«Американская история ужасов»: объясняем феномен сериала и пересказываем все сезоны
Поп-культура
53K
Фотографии в материале — FX

«Американская история ужасов»: объясняем феномен сериала и пересказываем все сезоны

12
Аватар автора

Алина Кувшинникова

ужаснулась по-американски

Страница автора

20 сентября на FX и Hulu вышла первая серия 12-го сезона «Американской истории ужасов».

Сборник новых эпизодов основан на романе «Нежное состояние» Даниэль Валентайн. По сюжету главная героиня убеждена, что некто препятствует рождению ее ребенка.

Рассказываем, за что зрители полюбили сериал и что происходило в предыдущих сезонах.

Что за «Американская история ужасов» (American Horror Story)

Дата премьеры: первый сезон — 5 октября 2011 года, двенадцатый сезон — 20 сентября 2023 года
Страна производства: США
Режиссеры: Брэдли Букер, Альфонсо Гомес-Рехон, Дженнифер Линч, Майкл Аппендаль, Лони Перистер, Джон Дж. Грэй
Сценаристы: Райан Мерфи, Брэд Фалчук, Тим Майнир, Джеймс Вон, Мэнни Кото
В ролях: Эван Питерс, Сара Полсон, Денис О’Хэр, Лили Рэйб, Кэти Бейтс, Фрэнсис Конрой, Джессика Лэнг, Билли Лурд, Эмма Робертс и другие
Жанры: хоррор, драма
Сериалы, похожие на «Американскую историю ужасов»: «Американские истории ужасов», «Американская история преступлений», «Секретные материалы», «Мотель Бейтсов»
Продолжительность: Продолжительность: 134 эпизода длиной от 42 до 53 минут
Где смотреть: Hulu. Сервис официально недоступен в России

О чем сериал «Американская история ужасов»

Все сезоны «Американской истории ужасов» объединены общей концепцией — авторы размышляют о мрачных сторонах американской действительности: например, противоречивых президентских выборах последних лет или ядерных бомбардировках. Главная идея сериала заключается в том, что на США лежит проклятие — из-за него страна уничтожает саму себя.

Каждый сезон рассказывает о новых героях и событиях — чаще всего они не связаны друг с другом напрямую. Например, в центре сюжета первого сезона — дом-убийца, который сводит с ума жителей. А четвертый повествует о бродячем цирке и злобном клоуне.

Кроме того, создатели Райан Мерфи и Брэд Фалчук постоянно меняют время действия: события могут происходить как в 1960-е, так и в современности. В третьем сезоне зритель знакомится с Дельфиной Лалори — садисткой-аристократкой из 19 века. А одним из персонажей седьмого сезона оказывается Дональд Трамп.

Нередко героями становятся реальные серийные убийцы. К примеру, в одном из последних сезонов появляется Ричард Рамирес. В США этот маньяк более известен как Ночной охотник
Нередко героями становятся реальные серийные убийцы. К примеру, в одном из последних сезонов появляется Ричард Рамирес. В США этот маньяк более известен как Ночной охотник

Почему сериал так популярен

Шоу переосмысляет хорроры и признается в любви к жанру. Создатели сериала Райан Мерфи и Брэд Фалчук нередко высмеивают штампы старомодных фильмов ужасов. Например, в финале может оказаться, что убийца не один — за маской злодея скрывается аж десять человек. А брутальные бензопилы и хоккейные маски авторы могут с легкостью заменить на латексный костюм. Просто потому что так веселее.

Кроме того, шоураннеры отказываются от скримеров и других очевидных приемов жанра. Чтобы напугать публику, они уделяют много внимания психотипам героев — их фобиям, ментальным проблемам и детским травмам. Из прошлого персонажей мы узнаем пугающие детали: например, клоун Твисти из пятого сезона отстрелил себе челюсть во время неудачного самоубийства — и с тех пор потерял рассудок.

Сериал постоянно отсылает к классике жанра и признается ей в любви. В первом сезоне героиня Конни Бриттон рожает Антихриста, как в «Ребенке Розмари» Романа Полански. А по территории дома-убийцы бегают братья-близнецы, как в «Сиянии» Стэнли Кубрика. «Американская история ужасов» насчитывает десятки хоррор-пасхалок. Находить их не менее интересно, чем следить за основным сюжетом.

Особо интересен девятый сезон под названием «1984». Чуть ли не каждая его сцена отсылает к хоррор-франшизам вроде «Пятница, 13⁠-⁠е» или «Хэллоуина»
Особо интересен девятый сезон под названием «1984». Чуть ли не каждая его сцена отсылает к хоррор-франшизам вроде «Пятница, 13⁠-⁠е» или «Хэллоуина»

Это яркий постмодернистский сериал. Авторы не боятся смешивать самые дикие жанры. Поэтому не удивляйтесь, если в кульминационный и кровавый момент герои, например, просто начнут петь. Так, во втором и четвертом сезонах актриса Джессика Лэнг передает все свои чувства с помощью композиций Ширли Эллис, Ланы дель Рей и Дэвида Боуи. Это сразу настраивает зрителя на нужный лад: в шоу может произойти что угодно. Иногда даже без объяснения.

Кроме того, сериал постоянно переосмысляет реальную историю — в том числе и фигуры преступников. Так, прототипом доктора Артура Ардена из второго сезона становится нацистский врач Йозеф Менгеле. По сюжету «Психбольницы» персонаж ставит безжалостные опыты над пациентами. А образ клоуна Твисти из четвертого сезона основан на серийном убийце Джоне Уэйне Гейси. Благодаря этим персонажам авторы еще сильнее повышают градус абсурда и ужаса.

Смешение страшного и смешного — один из главных приемов шоу. Иногда сложно понять, когда смеяться, а когда закрывать глаза
Смешение страшного и смешного — один из главных приемов шоу. Иногда сложно понять, когда смеяться, а когда закрывать глаза

Смешение стилей, обилие насилия и секса, интертекстуальность и другие приемы здесь не просто так. С помощью этой эклектики авторы затрагивают множество тем и проблем — дискриминацию, войну, распад семьи, нравственное падение личности и природу зла. Шоу показывает, насколько непрост и опасен наш мир — познать его не так уж и легко.

Сериал можно смотреть с любого сезона. «Американская история ужасов» — сборник самостоятельных историй. Поэтому зритель может включить любой сезон и не потерять нить повествования. Достаточно лишь найти сюжет по душе. Это избавляет от созависимых отношений с шоу. Вы можете бросить сериал в любой момент. И спокойно вернуться к нему спустя годы.

Отчасти такой формат популяризировал именно Райан Мерфи. После «Американской истории ужасов» на телевидении вышли несколько ярких сериалов-антологий: например, «Фарго» по мотивам одноименного фильма братьев Коэн и «Настоящий детектив».

Создатели сериала привлекают к съемкам нашумевших звезд — певиц, моделей, инфлюенсеров. С пятого сезона в шоу участвует певица Леди Гага. А в 12⁠-⁠м сезоне к касту присоединились Кара Делевинь и Ким Кардашьян
Создатели сериала привлекают к съемкам нашумевших звезд — певиц, моделей, инфлюенсеров. С пятого сезона в шоу участвует певица Леди Гага. А в 12⁠-⁠м сезоне к касту присоединились Кара Делевинь и Ким Кардашьян

Почему в сериале играют одни и те же актеры

Райан Мерфи принципиально не меняет актерский состав. С одной стороны, зритель успевает привыкнуть к артистам: он точно знает, что любимчики почти наверняка появятся в новом сезоне. С другой, такое кастинговое решение может легко запутать. Ведь каждый раз актеры играют разных персонажей.

Иногда герои из старых серий и вовсе возвращаются в новых эпизодах. Например, в первом сезоне героиня Конни Бриттон рожает Антихриста — позже он появляется в «Апокалипсисе», восьмом сезоне. С персонажем сражаются несколько ведьм. Одна из колдуний — героиня Эммы Робертс — уже появлялась в «Шабаше», третьем сезоне шоу.

Но Райан Мерфи легко решает эту проблему. Ведь звезды в его сериале исполняют одни и те же амплуа. Например, Эван Питерс часто играет обаятельного злодея с многочисленными травмами и пороками. Эмма Робертс — капризную ведьму. А Джессика Лэнг — заблудившуюся в душевных терзаниях мать.

Несменяемым актерским составом Мерфи и Фалчук в очередной раз намекают на низменность человеческой природы. Годы идут, а люди их пороки все те же.

Эван Питерс и Таисса Фармига не раз сыграли любовную пару в сериале
Эван Питерс и Таисса Фармига не раз сыграли любовную пару в сериале

Что за «Американские истории ужасов» и стоит ли их смотреть

Всего выпустили два сезона. До забастовки Гильдии сценаристов Америки в разработке находился и третий. Но сейчас производство приостановлено.

Как и оригинальный проект, спин-офф поделен на отдельные истории. Вот только сюжет меняется от серии к серии. А в основу ложатся городские легенды: про злого Санту, водяных зомби и даже фильм, из-за которого люди убивают друг друга.

Главное отличие спин-оффа — отсутствие в касте Эвана Питерса и Сары Полсон. Последняя пересела в режиссерское кресло и сняла несколько эпизодов. Сериал также отличает и жанровая составляющая. Авторы делают упор на социальную сатиру, а не хоррор. И поверхностно высмеивают пороки среднего класса: например, жажду славы и равнодушие к чужим проблемам.

Спин-офф ничем не удивит ни ярых фанатов, ни случайных зрителей. Однако если вы сильно соскучились по эстетике оригинального шоу, можете рискнуть и посмотреть несколько серий.

В спин⁠-⁠оффе приняли участие некоторые актеры оригинального сериала: Коди Ферн, Билли Лурд, Габури Сидибе, Мэтт Бомер и Дилан Макдермотт
В спин⁠-⁠оффе приняли участие некоторые актеры оригинального сериала: Коди Ферн, Билли Лурд, Габури Сидибе, Мэтт Бомер и Дилан Макдермотт

Что происходит в каждом сезоне

Первый сезон вышел в 2011 году. С тех пор сериал получил еще 11 продолжений. Многие фанаты игнорировали неудачные сиквелы и возвращались к просмотру спустя время. Мы подготовили краткий пересказ для тех, кто хочет узнать, чем примечателен каждый из сезонов.

Первый сезон — «Дом-убийца»

Сюжет. Супруги Вивьен и Бен Хармон переезжают в большой частный дом вместе с дочерью-подростком. У здания сомнительная репутация. Здесь погибло немало жильцов. В результате Хармоны оказываются в компании призраков, таинственного человека в латексном костюме и циничной соседки.

В чем особенность. «Дом-убийца» переосмысляет убийство актрисы Элизабет Шорт. В 1947 году ее тело нашли на бесхозном земельном участке. Событие получило широкую огласку в США из-за жестокого характера преступления, а подозреваемыми числились десятки человек.

Шоураннеры нередко переключают внимание с этой истории на отношения двух подростков — Тейта и Вайолет, героев Эвана Питерса и Таиссы Фармиги. Поэтому первый сезон напоминает смесь хоррора с ромкомом. В «Доме-убийце» мало откровенных сцен насилия, так что просмотр сериала лучше начинать именно с него.

Мотив здания-убийцы будет часто появляться в следующих сезонах
Мотив здания-убийцы будет часто появляться в следующих сезонах

Второй сезон — «Психбольница»

Сюжет. 1960-е годы. В одну из психбольниц США попадает серийный убийца Кит Уокер. Лечебницей управляют истовые католики, которые не чураются телесных наказаний и экспериментов. Журналистка Лана Уинтерс пытается доказать невиновность парня. Но поиски правды приводят обоих героев к плачевным последствиям — Кита мучат экзекуциями, а Лану принудительно помещают в клинику.

В чем особенность. В «Психбольнице» шоураннер Райан Мерфи впервые экспериментирует и совмещает хоррор с мюзиклом. Так рождается легендарный музыкальный номер героини Джессики Лэнг. Кроме того, авторы отходят от классического сюжета про призраков. Зато они добавляют в сериал инопланетян, демона и беглого нацистского хирурга для пущей абсурдности. Сезон стоит посмотреть хотя бы ради этой дикой эклектики.

«Психбольница» раздвинула рамки шоу и показала, что Райан Мерфи не боится экспериментировать
«Психбольница» раздвинула рамки шоу и показала, что Райан Мерфи не боится экспериментировать

Третий сезон — «Шабаш»

Сюжет. Где-то в США функционирует пансионат ведьм. Юных чародеек учат контролировать сверхспособности. Правда, не у всех это получается. Одновременно с преподавательской деятельностью старшие ведьмы сражаются за власть. А еще всему шабашу угрожают колдунья-вуду и маньяк по прозвищу Дровосек.

В чем особенность. «Шабаш» — самый феминистский сезон шоу. Ведьмы противостоят злу и полагаются исключительно на себя. В их команде присутствует лишь один мальчик на побегушках — Кайл, герой Эвана Питерса. За белокурого красавца борются две ведьмы.

Может показаться, что «Шабаш» — калька с «Иствикских ведьм» Джорджа Миллера. Там тоже чародейки соревновались за внимание партнера и учились управлять магическими способностями. Но это не совсем так. Ведь в третьем сезоне совсем нет комедии: это хоррор с примесью трагической мелодрамы. И он уж слишком похож на первый сезон.

С третьего сезона формируется стервозное амплуа героинь Эммы Робертс
С третьего сезона формируется стервозное амплуа героинь Эммы Робертс

Четвертый сезон — «Фрик-шоу»

Сюжет. В 1950-е по южным штатам США гастролирует шапито. Шоу пользуется особой популярностью среди американцев. Труппа цирка на колесах разнообразна: в нее входят иммигрантка немецкого происхождения без ног, трехгрудый гермафродит, сиамские близнецы, бородатая женщина, мальчик-лобстер с деформированными конечностями и многие другие.

Однажды цирк сталкивается с угрозой в нескольких лицах: мошенниками, телевидением и капризным богачом — он хочет заполучить сиамских близняшек в качестве игрушки.

В чем особенность. «Фрик-шоу» размышляет на тему технического прогресса. Мы наблюдаем за смертью бродячего цирка как вида искусства: отныне зрителей все меньше прельщают выступления артистов.

Бродячий цирк — главная, но не единственная сюжетная линия. Нам также рассказывают о клоуне-убийце Твисти из труппы. Причем за его «приключениями» наблюдать гораздо интереснее, чем за основными героями. Ведь прошлое этого персонажа прописано детальнее и звучит трагичнее. Твисти — недолюбленный мужчина, который столкнулся с буллингом и домашним насилием.

После четвертого сезона Джессика Лэнг на время покидает шоу
После четвертого сезона Джессика Лэнг на время покидает шоу

Пятый сезон — «Отель»

Сюжет. В некогда заброшенном отеле «Кортес» происходят кровавые расправы. Серию убийств расследует детектив-невротик Джон Лоу. Во время поисков герой сталкивается с призраком и по совместительству основателем гостиницы Джеймсом Патриком Марчем. А также с новой управляющей — вампиршей Элизабет.

Происходящее туманит разум детектива. В какой-то момент он подозревает, что сам причастен к преступлениям.

В чем особенность. «Отель» — дань вампирскому кино вроде «Интервью с вампиром», «Дракулы» 1992 года и «Голода». Здесь много крови и изящества. Героиня Леди Гаги похищает детей и устраивает сексуальные ритуалы с убийствами. Благодаря своей вечной жизни она продолжает жизнь отеля.

Кроме того, в сюжете много отсылок к реальным американским маньякам. Герой Эвана Питерса — альтернативная версия Генри Холмса, старейшего убийцы США. А в финале зрителей ждет торжественный ужин легендарных преступников с жертвоприношением.

В арсенале Сары Полсон — сильные и саморазрушающиеся героини
В арсенале Сары Полсон — сильные и саморазрушающиеся героини

Шестой сезон — «Роанок»

Сюжет. Супруги Шелби и Мэтт Миллеры переезжают в дом на окраине Америки в поисках умиротворения. Но в здании начинают происходить странности — его атакуют призраки. Оказывается, когда-то с территории таинственным образом исчезло множество колонистов. Герои решают разобраться, что к чему, докопаться до правды и изгнать незваных гостей.

В чем особенность. Повествование «Роанока» очень запутанное. Одна и та же история рассказывается несколько раз: в виде интервью, реконструкции событий для true-crime-проекта и съемок реалити-шоу. По ходу сюжета становится непросто понять, кто реальный участник событий, а кто просто актер.

После «Роанока» Мерфи перестал усложнять структуру повествования. Хотя это решение развивало концепцию сериала
После «Роанока» Мерфи перестал усложнять структуру повествования. Хотя это решение развивало концепцию сериала

Седьмой сезон — «Культ»

Сюжет. После победы на выборах Дональд Трамп становится причиной обострения психических расстройств. Под его опалу попадает либералка Эллисон. Героиня впадает в депрессию. Параллельно она распаковывает множество старых фобий — в том числе клоунов. Женщина видит красноносых повсюду: они преследуют ее в супермаркете, на улице и даже дома.

В чем особенность. «Культ» — единственный совсем не сверхъестественный сезон сериала. Здесь нет ведьм, Антихриста, дома-убийцы и вампиров. Сюжет тесно связан с современными реалиями. Мерфи иллюстрирует политический психоз, перманентно одолевающий Америку.

Конфликт и напряжение держатся на страхе перед ужасающим будущим, которое зависит от одного политика. Мерфи иронизирует над лжепророками: герой Эвана Питерса переодевается в Чарльза Мэнсона и других знаменитых фигур. Он уподобляется поп-культурным иконам, чтобы заполучить доверие ближних и вселить страх в оппонента — ту самую Эллисон.

Благодаря сериалу за Эваном Питерсом закрепилось амплуа трикстера
Благодаря сериалу за Эваном Питерсом закрепилось амплуа трикстера

Восьмой сезон — «Апокалипсис»

Сюжет. Мир настигает ядерный взрыв. Выживает лишь небольшое количество людей. Незадолго до апокалипсиса власти устраивают естественный отбор — игру на выбывание. Государство строит бункер, попасть в который могут только особые граждане. Во главе крепости и нового человечества — Антихрист. Ему противостоит шабаш ведьм.

В чем особенность. «Апокалипсис» — кроссовер первого и третьего сезонов. Антихрист рожден в доме-убийце, он тот самый плод Вивьен Хармон. А ведьмы пришли в сюжет прямиком из «Шабаша». Именно в этом сезоне «Американская история ужасов» обретает полноценную вселенную. Поэтому перед просмотром лучше ознакомиться с прошлыми историями.

Эмма Робертс возвращается к привычному амплуа, а Джессика Лэнг — в сериал
Эмма Робертс возвращается к привычному амплуа, а Джессика Лэнг — в сериал

Девятый сезон — «1984»

Сюжет. Группа молодых людей отправляется работать вожатыми в детский летний лагерь. Заведение закрыли после череды жестоких убийств. Но в 1984 году его двери распахнулись для новых гостей.

В этот момент из психиатрической лечебницы сбегает некогда орудовавший в лагере маньяк. Параллельно туда же приезжает Ричард Рамирес, более известный как Ночной охотник.

В чем особенность. Мерфи детально передает атмосферу 80-х: бум аэробики, пышные прически и новую волну рока. Пришельцев и Сатану заменяют обычные маньяки в масках. Жанры совсем не смешиваются: авторы вдохновляются лишь слэшерами 20 века.

В девятом сезоне важное место занимает идея цикличности историй и травмы поколений. Маргарет Бут, владелица лагеря, оказывается единственной выжившей жертвой Ричарда Рамиреса. Спустя годы маньяк возвращается на то же место, чтобы одновременно завершить начатое и найти новых жертв. Несмотря на опасность, Бут не переносит мероприятие. Открытие лагеря становится для нее проработкой травмы и неким искуплением перед собой, друзьями и самим Рамиресом.

«1984» — ностальгия по ужастикам конца 20 века в привычных декорациях жанра
«1984» — ностальгия по ужастикам конца 20 века в привычных декорациях жанра

Десятый сезон — «Двойной сеанс»

Сюжет. Юбилейный сезон поделен на две истории — «Красный прилив» и «Долина смерти». В первой семья Гарднеров переезжает в Провинстаун — маленький прибрежный городок. Писатель Гарри планирует переписать никудышный голливудский сценарий, его жена Дорис — отремонтировать дом и пополнить портфолио дизайнера.

Размеренную жизнь нарушает судьбоносное знакомство: Гарри попадает в круг писателей Сары Каннингем и Остина Соммерсома. Они открывают герою секрет творческого успеха: нужно лишь принять черную таблетку, эдакий катализатор таланта. Но вот беда — вместе с вдохновением персонаж получает жажду крови.

«Долина смерти» состоит из двух блоков. Первый переносит зрителя в 1950-е, где президент США Дуайт Эйзенхауэр вместе с супругой Мейми оказываются участниками инопланетного заговора. В руках пришельцев — договор, согласно которому они вправе проводить над людьми эксперименты.

Второй блок концентрируется на современности. Инопланетяне похищают группу молодых людей с целью оплодотворить каждого из них — даже мужчину.

В чем особенность. Сезон богат историческими отсылками. В трактовке авторов трагические события из истории США вроде смерти Кеннеди и Вьетнамской войны оказываются результатом инопланетного влияния. Обе части сезона говорят о порочном человеческом желании добиться успеха с помощью чуда. Но в итоге человечеству не помогают ни пришельцы, ни волшебная таблетка.

С «Двойного сеанса» авторы начинают делить сезон на две части
С «Двойного сеанса» авторы начинают делить сезон на две части

Одиннадцатый сезон — «Нью-Йорк»

Сюжет. В Нью-Йорке происходит череда жестоких убийств — кто-то охотится за мужчинами-гомосексуалами. Детектив Патрик Рид пытается вычислить преступника. На фоне кровавых расправ начинается эпидемия ВИЧ.

В чем особенность. Одиннадцатый сезон «Американской истории ужасов» прошел незаметно для широкой публики. При этом он исследует важную тему — появление терминальной стадии ВИЧ.

В «Нью-Йорке» авторы сменили жанровый вектор сериала и ушли в мрачный неонуар с грязными переулками и чередой преступлений. В качестве референса Мерфи использует «Настоящего детектива». Однако очевидная отсылка становится минусом — продукт FX выглядит слегка дешево по сравнению с источником вдохновения. Вдобавок сезон отпугивает старых фанатов отсутствием постоянных актеров и медленным повествованием.

Из основного каста в сериале оказались лишь Денис О’Хэр, Лесли Гроссман, Билли Лурд и Закари Куинто
Из основного каста в сериале оказались лишь Денис О’Хэр, Лесли Гроссман, Билли Лурд и Закари Куинто

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Какой ваш любимый сезон «Американской истории ужасов» и почему?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество