«Просыпались с видом на горы»: как мы путешествуем в автокемпере
Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Идея о путешествиях в доме на колесах пришла к нам в сентябре 2020 года.
Мы с мужем как раз были в очередной поездке в Сочи. Взяли с собой велосипеды и катались по горам. Добрались до горного озера и сошлись на мысли, что неплохо было бы переночевать возле него, но не в гостинице, а в личном домике, чтобы избежать лишней туристической суматохи.
После этой поездки мы стали активно думать, как воплотить в реальность путешествия без гостиниц. Смотрели каналы зарубежных ребят-вэнлайферов, где они делились опытом строительства и быта в доме на колесах. Мы рассмотрели четыре варианта — от автопалатки до кемпера. Расскажу, что в итоге купили, куда ездили и чем нам нравятся путешествия в доме на колесах.
Как мы выбирали дом на колесах
Сначала мы остановились на самом легком для нас варианте — автопалатке на крыше нашего пикапа. Ехала она к нам в Волгоград аж из Владивостока почти три недели. С ней мы отправились в Архыз — к Софийским водопадам и озерам. Провели четыре ночи в горном лесу и поняли, что такой формат путешествий нам по душе, но только в теплое время года. Зимой с палаткой не попутешествуешь, а нам хотелось не зависеть от гостиниц даже в холода.
Все четыре дня у нас была вода: мы взяли с собой бак на 100 литров и даже подсоединили к нему автодуш. Вода за ночь остывала, так как в июле в темное время суток температура в горах опускалась до +5 °С. Кроме того, у нас с собой был биотуалет.
После Архыза мы еще пару раз выбирались ночевать в палатке, но уже на территории нашей Волгоградской области.
У палатки свои минусы. Например, в мае 2021 года мы поехали на плато Канжол. Легко добрались туда по грунтовке, несмотря на дождь. Но место для ночевки выбирали долго: было очень ветрено. Пока раскладывали палатку, небо затянуло темными тучами, пришла гроза.
Мы залезли в машину, чтобы переждать стихию. И тут начался град. Казалось, что огромные ледяные градины разобьют лобовое стекло. Температура с +22 °С опустилась до +8 °С. Было страшно. Еще из-за спешки я неправильно закрыла палатку, поэтому мой спальник и матрас намокли. В итоге мы вернулись в Пятигорск, а ночевку на плато решили перенести на следующий раз.
Потом мы решили купить другую машину — подержанный минивэн Фольксваген Транспортер. На его базе делают автокемперы. Поехали за 400 километров от Волгограда, чтобы в очередной раз убедиться, что чаще всего покупка б/у авто — это зло. Как оказалось, машину несколько раз перекрашивали, у нее был один комплект ключей, дубликат ПТС и другие сомнительные моменты. Мы поняли, что это не для нас.
Но от идеи не отказались. Стали рассматривать новый вариант — купить бортовой УАЗ Профи и на его базе построить наш автодом. Были согласны ждать новый автомобиль полгода и немного переплатить, так как сумма в договоре не фиксировалась. Но и тут нас ждал подвох. С каждым днем становилось ясно: узаконить переделку грузовичка в автодом очень тяжело. Отечественные блогеры жаловались на потраченное время, бюрократию и немалые суммы.
Однажды вечером мы листали «Авито» и нашли жилой модуль для пикапа за 200 000 ₽. Модуль был складным и, по сути, представлял собой каркас с подъемной крышей, напоминающий нашу автопалатку. Но мы все равно позвонили по объявлению, и оказалось, модуль продавал тот, кто его сконструировал. Причем не просто в каком-то гараже на коленке, а на заводе с масштабами промышленного производства и ориентиром на европейский рынок.
Через неделю после этого разговора мы уже были в Коломне на производстве, где изготавливают дома на колесах и жилые модули для пикапов. Посмотрели на готовые экземпляры, убедились в их качестве и решили купить всесезонный жилой модуль для среднеразмерного пикапа.
Их изготавливают под заказ. Наш модуль обошелся в 1,4 млн рублей. Можно выбрать любой цвет наружного покрытия. Мы предпочли светло-серый: во-первых, темная краска летом греется сильнее, а во-вторых, в один тон с машиной модуль смотрелся бы не так эффектно.
На удивление в кемпере на относительно небольшой площади оказалось комфортно. Мы убедились в этом во время нашей первой десятидневной поездки — о ней я подробнее расскажу дальше. Кухней нам служит зона с раковиной и дополнительной поверхностью, куда мы ставим переносную газовую плиту, предусмотрено также место для готовки.
Есть обеденная зона со столиком, опустив который можно сделать дополнительное третье спальное место, например для ребенка. Мы даже смастерили небольшое место для сушки постиранных вещей, немного переделав сушилку для батареи.
Особых неудобств не заметили. В наших автоапартаментах есть все, что нужно для комфортного проживания: душ, туалет, горячая вода и отопление. В самую холодную ночь, когда мы ночевали в лесу в Архызе, на улице было −12 °С, а в нашем кемпере — +22 °С, и отопитель работал не на всю мощность.
Единственный нюанс: с жилым модулем высота машины была почти три метра и мыть ее приходилось только на мойках самообслуживания. В Волгограде мы не нашли другую мойку с воротами около 3,5 метра.
Первая поездка
Маршрут для первого путешествия мы выбрали сразу — горнолыжные курорты Северного Кавказа. Мы очень любим сноубординг и решили совместить поездку на кемпере с покатушками на бордах. Отправились туда в марте 2022 года на десять дней. Специально выбирали суперснежную погоду, чтобы кататься по пухляку.
Первым местом назначения был Эльбрус. Там мы провели три ночи. Нашли место рядом с парковкой ратраков, но немного отъехали от них ближе к лесу и расположились в тишине.
Вторым пунктом маршрута был Домбай. Там мы остановились на две ночи. Но, к сожалению, так и не нашли подходящего места для ночевки в лесу или возле горной реки. Пришлось договориться с гостиницей, чтобы остановиться на их довольно уютной парковке.
Третьей точкой был наш любимый Архыз. Там мы пробыли пять дней. Два дня ночевали на поляне, окруженной горной рекой и лесом, где останавливались и прошлым летом с автопалаткой.
После Архыза мы должны были ехать в Сочи, на Красную Поляну, но наши планы изменились: мы заболели ротавирусом и после Архыза пришлось вернуться в Волгоград.
Плюсы путешествий в кемпере
Как только мы приобрели кемпер, многие уверяли нас, что в гостиницах и отелях намного комфортнее, чем в наших автоапартаментах, и проблем во всех отношениях меньше. Друзья говорили: «Вам будет тесно», а мы отвечали: «Зато вместе».
Хочу сказать тем, кто до последнего в нас сомневался: вы ошибались. А теперь немного статистики. В декабре 2021 года мы ездили на четыре дня только в Архыз, жили в гостинице среднего уровня, ели в кафе, на три дня покупали ски-пассы.
В марте 2022 года мы были в путешествии целых десять дней, из них катались пять. Пробыли бы в поездке и дольше, если бы не слегли с отравлением. За это время мы посетили три горнолыжки — Эльбрус, Домбай, Архыз, — засыпали в лесу под вой шакалов и просыпались с потрясающим видом на горы.
Иногда ели в кафе, а иногда готовили дома — даже звучит тепло и уютно. Учитывая, что в нашем кемпере есть душ и биотуалет, разницы с гостиницей мы не ощутили. Кстати, ски-пассы в этот раз мы покупали по популярной сейчас карте «Мир», по которой в Архызе давали скидку 5%. Информация актуальна на начало марта 2022 года.
Наше приключение длиной в десять дней обошлось нам ровно в такую же сумму, что и поездка на четыре дня в декабре, — примерно в 45 000 ₽. Самой затратной частью всегда были еда и проживание. Имея свой домик на колесах, в котором можно готовить, мы здорово экономили. При этом ничуть не потеряли в комфорте.
После поездки мы сняли наш автодомик, и до следующего путешествия он стоит на домкратах в гараже. Снять его оказалось не так трудно — мы справились вдвоем за час. При большом желании и сноровке кемпер снимет и один человек.
Что в итоге
Путешествуя в доме на колесах, мы поняли, как это круто, когда можно задержаться в одной локации еще на сколько угодно дней, ничего не отменяя и не продлевая никакую бронь. Мы знакомились с новыми людьми, которые искренне радовались за нас, когда мы рассказывали, как долго шли к такому формату путешествий. И просто кайфовали оттого, что наконец нашли то, что нам по душе.
Летом планируем новые поездки. Обычно в это время у нас сезон хайкинга: мы любим ходить по горам с трекинговыми палками. Возможно, в какую-то поездку удастся взять с собой велики — для них нужно придумать крепления на кемпер.