В прошлый раз мы выбирали надежное название для бизнеса. Теперь попробуем его зарегистрировать как товарный знак.

Товарный знак нужен не всегда. Если открыть ларек с ремонтом обуви, проще всего назвать его «Ремонт обуви» и ничего не выдумывать. Но если хочется выделиться среди конкурентов или открыть сеть ларьков, то без товарного знака не обойтись. Придется придумывать оригинальное название и регистрировать его в Роспатенте.

Зарегистрировать товарный знак бывает непросто, зато от него много пользы.

Зачем нужен товарный знак

Право использовать название. Если вы придумаете оригинальное название и зарегистрируете товарный знак, то станете его единственным правообладателем.

Если кто-то рискнет использовать ваше название без разрешения, вы сможете взыскать с него компенсацию, заставить уничтожить контрафакт и убрать все упоминания вашего названия. Размер компенсации — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.

5 млн ₽
максимальная компенсация за нарушение права на товарный знак по ст. 1515 ГК РФ

Незаконное использование товарного знака — судебная рутина. В СМИ обычно попадают известные бренды: про незаконное использование Микки-Мауса писал даже Т⁠—⁠Ж. Поэтому может показаться, что цветочного киоска в Кирове или маникюрного салона в Новосибирске эти высокие материи не касаются. Но цветочному киоску все равно пришлось заплатить 500 тысяч за название «Макси флора», а маникюрному салону — 600 тысяч за «Маникюр в 4 руки».

И еще: если у вас есть товарный знак, вы точно не нарушаете чужие права.

Маркировка. Только владелец товарного знака имеет право использовать маркировку®. Она говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать маркировку без товарного знака нельзя: ответственность вплоть до уголовной. Пока что по этой статье к наказанию никого не приговорили, но она есть.

Если очень хочется использовать маркировку без товарного знака, ставьте™ — trademark. В России она никак не регулируется, поэтому использовать ее может кто угодно и как угодно.

Таможня. Товарный знак можно внести в реестр Федеральной таможенной службы. Тогда для провоза маркированного товара через границу нужно будет ваше разрешение, иначе таможенники его развернут.

Весной 2017 «Сяоми» внесла свой товарный знак в таможенный реестр и таможня перестала пропускать посылки с техникой «Сяоми» без разрешения компании. Пострадали многие интернет-магазины, которые возили товар без ведома российской дочки «Сяоми». Зато компания защитила себя от параллельного импорта.

Уставный капитал. Если оценить товарный знак и поставить его на баланс, он станет нематериальным активом компании. Компания подорожает, и это поможет привлечь новых партнеров и инвесторов. А еще под залог оцененного товарного знака можно взять кредит: в случае чего банк его продаст и вернет свои деньги.

Обычно знак оценивают в 5—10% валового дохода от продаж под этим знаком. Скажем, если компания «Канареечка» продает шляпы из птиц на 20 миллионов в год, то сам знак «Канареечка» оценят в 1—2 миллиона рублей.

Франшиза. По закону без товарного знака нельзя заключать франшизный договор — на юридическом языке его называют договором коммерческой концессии. Суть договора в том, что продавец франшизы продает покупателю право пользоваться своим товарным знаком. Но если он его не зарегистрировал, то у него самого нет этого права, продавать нечего.

Если продать франшизу без регистрации знака, сделку признают недействительной, а продавца заставят вернуть покупателю деньги с процентами. Например, в одном из дел ИП отсудил у ООО два с половиной миллиона рублей, которые заплатил за франшизу, и еще шестьсот тысяч сверху за незаконное пользование чужими деньгами.

И это еще повезло: теоретически покупателю франшизы никто не мешает зарегистрировать товарный знак на себя и заставить продавца через суд провести ребрендинг.

Иногда франшизу удается отстоять, но это долго и дорого. У компании из Новосибирска получилось, но пришлось два года ходить по судам: первая инстанция, апелляция, кассация, Верховный суд, пересмотр дела в суде первой инстанции, снова апелляция, кассация и Верховный суд — теперь уже по инициативе ответчика.

Продавать франшизу без товарного знака — безумная отвага. К сожалению, это останавливает не всех. Иногда доходит до крайностей, когда компания продает право на чужой товарный знак. В этом случае вся сеть работает под угрозой судебных компенсаций и ребрендинга. Иск могут предъявить и франчайзеру, и каждому франчайзи по отдельности.

Когда мои клиенты хотят купить франшизу, я советую первым делом проверить товарный знак. Если продавец безответственно относится к своим правам, возможно, к бизнесу он относится так же.

Торговые площадки. Бывает, что ответчиками привлекают не только нарушителей прав на товарный знак, но и торговые площадки, где они работают, например торговые центры и интернет-магазины. Чтобы этого избежать, перед тем как повесить вывеску или разместить товар в каталоге, площадки просят свидетельство на товарный знак или хотя бы справку о поданной заявке. Так делают не все, но все, кто обжегся.

Например, с интернет-магазина одежды «Ламода» потребовали 5 миллионов рублей за нарушение прав на обувной товарный знак Highlander. Магазин не согласился и год ходил по судам. Ему повезло: он сумел доказать, что правообладатель знака сам никогда не выпускал обувь, и суд уменьшил компенсацию до 50 тысяч. Если бы не это, взыскали бы гораздо, гораздо больше.

Теперь «Ламода» проверяет знак каждого контрагента.

В анкете для партнеров «Ламоды» вопрос о товарном знаке задают еще до первого контакта

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака состоит из пяти шагов:

  1. Проверяете название по базам и решаете, есть ли смысл регистрировать его как товарный знак. Подать заявку можно на любое название, но есть такие, что точно не пройдут экспертизу.
  2. Готовите заявительные документы и подаете их в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте. Подать заявку можно в бумажном виде обычным письмом, а можно — в электронном, через личный кабинет на сайте ФИПС.
  3. Уплачиваете госпошлину.
  4. Отвечаете на запросы экспертизы, оспариваете предварительный отказ.
  5. Получаете свидетельство на товарный знак.

Весь процесс обычно занимает 8—10 месяцев. Но для права на знак важен не момент получения свидетельства, а момент подачи заявки. В этот день за вами закрепляется право приоритета — после этого никто не сможет зарегистрировать такой же или похожий знак. Дальнейшее делопроизводство — дело техники.

Единственный способ ускорить процесс — заказать платный поиск по базе Роспатента за 94 400 рублей. Отчет об официальном поиске сократит регистрацию с десяти месяцев до трех. Других вариантов ускорить регистрацию нет, даже по большому знакомству. Все заявки распределяются между экспертами автоматической системой, взять чью-то заявку вне очереди невозможно.

Зато процесс легко можно замедлить. Например, если запутаться в классах, товарах и запросах экспертов.

Сложности при регистрации знака

Формально зарегистрировать товарный знак можно самому. Но патентные поверенные по товарным знакам существуют не просто так: на практике постоянно возникают проблемы, которые без опыта решить сложно.

Поиск сходных товарных знаков. Когда эксперты говорят об отличии одних знаков от других, они оперируют понятиями «сходство до степени смешения» и «различительная способность». Это оценочные критерии, они не описаны в законах. Вы можете решить, что ваш знак не похож на другие, а эксперт будет думать иначе и откажет в регистрации. Кроме того, разные эксперты по-разному оценивают сходство знаков, поэтому это еще и дело случая.

Подбор классов МКТУ. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг. Классы МКТУ определяют, на какие товары и услуги действует знак. На другие не действует: по закону в разных классах могут быть одинаковые знаки и это не нарушает ничьих прав. Всего классов 45. Все они опубликованы в «Лексинту» — и это не лекарство от запора, а официальный справочник Роспатента.

Выбирать классы МКТУ нужно сразу и навсегда: после подачи заявки расширить список не получится. Чтобы добавить новый класс, регистрировать знак придется заново. Поэтому подбирать классы стоит широко.

Представьте, что вы открыли компанию по доставке еды и зарегистрировали ее название на 43-й класс — кафе. Вы вложились в рекламу, заработали хорошую репутацию, стали узнаваемым. А потом пришел хитрый конкурент и зарегистрировал ваше название на 29, 30 и 35-й классы: еда и розничная торговля. Теперь он может работать в том же бизнесе и зарабатывать деньги на вашей узнаваемости, а засудить его будет очень сложно или вообще не получится: формально-то классы разные.

Для каждого вида деятельности нужно просматривать все классы МКТУ, потому что нужные могут найтись в самых неожиданных местах. Той же компании по доставке еды может пригодиться еще и 5-й класс, к которому кроме медицинских препаратов относится еда с биодобавками и витаминами. Если его пропустить, товарный знак будет хуже защищать полезную часть вашего меню.

А вот накидать в заявку побольше классов на всякий случай — идея сомнительная. Каждый класс добавляет к размеру пошлины 2500—4500 рублей, поэтому, скажем, заявка на все 45 классов будет стоить 223 тысячи рублей. Кроме того, если вы три года не используете знак для какого-то класса, его действие на этот класс можно прекратить по суду.

Товары и услуги. Классы определяют товары и услуги, на которые регистрируется знак. Но одних классов мало: под одним номером могут жить товары, которые никак не связаны друг с другом, например холодильники и ядерные реакторы. И это не шутка, это класс МКТУ № 11. А какие-то товары, например аксессуары для одежды, могут быть размазаны на пять разных классов.

Как и классы, товары после подачи заявки добавить не получится — придется регистрировать новый знак. Поэтому в заявке их надо расписывать широко и подробно.

Все товары и услуги тоже перечислены в «Лексинту». Но их список постоянно обновляют: уточняют старые, добавляют новые. А в товарный знак новую услугу не вписать. Поэтому в заявке обязательно нужны собирательные понятия: одежда, обувь, розничная торговля, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.

Скажем, если магазин «Топ хипстерс шмот» зарегистрирует торговлю джоггерами, чокерами и мантиями, а потом появится новый вид штанов — подвороткинсы, то знак уже формально не будет их защищать. Для этого нужен товарный знак в том числе на «одежду».

Но одних собирательных названий мало: если какой-то товар выйдет за их пределы, знак уже не будет его защищать. Поэтому все товары и услуги лучше расписать еще и по отдельности. Вот как выглядит список услуг для школы единоборств, при виде которого эксперт Роспатента пустит слезу умиления:

  • обучение единоборствам;
  • обучение айкидо;
  • обучение боксу;
  • обучение при помощи симуляторов;
  • организация выставок с культурно-просветительной целью;
  • организация досуга;
  • организация и проведение коллоквиумов;
  • организация и проведение конгрессов;
  • организация и проведение конференций;
  • организация и проведение мастер-классов [обучение];
  • организация и проведение образовательных форумов невиртуальных.

Если вы точно знаете, что никогда не станете проводить конференции, их можно и убрать. Но если не уверены, то лучше подстраховаться: кто знает, что станет со школой через пять лет.

Так же подробно стоит расписать и все остальное, чем может заниматься школа: к примеру выпускать спортивные товары и одежду под своей маркой или рекламировать тренеров. Отдельно будет про спортивные шлемы: в МКТУ они живут не со спорттоварами, а с научными приборами, космическими спутниками и пипетками. В хороших заявках списки товаров и услуг занимают по 5—10 страниц.

Госпошлина. При подаче документов нужно уплатить пошлину за рассмотрение заявки, экспертизу и регистрацию знака. Размер пошлины зависит от того, что защищает товарный знак. Рассчитать ее можно на калькуляторе ФИПС. Если заявка бумажная, пошлина обойдется примерно в 35 тысяч рублей. Если электронная — на 30% дешевле, 22—23 тысячи.

Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте Роспатента. Прикладывать ее к заявлению не обязательно, но желательно — так проверяющий быстрее найдет ваш платеж.

Электронную заявку на регистрацию товарного знака можно подать только через личный кабинет на сайте ФИПС и только если есть квалифицированная электронная подпись. На получение такой подписи у меня ушло 4500 рублей и две недели. Еще две недели я созванивался с поддержкой Роспатента, чтобы все заработало.

Если с регистрацией помогает юрист, он может подать заявку за вас через свой личный кабинет и со своей ЭЦП.

Предварительный отказ. Когда вы подадите заявку и уплатите пошлину, документы попадут к экспертам. Дальше возможны три варианта:

  1. заявку одобрят и сразу выдадут свидетельство на товарный знак;
  2. вы получите запрос. Запрос присылают по формальным основаниям, например если в документах не те товары, неправильная пошлина или чужой адрес;
  3. вы получите предварительный отказ. По моему опыту, так происходит более чем в половине случаев.

Предварительным отказом юристы называют документ, который на самом деле называется так: «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства». В нем эксперт объясняет, что ему не нравится в вашей заявке и почему он хочет ее отклонить: например он считает ваш знак слишком похожим на чужой.

Чтобы знак все-таки зарегистрировали, нужно ответить на все вопросы эксперта, а иногда и доказать свою правоту. Шанс на правильный ответ только один. Если эксперта устроят ваши объяснения, заявку одобрят. Если нет — отклонят.

Обычно предварительный отказ — это несколько страниц очень юридического текста: я встречал отказы и по 10 страниц. Выглядят такие отказы пугающе, но на самом деле длинный и обстоятельный отказ — хороший признак. Эксперт приводит много аргументов, и с какими-то из них наверняка получится поспорить.

Хуже, когда отказ короткий и безапелляционный: эксперт уверен, что название плохое, и не хочет, чтобы с ним спорили. В таких отказах зацепиться практически не за что, поэтому приходится самому раскрывать позицию эксперта, а потом ее оспаривать.

Но даже короткие отказы не безнадежны. Как-то ко мне обратилась компания со знаком «Добрый вкус»: их местный юрист подал заявку, но получил отказ и не придумал, что ответить эксперту. Ответ получился в три раза длиннее отказа, но дело того стоило: знак зарегистрировали.

Как выбрать юриста по товарным знакам

Когда название — это выдуманное вами слово, которое точно ни на что не похоже, товарный знак можно попробовать зарегистрировать самому. В этом случае риск отказа минимальный — достаточно правильно заполнить все документы.

А когда есть шанс, что эксперт посчитает название не очень оригинальным, имеет смысл позвать юриста по товарным знакам и доверить регистрацию ему. Чем раньше юрист подключится к работе, тем лучше: это стоит делать еще при выборе названия, чтобы он помог отсеять сомнительные варианты.

Поиск юриста я советую начинать с рекламной выдачи поисковиков по запросу «юрист по товарным знакам» или просто «регистрация товарного знака». По моему опыту, другие варианты хуже. Например, в топах органической выдачи и юридических рейтингов живут старые и крупные юрфирмы с дикими ценами или какие-то непонятные агрегаторы устаревших статей. А если искать по знакомым, то легко нарваться на неопытного юриста, которому повезло зарегистрировать один-два простых знака и не факт, что повезет снова.

Проверить юриста проще всего по портфолио. Защита интеллектуальной собственности — это очень узкая специализация. Если юрист раньше работал с налогами или ДТП, он не разберется с тонкостями названий, классов, товаров и предварительных отказов. Поэтому достаточно найти юриста, который зарегистрировал хотя бы 40—50 товарных знаков. Еще лучше, если юрист расскажет, с какими сложностями он сталкивался и как их решал.

Чтобы убедиться, что портфолио настоящее, вбейте номера нескольких свидетельств в официальный реестр товарных знаков Роспатента. Юриста или его организацию надо искать в адресе для переписки: это значит, что он напрямую получал все письма из Роспатента и вел делопроизводство от начала до конца.

Для примера проверим двух юристов. Открываем портфолио первого юриста и находим свидетельство на какой-нибудь товарный знак:

Копируем номер свидетельства
Вбиваем номер свидетельства в разделе «реестры» на сайте ФИПС. Знак зарегистрирован, в адресе для переписки — правильная юридическая фирма. Значит, письма приходили юридической фирме, а там на них отвечали. Все совпадает, свидетельство в портфолио настоящее

Другой пример. В портфолио компании, которая регистрирует товарные знаки, живет логотип «Трансформатора»:

Свидетельства на товарный знак не видно
Находим знак в базе поданных заявок. Адрес для переписки — юрист, но и заявитель, то есть будущий правообладатель, почему-то тоже этот юрист. Подозрительно
Оказывается, пошлину не заплатили, а заявку на знак отозвали. Что делает логотип в портфолио юрфирмы — непонятно

Конечно, я не знаю, что там случилось на самом деле. Но для человека со стороны все это выглядит странно. Представьте, что я подал заявку на регистрацию товарного знака «Эминем», потом ее отозвал — и после этого добавил логотип музыканта себе на сайт, как если бы я с ним работал. Для меня подать заявку — дело одного дня, а какой клиент!

Запомните: в портфолио — только свидетельства, никаких логотипов. В базе Роспатента — зарегистрированный знак с адресом юриста.

Сколько стоит регистрация знака с юристом

В 2018 году профильные юристы по товарным знакам просят 30—40 тысяч рублей за всю регистрацию: это проверка названия, подача заявки и ведение делопроизводства. Пошлина уплачивается отдельно.

35 000 ₽
в среднем стоят услуги юриста по регистрации товарного знака

Если юрист просит меньше 25 тысяч рублей, здесь что-то не так. Может быть, он раньше этим не занимался и не понимает, сколько впереди работы. А может быть, в предложение не входит какой-то этап работы.

Некоторые юристы рекламируют «регистрацию знака от 15 000 рублей», а после оплаты оказывается, что это только подача заявки. Проверка названия стоит еще 10—15 тысяч, ответ на каждый запрос — 5—7 тысяч, а если эксперт пришлет предварительный отказ — готовьте еще 10—20 тысяч. В итоге получится 40—50 тысяч рублей, причем при такой схеме юрист заинтересован в том, чтобы Роспатент присылал как можно больше запросов, а регистрация длилась как можно дольше.

Конечно, бывают сложные ситуации, когда даже опытный юрист не возьмется предсказать сроки и стоимость регистрации. Но это скорее исключение из правил. Обычно все подробности обсуждаются перед заключением договора.

Что спросить у юриста по товарным знакам

  1. Какая у вас специализация? Правильный ответ — интеллектуальная собственность.
  2. Где можно посмотреть ваше портфолио? Можете прислать ссылки на уже зарегистрированные вами знаки?
  3. Я правильно понимаю, что в стоимость входит проверка, подача заявки и полное ведение делопроизводства? Или потом еще за что-то нужно будет доплачивать? А ответ на предварительный отказ входит в стоимость?
  4. Что будет, если знак не зарегистрируют? Какие гарантии вы даете?
  5. А можно почитать ваш договор?

Гарантия на регистрацию знака

Как правило, хорошие юристы не гарантируют результат, потому что слишком многое зависит не от них. С товарными знаками случай особый: после проверки названия опытный юрист уже знает, зарегистрируют его или нет.

Конечно, исключения бывают, и где-то в 5% случаев ошибается даже опытный юрист. А еще бывает, что Роспатент выдает странноватые решения. Но в целом отвечать за свою оценку деньгами можно. Юрист не гарантирует результат, но гарантирует, что вернет деньги в случае неудачи.

Ответственные юристы по товарным знакам прямо прописывают гарантию в договоре. Но гарантии тоже бывают разные.

В правильной гарантии прописаны условия, сумма и срок возврата денег. Если чего-то из этого нет, гарантия бессмысленна
А тут гарантия вроде и есть, но смысла в ней нет

В этом примере нет сроков, поэтому возвращать деньги могут по сто рублей в месяц. Но это не главная проблема. Чтобы вернуть деньги, придется доказать вину исполнителя, то есть юриста. А вины-то и нет: ведь решение принимает эксперт Роспатента. Чтобы клиент получил возврат по такой гарантии, юрист должен допустить какие-то очевидные ошибки, например пропустить срок ответа на запрос эксперта.

Если гарантии нет или она слабая, это еще не значит, что юрист обманщик. Например, есть старые юрфирмы, которые работают с постоянными клиентами и не стараются привлекать новых. Цены у них в два — три раза выше рынка, и гарантию они не дают. Так уж заведено.

Но может быть и так, что у юриста мало опыта или он понимает, что зарегистрировать знак будет сложно. Рисковать своими деньгами он боится, а о сложностях молчит, чтобы не спугнуть клиента. Поэтому финансовая гарантия результата — это все-таки лучшее подтверждение надежности юриста.

Если хороший юрист не находится

Работать удобнее с юристом, который живет где-то рядом: к нему можно всегда прийти в офис и спросить совета. Но это совсем не обязательно.

В 2018 году удаленная работа не проблема: электронный документооборот, почта и мессенджеры позволяют юристу зарегистрировать знак из любого города. А оригиналы документов можно прислать курьером. Поэтому, если в вашем городе не нашлось профильного юриста с гарантией по нормальной цене и с честным портфолио, поищите в других. Возможно, там удастся найти юриста, который все сделает дешевле.

Я работаю из Курска, но у нашей юрфирмы клиенты в Калининграде, Магадане и еще 80 городах. Обычная история, когда заявитель — веб-агентство из Москвы, а мы из Курска регистрируем их товарный знак

На чем сэкономить при регистрации знака

Зарегистрировать один комбинированный знак вместо графического и словесного. Если у вас есть название и логотип, их можно подать на регистрацию в одной заявке. Комбинированный товарный знак будет защищать их и вместе и по отдельности. Так вы сэкономите 50—60 тысяч на услугах и пошлинах.

Две заявки лучше одной, если хочется увеличить капитализацию компании за счет нематериальных активов, например перед выходом на IPO. Два знака будут стоить в два раза дороже, чем один комбинированный.

Противники комбинированных знаков считают, что они хуже защищают права на интеллектуальную собственность. Скажем, если конкурент позаимствует только название, а логотип нарисует свой, то суд может не признать нарушения. Но судебная практика пока не устоялась, поэтому на практике все зависит от обстоятельств дела и мнения судьи. По моему мнению, если юрист уговаривает зарегистрировать два знака, но вы не понимаете, зачем вам это нужно, то лучше сэкономить.

Зарегистрировать один знак с одним вариантом написания. Если вы используете название на латинице и кириллице, юрист может предложить зарегистрировать по знаку для каждого варианта написания.

Как и в ситуации с графикой и названием, по большому счету это имеет смысл только перед выходом на биржу. Сходство между знаками определяется в том числе по звучанию и смыслу, поэтому один знак защитит название ничуть не хуже, чем два. А бывает, что сходство находят даже в переводе. Например, салон «Маникюр в 4 руки» из начала статьи наказали за сходство со знаком 4hands.

Подать заявку в электронном виде. Так пошлина будет на 30% ниже: 22—23 тысячи вместо 35.

Попросить о скидке. Больное место юристов — клиенты, которые постоянно уходят «на подумать». Причины называют разные: нет времени, директор в отпуске, бухгалтер в командировке. Даже если все срастается, подписание договора затягивается на две — три недели.

Если пообещать сегодня же подписать договор в обмен на скидку, вполне можно выгадать 3—4 тысячи рублей. Юрист понимает, что за сэкономленное время он заработает больше.

Что дальше

Если вы зарегистрировали товарный знак, наказание за его использование вам уже не грозит. Но сам себя знак не защитит. Если конкурент вздумает заработать на вашей известности, правду придется искать в суде.

В следующий раз разберемся, как использовать товарный знак для защиты своих прав — и что делать, если знака все-таки еще нет, а претензия от правообладателя уже пришла.

Памятка по регистрации товарного знака

  1. Товарный знак защищает право использовать название или логотип, ставить знак®, работать на торговых площадках и продавать франшизу. С нарушителей можно взыскать компенсацию — до 5 миллионов рублей. Без знака взыскать ее могут с вас.
  2. Услуги юристов по регистрации знака стоят примерно 35 тысяч рублей, плюс еще 25 тысяч пошлины. Процесс занимает 8—10 месяцев, но с момента подачи заявки у вас приоритет и тем, кто подаст такую же заявку после вас, откажут.
  3. Выдуманное название можно зарегистрировать и самому: риск отказа в этом случае небольшой. Но если есть малейшие сомнения — лучше нанять юриста. Без него будет сложно объяснить эксперту Роспатента, почему ваш знак все-таки можно зарегистрировать.
  4. Чтобы проверить юриста, пробейте знаки из его портфолио в реестре Роспатента, спросите, что входит в стоимость услуги, и прочитайте договор. Честный и опытный юрист даст финансовую гарантию регистрации.
  5. Чтобы сэкономить на регистрации, подавайте заявку на один знак вместо двух и в электронном виде вместо бумажного. Если зовете на помощь юриста — попросите о скидке в обмен на быстрое начало работы.
Алексей Башук
А вы регистрировали товарный знак? Как прошло?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ангелина Мотасова

Юристы с нетрадиционной маркетинговой ориентацией

Нао записать

6
0
Лев Пеплов

Великолепная статья. Спасибо огромное, я получил большое удовольствие от прочтения и целый ворох полезной информации.

5
Алексей Башук

Лев, спасибо за добрые слова!

1
0
Alexey Belavin

Добрый день, спасибо за статью. А возможно ли зарегистрировать товарный знак, который уже зарегистрирован в другой стране, но практически неизвестен в России?

1
Алексей Башук

Alexey, всегда пожалуйста :)
Да, товарный знак действует только в той стране, в которой он зарегистрирован, поэтому можно зарегистрировать товарный знак в России, когда в России такого знака нет, а в другой стране есть.

Но иногда бывает такое, что Роспатент в предварительном отказе ссылается на незарегистрированные в России, но зарегистрированные в других странах товарные знаки под предлогом того, что якобы регистрация знака в России, конечно, товарный знак другой страны нарушать не будет, но будет вводить в заблуждение потребителей. Это актуально в тех случаях, когда товар из другой страны очень популярен в России. У меня в практике такое несколько раз было, но в целом это очень и очень редкий случай, исход которого зависит от конкретных обстоятельств дела.

3
Alexey Belavin

Алексей, спасибо за ваш ответ.

1
0
Kirill Venkin

хочу обратиться к вам за помощью в оформлении товарного знака, как я могу это сделать?

1
0
Сергей Белов

Очень интересно и познавательно!

1
0
Фдор Саенко

Я так и не понял как зарегистрировать знак если ты художник или нужна регистрация логотипа музыкальной группы ...
При регистрации логотипа музыкальной группы это является местом производства товара с наименованием "музыка" ???

0
Алексей Башук

Фдор, в таком случае регистрируется товарный знак на классы МКТУ, соответствующую товарам и услугам, которые вы оказываете, за что именно вам платят. Для художника это будут, навскидку:
16 — картины, холсты, все полиграфические товары;
25 — все товары, связанные с одеждой, если художник делает мерч;
09, 18 — очки, сумки, аксессуары;
41— обучение, мероприятия (выставки, семинары и т.д.);
42 — услуги в области дизайна и промышленной эстетики, если художник рисует на заказ.

В случае с музыкантом история аналогичная. Музыканту платят за проведение концерта, у него покупают диски и мерч, собственно это и будет его товарами и услугами, на которые нужно регистрировать его товарный знак — название и, возможно, логотип группы.

0
0
Максим Маркетов

А как физ лицо я могу зарегестрироваться? Ранее было ИП, сейчас закрыл, но думаю открыть повторно в ближайшее время

0
Алексей Башук

Максим, товарный знак — это средство индивидуализации, предназначенное для того, чтобы потребитель отличал товары друг от друга. Поэтому законодательство большинства стран дает право регистрировать товарные знаки только тем, кто имеет право вести коммерческую деятельность, что собственно логично. В России коммерческую деятельность могут вести юридические лица и индивидуальные предприниматели. В вашем случае нужно сначала снова зарегистрироваться в качестве ИП, и потом от себя лично, как от лица со статусом ИП, подавать на регистрацию товарного знака. Без статуса ИП зарегистрировать товарный знак не получится.

0
0
Ivan Eremin

Нет. У меня украли два названия. Одно зарегистрировали на мертвое ооо, второе ооо просто название использует мое

0
0
Татьяна Алаева

Спасибо за статью!
Не подскажите, чем отличается порядок регистрации формы изделия? Например кондитерская выпускает колечко с орехами. Можно ли зарегистрировать 3D форму?

0
Алексей Башук

Татьяна, Вам спасибо за интересный вопрос.
Да, форму можно зарегистрировать. При этом форму можно зарегистрировать дважды: как товарный знак, и как промышленный образец. Дело в том, что в случае с объемными предметами их внешний вид имеет ценность как средство индивидуализации (покупатели узнают товар благодаря его форме) и как результат творческого труда дизайнера (дизайнер трудился и создал новый объект). Поэтому обычно организации, которые используют в своей продукции относительно уникальные объемные товары, регистрируют и то, и другое. Самый банальный пример — бутылка Кока-Колы, это и товарный знак, и промышленный образец.

3
0
Никита Демидов

Прочитал ваши две статьи, задумался. Спасибо!

Алексей, если знак (логотип) не зарегистрирован, могу ли я использовать печать с логотипом для заключения договоров и т. п.?

0
Алексей Башук

Никита, пожалуйста :)
Да, в целом можно. Но стоит учитывать, что этот логотип не должен нарушать права других лиц на товарные знаки: использование чужого товарного знака или схожего с ним обозначения в документации является незаконным использованием, п.3 ст. 1515 ГК РФ.

0
0
Dima Kholodov

Самая полезная статья о товарных знаках. евер

0
Алексей Башук

Dima, спасибо :)

0
0
Alexander Gensher

А если регистрировать только графический товарный знак? Например, графический знак три плюса, а компания называется "плюсовые". Получается, если кто-то создаст такую же фирму или сайт с таким названием, ему ничего не предъявить?

0
Алексей Бритов

Алексей, а почему сложно, если лжеплюсовые из другого региона? ТЗ, вроде, сразу на всей территории страны регистрируется?

0
Алексей Башук

Alexander, в таком случае предъявить можно будет только в том случае, если компания "плюсовые" работает на рынке этого региона давно и стала известна среди потребителей, а новая компания, лжеплюсовые, начали работать вчера и занимаются той же деятельностью, что и оригинальные "плюсовые". Все это нужно будет доказывать в суде, долго и сложно. Если лжеплюсовые из другого региона, то шансы доказать что-то стремятся к нулю.

0
0
Максим Лазарев

Алексей, спасибо!

Правильно ли я понял, что компании, которая выпускает уникальные товары лучше всего

1. Зарегистроровать товарный знак компании
2. Зарегистрировать патенты на свои товары (если они сами их придумали)
3 Зарегистрировать товарные знаки на товары

Должно быть так или какие-то пункты можно исключить или можно/лучше поменять местами?

0
Алексей Башук

Максим, пожалуйста, рад помочь.
Да, все верно, разве что четвертым пунктом еще стоит добавить внедрение режима коммерческой тайны в компании.
По расположению пунктов — да, все так. Лучше, конечно, делать все эти действия одновременно, если есть возможность, ведь регистрация знака компании и патентование не помогут, если окажется, что название самого товара нарушает чужой товарный знак. Получается, что все эти пункты — независимые. Но в ограниченных условиях по времени и бюджету я бы сам действовал именно в таком порядке, при этом от патентования я возможно оставил бы только патентный поиск: ведь вполне может оказаться, что мой продукт не особо то и новый, поэтому мне нужна не столько патентная монополия, сколько нужно убедиться в том, что мой товар не нарушает чужие патенты.
Поэтому да, я бы сначала подал на регистрацию название компании как товарный знак, потом провел бы патентный поиск, затем подал бы на регистрацию название товара и патентную заявку, если она нужна, а дальше бы уже занимался внедрением режима коммерческой тайны.

0
Александр Кривошеев

Алексей, статье скоро 2 года, но все же: патентный поиск в несколько раз дороже пошлины, его смысл только в экономии времени? Если очевидно сходных объектов нет, эксперт роспатента оплачен пошлиной, ну он и пусть ищет...

0
Алексей Башук

Александр, патентный поиск нужен для того, чтобы определить уровень техники и понять перспективы регистрации. Дальше с учетом найденной информации составляется патентная заявка, и с учетом результата поиска пишется формула и составляется раздел «уровень техники» в описании.

Иногда бывает так, что после патентного поиска становится ясно, что такое решение уже известно или даже запатентовано, в таком случае нет смысла тратить деньги на патентование — изобретатель тогда получает данные патентного поиска и на их основе дорабатывает свое техническое решение. И вот уже это доработанное решение потом и заявляется в патентной заявке.

Поэтому получается, что подача патентной заявки без проведения патентного поиска — это по сути подача наугад, пальцем в небо. Да и то, чтобы написать заявку, нужно в любом случае выявить ближайший аналог (прототип) и отталкиваясь от него написать ограничительную часть формулы. Поэтому обычно без поиска заявки не делают, к подготовке заявки приступают только после проведения поиска.

0
0
Yuriy Tarabanovskiy

Алексей, добрый день!

Почитал вашу инструкцию, полез на Госуслуги регистрировать, подскажите пожалуйста, "Признание обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком" - это и есть регистрация товарного знака?

0
Алексей Башук

Yuriy, нет, признание общеизвестности — это отдельная процедура для уже существующих товарных знаков.

0
0
Александр Кривошеев

здравствуйте! на вопрос- какие гарантии, предусмотрен ли возврат денег?
юрист отвечает -Если от Роспатента приходит отказ в регистрации, мы за свой счет снова подаем на регистрацию. Гос пошлину, в таком случае, придется оплачивать заново. На практике такой случай был один раз. Знак прошел этап проверки, но через несколько месяцев от Роспатента пришел отказ.

0
Алексей Башук

Александр, да, иногда патентные поверенные работают на таких условиях. Как правило, такой вариант предлагают, когда у обозначения есть препятствия к регистрации, но есть вероятность их преодолеть. Тогда подают заявку, чтобы попробовать зарегистрировать. Если получится — тогда компания обойдется без ребрендинга. А вот если не получится, тогда дорабатывать название или делать ребрендинг, а потом подавать новую заявку.

0
0
Савчуг Екатерина

Скажите, пожалуйста, а если уже пожали заявку в роспатент, но ответа ещё не получили, можем ли мы уже начинать продавать франшизу? Дело в том, что ранее мы её уже продавали, без регистрации в роспатенте, сейчас вот решили всё узаконить

0
Алексей Башук

Екатерина, да, можно, но это нужно будет учесть в договоре, который вы будете заключать. В частности, вам нужно учитывать, что ваш договор не будет по смыслу являться договором коммерческой концессии, а в части товарного знака там будет условие о предоставлении права в будущем. В целом вариант достаточно рискованный, потому что если Роспатент откажет в регистрации, придется делать ребрендинг всей сети. Но иногда бывают ситуации, когда по другому никак, тогда нужно делать франшизный договор с такими условиями, как в вашем случае.

0
0
Denis Malutin

Здравствуйте!
Целый год бренд регистрируется. А что предприятию делать этот год, сидеть и ждать?

0
Алексей Башук

Denis, добрый день! По моей практике в последнее время регистрация проходит в среднем не за год, как раньше, а за 4-6 месяцев, если к ней правильно подготовиться (выбрать перспективное обозначение, правильно подготовить документы, оплатить пошлины, вовремя отвечать на запросы Роспатента и т.д.). Иногда получается, что регистрация проходит вообще за 2-3 месяца, и это в обычном, неускоренном порядке. В ускоренном — 2 месяца.

Если у вас фантазийное обозначение с высокой различительной способностью, его проверял опытный специалист по настоящим реестрам Роспатента и сделал вывод, что сходных обозначений нет, или степень сходства низкая — то можно в целом начинать под ним работу, не ждать регистрации. Но если там есть риски противопоставлений других знаков, то тогда есть вероятность, что их правообладатели могут объявиться с претензиями, в таком случае лучше подождать и посмотреть, как разрешится процесс регистрации.

0
0
Эля Экзальт

Мне звонили по регистрации товарного знака, сказали, что с 2023 года это будет обязательно. Так ли это?

0
0
Sergey Kovalev

Спасибо за статью! Очень ценное руководство к действию!

0
0
Мария Короленко

Добрый день, спасибо за статью. Подскажите, пожалуйста, если сейчас регистрирую товарный знак, как ИП, а в будущем хочу перейти на ООО, что будет с товарным знаком? И второй вопрос. Читала, что если товарный знак не используется в течение трех лет, то его аннулируют, как это проверяется (у меня производство товаров)?

0
0
Galchenko Oleg

Спасибо. Статья супер. Не хватает одного: саморекламы в конце. Что то типа, А я знаю все! И цена....

0

Сообщество