Как бороться с нарушителями, которые копируют сайты?
Я интернет-предприниматель, и у меня проблема: мои сайты воруют.
Я продаю товары через интернет-магазины и лендинги. Мои сайты уникальны: создаю их сам с привлечением подрядчиков. Я готовлю макет и техзадание, а дизайн и верстку делают фрилансеры, например с биржи «ФЛ».
Не пойму, как бороться с теми, кто копирует мои сайты и продает через них зачастую фейковую продукцию. Я не владелец товарного знака, поэтому не могу привлечь нарушителей за его неправомерное использование. Но я хотел бы как-то избавиться от этих сайтов.
Есть хостинги, которые идут навстречу и удаляют сайты. А есть те, кто не делает этого, даже если привести им 20 доказательств, что они размещают страницу-клон.
Можно, конечно, обратиться в полицию, но мне кажется, что это утопия.
Буду благодарен за ваш совет.
Антон Б.
Антон, действительно, полиция вряд ли поможет вам справиться с создателями сайтов-клонов. Но это может сделать суд. Однако до того, как идти в суд, нужно подготовиться и убедиться, что по-другому нарушители не отступят. Вот что вам следует сделать.
Проверьте, правильно ли вы оформили отношения с подрядчиками
Когда человек сам с нуля создает сайт, ему принадлежат права на несколько объектов авторских прав. Отдельно существуют права на дизайн сайта, его контент, программный код, а также на подбор и расположение материалов на сайте.
Вы пишете, что привлекаете подрядчиков, чтобы делать свои сайты. В этом случае вопрос о правах на результаты работ решается в договорах с ними.
Обычно когда заказчик работает с исполнителями через биржи фриланса, то соглашается с их правилами работы, в том числе с тем, как оформляются права на результаты интеллектуальной деятельности.
Часто формулировки в договорах с биржами невыгодны для заказчика. Например, в оферте биржи «ФЛ» сказано, что права на результаты интеллектуальной деятельности переходят к вам только в момент принятия работ.
Кроме того, отношения заказчиков с фрилансерами оформляются электронно, например с помощью сервиса «Безопасная сделка». Это может поставить суд в тупик.
Поэтому лучше самостоятельно заключать с подрядчиками письменные договоры. В договор обязательно включите такой пункт: «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные подрядчиком в ходе либо в связи с исполнением договора, в полном объеме принадлежат заказчику с момента их создания». В отличие от оферты биржи «ФЛ» этот пункт защитит вас в случае спора на этапе принятия работ. Даже если вы не договоритесь, подрядчик не сможет использовать объекты авторских прав, которые создал по вашему заказу.
Особое внимание уделите техническому заданию: подробно опишите результат, который хотите получить от подрядчика. Это могут быть эскизы страниц будущего сайта, описание его структуры, технические требования, которым он должен соответствовать.
В акт сдачи-приемки рекомендую добавить скриншоты, как выглядел сайт в момент передачи результатов работ. В случае спора это поможет доказать, что объекты авторских прав, которые незаконно используют нарушители, принадлежат вам: их вам создали по договору.
Владельцами сайтов-клонов могут быть и ваши бывшие подрядчики. У них сохраняются все макеты — ничто не мешает использовать их в своих целях. Поэтому в договоре с подрядчиками пропишите штраф за использование созданных по вашему заказу объектов авторских прав. Если при помощи сайта-клона злоумышленник может получить 10 000 ₽, пропишите неустойку в размере 100 000 ₽, чтобы выгода была несоразмерна наказанию. Условие о неустойке можно выделить в договоре жирным шрифтом: это как минимум окажет на подрядчиков психологическое воздействие.
Выясните, кто является нарушителем
Когда вы обнаружите сайт-клон, постарайтесь выяснить ФИО или наименование и адрес его владельца. Обычно это то же лицо, на которое зарегистрировано доменное имя.
Узнать, кому принадлежит доменное имя, можно через «Whois-сервис». Информация о владельцах, которую можно получить таким образом, различается в зависимости от доменной зоны. Например, регистраторы доменных имен в зонах .ru, .su и .рф скрывают данные о владельцах — физических лицах по закону «О персональных данных». А во многих международных доменных зонах скрыть данные о владельце можно только за деньги.
Если данные скрыты, попробуйте направить запрос регистратору. Укажите в запросе, что являетесь правообладателем сайта и что данные владельца домена вам нужны для судебного иска. К запросу приложите доказательства того, что страница, доступная по доменному имени, — сайт-клон. Это могут быть скриншоты вашего сайта, договоры с подрядчиками и акты сдачи-приемки.
Регистратор все равно может вам отказать. Например, сошлется на то, что предоставляет такую информацию только обладателям прав на товарный знак. Шансы увеличатся, если запрос вместо вас направит адвокат: по закону все организации обязаны отвечать на адвокатские запросы в течение 30 дней после их получения.
Часто владельцы сайтов создают себе так называемую корпоративную электронную почту. Адреса электронной почты, которые использовались при регистрации домена, можно выяснить при помощи сервиса Hunter.
С помощью сервиса DomainIQ можно узнать, какие еще сайты зарегистрированы с использованием того же адреса электронной почты.
Нередко информацию о владельце можно выяснить, если проанализировать содержание сайта-клона или других сайтов нарушителя. Сведения о нарушителе могут содержаться не только в тексте, но и в метаданных файлов.
Поскольку злоумышленник копирует ваши интернет-магазины, он наверняка принимает безналичные платежи. Поэтому можно попытаться выяснить имя получателя платежей: например, сделать небольшую покупку и затем запросить справку об операции в банке.
Попробуйте урегулировать спор без суда
Соблюдать претензионный порядок до суда обязательно, только если вы ИП, а нарушитель — ИП или компания. Но судебные процессы почти всегда обходятся дорого и занимают много времени. Поэтому до того, как обращаться в суд, лучше испробовать все несудебные способы защиты.
Во-первых, стоит обратиться к хостинг-провайдеру и потребовать прекратить обслуживание сайта. Установить, у какого провайдера размещен сайт, можно, например, при помощи сервиса Hostadvice.
Постарайтесь максимально подробно изложить свою позицию: напишите, в чем именно заключается нарушение ваших прав, сошлитесь на законы. Не забудьте приложить договоры с подрядчиками и акты к ним, которые доказывают, что права на оригинальный сайт и контент принадлежат вам.
Во-вторых, нужно составить и направить претензию самому нарушителю. Она будет аналогична обращению к хостинг-провайдеру, но в ней вы можете потребовать компенсации.
Подготовьтесь к суду и найдите юриста
Может быть так, что, когда вы обратитесь в суд, нарушитель закроет доступ к сайту-клону. Тогда вы не сможете доказать, что ваши права нарушены. Поэтому перед тем, как идти в суд, рекомендую заказать нотариальный протокол осмотра доказательств.
Нотариус зайдет по указанной вами ссылке на сайт-клон, осмотрит его, сделает скриншоты страниц, опишет последовательность своих действий в протоколе и подошьет к нему скриншоты. Это будет убедительным для суда доказательством, что по такому-то домену действительно располагался клон вашего сайта.
Изготовление протокола стоит в среднем от 5 до 30 тысяч рублей в зависимости от количества осмотренных нотариусом страниц. Есть смысл позвонить в несколько нотариальных контор и сравнить цены. Заказывать протокол осмотра своего сайта не нужно.
Дела о нарушении авторских прав сложные, поэтому в суде вам потребуется юрист. Лучше всего найти специалиста по рекомендациям от знакомых.
По закону правообладатель по своему выбору может заявить в иске несколько разных требований, но на практике суд обычно просят:
- Обязать удалить спорные объекты авторских прав.
- Взыскать компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей.
Можно заявить любой размер компенсации в этих пределах, но окончательную сумму все равно определит суд.
- Например, предприниматель из Санкт-Петербурга просил взыскать с компании в качестве компенсации 1 670 000 ₽. В ходе процесса он сумел доказать, что ответчик скопировал принадлежащий ему сайт, в том числе его дизайн, наименования разделов и подразделов, контент и цветовое и графическое исполнение логотипа. В 2017 году суд первой инстанции удовлетворил иск в полном объеме. Это решение впоследствии устояло в апелляции и кассации.
Подумайте о регистрации товарного знака
Собственный товарный знак позволит пользователям узнавать ваши интернет-магазины среди других, а конкурентам помешает извлечь из этого выгоду. Если у вас есть долгосрочные планы и вы хотите сформировать у покупателей доверие к своим интернет-магазинам, товарный знак будет вам полезен: потребители обычно предпочитают продукты, которые им обозначены. Как зарегистрировать товарный знак, мы уже писали.
Товарный знак может представлять собой, например, логотип или слово. В последнем случае вы сможете не только запрещать использовать свой товарный знак на чужих сайтах, но и блокировать содержащие его доменные имена.