Как мы с подругой съездили в Японию осенью
Для многих Япония — что-то очень далекое, крайне самобытное и потому привлекательное.
На мой взгляд, ни о каком другом народе нет такого количества стереотипов, как о японцах. Например, в России их считают трудоголиками, которые после окончания университета и до выхода на пенсию преданно работают в одной компании.
Я мечтал увидеть старинные храмы, сады камней, сакуру в цвету, гейш и доспехи самураев. Мне кажется, современная культура и традиции Японии обладают неудержимым притяжением. Но путешествие в азиатскую страну всегда представлялось мне несбыточным из-за ее удаленности от европейской части России и дорогих туров. При выборе направления для первого самостоятельного путешествия за границу я не планировал непременно побывать в Японии, но не устоял перед мечтой.
В 2023 году мои знакомые слетали туда, что частично разрушило представление о недоступности страны. Отзывы на форуме путешественников добавили уверенности. Еще в дело вмешался случай — реклама дешевых авиабилетов.
До Японии я был за границей лишь однажды: в Италии, по путевке. У меня остались яркие впечатления о достопримечательностях, а вот представления о жизни людей я не получил. Планировать самостоятельную поездку по Японии было одновременно страшно и интересно: невероятная экзотичность страны проявляется не только в местах, куда гиды водят туристов, но и по пути к ним, а также в поездах, на железнодорожных станциях, в небольших магазинах и отелях.
За восемь дней мы с подругой посетили главные достопримечательности Осаки, Киото, Нары и Химэдзи: буддийские храмы, средневековые замки, современные районы. Полюбовались и природными красотами — например, поднялись на гору Шоша в окрестностях Химэдзи.
Расскажу, как организовать поездку в Японию: как получить визу, перемещаться между городами, что посмотреть, какие блюда попробовать и какие сувениры привезти домой.
О чем расскажу
Виза в Японию
Россиянам для посещения Японии нужна виза. Туристические выдают бесплатно. Документы принимают в консульском отделе посольства Японии в Москве и консульствах в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске и Южно-Сахалинске. Можно подать документы и получить визу через знакомого по доверенности — заверять ее у нотариуса не нужно.
У жителей Амурской области, Республики Бурятия, Еврейской автономной области, Забайкальского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и Хабаровского края есть возможность оставить заявку в визовых центрах VFS Global. Но при этом придется уплатить сервисный сбор — 2500 ₽.
Заявление подают не раньше чем за 90 дней до поездки. Записываться на прием заранее не нужно. Вот какие документы необходимо взять:
- Анкету в двух экземплярах, заполненную на английском или японском. На нее приклеивают фото 3,5 × 4,5 см.
- Загранпаспорт.
- Копию внутреннего паспорта — разворота с фотографией и страницы с регистрацией.
- Подтверждение финансового обеспечения. Подойдет выписка с банковского счета и справка с места работы с указанием зарплаты, если трудоустроены.
- Бронь авиабилетов.
- Бронь жилья и чек об оплате. Вместо подтверждения оплаты можно приложить выписку со счета в иностранном банке, если есть.
- Программу пребывания. Ее заполняют по шаблону на английском или японском.
Визу обычно выдают на четвертый рабочий день. Опыт путешественников на Форуме Винского это подтверждает.
Первым делом мы приобрели туристическую страховку в Т-Банке с опцией защиты на случай отказа в выдаче визы . На самом деле японцы редко отказывают путешественникам. На Форуме Винского не удалось найти отзывов об этом. Один такой случай описан на wrenjapan.com — это популярный российский блог о поездках в Японию. Турист подал документы в московское посольство, но при этом находился в Турции. Японцы как-то узнали об этом и отказали в выдаче визы. В целом посольство ведет себя отзывчиво, позволяет исправить ошибки и донести бумаги.
Далее мы собрали документы по списку. Заполнили визовые анкеты на английском. Нас смутило, что на одной старой странице сайта посольства в Москве указаны размеры фото для анкеты 4,5 × 4,5 см. Мы перестраховались и сделали фото в обоих вариантах — 3,5 × 4,5 см и 4,5 × 4,5 см, заплатили 800 ₽ на двоих.
Получили справки с места работы, там указали должность, стаж, размер зарплаты. Заказали выписки по расчетным счетам: я показал 400 000 ₽, подруга — 300 000 ₽. Т-Банк и «Альфа-банк» выдали справки на русском и английском языках бесплатно. Сбер взял по 200 ₽ за каждую. В итоге пригодились только справки на русском.
Авиабилеты и гостиницу оплатили заранее. Хотя в брони отеля была отметка об оплате, при подаче документов мы на всякий случай приложили чек. План поездки заполнили на английском.
Мы с подругой живем и работаем в Ульяновске. Подавать документы поехала подруга, а я составил доверенность в письменной форме без нотариального заверения. Билет на фирменный поезд Ульяновск — Москва и авиабилет «Победы» Москва — Ульяновск обошлись в сумме в 6500 ₽. Путь из Ульяновска в Москву по железной дороге занимает примерно 13 часов, по воздуху — 1 час 40 минут.
Японское посольство находится по адресу Грохольский переулок, 27. Это рядом с Казанским вокзалом, куда прибывает поезд из Ульяновска. Очередь на подачу виз электронная. Подруга заранее разложила документы по порядку, как требует посольство. В очереди она провела около 40 минут. Сотрудник поинтересовался, почему я не подаю документы сам. Его устроил ответ, что я живу и работаю в Ульяновске.
После подачи документов подруге выдали уведомление — по нему получают паспорта с визами. Его еще называют квитанцией. Забрать паспорта может любой человек без доверенности. Это удобно: не нужно повторно посещать Москву. Посольство не сообщает о готовности документов — ни по телефону, ни по почте. Ожидание было волнительным. Но все прошло по плану: на четвертый рабочий день наши паспорта с визами получила коллега, которая живет в столице. Мы забрали их в день вылета.
Деньги
Валюта страны — иена, 100 JPY (62 ₽). Из-за санкций за рубежом не работают российские «Виза», «Мастеркард», «Американ-экспресс» и JCB. Систему «Мир» в Японии не используют. В телеграм-чате «UnionPay в России» туристы пишут, что оплатить покупки и снять наличные удается с помощью UnionPay от «Газпромбанка». Также можно отправиться в путешествие с картой иностранного банка, например Узбекистана или Беларуси, и наличными.
До поездки мы не заводили карт за рубежом. Зато я оформил UnionPay в «Газпромбанке». В итоге в Японии мы ее не доставали. Не стали экспериментировать с оплатой по неизвестному курсу конвертации. Снимать деньги — тоже: из-за опасения попасть на большую комиссию. В стране, по нашему опыту, распространено использование наличных. Места, где оплату принимают исключительно картами, нам не встречались.
В Ульяновске можно купить японские иены, но курс показался нам не очень комфортным. Мы решили приобрести доллары и уже на месте поменять их на иены. Оценив потенциальные траты, я и подруга купили по 800 $ (71 902 ₽). Про запас я снял с банковского счета еще 200 $ (17 975 ₽).
По совету с Форума Винского мы обменяли доллары в аэропорту Осаки. По опыту путешественников, курс там не отличается от того, что в городе. А вот в автоматических обменниках он хуже. За 1700 $ (152 792 ₽) мы получили 250 000 JPY (156 897 ₽). Обменник в аэропорту зарабатывает на разнице курсов — комиссии там нет.
Иены, не потраченные в поездке, мы без проблем поменяли обратно на доллары в том же пункте в аэропорту. Чек у меня не сохранился, поэтому курс не привожу. Немного монет и банкнот мы оставили на память и в качестве подарков-сувениров для знакомых.
Маршрут
Мы выбрали лететь в Осаку, потому что так дешевле всего было попасть в Японию. Изначально этот город не был целью путешествия: на фото и видео он казался по-современному бетонным, нам же хотелось погрузиться в традиционную атмосферу. Изучив карту, мы с удовольствием обнаружили, что от Осаки просто добраться до Киото, Нары и даже в Химэдзи, а по прилете с первых шагов убедились, что и сама Осака какая угодно, но только не бетонная. Город произвел отличное впечатление.
Составить список достопримечательностей и определиться с транспортом нам помогли «Гугл-карты», сайт с расписанием поездов HyperDia, приложение Japan Travel и visitjapan.ru — это официальный туристический офис Японии. Мы знали, что такси в стране дорогое, поэтому старались строить маршруты по железной дороге.
В итоге наш маршрут получился таким:
- Летим из Москвы в Осаку через Пекин, заселяемся в отель и вечером знакомимся с городом.
- Отправляемся в красивый парк «Миноо» в горах рядом с Осакой.
- Едем одним днем из Осаки в Киото. Там осматриваем коридоры из оранжевых ворот в храмовом комплексе Фусими Инари и гипнотизирующий сад камней Рёан-дзи.
- Посещаем Нару, где кормим с рук оленей в городских парках и попадаем в самое большое древнее деревянное здание в мире с 15-метровой статуей Будды.
- На четвертый день едем в Химэдзи ради открыточного средневекового замка и горы, где снимали «Последнего самурая».
- Отдыхаем и гуляем по Осаке: например, заглядываем в исторический музей. По сути же мы изучали город по вечерам: можно окунуться в шумный квартал Дотонбори и подняться на небоскреб Abeno Harukas.
- Снова едем в Киото. План на день — величественный храмовый комплекс Киёмидзу-дэра.
- Прощаемся с Осакой и возвращаемся в Москву с пересадкой в Пекине.
На карте видно, что Химэдзи, Киото и Нара обрамляют Осаку. Советую выбирать последнюю как базу для изучения округи. На карте отмечены все достопримечательности, упомянутые в тексте, — используйте ее как наглядный ориентир при чтении статьи: так будет проще соотносить многочисленные японские названия с городами.
Дорога до Осаки
Прямого авиасообщения между Россией и Японией нет. Из Москвы нужно лететь с пересадкой в Китае, ОАЭ, Таиланде или Турции. Еще есть паром из Владивостока в Сакаиминато, но он долго идет, дорого стоит и неудобен для тех, кто живет за пределами Дальнего Востока. Расскажу, как мы все организовали.
Из Ульяновска в Москву. Мы выбрали поезд, потому что он устраивал нас по времени и комфорту. Фирменный поезд отходит из Ульяновска в 20:44 и прибывает на Казанский вокзал Москвы в 09:00 следующего дня. Мы сразу приобрели билеты туда и обратно за 13 478 ₽ на двоих.
Наш вылет из Москвы был запланирован на 17:15. Мы успели добраться до Белорусского вокзала, где оставили два чемодана в камере хранения, немного погулять по городу, встретиться с коллегой и забрать паспорта с визами, пообедать, выпить кофе и на аэроэкспрессе от Белорусского вокзала добраться до Шереметьева.
Из Москвы в Осаку. Мы купили авиабилеты Москва — Осака и Осака — Москва у перевозчика China Eastern Airlines. В обоих случаях — с пересадкой в аэропорту Пекин-Дасин. Стоимость составила 90 968 ₽ на двоих с учетом четырех мест багажа по 23 килограмма каждое — по два на пассажира. Билеты приобретали в Путешествиях в Т-Банке и получили приятный кэшбэк — 10 007 ₽.
На регистрации в Шереметьеве нам дали посадочные сразу на оба сегмента: Москва — Пекин и Пекин — Осака. Места в самолете выбрали заранее на сайте перевозчика — доплачивать за это не пришлось. Первый сегмент пришелся на первую половину ночи. Я не умею спать в транспорте, так что было тяжеловато. В самолете вкусно кормили: был полноценный ужин в начале полета и сэндвич ближе к посадке.
В аэропорту Пекин-Дасин пограничники нас тщательно обыскали и проверили емкость пауэрбанков. Никаких вопросов они не задали.
Мы не покидали транзитную зону — она показалась просто огромной и на удивление пустой. Магазинов мало, открываться они начали поздно. Зато там хватает зон отдыха, где можно посидеть или прилечь, кругом установлены аппараты с горячей и холодной водой. Так как в самолете сытно кормили, есть на пересадке не хотелось. Мы лишь выпили чаю — из поезда у нас в ручной клади оставались пакетики. В аэропорту провели четыре с половиной часа, он произвел отличное впечатление.
На обратном пути — из Японии в Россию — в Дасине нас ждала 18-часовая ночная пересадка. На этот раз мы забирали багаж и заново регистрировали его на следующий рейс. В транзитной зоне аэропорта нет гостиницы. Выйти в город мы не рискнули, поэтому остановились в пятизвездочном отеле на территории аэропорта, за пределами транзитной зоны. Нам поставили штамп с правом пребывания в Китае в течение 144 часов — перед этим попросили показать бронь гостиницы.
На рейсе из Пекина в Осаку самолет был поменьше — Airbus A321 вместо Airbus A330 — и без развлекательной системы в подголовниках. Монитор — один на несколько рядов, читать субтитры было сложно. Взлет и посадка на обоих сегментах прошли по расписанию.
Аэропорт Кансай. В Осаке два аэропорта — Кансай и Осака. Кансай в основном принимает международные рейсы, Осака — только внутренние.
Япония встретила нас пасмурным небом. Кансай выглядел невзрачно по сравнению с новейшим аэропортом Пекин-Дасин. На взлетно-посадочной полосе сквозь асфальт пробивалась трава, что и вовсе напомнило мне Ульяновск. Плотность пассажиров показалась очень высокой — куда больше, чем в Москве или Пекине.
В аэропорту мы заполнили два бланка — таможенную декларацию и миграционную карту. При этом сотрудники Кансая старались помочь и подсказывали на английском. После прохождения паспортного контроля вместо привычных штампов о пересечении границы в наших паспортах появилась аккуратная наклейка с узнаваемым силуэтом горы Фудзи — символ того, что мы попали в новый мир.
Дорога из аэропорта в город
Из Кансая в центр Осаки можно добраться на такси, автобусе и поезде. Дороже всего — на такси: поездка обойдется в 18 000—20 000 JPY (11 296—12 551 ₽). Поезда и автобусы стоят примерно одинаково, но поезд — самый быстрый вид транспорта. Расписание и цены уточняют на сайте аэропорта.
Мы выбрали поезд. В Кансае много указателей, и информация переведена на английский, поэтому найти станцию легко. Дальше возникла сложность: из Кансая в город ходят разные поезда, и я не понимал, как найти нужный — JR Kansai Airport Rapid Service. Я даже немного запаниковал. Помогло неудержимое желание подруги общаться на английском языке.
Один из работников на станции охотно подсказал нам номер пути, другой направил в кассу, где мы обзавелись транспортными картами ICOCA перевозчика JR West и положили на них по 2500 JPY (1568 ₽). Подробнее об этих картах расскажу дальше.
Мы оплатили проезд и сели в поезд. Уже после того, как он тронулся, от контролера мы узнали, что это не JR Kansai Airport Rapid Service, а JR Haruka Limited Express. Служащий общался с нами при помощи переводчика на планшете. Мы тут же наличными оплатили экспресс. Вероятно, мы совершили ошибку и заплатили за поездку дважды. Но сам экспресс мне понравился: кресла комфортные, а чемоданы мы разместили на стеллажах в тамбуре вагона.
Еще один плюс: экспресс, в отличие от JR Kansai Airport Rapid Service, идет напрямую до станции Tennoji. На обычном поезде нужно ехать с пересадкой. На Tennoji мы по указателям легко перешли на одноименную станцию метро. А дальше по ветке Tanimachi добрались до нашей станции Tanimachi Yonchome. В метро прошел шок, вызванный неудачей на экспрессе. Выбравшись из подземки, мы попали под небольшой дождь. Дальше сориентировались по карте и без труда дошагали до отеля.
Осака и окрестности
Осака — современный город, который сохраняет связь с историей и природой. Это хорошо демонстрируют живописный парк «Миноо», энергичные кварталы вроде Дотонбори, замок Осаки и другие достопримечательности.
Замок в Осаке — это самурайская крепость конца 16 века. Современный вид она приобрела после реконструкции 1997 года. Вход в парк на территории замка бесплатный, а главную башню посещают за 600 JPY (376 ₽). В башне есть музей — там выставлены, например, доспехи — и обзорная площадка на восьмом этаже. Со смотровой открывается вид на небоскребы по соседству. В отзывах на «Гугл-картах» посетители жалуются на громадные очереди.
Часы работы башни зависят от сезона. В парке можно гулять в любое время. Прилетев в Японию и зарегистрировавшись в отеле, мы первым делом отправились именно в замок. В башню не попали: она к тому моменту закрылась. Зато с удовольствием побродили в одиночестве по красивому и ухоженному парку. В один момент мы пошли на крики, даже не предполагая, что увидим. Оказалось, это детская тренировка по кэндо в додзё . Она создала особую атмосферу.
Увиденное не оставило никаких сомнений: поездка уже удалась. Мы полюбили Японию с первых минут. Стало понятно: ничего страшного, если вдруг мы по каким-то причинам не сможем одолеть запланированный маршрут. Его начальная точка оправдывала всю затею.
Позже мы вернулись к замку при дневном свете. Порадовались синему небу, краснеющим осенним деревьям и шикарному виду на город. Прощались с Японией мы тоже в замке: провели там час перед вылетом, наблюдая за школьными экскурсиями.
Парк «Миноо» расположен на одноименной горе в окрестностях Осаки. Туда легко добраться на поезде, вход бесплатный. По парку проложена живописная тропа. Особенно людно там весной, во время цветения сакуры, и осенью — в период момидзигари, когда кленовые листья меняют цвет. Сезон красных, оранжевых и желтых кленов приходится на середину — конец ноября, так что мы его не застали, листья только начали краснеть.
Уже рядом с парком стало понятно, что место туристическое: нас встретила девушка, раздававшая красочные карты. Еще мы увидели множество магазинчиков и лавок с уличной едой. Например, посетителям предлагают момидзи темпура — жареные кленовые листья.
Основной маршрут по парку — это хорошо оборудования тропа вдоль реки Миноо, которая ведет к водопаду. Прогулка не требует специальной подготовки, нужна только удобная обувь. Перепад высот в парке — от 100 до 600 метров, поэтому там можно увидеть и пожилых людей, и маленьких детей.
Ничего особенного в 33-метровом водопаде Миноо нет. Но покидать его почему-то было жаль. Мне кажется, многие места в Японии оставляют подобную память о себе и пройденном пути — с примесью грусти.
От водопада тропа поднимается дальше в гору. Большинство не решается на подъем, а мы рискнули. На всем протяжении тропа облагорожена: есть ступени и перила, которые старательно сливаются с окружающей природой. Наверху расположена бетонная смотровая. Вид с нее на Осаку позволяет оценить гигантские размеры города и проникнуться умением японцев строить среди гор.
Между водопадом и смотровой нам попались лишь несколько туристов-одиночек и пара групп из местных — пенсионеры, будто собравшиеся на встречу выпускников, и молодежь, которая уютно устроилась в лесу с портативным газовым мангалом. Еще наше внимание привлекла девушка-японка: она фотографировала мох между корней крохотного деревца.
Осакский залив — часть Внутреннего Японского моря в составе Тихого океана. На берегу находятся несколько крупных городов — кроме Осаки это, например, Кобэ. Аэропорт Кансай стоит на искусственном острове посреди залива.
Мы ездили к нему под конец светового дня, поэтому не рискнули платить за морскую прогулку. Есть два варианта экскурсии: на кораблике обычного вида и судне, стилизованном под каракку . Второй вариант показался мне эффектным, но не совсем натуральным. Билеты покупают в океанариуме «Кайюкан», который расположен тут же, на берегу, или на сайтах, например Tiket.com или Klook. Участники таких экскурсий рассматривают Осаку с палубы, как мореплаватели сотни лет назад.
Мы же просто прогулялись по берегу залива: посмотрели на пришвартованный круизный лайнер и колесо обозрения с красивой иллюминацией. Набережная чистая и ухоженная.
Квартал Дотонбори — шумное царство огней, центр ночной жизни и индустрии развлечений Осаки.
Мне бросились в глаза современные здания, движущиеся крабы на вывесках ресторанов, очереди на прогулку на катере по каналам и ни одного свободного места в барах. Хотя квартал не привлек — очень уж он людный, — о прогулке нисколько не жалею. Мы с интересом побродили по Дотонбори и помахали в ответ девушкам в костюмах горничных, кошек, вампиров и зайчиков, которые зазывали в заведения. Заходить не стали: решили, что комфортнее ужинать в районе гостиницы.
Harukas 300 — смотровая в здании Abeno Harukas, втором по высоте в Японии. 62-этажный небоскреб вздымается над городом на 300 метров. Обзорную площадку оборудовали на 60-м этаже, на высоте 288 метров.
Раньше я не поднимался на небоскребы. В итоге на смотровой мы провели около часа. Ночной вид на Осаку с окнами от пола до потолка и обзором на 360 градусов напомнил мне вид из иллюминатора самолета. Я не мог отделаться от мысли, что Abeno Harukas ничем не отличается от других высоток. В то же время осознал, что этот вид прекрасно демонстрирует, как огромен мир и сколько он дает нам возможностей развиваться и творить.
Скорее всего, днем мы смогли бы лучше рассмотреть Осаку и, вероятно, даже полюбоваться окружающими горами. Так пишут в отзывах на «Гугл-картах». Тем не менее вид огней ночного города не оставил нас равнодушными.
Посещение Harukas 300 обойдется в 2000 JPY (1255 ₽) с человека.
Teamlab Botanical Garden Osaka — это набор световых и лазерных инсталляций в Nagai Botanical Garden, ботаническом саду Осаки. Вечером туда идут, чтобы полюбоваться не растениями, а арт-проектом.
В парке мы увидели огромные фонари, движущиеся фигуры, проекции и услышали музыку. Все это создавало атмосферу музея современного искусства под открытым небом. Мне трудно передать, какие чувства в человеке может вызвать особым образом настроенный свет. Одно скажу точно: мне очень понравилось.
Часы работы светового шоу зависят от сезона, их проверяют на сайте. Не меняется только время последнего захода — 20:30. Мы покупали билеты у продавцов, которые уже сворачивали кассу. Заплатили по 2000 JPY (1255 ₽) с человека.
Сам ботанический сад при свете дня мы не посещали. В нем можно увидеть, например, эвкалипты и жакаранды. Вход платный — 200 JPY (125 ₽).
Квартал Ниппонбаши известен благодаря большому количеству магазинов, где продают аниме-товары: фигурки персонажей из мультсериалов, мангу и ранобэ , журналы, плакаты и другие. Также в этом районе много косплей-кафе, персонал которых одет в костюмы горничных или персонажей аниме. Набор блюд в таких заведениях минимальный.
Первое впечатление от Ниппонбаши было немного пугающим: он оказался пустынным. Но пока мы осматривали многоэтажный аниме-магазин, все кругом успело преобразиться: зажглись огни — и закипела жизнь.
Мы не могли покинуть осакскую Акихабару без сувенира: выбрали фигурку Аски Лэнгли Сорью за 2178 JPY (1366 ₽). Это один из центральных персонажей аниме-сериала «Евангелион» 1990-х годов. На мой взгляд, лучшие аниме создавали как раз в этот период.
Я однозначно советую посетить Ниппонбаши тем, для кого слова «манга», «аниме» и «ранобэ» не звучат чуждо. В противном случае тоже не проходите мимо. Вечером там можно посмотреть на еще одну сторону японской жизни. В Дотонбори тоже есть косплей-кафе, но он более людный и туристический, а Ниппонбаши — для японцев.
Квартал Синсэкай — еще один район развлечений. В Осаке это место ассоциируется с азартными играми: там скопление салонов игровых автоматов патинко и клубов маджонга.
Мы приехали в Синсэкай не в поисках приключений, а за ужином. При этом с уверенностью могу сказать, что народ здесь умеет развлекаться. Чего стоит возможность прокатиться по городским улицам на карте в костюме розового единорога! Я искренне позавидовал участникам такого автопробега. Сам бы на подобное не решился: так и не смог до конца перестроиться на левостороннее движение. Выпускать меня на дорогу было бы опасно для окружающих.
На фоне зданий района выделяется башня Цутэнкаку. Ее высота — 103 метра, хотя в это не веришь. В башне работает обзорная площадка, билет обойдется в 1000 JPY (627 ₽). Мы ранее посетили Harukas 300 и решили не подниматься на еще одну смотровую. Тем не менее смысл в этом есть: она расположена на 200 метров ниже Harukas 300 и позволяет разглядеть гораздо больше деталей.
Музей истории Осаки рассказывает о том, как развивался город с 7 по 20 век. Мне показалось, что в нем не так много экспонатов-подлинников, зато огромное количество миниатюрных и полноразмерных реконструкций. Это, например, дворец, театр, рынок, улицы. Макеты дают наглядное представление о жизни японского города в разные эпохи.
Надписи на табличках — на японском, с переводом на английский. Детям без знания языков, считаю, тоже будет интересно: можно выполнять всякие задания, например искать на макете города котенка, который спит на крыше.
Посещение музея стоит 600 JPY (376 ₽). Комбинированный билет в музей истории и Осакский замок обойдется в 1000 JPY (627 ₽) — купив его, можно немного сэкономить, если планируете заглянуть в обе достопримечательности. Музей занимает несколько этажей, так что в нем можно задержаться на пару часов.
Киото
Киото — столица Японии в 8—19 веках и один из самых популярных городов страны среди туристов. В нем сохранилось множество исторических построек и дух старой Японии.
В Киото советуют приезжать рано утром: тогда удастся избежать толп путешественников. Но мы смирились с мыслью, что после завтрака у нас мало шансов застать достопримечательности пустынными. И действительно: в начале одиннадцатого, когда мы туда приехали, город уже был переполнен.
Храмовый комплекс Фусими Инари посвящен Инари — божеству изобилия в синтоизме . Он расположен на холме, и его постройки соединены тропами, которые обрамляют оранжевые тории . Этих торий на холме более 10 тысяч, а стоят они так плотно, что образуют коридоры. Ради них сюда и едут туристы.
Улицы по соседству с Фусими Инари напоминают фестиваль. Кругом сувениры, девушки и бабушки в кимоно, тут и там что-то готовят и продают, а воздух переполнен всевозможными запахами. Из-за толп нам захотелось как можно быстрее уйти с нижней площадки храма. Мы пошли к вершине по удобной тропе. Путь наверх занимает один-два часа. По моим ощущениям, людно было на протяжении всего маршрута. На самой вершине — тоже, но там хотя бы можно спрятаться в лабиринте каменных построек.
Мне понравилось в Фусими Инари. Показалось, что тории не ограждают тропу, а ведут путника к загадочной вершине. Не упускайте шанс пройти дорогу в умиротворяющем одиночестве на рассвете. Днем место тоже достойно посещения.
Вход в Фусими Инари бесплатный. Храмовый комплекс открыт круглосуточно.
Кинкаку-дзи, или Золотой павильон, — буддийский храм, который построили в 14 столетии. В 20 веке он сгорел, и его, как и многие достопримечательности в Японии, реконструировали с нуля.
Второй и третий этажи святилища покрыты листами золота. Внутрь туристов не пускают. Для них организован круговой маршрут по саду на территории Кинкаку-дзи. Как мне показалось, задерживаться на нем не принято, поэтому ощущения скученности нет. Нам даже удалось полюбоваться им как следует, когда мы сворачивали на небольшие тупиковые тропы.
Сад выглядит невозможно естественным: камни и землю покрывают опавшие листья и мох, деревья цепляются за горные склоны странно изогнутыми ветками. Когда мы наткнулись на садовников и понаблюдали за их работой, поняли, каких неимоверных усилий требует эта природная красота. Например, мы заметили умело скрытые от глаз подпорки и растяжки, которые поддерживают деревья и направляют их рост, и геосетку на склонах.
Билет в Кинкаку-дзи стоит 500 JPY (313 ₽).
Сад камней Рёан-дзи. Рёан-дзи — буддийский храм 15 века. Туристов привлекает не само святилище, а сад камней при нем — площадка, засыпанная песком, гравием или галькой. В разных ее местах дизайнер размещает группы необработанных камней в окружении зеленого мха. На первый взгляд может показаться, что они разбросаны как придется, но это не так.
Я откровенно не верил, что удастся прочувствовать силу этого места. И ошибся: оно гипнотизирует. Мне хотелось сидеть на веранде с видом на сад и не уходить. Смотреть перед собой. Не думать, не мечтать, не строить планы, не загадывать. Принимать простоту и красоту сада камней.
Мне вспомнились школьные уроки мировой художественной культуры — МХК, — учитель и изображение сада Рёан-дзи в учебнике. Из всего курса МХК я по непонятной причине помню лишь этот сад камней и древнеегипетские храмы в Абу-Симбеле. Почему-то уже тогда на уроке я сидел и крутил в голове, увижу его или нет. В итоге увидел — и был неимоверно счастлив в тот момент.
Я готов был просидеть в саду камней сколь угодно долго, но дело шло к закрытию. Время работы зависит от сезона. За посещение платят 600 JPY (376 ₽). Даже если вы в Киото на один день, обязательно посмотрите на Рёан-дзи.
Киёмидзу-дэра. Этот буддийский храмовый комплекс основали в 8 столетии, но современные постройки относятся к 17 веку. Он раскинулся на склоне горы Отова, и с его территории открывается отличный вид на Киото.
Главный храм комплекса почти всегда переполнен туристами. Мы не стали задерживаться внутри. Смотреть на него со стороны показалось гораздо приятнее. Сооружение выглядит величественным. Непохожим на другие здания его делает конструкция из деревянных опор в основании.
Билет стоит 400 JPY (251 ₽). Часы работы проверяют на сайте Киёмидзу-дэра. Там же публикуют информацию о мероприятиях.
Кодай-дзи — буддийское святилище с садом, на которое мы наткнулись случайно. Думаю, в этом и состоит прелесть Киото: можно идти по городу и встречать по пути симпатичные места.
Мы побродили по территории, но не увидели ничего сверхъестественного. Просто еще один красивый японский храм. При нем работает небольшой музей — Kodaiji Sho Museum. Это комната с самурайскими доспехами, одеждой, оружием, украшениями. Ни одного экспоната, который бы вызвал неподдельный интерес.
Я решил написать о Кодай-дзи, потому что мы устроили там запоминающуюся фотосессию в ранее купленных юкатах . Перед этим спросили разрешения у сотрудников. Милые японцы не стеснялись делать нам комплименты — так, во всяком случае, мне казалось, ведь говорили они на японском.
За вход в храм платят 600 JPY (376 ₽). Билет покрывает и посещение музея.
Нара и окрестности
Нара — столица Японии в 8 веке. В городе множество исторических достопримечательностей. А еще он, судя по фотографиям в сети, населен исключительно пятнистыми оленями .
Парки с оленями — «Нобориодзи», «Рокуэн» и «Нара» — перетекают один в другой, границ между ними я не заметил. Ограничений по часам работы мы также не увидели. Вход бесплатный.
На подходе к паркам мы купили оленье печенье у одного из торговцев. Упаковка обошлась в 200 JPY (125 ₽). Столько печенье стоило везде в Наре — цена напечатана на упаковке.
Оленей в парках много. Большинство из них милые и не очень навязчивые. Они машут головой, ожидая угощения, но достаточно показать пустые ладони — и олень моментально теряет интерес к человеку. Мне понравилось контактировать с ними. При этом я заметил, что некоторым туристам приятен интерес оленей, даже если печенья у них нет. Олени следуют за ними, тянут за одежду, могут залезть в карман и укусить. Советую не увлекаться и не забывать, что это все-таки дикое животное.
Тодай-дзи — буддийский храмовый комплекс 8 века. Главное здание в его составе называется Дайбуцу-дэн. В нем посетители смотрят на 15-метровую бронзовую статую Будды. Дайбуцу-дэн — самая большая древняя деревянная постройка в мире. Меня поразил масштаб этого здания и размеры Будды.
Рекомендую также заглянуть в небольшой музей на территории комплекса, посвященный истории Тодай-дзи. Времени на него уйдет совсем немного, но что-то новое вы для себя наверняка почерпнете. Например, у меня вызвал удивление первый же экспонат: простые шарики — то ли стеклянные, то ли из полудрагоценных камней. Не совсем понятно, почему это музейный экспонат, что в них особенного? Ответ тоже простой: возраст — шарики изготовили в 8 веке, они ровесники 15-метрового Будды.
Дайбуцу-дэн и музей можно осмотреть по общему билету за 1200 JPY (753 ₽). Расписание работы уточняют на сайте.
Хорю-дзи — буддийский храм 7 века в поселке Икаруга рядом с Нарой. Он примечателен двумя самыми старыми строениями из древесины на планете. Это пятиярусная пагода и главное здание храма. Их неоднократно ремонтировали после пожаров, но в них все-таки уцелели фрагменты, которым более 1300 лет.
Когда мы добрались до кассы, оставалось около часа до закрытия. Билеты стоили дороже, чем мы привыкли, — по 1500 JPY (941 ₽), поэтому мы на секунду заколебались. Но нам не хотелось отступать, а тут еще кассир сообщила, что за оставшееся время мы успеем зайти только в два объекта на территории храма, и предложила заплатить по 750 JPY (470 ₽). Мы согласились.
Служащие уже суетились и закрывали двери и ставни, зато мы были на территории одни. У центральной пагоды сотрудник поторопил нас, предложив заглянуть внутрь, и пробил наши билеты дыроколом — видимо, это такая система учета количества посещенных объектов. Внутри пусто. А во второе из двух положенных нам по билету мест не попали. Но мы не расстроились из-за этого, а с удовольствием побродили по территории. Злоупотреблять гостеприимством милых японцев мы не стали и очень скоро вышли за «билетную территорию» — в сад, который окружает храм.
На примере Хорю-дзи я еще раз убедился, что японцы умеют заботиться о старом. Любая древность, пройдя через их трудолюбивые руки, не будет казаться ветхой.
Химэдзи
Химэдзи — небольшой город, где находится одна из самых узнаваемых достопримечательностей Японии — одноименный замок. Облик Химэдзи сильно отличается от мегаполиса Осаки: он малоэтажный, с соответствующими картинами обыденной жизни. Например, там непривычно широкие улицы, что резко бросается в глаза после узких улочек и тротуаров Осаки.
Замок Химэдзи — самурайская крепость, большинство построек которой относится к 17 веку. Ее вид меня поразил. Не могу передать эмоции, но точно скажу, что в Японии с этим замком не сравнится ничто из того, что я видел.
Снаружи замок очень простой — белые стены. И в то же время он невероятно изящный: изгибы и детали крыш создают неповторимый облик.
Гулять по территории можно свободно, а проход в главную семиярусную башню организован по круговому маршруту. Внутреннее убранство максимально аскетичное, зато с верхнего яруса открывается отличный вид на город. В стенах замка чувствуешь, будто паришь над округой. Этому способствует и то, что крепость расположена на холме. Уходить не оборачиваясь у меня не получилось.
Людей в замке было довольно много, хотя и меньше, чем в комплексе Фусими Инари, но мы были к этому готовы. Билет, который позволяет посетить замок и прилегающий сад «Кокоэн», обойдется в 1050 JPY (658 ₽).
Сад «Кокоэн» примыкает к замку Химэдзи. Одна из особенностей территории — пруд с карпами кои. Там невероятное количество этих огромных ярких рыб.
Перед посещением сада мы еще планировали погулять вокруг замка, но один старичок-японец серьезно настроился помочь нам «найти» сад. Обижать его не хотелось — пришлось следовать указаниям.
Пусть мы уже успели привыкнуть к красоте японских садов, Кокоэн все равно удивил. Именно в нем мы впервые увидели настоящий бонсай — копию дерева, выращенную в миниатюре, — и бамбуковую колотушку содзу, которая призвана отпугивать животных-вредителей. Ее часто показывают в фильмах и аниме. На мой вкус, она издает не самый приятный звук, но его определенно трудно с чем-то спутать.
Шоша — гора высотой 371 метр на северо-западной окраине Химэдзи. Там снимали часть сцен из фильма «Последний самурай». Но я не помню его настолько хорошо, чтобы соотнести кадры и увиденные места.
Подняться на Шошу можно по канатной дороге или пешком. Мы выбрали первый вариант, так как торопились. Пеший подъем занимает 45—60 минут. В кабине канатки нас сопровождала милая служащая, которая старалась поддержать диалог на английском.
Мы вышли на верхней станции и отправились к буддийскому храму Мани-дэн. Он расположен глубже в лесу, в 10—15 минутах от станции. Храм стоит на склоне, поддерживаемый столбами и обрамленный деревьями, как будто цивилизация туда и не заглядывала.
Перед прощанием с храмом мы ударили в колокол. Обратно спускались в кабинке, плотно заполненной японцами.
Прогулка по горе Шоша — хорошая возможность полюбоваться городом с высоты и отдохнуть в тишине старых храмов. Их там много, поэтому советую приезжать на гору на несколько часов.
Отель
Отель в Японии мы искали на разных сервисах. Одним из главных критериев была оплата российской картой. Нам приглянулся APA Hotel Osaka Tanimachi. Больше всего вариантов размещения в нем предложил сервис Путешествия в Т-Банке. За семь ночей мы заплатили 49 029 ₽ и получили кэшбэк 5883 ₽. Номер забронировали с опцией бесплатной отмены и включенным завтраком — для нас это было важно из-за стереотипа о дороговизне страны.
Кроме цены APA Hotel Osaka Tanimachi приглянулся нам из-за расположения. До метро Tanimachi Yonchome — 250 метров, до станции Temmabashi, откуда уходит поезд в Киото, — менее километра, до Осакского замка — 700 метров.
Позже мы узнали, что APA — огромная сеть отелей. Мы их встречали повсюду. Исходя из расположения гостиницы и облика постояльцев — как правило, мужчины в костюмах с минимальным багажом, — предположу, что предназначен он скорее для деловой аудитории, нежели для туристов. Для нас это не несло никаких минусов.
На стойке регистрации нас встретили приветливые девушки. Они говорили по-английски, быстро нас зарегистрировали и обеспечили талонами на завтрак на весь срок проживания. В здании есть два лифта — удобно, ведь наш номер оказался на седьмом этаже.
Сам номер небольшой, но уютный. Он вмещал все необходимое: кондиционер, телевизор, чайник, письменный стол. Разве что шкафа и сейфа не было. Японский текст на сантехнике продублирован на английском и картинками.
Ежедневно в номере убирались, меняли постельное белье, полотенца и юкаты. Вайфай работал исправно.
Наш современный отель позволил точнее прочувствовать уклад городской жизни. Мы с удовольствием возвращались в чистый, компактный и при этом удобный номер. Рады, что не прислушались к распространенным в интернете советам выбирать гостиницы в Дотонбори — более туристическом районе Осаки, — у станции метро Namba.
Если хотите погрузиться в историю, выбирайте рекан. Это традиционный японский отель с соломенными циновками татами и раздвижными дверями из бумаги на деревянном каркасе. Вместо кровати в номерах — футон , а привычной мебели вроде стульев нет. Реканы стоят в несколько раз дороже современных отелей, но постояльцы получают уникальные впечатления.
Еда
Японская кухня — экзотика российской ресторанной культуры начала 2000-х и главный конкурент итальянской пиццы в сфере доставки 2020-х. Нам хотелось сравнить местные блюда с тем, что предлагают в России.
Основным приемом пищи для нас стал плотный завтрак в отеле в формате шведского стола. Его подавали с 07:00 до 09:30. Рис, водоросли, фасоль, сосиски, мясные котлеты, свернутый в рулеты омлет — все было невероятно вкусным.
Полноценно обедать у нас не получалось. Из-за желания успеть везде мы перекусывали на ходу. Например, на берегу Осакского залива мы съели онигири — рисовые треугольники , обернутые в сушеные водоросли нори. В Наре взяли такояки — это кусочки осьминога, обжаренные в кляре.
В парке «Миноо» попробовали тайяки — печенье в форме рыбки с красной бобовой пастой. В магазинчике у отеля купили данго — рисовые колобки, политые сладким сиропом. Я сторонник горького шоколада и неприторных десертов, поэтому традиционные японские мне понравились. Тем, кто любит послаще, может показаться, что это вовсе не десерты.
Район между парком Осакского замка и нашим отелем — деловой. Там уйма местечек, где обедают и ужинают офисные служащие. Выбрать заведение сложно: хотя многие размещают меню перед входом, нас отпугивало отсутствие английского текста. Как-то даже пришлось уйти из приличного на вид ресторана из-за того, что официанты не понимали английского, а меню было лишь на японском.
Первое заведение, где мы поужинали, — Yokohama Uoman. Мы поддались на зов официантки: она вышла на улицу и рассказала, что у них есть меню на английском. Она сама поколдовала над нашими телефонами, чтобы подключить местный вайфай, и по QR-коду мы получили доступ к меню с картинками.
Кафе было наполнено шумными японцами, одетыми в костюмы. Они что-то готовили на небольших настольных жаровнях. На самостоятельные кулинарные подвиги мы не решились и выбрали рамен — блюдо с пшеничной лапшой — и морепродукты. Поначалу столовые приборы вызвали у меня замешательство, но уже первая порция рамена кроме брызг на толстовке подарила умение есть суп палочками. В дальнейшем в поездке у меня ни разу не возникло желания попросить европейские приборы. Палочки даже стали казаться более удобными, чем вилка.
За ужин из трех блюд мы отдали 2250 JPY (1412 ₽). Хотя мы не заказывали напитки, нам в самом начале принесли холодный зеленый чай, в счет его не включили. Чаевые в Японии оставлять не принято.
На второй день мы поужинали в круглосуточном ресторане с электронным меню на планшетах Sukiya Tanimachi 3-chome. Люди приходили туда есть, а не общаться: в какой-то момент показалось, что там не принято разговаривать, настолько сосредоточенно все поглощали еду. Еще меня удивило, что многие посетители разбивали в рис и лапшу сырые яйца.
Мы заказали по объемному блюду каждый, и ужин обошелся в 1570 JPY (985 ₽). Названий я не помню. Напитки мы не брали, сразу за стойкой нам дали холодную воду, слегка приправленную кофе. Думаю, рецепт такой: в большой объем воды добавляют немного сваренного кофе. Получается непривычный и интересный напиток, который освежает и бодрит.
Забавно, что справиться с дверью при выходе из ресторана самостоятельно у нас не получилось. Когда мы встретили такую дверь при свете дня, разгадали тайну управления благодаря английскому тексту на ручках: они замаскированы под кнопки, нажимаешь на нее — и дверь открывается.
Вечером третьего дня мы оказались в подземном ресторанном дворике на выходе со станции Temmabashi. Его названия я не запомнил. Официантки не понимали английского, но благодаря меню с картинками мы преодолели языковой барьер. Сначала нам принесли один рамен на двоих — и долго извинялись, когда поняли, что мы хотим по такой порции на каждого. Заплатили 2060 JPY (1292 ₽).
Чтобы наконец попробовать настоящие японские суши, мы вернулись в шумное заведение Yokohama Uoman. Мы не хотели копаться в недрах меню, заказали два наиболее разнообразных сета и быстро и с удовольствием их уничтожили. Позже мы выяснили, что съели, среди прочего, морского ежа. Все обошлось в 2746 JPY (1723 ₽). Несмотря на то что ресторан не специализируется на суши, ужин оказался очень вкусным и совсем не походил на российский вариант этого блюда.
Еще мы зашли в суши-ресторан с конвейерной лентой Kura Sushi. На входе получили в автомате чек с номером столика: нужно занять именно его, а не тот, что больше понравился. Далее мы при помощи планшета заказали еду, а в конце отправили тарелки в специальный приемник, который находится тут же, на столе. Потом мы отсканировали чек с номером столика в автомате на выходе и там же расплатились. Суши оказались вкусными и совсем недорогими. Мы ни в чем себе не отказывали — я попробовал даже вариант из взрослой рыбы фугу . Ужин на двоих обошелся всего в 1400 JPY (878 ₽).
В суши-ресторане Rokusen мы столкнулись с непривычными моментами. Например, в счет включили аперитив — крошечную закуску за 600 JPY (376 ₽). Ужин стоил дороже, чем обычно, — 3311 JPY (2077 ₽). Зато мы попробовали суши с жареным гребешком и китовым мясом — оно похоже одновременно на рыбу и мясо. Еще запомнилось, как стоявший перед нами повар приготовил сашими: он взял со льда кусок рыбы, порезал его тремя движениями ножа и украсил лимоном, васаби и неизвестными мне травами.
Транспорт
В Японии развитая транспортная система со строгим расписанием. В основном это железные дороги. По стране удобно передвигаться на синкансэнах — высокоскоростных поездах — и междугородних экспрессах. Еще есть пригородные электрички и метро в городах. Также по Японии можно путешествовать на автобусах. Расскажу, как мы перемещались.
Транспортная карта ICOCA перевозчика JR West — то, что нужно купить первым делом. Ее можно использовать в поездах и автобусах по всей стране, это очень удобно. Залог за карту составляет 500 JPY (313 ₽). В конце путешествия мы сдали ICOCA перевозчику и получили депозит обратно. На балансе у нас оставалось еще немного денег, примерно 240 JPY (150 ₽) на двоих, но нам их не вернули. Причину мы не поняли.
Мы оплачивали картами ICOCA весь транспорт в Японии: метро, поезда и автобусы. В поездках карту прикладывают к валидатору на начальной и конечной остановках, стоимость зависит от расстояния.
Из Осаки в Киото мы добрались где-то за полчаса, потратив по 400 JPY (251 ₽). В Осаке сели на поезд на станции Temmabashi, а в Киото вышли на Shichijo, где пересели на другой поезд, который довез до Fushimi-Inari Station рядом с храмовым комплексом Фусими Инари. Первый поезд имел статус Limited Express — он останавливается только на крупных станциях. Второй, Semi-Express, делает остановки чаще.
Маршруты и расписание можно уточнить на «Гугл-картах» и на сайте world.jorudan.co.jp. Когда мы ехали обратно, в Limited Express оставалось лишь одно свободное место, так что я простоял всю дорогу. Туристов в нем почти не было.
Из Осаки в Нару мы тоже ездили с одной пересадкой и без выхода на улицу на промежуточной станции. Вот как построили маршрут: сначала воспользовались метро от станции Tanimachi Yonchome до Tanimachi Kyuchome, а затем на поезде добрались от Osaka Uehommachi до Kintetsu-Nara в Наре по соседству с оленьими парками. Дорога обошлась примерно в 800 JPY (502 ₽) с человека и заняла около 35 минут.
Из Осаки в Химэдзи мы добирались так: первый сегмент пути — на метро от Tanimachi Yonchome до Higashi-Umeda, второй — на поезде JR West от Osaka-Umeda до Himeji. Если я верно помню, со станции метро на железнодорожную можно попасть, не выходя на улицу. Станция Osaka-Umeda — очень крупный транспортный узел: пришлось обратиться к служащему, который сориентировал нас, с какого пути отходит нужный поезд. Попасть в Химэдзи стоило 1800 JPY (1129 ₽) на человека, на дорогу ушло полтора часа.
Связь
Мой оператор предложил 1 Гб мобильного интернета и безлимит на «Яндекс Карты» на семь дней за 1899 ₽. На мой взгляд, разумное предложение. Я купил этот пакет, но почти не пользовался им в поездке, ведь маршрут мы с подругой проработали заранее и потом лишь уточняли детали — обычно по вечерам в отеле с бесплатным вайфаем.
«Яндекс Карты» оказались не нужны, так как они плохо знают Японию. Из картографических сервисов мы выбрали самый известный — «Гугл-карты» : заранее загрузили карты необходимых городов, но уже на месте у нас не получалось без подключения к интернету строить маршрут до заданной точки. При этом приложение отображало загруженную карту и наше место на ней. Чтобы не повторять нашу ошибку, скачайте приложение Maps.me, которое работает офлайн, в том числе прокладывает маршруты.
Мы хотели приобрести и японскую сим-карту — прямо в аэропорту. Сотрудник минут пятнадцать пытался подключить интернет. В итоге у него не получилось, и мы отказались от покупки. Сколько стоила симка и что это был за тариф, я не помню.
На Форуме Винского часто советуют взять в аренду в аэропорту роутер, но разобраться в условиях перед поездкой мы не успели. Опыт использования вайфай-роутера в Японии описан в другой статье Т—Ж.
Погода
Япония — большая страна, размером с Германию или Республику Бурятия. С запада ее омывает Японское море, а с востока — Тихий океан. Она вытянута примерно на 3000 километров с юго-запада на северо-восток, поэтому в зависимости от региона климат сильно различается. Например, на северном острове Хоккайдо зима морозная, а на южном острове Окинава средняя температура в январе составляет +21 °C. В целом, как и в России, в Японии четыре ярко выраженных сезона в течение года.
Высоких туристических сезонов два: осень, когда местные и приезжие любуются сменой окраса кленов, и весна — период цветения сакуры. Застать краснеющие листья на кленах можно с середины сентября на севере страны до конца ноября на юге. Разгар цветения сакуры приходится на конец марта — начало апреля. Прогнозы цветения сакуры по разным городам обновляют на сайте sakura.weathermap.jp.
Климат в Осаке теплый, с малым количеством осадков. Лето жаркое, а зимой температура не опускается ниже нуля. Когда мы были в Осаке и соседних городах в середине ноября, температура колебалась в диапазоне +10…20 °С. Погода напоминала сентябрьскую в средней полосе России. В Наре почти весь день шел небольшой дождь. В другие дни чаще была переменная облачность без осадков, удалось даже погулять в легких юкатах и не замерзнуть. Но иногда приходилось надевать теплые осенние куртки. Комфортная одежда для ноябрьской Японии — толстовка и плащ.
Безопасность
Япония — одна из самых безопасных стран мира. Например, она входит в первую десятку в рейтинге стран и территорий по уровню безопасности на Numbeo .
За время нашего короткого пребывания мы не столкнулись ни с какими проявлениями преступности. Тем не менее проговорю стандартный совет: вдали от родных мест стоит быть бдительным и аккуратным, особенно за границей.
Другие особенности Японии
Язык в стране — японский. Уровень английского разный: в аэропорту все служащие давали на нем советы, в одних ресторанах его отлично понимали, в других не знали ни слова. Часто незнание языка у японцев компенсируется желанием помочь, а у работников метро при себе бывают электронные переводчики — текстовые и иногда голосовые.
Мы заблаговременно загрузили пакеты русского, английского, китайского и японского языков в приложении «Гугл-переводчик» , чтобы использовать его без подключения к интернету. Еще оно умеет распознавать иероглифы при помощи камеры смартфона, но для этого понадобится сеть. Мы воспользовались этой функцией, например, когда потребовалось перевести иероглифы «мужчина» и «женщина» на дверях уборной. «Яндекс Переводчик» работает офлайн, в том числе с изображениями. Но в целом важная информация в транспорте и туристических местах продублирована на английском.
Часовой пояс. Время в Японии опережает московское на шесть часов. Когда в Москве 08:00, в Японии 14:00. Перестроиться оказалось на удивление легко — из-за длительного перелета, который сбил мне привычный режим.
Электричество. Японские розетки отличаются от российских по форме и напряжению, поэтому перед поездкой мы приобрели универсальные переходники.
Такс-фри. Во многих магазинах в Японии есть значки Tax Free — это значит, можно не платить НДС. По-другому система называется VAT Refund. Часто цену на товар указывают без учета налога — он составляет 8 или 10%. Существует ограничение на минимальную сумму покупки — от 5000 JPY (3137 ₽). Еще нужно показать загранпаспорт. Заполнять ничего не требуют. Скидку предоставляют сразу при приобретении товара.
Мы воспользовались системой такси-фри при покупке кроссовок и одежды в Осаке и кимоно — в сувенирном магазине в Киото. Сэкономили около 5500 JPY (3451 ₽).
Сувениры
Популярные японские сувениры — это, например, кимоно, гэта , алкогольный напиток сакэ, зонты, керамика, традиционные маски. Поклонники аниме увозят с собой фигурки персонажей мультфильмов и томики манги.
Изначально мы планировали сэкономить на сувенирах и ограничиться магнитами и подарками для близких. Но вышло иначе.
Больше всего на сувениры мы потратили в Киото. Рядом с Киёмидзу-дэра купили две юкаты за 11 637 JPY (7303 ₽). В саду камней Рёан-дзи не устояли перед интерьерным украшением — стихотворением на вертикальном листе бумаги за 1300 JPY (815 ₽). У Фусими Инари наткнулись на маску лисицы, набор для сакэ, несколько пар носочков для гэта, серьги с журавликами-оригами, магниты и открытки — 8185 JPY (5136 ₽) необязательных, но приятных трат.
На одной из туристических улочек Киото в небольшом магазине с товарами, посвященными котикам, мы купили два манэки-нэко за 2200 JPY (1380 ₽). Вежливый дедушка-хозяин поинтересовался, откуда мы, а когда узнал, начал увлеченно искать в своей нумизматической коллекции российские рубли. Она располагалась тут же, прямо среди товара. Я помог ему найти 100 ₽ и решил, что его порадует появление новых купюр. К сожалению, банкнот у нас с собой не оказалось, и мы подарили старичку монетки. В ответ он искренне порадовался и подарил нам набор из двух невероятно милых брелоков с котиками.
На одной из современных улиц Киото мы случайно обнаружили книжный комиссионный. Там было тесно, а владелец, казалось, не обращал на нас никакого внимания. Итог посещения — глянцевый иллюстрированный альбом The Hosokawa Family Eisei Bunko Collection и свиток с картиной в деревянной коробке. Обе вещи стоили по 1000 JPY (627 ₽).
Еще в Киото мы заглянули в магазин с антиквариатом. Нас привлекли коробки с виниловыми пластинками, которые продавец выставил прямо на улице. Мы приобрели стандартного размера пластинку с мелодиями оркестра Поля Мориа за 1500 JPY (941 ₽) и маленькую — с песнями японского исполнителя за 500 JPY (313 ₽). Что за музыкант, мы не знали — выбирали по обложке. Продавец предложил послушать ее на месте, но мы подумали: пусть будет сюрприз.
Хотя в Японии казалось, что найти в квартире пространство для всех сувениров будет сложно, на деле они радуют нас на очень заметных местах: например, свиток-картина из комиссионного украсила стену. И это даже с учетом того, что с некоторыми вещами, купленными в подарок друзьям, мы не сумели расстаться.
Итоги
Япония — потрясающая страна. У нас было совсем немного времени на знакомство с ней, и упускать ничего не хотелось.
Оглядываясь, могу смело сказать, что я доволен построенным маршрутом. Переделывать его практически не приходилось. Все запланированные места удалось посетить. Сильнее всего меня поразили замок Химэдзи и сад камней Рёан-дзи в Киото.
За неделю мы побывали в четырех городах, причем три из них — Киото, Нара и Химэдзи — это общепризнанные жемчужины. В Осаке тоже есть на что посмотреть, не говоря о крайне удобном расположении.
Приятным сюрпризом стал итоговый бюджет поездки. Мы предполагали, что нас ждут серьезные траты. В реальности же цены на транспорт, еду и развлечения не сильно отличаются, например, от московских. Отчасти поэтому мы позволили себе гораздо больше сувениров, чем планировали.
Не успев оторваться от взлетной полосы аэропорта Кансай, мы уже начали думать о следующем путешествии в Японию. Звучали такие идеи: весенний Токио, курортный остров Окинава, поездка на синкансэне к озерам у подножия Фудзиямы.
До сих пор у меня сохраняется стойкое чувство, что, пока в мире существует Япония, не имеет смысла ехать куда-то еще.
Потратили в Японии за 8 дней на двоих в 2023 году — 158 603 ₽ + 174 366 JPY (109 430 ₽) + 600 ¥ (7617 ₽)
Перелет из Москвы в Осаку и обратно | 90 968 ₽ |
Одежда и сувениры | 82 089 JPY (51 518 ₽) |
Отель в Осаке | 49 029 ₽ |
Еда | 29 557 JPY (18 549 ₽) и 7 207 ₽ |
Транспорт | 32 360 JPY (20 308 ₽) |
Достопримечательности и развлечения | 30 360 JPY (19 053 ₽) |
Сбор документов и поездка за визой | 7 700 ₽ |
Отель в аэропорту Пекин-Дасин | 600 ¥ (7617 ₽) |
Мобильный интернет | 1 899 ₽ |
Страховка | 1 800 ₽ |
Потратили в Японии за 8 дней на двоих в 2023 году — 158 603 ₽ + 174 366 JPY (109 430 ₽) + 600 ¥ (7617 ₽)
Перелет из Москвы в Осаку и обратно | 90 968 ₽ |
Одежда и сувениры | 82 089 JPY (51 518 ₽) |
Отель в Осаке | 49 029 ₽ |
Еда | 29 557 JPY (18 549 ₽) и 7 207 ₽ |
Транспорт | 32 360 JPY (20 308 ₽) |
Достопримечательности и развлечения | 30 360 JPY (19 053 ₽) |
Сбор документов и поездка за визой | 7 700 ₽ |
Отель в аэропорту Пекин-Дасин | 600 ¥ (7617 ₽) |
Мобильный интернет | 1 899 ₽ |
Страховка | 1 800 ₽ |
Новости, которые касаются путешественников, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_chemodan