«Уметь бы продавать»: как развивать ремесло, не бросая основную работу
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Мне 28 лет. Полтора года назад я переехала из Екатеринбурга в небольшой город в ЯНАО.
Живу с молодым человеком. У нас большие планы на будущее, и первый из них — создать ячейку общества, чем и займемся этим летом.
По образованию я эколог. На работу в новом городе устроилась полгода назад, теперь я инженер по ОТ, ПБ и ООС — охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды. Работа мне нравится. Я зарабатываю 66 000 ₽.
Мой молодой человек — руководитель службы логистики. Он зарабатывает в среднем около 240 000 ₽.
В дневнике трат я писала, что по вечерам и выходным я собираю украшения из натуральных камней и жемчуга, продаю через социальные сети — пока не очень активно. В основном покупают мои подруги, сестры, тети и просто знакомые. Доход от украшений разный — от 2000 до 10 000 ₽.
Моя любовь к бусам началась еще в школе. На различных ярмарках я покупала браслеты из камней, сережки. Украшений у меня было много. В университете мне очень полюбилась геология. Выездные практики в основном проходили в горах, и я начала собирать разные минералы, однажды даже нашла полудрагоценный гранат!
В 2020 году активно стала заказывать колье и чокеры у мастеров, носила с удовольствием. Была мысль начать собирать украшения самой, но меня останавливала стоимость обучающих курсов и материалов.
После переезда на Север я осталась без работы, не знала, чем себя занять, — и случайно наткнулась на свою прекрасную коллекцию украшений и камней. В ту же секунду в голове все сложилось. К. поддержал мою идею и выделил 40 000 ₽. Из этой суммы я потом вернула ему 10 000 ₽ — он не просил, это было мое желание, типа «смотри, не впустую деньги вложены».
Так я начала мастерить. Сейчас в моем «меню» есть не только чокеры и колье, но и серьги, кольца. Обожаю свое ремесло, но уметь бы еще продавать. Как с графиком 5/2 развивать свое ремесло, чтобы оно приносило доход, если времени и сил после работы особо не остается?
Если я верно поняла, ваши ключевые задачи — избавиться от дефицита времени на творчество и увеличить доход от продажи украшений.
При запуске своего дела времени всегда больше, чем денег. Затем баланс смещается: мастер развивает ремесло, делегирует рутину, денег становится больше, чем времени, — и он покупает на них время и опыт других людей, оставаясь в плюсе. Это касается и своего бизнеса, и работы в найме.
Ваша ситуация сложнее: и времени мало, и запас денег небольшой. Из этого я и буду исходить в своих советах.
Совет 1. Временно сузьте нишу до монопродукта
Вы можете создавать только шейные украшения, или только чокеры, или даже чокеры определенного вида, допустим, на бархатной ленте. Вот что это даст.
Вы сэкономите время. Его пожирают в том числе хаотичные действия: вы хватаетесь за одно украшение, за другое, а тут еще интересный заказ — в итоге ничего не успеваете. А работая над монопродуктом, вы выстроите быстрый и четкий повторяющийся процесс.
Сэкономите на материалах. Перестанете распыляться и будете заказывать меньше наименований, но крупными партиями. Оптовые закупки сберегут деньги.
Оптимизируете и усовершенствуете технологию. Она станет уникальной за счет нюансов и особых материалов. А качество изделий повысится благодаря вниманию к деталям и фишкам.
Сделаете работы узнаваемыми, ведь у вашей ниши будет четкий образ. Условно: «вы = объемные колье с самоцветами».
Повысите свою экспертность, потому что сосредоточитесь на одном типе украшений.
Позже можно будет расширить нишу, если от клиентов будет такой запрос.
Совет 2. Выделите четкое время на творчество
Допустим, вечер пятницы — это время для себя и отдыха. Утро субботы и воскресенья — чтобы выспаться, сделать домашние дела и погулять с молодым человеком. А с 15:00 до 20:00 в выходные вы занимаетесь только своим бизнесом — отключаете звонки и предупреждаете семью, чтобы вас не беспокоили.
Вам виднее, как использовать эти 8 часов в неделю. Кому-то проще жестко расписать каждый час, кому-то — серфить за вдохновением. А можно объединить эти подходы. Например, в субботу творить, а в воскресенье — продвигать изделия: фотографировать их, планировать отложенные посты в соцсетях на неделю вперед.
Совет 3. Проанализируйте задачи
Фоновые задачи и идеи из серии «важно», «надо» и «хочу» пожирают ваши внимание и энергию. Из-за них приходится хаотично метаться и хвататься то за одно украшение, то за другое.
Запишите все задачи и идеи от руки, чтобы снять напряжение через тело. Затем разделите список на три:
- Важно. Это то, без чего ваше дело точно не поедет прямо сейчас. Это закупки, предметная фотосъемка, посты в соцсетях.
- Важно, но не критично. Это все, что добавит ценности продукту: упаковка, фирменные бирки, фотосессии с моделями. Такое можно отложить до тех пор, пока не появится больше времени и денег.
- «Не с мяса, а с жира» — это изыски, идеи и фишки, которые вас увлекают. Они требуют много времени и денег, их интересно попробовать, но не обязательно сейчас. Это могут быть чокеры с вышивкой и кружевами ручной работы, создание вип-упаковки, работа с драгоценными металлами. Может, вы никогда такое не попробуете, но у вас появится ресурс вдохновения, роста и развития. А может, вы вернетесь к этому позднее, когда станете известны, наймете помощников и расширите клиентскую базу.
Допускаю, что вам всегда будет хотеться сразу попробовать и то и другое. Но в условиях дефицита времени и денег придется договориться с собой о приоритетах.
Проанализируйте списки и сосредоточьтесь на первом. Если он больше остальных, ранжируйте его по важности и срочности. Оставьте в нем минимум, остальное перенесите во второй или третий списки.
То, что осталось в первом списке, нужно разбить еще на две части в зависимости от того, когда нужно делать то или иное действие:
- Каждые выходные. Заодно прикиньте, сколько у вас на это времени.
- Раз в месяц или квартал. Это может быть закупка упаковки и материалов.
Если времени мало, принимайте жесткие меры — выделите часы на каждый вид работы. Допустим, в субботу два часа вы собираете украшения, час — фотографируете их, час — пишете отложенные посты для соцсетей.
Совет 4. Подумайте, что можно делегировать
Так вы сэкономите время. Вот что нужно сделать:
- Запишите все виды активностей, связанные с изделиями: закупка материалов, создание украшений, фотосъемка, упаковка, отправка заказов, постинг и так далее.
- Составьте по каждому виду технологическую цепочку: что вы делаете и сколько времени тратите на каждый шаг. Это нужно делать по ходу процесса: от момента, когда у вас появилась идея, до момента, когда вы выставляете украшение на продажу или отправляете его покупателю.
- Найдите пожирателей времени — долгие, не очень интересные, но необходимые процессы. Их можно оптимизировать — делать быстрее, перестроив или автоматизировав процесс, — или делегировать другим людям.
Это может быть:
- фотосъемка. Ее легко доверить фотографу-предметнику или кому-то из семьи. К слову, сейчас эту услугу можно получить бесплатно, например, в рамках программы «Мой бизнес»;
- ведение соцсетей. Можно нанять студента, использовать ChatGPT, чтобы генерировал тексты, подключить сервис отложенного постинга SMM Planner;
- этапы сборки украшений. Есть мастерицы-надомницы, которые занимаются сборкой бус и вышивкой;
- упаковка и отправка заказов.
Оцените, сколько людей вам понадобится. Иногда достаточно одного помощника.
Я делегировала часть процессов фотографу и специалисту по СММ, а часть — автоматизировала. Я использовала автосинхронизацию «Яндекс Диска» с моим ПК и функцию зеркальных карточек в YouGile . То, что вносят в зеркало карточки фотограф и сммщик, появляется и в остальных зеркалах карточки. Это фотографии, ссылки на архив, отметки в чек-листах.
В итоге мы не только быстрее работаем, но и я мгновенно получаю информацию и контролирую результаты.
Совет 5. Старайтесь снизить затраты на материалы
Ищите выгодных поставщиков, используйте скидки, купоны и кэшбэк. Разберитесь в МСС — это четырехзначный код, который определяет вид деятельности продавца при операциях с банковской картой. По нему банки вычисляют категорию покупки.
Некоторые относят МСС сайтов с товарами для рукоделия к категории развлечений или одежды. А МСС-код AliExpress 5300 — к категории супермаркетов. Заранее узнать код можно с помощью справочника МСС.
Совет 6. Проведите инвентаризацию
Составьте список материалов и украшений, которые у вас уже есть. Продайте то, что больше не вдохновляет, и прикиньте, чего не хватает, чтобы использовать остатки. Ведь когда вы покупали те или иные камни, у вас была какая-то идея.
У вас получится список первоочередных покупок, которые позволят использовать старые материалы. С ним вы не будете распыляться: «Ой, какие красивые агаты!» — а докупите только нужное.
Держите этот список рядом, когда собираете украшения, и добавляйте в моменте то, чего именно не хватило. Например, «бусины, серебро, 3 мм».
Ведите бухгалтерию
Когда мастера только начинают продавать изделия, они не считают их себестоимость, не фиксируют траты и доходы. Почти никто не пишет планы продаж и не указывает конкретную сумму выручки, которую хотят получать в месяц или в год. Но это позволяет задать себе вдохновляющую планку, видеть свой прогресс и чувствовать финансовую отдачу от работы.
Вот что советую сделать.
Посчитайте себестоимость изделия. Договоритесь с собой о стоимости часа работы — это тоже войдет в себестоимость. Не забудьте и про накладные расходы — они не связаны с украшением напрямую. Это могут быть налоги с прибыли, стоимость доставки материалов, плата за сервисы для постинга, затраты на инструменты для работы и так далее.
Назначьте цену изделия. Распишите три варианта цены:
- Максимальный — × 2 от себестоимости.
- Средний — допустим, × 1,5.
- Минимальный — на уровне себестоимости.
Посмотрите на свое украшение и подумайте, купят ли его за максимальную цену? Три варианта цены позволят снижать ее без убытка для себя. Иногда можно дать скидку клиенту, предложить оптовую цену ниже или сделать бесплатную доставку.
Определите планы продаж, пусть даже небольшие: сколько украшений в месяц вы делаете, за сколько планируете их продавать.
Соотносите себестоимость с ценой продажи изделия — окупаетесь ли вы в ноль, уходите в минус или получаете прибыль. Это важно видеть с самого начала, чтобы не питать иллюзий и не выгорать, а видеть цель и идти к ней.
Выделите накопительный счет, где будете хранить деньги для вашего дела. Используйте его только для трат и пополнений, которые связаны с ремеслом.
Деньги от продажи распределяйте на отдельные накопительные счета. Например, «Материалы», «Накладные расходы», «Налоги», «Зарплата себе». Допустим, 50% выручки перечисляйте на счета «Материалы» и «Накладные расходы», а 50% — на «Зарплата себе». Даже если первое время зарплата будет крошечная — продолжайте платить себе и копить.
В качестве подарка для мотивации я сделала для вас базовую таблицу учета. На первых порах она поможет рассчитывать себестоимость и стоимость ваших изделий, учитывать траты и продажи, а главное — видеть свой прогресс, в том числе финансовый.