«В России договоры не нужны», — говорит Паша.

Паша — фрилансер: он делает сайты без договора. Он уверен, что в случае беды договор его не защитит, а без беды договор не нужен.

Однажды Паша отправил клиенту почти готовый сайт в надежде получить деньги. Клиент перестал отвечать на звонки и письма. Позже сайт запустили в немного измененном виде, а деньги не заплатили. В итоге Паша сделал работу бесплатно и теперь не может защитить свои права.

В этой статье разберемся, почему Паша был не прав и как ему мог помочь договор.

Зачем фрилансеру договор

Договор — это официальная договоренность с клиентом. Он нужен, чтобы зафиксировать, кто для кого что делает и сколько и когда платит.

Договор защищает деньги. Если вам не заплатили, вы сможете пойти в суд. Он обяжет заказчика погасить долг и выплатить неустойку. Судебные расходы и расходы на юриста тоже возместит заказчик.

Договор защищает время. Если договор составлен грамотно, ваш проект не затянется на неопределенный срок. Если заказчик переносит встречи, не знает, что хочет, и тянет с приемкой работ, вы вправе закончить работу в срок или пойти в суд. За просрочку со стороны заказчика вы можете взыскать неустойку. Он будет платить за ваше время, которое вы потеряли.

Договор защищает от переменчивого настроения. В российском законодательстве действует принцип свободы договора. Поэтому стороны могут включить в договор любые положения, которые не противоречат закону и которые вам выгодны. В том числе ограничения для клиента.

Договор защищает от «хотелок». Если по договору вы должны нарисовать дизайн сайта, вам не нужно его верстать, продвигать в интернете и делать группы в соцсетях за обещания клиента заплатить больше. Всё новое, что захочет клиент, вы оформите в отдельном соглашении, где укажете сумму оплаты за дополнительную работу.

Договор защищает от налоговой. Чтобы не думать о налогах, без договора тоже не обойтись. Его потребует бухгалтерия клиента, чтобы рассчитать и заплатить за вас НДФЛ.

Договор формализует отношения — вместо «как-нибудь потом договоримся», как было у Паши, 31 августа вы запускаете сайт, а 3 сентября получаете за него деньги. Потому что так написано в договоре и сторонам грозит штраф за срыв сроков.

Договор — ваша система защиты.

Какой договор подойдет

Чаще всего фрилансеры работают по договору оказания услуг или договору подряда.

Подряд, то есть работа, — это нарисовать логотип, сделать сайт, написать статью. В договоре подряда всегда есть овеществленный результат. Это он был нужен Паше.

Оказание услуг — это дать совет, рассказать о светлом будущем, провести спиритический сеанс, проконсультировать по повышению конверсии в ю-икс-ю-ай вашего эм-ви-пи. В услугах овеществленного результата нет.

По договору оказания услуг, если заказчик откажется от его исполнения, можно вернуть только расходы, которые фактически понес исполнитель. По договору подряда можно взыскать убытки, то есть то, что вы потеряли из-за отказа заказчика от договора. Поэтому лучше не путать подряд с услугами.

Как составить договор

В интернете можно найти примеры договоров, по которым можно работать. Но перед этим нужно обязательно скорректировать договор под себя. Важно не выкинуть нужное и не оставить лишнего.

По закону стороны свободны в заключении договора. Вы можете составить его на простом языке, а не на ломаном юридическом, законом это не запрещено. Однако суды и нотариусы привыкли к штампам. А если ошибиться в терминах договора, то весь договор или его часть могут признать недействительными. Слишком фамильярный и составленный в разговорном стиле договор может оказаться бесполезным. Поэтому самый безопасный вариант — договор, составленный юристом.

Договор должен быть составлен в письменной форме за подписью клиента и исполнителя, если клиент — юрлицо или стоимость вашей работы выше 10 000 рублей. Если стоимость ниже, договор можно заключить устно. Также можно составить договор в электронном виде, но в суде потребуются доказательства того, что клиент этот договор принял и подписал.

Мы составили стандартный договор на разработку сайта, в котором учли все необходимые условия, чтобы вам было проще избежать риски, с которыми столкнулся Паша. Этот договор вы легко переделаете под договор на написание статьи или создание логотипа.

Чтобы редактировать шаблон, перейдите по ссылке и выберите в меню «Файл» пункт «Создать копию»

Разберем на примере, что должно быть написано в договоре и зачем.

Договор на выполнение работ по разработке сайта

1 августа 2016 г. г. Москва

Подрядчик Иванов Михаил Петрович, действующий как физической лицо, и Заказчик ООО «Диваны»,

совместно именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона», заключили настоящий договор на выполнение работ по разработке сайта (далее — «Договор»):

1. Термины

Настоящие термины имеют указанное значение только для Договора и не могут толковаться иначе в отношении работ по созданию Сайта.

  1. Сайт — сайт мебельной фабрики ООО «Диваны» www.divany.ru.
  2. Дизайн сайта — разработка уникальных сценариев использования, методов управления, способов ввода, вывода и представления информации, элементов идентификации, текстового наполнения и графического оформления страниц Сайта.
  3. Точка невозврата — согласованная Сторонами дата, после которой никакие изменения в Дизайн сайта вноситься не могут.
  4. Верстка — процесс формирования страниц Сайта в текстовом редакторе и результат этого процесса — веб-страницы.
  5. Информационные материалы — материалы, которые предоставляются Заказчиком и которые необходимы Подрядчику для разработки Сайта: текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы, фотоматериалы и другие материалы, а также результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг, охраняемых законодательством.
  6. Техническое задание — неотъемлемое приложение к Договору, которое определяет условия и требования к выполнению работ и содержит:
    план и срок работ, включая график выполнения и согласования работ;
    технические ограничения Сайта.

2. Предмет Договора

Подрядчик обязуется выполнить работы по созданию Сайта (далее — «Работы») в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы.

В договоре обязательно должны быть существенные условия: кто что должен делать, когда и на каких условиях. Без этого договор недействительный.

Порядок сдачи-приемки работ, пункты о конфиденциальности, форс-мажоре, взаимной ответственности не обязательны, но без них вы рискуете проиграть в конфликтной ситуации. Лучше учесть в договоре все, чтобы избежать непонимания.

3. Срок действия Договора

Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Договору.

4. Права и обязанности

  1. Стороны обязаны:
    не разглашать информацию, указанную в п. 8 Договора, и документы, касающиеся Договора, без предварительного письменного согласия другой Стороны, кроме предусмотренных Договором исключений;
    не уступать права требования по Договору без письменного согласия другой Стороны;
    предоставлять другой Стороне полную информацию, от которой зависит исполнение Сторонами Договора.
  2. Заказчик обязан:
    передать Подрядчику готовые Информационные материалы до начала соответствующего этапа Работ;
    осмотреть и принять Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных п. 6.2 Договора.
  3. Подрядчик обязан:
    разработать техзадание по согласованию с Заказчиком;
    выполнить Работы, указанные в Техническом задании, качественно, своевременно и в полном соответствии с условиями настоящего Договора.
  4. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество Работ, не вмешиваясь в деятельность Подрядчика.
  5. Подрядчик вправе не приступать к Работам, приостановить начатые Работы или отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков, если нарушение Заказчиком своих обязанностей по Договору препятствует его исполнению, а также если очевидно, что Заказчик не выполнит свои обязанности в установленный срок.

5. Сроки выполнения работ

  1. Дата начала Работ — 1 августа 2016 г. Дата окончания Работ — 31 августа 2016 г.
  2. Промежуточные сроки и Точка невозврата устанавливаются в Техническом задании.
  3. Сроки окончания Работ по Договору переносятся Подрядчиком в одностороннем порядке на период просрочки исполнения Заказчиком встречных обязательств, предусмотренных п. 4.2 Договора.
  4. Подрядчик вправе досрочно сдать работы по согласованию с Заказчиком.

Обязательно включите в договор точную сумму вашего вознаграждения и порядок его выплаты. В нашем договоре исполнитель — частное лицо, поэтому заказчик платит за него налоги и взносы.

Пропишите в договоре пункт об одностороннем подписании акта сдачи-приемки: если нет замечаний в течении пяти дней — работа принята. К вам не должно быть никаких претензий.

6. Стоимость Работ и порядок оплаты

  1. Стоимость Работ по Договору составляет 150 000 рублей после вычета НДФЛ 13% в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса РФ. При этом Заказчик перечисляет в Пенсионный Фонд РФ и Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования установленные законодательством Российской Федерации взносы
  2. Оплата по Договору производится в следующем порядке:
    в день подписания Договора Заказчик оплачивает аванс в размере 50 000 рублей;
    оставшуюся часть стоимости Работ Заказчик оплачивает в течение 3 банковских дней после подписания Акта сдачи-приемки Работ.
  3. Стороны могут согласовать увеличение стоимости Работ по Договору в случае, предусмотренным п. 7.3 Договора.
  4. Способом оплаты по Договору является перевод денежных средств на счет Подрядчика по указанным в п. 14 реквизитам.

7. Порядок сдачи-приемки Работ

  1. По завершении Работ Подрядчик представляет Заказчику результаты выполненных Работ.
  2. Если у Заказчика нет замечаний к Работам, Стороны подписывают Акт сдачи-приемки. С этого момента Работы считаются принятыми Заказчиком и должны быть оплачены.
  3. В случае отказа Заказчиком от приемки Работ Сторонами составляется двусторонний акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения. Подрядчик выполняет необходимые доработки с учетом замечаний Заказчика. В случае, если доработки требуют существенных временных затрат, Стороны также согласуют увеличение стоимости Работ по Договору.
  4. Если в течение 5 календарных дней после представления результатов выполненных Работ Заказчик не направит Подрядчику письменный мотивированный отказ от приемки Работ, они считаются принятыми без замечаний, а Акт сдачи-приемки — подписанным в одностороннем порядке.

8. Конфиденциальная информация

  1. Стороны обязуются не разглашать информацию, которая относится к предмету Договора, и принять меры к ее защите от несанкционированного доступа третьих лиц.
  2. Обязательства Сторон относительно конфиденциальности и неразглашения информации не распространяются на общедоступную информацию.
  3. Если одна из Сторон допустит разглашение конфиденциальной информации, она возместит другой Стороне причиненные убытки, включая реальный ущерб или упущенную выгоду.

9. Ответственность и гарантии

  1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору в соответствии с положениями Договора и законодательством Российской Федерации.
  2. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору в соответствии с положениями Договора и законодательством Российской Федерации.
  3. В случае несоблюдения Заказчиком своих обязанностей по Договору, а также в случае нарушения сроков выполнения Работ по вине Заказчика, Заказчик уплачивает Подрядчику неустойку в размере 0,1% от общей стоимости Работ за каждый день просрочки.
  4. В случае несоблюдения Заказчиком своих обязанностей по Договору, а также в случае нарушения сроков выполнения Работ по вине Заказчика, Заказчик уплачивает Подрядчику неустойку в размере 0,1% от общей стоимости Работ за каждый день просрочки.
  5. В случае нарушения сроков выполнения Работ по вине Подрядчика, Заказчик вправе требовать уплаты Подрядчиком неустойки в размере 0,1% от общей стоимости Работ за каждый день просрочки.
  6. В случае нарушения сроков выполнения Работ по вине Подрядчика, Заказчик вправе требовать уплаты Подрядчиком неустойки в размере 0,1% от общей стоимости Работ за каждый день просрочки.
  7. Подрядчик гарантирует, что Работы по Договору не заимствованы и выполнены им самостоятельно.
  8. Заказчик гарантирует, что он обладает всеми правами на результаты интеллектуальной деятельности (фирменное наименование, фотографии для Сайта и др.), которые использует Подрядчик в рамках Договора. В случае предъявления к Подрядчику претензий или исков в связи с использованием таких результатов Подрядчиком, Заказчик обязуется урегулировать все претензии и предпринять необходимые действия, чтобы исключить расходы и убытки у Подрядчика. В случае возникновения расходов Заказчик возмещает их в полном объеме.

10. Форс-мажор

  1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы, удостоверенных справкой компетентного органа государственной власти.
  2. Стороны признают, что неплатежеспособность не является форс-мажорным обстоятельством.

11. Основания и порядок расторжения Договора

Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон или в одностороннем порядке путем направления уведомления за 10 календарных дней.

12. Прочие условия

  1. Все споры и разногласия между Сторонами из Договора или в связи с ним разрешаются в претензионном порядке. Срок для рассмотрения претензии и ответа на нее составляет 5 календарных дней с момента ее получения. При невозможности разрешения вопросов таким способом спор подлежит рассмотрению Хамовническим районным судом города Москвы согласно законодательству Российской Федерации.
  1. Правообладателем разработанного Сайта является Заказчик. Подрядчик вправе разместить на Сайте свою текстовую и / или графическую подпись и использовать Сайт в своем портфолио.
  2. Договор составлен на русском языке в двух подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

14. Подписи и реквизиты Сторон

Подрядчик

Иванов Михаил Петрович
Адрес: г. Москва, ул. Образцова, д. 12, кв. 106
Дата регистрации: 31.12.1991 г.
Дата рождения: 31.12.1991 г.
Место рождения: г. Москва
Паспорт серия 4276 № 380 165
Выдан Отделением УФМС России по г. Москвы по району Марьина Роща 05.01.2012, код подразделения 123−770
СНИЛС: 162−331−182 28
ИНН: 631 337 214 112
Реквизиты для получения средств в российских рублях:
Название банка: АО «Тинькофф Банк»
Получатель: Иванов Михаил Петрович
Счет: 40 817 810 100 001 644 544
БИК: 44 525 974
ИНН: 7 710 140 679
КПП: 775 001 001
КОРРЕСПОНДЕНТСКИЙ СЧЕТ: 30 101 810 145 250 000 896

подпись
Заказчик

Генеральный директор ООО «Диваны» Петров Иван Михайлович
Адрес: Москва, ул. Гашека, 15
К/с: 40 203 810 167 250 001 920
ИНН: 3 310 140 349
КПП: 665 002 002
БИК: 44 535 874
Телефон / факс: 8 (495) 351–65–15

подпись

В договоре мы написали, что работаем по техзаданию. Поэтому оно обязательно должно быть приложено.

Приложение № 1
к Договору на выполнение работ по разработке сайта
от 1 августа 2016 г.

Техническое задание

1. Введение

Техническое задание — это полный набор требований Заказчика к разработке Сайта и выполнению Работ, связанных с разработкой.

Все неоднозначности и неточности, выявленные в Техническом задании после его подписания, и изменения требований Заказчика должны быть согласованы.

В процессе согласования неоднозначностей, неточностей и изменений в Техническом задании могут быть разработаны дополнительные требования, которые оформляются дополнительным соглашением к Договору.

Все, что не оговорено в Техническом задании, выполняется на усмотрение Подрядчика.

2. Понимание задачи

Задача:

Помочь ООО «Диваны» с помощью сайта привлечь клиентов и стать узнаваемой фабрикой, которая ассоциируется с качеством производства и удобством мебели.

Задачи сайта ООО «Диваны»:

Помочь посетителям сайта найти фабрику мебели, которая делает качественную и красивую мебель под заказ. Превратить посетителей в постоянных клиентов.

Представить варианты работ. Указать, что есть в наличии.

Дать возможность посетителю записаться на встречу с мебельщиком.

Решение:

Разработать элементы фирстиля для сайта: нарисовать логотип, подобрать цвета.

Сделать сайт с текстом о компании, контактами, адресом фабрики, примерами мебели и ее стоимостью, формой заявки и отзывами.

Для записи к мебельщику посетители оставляют телефон, прикладывают фотографии и указывают желаемое время встречи.

3. Этапы и сроки

Начало работ: 1 августа 2016 г. Завершение работ: 31 августа 2016 г.

Точка невозврата: 15 августа 2016 г.

Стороны договорились, что после этой даты никакие изменения в Дизайн сайта вноситься не могут.

Этап Результат Срок
1. Проектирование структуры сайта Готов рабочий прототип Сайта 7 августа 2016 г.
2. Дизайн сайта Готов и утвержден Дизайн сайта, который уже не может быть изменен 15 августа 2016 г.
3. Верстка HTML-страниц Сайт корректно отображается и работает в браузерах на любых экранах компьютеров 25 августа 2016 г.
4. Адаптация сайта под мобильные устройства Сайт корректно отображается и работает на телефонах и планшетах 31 августа 2016 г.
Этап
1. Проектирование структуры сайта
Результат
Готов рабочий прототип Сайта
Срок
7 августа 2016 г.
Этап
2. Дизайн сайта
Результат
Готов и утвержден Дизайн сайта, который уже не может быть изменен
Срок
15 августа 2016 г.
Этап
3. Верстка HTML-страниц
Результат
Сайт корректно отображается и работает в браузерах на любых экранах компьютеров
Срок
25 августа 2016 г.
Этап
4. Адаптация сайта под мобильные устройства
Результат
Сайт корректно отображается и работает на телефонах и планшетах
Срок
31 августа 2016 г.

4. Технические требования

  1. Разрабатываемый Дизайн передаются в виде набора файлов следующих форматов:
    растровые изображения в формате PNG, JPG или PSD (Adobe Photoshop CC);
    шаблоны дизайна сайта — HTML, CSS.
  2. HTML-шаблоны должны корректно отображаться в следующих версиях браузеров:
    Internet Explorer версии 9 и выше, платформа — операционные системы семейства Windows;
    Mozilla Firefox версии 20 и выше — Windows версии XP и выше и Mac OS X версии 10.8 и выше;
    Safari версии 6 и выше — Windows версии XP и выше и Mac OS X версии 10.8 и выше;
    Google Chrome — Windows версии XP и выше и Mac OS X версии 10.8 и выше;
    Opera версии 15 и выше — Windows версии XP и выше и Mac OS X версии 10.8 и выше;
    Яндекс. Браузер — Windows версии XP и выше и Mac OS X версии 10.8 и выше.

Дизайн должен быть разработан с расчетом на минимальное разрешение 640×960 пикселей и адаптироваться под встроенные браузеры мобильных устройств Ай-ОС 7 и выше, Андроид 4.0 и выше.

При разработке Дизайна учитываются особенности браузеров, их ограничения внешнего вида и поведения объектов. Для обеспечения правильного отображения элементов в разных браузерах применяется принцип грациозной деградации.

Сайт создается на русском языке.

5. Подписи Сторон

Подрядчик подпись
Заказчик подпись

По завершении работ не забудьте заключить и подписать акт сдачи-приемки. Он будет служить доказательством, что ваши обязательства по договору выполнены. Если заданий будет несколько, то вам придется заключать с клиентом дополнительные техзадания и акты сдачи-приемки.

После оформления правильного договора с заказчиком у вас на руках должно быть как минимум три подписанных документа: договор, техзадание и акт сдачи-приемки.

Запомнить

  1. Договор — это официальная договоренность с клиентом. Работая без договора, вы рискуете быть обманутыми и нарушить закон.
  2. Чаще всего фрилансеры работают по договору оказания услуг или договору подряда. Главное отличие — овеществленный результат договора подряда.
  3. Перед составлением договора убедитесь, что в договоре закреплены существенные условия — без них договор будет признан незаключенным.
  4. Обязательно укажите в договоре его предмет, сроки и стоимость.
  5. Старайтесь составлять договор письменно: так будет легче доказать свою правоту.
  6. Отдельно пропишите порядок выплаты вам вознаграждения и указание на то, что заказчик становится вашим налоговым агентом.
  7. Включите в договор пункты про ответственность и гарантии заказчика и ваше право на авторство.
  8. Включите в техзадание понимание задачи, точку невозврата и таблицу сроков и этапов работ.
  9. После оформления договора у вас на руках должно быть как минимум три подписанных документа: договор, техзадание и акт сдачи-приемки.