — кроссоверы F7.
2020 год. Great Wall Hover образца 2005 года снова на конвейере — на заводе в Тульской области его собирали под именем Haval H5.
2023 год. В России 128 дилерских центров Haval — во всех федеральных округах страны.
2024 год. Запустили завод по производству собственных двигателей объемом 1,5 л и 2,0 л. Haval, как и десять лет назад, решила сформировать две линейки:
- City — «комфортное передвижение по городу и преимущество современных технологий». Основная часть модельного ряда, в том числе пикапы GWM Poer и вполне внедорожный Dargo X.
- Pro — «мощный двигатель, высокая проходимость и способность преодолевать любое бездорожье». Модели H3, H5 и H9.
Завод Haval в России
Завод Haval может производить до 150 тысяч автомобилей и примерно 100 тысяч двигателей в год.
Jolion, Dargo и F7 2024 модельного года собирают по полному циклу: штамповка, сварка, окраска, сборка. В технологические процессы завода входит литье пластика, производство выхлопной системы, сидений и деталей интерьера. Линия цеха штамповки кузовных панелей оборудована роботами и пресс-машиной Fagor, в сварочном — роботы ABB, в цехе сборки — контрольные стенды Durr.
Часть комплектующих производят в России, часть — привозят из-за рубежа: например, металл для штамповки закупают в Китае. При заводе есть испытательный трек.
Динамика продаж Haval в России
В 2023 году продали 118 826 автомобилей Haval, а выручка «Хавейл Мотор Рус» составила 323 млрд рублей. Это очень близко к показателям лидеров нашего рынка 2021 года: «Фольксваген Груп Рус» — 355 млрд, «Тойота Мотор» — 332 млрд.
Гарантия, запчасти, защита от коррозии
Гарантия — 3 года или 150 000 км пробега. От сквозной коррозии — 6 лет. Отдельно прописали сроки гарантии на детали с быстрым износом: щетки стеклоочистителя , лампы , АКБ , хромированные детали кузова , роботизированную коробку передач , фильтры, свечи, реле, тормозные колодки и барабаны .
Запчасти найти легко. Многие машины производят в Тульской области методом мелкоузловой сборки. Какую-нибудь кузовную панель, моторчик или датчик не придется ждать с «центрального склада» несколько недель или даже месяцев, как бывает у других производителей.
Защита от коррозии. Почти весь кузов оцинкован. Исключение — панели крыши . Причины такой экономии непонятны, а минусы существенны: сколы краски над лобовым стеклом быстро ржавеют.
Модельный ряд Haval 2024 года в России
Кратко опишу особенности моделей, которые можно купить новыми у дилера: сложно понять, чем «технологичный кроссовер, способный свернуть с асфальта» лучше или хуже того, что «создан, чтобы всегда быть в центре внимания».
Jolion. Габариты кузова: 4472 × 1874 × 1581 мм. На нашем рынке это лидер по продажам среди всех китайских машин. В 2023 году продали 55 550 штук. Кроссовер построили на базе модульной платформы L.E.M.O.N. В 2024 году сделали рестайлинг. Кузов получил другие бамперы и решетку радиатора. Она теперь черная, рейлинги и спойлер — тоже.
Устанавливают два двигателя объемом 1,5 л: на переднеприводные машины — GW4G15K мощностью 143 л. с., на полноприводные — GW4B15D мощностью 150 л. с. Механика доступна только для переднего привода, но можно выбрать 7-ступенчатую роботизированную коробку. С полным приводом — только робот.
Как работает полный привод Haval
В основе полного привода кроссоверов Haval — гидравлическая многодисковая муфта. Для нескольких моделей указано, что это муфта NexTrac производства Borgwarner.
Работает полный привод так: тяга постоянно передается на передние колеса, при их пробуксовке муфта перекидывает часть момента на задние.
В базе теперь есть регулировка руля по вылету , а в качестве опции — вентиляция сиденья водителя и панорамная крыша с люком.
Jolion может оснащаться современными помощниками вождения: контролем полосы, адаптивным круиз-контролем и другими.
H3. Габариты кузова: 4520 × 1875 × 1745 мм. Этот компактный кроссовер чуть больше Jolion, но меньше Dargo. Платформа L.E.M.O.N. В Китае модель представили в 2022 году под именем Haval KuGou / Cool Dog, в переводе — «крутая собака».
Под капотом два варианта двигателей объемом 1,5 л, коробка роботизированная 7-ступенчатая. Мощность версии с передним приводом — 143 л. с. , полноприводной — 177 л. с.
По внешней стилистике схож с Dargo: угловатый кузов с плоской решеткой радиатора, круглыми фарами, объемными накладками на крыльях и выраженными некрашеными бамперами.
Dargo / Dargo X. Габариты кузова: 4620 × 1890 × 1780 мм. Автомобиль начали продавать в 2023 году. Платформа L.E.M.O.N.
Двигатель — GW4N20 объемом 2,0 л и мощностью 192 л. с. Коробка — 7-ступенчатая роботизированная. Есть версии с передним и полным приводом. Схема полного привода настроена иначе, чем у других кроссоверов Haval, чтобы Dargo увереннее чувствовал себя на бездорожье.
Те, кто ездил на Dargo, отмечают высокую энергоемкость подвески при езде по плохим дорогам. При этом в машине может быть много комфортных опций: сиденья с электрорегулировками, камеры кругового обзора, проекция на лобовое стекло, дистанционный запуск двигателя через родное приложение, дверь багажника с электроприводом, адаптивный круиз-контроль и многое другое.
Для версии Dargo X сделали другую решетку радиатора и накладки на крыльях. Кроме того, добавили принудительную электромеханическую блокировку заднего дифференциала, отключение электронных помощников и систему поддержания на бездорожье постоянной скорости в диапазоне 7—15 км/ч.
M6. Габариты кузова: 4664 × 1830 × 1729 мм. Кроссовер больше, чем Jolion, но основан на платформе старой модели H6, выпущенной еще в 2011 году.
Двигатель — GW4G15B объемом 1,5 л и мощностью 143 л. с. Привод только передний. Можно выбрать между 6-ступенчатой механической или 7-ступенчатой роботизированной коробками передач.
Оснащение скромное. Усилитель руля — гидравлический . Есть камера заднего вида, круиз- и климат-контроль, но из теплых опций — только подогрев передних сидений. Это бюджетный вариант для тех, кому нужен среднеразмерный кроссовер с большим багажником и не требуется полный привод.
F7 и F7x. Габариты кузова F7: 4691 × 1866 × 1690 мм. Кроссоверы среднеразмерные, но с маленьким багажником: при загрузке до полки — около 330 л, почти как у более компактного Jolion. Зато на заднем ряду очень просторно. Такая конфигурация оптимальна для работы в такси: в ногах у пассажиров много места, а большой багажник нужен редко.
F7x с покатой крышей внешне напоминает BMW X6 или Geely Tugella.
Двигателя два: GW4B15 объемом 1,5 л и мощностью 150 л. с. или GW4C20NT объемом 2,0 л и мощностью 190 л. с., с которым машина разгоняется до 100 км/ч за 9 секунд. Коробка — 7-ступенчатая роботизированная. Привод доступен как передний, так и полный.
Выпуск этого поколения F7 и F7x прекратили в августе 2024 года. Но машины пока есть в продаже.
F7 второго поколения. Габариты кузова: 4780 × 1890 × 1675 мм. В Китае автомобиль продают под именем Shenshou — «мифический зверь». На других рынках — Monster. Платформа L.E.M.O.N.
Есть переднеприводные машины с двигателем 1,5 л мощностью 150 л. с., а также полноприводные с двигателем 2,0 л мощностью 192 л. с. Коробки роботизированные 7-ступенчатые.
На других рынках продают гибридные версии, суммарная мощность моторов у них 243 л. с., но в Россию такие не поставляют. У машин для нашего рынка другая консоль между передними сиденьями, на нее вынесли физические кнопки, которые включают подогрев лобового и заднего стекла.
H9 второго поколения. Габариты кузова: 4950 × 1976 × 1930 мм. Это крупный рамный внедорожник, по размерам сравнимый с Toyota Land Cruiser. Он пришел на смену прошлому поколению, которое выпускали с 2014 года.
Доступны два двигателя: GW4C20B — бензиновый объемом 2,0 л и мощностью 218 л. с., GW4D24 — дизельный объемом 2,4 л и мощностью 184 л. с. Коробки автоматические на 8 или 9 ступеней. Привод полный, подключается автоматически. Раздаточная коробка с многодисковой гидравлической муфтой. Есть пониженная передача, блокировки переднего и заднего дифференциалов. Автомобиль может буксировать прицеп массой до 2500 кг.
Haval H5 третьего поколения. Габариты кузова: 5190 × 1905 × 1835 мм. Под именем H5 раньше выпускали простой внедорожник с лицензионными двигателями Mitsubishi. Новое поколение — совсем другая машина. Это крупный рамный внедорожник на базе пикапа GWM King Kong Poer, но с полноценным салоном. Несмотря на размер, в нем два ряда сидений — только пять мест.
Система полного привода с принудительно подключаемой передней осью. Есть пониженная передача. Задний дифференциал самоблокирующийся. Устанавливают два двигателя одинакового объема — 2,0 л. Бензиновый мощностью 200 л. с., дизельный — 150 л. с. Коробка передач — 8-ступенчатый классический гидротрансформаторный автомат.
Технические характеристики автомобилей Haval 2024 модельного года
Модель | Объем двигателя | Мощность | Коробка передач | Привод | МЦП |
---|---|---|---|---|---|
Jolion | 1,5 л | 143/150 л. с. | Механика или робот | Передний или полный | 1 999 000—2 799 000 ₽ |
M6 | 1,5 л | 143 л. с. | Механика или робот | Передний | 2 179 000—2 299 000 ₽ |
F7/F7x | 1,5/2,0 л | 150/190 л. с. | Робот | Передний или полный | 2 449 900—3 399 000 ₽ |
Новый F7 | 1,5/2,0 л | 150/192 л. с. | Робот | Передний или полный | 2 699 000—3 499 000 ₽ |
Dargo / Dargo X | 2,0 л | 192 л. с. | Робот | Передний или полный | 3 049 000—3 549 000 ₽ |
H3 | 1,5 л | 143/177 л. с. | Робот | Передний или полный | 2 599 000—3 099 000 ₽ |
H5 | 2,0 л | 150/200 л. с. | Автомат | Полный, Part-Time | 3 699 000—4 299 000 ₽ |
H9 | 2,0/2,4 л | 218/184 л. с. | Автомат | Полный, Torque-on-Demand | 4 299 000—4 799 000 ₽ |
Технические характеристики автомобилей Haval 2024 модельного года
Jolion | |
Объем двигателя | 1,5 л |
Мощность | 143/150 л. с. |
Коробка передач | Механика или робот |
Привод | Передний или полный |
МЦП | 1 999 000—2 799 000 ₽ |
M6 | |
Объем двигателя | 1,5 л |
Мощность | 143 л. с. |
Коробка передач | Механика или робот |
Привод | Передний |
МЦП | 2 179 000—2 299 000 ₽ |
F7/F7x | |
Объем двигателя | 1,5/2,0 л |
Мощность | 150/190 л. с. |
Коробка передач | Робот |
Привод | Передний или полный |
МЦП | 2 449 900—3 399 000 ₽ |
Новый F7 | |
Объем двигателя | 1,5/2,0 л |
Мощность | 150/192 л. с. |
Коробка передач | Робот |
Привод | Передний или полный |
МЦП | 2 699 000—3 499 000 ₽ |
Dargo / Dargo X | |
Объем двигателя | 2,0 л |
Мощность | 192 л. с. |
Коробка передач | Робот |
Привод | Передний или полный |
МЦП | 3 049 000—3 549 000 ₽ |
H3 | |
Объем двигателя | 1,5 л |
Мощность | 143/177 л. с. |
Коробка передач | Робот |
Привод | Передний или полный |
МЦП | 2 599 000—3 099 000 ₽ |
H5 | |
Объем двигателя | 2,0 л |
Мощность | 150/200 л. с. |
Коробка передач | Автомат |
Привод | Полный, Part-Time |
МЦП | 3 699 000—4 299 000 ₽ |
H9 | |
Объем двигателя | 2,0/2,4 л |
Мощность | 218/184 л. с. |
Коробка передач | Автомат |
Привод | Полный, Torque-on-Demand |
МЦП | 4 299 000—4 799 000 ₽ |
Стоит ли покупать Haval
Собрали в этой главе доводы за и против. Вам остается разобраться, что из этого для вас важно, и принять решение.
Почему эти автомобили могут заинтересовать:
- Владельцев Haval много, часть из них охотно делится опытом, создает клубные форумы, ведет бортжурналы на «Драйв2-ру».
- Двигатели и коробки передач можно считать надежными, на них редко жалуются.
- С запчастями ситуация лучше, чем у остальных китайских марок. Они есть в наличии, не нужно ждать доставки деталей из Китая. Кроме того, часть моделей встречается на разборках, а значит, можно найти некоторые б/у запчасти по низкой цене.
- Работа с обращениями по гарантии у официальных дилеров налажена хорошо.
- Немало популярных, а значит, ликвидных на вторичном рынке моделей.
Основные проблемы — типичные для многих китайских машин:
- Эргономика. Передние сиденья короткие, на большинстве моделей не отрегулировать наклон подушки. Изначально он неудобный — подушка почти горизонтальная, нет достаточной опоры под коленями. Долгие поездки могут вызвать дискомфорт, особенно у высоких людей.
- Нельзя выбрать материал салона. Почти всегда это экокожа. Исключение — тканевые сиденья в базовой комплектации. И не у всех моделей.
- Вопросы к управлению и работе подвески.
- Большой по нынешним меркам расход топлива.
- Проблемы с электроникой, нюансы по технике — их относительно других китайских марок немного, но они есть.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil