Привет! Я всё хочу вложить в искусство 100 тысяч рублей.
В прошлый раз мы разбирались, что покупать. Теперь посмотрим, где и как это делать.
Как купить и кому продать
Искусство покупают и продают на аукционах, в галереях, антикварных магазинах, с рук у художника и на барахолках.
Аукционы. В известные аукционные дома «Сотбис» и «Кристис» попадают работы уже известных художников — на сто тысяч рублей там не разгуляться. Поэтому нас интересуют небольшие аукционы.
Для участия в большинстве аукционов нужна предварительная регистрация. Ставки можно делать лично, по телефону или на сайте. Если ваша ставка выиграла, то, чтобы получить вещь, придется заплатить еще и комиссию аукционному дому. В российских домах комиссия составляет от 5 до 25%.
Аукционы работают по принципу caveat emptor — «пусть покупатель будет бдителен». Если вы сделали ставку и передумали, придется заплатить неустойку от 10%. Просто вернуть покупку и получить свои деньги обратно можно, но только если есть претензии к сохранности или к качеству: например, вещь выглядит хуже, чем было заявлено, или оказалась поддельной. Если покупка просто разонравилась, придется выставлять ее на торги.
У каждого лота есть эстимейт — сумма, на которую оценили произведение эксперты. Некоторые аукционы не продают лоты, которые не достигли эстимейта, но обычно можно договориться.
Пока я писала эту статью, моя мама захотела купить испанский столик начала 20 века на онлайн-аукционе. Оценочная стоимость — 40 000 рублей, а самая высокая ставка — 22 500 рублей, мама поставила 23 000 рублей:
Через несколько дней перезвонил менеджер Евгений: оказалось, что мамина ставка — самая высокая. Евгений предложил договориться с продавцом о снижении цены. Так за 26 000 рублей (ставка вместе с комиссией аукциона) столик переехал к маме.
Аукционные дома с онлайн-торгами в России
«Владей»: современное искусство. Комиссия аукциона — 25% от окончательной цены лота. Даже если последняя ставка ниже эстимейта, лот продается. Есть аукцион «Всё по 100», где торги стартуют со 100 € (7100 ₽).
«Совком»: антиквариат, книги, современное искусство. Если участвуете впервые, нужно внести депозит. Комиссионные аукционного дома — от 5 до 10%. Иногда проходят аукционы с понижением цены (голландский аукцион).
«Дом антикварной книги»: книги, плакаты, исторические фотографии. Непроданные лоты могут выставлять на следующих аукционах со сниженной ценой. Комиссия аукциона — 25% от стоимости выкупленных лотов. На оплату дается 15 дней, но если успеете оплатить за 10, то комиссия составит 20%. За участие в онлайн-аукционе берут дополнительные 2%. Продавец платит комиссию 15%.
Для начинающего коллекционера интересен аукцион «Всё по 100» на «Владей»: ставки на современное искусство стартуют со 100 € (7100 ₽). Комиссия составляет 25% от цены лота.
Зарубежные аукционы — это уровень более опытных любителей искусства. Сам процесс торгов похож, но покупки осложняет таможенное законодательство.
Галереи тоже продают современное искусство. Чаще всего галерея работает с художником на постоянной основе, поэтому вкладывается в продвижение и заинтересована в успехе его работ.
Постепенно у галерей появляются онлайн-магазины: загляните на Gallery-red.com и Art-icon.com.
Произведение можно купить с рук. Покупка напрямую у художника — самый экономный и рискованный вариант. Вы экономите на посреднике, но качество работ и коммерческий потенциал художника вам приходится оценивать самостоятельно.
Если покупаете искусство с рук, просите документы, подтверждающие его подлинность. Если документов нет, но купить очень хочется и не хочется терять деньги — закажите независимую экспертизу. Продавец сопротивляется — не покупайте.
«Ибэй», «Авито», «Мешок-нет» и блошиные рынки существуют для людей, которые любят процесс поиска. Там можно найти что-то стоящее, например гравюру, но при условии, что вы отличаете эстамп от офорта на глаз.
Как оценить произведение
Чтобы купить произведение дешево, а потом выгодно продать его, нужно быть в курсе трендов. Ориентироваться помогают новости и аналитика.
О событиях рассказывают в «Арт-ньюспейпер», «Артгиде» и новостной ленте «Артинвестмента». Обращайте внимание на темы выставок и имена художников, которым дают гранты.
«Арт-ньюспейпер» периодически публикует списки перспективных молодых художников. Их работы через пару лет могут оказаться самыми востребованными (а могут и не оказаться):
Топ-10 самых перспективных художников из рейтинга «Арт-ньюспейпер»
2016 | 2020 |
---|---|
Ольга Кройтор | Евгений Антуфьев |
Евгений Антуфьев | Группировка ЗИП |
Евгений Гранильщиков | Аслан Гойсумов |
Таус Махачева | Алиса Йофе |
«Ресайкл-груп» | «Ресайкл-груп» |
Группировка ЗИП | Иван Горшков |
Аслан Гайсумов | Ольга Кройтор |
Тимофей Радя | Полина Канис |
Александра Пирогова | ЕлиКука |
Влад Кульков | Тимофей Радя |
Топ-10 самых перспективных художников из рейтинга «Арт-ньюспейпер»
2016 | 2020 |
Ольга Кройтор | Евгений Антуфьев |
Евгений Антуфьев | Группировка ЗИП |
Евгений Гранильщиков | Аслан Гойсумов |
Таус Махачева | Алиса Йофе |
«Ресайкл-груп» | «Ресайкл-груп» |
Группировка ЗИП | Иван Горшков |
Аслан Гайсумов | Ольга Кройтор |
Тимофей Радя | Полина Канис |
Александра Пирогова | ЕлиКука |
Влад Кульков | Тимофей Радя |
Составить представление о динамике цен помогают базы данных и рыночные обзоры. Самая известная база — «Артпрайс». Информацию о продажах русского искусства публикуют на «Артинвестмент». Однодневный доступ к «Артпрайс» стоит 34 € (2100 ₽), к «Артинвестмент» — 1590 ₽.
Если нужно составить приблизительное впечатление и не хочется платить за базу, то данные можно собрать и проанализировать самостоятельно. Архивы есть на сайтах самих аукционов и на сайтах-агрегаторах типа The-saleroom.com и Liveauctioneers.com.
Каждый год «Артпрайс» публикует сводный отчет о состоянии рынка в мире, его распространяют бесплатно.
Аналитические отчеты по рынку современного искусства публикуют с сентября 2016 года — тогда вышел первый аналитический отчет по рынку современного русского искусства «Инарт-2016».
Цены из этого отчета ничего не гарантируют, это ориентир и пример поведения рынка искусства в перспективе нескольких лет.
Разница в написании картин — 4 года. Цену скорректировал кризис: первая картина продавалась в 2012 году, вторая — в 2016.
Экономика определяет спрос на искусство в принципе, но на ценность произведения влияют другие факторы. В первую очередь — имя художника или школа. Затем в равной степени важны техника, уникальность, сохранность и происхождение.
Картина маслом стоит дороже карандашного наброска. Единственная бронзовая скульптура дороже тиражной фигуры из шпиатра. Фарфоровая фигурка в идеальном состоянии дороже реставрированной. Картина, которая участвовала в выставках и попадала в каталоги, оценивается лучше, чем та, что внезапно «всплыла» на рынке.
Как хранить, чтобы не терять деньги
Вы рискуете, когда покупаете искусство. Будет досадно, если вы удачно выберете произведение, оно вырастет в цене, но вы всё равно продадите его дешевле из-за плесени или выцветания красок.
Живопись, графика, фотография не любят прямых солнечных лучей, а книги — сырость. На антикварный столик нельзя ставить кружки с чаем, а бронзовый подсвечник с патиной лучше протирать простой фланелью. На всякий случай уточните у продавца условия, в которых нужно хранить произведение.
Почти любое произведение нашей ценовой категории можно хранить дома — банковская ячейка не нужна. Но конечно, его можно застраховать от кражи.
Какие риски: поддельные картины и несбывшиеся надежды
Старое искусство подделывают. Определить подлинность помогают три фактора: провенанс (происхождение), искусствоведческая и технико-технологическая экспертизы. Чем прозрачнее история переходов предмета от владельца к владельцу, тем больше уверенности, что перед вами не фальшивка.
Но ни идеальный провенанс, ни экспертное заключение не гарантируют подлинность.
Если вам предлагают рисунок Мане за 130 тысяч рублей или на кону еще большие деньги — это повод для паранойи. Закажите независимую научную экспертизу в музее или исследовательском центре. Первичная экспертиза без сложных исследований стоит 600 рублей.
Не всё современное искусство подорожает. С суммой в 100 тысяч рублей приходится выбирать из молодых и перспективных, а значит, ошибиться шансов больше: многие из них не станут знаменитыми и востребованными.
Вкладывайте только в те произведения, которые по-настоящему нравятся — придется смотреть на них каждый день. Искусство дорожает долго.
Главное
- Ищите искусство на аукционах, в галереях и у художников лично. Безопаснее — на аукционах. Выгоднее — с рук. Читайте новости и аналитику, ищите закономерности, чтобы понимать, кого покупать и когда продавать. Выясните, как нужно хранить ваше произведение, чтобы не потерять деньги из-за осыпавшейся краски. Проверяйте подлинность произведений, оценивайте риски и выбирайте то, что радует глаз.