Привет! Я всё хочу вложить в искусство 100 тысяч рублей.
В прошлый раз мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.
Как купить и кому продать
Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.
Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников — на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.
Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 25%.
Аукционы работают по принципу caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.
У каждого лота есть эстимейт — сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.
Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость — 40 000 рублей, а самая высокая ставка — 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/art-market_artlot.xnrs2abrylm1.png)
Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка — самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.
Аукционные дома с онлайн-торгами в России
«Владей»: современное искусство. Комиссия аукциона — 25% от окончательной цены лота. Даже если последняя ставка ниже эстимейта, лот продается. Есть аукцион «Всё по 100», где торги стартуют со 100 € (7100 ₽).
«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).
«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 25% от стоимости выкупленных лотов. На оплату дается 15 дней, но если успеете оплатить за 10, то комиссия составит 20%. За участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 15%.
Для начинающего коллекционера интересен аукцион «Всё по 100» на «Владей»: ставки на современное искусство стартуют со 100 € (7100 ₽). Комиссия составляет 25% от цены лота.
Зарубежные аукционы — это уровень более опытных любителей искусства. Сам процесс торгов похож, но покупки осложняет таможенное законодательство.
Галереи тоже продают современное искусство. Чаще всего галерея работает с художником на постоянной основе, поэтому вкладывается в продвижение и заинтересована в успехе его работ.
Постепенно у галерей появляются онлайн-магазины: загляните на Gallery-red.com и Art-icon.com.
Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника — самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.
Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги — закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется — не покупайте.
«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.
Как оценить произведение
Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.
О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.
«Арт-ньюспейпер» периодически публикует списки перспективных молодых художников. Их работы через пару лет могут оказаться самыми востребованными (а могут и не оказаться):
Топ-10 самых перспективных художников из рейтинга «Арт-ньюспейпер»
2016 | 2020 |
---|---|
Ольга Кройтор | Евгений Антуфьев |
Евгений Антуфьев | Группировка ЗИП |
Евгений Гранильщиков | Аслан Гойсумов |
Таус Махачева | Алиса Йофе |
«Ресайкл-груп» | «Ресайкл-груп» |
Группировка ЗИП | Иван Горшков |
Аслан Гайсумов | Ольга Кройтор |
Тимофей Радя | Полина Канис |
Александра Пирогова | ЕлиКука |
Влад Кульков | Тимофей Радя |
Топ-10 самых перспективных художников из рейтинга «Арт-ньюспейпер»
2016 | 2020 |
Ольга Кройтор | Евгений Антуфьев |
Евгений Антуфьев | Группировка ЗИП |
Евгений Гранильщиков | Аслан Гойсумов |
Таус Махачева | Алиса Йофе |
«Ресайкл-груп» | «Ресайкл-груп» |
Группировка ЗИП | Иван Горшков |
Аслан Гайсумов | Ольга Кройтор |
Тимофей Радя | Полина Канис |
Александра Пирогова | ЕлиКука |
Влад Кульков | Тимофей Радя |
Составить представление о динамике цен помогают базы данных и рыночные обзоры. Самая известная база — «Артпрайс». Информацию о продажах русского искусства публикуют на «Артинвестмент». Однодневный доступ к «Артпрайс» стоит 34 € (2100 ₽), к «Артинвестмент» — 1590 ₽.
Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com.
Каждый год «Артпрайс» публикует сводный отчет о состоянии рынка в мире, его распространяют бесплатно.
Аналитические отчеты по рынку современного искусства публикуют с сентября 2016 года — тогда вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».
Цены из этого отчета ничего не гарантируют, это ориентир и пример поведения рынка искусства в перспективе нескольких лет.
![«Галатская башня в лунном свете» Ивана Айвазовского была продана за 1 322 051 $](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/art-market_galatskaya-bashnya.yrxvlp915fcl.jpg)
![А его же «Оттоманская империя в лунном свете» — за 280 830 $](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/art-market_ottomanskaya-imperia.xeifjcaw08lw.jpg)
Разница в написании картин — 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая — в 2016.
Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь — имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.
Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.
Как хранить, чтобы не терять деньги
Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.
Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги — сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.
Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома — банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.
Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды
Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.
Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.
![Стандартной формы экспертного заключения нет](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/art-market_expertnoe-zaklyuchenie.6hxpc8rznnlp.jpg)
Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги — это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.
![Специалисту не нужно даже держать в руках эту работу, чтобы определить, что это не Мане: изображение похоже на литографию, но в описании указано, что это рисунок углём. Цена для Мане странная — его графика стоит сотни тысяч долларов](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/art-market_manet-ebay.rmn00w8n8hdm.png)
Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.
Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся — придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.
Главное
- Ищите искусство на аукционах, в галереях и у художников лично. Безопаснее — на аукционах. Выгоднее — с рук. Читайте новости и аналитику, ищите закономерности, чтобы понимать, кого покупать и когда продавать. Выясните, как нужно хранить ваше произведение, чтобы не потерять деньги из-за осыпавшейся краски. Проверяйте подлинность произведений, оценивайте риски и выбирайте то, что радует глаз.