Как ИТ-компании получить аккредитацию
Главные условия — профильный код ОКВЭД и 30% доходов от деятельности в сфере ИТ

1 октября 2022 года вступил в силу новый порядок получения аккредитации ИТ-компаний, который затем обновили в феврале 2023.
Получать ее необязательно, но с аккредитацией предприятия могут претендовать на налоговые и другие льготы. Аккредитацию дают бесплатно: не нужна даже госпошлина за подачу заявления.
До 1 августа 2022 года, когда Минцифры приостановило аккредитацию по старым правилам, для ее получения ИТ-компании достаточно было профильного кода ОКВЭД в качестве основного. Ведомство решило изменить порядок, «чтобы избегать недобросовестного применения льгот», и с осени 2022 прием заявок возобновили.
Рассказываем, что изменилось в правилах получения.
Кто может получить аккредитацию
Обязательных условий для получения аккредитации четыре: профильные коды ОКВЭД, минимум 30% доли выручки от ИТ-услуг, информация об ИТ на сайте и раскрытие налоговой тайны.
Получить аккредитацию может только компания, ИП это недоступно. Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что крупные компании для получения аккредитации могут выделить профильные подразделения в дочернюю ИТ-компанию — это не будет расцениваться как дробление бизнеса. Главное, чтобы новая компания не возникла в ходе реорганизации, иначе она не сможет получить налоговые льготы.
У компании в ЕГРЮЛ должен быть указан профильный код ОКВЭД. До нововведений таких кодов было 7, потом их стало 31. В феврале 2023 перечень еще раз обновили.
Вот основные изменения:
- Добавили производителей оборудования связи.
- Уточнили виды издательской и рекламной деятельности.
- Включили всю разработку ПО и сопутствующие услуги.
- Расширили виды деятельности в области информационных технологий.
- Добавили научные исследования и разработки в области биотехнологии, естественных и технических наук.
- Добавили ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования.
В список организаций, которые могут получить госаккредитацию, также вошли фонды, работающие в области ИТ, в том числе созданные с госучастием.
Профильный код должен быть указан как основной, но некоторые виды деятельности из списка должны сопровождаться дополнительными. Допустим, если основной ОКВЭД — 46.51.2, оптовая торговля ПО, то в качестве дополнительного должен быть указан, например, 62 — разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги.
Еще одно общее условие получения аккредитации — доля выручки от ИТ-услуг должна быть более 30% от общей по итогам предыдущего года. Перечень видов деятельности, относящихся к ИТ-услугам, Минцифры опубликовало в отдельном приказе — он отличается от профильных кодов ОКВЭД. В него входят, например, создание и обучение нейросетей, услуги в сфере кибербезопасности, прием электронных платежных документов и так далее — всего 36 видов деятельности.
Если компании меньше года, а доход за это время превышает 1 000 000 ₽, то учитывается вся выручка с момента регистрации. На официальном сайте компании должно быть указано, в каких направлениях в сфере ИТ работает организация и внесены ли ее продукты в единый реестр российских программ.
Помимо обязательных, есть дополнительные условия для получения аккредитации, которые делятся на три варианта. ИТ-компания должна соответствовать условиям хотя бы одного из них. Организация может сама выбрать удобный для себя вариант: первый подходит для компаний с высокими зарплатами, второй — для тех, кто разрабатывает ПО из реестра Минцифры, третий — для стартапов.
В первом варианте кроме обязательных требований есть одно условие: средняя зарплата сотрудников компании за последние три месяца должна быть не ниже средней по стране или региону.
Средняя зарплата в организации определяется так: сумма всех выплат и других вознаграждений делится на количество сотрудников — и так за каждый из последних трех месяцев по данным последнего сданного РСВ. Среднюю зарплату Минцифры будет сравнивать со средней по стране или региону, в котором зарегистрирована компания, по данным Росстата.
Во втором варианте дополнительные условия такие:
- Доход компании за 2022 год должен превышать 1 000 000 ₽. А если она создана в 2023 году, то за истекшие до подачи заявления месяцы этого года.
- Компания должна быть правообладателем ПО, включенного в реестр российских программ Минцифры, и получать доход от его продаж.
Требования по зарплате в этом случае не учитываются.
Аккредитацию могут получить и ИТ-стартапы без выручки или с небольшой выручкой. Вот все условия:
- Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону.
- Компания создана менее чем за три года до подачи заявления.
- Доход стартапа с момента создания ниже 1 000 000 ₽.
- В ЕГРЮЛ указан профильный код ОКВЭД.
- На сайте указано, чем именно компания занимается в ИТ-сфере.
Если в регионе, в котором зарегистрирована компания, нет реестра стартапов, то достаточно соответствовать условиям выше. Если реестр есть — нужно в нем зарегистрироваться. Тогда условие о доле доходов от ИТ-деятельности соблюдать не обязательно.
Если же реестр в регионе есть, но стартап в нем не зарегистрирован, то получить аккредитацию он сможет, если выручка стартапа от ИТ не менее 30%.
В феврале 2023 года реестр стартапов есть только в Москве, поэтому выписку должны предоставлять только столичные стартапы. Осенью 2022 года Минцифры планировали обратится к другим регионам с просьбой создать реестр стартапов в каждом.
Аккредитацию также могут получить бюджетные и автономные учреждения в сфере ИТ. Условия такие:
- Основной код ОКВЭД — из списка профильных.
- Среднемесячная зарплата не ниже средней по стране или региону.
- На официальном сайте есть информация о деятельности в сфере ИТ.
- Выручка от ИТ превышает 30% от общей.
Казенные учреждения и автономные некоммерческие организации, созданные государством, тоже могут получить аккредитацию, если они соответствуют первым трем требованиям. Вместо последнего пункта такой: расходы на деятельность в сфере ИТ должны превышать 30% от всех затрат.
Как подать заявление
Подать заявление можно в личном кабинете на госуслугах. Для этого нужно открыть форму для аккредитации от лица компании.
Ее может заполнить руководитель компании или другой человек с доверенностью, которую тоже нужно прикрепить к заявлению. Руководитель должен подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью.
Информация о предприятии и руководителе подтянется из личного кабинета автоматически — ее нужно проверить и заполнить недостающие строки, например указать сайт компании.
К заявлению нужно приложить:
- Справку о доходах — она теперь автоматически формируется на госуслугах при заполнении заявления, ее нужно только подписать. Для казенных учреждений и автономных некоммерческих организаций — справку о расходах.
- Выписку из реестра стартапов — для организаций, образованных менее чем за три года до подачи заявления, если в регионе такой реестр ведется.
Кроме того, до подачи заявления нужно направить в налоговую согласие на раскрытие сведений налоговой тайны.
Минцифры может запросить у компании дополнительные сведения. После подачи заявления в министерстве проведут проверку — запросят в налоговой и МВД необходимые данные. Если ведомство выдаст аккредитацию, то внесет компанию в реестр аккредитованных организаций и пришлет уведомление в личный кабинет на госуслугах. Об отказе уведомят тоже на госуслугах.
Вся проверка займет 15 рабочих дней со дня подачи заявления. Этот срок может затянуться, если Минцифры запросит у компании дополнительную информацию.
Что делать тем, кто уже аккредитован
В течение месяца с момента утверждения новых правил, то есть до 31 октября 2022 года, нужно было направить в налоговую согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну. В ноябре Минцифры сообщило, что более 10 000 аккредитованных ИТ-компаний не подали заявки на раскрытие налоговой тайны, поэтому их начали лишать аккредитации.
Аккредитованные организации должны проходить процедуру подтверждения. Для этого не позднее 1 июня компания представляет через госуслуги:
- Подписанное руководителем заявление о том, что по итогам предыдущего года доходы, полученные от ИТ-деятельности, составляют более 30% всех доходов организации.
- Справку о доходах. Она должна содержать общую сумму и расшифровку каждого конкретного дохода за ИТ-услуги от юрлиц и физлиц. Для каждой услуги нужно указать код ОКВЭД из списка профильных.
Если организация не подаст заявление, то лишится аккредитации.
Если компания пользовалась налоговыми льготами в первом квартале 2023 года, то она может не подтверждать аккредитацию. Однако согласие на раскрытие налоговой тайны у нее должно быть.
Начиная с 2023 года Минцифры ежегодно до 1 июля будет проводить плановые проверки аккредитованных компаний на основании сведений, полученных от ФНС и самих организаций. По запросу министерства нужно будет представлять дополнительные документы и сведения о деятельности в сфере ИТ. Компании, которые применяют пониженные тарифы взносов для ИТ, проверять не будут.
Когда аккредитацию могут аннулировать или отказать в ней
Получат отказ в аккредитации:
- Те, кто не соответствует указанным требованиям.
- Компании, не предоставившие согласие на раскрытие налоговой тайны.
- Организации, более чем 50% которых прямо или косвенно принадлежат государству или муниципальному образованию, за исключением казенных, бюджетных, автономных учреждений и АНО.
- Госорганы, ГУП, МУП, госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании, государственные и муниципальные учреждения.
- Банки, кредитные и некредитные финансовые организации, страховые компании, операторы связи.
- Компании, у руководителей которых есть неснятая или непогашенная судимость.
- ОАО из перечня правительства от 23.01.2003 № 91-р, например «Аэрофлот», «Алроса», «Газпром» и так далее.
- Компании с налоговой задолженностью более 3000 ₽.
Компании могут подать заявление заново после того, как устранят причины отказа, либо обжаловать отказ.
Уже аккредитованные организации с любым косвенным госучастием могли остаться в реестре в октябре 2022. Но прямое участие будет учитываться: к моменту ежегодной проверки 1 июля доля прямого госучастия должна быть меньше 50%.
Раз в год Минцифры может провести внеплановую проверку уже аккредитованной компании. Для этого ведомство направит запросы в другие органы и запросит справку о доходах у компании, чтобы убедиться, что она все еще соответствует требованиям. Проверять будут данные за последние три месяца.
Аннулировать аккредитацию могут, если компания:
- Сама подаст заявление об отказе от аккредитации.
- Закроется, и информация об этом появится в ЕГРЮЛ.
- Представит заведомо ложные сведения. В этом случае компания и должностные лица будут нести ответственность.
- Отзовет согласие на раскрытие налоговой тайны либо срок его действия истечет.
- Перестанет соответствовать требованиям для получения аккредитации и в результате проверки об этом узнает Минцифры.
Отказаться от аккредитации можно в электронной форме на госуслугах. В течение пяти рабочих дней будет принято решение об аннулировании — и компанию исключат из реестра аккредитованных организаций. После этого заново подать заявление о предоставлении аккредитации можно через шесть месяцев со дня аннулирования.
Какие льготы положены аккредитованным ИТ-компаниям
С 2021 года аккредитованные ИТ-компании могут получить налоговые льготы. Вот основные:
- Ставка налога на прибыль для организаций на ОСН — 0% в 2022—2024 годах вместо 20%.
- Совокупный тариф страховых взносов — 7,6 вместо 30%.
- Мораторий на выездные налоговые проверки — до 3 марта 2025 года.
Аккредитация обязательна для получения льгот, но есть и дополнительное условие: доля профильной выручки — не менее 70% от общего объема доходов.
Аккредитованная ИТ-компания может получить льготные кредиты по ставке от 1 до 5%, если на период действия кредитного договора сохранит не менее 85% рабочих мест и будет ежегодно индексировать зарплаты сотрудников.
Аккредитация также дает:
- Упрощенный наем иностранных специалистов из визовых стран, то есть получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, иностранные специалисты в сфере ИТ могут трудоустроиться в аккредитованную компанию без патента или разрешения на работу.
- Льготы для сотрудников, например отсрочку от армии и мобилизации и ипотеку по ставке 5%.
После внесения в список аккредитованных ИТ-компаний на госуслугах можно заказать выписку из реестра — это могут сделать только юридические лица. Кроме того, в сервисе можно и без выписки проверить, есть ли у ИТ-компании аккредитация: для этого надо ввести ИНН или название компании. Эта услуга доступна всем. Так сотрудники ИТ-компаний смогут понять, есть ли у них право на льготы — отсрочку от мобилизации или ИТ-ипотеку.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.
Добрый день! А сами учредители и/или руководители аккредитованных it-компаний имеют право на отсрочку? и должен ли учредитель иметь профильное айтишное образование?
Rustam, нашли ответ?
Подскажите, пожалуйста насчёт справки о доходах. Недавно Минцифры выпустило Перечень видов деятельности в области IT и заявили, что: "В разрезе указанных видов организациям необходимо будет предоставлять сведения (в форме справки) о доходах от деятельности в сфере ИТ".
Вопрос: если организация уже аккредитована, каким образом можно предоставить эту справку в Минцифры?
есть кто пробовал вывести ИП как стартап ООО и получить аккредитацию после изменений?
Nikita, Напишите мне
Лариса, а куда написать? )
"Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону — в зависимости от того, какая сумма выше."
Подскажите, пожалуйста, точно сумма которая выше?
На вебинаре минцифры говорилось, что сумму выбирают как удобнее для компании..
Victor, спасибо, что заметили. Поправили: подойдёт любая зп
Лиана, "любая зп"!? Переформулируйте)
не могли бы поподробней рассказать про "Даст заведомо ложные сведения. В этом случае компания и должностные лица будут нести ответственность." - какая именно ответственность здесь может быть ?
"Сейчас реестр стартапов есть только в Москве, поэтому выписку должны предоставлять только столичные стартапы."
А что это значит? Где этот реестр? Кто его ведет? Вы проверяли, что он есть? Как в него попасть?
Подскажите, верно ли то что можно создать ИТ-компанию, нанять штат, получить за месяц доход по контракту 1 млн. рублей и идти получать аккредитацию.? Т.е. минимальный срок получается месяц,главное миллион дохода? Или поясните какой минимальный срок для получения аккредитации с момента создания ООО.
Иван, чтобы получить льготы, нужно соответствовать требованиям. Требования иметь доход не ниже 1 млн. руб. при подаче заявления на аккредитацию нет.
Как я понимаю, сегодня аккредитуют тех, кто действительно работает, а не создал компанию для получения льгот (нужно иметь работников с зп не ниже средней).
Иван, я оказался прав, только что Минцифры опубликовали уточнения:
📌 Об особенностях рассмотрения заявок на аккредитацию
Попасть в реестр ИТ-компаний невозможно без подтверждения от ФНС соответствия средней зарплаты организации (в том числе стартапов) средней зарплате по региону или по стране.
Скажите ИП без работников может аккредитоваться?
Дмитрий, нет.
https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/
Указано о заработной плате по сотрудникам, а какое количество сотрудников должно быть в компании? Если например в ней числюсь только я сам, как ген. директор этого будет достаточно?
Семен, Шадаев ответил на этот вопрос:
https://www.youtube.com/watch?v=4K9z2dYkYrs
если компания ранее была аккредитована, сейчас надо только дать согласие налоговой? никакие иные документы подавать не надо - документ об отсутствии судимости и пр.?
mmm, иные документы подавать не надо, кроме согласия. Но соответствовать сегодняшним критериям аккредитации надо. Минцифры регулярно проводят сверку.
если компании уже была аккредитована как ИТ компания и по новым правилам не проходит по требованию "средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону", когда компания сможет снова подать данные на аккредитацию?
Подскажите, пожалуйста, может ли аккредитоваться компания-стартап, основанная в текущем году? Есть требования по минимальному «стажу» организации?