Сколько стоит отпуск в Японии

66
Сколько стоит отпуск в Японии

Я много путешествую.

Аватар автора

Дмитрий Совьяк

съездил в Японию

В Европе мне все кажется примерно одинаковым, в США я был несколько раз и посмотрел многое, а Новая Зеландия слишком далеко. Поэтому в мае 2019 года я поехал в Японию.

По другим странам я предпочитаю путешествовать на арендованном автомобиле, но в Японии это делать дорого и сложно. Приезжему туристу лучше всего передвигаться по стране на общественном транспорте. В этой статье я расскажу, как самостоятельно организовать поездку по Японии, как там пользоваться общественным транспортом, а также как можно сэкономить в не самой дешевой для россиян стране.

Я съездил в Японию в мае 2019 года. Это Токио
Это тоже Токио
А это Осака

Как оформить визу

Туристическая виза в Японию для граждан России бесплатная. Получить ее легко.

Визу можно оформлять не ранее чем за 3 месяца до поездки. В большинстве случаев Япония выдает туристическую визу на 15-дневный срок. Информации по оформлению туристической визы в интернете много, я приведу свою небольшую инструкцию по самостоятельному получению.

Список документов для визы опубликован на сайте консульства и включает в себя:

  1. Два экземпляра анкеты с фотографиями.
  2. Загранпаспорт.
  3. Копию внутреннего паспорта — первой страницы и регистрации.
  4. Программу пребывания в Японии.
  5. Авиабилеты и брони жилья.
  6. Справку с места работы с указанием должности, стажа работы и размера зарплаты.

Для начала нужно заполнить анкету, для этого можно воспользоваться памяткой. Анкету можно заполнять как от руки, так и на компьютере, на английском или японском языке. В каждую анкету нужно вклеить заранее подготовленную фотографию 45 × 45 мм.

В обязательном документе «Программа пребывания» я указал города своей поездки, не вдаваясь в подробности: напротив большинства писал sightseeing, в пару последних дней в Токио — shopping. Также для каждого нового города я писал название, адрес и телефон отеля или гестхауса. Напротив первого и последнего дня я указал номера рейсов, которыми прилетал и улетал. Такой план поездки устраивает работников консульства.

Моя заполненная программа пребывания для консульства
Моя заполненная программа пребывания для консульства

Далее нужно подать документы в консульство — их принимают в рабочие дни консульства с 9:30 до 12:00. Предварительно записываться на прием не нужно. Действует электронная очередь.

По моему опыту, подача документов занимает от одного до двух часов: нужно передать документы в окошко работнику консульства и подождать в зале ожидания, пока их проверят. После этого работники консульства вызывают каждого заявителя, задают ему уточняющие вопросы, если есть, и сообщают дату, когда можно приходить за паспортом.

Документы по почте консульство не принимает, но те, кто живет не в Москве, могут подать документы через доверенное лицо. Для этого нужно в свободной форме написать доверенность и поставить подпись. Заверять доверенность у нотариуса необязательно.

В назначенный день нужно прийти в консульство к 14 часам и получить паспорт с готовой визой. Если нет замечаний к заявлению, визу выдадут на четвертый рабочий день после подачи документов.

Моя японская виза на 15 дней
Моя японская виза на 15 дней

Авиабилеты

Прямые рейсы в Японию выполняют «Аэрофлот» и Japan Airlines. С небольшими стыковками летает авиакомпания S7. Многие советуют при возможности брать билеты у Japan Airlines, потому что там вкусное питание, удобные кресла в экономклассе и хорошее обслуживание.

35 381 ₽
я потратил на авиабилеты

Я искал билеты без пересадки по маршруту Москва — Токио — Москва за полгода до поездки. В итоге взял в «Аэрофлоте», потому что они были на 6 тысяч дешевле, чем у Japan Airlines.

Мой билет по маршруту Москва — Токио — Москва
Мой билет по маршруту Москва — Токио — Москва
Билеты на мои даты в 2020 году у «Аэрофлота» стоят 34 214 ₽
Билеты на мои даты в 2020 году у «Аэрофлота» стоят 34 214 ₽
Билеты на те же даты у «Японских авиалиний» дороже на 6062 ₽
Билеты на те же даты у «Японских авиалиний» дороже на 6062 ₽

Как спланировать поездку

Многие едут в Японию в апреле — во время цветения сакуры. В это время там максимальное количество туристов. Российские майские праздники совпадают с японской «Золотой неделей» выходных, когда все японцы тоже едут путешествовать по стране. Я решил ехать сразу после майских праздников. Это время оказалось очень удачным: туристов уже не так много, цены еще не такие высокие, как летом, а на улицах еще не убийственно жарко.

Одна из главных вещей, которые предстоит сделать при планировании поездки в Японию, — это купить ваучер японских железных дорог JR Pass. Он продается только за пределами Японии и только для граждан других стран.

17 300 ₽
я потратил на ваучер японских железных дорог

Тем, кто живет в регионах, удобнее купить ваучер на сайте japan-rail-pass.com и заказать курьерскую доставку СДЭК. Срок доставки по России — 1—2 недели. Тем, кто живет в Москве, проще и быстрее купить JR Pass в офисе JTB в Москве. Я свой там и купил.

Ваучер JR Pass. В течение трех месяцев с момента покупки его надо обменять на проездной в Японии
Ваучер JR Pass. В течение трех месяцев с момента покупки его надо обменять на проездной в Японии

По приезде в Японию нужно будет обменять ваучер на проездной японских железных дорог JR Pass. Он дает право ездить на пригородных электричках и синкансенах — скоростных поездах, на локальных автобусах JR и на экспресс-поезде NEX из аэропорта Нарита в Токио. Доступны проездные сроком на одну, две и три недели. Я взял на одну.

Если вы планируете передвигаться по Японии на синкансенах между разными городами, JR Pass окупит себя очень быстро: транспорт в стране дорогой. Подробнее об использовании JR Pass и своих перемещениях по Японии я расскажу дальше в статье.

Поездки между городами в Японии удобнее всего планировать на сайте hyperdia.com. Там можно выбрать тип транспорта, даты поездок, рассчитать стоимость всех билетов по отдельности. Можно спланировать поездки, указав на сайте, что у вас есть проездной JR Pass. Тогда Hyperdia исключит варианты с поездами частных компаний, на которые проездной не распространяется.

В экспресс-синкансенах Nozomi и Mizuho проездной JR Pass тоже не действует, но действует в обычных: на сайте Hyperdia они обозначены как bullet train shinkansen.

В Японии общественный транспорт ходит по очень точному расписанию. Можно спланировать маршрут по минутам и не бояться коротких пересадок: как правило, везде все успеваешь, в том числе благодаря безукоризненной навигации.

Проносящийся без остановки синкансен
Проносящийся без остановки синкансен
Пример. Ищу на hyperdia.com билеты из Осаки в Никко. Исключил варианты с платными синкансенами и частными железными дорогами и выбрал опцию проезда по JR Pass
Пример. Ищу на hyperdia.com билеты из Осаки в Никко. Исключил варианты с платными синкансенами и частными железными дорогами и выбрал опцию проезда по JR Pass
В ответ сайт предложил мне вот такой маршрут с тремя пересадками, которым я и воспользовался. Без JR Pass я заплатил бы за билеты 10 150 ¥ без возможности бронирования мест в синкансене и 18 530 ¥, если хотел бы включить опцию бронирования
В ответ сайт предложил мне вот такой маршрут с тремя пересадками, которым я и воспользовался. Без JR Pass я заплатил бы за билеты 10 150 ¥ без возможности бронирования мест в синкансене и 18 530 ¥, если хотел бы включить опцию бронирования

Маршрут

Мой маршрут довольно обычный для первого посещения Японии, но в то же время позволяет получить представление о стране. Я провел 11 дней в крупных городах и маленьких поселках, передвигался на электричках, скоростных синкансенах, междугородних и городских автобусах, на канатной дороге и на корабле.

Вот мой маршрут: Токио — Фудзикавагутико — Хаконе — Киото — Нара — Осака — Никко — Токио.

Таблица моих передвижений по дням
Таблица моих передвижений по дням

При планировании поездки я в основном пользовался сайтом japan-guide.com. Он англоязычный, на нем много подробной информации по туристическим направлениям в Японии, а также есть удобные локальные карты местности, часто с привязкой остановок общественного транспорта.

Еще для планирования поездки я пользовался форумом Винского, где мне, например, порекомендовали посетить горный район Никко, вместо того чтобы проводить сутки в Осаке. Я так и сделал — и нисколько не пожалел.

В поездках мне важно фотографировать. Я часто проверяю найденные места или достопримечательности в поиске по локациям в Инстаграме и решаю, стоят ли они посещения.

Я давно мечтал побывать в уникальной своей историей и дизайном капсульной башне Накагин архитектора Кисё Курокавы в Токио. Здание жилое, просто так внутри побывать невозможно, поэтому я заранее заказал экскурсию на сайте showcase-tokyo.com. Ее проводит японская девушка-гид на английском языке. Стоит экскурсия 4000 JPY⁣ (2400 ₽), проходит раз в неделю по четвергам.

Капсульная жилая башня Накагин в районе Гинза, Токио
Внутри одной из жилых капсул. Площадь каждой — 10 м²
Город Хаконе недалеко от горы Фудзи
Нара — древняя столица Японии. В местном парке живет множество оленей, которые выпрашивают у туристов печенье
Бамбуковая роща в Арашияме, Киото. Днем в этом кадре было бы несколько десятков туристов, поэтому единственный способ увидеть это место без людей — приехать сразу после рассвета
Вид на Токийскую телебашню со смотровой площадки World Trade Center, вход — 620 ¥
Улица Дотонбори в Осаке
Вид на ночной Токио из бара «Нью-Йорк» на 52 этаже отеля «Парк-Хаятт»

Связь

Для навигации в Японии я заранее скачал в телефон офлайн-карты «Мэпс-ми», загрузил нужные области и сохранил в закладки выбранные места. Но мне нужен был интернет, чтобы строить маршруты на общественном транспорте через «Гугл-карты».

1636 ₽
я потратил на связь

Еще в Москве я решил взять в Японии местную симкарту, чтобы можно было пользоваться «Гугл-картами», онлайн-переводчиком, мессенджерами и Инстаграмом. Местная симка очень пригодилась: картами я пользовался ежедневно, за 10 дней мне не раз пришлось что-то объяснять японцам, часто не говорящим по-английски. Симка пригодилась и в самое первое утро, когда невозможно было не опубликовать в соцсетях запись о том, что я проснулся в Токио.

До поездки я купил местную симкарту на сайте klook.com. Там предлагают 3 Гб на 8 дней за 956 ₽. Так как я был в Японии 11 дней, взял две симки. Поискал и быстро нашел промокод на скидку — две симкарты со скидкой обошлись мне в 1676 ₽. В результате мне прислали ваучер, который я обменял на две симкарты на стойке в аэропорту Нарита.

Симкарты универсальные — я вставил одну в Айфон и сразу начал пользоваться японским интернетом. В целом всю поездку покрытие было стабильным, а интернет — быстрым.

Две симки обошлись мне с промокодом в 1676 ₽
Две симки обошлись мне с промокодом в 1676 ₽
Так выглядели полученные японские симкарты
Так выглядели полученные японские симкарты

Деньги

Перед поездкой я сделал мультивалютной одну из моих дебетовых карт Black. Выбрал валютой японскую иену. Так я избежал двойной конвертации и забыл о курсе доллара или иены по отношению к рублю.

Однако главным способом оплаты в Японии остаются наличные. Банковские карты не принимают во многих кафе и ресторанах. Прилетев в Японию, прямо в аэропорту Нарита я снял 49 000 JPY⁣ (29 400 ₽). У Т⁠-⁠Банка нет комиссии за снятие такой суммы, но почти у всех японских банкоматов она есть. Я заранее прочитал в интернете, что самая маленькая комиссия за снятие — в банкоматах банка Japan Post, которые есть в аэропорту Нарита. В моем случае комиссия банкомата составила 219 JPY⁣ (131 ₽).

Этот банкомат банка Japan Post — первое, с чем я столкнулся в Японии. Уже в тот момент я понял, что в следующие 11 дней мне придется непросто
Этот банкомат банка Japan Post — первое, с чем я столкнулся в Японии. Уже в тот момент я понял, что в следующие 11 дней мне придется непросто

Жилье

Все жилье в этой поездке я забронировал на «Букинге». Искал варианты с удобным расположением и, по возможности, с красивым видом из окна.

40 579 ₽
потратил на жилье за 10 ночей

Под все эти запросы я нашел недорогие варианты, при этом удалось обойтись без хостелов и капсульных отелей — все номера были отдельные и почти все с собственными ванными комнатами. В каждом из них были свои плюсы и минусы, но в целом все было одинаково.

Иногда с видами везет даже в недорогих отелях. Номер в отеле Super Hotel Lohas Akasaka в Токио стоил 5049 ₽ за ночь
Иногда с видами везет даже в недорогих отелях. Номер в отеле Super Hotel Lohas Akasaka в Токио стоил 5049 ₽ за ночь
Иногда с видами везет меньше. Номер в отеле Asakusa Hotel Hatago в Токио стоил 4460 ₽ за ночь
Самый красивый вид был в одноместном номере № 101 гостиницы Fujisan FBH в поселке Фудзикавагутико. Стоил 3854 ₽ за ночь
Номер в современном отеле Emblem Flow в Хаконе — 5471 ₽ за ночь
Номер в гестхаусе Kaede в Киото — 4133 ₽ за ночь
Классический номер в бизнес-гостинице недалеко от железнодорожного вокзала в Наре — 2248 ₽ за ночь

В горном городке Никко одним из немногих вариантов недорогого жилья оказался номер в традиционном японском стиле с удивительно высокой для него оценкой 9,2 и множеством хвалебных отзывов — и это притом, что у всех номеров была общая ванная комната. По фотографиям в комнате не было ничего особенного, цена казалась немного завышенной для такого варианта. Тем не менее я его забронировал.

Это оказался гостевой дом на несколько номеров, владельцами и единственными работниками которого была пожилая пара японцев. Они встретили меня необыкновенным теплом и заботой, но при этом по-японски ненавязчиво.

Пребывание у них показалось мне похожим на поездку к родной бабушке, только японской. Хозяева встретили меня на вокзале Никко, отвезли к себе на старенькой Тойоте, потому что лил беспросветный дождь. При заселении они показали мне мою комнату, куда сразу же принесли поднос с горячим чаем, а утром накормили домашним японским завтраком.

Номер в традиционном японском стиле с одним футоном — 2248 ₽ за ночь
Сразу после заселения мне принесли в комнату набор для чаепития
Утром моя новая японская бабушка накормила меня традиционным завтраком

Онсен. Я рекомендую по возможности выбирать в Японии жилье с онсеном.

Онсен — это традиционная японская ванна с горячей водой из натурального термального источника или с искусственно минерализованной водой. А главное — это отличное завершение дня после долгой прогулки.

В публичном онсене есть свои правила: его принимают без одежды, плавки и купальники можно не брать. Перед тем как опускаться в воду, нужно обязательно помыться. Делают это в специальных помывочных со всеми необходимыми средствами вроде геля для душа. Моются обычно сидя на маленьких табуретках.

Душ после онсена — на ваше усмотрение. По-моему, после термальной воды тело приятно пахнет минеральными солями. Хотя допускаю, что кому-то этот запах может и не понравиться.

Онсен с искусственно минерализованной водой в отеле Токио. Температура воды — +40,5 ºC
Тот же онсен, вторая ванна: +37,5 ºC, другой минеральный состав
Онсен с минеральной водой из природного источника на термальном курорте Хаконе
Раздевалка в онсене отеля Super Hotel Lohas Akasaka, Токио

Как правило, в онсен идут с двумя полотенцами: большим банным, чтобы вытереться в раздевалке, и маленьким, которое берут с собой в воду. Там его на время купания складывают кто куда: чаще кладут на голову, реже — где-то рядом. Главным образом маленькое полотенце нужно для того, чтобы хоть немного вытереться и не налить воды на татами в раздевалке.

Потратил на жилье в Японии 40 579 ₽

ГородГде жилНочейСтоимость
ТокиоSuper Hotel Lohas Akasaka211 098 ₽
Asakusa Hotel Hatago14460 ₽
КиотоKaede Guesthouse28267 ₽
ХаконеEmblem Flow Hakone15471 ₽
ФудзикавагутикоFujisan FBH13854 ₽
ОсакаSuper Hotel Osaka Natural Hot Springs12933 ₽
НараSmile Hotel Nara12248 ₽
НиккоRindou No Ie12248 ₽

Потратил на жилье в Японии 40 579 ₽

Токио
Где жилSuper Hotel Lohas Akasaka, 2 ночи
Стоимость11 098 ₽
Где жилAsakusa Hotel Hatago, 1 ночь
Стоимость4460 ₽
Киото
Где жилKaede Guesthouse, 2 ночи
Стоимость8267 ₽
Хаконе
Где жилEmblem Flow Hakone, 1 ночь
Стоимость5471 ₽
Фудзикавагутико
Где жилFujisan FBH, 1 ночь
Стоимость3854 ₽
Осака
Где жилSuper Hotel Osaka Natural Hot Springs, 1 ночь
Стоимость2933 ₽
Нара
Где жилSmile Hotel Nara, 1 ночь
Стоимость2248 ₽
Никко
Где жилRindou No Ie, 1 ночь
Стоимость2248 ₽

Транспорт

Первым делом расскажу о способах добраться из аэропорта Нарита в Токио и обратно. Их несколько:

  1. Железнодорожный экспресс Narita Express, или NEX. Идет от аэропорта до центральной станции Токио, в пути около часа. Стоимость — 3020 JPY⁣ (1812 ₽). На этот поезд действует проездной JR Pass.
  2. Железнодорожный экспресс Skyliner. Идет до станции Уэно, в пути около 50 минут. Стоимость — 2470 JPY⁣ (1482 ₽). Можно купить билет заранее на официальном сайте перевозчика за 2200 JPY⁣ (1320 ₽).
  3. Электрички линии JR Sobu Line — это более медленная и более дешевая альтернатива «Нарита-экспрессу». Идут до центра Токио, дорога занимает полтора часа с пересадкой, отправление раз в час. Стоимость — 1320 JPY⁣ (792 ₽). На электрички действует проездной JR Pass.
  4. Электрички Keisei Limited Express. Идут до станции Ниппори, в пути 75 минут. Стоимость — 1030 JPY⁣ (618 ₽).
  5. Автобусы Limousine Bus и Tokyo Shuttle Bus до центральной станции Токио. Стоимость «Лимузин-баса» — 3100 JPY⁣ (1860 ₽), «Шаттл-баса» — 1000 JPY⁣ (600 ₽). Время в пути — от одного до полутора часов, но может быть дольше из-за пробок.

Поскольку свой недельный проездной я планировал активировать только на третий день, а первые два провести в Токио, до центра я решил добраться самым бюджетным способом — на «Шаттл-басе». Я посмотрел загруженность дорог в Гугле и, несмотря на полдень понедельника, комфортно доехал до станции Токио за 65 минут. В автобусе работает кондиционер и есть бесплатный вайфай.

Обратно в аэропорт в последний день я добирался самым комфортным способом — на «Нарита-экспрессе», потому что у меня еще действовал JR Pass. Еще за несколько дней до возвращения в аэропорт я забронировал место на нужное мне время. Если есть JR Pass, бронирование бесплатное.

Мой билет на «Шаттл-бас». Место посадки в терминале 1 — автобусная остановка 31, в терминале 2 — остановки 2 и 19
Доехал до Токио за 65 минут
Внутри автобуса
Мой билет на «Нарита-экспресс»: четвертый вагон, место 6-D
В вагоне поезда «Нарита-экспресс»
В вагоне поезда «Нарита-экспресс»

Как пользоваться JR Pass

Купленный до поездки ваучер японских железных дорог можно обменять на сам проездной в одном из офисов компании JR или на любом вокзале.

Я активировал свой семидневный проездной на третий день поездки — на станции Одавара, по пути из Хаконе в Киото. В самом Токио обменять ваучер на JR Pass можно в аэропорту и на всех крупных станциях.

При оформлении JR Pass я сразу попросил сотрудницу забронировать мне место в ближайшем синкансене. Можно забронировать места в синкансенах на нужное время на всю неделю вперед, если вы так точно все спланировали. Но можно и не бронировать: я не бронировал места даже на поездки в выходной день, при этом всегда находил свободное место в нерезервируемом вагоне.

Ваучер именной, поэтому для оформления проездного нужно показать сотруднику офиса свой загранпаспорт
Ваучер именной, поэтому для оформления проездного нужно показать сотруднику офиса свой загранпаспорт
Билеты на два синкансена от станции Син-Осака до станции Уцуномия с 20-минутной пересадкой в Токио
Билеты на два синкансена от станции Син-Осака до станции Уцуномия с 20-минутной пересадкой в Токио
Мой проездной JR Pass на неделю
Мой проездной JR Pass на неделю

Поездки на обычных пригородных электричках JR впечатляют гораздо меньше. Зато по проездному они тоже бесплатные. Я пользовался такой электричкой в пределах Киото, а также при коротком часовом переезде из Киото в Нару. Для проезда в электричке билет оформлять не нужно, достаточно показать свой проездной сотруднику вокзала при проходе на платформу.

В самом Токио есть кольцевая линия Яманотэ. По JR Pass проезд по ней тоже бесплатный.

Внутри синкансена «Хикари», который идет из Одавары в Киото. От первой поездки в синкансене у меня было очень много впечатлений
В электричке из Киото в Нару
В электричке из Киото в Нару
Hakone Tozan Train идет от станции Гора до станции Одавара с пересадкой на станции Хаконе-Юмото. Дорога занимает около часа. Бонусом по пути красивые лесные и горные виды

Метро

Я ездил в метро в Токио, Киото и Осаке. В Токио я покупал проездной на 48 часов, а в Киото и Осаке пользовался разовыми билетами.

В токийском метрополитене работают два оператора поездов: Tokyo Metro и Toei. Я планировал передвигаться по многим районам города, поэтому еще в аэропорту Нарита взял проездной на 48 часов, который действует в поездах обоих операторов. В свой последний день в Токио я взял проездной только на поезда линии Tokyo Metro, поэтому мне пришлось выбирать станции этого оператора, чтобы не доплачивать. Это не очень удобно.

Стоимость проездного обоих операторов на 24 часа — 800 JPY⁣ (480 ₽), на 48 часов — 1200 JPY⁣ (720 ₽), на 72 часа — 1500 JPY⁣ (900 ₽).

Все станции в японском метро пронумерованы. Это удобно, чтобы не пропустить свою остановку и чтобы купить разовый билет. Его стоимость зависит от станции назначения.

Мой проездной на поезда обоих операторов токийского метро
Мой проездной на поезда обоих операторов токийского метро
Автомат по продаже билетов в метро Киото
Автомат по продаже билетов в метро Киото
Проездной токийского метро на 24 часа. Действует только в поездах оператора Tokyo Metro
Проездной токийского метро на 24 часа. Действует только в поездах оператора Tokyo Metro
В метро принято выстраиваться в очередь напротив обозначенных остановок вагонов
В метро принято выстраиваться в очередь напротив обозначенных остановок вагонов

Метро в Токио с первого взгляда сложное, но продуманное. Навигация на станциях почти всегда продублирована на английском, указатели встречаются часто, и на каждом написано расстояние в метрах до нужной станции или платформы. Особенно легко будет найти нужное направление поездов и нужный выход на станции, если заранее проложить маршрут в «Гугл-картах». Они даже подскажут, в какой вагон лучше сесть и в каком направлении идти к выходу.

Если бы я не пользовался проездным, то в «Гугл-картах» заранее бы узнал, какой стоимости билет мне приобрести для разовой поездки. Если взять билет меньшей стоимости, чем нужно, то на выходе придется доплатить.

Даже не вчитываясь в названия станций, будет легко не пропустить свою
Даже не вчитываясь в названия станций, будет легко не пропустить свою
Я еду по красной ветке M от станции 17 до станции 13. Без проездного поездка обойдется в 168 ¥
Я еду по красной ветке M от станции 17 до станции 13. Без проездного поездка обойдется в 168 ¥
1/2
Даже не вчитываясь в названия станций, будет легко не пропустить свою
В вагоне токийского метро в час пик
В вагоне токийского метро в час пик

Автобус

Иногда между городами удобнее и быстрее передвигаться на автобусах, чем на поездах. Я два дня путешествовал по окрестностям горы Фудзи и пользовался автобусами: сначала за три часа добрался из Токио в Фудзикавагутико, а на следующий день из Фудзикавагутико приехал в Хаконе.

Многие туристы покупают специальный трехдневный проездной для поездок по этой области — Fuji Hakone Pass. В него входит поездка от станции Синдзюку-Токио до Хаконе и обратно, а также право безлимитного проезда на всем транспорте в регионе.

Мой Фудзи-Хаконе-пасс. Для бесплатного проезда на местных автобусах достаточно показать его водителю
Мой Фудзи-Хаконе-пасс. Для бесплатного проезда на местных автобусах достаточно показать его водителю

Поскольку после Хаконе я направлялся в Киото и собирался активировать свой недельный JR Pass, то при покупке Фудзи-Хаконе-пасса мне предложили немного сэкономить. В итоге я оформил проездной только до станции Одавара, а там активировал JR Pass и пересел на синкансен. Оставалось только отдельно заплатить за билет на автобус от Токио до Фудзикавагутико.

В итоге я заплатил за Фудзи-Хаконе-пасс 6740 JPY⁣ (4044 ₽), а за автобус — 1950 JPY⁣ (1170 ₽). Фудзи-Хаконе-пасс из Токио и обратно стоил бы 9740 JPY⁣ (5844 ₽). Я сэкономил 1050 JPY⁣ (630 ₽).

Билет на автобус от станции Синдзюку в Токио до Фудзикавагутико
Выход на посадку на автостанции Синдзюку
Автобус до Фудзикавагутико

Если совершать разовую поездку на автобусе, а не путешествовать по проездному, то оплата проезда зависит от расстояния. В большинстве автобусов на входе нужно взять билет в автомате. На билете будет указан номер станции, на которой пассажир сел. А на табло над водителем будет таблица цен.

Заплатить нужно при выходе из автобуса. Оплату принимают наличными — монеты нужно опустить в автомат около водительского кресла. Также проезд в японском транспорте можно оплачивать транспортной картой Suica — это аналог московской «Тройки» и питерского «Подорожника».

Табло с расчетом стоимости проезда. Например, если я сел на начальной остановке (0), то при выходе на следующей остановке, Асиною, я заплачу 370 ¥, а если я сел на предыдущей остановке (4) и выхожу на следующей, то за проезд мне нужно приготовить 170 ¥
Табло с расчетом стоимости проезда. Например, если я сел на начальной остановке (0), то при выходе на следующей остановке, Асиною, я заплачу 370 ¥, а если я сел на предыдущей остановке (4) и выхожу на следующей, то за проезд мне нужно приготовить 170 ¥
Автомат для оплаты проезда на выходе из автобуса сам считает загруженную в него горстью мелочь и дает сдачу
Автомат для оплаты проезда на выходе из автобуса сам считает загруженную в него горстью мелочь и дает сдачу

Передвигаться по горному району Никко тоже можно только на автобусе. До Никко из Токио я доехал по JR Pass.

На автостанции в городе купил двухдневный проездной на автобус. Их несколько, я взял проездной за 2650 JPY⁣ (1590 ₽), по которому можно выходить на любых остановках и снова садиться в автобус.

Конечным пунктом маршрута была равнина Сэндзёгахара, где я отправился на хайкинг.

Двухдневный проездной на автобус. Для проезда достаточно показать его водителю
Двухдневный проездной на автобус. Для проезда достаточно показать его водителю
При покупке проездного предлагают взять карту района с привязкой номеров автобусных остановок и брошюру с расписанием движения автобусов
Irohazaka Winding Road — дорога по серпантину. Едем в тумане
Я вышел из автобуса на остановке № 24, где не было совершенно ничего, кроме густого тумана
Одинокий рыбак на озере Чузендзи
После мегаполисов вроде Токио или Осаки было приятно прогуляться по спокойным и безлюдным окрестностям Никко
Сэндзёгахара. По сути, это живописное болото с проложенной по нему деревянной мостовой

Отправка багажа

Одна из самых удобных особенностей путешествия по Японии — это доступная и развитая система доставки багажа между городами. Багаж можно сдать в аэропорту, на вокзале, в отеле, торговом центре или в обычном магазине 7-Eleven — и путешествовать налегке.

Я пользовался такой услугой дважды: сдавал багаж на ресепшене одной гостиницы и получал в следующей — в другом городе. Оба раза багаж доставляли за сутки.

Администраторы на ресепшене зарегистрировали мой багаж и оформили квитанции. При этом они измерили мой чемодан. Чемоданы, сумма трех сторон которых превышает 160 см, к отправке не принимаются. Сумма сторон моего чемодана — 100 см, это число администраторы обвели на квитанции. После этого чемодан взвесили и прикрепили к нему корешок оформленной квитанции. Вторую часть квитанции отдали мне.

1300 ¥
стоила отправка багажа из Киото в Токио

Отправка чемодана из отеля Токио в гостиницу Киото обошлась мне в 1300 JPY⁣ (780 ₽), второй раз я заплатил 890 JPY⁣ (534 ₽) за отправку в обратном направлении.

Квитанция для отправки моего багажа
Квитанция для отправки моего багажа

Еда

В Японии можно одинаково вкусно питаться как в кафе и ресторанах, так и покупая готовую еду в супермаркетах. В любом из повсеместно распространенных супермаркетов — 7-Eleven, «Лоусон», «Фреско» и других — готовая еда будет свежей, просто потому что к вечеру на таких прилавках почти ничего не остается.

Отдельного упоминания в разговоре о готовой японской еде заслуживают бенто. Бенто — это не просто готовая еда в супермаркете, это скорее полноценный упакованный обед. Как правило, он включает в себя рис, рыбу или мясо, часто с маринованными овощами. Киоски с бенто особенно популярны на вокзалах: японцы очень любят брать бенто на перекус в поезд.

Набор суши стоит 410 ¥. Все свежее и вкусное
Прилавок с готовыми суши в супермаркете Ogino в Фудзикавагутико
Обедаю в парке Оике на берегу озера Кавагутико: набор суши — 410 ¥, пирожное с заварным кремом — 150 ¥, чай — 100 ¥
Ужин из супермаркета Kohyo в отеле в Наре: роллы — 398 ¥ и 298 ¥, арбуз — 130 ¥
Один из киосков с бенто на вокзале Одавары
Бенто с креветками в темпуре, рисом и маринованными овощами — 1000 ¥, апельсиновый сок из вендингового автомата — 150 ¥

В японских кафе непременно стоит попробовать сытный и вкусный суп рамен и японские пельмени гёдза из тонкого теста со всевозможными начинками, приготовленные во фритюре или на пару.

Суши-баров в Японии очень много, но мне больше всего понравился формат с конвейерной лентой — кайтен-суши. Это очень удобно: в обычном японском суши-баре потеряться среди разнообразия меню легче, чем в местном метро, но в заведениях с конвейерной лентой весь ассортимент можно разглядеть, пока он проезжает у вас на уровне глаз.

Принцип работы подобных суши-баров такой: вся еда проезжает на тарелках разного цвета, у каждого цвета тарелки своя стоимость. Когда вы съедите все, что хотели, работник ресторана посчитает, сколько каких тарелок стоит перед вами. После этого он выпишет счет, его надо будет оплатить на выходе из заведения. Чаевые оставлять не нужно. Зеленый чай можно налить себе бесплатно, за деньги можно заказать пиво. Как правило, счет в таких суши-барах у меня составлял 700—900 ₽.

Помимо суши был один десерт, который я очень хотел попробовать в Японии. Это японский «хлопковый» чизкейк, который отличается от традиционного своей воздушностью и необычным вкусом. Я постоянно натыкался в Инстаграме на видео, в которых этот торт очень аппетитно трясся. В целом торт мне понравился, немного напоминает нашу творожную запеканку.

Рамен в токийском ресторане Ittenbari Ramen & Chahan Restaurant — 1000 ¥
В самые вкусные места в Японии я всегда стоял в очереди. Так было и в маленьком случайном ресторанчике Gyoza-No Umechan в Никко: самые вкусные гёдза я попробовал, отстояв в очереди 15 минут
Поужинал в суши-баре с конвейерной лентой. Разные цвета тарелок обозначают разную стоимость блюд
Самый вкусный японский чизкейк я нашел в пекарне Rikuro’s в Осаке. Цена за торт — 725 ¥

Что меня удивило в Японии

Длинные зонтики. Я взял с собой в поездку дождевик, но при первом же дожде в Токио понял, что что-то не так. Оказалось, тут никто не носит дождевики и не пользуется автоматическими раздвижными зонтиками. Вся улица идет под разложенными длинными зонтами.

Очереди. В очередь встают везде, где в нее можно встать: в ожидании автобуса, на перроне метро напротив обозначенных дверей вагонов. Очередь в кафе на завтрак, обед или ужин — тоже норма.

Пешеходная улица Такэсита в Токио
Пешеходная улица Такэсита в Токио
В очереди даже можно сидеть. Справа на фото — очередь на посадку в суши-баре Sushi no Musashi в Киото
В очереди даже можно сидеть. Справа на фото — очередь на посадку в суши-баре Sushi no Musashi в Киото

Раздвижные двери. Показалось, что в Японии самая большая концентрация раздвижных дверей в мире. Наверное, это из-за понятной экономии пространства. Раздвижные или откатные двери используют и в помещениях, и в транспорте, даже в автобусах.

Мало мусора, мало урн и очень чисто. Можно забыть об обычных мусорках на улицах. Их нет ни на автобусных остановках, ни возле дверей магазинов. В очереди на посадку в автобус в Хаконе пара туристов передо мной пила кофе из бумажных стаканчиков. Допив, девушка взяла пустые стаканы и пошла выбрасывать, но через несколько минут вернулась со стаканами в руках: ни одной урны в округе не было.

Точность в указателях метро — до метра. Это одна из самых удобных навигационных штук в Японии. Я люблю, когда все подписано, и наслаждался этими указателями. Они могут идти друг за другом, на них будет написано: Namba station ↑ 80 m, Namba station ↑ 40 m, Namba station ↑ 20 m. Нужно большое желание и умение, чтобы потеряться в переходах японского метро.

Все пронумеровано — а это я люблю не меньше, чем когда все подписано. Благодаря нумерации очень легко найти нужный выход из станции метро и не пропустить свою остановку.

Громкая связь в автобусах. Водители автобуса всю дорогу говорят с пассажирами по громкой связи. При всем стремлении японцев к тишине в общественных местах, мне было непонятно, почему у каждого водителя автобуса есть микрофон, в который они без умолку что-то говорят, а порой просто кричат. Меня не спасали даже наушники, за два часа поездки это утомляло.

Дальше — удивившие меня вещи на фотографиях.

Горячие ванны для ног в парке
Горячие ванны для ног в парке
Автомат для обертывания мокрого зонта пленкой
Автомат для обертывания мокрого зонта пленкой
Традиция снимать обувь везде, например перед примерочной
Традиция снимать обувь везде, например перед примерочной
1/2
Автомат для обертывания мокрого зонта пленкой
Невысокие дверные проемы
Невысокие дверные проемы

Выводы

Япония уравнивает в возможностях тех туристов, кто знает английский на уровне носителя языка, и тех, кто может только назвать столицу Великобритании. В Японии люди зачастую не говорят по-английски или говорят с непривычным для нас акцентом.

Важно другое: при этом японцы непременно стараются помочь. Одна японка внимательно выслушала мой вопрос два раза, достала смартфон, что-то сказала в него и протянула мне — там голос «Гугл-переводчика» продиктовал мне перевод ее ответа с японского на английский.

Совершенно точно не нужно бояться незнания японского: в крупных городах вся навигация дублирована на английском и хорошо продумана, а в маленьких она просто не нужна. На специальных уличных витринах при входе в японские кафе выставляют муляжи подаваемых блюд, чтобы было понятно, что тут можно съесть.

Я бы не назвал Японию дорогой для посещения страной. Большую часть затрат составляют билет и проездной, а на проживании при желании можно сэкономить. В Японии много хостелов, а в крупных городах есть недорогие капсульные отели. Еще можно сэкономить, покупая готовую еду в супермаркетах, но и еда в обычных кафе не то чтобы очень дорогая.

141 176 ₽
я потратил на 11-дневную поездку

Возможно, вы потратите на путешествие по Японии чуть больше, чем планировали: порой невозможно устоять перед потоком тарелок с суши, которые проезжают перед вами на конвейерной ленте. А может, наоборот, будете приятно удивлены итоговой суммой за поездку. Но точно могу сказать одно: впечатления от страны стоят каждой иены.

Всего потрачено за 11 дней поездки — 141 176 ₽

Жилье40 579 ₽
Авиабилеты35 381 ₽
JR Pass17 300 ₽
Покупки и прочие траты10 200 ₽
Еда в кафе13 710 ₽
Продукты8470 ₽
Проездные на транспорт в Фуджи-Хаконе и в Никко6900 ₽
Экскурсии и входные билеты3520 ₽
Связь1636 ₽
Отправка багажа по стране1380 ₽
Метро1350 ₽
Автобус750 ₽
Виза0 ₽

Всего потрачено за 11 дней поездки — 141 176 ₽

Жилье40 579 ₽
Авиабилеты35 381 ₽
JR Pass17 300 ₽
Покупки и прочие траты10 200 ₽
Еда в кафе13 710 ₽
Продукты8470 ₽
Проездные на транспорт в Фуджи-Хаконе и в Никко6900 ₽
Экскурсии и входные билеты3520 ₽
Связь1636 ₽
Отправка багажа по стране1380 ₽
Метро1350 ₽
Автобус750 ₽
Виза0 ₽
Дмитрий СовьякСколько вы готовы потратить на поездку в Японию?
  • Sveta PasechnikТоже была в Японии в мае 2019, потратила значительно меньше (это не хорошо и не плохо, т.к. у каждого свой бюджет), JR pass не брала, из Токио в Киото доехала на ночном автобусе (что довольно бюджетно), из Киото в Нару прокатилась на стандартном поезде (ехать недалеко), из Токио до Фудзи и обратно также на автобусе. В Токио жила в хостеле (где-то 1000р / ночь), в Киото в капсульном отеле, но капсула была как отдельный мини-номер (в районе 1500-2000р / ночь). + В отеле в Киото также был онсэн. Симку в Японии не брала и на связь не тратилась - практически везде можно поймать бесплатный вай-фай, а GPS работает и так. В общем, получилось бюджетно, но всё равно очень круто :)31
  • Алина МишуренкоВы продали мне отпуск в Японии! Еду туда в след. раз.16
  • Алина ВолковаБыли в Японии дважды с молодым человеком, тратили около 300 тыщ на двоих за 14 дней, все примерно как в статье делали ))) + wi-fi роутер переносной брали1
  • Татьяна ФедотоваДа, кстати, симку Klook использовала в Тае - оч. удобно. Плюс через них можно взять экскурсии и заказать такси, за это дают бонусы, на бонусы - экскурсии и такси етк1
  • ментальный застой желчиОктябрь 2018, две недели и 1 человек = 110,000. Из них 35,000 - перелет из Петербурга на связке S7+JAL. Сервис JAL на три головы выше Аэрофлота, поэтому при небольшом разрыве в цене рекомендовала бы к перелету выбирать именно JAL. Все остальные расходы - JR Pass, капсульные отели (которые кабинками, где больше места) и расходы на месте. Никакой экономии не было. Поеду еще раз обязательно - лучшее путешествие из всех, что были.3
  • Алена ЗиминаSveta, а сколько в итоге потратили, если не секрет?2
  • Sveta PasechnikАлена, не секрет, конечно, навскидку в пределах 40 тысяч за 14 дней + перелет.8
  • Антон ТарасовДмитрий, привет! Не понял из статьи два момента: 1)Кавагутико+Хаконе в одной поездке кажутся оверкиллом. Ради фоток поехали или какая-то другая цель была? 2)Переезд из Осаки в Никко за один день? Такая логистика чем-то конкретным вызвана или так получилось? Спасибо за статью, все важные моменты подробно расписаны. Особенно по проездным метро. Я в свое время послушал знатоков, и за 3 дня по Suica 4 тысячи рублей на двоих прокатали в Токио.1
  • Cat Ladyбыли в Японии на новый 2019й год, потратили около 500к на двоих за примерно 16 дней. Это перелет Москва - Токио - Москва, потом Токио - Саппоро - Токио, вместе с горнолыжными чехлами в пиковые даты (получилось около 20к за внутренний перелет с человека, а за международный переле в новогодние даты 36к аэрофлотом, билет брали то ли в мае, то ли в июне), плюс дорогая горнолыжка (скипассы, еда на горе), жили в домике в деревне и катались по разным курортам 8 дней. Со снегом повезло почти во все дни, откушали шикарного японского паудера. Попробовали разные онсэны, они в этом горнолыжном районе все натуральные, но в основном очень горячие. Очень круто было переходить на другую сторону горы по хребту, где нет подъемников, при плохой видимости и с сильным ветром, а потом спуститься и сразу отмокать в онсэне под открытым небом ^_^ Потом неделя в Токио (мало что успели посмотреть, в основном глазели по сторонам). Сходили в театр кабуки (Кабукидза), там есть спец билеты по 1000йен на часть представления (так традиционные представления кабуки разделены на несколько частей, часто не связанных по смыслу, и идут весь день, одна часть примерно час, плюс-минус). Пересылка багажа крутая штука, но она очень осложняется и дорожает, когда нужно отправить большой чехол, да еще и в отдаленную деревню. Да, очень дорого, но я ни о чем не жалею, воспоминания о каталке и онсэнах до сих пор греют)) В этот новый год опять едем туда, досматривать что не успели в Токио, кататься на другом курорте, и попробуем захватить Осаку3
  • Evgeni KimСобираюсь в Токио на зимние каникулы. Билеты вышли 20 тысяч. Номер в отеле в районе Синдзюку 27 тысяч за 6 ночей. В плане географии ограничусь только Токио, поэтому JR Pass не беру. Оставшийся бюджет в районе 60-80 тысяч планирую потратить на еду, шоппинг и достопримечательности (уже купил билет в музей Гибли)3
  • Alex TarasovСпасибо за такой интересный обзор! Я лечу точно в ваши даты в грядущем году (просто день в день), очень полезно.2
  • Виталий ВеберЕще один гайд по путешествию в Японию, которую заберу себе на заметку. Теперь нужен обзор очень бюджетного путешествия в Японию. Прям хардкорный, чтобы экономия максимально на всем4
  • Дарья ДуховенкоВиталий, подойдёт 56 000 на человека за 10 дней за все, включая билеты?5
  • Дарья АндреевнаАнтон, хостелы, рёкан (с горячими источниками внутри и под открытым небом), каучсерфинг и урбан кемпинг (можно и без таких радикальных способов, конечно, но есть куча плюсов: вылез из палатки и сразу вышел к Фудзи, или оказался в обществе стаи тануки). Ну и передвигались не синкансенами, соответственно, а автобусами, локальными ж/д и чуть-чуть автостопом.4
  • Дарья АндреевнаВиталий, урбан кемпинг/каучсерфинг и автостоп в помощь :)0
  • Dmitriy NovikovСпасибо автору за полезную статью, узнал много нового) Небольшое уточнение по визе (получал на днях). Распечатанные брони с букинга не нужны (нет в списке документов, не спрашивают в посольстве). Помимо справки с работы лучше ещё добавить выписку из банка обязательно с «мокрой» печатью. Если не полениться и написать сопроводительное письмо в свободной форме с описанием почему вам нужна многократная виза, можно получить мультивизу)4
  • Сергей БурмистровSveta, какая-то совершенно нереальная сумма, как можно уложиться в 40 тысяч за 14 дней, когда одна только еда должна обойтись минимум в 15 тысяч и то, если питаться одними магазинными бенто, а если есть по-нормальному, то уже 25. Если к этому приплюсовать пусть даже на все дни дешёвые капсульные отели, то бюджет уже заканчивается...0
  • Sveta PasechnikСергей, у меня довольно богатый опыт бюджетных путешествий и я не наедала на 1000р в сутки. 40 тысяч - сумма навскидку, но максимум (самый-пресамый максимум) - 45, точно не больше. Я посмотрела в выписке по счёту в йенах (открывала его специально к поездке), там сумма 27 493 йены. Это вся еда + билет на поезд + футболка из юникло. Примите мысль, что люди могут тратить разные суммы в поездках.8
  • Виктория МатвееваДарья, мне расскажите пожалуйста!!)0
  • Sveta PasechnikСергей, для вас, видимо, будет сюрпризом, что время от времени можно покупать ингредиенты и готовить. Переубеждать вас дальше смысла не вижу, вам судя по всему, гораздо лучше знать, как же я путешествовала с моим скромным бюджетом.3
  • Sveta PasechnikСергей, плюс, вы, видимо, забываете, что деньги с карты можно снимать в банкоматах и расплачиваться дальше наличными...1
  • Vitaly MalakhovВ комбини FamilyMart можно снимать деньги без комиссии банкомата, удобно, учитывая что они распиханы по несколько штук на район.5
  • Moonlight CatВиталий, можете меня спросить. Ну, правда, для совсем хардкора нужно не брать JR Pass, но без него посмотреть несколько городов будет тяжело.0
  • Moonlight CatДарья, в Японии удивительно непросто с cs. Вероятно, потому, что почти все живут в комнатах размером с кровать.0
  • Виталий ВеберДарья, Интересненько:)0
  • Sveta PasechnikСергей, должна отдать должное упорству, с которым вы пытаетесь доказать, что кто-то в интернете неправ. Я не могу похвастаться такой же страстью к спорам, так что просто оставайтесь при своем мнении. Переубеждать вас бессмысленно.6
  • Игорь РосляковДмитрий, спасибо за статью, она классная и полезная! Готов был бы потратить такую сумму, но один не поеду — только с женой и как минимум 1-м ребенком) По вашему опыту, думаю, расходы на такую же поездку на 2,5 человек можно уложить в 300-320 000р1
  • Анастасия ХанинаСобираюсь на НГ в Японию, спасибо за статью. Хотела бы чуть-чуть добавить информации по визе в Санкт-Петербурге: 1. Справка с работы не обязательна, обязательна выписка со счета на конкретную дату, за ней отправят обязательно, и она обязательно должна быть с "мокрой" печатью. 2. При наличии внушительной суммы на счете и сопроводительного письма, можно сразу просить мультивизу. По поводу проездных, заказывала на 2 недели здесь https://www.japan-rail-pass.com/book-jrp/cart. Доставка стоит 13 долларов, привезли за 3 дня. Также у них же брала симку на 16 дней безлимитную, стоимость 30 долларов. В совокупности получается дешевле, чем в агентствах.2
  • Tatiana RomanovskayaОдна из немногих толковых и адекватных статей по поездкам в Японии! Спасибо, Дмитрий! Прожила там в свое время 7 лет, поэтому могу оценить подачу информации)) Добавлю еще, что плюсом приобретения авиабилетов в JAL является включенный внутренний перелет в обе стороны в любой из городов Японии бесплатно! Ну, и всем желающим посетить эту прекрасную страну рекомендую журнал КiMONO https://kimonoimag.ru/vse-vypuski В каждом номере есть гид по определённому району Токио и какой-то префектуре и много интересной и полезной информации о современной Японии. P.S.: складные зонты в Японии есть тоже) но трости более прочные и надежные при сильных порывах ветра. Но даже им не всегда под силу достойно выдержать удар тайфунов, которых в Японии очень даже много)))3
  • Andrey NovikovОтличный обзор с кучей фишечек, которые бы помогли мне сэкономить! К нему есть несколько дополнений: 1. У Japan Airlines уже довольно давно есть крутая акция — при покупке перелёта Москва-Токио-Москва можно купить внутренний перелёт по Японии туда-обратно почти нахаляву (платятся только аэропортовые сборы), а так же перелёт Питер-Москва-Питер, и со скидкой — перелёты по России до Москвы (на S7). Это работает при покупке онлайн, единственное ограничение — нужно купить все полёты за один раз, скидка применяется автоматически. Для поиска дешёвых билетов нужно заранее посмотреть в какие даты дешёвый перелёт Москва-Токио-Москва и потом уже бронить всё сразу в выбранные даты. http://jal787.ru/offer/ 2. В комбини сети 7-Eleven в банкоматах можно снимать наличные с Tinkoff Black вообще без комиссии (иеновый счёт рулит). 3. Чтобы не париться с оплатой проезда в автобусах, электричках и метро (высчитывать зоны, не забывать брать билетик на входе в автобус, вот это вот всё), настойчиво рекомендую сразу же обзавестись транспортной картой SuiCa, закинуть на неё денег и пользоваться ей. Пикнул на входе в автобус, пикнул на выходе — нужная сумма списалась автоматом. Удобно! 4. Кроме «большого» всеяпонского JR Pass на неделю, есть региональные JR Pass — они дешевле. Например, я брал Touhoku JR Pass, который стоит на треть дешевле, а действует 5 любых дней из 14-дневного периода на все поезда от JR в регионе Тохоку — это Токио, его окрестности (Иокогама, Камакура) и вся часть острова Хонсю на север от Токио (Акита, Аомори, Сэндай, …)8
  • felidaeДарья, не вижу билетов дешевле сорока тысяч.0
  • Moonlight CatAndrey, потом с этой Суики спишется за каждую поездку... проще купить суточный на метро0
  • Светлана СеменоваSveta, добрый вечер! Я тоже хочу в Киото на ночном автобусе..Подскажите, пожалуйста, уровень комфорта..и вы не пользовались проездными на 3 дня? Как по ним бронировать места в автобусе?0
  • Pavel Korchaginfelidae, с пересадкой в Новосибирске S7 есть билеты по 22 тысячи.0
  • felidaePavel, более чем отлично, ещё и почти каждую субботу.0
  • Евгений ТишкинНа двоих за 14 дней около 150 тыс. Но перелет был за мили. JR Pass покупали, без него ну просто никак. Связь покупали симку внутри страны. Япония просто идеальна на google maps, поэтому нужен мобильный интернет. По карте чувствовал себя как дома. Заблудиться не возможно. Япония самая крутая страна из всех моих 55 посещенных. Другой мир. Другая планета. Другие люди.2
  • Олеся ПлещинскаяРеспект автору! Ну ооочень полезный материал!1
  • Albus LeosУ меня вопрос: как взаимодействовать с японцами в тех же магазинах, хостелах, если большая часть не понимает английский и я не буду понимать их ответов. Боюсь языковой барьер будет преградой для отдыха.0
  • DmitryНадежда, я жил в Японии через CS, правда, в 2010-м. Месяц путешествовал по стране, объехал всю с юга на север. Масса предложений была на CS, причем все квартиры были очень просторные (по московским меркам). На самом деле, в Японии не так уж и много людей живут в комнатах размером с кровать, большинство живут просторно.1
  • Максим МалыгинЧот люди дизлайки посыпали, так что я поясню свой вопрос: Если человек летит из одного места и проведёт в Японии шесть дней, и если он полетит из другого места и проведёт в Японии шесть дней, то между этими путешествиями разница будет только в длительности перелёта. Почему Сергей считает, что в зависимости от места вашего вылета, путешествие может быть либо "ок планом", либо "пустой тратой времени"? Это не имеет ни какого смысла. Если у вас есть что сказать за или против, то будьте добры оставить свои аргументы.1
  • Максим СапрыкинSveta, сколько потратили в сумме?0
  • Moonlight CatAlbus, а зачем там взаимодействовать? Пояснить, куда вставлять карточку или сколько платить, можно и не зная вообще никакого языка0
  • Moonlight CatDmitry, CS довольно сильно поменялся за десять лет, как минимум, там теперь нельзя рассылать неограниченное количество сообщений без верифицированного (оплаченного) аккаунта. Да и вообще во всем Токио нашлось около сотни активных хостов((0
  • DmitryНадежда, а зачем неограниченное? Мне хватало 2-3 обращений :) правда, не в Токио, а в провинции. В Токио я останавливался у друзей-экспатов0
  • DmitryНадежда, а насчет комнат размером с кровать — моя сестра постоянно живет в Японии больше 10 лет недалеко от Осаки. Последние 9 лет они с мужем снимают немаленький такой двухэтажный дом. При этом они люди весьма скромного достатка (ученые). И так в Японии живут многие. Это миф — про распространенность комнат размером с кровать0
  • Moonlight CatDmitry, мы искали хостов в Токио и Киото - нам и ответили всего раз 10, в основном отказом. На одну ночь мы попали к отличной семье в Токио, там и оказалось, что нам могут постелить на полу, в пространстве между телевизором и холодильником на встроенной кухне) хозяева спали в соседней комнате, шириной в кровать и длиной в две) Претензий никаких, мы отлично провели время, но все же...0
  • Альберт БабенкоНе более этой суммы на человека.0
  • Nikita ZyryanovВ этом году потратил на билеты из Екатеринбурга в Токио и обратно 24к, подобные цены были и на октябрь, но в связи с обстановкой даже не знаю...0
  • Igor DSveta, тоже бюджетно езжу по странам, и тоже постоянно слышу таких неверующих)0
  • Pavel II ErmolinВ чём заключается трудность путешествия по Японии на машине?0