Как написать автобиографию
Образование
416

Как написать автобиографию

И какие нужны сведения, чтобы ничего не упустить

Обсудить
Аватар автора

Сергей Немчинов

разложил свой жизненный путь по полочкам

Страница автора

Автобиография нужна, чтобы работодатель смог увидеть и оценить жизненный и профессиональный путь кандидата.

Ее чаще всего просят при трудоустройстве на государственную или военную службу по контракту: в штат судов, МЧС, полицию, следственный комитет или прокуратуру. Иногда ее требуют при устройстве в другие организации, например при оформлении врачом в больницу или научным сотрудником в университет.

Автобиографию нужно написать от руки и без помарок. Обычно разрешают взять бланк у работодателя и заполнить его дома, а потом отдать в отдел кадров.

В статье расскажу, какие сведения нужно отразить и на что обратить внимание мужчинам и женщинам.

Что такое автобиография

Это документ, в котором кандидат на должность описывает свою жизнь в хронологическом порядке. В нем указывают дату и место рождения, адреса всех мест жительства, места работы и учебы, информацию о родственниках, выезды за границу и другие сведения, которые могут охарактеризовать человека. Например, знание иностранных языков, спортивные разряды, участие в выборах в качестве кандидата или полученные награды.

Трудовой кодекс не относит автобиографию к числу обязательных документов, предъявляемых при трудоустройстве  . Но право работодателя требовать ее может быть прописано в других федеральных законах, например в законе о полиции  .

Утвержденного бланка автобиографии в МВД нет. Например, в Ингушетии кандидатам на службу дают такой бланк
Утвержденного бланка автобиографии в МВД нет. Например, в Ингушетии кандидатам на службу дают такой бланк

Форму для заполнения дают в отделе кадров, когда вы подаете заявление на работу. Это обычный разлинованный лист формата А4. Сверху написано слово «Автобиография», а ниже — вопросы, на которые нужно ответить.

Список вопросов при трудоустройстве в разные ведомства похож, но есть различия.

В автобиографии для поступления на службу в МВД нужно указать свою национальность, привлекали ли вас к административной ответственности, как вы относитесь к правоохранительным органам и как оцениваете степень своего участия в охране общественного порядка. А в автобиографии для Следственного комитета нужно указать недвижимое имущество и транспорт, которым вы пользуетесь, а также описать свой характер.

Как правило, кадровики просят написать автобиографию не в литературном стиле, а в деловом — но это лишь рекомендация. Главное, чтобы в документе были точно написаны запрашиваемые сведения.

В чем разница между автобиографией и анкетой. При трудоустройстве на государственную или муниципальную службу часто просят заполнить анкету — это тоже один из обязательных документов. В нем указывают сведения о кандидате и его родственниках. Информация в анкете и автобиографии похожа, разница лишь в том, что в автобиографии нужно больше рассказать о себе.

Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ
Образец анкеты, который заполняют при поступлении на службу в ФСБ

Зачем нужна автобиография

Написанная собственноручно автобиография позволяет отделу кадров оценить, как вы изъясняетесь и допускаете ли ошибки. Порой сотрудники даже обращают внимание на почерк. Непонятный почерк не повод для отказа в работе, но может стать преградой, когда вас будут рассматривать на руководящие должности — автобиографию хранят в личном деле сотрудника и могут обратиться к ней впоследствии.

Еще отдел кадров может выявить нестыковки с тем, что вы утверждаете в автобиографии и в других документах. Например, если написать, что вы учились очно в Москве, но в анкете указать, что в этот период проживали в другом регионе, сотрудники могут оценить подлинность документов об образовании. В МВД по результатам такой проверки составляют заключение.

Например, в автобиографии кандидат на службу в ведомство написал, что работал автором в Т⁠—⁠Ж, а в анкете указал, что был главным редактором. Расхождение легко проверить: на странице о журнале указаны сотрудники и их должности. Если отдел кадров МВД выяснит, что в каком-то из документов сведения недостоверные, человека не возьмут на службу. А если он уже работает, могут уволить  .

Образец заключения проверки сведений. Источник: docs.cntd.ru
Образец заключения проверки сведений. Источник: docs.cntd.ru

Иногда полезно указать дополнительные навыки, чтобы вас зачислили в подходящее подразделение.

Например, знание иностранного языка пригодится в общении с иностранцами, а разряд по боевым искусствам поможет задерживать преступников и конвоировать их. В любом ведомстве во время службы проводят соревнования, и спортсмены всегда нужны. Больше всего присматриваются к бегунам, стрелкам, пловцам и лыжникам.

Где может понадобиться автобиография

Автобиография нужна при трудоустройстве в федеральные органы исполнительной власти. Например:

  • МВД  ;
  • Следственный комитет  ;
  • Генеральную прокуратуру  ;
  • ФСБ  ;
  • МЧС  ;
  • ФССП  .

Документ могут запросить и при трудоустройстве в других ведомствах, например в Росстате и в судах, иногда предоставить автобиографию просят банки. Несколько авторов и редакторов Т⁠—⁠Ж заполняли автобиографию для трудоустройства в «Интер РАО ЕЭС», больницу и вуз. Напомню, что Трудовой кодекс РФ этого не требует, и вы вправе отказаться от сдачи этого документа. Но есть риск, что тогда не возьмут на работу.

Автобиографию подают вместе с пакетом документов, который требует ведомство, а хранят в личном деле сотрудника.

Вакансия сотрудника в отдел техподдержки статистической базы. Чтобы участвовать в конкурсе, нужно предоставить автобиографию. Источник: hh.ru
Вакансия секретаря судебного заседания, также просят автобиографию. Источник: hh.ru

Как написать автобиографию

Возьмите бланк автобиографии. Его выдают в отделе кадров при подаче заявления. Я нашел несколько образцов у разных ведомств: прокуратуры, ФССП и МВД — вы можете взять за основу их или использовать наш шаблон. В МВД утвержденного бланка автобиографии нет, но выдают бланк от предыдущего приказа.

На всякий случай сделайте копию или возьмите второй экземпляр. Если совершите ошибку в тексте, всю автобиографию придется переписывать.

Составьте план. Уточните у сотрудника отдела кадров, как правильно заполнить документ. Обычно нужно просто последовательно отвечать на вопросы. Прежде чем заполнять чистовой вариант, лучше изложите факты на черновике.

Иногда ведомства указывают требования к заполнению. Например, такие инструкции есть на сайте Следственного комитета и ФСБ.

Рекомендации по составлению автобиографии на сайте Следственного комитета
Рекомендации по составлению автобиографии на сайте Следственного комитета

Если рекомендаций и конкретных вопросов нет, укажите:

  1. Персональные данные: ФИО, дата и место рождения, гражданство. Если вы гражданин другой страны или когда-то им были, укажите это. Если меняли имя, фамилию или отчество, укажите предыдущие, причину и дату изменения.
  2. Место жительства: адрес регистрации и фактического проживания, причины переезда.
  3. Образование: какую школу, вуз или колледж окончили, периоды обучения, полученное образование, ученые степени, специальность. Если какое-то учебное заведение не окончили, укажите причину.
  4. Место работы: название организации, период, должность, место нахождения, причины увольнения. Укажите курсы повышения квалификации или переподготовки, если вы их проходили. Если были безработным, состояли на бирже труда или находились в декретном отпуске, тоже напишите об этом — обычно достаточно указать даты, но в случае с биржей труда также напишите название биржи.
  5. Отношение к воинской обязанности: военнообязанный или невоеннообязанный. Об этом ставят штамп в паспорт. Девушкам без военно-учетных специальностей достаточно написать «невоеннообязанная».
  6. Служба в вооруженных силах: период службы, воинская часть, должность и звание при увольнении.
  7. Семейное положение: заключен ли брак, когда и где. А также данные о супруге: ФИО, дата и место рождения, адрес проживания, место работы.
  8. Сведения о ваших близких родственниках и родственниках супруга или супруги  : ФИО, дата и место рождения, адрес проживания, место работы, должность. Если кто-то умер, укажите дату смерти и место захоронения. Если кто-то учится, напишите место обучения и адрес.
  9. Пребывание за границей: дата, государство и цель поездки, сведения о действующем заграничном паспорте. Укажите, если у кого-то из близких родственников есть второе гражданство, вид на жительство или он больше полугода проживает за рубежом.
  10. Допуск к гостайне, если есть: форма допуска, дата, место получения и прекращения.
  11. Привлекали ли вас или близких родственников к уголовной ответственности, когда и за что.
  12. Дополнительные сведения: знание иностранных языков, спортивные разряды, участие в профсоюзных и общественных организациях, участие в выборах, награды и поощрения, иная информация, которую хотите сообщить о себе.
  13. В конце поставьте дату составления и подпись.

Все данные пишите в хронологической последовательности от последнего к первому.

Я составил образец заполнения автобиографии и постарался включить в него разные жизненные ситуации. Вы можете создать его копию и написать черновик по аналогии.

Не указывайте лишнюю информацию. Отделу кадров достаточно, если вы полностью ответите на все предложенные вопросы без лишних деталей — они не повлияют на трудоустройство. Например, если спрашивают, где жили, не стоит писать, что вы в течение месяца находились, например, в санатории по путевке.

Что еще не нужно указывать:

  • социальное происхождение, например из семьи рабочих или потомственных военных;
  • сведения о дальних родственниках, если этого не просят;
  • мнение об органах государственной власти;
  • навыки, которые не пригодятся на работе. Например, что вы проходили курсы по нутрициологии или детскому массажу;
  • характерные для резюме общие навыки: пунктуальность, стрессоустойчивость, внимательность.

Чем различается автобиография мужчины и женщины

Автобиографии не разделяют по половому признаку, но на некоторые вопросы мужчины и женщины будут отвечать по-разному.

Особенности автобиографии для мужчин. Нужно указать периоды прохождения срочной службы в армии: какой военкомат призвал, сроки службы, род войск, номер войсковой части, звание при увольнении в запас, сведения о военном билете. Если вы не служили, напишите причины отсрочек и сведения о приписном удостоверении.

Особенности автобиографии для женщин. Если после замужества вы меняли фамилию, укажите девичью фамилию или фамилию от предыдущего брака и дату, когда ее поменяли. Когда рассказываете о близких родственниках женского пола — маме, супруге или сестре, тоже напишите предыдущие фамилии.

Также отразите периоды отпуска по беременности и родам, уходу за детьми. Их можно писать при перечислении мест работы в хронологической последовательности. Например, с июля 2022 по ноябрь 2022 года — отпуск по беременности и родам. С ноября 2022 по март 2024 года — отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года.

Запомнить

  1. Автобиография — это документ, в котором кандидат на должность описывает сведения о себе и близких родственниках. Чаще всего он нужен при трудоустройстве в органы государственной власти вместе с остальными документами.
  2. В документе указывают персональные данные, места жительства, работы, учебы и военной службы. Это нужно отделу кадров, чтобы оценить ваши качества и сопоставить информацию с остальными документами.
  3. Бланк обычно дают в отделе кадров при устройстве на работу. Автобиографию пишут от руки, в ней нельзя допускать ошибки.
  4. Написание автобиографии при трудоустройстве не закреплено в Трудовом кодексе РФ, но ее могут требовать по другим законам, например законе о полиции.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Сергей НемчиновА вы пробовали писать автобиографию? Расскажите о своем опыте: