Как я приучила себя к аудиокнигам и прослушиваю 100 книг в год
Я люблю книги. Сначала читала бумажные, позже частично перешла на электронные, а затем — на аудио.
В 2016 году у меня родился ребенок. Когда начались схватки, я как раз слушала аудиокнигу «Аэропорт» Артура Хейли, где главные герои — стюардесса и командир корабля — как раз обсуждали ребенка. То были последние часы свободы в жизни, и времени на чтение бумажных книг больше не осталось. С тех пор я практически полностью перешла на аудио.
Расскажу об особенностях аудиокниг, в каких программах их слушать бесплатно и легально, как выбрать чтеца и привыкнуть к новому формату восприятия информации. Все книги, что упоминаю, я слушала и смело могу рекомендовать.
О чем расскажу
Обо мне
Я журналист и редактор из Петербурга, в профессии с 2008 года. До 2016 года писала в основном про экономику, позже — на другие темы: культура, ИТ, образование. Пожалуй, не освещала только политику и спорт. С 2021 года пишу про личные финансы и еду в Т—Ж.
Много читаю и редактирую художественную и нон-фикшен литературу. Отредактировала несколько детских книг: сборник сказок, который папа сочинил для своего сына, и две энциклопедии — о елках и о наскальной живописи. А еще работаю с книгами для взрослых. Чтобы делать это еще более качественно, учусь на курсах литературного редактирования.
А еще я делаю книжные обзоры для внутреннего корпоративного портала «Газпром-нефти». Сотрудники делятся впечатлениями о произведениях, которые им нравятся, а я кратко излагаю сюжет, привожу цитаты, говорю об авторе. Для этого я всегда читаю книгу, какой бы большой она ни была.
Для меня чтение — это досуг, то, что приносит радость. Всегда что-то читаю, точнее — слушаю: я хорошо воспринимаю книги в аудиоформате, часто в процессе сразу несколько.
Мне нравятся разные книги. Иногда хочется почитать фэнтези, иногда что-то историческое, иногда романтическое. Часто выбираю книги по чтецу — знаю, что любимые голоса посоветуют достойное. Иногда прямо чувствую: пора читать Дину Рубину. Пожалуй, она мой любимый писатель. Я пишу про еду, поэтому много читаю по теме. В мае всегда слушаю книги про войну.
Я читаю в месяц минимум четыре-пять книг, максимум — девять. Большинство из них — в аудиоформате. На такой объем бумажных романов у меня бы физически не хватило времени, а аудиокниги я слушаю почти каждый день, иногда — по несколько часов.
Аудиокниги и особенности их восприятия
Есть теория о четырех типа восприятия информации: визуалы, аудиалы, вербалы и кинестетики. Новозеландский школьный инспектор Нил Флеминг предположил, что визуалы лучше понимают картинки, аудиалы воспринимают информацию на слух, вербалы — через чтение или письмо, а кинестетики — через тактильные ощущения, обоняние и осязание.
Типизация стала очень известна. Однако позже исследователи пришли к выводу, что на то, насколько человек способен усваивать материал, больше влияет не тип подачи информации, а мотивация, любопытство и способность не отвлекаться.
Есть небольшое исследование, которое показывает, что восприятие информации на слух можно развить. В 2013 году лаборатория слуха Северо-Западного университета в США исследовала связь между умением следовать ритму и слуховыми способностями. Ученые выяснили, что навык отбивать ритм улучшает восприятие информации на слух: определять звонкие и глухие согласные, а также подчеркивать приоритетные моменты в предложении.
Я не предлагаю отстукивать ритм, но чем больше слушать аудиокниги, тем проще будет следить за сюжетом и концентрироваться. Как и в любом деле, важна привычка, а значит, регулярность. Если хотите, чтобы прослушивание книг стало приятным досугом, а процесс не затягивался на месяцы, могу предложить такой план:
- Определитесь, когда и где будете слушать книги: вечером перед сном, на утренней пробежке или по пути на работу и домой. Выберите удобную программу или приложение.
- Выберите чтеца. О том, как это сделать, подробнее расскажу дальше в статье.
- Прослушайте небольшое произведение: повесть или рассказ. Еще вариант — выбрать уже знакомую вещь, так можно сравнить впечатления от бумажной книги и прослушанной: все ли вы запомнили, верно ли поняли автора, так ли произносили имена героев.
С учетом бесплатного периода у многих приложений у вас будет одна-две недели, чтобы определиться, подходит ли вам такой формат. А еще можно записаться в библиотеку и слушать книги бесплатно, как это сделать, я тоже расскажу ниже.
Плюсы и минусы аудиокниг
👍 Аудиокниги помогают читать больше. Я могу мыть полы дома, резать капусту на борщ или развешивать постиранное белье и параллельно слушать историю. С аудиокнигами в полной мере понимаешь, что «кирпич» — это состояние текста, а не его объем — даже большой роман можно проглотить, если он интересный. С тех пор как я начала слушать аудиокниги, я измеряю их не страницами, а часами. Например, четыре тома «Войны и мира» для меня — это не 1300 страниц, а более 40 часов аудио.
А еще можно слушать аудиокниги на увеличенной скорости: так быстрее. Но я предпочитаю оригинальный темп.
👍 Помогают приучить детей к книгам. Когда я была маленькой, я с трепетом ждала, когда родители поставят мне на ночь пластинку со сказками. Сейчас, когда я сама стала мамой, я включаю аудиокниги своему ребенку. Уверена, это помогает развивать фантазию и память, формировать грамотную устную речь и тренировать внимание.
👍 Аудиокниги дешевле бумажных. Бумажные книги с каждым годом становятся все дороже. Разница в цене может достигать четырех раз.
👍 В аудиокнигах правильно произносят слова, имена персонажей и локаций. Профессиональный чтец работает в команде с редактором, у которого в руках орфоэпический словарь, где указано правильное произношение. Сложнее, если автор — иностранец, еще сложнее — если он написал фэнтези.
Чтецы могут даже обращаться к автору с просьбой поставить ударения в незнакомых словах. Например, Игорь Князев спрашивал писателя Василия Авченко о топонимах, когда озвучивал его книгу «Дальний Восток. Иероглиф пространства».
👍 Аудиокниги создают настроение. Иногда книгу могут дополнять звуковые эффекты: шум дождя, стук каблуков по мостовой, музыка. Все это создает особую атмосферу.
👍 От аудиокниг не устают глаза. Даже если вы привыкли читать с экрана, приходится напрягать зрение. Аудиокнига дает глазам отдохнуть.
👎 Аудиокниги подходят не для всех книг. Мне кажется, что аудиоформат более уместен для художественной литературы, которую слушают для души. Я слушала научпоп, но его доступность сильно зависит от темы, а еще сложно воспринимается на слух техническая и юридическая информация. Например, «Очаровательный кишечник» Джулии Эндерс на слух воспринимался довольно тяжело, и я думаю, что стоило прочитать его в бумаге.
👎 Не все особенности стиля можно передать устно. Иногда задумку автора отражает именно письмо — например, поток сознания или нарочито безграмотное повествование, как в «Цветах для Элджернона» Дэниела Киза.
👎 Многих книг нет в аудио. Особенно это заметно, когда выходит новинка — аудио обычно появляется позже бумажной или электронной версии. Иногда приходится подолгу ждать, пока произведение озвучат.
👎 У аудиокниг нет физического носителя. Ее нельзя подержать в руках, пошуршать страницами, вдохнуть запах типографской краски. А еще ее не поставишь на полку: для многих книголюбов это важно.
Как выбрать чтеца
Аудиокнига воспринимается не как бумажная. От того, насколько вы сосредоточитесь и позволите истории себя захватить, зависит понимание книги и общее впечатление от нее.
Иногда делают аудиоспектакль или театрализованный рассказ, когда несколько актеров озвучивают разными голосами своих героев. На фоне часто идет музыка, живой смех, накладываются аудиоэффекты: шум дождя или стук каблуков, а комментарии рассказчика убирают или сокращают. Мне такой формат не близок — лишает возможности представить картину самому.
Многое зависит от чтеца. Я прослушала немало аудиокниг и выяснила, что мне нравятся не все: чей-то голос кажется не очень приятным или темп — слишком медленным. Однако знаю, что эти же чтецы у других читателей любимые. Поэтому совет тут один: слушайте разных людей и сверяйтесь со своими ощущениями. Если книга не идет, попробуйте сменить исполнителя.
Расскажу про своих любимых чтецов и произведения, которые слушала в их исполнении.
Дина Рубина, пожалуй, мой любимый писатель и чтец. Она всегда сама озвучивает свои романы и повести. В интервью она рассказывала, что писать книги для нее — тяжкий труд, а озвучивать их — удовольствие.
У нее спокойный и приятный тембр. Она как автор знает, где сделать акцент, как привлечь внимание читателя к нужным фрагментам. Поэтому ее книги звучат именно так, как она их задумала.
Александр Клюквин — профессиональный актер и официальный голос канала «Россия-1», русский голос лейтенанта Коломбо, инопланетянина Альфа из одноименного комедийного сериала, а также Роберта де Ниро и Аль Пачино.
Познакомилась с ним как чтецом в 2019 году, когда начала «Гарри Поттера», и пришла в полный восторг.
Кирилл Радциг — профессиональный актер, радиоведущий, журналист, музыкант и композитор. Почти весь Фредрик Бакман говорит его голосом. Радциг умело меняет голоса, отчего сразу понятно, что это за персонаж.
Алексей Багдасаров озвучивал персонажей фильма «Приключения Паддингтона», а также множество произведений мировой классики: Владимира Набокова, Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Дюма, Сергея Довлатова. Роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» он записал вместе с Алексеем Кортневым.
Валерий Кухарешин — актер, который озвучил доктора Хауса в одноименном сериале и первые несколько томов «Ведьмака» Анджея Сапковского: именно в его исполнении Геральт особенно хорош.
Марина Лисовец, официальный голос диснеевской Белоснежки, озвучила роман Энни Бэрроуз и Мэри Шаффер «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков».
Сергей Чонишвили, актер театра и кино, мастер дубляжа, телеведущий и писатель, известен многим из рекламы. Он начитал «Дюну» Фрэнка Герберта.
Светлана Кузнецова озвучила героев мультфильма про трех котов, а также сагу современной итальянской писательницы Элены Ферранте «Моя гениальная подруга» из серии «Неаполитанский квартет».
Актриса и мастер дубляжа и озвучивания Галина Чигинская начитала все книги «Голодных игр» Сьюзен Коллинз. Голосом Натальи Казначеевой говорит Лара Крофт и Анжелика, а также все герои романа «Прислуга» Кэтрин Стокетт. Мария Орлова озвучила книги Кристин Ханны — «Улицу Светлячков» и «Зимний сад».
Иногда я выбираю аудиокниги не по автору, а именно по чтецу, потому что уверена: обладатели моих любимых голосов плохого не посоветуют.
А еще книжки может озвучивать искусственный интеллект. На «Литрес» немало произведений читает искусственный интеллект Ivan. На мой взгляд, он неплох, но не хватает эмоциональности. Впрочем, не уверена, что я распознала бы в записи машину, не знай об этом заранее.
В каких программах слушать аудиокниги
Я пользуюсь двумя — «Литресом» и «Букмейтом». Кратко расскажу про эти и другие приложения и программы.
«Литрес» — самый крупный по количеству пользователей книжный сервис в России. Здесь есть как электронные издания, так и аудиокниги. На сайте можно покупать отдельные произведения или оформить подписку за 399 ₽ в месяц.
Книги можно читать или слушать в личном кабинете как с компьютера, так и с телефона. Система запомнит, где вы остановились на одном устройстве, и начнет воспроизводиться с того же места, если вы перейдете на другое. Еще можно загружать свои файлы.
«Букмейт» — сервис с комиксами и элементами соцсети в экосистеме «Яндекса». В библиотеке магазина 170 тысяч аудио- и электронных книг. Работает по подписке. Она стоит 100 ₽ в месяц для обладателей «Яндекс-плюса» или 399 ₽ для пользователей без нее. Читать и слушать книги можно только в приложении.
Аудиокниги «Букмейта» можно слушать и через «Яндекс-музыку». Оба сервиса синхронизированы: можно отложить книгу в «Букмейте», а когда откроете музыкальное приложение, оно предложит послушать ее аудиоверсию.
MyBook — большая электронная библиотека, где собрано больше 200 тысяч произведений. Каждый месяц появляется более двух тысяч новинок, есть тематические подборки и персональные рекомендации.
Подписка с аудиокнигами стоит от 549 ₽ в месяц, ее можно оплатить из России через сайт. Книги можно загрузить, чтобы слушать в местах без интернета.
«Патефон» — сервис прослушивания аудиокниг, есть сайт и приложение. Можно пользоваться бесплатно, но тогда придется слушать рекламу. Подписка на месяц, где рекламы нет, стоит 599 ₽.
Иногда приложение произвольно останавливает воспроизведение. Чтобы этого избежать, отключите переход в спящий режим. Аудиокниги можно загрузить на устройство и слушать без сети.
Author.today — сайт самоиздата, где авторы сами выкладывают книги. В основном на сайте жанровая литература: фэнтези, фантастика, ужасы, детективы и боевики.
Здесь публикуют как тексты, так и аудиокниги, часть доступны бесплатно.
Строки. Книжный сервис от мобильного оператора МТС. Здесь можно почитать классические и современные книги, комиксы и мангу, послушать аудиокниги и подкасты. Есть разные подписки и возможность купить конкретную книгу — в том числе и эксклюзивные предложения сервиса.
Программы для чтения. Еще есть бесплатные программы, которые сами озвучивают текст, например «Речка». Зачитать вслух может и «Алиса».
Я пользовалась приложениями для Android «Вслух читатель» и TTS Reader, но мне они не понравились: на мой взгляд, текст в их исполнении звучит бездушно.
Как я слушаю аудиокниги бесплатно и легально
У многих программ для прослушивания аудиокниг есть пробный период. Например, у «Литреса» первый месяц подписки стоит 1 ₽, у других сервисов он и вовсе бесплатный: у MyBook и «Строк» — две недели, у «Букмейта» — месяц, у «Патефона» — неделя. За это время можно определиться, нравятся ли вам аудиокниги в целом и сервис в частности.
Кроме того, «Литрес» открыл бесплатный доступ к своим ресурсам российским государственным библиотекам. Чтобы получить эти книги, нужно прийти с паспортом в библиотеку, которая участвует в программе, и получить логин и пароль от «Литреса». Эти данные нужны для создания личного кабинета. Я пользуюсь этим сервисом постоянно.
Книгу выдают на две недели, не более пяти за раз. После прочтения ее нужно сдать — нажать «Убрать в архив» на карточке. Но даже если не сделать этого вовремя, она сдастся автоматически. Если нет очереди, ее можно взять снова — и так неограниченное количество раз.
Библиотека может даже купить читателю книгу на сайте «Литреса», но обычно не больше двух в месяц. Цена зависит от организации. Я записана в библиотеку Василеостровского района Петербурга, там покупают книги не дороже 300 ₽. В Выборгском районе максимальная цена — 500 ₽. А вот в Приморском районе книгу за 500 ₽ приобретут, только если ее запросили минимум трое читателей.
Выбор книг в разных районах и городах сильно отличается. Я заметила это, когда записывала родителей в библиотеку в Волгоградской области. Доступные мне книги на «Литресе» оказались закрыты у них. Но это не беда. Можно записаться в несколько библиотек, везде получить пароли для «Литреса» и объединить свои аккаунты.
Подобная система была и у «Букмейта» и MyBook. Данные для входа в личный кабинет временные — на три месяца. Чтобы получить новые, нужно написать библиотекарю, можно даже в сообщения во «Вконтакте».
Раньше такая схема действовала в Петербурге, но с декабря доступен только MyBook и только через Межрайонную централизованную библиотечную систему им. М. Ю. Лермонтова, которая объединяет 14 библиотек в Центральном и Адмиралтейском районах.
Чтобы получить доступ к сервису на месяц, надо подписаться на группу библиотеки во «Вконтакте» и написать в сообщения сообщества. Библиотекарь вышлет код. Далее нужно установить приложение MyBook и ввести код в аккаунте.
Код действует месяц, потом доступ можно продлить. Но для этого придется прийти в библиотеку с паспортом и оформить читательский билет. Предложение действует, пока у библиотеки есть промокоды.
Какие аудиокниги я советую послушать
Однажды я составила для своей подруги список книг, которые рекомендую именно послушать. В него вошли как взрослые, так и детские произведения. Это зарубежная и отечественная художественная и нон-фикшен литература — современная и классическая:
- «Прислуга» Кэтрин Стокетт — история об американском юге 1960-х годов. Главная героиня — молодая и целеустремленная девушка — после университета возвращается домой и начинает борьбу с притеснением чернокожих, которые сделали очень много для нее и ее семьи. Читают Марина Лисовец, Наталия Казначеева, Юлия Яблонская.
- «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни — книга о драматичной дружбе двух афганских мальчиков, Амира и Хасана, из разных социальных слоев. События начинаются в Кабуле 1970-х годов и переносятся в современные США. Читает Алексей Багдасаров.
- «Вторая жизнь Уве» Фредрика Бакмана — книга об угрюмом старике Уве, который всегда следует правилам и не понимает, почему этого не делают окружающие. Но за внешней суровостью прячется нечто большее. Читает Алексей Багдасаров.
- «Русская канарейка» Дины Рубиной — сага о музыкальном одесском семействе и алма-атинской семье, судьбы которых затейливым образом переплетаются на протяжении столетия. В трилогию входят книги «Желтухин», «Блудный сын» и «Голос». Читает Дина Рубина.
- «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич — документальная книга из интервью женщин — участниц Великой Отечественной войны. Это летчицы, трактористки, снайперы, прачки и повара. Читает Марина Ливанова.
- «Дети мои» Гузели Яхиной — книга о Поволжье 1920–1930-х годов. Главный герой — российский немец и учитель Якоб Бах, который живет отшельником и растит единственную дочь Анче. Читает Александр Клюквин.
- «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал — книга психолога, которая ведет курс «Наука о силе воли» в Стэнфордском университете. Рассказывает, как тренировать терпение, достигать поставленных целей и не срываться на полпути. Читает Ольга Ганкова.
- «Под фартуком» Ивана Шишкина — книга шеф-повара о том, как выглядит работа ресторана снаружи и изнутри, что делает блюдо вкусным, как обращаться с инвентарем и оборудованием, рассчитывать ингредиенты и планировать экономику своего заведения. Читает сам автор.
- «Тоня Глиммердал» Марии Парр — детская книга, которая будет интересна и взрослым. Главная героиня Тоня — единственный ребенок в норвежской горной деревушке неподалеку от моря, ее лучший друг — старик Гунвальд. Он замечательный, но Тоне хочется найти компанию сверстников. Читает Роза Шмуклер.
- «Как поймать мамонта. Первобытная история» Андрея Усачева и Алексея Дмитриева — детская книга, где с юмором рассказано о быте первобытных людей: как они ловили мамонтов, почему пришли к патриархату и что ценили в каменном веке. Читает Ефим Шифрин.
Коротко
Все по-разному воспринимают информацию на слух: кто-то хорошо запоминает детали, а кто-то — скучает и даже засыпает. Попробуйте начать со знакомых книг, чтобы оценить, подходит ли формат.
Многое зависит от чтеца: слушайте разных и подбирайте тех, чей тембр и темп вам отзовется. Часто истории начитывают профессиональные актеры, но озвучить может и автор — и даже искусственный интеллект.
Аудиокниги дешевле бумажных, их можно слушать где угодно, и от них не устают глаза. Но такой тип изложения не всегда передает авторские приемы — например, поток сознания или нарочито безграмотную речь героя.
Есть много программ для прослушивания аудиокниг. Как правило, они предлагают пробный период новым подписчикам. Можно слушать книги бесплатно, если записаться в библиотеку, которая сотрудничает с «Литресом», «Букмейтом» или MyBook.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie