Весной 2021 NFT был на пике, но вместе с этим мало кто понимал, почему кто-то вообще готов платить за JPG-картинку. Еще и такие баснословные деньги.

В какой-то момент NFT ворвался на мировую арену: в США произведения художников демонстрировали на экранах Таймc-сквер в рамках NFT.NYC, свои токены выставляли Time, торги проводились на Sotheby’s, даже Эрмитаж успел засветиться, а в Москве прошла первая в России выставка криптоискусства Collab Art Moment. Летом 2021 года выпустили и продали в качестве токена в экосистеме Foil первый документальный фильм The Art of Selling Art об отечественном NFT-сообществе и первых шагах наиболее известных российских криптохудожников.

Я тоже решил воспользоваться моментом и приобщиться к криптоарту. Продал пару своих работ и заработал несколько монет XTZ — по курсу на момент написания статьи примерно 150 $.

Сейчас ажиотаж стих, но NFT по-прежнему вызывает неподдельный интерес. Будем надеяться, что весенне-летний бум повысил техническую грамотность обывателя, далекого как от мира искусства, так и от технических новинок.

Перед основным текстом пара дисклеймеров: вся информация — это личный опыт в мире криптовалюты и NFT. Я не дам никаких финансовых советов и стратегий. Напоминаю, что криптовалюты — очень нестабильный инструмент, который требует большой внимательности. Перед началом каких-либо операций с криптовалютами внимательно изучите законодательство своей страны в этой области.

Одна из работ, которую я продал на платформе HEN, стоимостью 3 Tezos — около 14 $
Одна из работ, которую я продал на платформе HEN, стоимостью 3 Tezos — около 14 $

Вкратце: что вообще за NFT

Разберемся для начала в терминологии. NFT, non-fungible token, — невзаимозаменяемый токен, то есть уникальная запись в блокчейне — децентрализованной базе данных, в которой в том числе хранится история операций с конкретным токеном.

Главная особенность NFT — невозможность замены, подмены и изменения информации. Это делает его идеальным инструментом для подтверждения права владения цифровым активом. По сути, покупая NFT, покупатель получает сертификат подлинности и владения конкретным произведением. Такую покупку можно сравнить, например, с приобретением картины, выставленной на постоянной основе в галерее.

Строго говоря, NFT к 2021 году новинкой уже не был. Не вдаваясь в технические детали и ранние эксперименты, отмечу, что в нынешнем формате NFT на блокчейне Ethereum появился в 2017 году.

Как все началось

Я начал интересоваться NFT примерно за год до моего дебюта. Читал какие-то статьи, посматривал коллекции на специализированных сайтах. Но занят был совсем другим — и руки не доходили для более вдумчивого погружения.

Про криптовалюты к тому моменту я уже знал достаточно, но в основном, конечно, мое внимание было сосредоточено на биткоине. Забегая вперед, отмечу, что для NFT понадобятся другие валюты. Это технический вопрос реализации на подходящих протоколах.

Как-то весной я наткнулся на русскоязычный канал про NFT на «Ютубе». Это большая редкость: почти все полезное в сети по теме — англоязычное. Автор очень доступно объяснял базовые вещи вроде маркетплейсов и кошельков.

Я посмотрел видео и решил, что пора. У меня было несколько готовых арт-фотопроектов, и я решил для первого NFT взять материалы из них. Отобрал пару подходящих, на мой взгляд, карточек и занялся подготовкой к размещению на маркетплейсе — то есть площадке, где торгуются NFT.

Какие есть маркетплейсы

С ходу сложно сказать, сколько сейчас активных маркетплейсов для NFT. Если отбросить совсем небольшие экспериментальные площадки и узконаправленные проекты, рассчитанные на поклонников игр, то и в этом случае наберется больше пары десятков. Первые страницы Гугла по запросу «NFT маркетплейс» выдают рейтинги из разряда «топ-10 лучших площадок». Если пробежаться по выдаче, видно, что список очень неоднородный, хотя в нем есть 5—7 повторяющихся названий: OpenSea, Rarible, SuperRare, Binance NFT, Foundation, NBA Top Shot.

Самые крупные и популярные «магазины» используют блокчейн Ethereum, он же эфириум или эфир, хотя и здесь есть исключения.

Крупные маркетплейсы постепенно добавляют поддержку других блокчейнов, новые площадки нередко сразу выбирают для запуска альтернативы: Poligon, Flow, Solana, Tezos. Это позволяет снизить порог входа — плату за транзакции, которая в экосистеме эфириума весьма нестабильная величина.

Чтобы «заминтить», то есть выставить свою работу на маркетплейсе, ее необходимо «перенести» в блокчейн — разместить соответствующую запись со всеми данными объекта. Каждое действие в экосистеме Ethereum требует различного количества вычислительной мощности, что и определяет в конечном счете итоговую стоимость размещения. Количество требуемой мощности в сообществе называется газом. Загрузка одной и той же работы может стоить от десяти долларов, если вы вовремя поймали момент, до нескольких сотен.

Для отслеживания стоимости размещения существуют специальные сайты, боты в «Телеграме» и «Твиттере». Собственно, высокая стоимость транзакций в экосистеме эфириума — самый большой недостаток, который обещают исправить с переходом на новый протокол.

Изучив несколько маркетплейсов, я выбрал два наиболее крупных на тот момент: Rarible и OpenSea — оба на эфире. В дальнейшим к ним прибавились HEN на блокчейне Tezos, Mintable на эфире и пара площадок Binance на собственном блокчейне.

Но перед регистрацией на маркетплейсе нужно выбрать и открыть криптокошелек — к нему и будет привязан аккаунт. Так что последовательность такая: выбираем и создаем кошелек, переводим туда деньги, создаем профиль на маркетплейсе. Не теряем пароли: восстановить их либо невозможно, либо весьма проблематично.

Стартовая страница Rarible. Обратите внимание на стоимость аукционной обезьянки – более 44 тысяч долларов
Стартовая страница Rarible. Обратите внимание на стоимость аукционной обезьянки — более 44 тысяч долларов
Крупнейшие продажи на Foundation за все время. На первом месте единственная NFT-работа Сноудена
Крупнейшие продажи на Foundation за все время. На первом месте единственная NFT-работа Сноудена

Как я выбирал кошелек

Для работы с NFT понадобится специальный криптокошелек. Кошелек NFT — это кошелек для криптовалюты, который поддерживает протокол блокчейна, на котором построены NFT. Через кошелек вы получаете доступ к вашим активам, хранящимся в выбранном блокчейне. Идеальный кошелек — безопасный, кросс-платформенный, мультивалютный, с интуитивно понятным интерфейсом.

Для взаимодействия с маркетплейсами используют браузерные или кошельки-приложения как наиболее удобные. Другие криптоактивы лучше держать на более безопасных «холодных», или аппаратных, кошельках. Про разные виды кошельков писали в РБК.

При выборе кошелька стоит проявить повышенную осмотрительность: скачивать приложения только с официальных сайтов проекта, обращать внимание на отзывы о работе кошелька, выбирать проверенные и известные проекты. У каждого есть свои особенности работы — изучить их лучше до того, как вы переведете туда деньги.

Меня интересовал мультивалютный кошелек, так как в перспективе мне было интересно разобраться в разных криптовалютах, а также поэксперементировать с маркетплейсами на других токенах. В итоге я остановился на паре наиболее популярных кошельков:

  1. Для маркетплейсов на эфире — MetaMask и Trust Wallet.
  2. Для маркетплейсов на Tezos — Kukai.

В сообществе NFT много инструкций по сетевой безопасности при работе с кошельками — там подробно разобраны сами кошельки с достоинствами и недостатками и принципы безопасного взаимодействия с ними. Например, вот неплохая статья на русском.

Опущу подробности про пополнение кошелька: сложностей там немного, нужна лишь внимательность. При покупке Ethereum, или ETH, который понадобится для оплаты операций по созданию NFT, я несколько потерял на первой транзакции, так как еще не до конца разобрался в тонкостях оплаты газа. Как отмечал ранее, в блокчейне эфириума оплачивается каждое действие. Поэтому важно обратить внимание на конечную сумму всех комиссий для конкретного действия — покупки криптовалюты или загрузки токена.

Как я загружал свои работы

Чтобы загрузить работу на Rarible, я ждал подходящей цены на газ недели две. Выждав момент, я отправил работу в блокчейн и выгрузил на Rarible.

Чуть позже пару артов я также загрузил на OpenSea. Его особенность в том, что платишь только первый раз, в отличие от Rarible, в котором только недавно анонсировали возможность «бесплатного минта» — когда все комиссии остаются за покупателем.

Как происходит минт на блокчейне Tezos с использованием платформы Objkt, аналогичной HEN
Как происходит минт на блокчейне Tezos с использованием платформы Objkt, аналогичной HEN
Моя страница профиля на Objkt — здесь отображаются все заминченные работы
Моя страница профиля на Objkt — здесь отображаются все заминченные работы

В общей сложности я разместил работы на шести площадках: OpenSea, Mintable, Rarible, HEN, AirNft, Liquid. В среднем по паре работ на платформу, больше всего на HEN. Технически можно разместить одну и ту же работу на нескольких площадках, но это не приветствуется и можно получить бан, когда об этом станет известно. Обычно художники выбирают платформу под свой стиль и стараются размещать на одной платформе работы в одной стилистике. Конечно, всегда есть исключения.

В дальнейшем мне хотелось бы попасть еще на несколько площадок: Foundation, SuperRare, KnownOrigin. Я бы отнес их к более профессиональным: у всех есть некий входной фильтр — либо по приглашению, либо через подачу заявки или собеседование. Контент там более качественный, коллекционеры посерьезнее, а значит, и средний ценник выше.

Возможно, моя стратегия с распределением по нескольким маркетплейсам не самая удачная, но пока ты новичок — это неплохой способ разобраться в особенностях разных платформ, криптовалютах и аудиториях. В дальнейшем можно сосредоточиться на одной-двух.

Заходить в какую-то сферу в период ажиотажа не самая удачная идея. Когда курс основных криптовалют менялся со скоростью звука, рынок NFT лихорадило, а в чатах случалось по несколько истерик в день — нужно иметь стальные нервы и очень устойчивую психику, чтобы не впадать в крайности после очередной новости. NFT-рынок очень резко реагирует как на скачки курсов, так и на локальные события в сообществе.

Кроме того, из-за ажиотажа и наплыва желающих приобрести ETH стоимость газа, а значит, и размещения работ на площадках нередко подскакивала до нескольких сотен долларов, а отправка недорогих работ покупателю могла в итоге оказаться дороже самого токена.

За этот короткий период я изрядно напсиховался и сейчас думаю, что стоило просто потихоньку развивать свой аккаунт, размещать работы и ждать. Искусство от нас никуда не денется, ажиотаж спадет, а рынок уже сформирован и так или иначе найдет свою нишу.

Источник: statista.com
Источник: statista.com
Источник: statista.com
Источник: statista.com

Из шести площадок продать свои работы я смог только на одной — Hic Et Nunc, она же HEN, — в экосистеме Tezos. HEN довольно сильно отличалась от Ethereum-платформ. В первую очередь небольшой стоимостью минта — перевода в блокчейн с дальнейшим размещением на площадке.

Я бы описал HEN как площадку для гиков: поначалу вокруг было довольно небольшое комьюнити с весьма специфичным артом, зачастую — небольшие программки, игры и генеративная графика. Но площадка в свете общей популярности NFT довольно быстро набирала обороты и из не самой удобной и простой в обращении платформы стремительно вылетела в топы.

На данный момент из-за разногласий разработчиков HEN недоступна — 12 ноября владелец отключил сайт. Все арты остались у создателей, поскольку хранятся не на сайте, а в блокчейне Tezos. Свои работы можно перенести на площадку Objkt, все данные с HEN подтянутся автоматически.

Одна из работ, которую я продал на платформе HEN, стоимостью 5 Tezos — около 23 $
Одна из работ, которую я продал на платформе HEN, стоимостью 5 Tezos — около 23 $

Как я развивал аккаунт

Сначала я создал профиль в «Твиттере» — эта площадка самая популярная для продвижения NFT. Конечно, есть и «Телеграм» с «Дискордом», но они понадобятся на более поздних этапах продвижения.

В «Телеграме» я нашел канал самого крупного NFT-комьюнити в русскоязычном пространстве и подписался на него. У ребят есть много полезных ссылок и статей по основным вопросам.

К каналу прилагается чат, в котором на момент написания статьи состоит более трех тысяч участников. Если честно, вклиниться и полноценно участвовать в беседе при таком количестве участников очень сложно. Периодически случаются полезные беседы, можно заскочить с вопросом, и, скорее всего, вам ответят.

Поначалу я старался следить за беседами и почерпнул для себя кое-что полезное. Но, как и во всех крупных чатах, количество флуда сильно перевешивает полезный контент. Когда за два дня отсутствия у тебя 4—5 тысяч непрочитанных сообщений, очень быстро выключаешься из таких коммуникаций.

Самая полезная часть здесь — возможность кинуть свою работу ссылкой на пост в «Твиттере» и попросить активности для нее. Собственно, почти все мои первые подписки и подписчики были из чата. Это хороший способ набрать хотя бы 20—30 подписчиков в первый момент, особенно если твиттера у вас до этого не было вовсе.

Развитие твиттера занимает все основное время, которое тратится на продвижение. У меня с продвижением все грустно: я активно занимался аккаунтом два месяца и набрал примерно 200 подписчиков. Я не платил за раскрутку, ретвитил и добавлял только тех авторов, чьи работы мне нравились и были близки по духу.

Многие из телеграм-чата размещают работы и просят взаимоподписки и лайков. Так, безусловно, быстрее или проще набрать аудиторию, но вот кто это? Люди, которым конкретно ваше творчество не особо интересно. Так что мне такой способ не подходит. Я сосредоточился на довольно узкой теме — политического и активистского арта.

Кроме того, я снимаю тревел-фото и на HEN размещал такие работы. Вот они и выстрелили, если можно так сказать. Хотя здесь дело скорее в площадке: она как бы более «ламповая». Ценник на арт сильно ниже, комиссия за транзакции смешная. Художники периодически покупают работы друг у друга, чтобы поддержать комьюнити. За все время мне удалось продать на площадке четыре своих фото. Я считаю это неплохим результатом для двух месяцев, с нулевой аудиторией на старте и не круглосуточным погружением.

Со временем я стал уставать от объема информации и скорости смены трендов. Последнее особенно впечатляет: кажется, мемы в сети держатся дольше, чем тренды в NFT.

Безусловно, можно выбрать формат, набирать аудиторию и работать в одном стиле. На мой взгляд, это как раз самый удобный вариант, который тебя все время не подгоняет. Но даже в таком темпе все равно нужно постоянно следить за ситуацией на рынке криптоискусства. Какие-то большие события в офлайне, продажи аукционных домов и крупных музеев, известные художники — все это очень сильно отражается на NFT-пространстве в целом и каждом отдельном художнике.

Одна из возможных стратегий продвижения — коллаборации с более известными авторами. Искать идеологически близких вам художников и предлагать им совместную работу или участвовать в крупных коллаборациях с опенколами от творческих агентств или команд — хороший вариант увеличить аудиторию, но сам я до него так и не добрался. Моя слабая сторона — общение. Продвигать что-то без этого невозможно, а я и в реальной жизни, и в онлайне довольно замкнутый, быстро устаю от большого количества людей и коммуникаций.

Так что спустя четыре месяца я почти перегорел. Не могу сказать, что интерес пропал, но вот сил на раскрутку себя не хватает. Я планирую через какое-то время вернуться и заниматься NFT более осмысленно: заранее продумывать и готовить контент, выделить направления развития, найти художников с похожим стилем. Это точно не мое основное поле деятельности и я не планирую его таковым, но поддерживать интерес и активность в этом направлении постараюсь.

Те, кто после весеннего ажиотажа думал, что на новую площадку можно зайти «с ноги» и быстро заработать, испарились так же молниеносно после первых сложностей. Да, в недолгой истории NFT такие примеры есть. Человек может попасть в волну случайно и заработать на нескольких удачных продажах. Обычно такие люди очень быстро растворяются в тумане после неожиданного успеха. Если человек планирует всерьез включить криптоискусство в свою деятельность, то это, как ни странно, такой же повседневный труд, на который уходит много ресурсов.

Обложка The New York Times, созданная самым продаваемым NFT-художником Beeple
Обложка The New York Times, созданная самым продаваемым NFT-художником Beeple

Почему NFT вообще популярно

Если бегло пройтись по хэштегу NFT и заголовкам новостей за последние полгода, картина для непосвященных вырисовывается очень странная: какие-то пиксельные панки за баснословные деньги, собаки, скелеты и тому подобное.

Здесь стоит пояснить, что, в отличие от привычных форм искусства, NFT не в меньшей степени финансовый актив. Отсюда и такое явление, как проекты-коллекции. Я бы не стал на них сосредотачиваться, все же это совсем другая область и, за редким исключением, над ними работают целыми командами. Стоит просто принять тот факт, что кто-то вкладывается в акции «Лукойл» или «Эпл», а кто-то покупает условных криптопанков в качестве инвестиции.

Тренды в коллекциях пролетают с такой скоростью, что для удачного вложения мало быть хорошим трейдером с опытом в классическом фондовом рынке. Так что если ваш приятель из чата настоятельно советует вам купить вот того пса/утку/машинку и обещает, что он точно вот-вот взлетит, хорошо подумайте, прежде чем влезать в коллекции. Продать хайпового условного пса будет потом очень и очень сложно.

Есть, конечно, варианты, близкие к коллекции, но немного другого формата — когда художник выпускает свои работы тиражом, больше одного. Здесь уже работают другие правила и, скорее, стоит ориентироваться на самого художника и то, как продаются другие его работы. А может, вам просто нравится его стиль и это возможность купить работы по приемлемой цене, так как обычно стоимость произведений обратно пропорциональна количеству копий.

Так что стоит принципиально разделять коллекции-проекты, которые создаются командами в надежде на рост их стоимости в дальнейшем и увеличенное количество копий, которые художник размещает для привлечения новой аудитории или просто по какому-то поводу: в честь события, памятной даты, поддержки кого-то или благотворительности.

CryptoPunks. Первая генеративная коллекция NFT на Ethereum. Топ продаж с официального сайта проекта
CryptoPunks. Первая генеративная коллекция NFT на Ethereum. Топ продаж с официального сайта проекта

Сколько я заработал на NFT и заработал ли вообще

В общей сложности при размещении своих работ на маркетплейсах с ETH — Rarible и OpenSea — у меня ушло примерно 50 $. Продать мне там ничего не удалось. Так что пока я в минусе.

Все продажи были в экосистеме XTZ. Комиссии там совсем небольшие, и на загрузку работ на маркетплейс ушло не больше 5 $. Я также купил пару симпатичных мне работ, на что потратил примерно 10 $. Заработок от продажи четырех своих составил на момент написания статьи 150 $. Итого 85 $ в плюсе.

Поскольку деньги я не выводил и они все еще в XTZ, это примерная оценка. Курс может как вырасти, так и оставить меня в глубоком минусе.

Еще на старте я попробовал площадку Binance. Загрузил туда всего одну работу. Поскольку мне в целом была интересна валюта и я планировал и так купить немного токенов, затраты на площадку не учитываю — они настолько незначительны, что сравнимы с комиссией на саму покупку валюты. Для примера: на загрузку одной работы уходит менее одного доллара.

Запомнить

  1. NFT — это токен, который подтверждает владение каким-либо цифровым активом. Преимущество токена в том, что информацию в нем нельзя заменить или подменить.
  2. Покупку NFT-арта можно сравнить с покупкой картины, которая на постоянной основе выставлена в галерее.
  3. Криптовалюты очень нестабильны — курс и ценность валюты меняются стремительно.
  4. Тренды в NFT проносятся со скоростью света.
  5. Для торгов нужен браузерный кошелек, поддерживающий протоколы NFT.
  6. Развивать твиттер — половина успеха.
  7. Стоимость размещения работ постоянно меняется и может составлять от десятков до сотен долларов.
  8. Соблюдайте осторожность при работе с кошельками.