Как я поступила на прикладную информатику и начала работать по специальности спустя 12 лет

8

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В школе я училась средне по всем предметам, кроме алгебры и геометрии, по ним было отлично, но и то только в 10—11 классе. Химию и физику откровенно не понимала. Английский был очень слабый. Литературу любила, русский же мне не давался, все сочинения писала на тройки. По биологии нравился учитель и предмет, я даже думала поступать на медицинский.

Как мне казалось, я достаточно легко справлялась со школьной программой, домашку старалась сделать на перемене, чтобы было свободное время, на истории и обществознании старалась все записать за учителем, чтобы не читать дома учебник. Родители не требовали пятерок и каких-то достижений, и слава богу.

На дворе стоял 2000 год, заканчивался 11 класс и надо было определяться с вузом. Я хотела на экономический, тогда это было модно. На примете было два вуза, один сильный, второй менее престижный и более дешевый в плане платного обучения. Планировала поступать в первый на бесплатное. Если бы не поступила, то пошла бы во второй на платное.

В первом вузе на экономическом факультете были специальности: бухучет, банковское дело, финансы и кредит, прикладная информатика в экономике и, возможно, что-то еще. Можно было поступать сразу на все специальности и далее по проходному баллу выбрать желаемую.

На все специальности экономического факультета надо было сдавать математику, русский и обществознания. Я выбрала банковское дело, финансы и кредит, прикладная информатика в экономике. При этом была такая система, что если подаешь на три специальности, то и сдавать экзамены пришлось три раза. ЕГЭ не было. Я сдавала три раза математику, три раза писала сочинения и три раза сдавала обществознание (там было тестирование + эссе).

Все экзамены по математике я сдала на 5, при этом одна из первых уходила с экзамена. Два сочинения написала на 2 и одно на 3, обществознание не помню, наверное, на 3. Я расстроилась, думала, что не поступлю никуда. И даже хотела забрать документы и быстро сдать экзамены в другом вузе, поступить на платное обучение.

Но тут позвонили из деканата и попросили подойти. Декан встретился со мной и сообщил, что ему понравились мои результаты по математике, и он был готов закрыть глаза на результаты по русскому с тем условием, что я поступаю на специальность «Прикладная информатика в экономике». Это была новая специальность для вуза, и они в меня поверили, за что я им очень благодарна, особенно нашему декану факультета.

На тот момент я не особо понимала, что такое специальность, мне казалось, что главное — поступить в университет на нужный факультет. У меня вообще много было ложных и забавных представлений о высшем образовании. Например, я думала, что нам не будут задавать банальные задачи из сборника задач, там где надо просто посчитать и написать верный ответ (мне это казалось скучным), а на поиск оптимального решения какой-то математической задачи или на самостоятельное доказательство. Что курсовая работа — это чуть ли не научный доклад, что надо что-то самостоятельно изучить, что ранее никто не изучал. А на дипломной работе так вообще придется доказывать какие-то ранее никем недоказанные теоремы.

В общем, я сильно переоценивала обучение в вузе, все было намного проще и банальнее, в итоге через 5 лет у меня был диплом с отличием. А на дипломной работе я защищала разработанную базу данных для правительства области по объектам культуры, она кончено же была ни кому не нужна, особенно правительству области.

После вуза я работала в разным местах, но в основном работа была связана с документами, с продажами, с отчётами. Короче, никакой настоящей математики и программирования. Заработок был средний или чуть выше среднего, никаких особых успехов по карьере не было. Так или иначе я проработала почти 13 лет.

К тому моменту у меня уже была ипотека, машина, я ездила в отпуска, все было вполне благополучно, но просто в какой год не заплатили годовой бонус и как-то так сложилось, что с моими хотелками у меня через полгода ожидался бы локальный дефолт. То есть надо было либо меньше тратить, либо больше зарабатывать. На тот момент мной двигало только желание зарабатывать больше.

На дворе стоял 2017 год. ИТ-индустрия уже активно развилась, а я нет. У меня были сомнения, что если я сразу не стала работать по специальности в ИТ-области, то мне уже там и делать нечего. За 12 лет конечно все изменилось до неузнаваемости, нет больше Delphi и Microsoft Access.

Учитывая свой опыт жизни и работы, я понимала, что высшая математика не нужна ни для жизни, ни на работе в коммерческой организации. Знание о том, что интегрирование и дифференцирование — это обратные функции друг от друга, для чего нужна функция Лагранжа и также тангенс угла наклона, — в топку. А вот расчет условной вероятности, знание функции распределения случайной величины и знание нормализации базы данных более применимы в жизни и на работе.

Поэтому на сайте Открытого университета я прошла курсы по теории вероятности, статистики, проектированию баз данных, языку sql. Точнее я вспомнила то, что изучала в вузе. Это было бесплатно, если не хочешь получать корочек. Я не хотела, просто слушала лекции, выполняла практические задания, сверялась с правильным ответом.

Я была на пяти собеседованиях в ИТ-компаниях, собеседования длились иногда по два часа, очень выматывающее. Иногда спрашивали, как бы я спроектировала в базе данных определенный кейс, однажды решала задачу про куриц и сколько яиц они несут и задачку, аналогичную загадке Эйнштейна (у кого живет коза?), читала и переводила текст на английском. В итоге меня пригласили на позицию аналитика в одну небольшую ИТ-компанию, на зарплату больше той, что я получала на тот момент. И вот, через 12 лет после окончания вуза, я стала работать по специальности.

Сейчас мне 39, я уже 5 лет работаю системным аналитиком в ИТ-компании. Я работала на разных по уровню проектах, сейчас мой работодатель является подрядчиком для ТОП-5 компаний России в финансовом секторе. Мне нравится, что надо работать головой, очень нравиться решать нетривиальные задачи, разбираться в существующих решениях. Я на своем месте.

Наверное, это история про то, что математика рулит и никогда не поздно ее вспомнить. Финансовые дела поправила.

  • Ина ЯяПрикольно. Спасибо за вашу историю и наводку. Хочу тоже уйти в ит в финсфере,тк весьма разнообразный опыт в финсфере 12 лет. А техВуз окончила в 2006м, тогда не было столь обширного выбора специальностей для бывшего студента, если ты не хочешь быть кодером или тестировщиком. вот думаю, как вспомнить все и куда влиться. Люблю математику. аналитика, статистика, матан все моё. и работать головой. А ещё нужна удалённая работа.1
  • МурняторОлег, скорее всего имелось в виду openedu.ru0
  • poezd_v_ogneОлег, мне кажется автор имела ввиду ресурс "открытое образование", там курсы от МГУ, вышки, Политеха, МФТИ и тд и тп. а "открытый университет" вроде только по гуманитарным наукам был. Если не ошибаюсь, сейчас он заблокирован по требованию Роскомнадзора1
  • Дмитрий Калашников> нет больше Delphi и Microsoft Access. На самом деле немного есть, просто не очень популярны.0
  • Аннушкаpoez_v_ogne, Да, верно, я пользовалась ресурсом "открытое образование", сайт openedu.ru Проверила, работает, курсы в наличии есть. Но там неудобная система, в том плане, что нельзя прослушать курс, который уже завершился. И желательно стартовать в начале открытия курса, иначе придется все проходить в ускоренном режиме - это в целом возможно, если верить в себя )) Короче, крутая площадка с бесплатным академическим образованием. Прикладные знания вам там, конечно, там не дадут, их придется с опытом получать ) Извиняюсь, в тексте была неточность про этот ресурс.2
  • АннушкаКстати, я бы еще добавила к must-have курсы по Теории игр и Теории графов - это для тех, кто хочет развиваться в области машинного обучения0
  • АннушкаИна, недавно отвечала на вопрос " а почему сразу после института не пошли работать разработчиком?" Так область была не развита, не было адекватных вакансий, особенно в регионах. Да и сейчас средний возраст сотрудников в it это 22-35, то есть моложе меня и, вероятно, вас. Сотрудники 30+, при наличии одинакового it-опыта, сразу более ценные, потому что помимо прикладного опыта, они обладают еще и знаниями различных предметных областей и самое главное - житейским опытом, так называемым soft-skills0